Кишори Амонкар
Кишори Амонкар | |
---|---|
![]() Видуши Кишори Амонкар | |
Справочная информация | |
Рожденный | 10 апреля 1932 г. [1] Бомбей , Президентство в Бомбее , Британская Индия |
Умер | 3 апреля 2017 г. Мумбаи , Махараштра , Индия | (84 года)
Жанры | Классическая музыка хиндустани |
Инструменты | Вокал |
Награды: Падма Вибхушан , 2002 г. |
Кишори Амонкар [а] (10 апреля 1932 — 3 апреля 2017) — индийский классический вокалист. [3] принадлежность к Джайпурской гхаране , или сообществу музыкантов, разделяющих особый музыкальный стиль. [4] Она считается одной из выдающихся классических певиц Индии. [3]
Она была исполнительницей классического жанра кьял и лёгких классических жанров тхумри и бхаджан . Амонкар тренировалась у своей матери, классической певицы Могубай Курдикар, также из Джайпурской гхараны , но в своей карьере она экспериментировала с различными вокальными стилями.
Карьера [ править ]
Обучение [ править ]
Первоначальное музыкальное образование Амонкар получила у ее матери, классической вокалистки Могубай Курдикар . [5] В интервью она заявила, что ее мать была требовательной учительницей, сначала обучая ее, напевая фразы и заставляя Амонкара их повторять. [5] На ранних этапах своей карьеры она ездила с матерью на выступления, аккомпанируя ей на танпуре, пока пел Курдикар. [5]

В начале 1940-х годов молодой Амонкар начал получать уроки вокала по классической музыке хиндустани у Анджанибая Малпекара из гхараны Бхендибазар , а позже прошел обучение у наставников нескольких других гхаран . [6] Среди ее наставников были Анвар Хусейн Хан из Агры-гараны , Шарадчандра Аролкар из Гвалиора-гараны и Балкришнабува Парваткар. [5] Амонкар, в частности, отметил, что Анджанибай научила ее технике менд , или скольжения между нотами. [6]
Техника и стиль [ править ]
«Нет ничего, что называется гхараной. Есть только музыка. Она связана с этими гхаранами, и это похоже на разделение музыки на определенные касты. Не следует учить учеников ограничениям этого искусства. Их нет. Но нужно понимать грамматику. Вот почему человека учат аланкаарам, рагам». [5]
- Амонкар о гхаранах

Более поздние работы Амонкар в области легкой музыки реформировали ее классическое пение, и она изменила свой стиль исполнения Джайпурской гхараны , применив черты других гхаран . [7] Ее хвалили и критиковали за то, что она раздвинула границы джайпурской традиции. Она была романтиком, и в ее подходе эмоциональное выражение ставилось выше традиций, поэтому она часто отступала от ритмических, мелодических и структурных традиций Джайпурской гхараны. [4] Амонкар раскритиковал идею о том, что музыкальные школы или гхараны определяют или ограничивают технику певца. Амонкар заявила, что, хотя техника и методы Джайпурской гхараны составляют основу ее стиля, она выполняет несколько ее вариаций, включая использование алапчаари или ослабление связи между ритмом и нотой. [8]
Амонкар выразила свое мнение о том, как следует проводить музыкальное образование, подчеркнув важность предоставления студентам возможности выйти за рамки повторяющихся техник и изучить инструменты, которые позволят им импровизировать самостоятельно. [5] Она благодарит свою мать за то, что она использовала этот подход для ее обучения, отмечая: «Ты должна ходить и бегать самостоятельно. Гуру дает тебе силы, чтобы ты мог это делать. Если ты этого не делаешь, то ты остаешься обычным. Моя мать убедился, что я не обычный». [5] Она отметила, что тренировки — это непрерывный процесс, и заявила в интервью, что часто слушала собственные записи выступлений, чтобы проанализировать и улучшить свою технику. [5]
Амонкар подчеркнула эмоции и духовность как важные части своего пения, заявив, что «для меня это (музыка) - это диалог с божественным, это интенсивное целенаправленное общение с высшим другим». Она часто говорила о музыке как об акте сублимации, отмечая, что это садхана (средство) для достижения садхьи (пункта назначения). [9]
книгу В 2010 году она опубликовала на маратхи под названием «Сварартха Рамани» , в которой изложила свои взгляды на музыкальную теорию и практику. [10]
Классический вокалист [ править ]
Карьера Амонкара как классического вокалиста развивалась в 1960-70-е годы. До этого она ненадолго прекратила выступления из-за болезни, повлиявшей на ее способность петь. Амонкар сказала, что она использовала этот перерыв в своей карьере, чтобы обдумать и развить свой собственный стиль пения, выходящий за рамки классических школ ( гхараны ) музыки. [5]
Амонкар также рассказала об отношении к женщинам-исполнителям как к классическим музыкантам, отметив, что опыт наблюдения за выступлением ее матери сформировал ее собственный подход к профессионализму и справедливому обращению, особенно когда дело касается обеспечения хорошей оплаты музыкантам за их выступления. В одном примечательном случае она отказалась выступать из-за плохого поведения публики, подчеркнув важность уважения к исполнителям во время концерта. [5]
Она создала множество композиций для ряда раг . [11] [12] Амонкар также был популярным оратором и путешествовал по Индии; она была наиболее известна своими лекциями о роли расы (чувств или эмоций) в музыке. [4]
Легкие классические и популярные жанры [ править ]
Помимо своей карьеры классической вокалистки, Амонкар была известна своими исполнениями более легких классических произведений с широким репертуаром тумри и бхаджанов , а также некоторыми исполнениями для саундтреков к фильмам. [13] Она пела для саундтрека к хинди-фильму 1990 года « Дришти» . Она заинтересовалась музыкой для фильмов и спела репродукцию к фильму 1964 года «Гит Гая Патарон Не и Дришти». Она решила и дальше держаться подальше от музыки для фильмов, потому что считала, что она ставит под угрозу свару в текстах, важнейший элемент любого музыкального жанра. Также ее мать Могубай Курдикар не одобряла работу над музыкой для кино; Сообщается, что Курдикар сказала Амонкару, что ей будет запрещено прикасаться к танпуре ее матери, если она продолжит работать в киноиндустрии.
Личная жизнь и смерть [ править ]
Кишори Амонкар родился 10 апреля 1932 года в Бомбее. [4] Ее отец умер, когда ей было 7 лет, оставив Амонкар и двух ее младших братьев и сестер на воспитание в основном их матери, классической вокалистке Могубай Курдикар . [5]
Кишори был женат на Равиндре Амонкар, школьной учительнице. У пары было двое сыновей, Бибхас и Нихар, которым сейчас обоим за шестьдесят. [14] Иногда ее также описывали как «темпераментную». [12] Отвечая на эти комментарии, Амонкар заявила, что эта репутация, возможно, связана с ее настойчивым требованием уважительного отношения к исполнителям, а также с тем фактом, что она предпочитает проводить время перед концертами в одиночестве и подготовке, а не общаться с коллегами-музыкантами. Амонкар заявил: «Я никогда не играю в галерее. Публика не может нарушить одиночество артиста». [5] Амонкар не любил давать интервью прессе. [3]
Амонкар жил в районе Прабхадеви в Мумбаи . [15] [5] Она умерла 3 апреля 2017 года во сне в возрасте 84 лет в своем доме в Мумбаи. [3] [16] В тот день премьер-министр Индии опубликовал Нарендра Моди заявление в Твиттере , оплакивающее ее утрату, написав: «Кончина Кишори Амонкар — это невосполнимая утрата для индийской классической музыки. Она глубоко опечалена ее кончиной. Пусть ее душа упокоится с миром». " [17]
и Признание наследие
Амонкар получил несколько национальных наград Индии и гражданских наград, в том числе Падма Бхушан в 1987 году и Падма Вибхушан в 2002 году. [18] Она была награждена премией Академии Сангит Натак в 1985 году и стипендией Академии Сангит Натак в 2009 году. [19] [20] В 1991 году она была удостоена престижной премии доктора ТМА Пай за выдающиеся достижения Конкани. [13] В 2016 году она стала одной из семи лауреатов премии М.С. Суббулакшми в области классической музыки. [21]
Несколько ее современников и коллег-музыкантов признали Амонкар за ее мастерство и технику исполнения классической музыки. Музыкант табла , таких как «Рага Бхуп», является «… знаковыми выступлениями, которые происходят на протяжении сотен лет , Закир Хуссейн сказал, что исполнение Амонкаром нескольких раг и вы будете говорить о них всю оставшуюся жизнь и остаток жизни». многие столетия вперед». [5] Вокалистка Carnatic ТМ Кришна похвалила ее подход к классической музыке, сказав: «Когда Кишориджи поет, она не пытается быть новой, а просто находясь со своей музыкой и продолжая подчиняться ей, она придает классической музыке вечную новизну и свежесть. Это настоящее творчество». [22]
Амонкар является героем документального фильма под названием « Бхинна Шаджа», режиссерами которого выступили Амол Палекар и Сандхья Гокхале. [5] Некоторые из учеников Амонкара стали классическими музыкантами с собственной репутацией, в том числе Маник Бхиде , Майя Упадхье, Рагхунандан Паншикар , Нандини Паншикар-Бедекар, [23] Сухасини Мулгаонкар, Малати Камат, Арун Дравид , Мира Паншикар, Сулабхатай Пишавикар, Мина Джоши, Видья Бхагват, Арати Анкаликар-Тикекар , Деваки Пандит , Сангита Катти, Манджири Аснаре-Келкар и скрипач Милинд Райкар. [24] [25] Внучка Амонкара, Теджашри Бибхас Амонкар, также является подающим надежды классическим музыкантом и прошла обучение у Амонкара. [26]
Ссылки [ править ]
- Цитаты
- ^ Кишори Амонкар в Британской энциклопедии
- ^ Мартинес, Хосе Луис (2001) [1997]. Семиозис в музыке хиндустани . Дели: Motilal Banarsidass Publishers Pvt. ООО п. 169. ИСБН 81-208-1801-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Кишори Амонкар, ведущий индийский классический вокалист, умер в возрасте 84 лет» . NPR.org . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Кишори Амонкар: индийский вокалист» . Britannica.com . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Одиночество Кишори Амонкара» . Индийский экспресс . 11 декабря 2016 года . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дешпанде 1989 , стр. 125–26, 131.
- ^ Дешпанде 1989 , стр. 127–29.
- ^ Дешапанде, Вамана Хари (1 января 1989 г.). Между двумя Танпурами Популярный Пракашан. п. 129. ИСБН 9780861322268 .
- ^ ДАСГУПТА, АМРИТ. «Предназначение любви» . Индус . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ «Свет звука» . Индус . Архивировано из оригинала 13 ноября 2020 года . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Дешпанде 1989 , стр. 134–35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сухасини, Лалита (13 мая 2005 г.). «Она должна учиться очень быстро» . Индийский экспресс . Проверено 28 марта 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Кто такой Кишори Амонкар? Все, что вам нужно знать о великом классическом вокалисте» . Финансовый экспресс . 4 апреля 2017 года . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Дешпанде 1989 , с. 141.
- ^ Дешпанде 1989 , с. 138.
- ^ «Маэстро классической музыки Кишори Амонкар умер в возрасте 84 лет» . ГенХ Таймс . 4 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2018 г. . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ «Кишори Амонкар кремирован со всеми государственными почестями; премьер-министр оплакивает потерю» . Таймс оф Индия . 4 апреля 2017 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ «Награды Падмы» . Министерство связи и информационных технологий . Проверено 28 марта 2010 г.
- ^ «SNA: Список лауреатов Академии: Музыка [Вокал]» . Академия Сангит Натак . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 28 марта 2010 г.
- ^ «СНА: Список научных сотрудников» . Академия Сангит Натак. Архивировано из оригинала 6 декабря 2014 года . Проверено 28 марта 2010 г.
- ^ «7 женщин получили награду MS Subbulakshmi Awards» . Индус . 14 сентября 2016 года . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Гохале, Сандхья (5 марта 2011 г.). «Мелодия под названием Кишори» . Индус . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Кумар, Калдип (30 августа 2012 г.). «По происхождению и ученик» . Индус . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Дешпанде 1989 , стр. 125–26.
- ^ Куснур, Нарендра (4 апреля 2018 г.). «Вспоминая Кишоритай» . Индус . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ «Найти свой голос» . Пуна Зеркало . 2 февраля 2014 года . Проверено 4 апреля 2017 г.
- Примечания
- Библиография
Внешние ссылки [ править ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |

- 1932 рождения
- смертей в 2017 году
- Индийские женщины-классические певицы XX века
- Певцы хиндустани
- Индийские женщины исполняют певцов
- Певцы из Мумбаи
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Лауреаты Падма Вибхушан в области искусства.
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Игроки Свармандаля
- Выпускники Эльфинстонского колледжа
- Женщины-музыканты из Махараштры
- Джайпур Гарана
- Певцы Кьяла 20-го века