Jump to content

Дилипкумар Рой

Дилипкумар Рой
Рожденный ( 1897-01-22 ) 22 января 1897 г.
Кришнанагар , Надия , Президентство Бенгалии , Индия (ныне Западная Бенгалия , Индия)
Умер 6 января 1980 г. ) ( 1980-01-06 ) ( 82 года
Пуна , Индия
Занятие драматург и музыкант
Национальность Индийский
Жанр Драма, песня, эссе

Дилип Кумар Рой (22 января 1897 — 6 января 1980), также называемый Дилипкумар Рой , был индийским музыкантом, певцом, музыковедом, писателем, поэтом, публицистом и йогом. Он был сыном Двиджендралала Рэя (или Роя). В 1965 году Академия Сангит Натак , Национальная академия музыки, танца и драмы Индии, наградила его высшей наградой за достижения в жизни — стипендией Академии Сангит Натак . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Происхождение и образование

[ редактировать ]

Сын Двиджендралала Рэя (1863–1913), бенгальского поэта, драматурга и композитора, Рой и его младшая сестра Майя потеряли мать Сурабалу Деви в 1903 году. По линии бабушки по отцовской линии семья происходила от вайшнавского аскета Адвайты Ачарьи , одного из апостолы средневекового бенгальского святого Шри Чайтаньи . Его мать Сурабала Деви была дочерью выдающегося врача-гомеопата Пратапа Чандры Маджумдара.

С детства Рой увлекался санскритом , английским языком, химией и математикой. Его страсть к музыке помешала ему получить высшие оценки на вступительном экзамене: он занял двадцать первое место и, получив стипендию, поступил в Президентский колледж Калькутты. Здесь он приблизился к Субхасу Чандре Босу . Получив диплом с отличием по математике, он отправился в Кембридж в 1919 году на стажировку . Незадолго до этой трехлетней поездки в Европу, будучи подростком, он попал под личное обаяние музыковеда Бхаткханде . Рой воспользовался своим семейным прошлым и выучил множество популярных и классических произведений. Это укрепило его решимость сделать музыку своим призванием. Поэтому в 1920 году, помимо первой части трипо, он сдал еще и экзамен по западной музыке. Наряду с уроками игры на фортепиано он свободно говорил на французском, немецком и итальянском языках, прежде чем уехать в Германию и Италию, чтобы продолжить обучение музыке. Приглашая Роя через Международное общество мира и свободы, Ромен Роллан организовал для него семинар по индийской классической музыке в Лугано , а его лекции перевели и опубликовали на французском языке. В этот момент Рой познакомился с такими личностями, как Бертран Рассел , Герман Гессе и Жорж Дюамель . Из Вены по приглашению президента Масарика Рой посетил Прагу по пути в Будапешт , Рим , Флоренцию и Неаполь , чтобы открыть для себя самое сердце традиций европейской музыки. Древние лады, такие как ионический, лидийский, миксолидийский, дорийский, эолийский и фригийский, напоминали ему соответственно индийскую ту или мелакарту («родительские весы»), такие как Билавал, Иман, Кхамадж, Кафи, Асавари и Бхайрави.

Ромен Роллан и Дилипкумар Рой

[ редактировать ]

В своем дневнике Inde Ромен Роллан часто говорит о Рое. Он записывает первый визит Роя 23 августа 1920 года: «...Это не обычный интеллект... Молодой человек, высокий и хорошо сложенный, (...) цвет его лица оранжево-коричневый, как у креольского человека, за исключением для губ...» Говоря о своих песнях, Роллан упоминает: «Особенно религиозную песню Тансена... Я нахожу в ней некоторое сходство с григорианскими мелодиями и, кроме того, с греческими гимнами, которые были у самого истока (. ..)» И Роллан продолжает: «Слушая популярные мелодии, можно лучше понять чистый и естественный гений индусской расы, Дилипкумар Рой поет некоторые из них, так очаровательно, деликатно, весело, поэтично, демонстрируя это. мастерство ритма - что они с таким же успехом могли бы быть нашими собственными популярными песнями (...) Понятно, что популярное искусство допускает гораздо меньше границ, чем утонченное искусство». А о голосе Дилипа: «Он поет с гнусавыми интонациями, и голос его достигает довольно высокого уровня, с необычайной гибкостью в непрерывном расцвете вокальных импровизации и орнаментов...» 24 октября 1927 года Ромен Роллан описывает еще один визит Роя: «Он принадлежит к лучшему типу аристократической Индии». Слушая старый гимн богине Кали , воспетую Роем, Роллан отмечает: «Это просто пленительно, нахлынувшая страсть, которая умоляет, сокрушается, достигает апогея, утихает, от сопрано до басовых нот (...) и начинается снова, с удвоенным и требовательным экстазом.. ."

Эксперименты в музыке

[ редактировать ]

Находясь в Европе, Рой осознал «величие и недостаток» индийской классической музыки в исполнении его современников. Вместо посредственных словесных средств, поддерживающих разработку мелодических и ритмических композиций, Рой был убежден, что современные индийские языки, дочери санскрита, могут обеспечить более адекватную лирику для классических моделей (как продемонстрировали такие композиторы, как его собственный отец или Тагор , среди других). ). Вернувшись в Индию, он присоединился к Бхаткханде и, следуя методологии последнего, начал много путешествовать, собирая и публикуя серийные заметки о вариантах раг от региональных мастеров с примечаниями к конкретным сочинениям. Он брал уроки у таких музыкантов, как Абдул Карим , Файаз Хан , Чандан Чаубе , Гауришанкар Мишра , Сурендранатх Маджумдар и Хафиз Али Хан . В своих произведениях «Бхрамьяман » («Путешествие по миру»), сангитики («О музыке»), гиташри («Песня как искусство») и др. он подробно записывал свои переживания, иллюстрируя их примечаниями. Как Бхаткханде и его ученик Ратанджанкар. Рой написал и продемонстрировал, как индийскую классическую музыку можно преподавать на чисто академической основе, с учебной программой, которая несколько демистифицирует окутанную тайну между мастером и учеником. Как откровенный музыкальный критик, он приобрел значительную известность, особенно благодаря своему анализу священных гуру. Его личный опыт, дополненный глубокими исследованиями и размышлениями, открыл новые горизонты в области мышления, практики и преподавания музыки.

Объятия космической души

[ редактировать ]

В то время как очень древняя индийская традиция лидерной IX века лирики, проходящая через песни чарья-пада , допускала и поощряла тану (импровизированные музыкальные фразы), Тагор , сочинивший более 2000 текстов, хотел индивидуализировать свои композиции в европейским способом и защитить их исполнение в соответствии с утвержденными обозначениями. Будучи знатоком таны и вариаций фраз, Рой поспорил и добился разрешения Тагора интерпретировать песни последнего по своему желанию. Сочиняя песни на санскрите, бенгали, хинди и английском языке, сохраняя в неприкосновенности некоторые популярные или классические мелодии даже из русской, немецкой, итальянской или французской музыки, он обладал редкой способностью переходить с одного языка на другой при их интерпретации.

Среди важнейших достижений Роя — индийский тип оперы, основанный на традиционной модели киртана : он включает в себя эмоциональный катарсис через последовательность модальных и ритмических моделей, совместимых с классическими школами индийского танца. После долгой дискуссии с Тагором о тонкостях бенгальской просодии Рой увидел, как пожилой поэт посвятил ему исследование Тагора на эту тему, чханда . По просьбе Калькуттского университета Рой сам также написал трактат на эту тему, чхандасики . В одном из писем Рою поэт признавался: «Я испытываю к вам искреннюю привязанность. Мое сердце влечет ваша несмешанная правдивость и откровенность». Роем ​​восхищались такие слушатели, как Шри Ауробиндо и Тагор . В 1940-х годах популярный фильм на хинди наводнил страну песнями Мирабаи , святой принцессы средневековой Индии. Хотя их спел Бхарат Ратна М.С. Суббулакшми , все они были собраны или сочинены Роем. Отдавая дань уважения своему учителю, Суббулакшми написала, что когда Дилип «поет (...), это излияние индивидуальной души, жаждущей быть объятой космической душой». . В конце 1930-х годов Суббулакшми и Рой вместе спели две песни: Ванде Матарам и Дхано Дханья Пушпе Бора .

Рой создал свой собственный стиль художественной литературы, основанный на постоянном психологическом анализе. Большинство его персонажей мистичны или духовны по своей сути и находятся на стыке Востока и Запада. Как поэт, вместо того, чтобы следовать мелодическому лирическому стилю, разработанному Тагором , Рой следовал гармонической структуре, созданной Майклом Мадхусуданом Даттой и доведенной до наших дней его отцом Двиджендралалом Рэем .

Последний этап

[ редактировать ]

После второго визита в Европу в 1928 году Рой поселился в Ашраме Шри Ауробиндо в Пондичерри . Его внушительная переписка со Шри Ауробиндо раскрывает доселе неизвестный аспект Учителя, который заявил, что лелеет его «как друга и сына». В начале 50-х две сочиненные Роем патриотические песни («Хам бхаратке» и «Нишан унча, кадам бадха») обратились к генералу Кариаппе , который захотел включить их в официальный список маршевых песен индийской армии.

В 1953 году, вернувшись из кругосветного путешествия, в сопровождении своей ученицы Индиры Деви, он в 1959 году основал Хари Кришна Мандир в Пуне . Рой вместе с Индирой Деви является соавтором автобиографической книги под названием « Звездные паломники» . «Пилигримы звезд» предлагает читателю взглянуть на ежедневную борьбу и победы двух великих душ. East West Journal заявил, что книга «... столь же замечательна, сколь и полезна для читателя». Книга переведена на гуджарати (переводчик Раманалал Сони; Амадавада: Вора, 1977; и Раджакота: Правина Пустака Бхандара, 1991).

Удостоенный награды Санскритской академии Калькутты как «Источник нектара мелодии» ( сура-судхакара ), Рой был избран членом Индийской государственной академии изящных искусств. Он был автором более 50 пластинок (некоторые из них до сих пор переиздаются HMV-India); 8 томов песен с нотами; 21 том на английском языке и 46 томов на бенгали, содержащие романы, стихи, пьесы, послания, воспоминания и эссе.

Рой умер в Хари Кришна Мандире, Пуна. [ нужна ссылка ] 6 января 1980 года.

  1. ^ «SNA: Список победителей Sangeet Natak Akademi Ratna Puraskar (стипендиаты Akademi)» . Официальный сайт. Архивировано из оригинала 27 июля 2011 года . Проверено 17 апреля 2010 г.
  2. ^ «Рой, Дилип Кумар - Банглапедия» . ru.banglapedia.org . Проверено 15 июля 2022 г.
  3. ^ Прохор. «Шрути Бхагират: Дилипкумар Рой - Прохор» . Шрути Бхагират: Дилипкумар Рой — Прохор . Проверено 15 июля 2022 г.
  4. ^ «Он покинул Бенгалию и уехал, так что Бенгальцы держали его подальше?» . Э. И. Самай (на бенгали) . Проверено 15 июля 2022 г.
  5. ^ «Дилип Кумар Рой: Дилип Кумар Рой: сто двадцать пять дань уважения» . aajkaal.in (на бенгали) . Проверено 15 июля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мари, Онеггер-Дюран; Рой, Дилип Кумар и Герберт, Джин. (1937). Шри Рамакришна – слова мастера; интервью, собранные и опубликованные Свами Брахманандой ; Французский перевод Мари Онеггер-Дюран, Дилипа Кумара Роя и Жана Герберта. (Шри Рамакришна - Слова Учителя; Интервью, прочитанные и опубликованные Свами Брахманандой; французский перевод Мари Онеггер-Дюран, Дилипа Кумара Роя и Жана Герберта), Жан Герберт, Париж.
  • Рой, Дилип Кумар. (1938). Сангитики , . Калькуттский университет, Калькутта
  • Рой, Дилип Кумар и Индира Деви. (1983). Округление . Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей. (Сборник писем и воспоминаний Дилипа Кумара Роя и его ученицы Индиры Деви)
  • Индира Деви (1993) Ароматные воспоминания (воспоминания о жизни с Дилипом Кумаром Роем, 1897–1980) . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван
  • Рой, Дилип Кумар (Великобритания). Атул Прасад: Мануш, Коби, Бхакта ( Атул Прасад — Мануш, Коби, Бхакта ), Калькутта.
  • Рой, Дилип Кумар (1968). Йог Шри Кришнапрем , Бхаратия Видья Бхаван, Калькутта.
  • Рой, Дилип Кумар (1977). Бхагавад-гита: Откровение , Hind Pocket Books, Индия, ISBN   978-0856552649 .
  • Рой, Дилип Кумар и Индира Деви (1973). Паломники звезд - Автобиография двух йогов .
  • Рой, Дилип Кумар (2016). Нищая принцесса: Жизнь Мирабаи - Пьеса в пяти действиях , традиция, ISBN   3732347591 , 9783732347599.
  • Рой, Дилип Кумар (2012). Чайтанья и Мира - Две пьесы , Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей, ISBN   978-8172764609 .
  • Рой, Дилип Кумар (1955). Кумбха — Индийский фестиваль вне возраста , Бхаратия Видья Бхаван, Бомбей.
  • Рой, Дилип Кумар (2012). Флейта все еще зовет , Бхаратия Видья Бхаван, ISBN   978-8172764586 .
  • Рой, Дилип Кумар (1955). Принцесса-нищая — историческая драма в пяти действиях , Китаб-Махал, Аллахабад.
  • Рой, Дилип Кумар (2011). Бессмертные Бхагавата Пустхаки Бхарати, ISBN   978-8172764494 .
  • Рой, Дилип Кумар (2006). Среди великих — Беседа со Шри Ауробиндо, Махатмой Ганди, Рабиндранатом Тагором, Роменом Ролланом и Бертраном Расселом , Хари Кришна Мандир, Пуна.
[ редактировать ]
  • Дилипкумар Рой, автор Притвиндра Мукерджи , в информационном бюллетене IIAS № 8, Роттердам, весна 1996 г.
  • «Сампадакия ниведан» Баридбарана Гоша в Рачана-самграха / Дилипкумар Рэй («Собрание сочинений»), Ananda Publishers, Калькутта, 1997, стр. 5–12.
  • [1] Веб-сайт, посвященный Дилипу Кумару Рою. Фотографии Дилипа Кумара Роя доступны на сайте.
  • «Звездные паломники»: автобиография двух йогов, Дилипа Кумара Роя и Индиры Деви.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbb0825d248a22b4a7537b7d551776ad__1720257720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/ad/cbb0825d248a22b4a7537b7d551776ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dilipkumar Roy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)