Дилипкумар Рой
![]() | Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . ( Май 2019 г. ) |
Дилипкумар Рой | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Кришнанагар , Надия , Президентство Бенгалии , Индия (ныне Западная Бенгалия , Индия) | 22 января 1897 г.
Умер | 6 января 1980 г. Пуна , Индия | ( 82 года
Занятие | драматург и музыкант |
Национальность | Индийский |
Жанр | Драма, песня, эссе |
Дилип Кумар Рой (22 января 1897 — 6 января 1980), также называемый Дилипкумар Рой , был индийским музыкантом, певцом, музыковедом, писателем, поэтом, публицистом и йогом. Он был сыном Двиджендралала Рэя (или Роя). В 1965 году Академия Сангит Натак , Национальная академия музыки, танца и драмы Индии, наградила его высшей наградой за достижения в жизни — стипендией Академии Сангит Натак . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Происхождение и образование
[ редактировать ]Сын Двиджендралала Рэя (1863–1913), бенгальского поэта, драматурга и композитора, Рой и его младшая сестра Майя потеряли мать Сурабалу Деви в 1903 году. По линии бабушки по отцовской линии семья происходила от вайшнавского аскета Адвайты Ачарьи , одного из апостолы средневекового бенгальского святого Шри Чайтаньи . Его мать Сурабала Деви была дочерью выдающегося врача-гомеопата Пратапа Чандры Маджумдара.
С детства Рой увлекался санскритом , английским языком, химией и математикой. Его страсть к музыке помешала ему получить высшие оценки на вступительном экзамене: он занял двадцать первое место и, получив стипендию, поступил в Президентский колледж Калькутты. Здесь он приблизился к Субхасу Чандре Босу . Получив диплом с отличием по математике, он отправился в Кембридж в 1919 году на стажировку . Незадолго до этой трехлетней поездки в Европу, будучи подростком, он попал под личное обаяние музыковеда Бхаткханде . Рой воспользовался своим семейным прошлым и выучил множество популярных и классических произведений. Это укрепило его решимость сделать музыку своим призванием. Поэтому в 1920 году, помимо первой части трипо, он сдал еще и экзамен по западной музыке. Наряду с уроками игры на фортепиано он свободно говорил на французском, немецком и итальянском языках, прежде чем уехать в Германию и Италию, чтобы продолжить обучение музыке. Приглашая Роя через Международное общество мира и свободы, Ромен Роллан организовал для него семинар по индийской классической музыке в Лугано , а его лекции перевели и опубликовали на французском языке. В этот момент Рой познакомился с такими личностями, как Бертран Рассел , Герман Гессе и Жорж Дюамель . Из Вены по приглашению президента Масарика Рой посетил Прагу по пути в Будапешт , Рим , Флоренцию и Неаполь , чтобы открыть для себя самое сердце традиций европейской музыки. Древние лады, такие как ионический, лидийский, миксолидийский, дорийский, эолийский и фригийский, напоминали ему соответственно индийскую ту или мелакарту («родительские весы»), такие как Билавал, Иман, Кхамадж, Кафи, Асавари и Бхайрави.
Ромен Роллан и Дилипкумар Рой
[ редактировать ]В своем дневнике Inde Ромен Роллан часто говорит о Рое. Он записывает первый визит Роя 23 августа 1920 года: «...Это не обычный интеллект... Молодой человек, высокий и хорошо сложенный, (...) цвет его лица оранжево-коричневый, как у креольского человека, за исключением для губ...» Говоря о своих песнях, Роллан упоминает: «Особенно религиозную песню Тансена... Я нахожу в ней некоторое сходство с григорианскими мелодиями и, кроме того, с греческими гимнами, которые были у самого истока (. ..)» И Роллан продолжает: «Слушая популярные мелодии, можно лучше понять чистый и естественный гений индусской расы, Дилипкумар Рой поет некоторые из них, так очаровательно, деликатно, весело, поэтично, демонстрируя это. мастерство ритма - что они с таким же успехом могли бы быть нашими собственными популярными песнями (...) Понятно, что популярное искусство допускает гораздо меньше границ, чем утонченное искусство». А о голосе Дилипа: «Он поет с гнусавыми интонациями, и голос его достигает довольно высокого уровня, с необычайной гибкостью в непрерывном расцвете вокальных импровизации и орнаментов...» 24 октября 1927 года Ромен Роллан описывает еще один визит Роя: «Он принадлежит к лучшему типу аристократической Индии». Слушая старый гимн богине Кали , воспетую Роем, Роллан отмечает: «Это просто пленительно, нахлынувшая страсть, которая умоляет, сокрушается, достигает апогея, утихает, от сопрано до басовых нот (...) и начинается снова, с удвоенным и требовательным экстазом.. ."
Эксперименты в музыке
[ редактировать ]Находясь в Европе, Рой осознал «величие и недостаток» индийской классической музыки в исполнении его современников. Вместо посредственных словесных средств, поддерживающих разработку мелодических и ритмических композиций, Рой был убежден, что современные индийские языки, дочери санскрита, могут обеспечить более адекватную лирику для классических моделей (как продемонстрировали такие композиторы, как его собственный отец или Тагор , среди других). ). Вернувшись в Индию, он присоединился к Бхаткханде и, следуя методологии последнего, начал много путешествовать, собирая и публикуя серийные заметки о вариантах раг от региональных мастеров с примечаниями к конкретным сочинениям. Он брал уроки у таких музыкантов, как Абдул Карим , Файаз Хан , Чандан Чаубе , Гауришанкар Мишра , Сурендранатх Маджумдар и Хафиз Али Хан . В своих произведениях «Бхрамьяман » («Путешествие по миру»), сангитики («О музыке»), гиташри («Песня как искусство») и др. он подробно записывал свои переживания, иллюстрируя их примечаниями. Как Бхаткханде и его ученик Ратанджанкар. Рой написал и продемонстрировал, как индийскую классическую музыку можно преподавать на чисто академической основе, с учебной программой, которая несколько демистифицирует окутанную тайну между мастером и учеником. Как откровенный музыкальный критик, он приобрел значительную известность, особенно благодаря своему анализу священных гуру. Его личный опыт, дополненный глубокими исследованиями и размышлениями, открыл новые горизонты в области мышления, практики и преподавания музыки.
Объятия космической души
[ редактировать ]В то время как очень древняя индийская традиция лидерной IX века лирики, проходящая через песни чарья-пада , допускала и поощряла тану (импровизированные музыкальные фразы), Тагор , сочинивший более 2000 текстов, хотел индивидуализировать свои композиции в европейским способом и защитить их исполнение в соответствии с утвержденными обозначениями. Будучи знатоком таны и вариаций фраз, Рой поспорил и добился разрешения Тагора интерпретировать песни последнего по своему желанию. Сочиняя песни на санскрите, бенгали, хинди и английском языке, сохраняя в неприкосновенности некоторые популярные или классические мелодии даже из русской, немецкой, итальянской или французской музыки, он обладал редкой способностью переходить с одного языка на другой при их интерпретации.
Среди важнейших достижений Роя — индийский тип оперы, основанный на традиционной модели киртана : он включает в себя эмоциональный катарсис через последовательность модальных и ритмических моделей, совместимых с классическими школами индийского танца. После долгой дискуссии с Тагором о тонкостях бенгальской просодии Рой увидел, как пожилой поэт посвятил ему исследование Тагора на эту тему, чханда . По просьбе Калькуттского университета Рой сам также написал трактат на эту тему, чхандасики . В одном из писем Рою поэт признавался: «Я испытываю к вам искреннюю привязанность. Мое сердце влечет ваша несмешанная правдивость и откровенность». Роем восхищались такие слушатели, как Шри Ауробиндо и Тагор . В 1940-х годах популярный фильм на хинди наводнил страну песнями Мирабаи , святой принцессы средневековой Индии. Хотя их спел Бхарат Ратна М.С. Суббулакшми , все они были собраны или сочинены Роем. Отдавая дань уважения своему учителю, Суббулакшми написала, что когда Дилип «поет (...), это излияние индивидуальной души, жаждущей быть объятой космической душой». . В конце 1930-х годов Суббулакшми и Рой вместе спели две песни: Ванде Матарам и Дхано Дханья Пушпе Бора .
Рой создал свой собственный стиль художественной литературы, основанный на постоянном психологическом анализе. Большинство его персонажей мистичны или духовны по своей сути и находятся на стыке Востока и Запада. Как поэт, вместо того, чтобы следовать мелодическому лирическому стилю, разработанному Тагором , Рой следовал гармонической структуре, созданной Майклом Мадхусуданом Даттой и доведенной до наших дней его отцом Двиджендралалом Рэем .
Последний этап
[ редактировать ]После второго визита в Европу в 1928 году Рой поселился в Ашраме Шри Ауробиндо в Пондичерри . Его внушительная переписка со Шри Ауробиндо раскрывает доселе неизвестный аспект Учителя, который заявил, что лелеет его «как друга и сына». В начале 50-х две сочиненные Роем патриотические песни («Хам бхаратке» и «Нишан унча, кадам бадха») обратились к генералу Кариаппе , который захотел включить их в официальный список маршевых песен индийской армии.
В 1953 году, вернувшись из кругосветного путешествия, в сопровождении своей ученицы Индиры Деви, он в 1959 году основал Хари Кришна Мандир в Пуне . Рой вместе с Индирой Деви является соавтором автобиографической книги под названием « Звездные паломники» . «Пилигримы звезд» предлагает читателю взглянуть на ежедневную борьбу и победы двух великих душ. East West Journal заявил, что книга «... столь же замечательна, сколь и полезна для читателя». Книга переведена на гуджарати (переводчик Раманалал Сони; Амадавада: Вора, 1977; и Раджакота: Правина Пустака Бхандара, 1991).
Удостоенный награды Санскритской академии Калькутты как «Источник нектара мелодии» ( сура-судхакара ), Рой был избран членом Индийской государственной академии изящных искусств. Он был автором более 50 пластинок (некоторые из них до сих пор переиздаются HMV-India); 8 томов песен с нотами; 21 том на английском языке и 46 томов на бенгали, содержащие романы, стихи, пьесы, послания, воспоминания и эссе.
Рой умер в Хари Кришна Мандире, Пуна. [ нужна ссылка ] 6 января 1980 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «SNA: Список победителей Sangeet Natak Akademi Ratna Puraskar (стипендиаты Akademi)» . Официальный сайт. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
- ^ «Рой, Дилип Кумар - Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ Прохор. «Шрути Бхагират: Дилипкумар Рой - Прохор» . Шрути Бхагират: Дилипкумар Рой — Прохор . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Он покинул Бенгалию и уехал, так что Бенгальцы держали его подальше?» . Э. И. Самай (на бенгали) . Проверено 15 июля 2022 г.
- ^ «Дилип Кумар Рой: Дилип Кумар Рой: сто двадцать пять дань уважения» . aajkaal.in (на бенгали) . Проверено 15 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мари, Онеггер-Дюран; Рой, Дилип Кумар и Герберт, Джин. (1937). Шри Рамакришна – слова мастера; интервью, собранные и опубликованные Свами Брахманандой ; Французский перевод Мари Онеггер-Дюран, Дилипа Кумара Роя и Жана Герберта. (Шри Рамакришна - Слова Учителя; Интервью, прочитанные и опубликованные Свами Брахманандой; французский перевод Мари Онеггер-Дюран, Дилипа Кумара Роя и Жана Герберта), Жан Герберт, Париж.
- Рой, Дилип Кумар. (1938). Сангитики , . Калькуттский университет, Калькутта
- Рой, Дилип Кумар и Индира Деви. (1983). Округление . Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей. (Сборник писем и воспоминаний Дилипа Кумара Роя и его ученицы Индиры Деви)
- Индира Деви (1993) Ароматные воспоминания (воспоминания о жизни с Дилипом Кумаром Роем, 1897–1980) . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван
- Рой, Дилип Кумар (Великобритания). Атул Прасад: Мануш, Коби, Бхакта ( Атул Прасад — Мануш, Коби, Бхакта ), Калькутта.
- Рой, Дилип Кумар (1968). Йог Шри Кришнапрем , Бхаратия Видья Бхаван, Калькутта.
- Рой, Дилип Кумар (1977). Бхагавад-гита: Откровение , Hind Pocket Books, Индия, ISBN 978-0856552649 .
- Рой, Дилип Кумар и Индира Деви (1973). Паломники звезд - Автобиография двух йогов .
- Рой, Дилип Кумар (2016). Нищая принцесса: Жизнь Мирабаи - Пьеса в пяти действиях , традиция, ISBN 3732347591 , 9783732347599.
- Рой, Дилип Кумар (2012). Чайтанья и Мира - Две пьесы , Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей, ISBN 978-8172764609 .
- Рой, Дилип Кумар (1955). Кумбха — Индийский фестиваль вне возраста , Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей.
- Рой, Дилип Кумар (2012). Флейта все еще зовет , Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 978-8172764586 .
- Рой, Дилип Кумар (1955). Принцесса-нищая — историческая драма в пяти действиях , Китаб-Махал, Аллахабад.
- Рой, Дилип Кумар (2011). Бессмертные Бхагавата Пустхаки Бхарати, ISBN 978-8172764494 .
- Рой, Дилип Кумар (2006). Среди великих — Беседа со Шри Ауробиндо, Махатмой Ганди, Рабиндранатом Тагором, Роменом Ролланом и Бертраном Расселом , Хари Кришна Мандир, Пуна.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дилипкумар Рой, автор Притвиндра Мукерджи , в информационном бюллетене IIAS № 8, Роттердам, весна 1996 г.
- «Сампадакия ниведан» Баридбарана Гоша в Рачана-самграха / Дилипкумар Рэй («Собрание сочинений»), Ananda Publishers, Калькутта, 1997, стр. 5–12.
- [1] Веб-сайт, посвященный Дилипу Кумару Рою. Фотографии Дилипа Кумара Роя доступны на сайте.
- «Звездные паломники»: автобиография двух йогов, Дилипа Кумара Роя и Индиры Деви.
- 1897 рождений
- 1980 смертей
- Выпускники Президентского университета, Калькутта
- Бенгальские поэты XX века
- Индийские писатели-мужчины
- Выпускники Калькуттского университета
- Индийские музыковеды
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак
- Индийские поэты XX века
- Индийские романисты XX века
- Индийские поэты-мужчины
- Бенгальские поэты-мужчины
- Поэты Западной Бенгалии
- Бенгальский Ренессанс
- Бенгальские музыканты
- Бенгальские индуисты
- Писатели, говорящие на бенгальском языке
- Писатели из Западной Бенгалии
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Музыковеды 20 века