Jump to content

Удай Шанкар

Удай Шанкар
Рожденный 8 декабря 1900 г.
Умер 26 сентября 1977 г.
(76 лет)
Национальность Индийский
Род занятий Танцор, хореограф
Супруг Амала Шанкар
Дети Ананд Шанкар
Мамата Шанкар
Родители
Почести Стипендия Академии Сангита Натака (1962)
Падма Вибхушан (1971)

Удай Шанкар (урожденный Удай Шанкар Чоудхари ; 8 декабря 1900 — 26 сентября 1977) — индийский танцор и хореограф, наиболее известный благодаря созданию стиля танца фьюжн, адаптации европейских театральных техник к индийскому классическому танцу , проникнутому элементами индийского классического, народного танца. и племенной танец, который он позже популяризировал в Индии, Европе и США в 1920-х и 1930-х годах. [1] [2] [3] [4] [5] Он был пионером современного танца в Индии.

В 1962 году он был награжден Сангит Натак Академи Индии , Национальной академией музыки, танца и драмы , высшей наградой - стипендией Сангит Натак Академи за жизненные достижения, а в 1971 году - правительством. Индии , наградил его второй высшей гражданской наградой Падма Вибхушан .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Удай Шанкар Чоудхури родился в Удайпуре, Раджастан, в семье брамина , происходящей из Нараила (современная Бангладеш ). [6] Его отец Шьям Шанкар Чоудхури , известный адвокат, работал у махараджи Джалавара в Раджастане во время рождения его старшего сына, а его мать Хемангини Деви происходила из семьи заминдари . даровали титул «Харчоудхури» Его отцу махараджи , но он предпочитал использовать фамилию « Чоудхури » минус «Хар». Младшими братьями Удая были Раджендра Шанкар, Дебендра Шанкар, Бхупендра Шанкар и Рави Шанкар . Из своих братьев и сестер Бхупендра умер молодым в 1926 году. [7] [8]

Отец Удая Шанкара был знатоком санскрита, с отличием окончил Калькуттский университет , а затем учился в Оксфордском университете , где стал доктором философии. [9] Поскольку его отец часто переезжал из-за работы, семья проводила много времени в доме дяди Удая по материнской линии в Насратпуре с его матерью и братьями. Обучение Удая также проходило в различных местах, включая Насратпур, Газипур , Варанаси и Джалавар. В своей школе в Газипуре он учился музыке и фотографии у Амбики Чарана Мукхопаддхая, своего учителя рисования и рукоделия. [9]

В 1918 году, в возрасте восемнадцати лет, его отправили в Мумбаи для обучения в Школе искусств JJ , а затем в Гандхарву Махавидьялаю . [10] К этому времени Шьям Шанкар оставил свой пост в Джалаваре и переехал в Лондон. Здесь он женился на англичанке и занимался юридической практикой, прежде чем стал импресарио- любителем , знакомя Британию с индийскими танцами и музыкой. Впоследствии Удай присоединился к своему отцу в Лондоне, а 23 августа 1920 года поступил в Королевский колледж искусств в Лондоне, чтобы изучать живопись под руководством сэра Уильяма Ротенштейна . Он танцевал на нескольких благотворительных представлениях, которые его отец организовал в Лондоне, и на одном из таких мероприятий известная русская балерина Анна Павлова присутствовала . Это должно было оказать длительное влияние на его карьеру. [5]

Удай Шанкар и Анна Павлова в знаменитом балете « Радха - Кришна », 1923 год.

Удай Шанкар не имел никакого формального образования ни в одной из форм индийского классического танца . Тем не менее, его выступления были креативными. [11] С юных лет он увлекался как индийским классическим танцем, так и народным танцем, а также балетом во время своего пребывания в Европе. Он решил объединить элементы обоих стилей, чтобы создать новый танец, который назвал Hi-dance. Он продолжил переводить классические индийские танцевальные формы и их иконографию в танцевальные движения после изучения живописи раджпутов и стилей живописи Великих Моголов в Британском музее. Кроме того, во время своего пребывания в Великобритании он познакомился с несколькими артистами-исполнителями, а затем уехал в Рим по « Prix de Rome стипендии французского правительства » для углубленного изучения искусства.

Вскоре его общение с такими артистами расширилось, как и идея превратить индийский танец в современную форму. Поворотным моментом стали его первые встречи с легендарной русской балериной Анной Павловой. Она искала художников для совместной работы над индийскими темами. Это привело к созданию балетов на индуистские темы: « Радха - Кришна » в дуэте с Анной и «Индуистская свадьба» для включения в ее постановку «Восточные впечатления». Балет был представлен в Королевском оперном театре Ковент -Гарден в Лондоне. Позже он продолжал придумывать и ставить балеты, в том числе балет, основанный на пещер Аджанты фресках , который исполнялся по всей территории Соединенных Штатов. [12] Со временем его стиль танца стал известен как «Хай-дэнс», хотя позже он назвал его «Креативный танец». [13]

Он работал с Анной полтора года, прежде чем начать самостоятельную жизнь в Париже.

«Балетная труппа Удая Шанкара», Калифорния (1935–37).

Шанкар вернулся в Индию в 1927 году вместе с французским пианистом Симоном Барбье, который теперь был его учеником и партнером по танцам, и швейцарским скульптором Алисой Бонер , которая хотела изучать историю индийского искусства. Его приветствовал сам Рабиндранат Тагор , который также убедил его открыть в Индии школу исполнительских искусств.

По возвращении в Париж в 1931 году он основал первую в Европе труппу индийского танца вместе с Элис Бонер , которая к тому времени стала одной из его учениц. Вместе с музыкантами Вишну Дассом Ширали и Тимиром Бараном он создал новый образец музыки, которая будет сопровождать его недавно придуманные движения. Его первая серия танцевальных представлений состоялась 3 марта 1931 года в театре «Елисейские поля» в Париже, который должен был стать его базой во время его гастролей по Европе. [14]

Вскоре он отправился в семилетнее турне по Европе и Америке со своей собственной труппой, которую он назвал – «Удай Шанкар и его индуистский балет», под эгидой импресарио Сола Хурока и Бостона «Celebrity Series of Boston импресарио » Аарона Ричмонда . Он впервые выступил в Соединенных Штатах в январе 1933 года в Нью-Йорке вместе со своей партнершей по танцам Симки, французской танцовщицей. В рамках визита состоялся прием в Grand Central Art Galleries . [15] После, [ когда? ] Шанкар и его труппа отправились в тур по 84 городам страны. [16] [17]

Его адаптация европейских театральных техник к индийскому танцу сделала его искусство чрезвычайно популярным как в Индии, так и за рубежом, и ему по праву приписывают начало новой эры традиционных индийских храмовых танцев, которые до этого были известны своими строгими интерпретациями и которые также переживали собственное возрождение. Тем временем его брат Рави Шанкар помогал популяризировать индийскую классическую музыку во внешнем мире.

Калпана , фильм 1948 года, в котором показаны Удай Шанкар и Амала Шанкар.

, пригласил его В 1936 году Леонард Найт Элмхерст , который ранее помогал Рабиндранату Тагору в строительстве Шриникетана , недалеко от Шанти Никетана посетить Дартингтон-холл , Тотнес, Девон, на шестимесячную резиденцию со своей труппой и ведущим танцором Симки. Также присутствовали Мишель Чехов, племянник русского драматурга Антона Чехова, немецкий современный танцовщик-хореограф Курт Йосс и еще один немец Рудольф Лабан , придумавший систему танцевальной нотации . Этот опыт только добавил яркости его экспрессионистскому танцу . [18]

В 1938 году он сделал Индию своей базой и основал «Индийский культурный центр Удай Шанкар» в Симтоле, в 3 км от Алморы , в Уттаракхандских Гималаях , и пригласил Шанкарана Намбудри в Катхакали , Кандаппу Пиллая в Бхаратанатьям , Амби Сингха в Манипури и Устад. Аллауддин Хан за музыку. Вскоре у него было большое собрание художников и танцоров, в том числе Гуру Датт , Шанти Бардхан, Симки, Амала, Сатьявати, Нарендра Шарма, Рума Гуха Тхакурта , Прабхат Гангули, Зохра Сегал , Узра, Лакшми Шанкар , Шанта Ганди ; его собственные братья Раджендра, Дебендра и Рави также присоединились к нему в качестве студентов. Однако через четыре года в 1942 году центр закрылся из-за нехватки средств. Когда его ученики разошлись, он перегруппировал свою энергию и направился на юг, где в 1948 году снял свой единственный фильм «Калпана» («Воображение»), основанный на его танце, в котором танцевали и он, и его жена Амала Шанкар. Фильм был произведен и снят на студии Gemini Studios в Мадрасе . [19] В 2008 году фильм был отреставрирован в цифровом формате Cineteca di Bologna в сотрудничестве с Фонда кино и Проектом мирового кино Национальным киноархивом Индии , среди других. [20]

Удай Шанкар поселился в Баллигунге , Калькутта , в 1960 году, где в 1965 году был открыт «Центр танца Удая Шанкара». В 1962 году он был удостоен высшей награды Академии Сангит Натак Стипендии Академии Сангит Натак за свой пожизненный вклад в развитие Индии. танец .

Личная жизнь

[ редактировать ]

Удай — старший брат Рави Шанкара . Он женился на своей партнерше по танцам Амале Шанкар , и вместе у них родились сын Ананда Шанкар , родившийся в 1942 году, и дочь Мамата Шанкар , родившаяся в 1955 году. Ананда Шанкар стал музыкантом и композитором, который обучался у доктора у доктора Лалмани Мишры. Лалмани Мишры , а не со своим дядей Рави Шанкаром и со временем стал известен своей музыкой в ​​стиле фьюжн, охватывающей как европейские, так и индийские музыкальные стили. Мамата Шанкар, танцовщица, как и ее родители, стала известной актрисой, работая в фильмах Сатьяджита Рэя и Мринал Сена . Она также руководит танцевальной труппой «Удаян» в Калькутте и много путешествует по миру. [21]

Наследие

[ редактировать ]
Удай Шанкар на марке Индии 1978 года.

Удай (род. 1900, ум. 1977) и Амала Шанкар (род. 1919, ум. 2020) решили открыть Индийский культурный центр Удая Шанкара (названный в честь танцевального центра Альморы Удая Шанкара) в Калькутте в 1965 году, где Амала Шанкар оставалась Исполняющий обязанности директора со дня основания. В 1991 году она была награждена премией Падма Бхушан. Школа продолжала работать до 2015 года, продолжая развивать идеи Шанкара о процессах создания инновационных и творческих танцев.

Среди последователей и соратников Шанкара — Шанти Бардхан, создатель представлений балетов «Рамаяна» , Гуру Датт , один из лучших кинорежиссёров Индии, Лакшми Шанкар , известная классическая певица, Зохра Сегал , выступавшая на сцене, телевидении и кино как в Индии, так и в кино. в Британии. [18]

Удай Шанкар Сарани в районе Толлигандж в Калькутте.

В декабре 1983 года его младший брат, ситарист Рави Шанкар организовал четырехдневный фестиваль «Удай-Устав Фестиваль» в Нью-Дели, посвященный 60-летию его профессионального дебюта в 1923 году, отмеченный выступлениями его учеников, фильмами, выставкой и оркестровая музыка, сочиненная и оркестрованная самим Рави Шанкаром. [3] Празднование столетия со дня его рождения было официально открыто в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже 26 апреля 2001 года, где танцоры, хореографы и ученые со всего мира собрались, чтобы отдать дань уважения Удаю Шанкару. [14]
В районе Толлигандж на юге Калькутты дорога гольф-клуба была переименована в Удай Шанкар Сарани. [22]

См. также

[ редактировать ]

Избранная дискография

[ редактировать ]
  • Оригинальная труппа индуистских музыкантов Удая Шанкара, записанная во время исторического визита в США в 1937 году , инструментальный ансамбль: Вишнудасс Ширала , Сисир Сован , Рабиндра (Рави Шанкар), Дулал Сен , Наген Дей , Бриджо Бехари
    • Индийская музыка: раги и танцы , Оригинальная труппа индуистских музыкантов Удая Шанкара. Записано во время исторического визита в США в 1937 году. RCA/Victrola VIC-1361 (переиздание 1968 года, 10 треков: 4 раг, 5 танцев, 1 бхаджан )
    • Рави Шанкар: Flowers of India El Records (2007), содержащий все треки из оригинального альбома. [24]
  1. ^ Удай Шанкар Британская энциклопедия
  2. ^ «Удай Шанкар: дань уважения», The Hindu , 21 декабря 2001 г.
  3. ^ Jump up to: а б ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ВИД; ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ПОСЛОВ ИНДИИ New York Times , 6 октября 1985 г.
  4. ^ Суканта Чоудхари (1990) Калькутта, живой город: настоящее и будущее . Издательство Оксфордского университета. п. 280.
  5. ^ Jump up to: а б Реджинальд Мэсси (2004) Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN   81-7017-434-1 . стр. 221–225. Ч. 21.
  6. ^ Котари, Сунил (27 декабря 2018 г.). «Оживление классического фильма «Калпана» великого танцора Удая Шанкара» . Азиатский век . Проверено 16 января 2022 г.
  7. ^ Семейное древо Мамты Шанкар , веб-сайт. Танцевальная труппа
  8. ^ Биография веб-сайта премии Рави Шанкара Рамона Магсайсая .
  9. ^ Jump up to: а б Биография Удая Шанкара catchcal.com.
  10. ^ Ислам, Сираджул (2012). «Удай Шанкар» . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
  11. ^ Сунил Котари (2000) Удай Шанкар: Признательность . Конференция Натья Кала
  12. Наяна Бхат (26 сентября 2007 г.) История Удая Шанкара . narthaki.com
  13. ^ Балетное наследие . «Таймс оф Индия» , 22 марта 2003 г.
  14. ^ Jump up to: а б ЮНЕСКО отмечает в Париже торжественные мероприятия, посвященные столетнему юбилею . Rediff.com , 27 апреля 2001 г.
  15. ^ Центральные художественные галереи Гранд, ежегодник 1934 года.
  16. Самый крупный тур , 30 октября 1933 г.
  17. ^ Танцовщица из Индостана . Время , 9 января 1933 года.
  18. ^ Jump up to: а б Празднование творчества: жизнь и творчество Удая Шанкара IGNCA
  19. ^ Удай Шанкар на IMDb
  20. ^ Мировой кинопроект (2008). «Калпана» . www.film-foundation.org . Проверено 6 июля 2021 г.
  21. ^ Мохд. Анис М. Нор (2007) Диалоги в танцевальном дискурсе: создание танца в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Культурный центр Малайского университета. п. 63. ISBN   983-2085-85-3 .
  22. ^ «Изменение названия улицы Калькутта (Калькутта)». Калькуттаве
  23. Creative Dance. Архивировано 5 октября 2008 года в официальных списках премии Wayback Machine Sangeet Natak Akademi Award .
  24. ^ Цветы Индии - acmem117cd. Архивировано 21 ноября 2010 года на лейбле Wayback Machine Cherry Red Records .

28. Саркар Мунси, Урмимала (2011). «Представление нации: Калпана Удая Шанкара» в книге «Пересекая традиции: празднуя танец в Индии» . Ред. Урмимала Саркар Мунси и Стефани Берридж. Рутледж: Индия, Великобритания, США. стр. 124–150.

29. Саркар Мунси, Урмимала (2010). «Границы и за их пределами: проблемы номенклатуры в индийском танце» в книге «Танец: преодолевая границы» . Эд. Урмимала Саркар Мунси. Tulika Books : Дели. стр. 78–98.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09a48aa13eaef0709a0d28ff242f4549__1718624400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/49/09a48aa13eaef0709a0d28ff242f4549.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uday Shankar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)