Удай Шанкар
Удай Шанкар | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 8 декабря 1900 г. |
Умер | 26 сентября 1977 г. (76 лет) |
Национальность | Индийский |
Род занятий | Танцор, хореограф |
Супруг | Амала Шанкар |
Дети | Ананд Шанкар Мамата Шанкар |
Родители |
|
Почести | Стипендия Академии Сангита Натака (1962) Падма Вибхушан (1971) |
Удай Шанкар (урожденный Удай Шанкар Чоудхари ; 8 декабря 1900 — 26 сентября 1977) — индийский танцор и хореограф, наиболее известный благодаря созданию стиля танца фьюжн, адаптации европейских театральных техник к индийскому классическому танцу , проникнутому элементами индийского классического, народного танца. и племенной танец, который он позже популяризировал в Индии, Европе и США в 1920-х и 1930-х годах. [1] [2] [3] [4] [5] Он был пионером современного танца в Индии.
В 1962 году он был награжден Сангит Натак Академи Индии , Национальной академией музыки, танца и драмы , высшей наградой - стипендией Сангит Натак Академи за жизненные достижения, а в 1971 году - правительством. Индии , наградил его второй высшей гражданской наградой Падма Вибхушан .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Удай Шанкар Чоудхури родился в Удайпуре, Раджастан, в семье брамина , происходящей из Нараила (современная Бангладеш ). [6] Его отец Шьям Шанкар Чоудхури , известный адвокат, работал у махараджи Джалавара в Раджастане во время рождения его старшего сына, а его мать Хемангини Деви происходила из семьи заминдари . даровали титул «Харчоудхури» Его отцу махараджи , но он предпочитал использовать фамилию « Чоудхури » минус «Хар». Младшими братьями Удая были Раджендра Шанкар, Дебендра Шанкар, Бхупендра Шанкар и Рави Шанкар . Из своих братьев и сестер Бхупендра умер молодым в 1926 году. [7] [8]
Отец Удая Шанкара был знатоком санскрита, с отличием окончил Калькуттский университет , а затем учился в Оксфордском университете , где стал доктором философии. [9] Поскольку его отец часто переезжал из-за работы, семья проводила много времени в доме дяди Удая по материнской линии в Насратпуре с его матерью и братьями. Обучение Удая также проходило в различных местах, включая Насратпур, Газипур , Варанаси и Джалавар. В своей школе в Газипуре он учился музыке и фотографии у Амбики Чарана Мукхопаддхая, своего учителя рисования и рукоделия. [9]
В 1918 году, в возрасте восемнадцати лет, его отправили в Мумбаи для обучения в Школе искусств JJ , а затем в Гандхарву Махавидьялаю . [10] К этому времени Шьям Шанкар оставил свой пост в Джалаваре и переехал в Лондон. Здесь он женился на англичанке и занимался юридической практикой, прежде чем стал импресарио- любителем , знакомя Британию с индийскими танцами и музыкой. Впоследствии Удай присоединился к своему отцу в Лондоне, а 23 августа 1920 года поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне, чтобы изучать живопись под руководством сэра Уильяма Ротенштейна . Он танцевал на нескольких благотворительных представлениях, которые его отец организовал в Лондоне, и на одном из таких мероприятий известная русская балерина Анна Павлова присутствовала . Это должно было оказать длительное влияние на его карьеру. [5]
Карьера
[ редактировать ]
Удай Шанкар не имел никакого формального образования ни в одной из форм индийского классического танца . Тем не менее, его выступления были креативными. [11] С юных лет он увлекался как индийским классическим танцем, так и народным танцем, а также балетом во время своего пребывания в Европе. Он решил объединить элементы обоих стилей, чтобы создать новый танец, который назвал Hi-dance. Он продолжил переводить классические индийские танцевальные формы и их иконографию в танцевальные движения после изучения живописи раджпутов и стилей живописи Великих Моголов в Британском музее. Кроме того, во время своего пребывания в Великобритании он познакомился с несколькими артистами-исполнителями, а затем уехал в Рим по « Prix de Rome стипендии французского правительства » для углубленного изучения искусства.
Вскоре его общение с такими артистами расширилось, как и идея превратить индийский танец в современную форму. Поворотным моментом стали его первые встречи с легендарной русской балериной Анной Павловой. Она искала художников для совместной работы над индийскими темами. Это привело к созданию балетов на индуистские темы: « Радха - Кришна » в дуэте с Анной и «Индуистская свадьба» для включения в ее постановку «Восточные впечатления». Балет был представлен в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в Лондоне. Позже он продолжал придумывать и ставить балеты, в том числе балет, основанный на пещер Аджанты фресках , который исполнялся по всей территории Соединенных Штатов. [12] Со временем его стиль танца стал известен как «Хай-дэнс», хотя позже он назвал его «Креативный танец». [13]
Он работал с Анной полтора года, прежде чем начать самостоятельную жизнь в Париже.

Шанкар вернулся в Индию в 1927 году вместе с французским пианистом Симоном Барбье, который теперь был его учеником и партнером по танцам, и швейцарским скульптором Алисой Бонер , которая хотела изучать историю индийского искусства. Его приветствовал сам Рабиндранат Тагор , который также убедил его открыть в Индии школу исполнительских искусств.
По возвращении в Париж в 1931 году он основал первую в Европе труппу индийского танца вместе с Элис Бонер , которая к тому времени стала одной из его учениц. Вместе с музыкантами Вишну Дассом Ширали и Тимиром Бараном он создал новый образец музыки, которая будет сопровождать его недавно придуманные движения. Его первая серия танцевальных представлений состоялась 3 марта 1931 года в театре «Елисейские поля» в Париже, который должен был стать его базой во время его гастролей по Европе. [14]
Вскоре он отправился в семилетнее турне по Европе и Америке со своей собственной труппой, которую он назвал – «Удай Шанкар и его индуистский балет», под эгидой импресарио Сола Хурока и Бостона «Celebrity Series of Boston импресарио » Аарона Ричмонда . Он впервые выступил в Соединенных Штатах в январе 1933 года в Нью-Йорке вместе со своей партнершей по танцам Симки, французской танцовщицей. В рамках визита состоялся прием в Grand Central Art Galleries . [15] После, [ когда? ] Шанкар и его труппа отправились в тур по 84 городам страны. [16] [17]
Его адаптация европейских театральных техник к индийскому танцу сделала его искусство чрезвычайно популярным как в Индии, так и за рубежом, и ему по праву приписывают начало новой эры традиционных индийских храмовых танцев, которые до этого были известны своими строгими интерпретациями и которые также переживали собственное возрождение. Тем временем его брат Рави Шанкар помогал популяризировать индийскую классическую музыку во внешнем мире.

, пригласил его В 1936 году Леонард Найт Элмхерст , который ранее помогал Рабиндранату Тагору в строительстве Шриникетана , недалеко от Шанти Никетана посетить Дартингтон-холл , Тотнес, Девон, на шестимесячную резиденцию со своей труппой и ведущим танцором Симки. Также присутствовали Мишель Чехов, племянник русского драматурга Антона Чехова, немецкий современный танцовщик-хореограф Курт Йосс и еще один немец Рудольф Лабан , придумавший систему танцевальной нотации . Этот опыт только добавил яркости его экспрессионистскому танцу . [18]
В 1938 году он сделал Индию своей базой и основал «Индийский культурный центр Удай Шанкар» в Симтоле, в 3 км от Алморы , в Уттаракхандских Гималаях , и пригласил Шанкарана Намбудри в Катхакали , Кандаппу Пиллая в Бхаратанатьям , Амби Сингха в Манипури и Устад. Аллауддин Хан за музыку. Вскоре у него было большое собрание художников и танцоров, в том числе Гуру Датт , Шанти Бардхан, Симки, Амала, Сатьявати, Нарендра Шарма, Рума Гуха Тхакурта , Прабхат Гангули, Зохра Сегал , Узра, Лакшми Шанкар , Шанта Ганди ; его собственные братья Раджендра, Дебендра и Рави также присоединились к нему в качестве студентов. Однако через четыре года в 1942 году центр закрылся из-за нехватки средств. Когда его ученики разошлись, он перегруппировал свою энергию и направился на юг, где в 1948 году снял свой единственный фильм «Калпана» («Воображение»), основанный на его танце, в котором танцевали и он, и его жена Амала Шанкар. Фильм был произведен и снят на студии Gemini Studios в Мадрасе . [19] В 2008 году фильм был отреставрирован в цифровом формате Cineteca di Bologna в сотрудничестве с Фонда кино и Проектом мирового кино Национальным киноархивом Индии , среди других. [20]
Удай Шанкар поселился в Баллигунге , Калькутта , в 1960 году, где в 1965 году был открыт «Центр танца Удая Шанкара». В 1962 году он был удостоен высшей награды Академии Сангит Натак — Стипендии Академии Сангит Натак за свой пожизненный вклад в развитие Индии. танец .
Личная жизнь
[ редактировать ]Удай — старший брат Рави Шанкара . Он женился на своей партнерше по танцам Амале Шанкар , и вместе у них родились сын Ананда Шанкар , родившийся в 1942 году, и дочь Мамата Шанкар , родившаяся в 1955 году. Ананда Шанкар стал музыкантом и композитором, который обучался у доктора у доктора Лалмани Мишры. Лалмани Мишры , а не со своим дядей Рави Шанкаром и со временем стал известен своей музыкой в стиле фьюжн, охватывающей как европейские, так и индийские музыкальные стили. Мамата Шанкар, танцовщица, как и ее родители, стала известной актрисой, работая в фильмах Сатьяджита Рэя и Мринал Сена . Она также руководит танцевальной труппой «Удаян» в Калькутте и много путешествует по миру. [21]
Наследие
[ редактировать ]
Удай (род. 1900, ум. 1977) и Амала Шанкар (род. 1919, ум. 2020) решили открыть Индийский культурный центр Удая Шанкара (названный в честь танцевального центра Альморы Удая Шанкара) в Калькутте в 1965 году, где Амала Шанкар оставалась Исполняющий обязанности директора со дня основания. В 1991 году она была награждена премией Падма Бхушан. Школа продолжала работать до 2015 года, продолжая развивать идеи Шанкара о процессах создания инновационных и творческих танцев.
Среди последователей и соратников Шанкара — Шанти Бардхан, создатель представлений балетов «Рамаяна» , Гуру Датт , один из лучших кинорежиссёров Индии, Лакшми Шанкар , известная классическая певица, Зохра Сегал , выступавшая на сцене, телевидении и кино как в Индии, так и в кино. в Британии. [18]
В декабре 1983 года его младший брат, ситарист Рави Шанкар организовал четырехдневный фестиваль «Удай-Устав Фестиваль» в Нью-Дели, посвященный 60-летию его профессионального дебюта в 1923 году, отмеченный выступлениями его учеников, фильмами, выставкой и оркестровая музыка, сочиненная и оркестрованная самим Рави Шанкаром. [3] Празднование столетия со дня его рождения было официально открыто в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 26 апреля 2001 года, где танцоры, хореографы и ученые со всего мира собрались, чтобы отдать дань уважения Удаю Шанкару. [14]
В районе Толлигандж на юге Калькутты дорога гольф-клуба была переименована в Удай Шанкар Сарани. [22]
Награды
[ редактировать ]- 1960: Премия Академии Сангита Натака – «Творческий танец» [23]
- 1962: Стипендия Академии Сангита Натака
- 1971: Падма Вибхушан
- 1975: Десикоттама , Университет Вишва-Бхарати.
См. также
[ редактировать ]Избранная дискография
[ редактировать ]- Оригинальная труппа индуистских музыкантов Удая Шанкара, записанная во время исторического визита в США в 1937 году , инструментальный ансамбль: Вишнудасс Ширала , Сисир Сован , Рабиндра (Рави Шанкар), Дулал Сен , Наген Дей , Бриджо Бехари
- Индийская музыка: раги и танцы , Оригинальная труппа индуистских музыкантов Удая Шанкара. Записано во время исторического визита в США в 1937 году. RCA/Victrola VIC-1361 (переиздание 1968 года, 10 треков: 4 раг, 5 танцев, 1 бхаджан )
- Рави Шанкар: Flowers of India El Records (2007), содержащий все треки из оригинального альбома. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Удай Шанкар Британская энциклопедия
- ^ «Удай Шанкар: дань уважения», The Hindu , 21 декабря 2001 г.
- ^ Jump up to: а б ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ВИД; ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ПОСЛОВ ИНДИИ New York Times , 6 октября 1985 г.
- ^ Суканта Чоудхари (1990) Калькутта, живой город: настоящее и будущее . Издательство Оксфордского университета. п. 280.
- ^ Jump up to: а б Реджинальд Мэсси (2004) Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-434-1 . стр. 221–225. Ч. 21.
- ^ Котари, Сунил (27 декабря 2018 г.). «Оживление классического фильма «Калпана» великого танцора Удая Шанкара» . Азиатский век . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ Семейное древо Мамты Шанкар , веб-сайт. Танцевальная труппа
- ^ Биография веб-сайта премии Рави Шанкара Рамона Магсайсая .
- ^ Jump up to: а б Биография Удая Шанкара catchcal.com.
- ^ Ислам, Сираджул (2012). «Удай Шанкар» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Сунил Котари (2000) Удай Шанкар: Признательность . Конференция Натья Кала
- ↑ Наяна Бхат (26 сентября 2007 г.) История Удая Шанкара . narthaki.com
- ^ Балетное наследие . «Таймс оф Индия» , 22 марта 2003 г.
- ^ Jump up to: а б ЮНЕСКО отмечает в Париже торжественные мероприятия, посвященные столетнему юбилею . Rediff.com , 27 апреля 2001 г.
- ^ Центральные художественные галереи Гранд, ежегодник 1934 года.
- ↑ Самый крупный тур , 30 октября 1933 г.
- ^ Танцовщица из Индостана . Время , 9 января 1933 года.
- ^ Jump up to: а б Празднование творчества: жизнь и творчество Удая Шанкара IGNCA
- ^ Удай Шанкар на IMDb
- ^ Мировой кинопроект (2008). «Калпана» . www.film-foundation.org . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Мохд. Анис М. Нор (2007) Диалоги в танцевальном дискурсе: создание танца в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Культурный центр Малайского университета. п. 63. ISBN 983-2085-85-3 .
- ^ «Изменение названия улицы Калькутта (Калькутта)». Калькуттаве
- ↑ Creative Dance. Архивировано 5 октября 2008 года в официальных списках премии Wayback Machine Sangeet Natak Akademi Award .
- ^ Цветы Индии - acmem117cd. Архивировано 21 ноября 2010 года на лейбле Wayback Machine Cherry Red Records .
28. Саркар Мунси, Урмимала (2011). «Представление нации: Калпана Удая Шанкара» в книге «Пересекая традиции: празднуя танец в Индии» . Ред. Урмимала Саркар Мунси и Стефани Берридж. Рутледж: Индия, Великобритания, США. стр. 124–150.
29. Саркар Мунси, Урмимала (2010). «Границы и за их пределами: проблемы номенклатуры в индийском танце» в книге «Танец: преодолевая границы» . Эд. Урмимала Саркар Мунси. Tulika Books : Дели. стр. 78–98.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Удай Шанкар и его искусство , Прожеш Банерджи. Опубликовано BR Pub. Корпорация, 1982.
- Его танец, его жизнь: портрет Удая Шанкара работы Мохана Хокара. Опубликовано издательством Himalayan Books, 1983 г.
- Удай Шанкар , автор: Пашимбанга Раджья Сангит Академи. Опубликовано Академией Сангит штата Западная Бенгалия, Департаментом информации и культуры, правительство. Западная Бенгалия , 2000 г.
- Удай Шанкар , автор Ашок Кумар Мукхопадьяй. 2008. ISBN 81-291-0265-X .
- Чествование Удая Шанкара , Фернау Холл. Dance Chronicle , том 7, выпуск 3, 1983 г., страницы 326–344.
- Краткая биография Удая Шанкара (1900–1977) , А. Х. Джаффор Улла
- Кто помнит Удая Шанкара? , профессор Джоан Л. Эрдман
- Удай Шанкар — выдающийся хореограф: живописный вид , А.Х. Джаффор Улла
- Записи индийских раг, сделанные труппой Удая Шанкара в 1937 году , А.Х. Джаффор Улла
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1900 рождений
- 1977 смертей
- Выпускники Королевского колледжа искусств
- Бенгальские художники-мужчины
- Индийские хореографы
- Индийские танцоры-мужчины
- Люди из Удайпура
- Лауреаты Падма Вибхушан в области искусства.
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Выпускники Школы искусств сэра Джамсетджи Джиджебхоя
- Танцоры из Раджастана
- Индийские танцоры XX века