Виджай Тендулкар
Виджай Тендулкар | |
---|---|
![]() Тендулкар в 2007 году | |
Рожденный | Виджай Дондопант Тендулкар 6 января 1928 г. |
Умер | 19 мая 2008 г. Пуна , Махараштра , Индия | (80 лет)
Дети | 3, включая Прию Тендулкар |
Семья | Мангеш Тендулкар (Брат) |
Награды | Падма Бхушан : 1984 г. Стипендия Сангита Натака Академии : 1998 г. Национальная кинопремия за лучший сценарий : Мантан , 1977 г. |
Виджай Дхондопант Тендулкар (6 января 1928 — 19 мая 2008) был ведущим индийским драматургом, писателем кино и телевидения, литературным публицистом, политическим журналистом и общественным обозревателем, преимущественно на языке маратхи . Его пьесы на маратхи сделали его автором пьес на современные, нетрадиционные темы. [1] Он наиболее известен своими пьесами «Шантата!» Корт Чалу Аахе (1967), Гаширам Котвал (1972) и Сахарам Биндер (1972). Многие пьесы Тендулкара вдохновлены реальными событиями или социальными потрясениями, которые проливают свет на суровую реальность. Он консультировал студентов, изучающих «игровое письмо» в университетах США. Тендулкар был драматургом и театральным деятелем в Махараштре более пяти десятилетий.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Виджай Дондопант Тендулкар родился в семье брамина Гауд Сарасват . [2] 6 января 1928 года в Гиргаоне, Мумбаи, Махараштра, [3] где его отец занимал канцелярскую работу и вел небольшой издательский бизнес. Литературная среда дома побудила юного Виджая заняться писательством. Свой первый рассказ он написал в шесть лет.
Он вырос, наблюдая за западными пьесами, и почувствовал вдохновение самому писать пьесы. В одиннадцать лет он написал, поставил и сыграл свою первую пьесу. [4]
В 14 лет он участвовал в индийском освободительном движении 1942 года. [5] оставив учебу. Последнее отдалило его от семьи и друзей. Затем писательство стало его отдушиной, хотя большинство его ранних произведений носили личный характер и не предназначались для публикации. В этот период он участвовал в деятельности отколовшейся коммунистической группы «Набаджибан Сангхатана». Он сказал, что ему нравится чувство жертвенности и дисциплина коммунистов. [6]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Тендулкар начал свою карьеру писателем для газет. Он уже написал пьесу «Амчьявар Кон Прем Карнар?» ( перевод « Кто меня полюбит? »), и он написал пьесу «Грихастха» ( перевод « Домохозяин »), когда ему было чуть больше 20 лет. Последний не получил большого признания публики, и он поклялся никогда больше не писать. [7]
Нарушив клятву, в 1956 году он написал «Шриманта» , зарекомендовавшего его как хорошего писателя. Шримант потряс консервативную аудиторию того времени своим радикальным сюжетом, в котором незамужняя молодая женщина решает оставить своего будущего ребенка, в то время как ее богатый отец пытается «купить» ей мужа, пытаясь спасти свой социальный престиж.
Ранняя борьба Тендулкара за выживание и проживание в течение некоторого времени в многоквартирных домах ( Чавл ) в Мумбаи предоставили ему непосредственный опыт жизни городских представителей низшего среднего класса. Таким образом, он придал новую аутентичность их изображению в театре маратхи. [8] Произведения Тендулкара быстро изменили сюжетную линию современного театра маратхи в 1950-х и 60-х годах благодаря экспериментальным представлениям таких театральных групп, как Рангаян. Актеры этих театральных групп, такие как Шрирам Лагу , Мохан Агаше и Сулабха Дешпанде, привнесли новую аутентичность и силу в истории Тендулкара, одновременно привнося новые ощущения в театр маратхи. [9]
Тендулкар написал пьесу «Гидхаде» ( в переводе « Стервятники ») в 1961 году, но она не была поставлена до 1970 года. Действие пьесы разворачивается в морально разрушенной семейной структуре и исследует тему насилия. В своих следующих произведениях Тендулкар исследовал насилие в его различных формах: домашнем, сексуальном, общественном и политическом. Таким образом, Гидхаде стал поворотным моментом в творчестве Тендулкара в плане создания его собственного уникального стиля письма. [10]
На основе рассказа «Die Panne » ( перевод « Ловушки ») Фридриха Дюрренматта 1956 года Тендулкар написал пьесу « Шантата!» Суд Чалу Аахе ( перев. Тишина! Суд заседает ). Впервые она была представлена на сцене в 1967 году и зарекомендовала себя как одно из лучших его произведений. Сатьядев Дубей представил его в виде фильма в 1971 году при участии Тендулкара в качестве сценариста. [11]
1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]В своей пьесе 1972 года «Сахарам Биндер » Тендулкар затронул тему доминирования мужского пола над женским. Главный герой, Сахарам, человек, лишенный этики и морали и заявляющий, что не верит в «устаревшие» социальные кодексы и традиционный брак. Соответственно, он использует общество для своего удовольствия. Он регулярно дает «приют» брошенным женам и использует их для своего сексуального удовлетворения, не обращая внимания на эмоциональные и моральные последствия своих подвигов. Он оправдывает все свои действия заявлениями о современном, нетрадиционном мышлении и выдвигает пустые аргументы, призванные фактически поработить женщин. Парадоксально, но некоторые из женщин, которых поработил Сахарам, разделяют его аргументы и одновременно очень хотят свободы от своего порабощения. [12]
В 1972 году Тендулкар написал еще одну, еще более известную пьесу, «Гаширам Котвал» ( в переводе «Офицер Гаширам »), в которой речь шла о политическом насилии. Спектакль представляет собой политическую сатиру, созданную как музыкальную драму, действие которой происходит в Пуне 18 века . Он объединил традиционную народную музыку и драму маратхи с современными театральными приемами, создав новую парадигму театра маратхи. Спектакль демонстрирует глубокое изучение Тендулкаром групповой психологии. [13] и это принесло ему стипендию Джавахарлала Неру (1974–75) за проект под названием «Исследование закономерностей роста насилия в обществе и его актуальности для современного театра». На данный момент представлено более 6000 спектаклей в оригинальной и переведенной версиях, «Гаширам Котвал» остается одной из самых продолжительных пьес в истории индийского театра.
Тендулкар написал сценарии к фильмам «Нишант» (1974), «Акрош» ( перевод «Возмущение» ; 1980) и «Ард Сатья» ( перевод «Полуправда» ; 1984), которые сделали его важным «хроникером насилия» современности. [14] Он написал одиннадцать фильмов на хинди и восемь фильмов на маратхи. К последним относятся Самана ( перевод «Противостояние» ; 1975), Симхаасан ( перевод «Трон» ; 1979) и Умбарта ( перевод «Порог» ; 1981). Последний — новаторский художественный фильм о женском активизме в Индии. Режиссер Джаббар Патель , в главных ролях Смита Патил и Гириш Карнад .
1990-е по 2008 год
[ редактировать ]В 1991 году Тендулкар написал метафорическую пьесу « Сафар» . [15] а в 2001 году он написал пьесу « Массажист ». Затем он написал два романа — «Кадамбари: Эк» и «Кадамбари: Дон» — о сексуальных фантазиях стареющего мужчины. В 2004 году он написал одноактную пьесу « Его пятая женщина» — свою первую пьесу на английском языке — как продолжение своего более раннего исследования тяжелого положения женщин в «Сахарам Биндер» . Впервые эта пьеса была исполнена на фестивале Виджая Тендулкара в Нью-Йорке в октябре 2004 года. [16]
В 1990-х годах Тендулкар написал известный телесериал « Сваямсиддха» , в котором его дочь Прия Тендулкар , известная телевизионная актриса, известная по сериалу «Раджани», [17] исполнил главную роль. Его последний сценарий был для Eashwar Mime Co. (2005), адаптации Дибьенду Палита рассказа « Мухабхиной » под руководством театрального режиссера Шьямананда Джалана с Ашишем Видьярти и Паваном Малхотрой в главных ролях. [18]
Семья
[ редактировать ]Он был братом известного карикатуриста и юмориста Мангеша Тендулкара .
Смерть
[ редактировать ]
Тендулкар умер в Пуне 19 мая 2008 года. [19] борется с последствиями редкого аутоиммунного заболевания – миастении . [20]
Сын Тендулкара Раджа и жена Нирмала умерли в 2001 году; его дочь Прия Тендулкар умерла в следующем году (2002) от сердечного приступа после долгой борьбы с раком груди.
Комментарий к общественной резне после Годхры
[ редактировать ]После общественной резни после Годхры в Гуджарате [21] В 2002 году Тендулкар отреагировал, сказав: «Если бы у меня был пистолет, я бы застрелил [главного министра Гуджарата] Нарендру Моди ». Такая реакция Тендулкара вызвала неоднозначную реакцию: местные сторонники Моди сожгли его чучела, в то время как другие хвалили его замечание.
Позже, когда его спросили, не странно ли, что он, известный как решительный противник смертной казни, желал смерти Моди, Тендулкар сказал, что «это был спонтанный гнев, который я никогда не видел в качестве решения проблемы». ничего. Гнев не решает проблем».
Наследие
[ редактировать ]За свою писательскую карьеру, охватывающую более пяти десятилетий, Тендулкар написал 27 полнометражных пьес и 25 одноактных пьес. Некоторые из его пьес стали классикой театра маратхи. [22] Его пьесы переведены и исполнены на многих индийских языках. [23]
Предоставляя информацию о крупных социальных событиях и политических потрясениях во время своей взрослой жизни, Тендулкар стал одним из самых сильных радикальных политических голосов в Махараштре за последнее время. В то время как современные писатели осторожно исследовали пределы соцреализма, он прыгнул в котел политического радикализма и смело разоблачил политическую гегемонию сильных мира сего и лицемерие индийского социального мышления. Его мощное выражение человеческой тревоги привело к тому, что он одновременно получил широкое общественное признание и резкое порицание со стороны ортодоксов и политических воротил. [24]
Многие пьесы Тендулкара вдохновлены реальными событиями или социальными потрясениями. Таким образом, возвышение Шив Сена Тендулкара в Махараштре в 1970-х годах было отражено в «Гаширам Котвал» . [23] Правдивая история журналиста, который купил женщину из сельской секс-индустрии, чтобы раскрыть причастность полиции и политиков к этой торговле, только для того, чтобы бросить женщину, как только она ему больше не нужна, подробно описана в « Камале » Тендулкара . [25] [26] Позже по пьесе был экранизирован фильм «Камла» (фильм) . Реальная история актрисы, чья актерская карьера рухнула после того, как ее однополая связь стала достоянием общественности, вдохновила Тендулкара написать «Митрачи Гошта» . [27]
Тендулкар перевел на маратхи девять романов, две биографии и пять пьес других авторов.
Помимо вышесказанного, творчество Тендулкара включает биографию; два романа; пять антологий рассказов; 16 пьес для детей, в том числе «Бейл Мильтат» (1960) и «Патлачья Пориче Лагин» (1965); и пять томов литературных очерков и социальной критики, в том числе Ратрани (1971), Ковали Унхе (1971) и Пхуге Собанче (1974). В целом произведения Тендулкара способствовали значительной трансформации современного литературного ландшафта на маратхи и других индийских языках.
В 2005 году вышел документальный фильм «Тендулкар Ани Химса: Кал Ани Адж» («Тендулкар и насилие: тогда и сейчас») с английскими субтитрами. [28] (произведено Калифорнийской ассоциацией искусств – CalAA – [29] режиссер Атул Пете) был выпущен. короткометражный фильм о Тендулкаре « Анкахин » (режиссер Сантош Аячит). В 2007 году вышел [30]
Награды
[ редактировать ]Тендулкар получал награды правительства штата Махараштра в 1969 и 1972 годах; и Махараштра Гаурав Пураскар в 1999 году. [3] Он был удостоен премии Сангит Натак Академии в 1970 году, а затем снова в 1998 году высшей награды Академии за «пожизненный вклад» - стипендии Сангит Натак Академии («Ратна Садасья»). [31] В 1984 году он получил премию Падма Бхушан от правительства Индии за свои литературные достижения. [32]
В 1977 году Тендулкар получил Национальную кинопремию за лучший сценарий за сценарий к Шьяма Бенегала « Мантхан фильму » (1976). Он написал сценарии для многих значительных художественных фильмов, таких как «Нишант» , «Акрош» , «Ардх Сатья» и «Агаат» .
Полный список наград приведен ниже:
- 1970 года Премия Академии Сангита Натака
- 1970 года Камаладеви Чаттопадхьяй Премия
- 1977 года Национальная кинопремия за лучший сценарий : Мантан
- 1981 года Премия Filmfare за лучший сценарий : Аакрош
- 1981 года Премия Filmfare за лучший рассказ : Аакрош
- 1983 года Премия Filmfare за лучший сценарий : Ард Сатья
- 1984 Падма Бхушан [33]
- 1993 Сарасвати Самман
- 1998 Стипендия Сангита Натака Академии
- 1999 Калидас Самман
- 2001 Премия Каты Чудамани Хамош! Адалат Джари Ха
- 2006 Премия журнала Little Magazine SALAM [34]
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Кадамбари: Эк (Роман: Один) (1996)
- Кадамбари: Дон (Роман: Два) (2005)
Сборники рассказов
[ редактировать ]- Двандва (Дуэль) (1961)
- Пхулапакхаре (Бабочки) (1970)
Пьесы
[ редактировать ]- Грухастха (Домохозяин) (1947)
- Шримант (Богатые) (1956)
- Манус Наваче Бет (Остров по имени «Человек») (1958)
- Вор! Полиция!
- Бэйл Милтат (1960)
- Гидаде (Стервятники) (1961)
- Патлачья Пориче Лагин (Женитьба дочери сельского мэра) (1965)
- Шантата! Суд Чалу Аахе (хинди: Хамош! Адалат Джари Хай) (Молчание! Суд заседает) (1967)
- Аджгар Ани Гандхарва (Удав и «Гандхарва»)
- Сахарам Переплетчик (Сахарам, Переплетчик) (1972)
- Камала («Камала») (1981)
- Мади [на хинди]
- Каньядан (Выдача дочери замуж) (1983)
- Энджи
- Дамбадвича Мукабала (Встреча в Умбугланде)
- Аши Пакхаре Йети (хинди: Panchi Aise Aate Hain ) (Так прибывают птицы)
- Резать
- Сафар/Cyclewallah (Велосипедист) (1991)
- Массажист (2001)
- Пахидже Джатиче (Это должно быть у человека в крови)
- Джат Хи Пучо Садху Ки (Спросите родословную факира)
- Маджи Бахин (Моя сестра)
- Джхала Ананта Хануманта («Бесконечный», ставший «Ханумантой»)
- Футпайрича Самрат (Император тротуара)
- Митрачи Гошта (История друга) (2001)
- Ананд Овари [Пьеса по роману Д.Б. Мокаши]
- Бхау МурарРао
- Бхалякака
- Ми Джинкало, Ми Харало (я выиграл, я проиграл)
- Его пятая женщина [на английском языке] (2004)
- Малыш
- « История Миты »
- Папа хо Гайе
Мюзиклы
[ редактировать ]- Гаширам Котвал (Гаширам, констебль) (1972)
Переводы
[ редактировать ]- Ракеша Мохана Adhe Adhure (первоначально на хинди )
- Гириша Карнада ( Туглак первоначально на каннаде ) Popular Prakashan Pvt. ООО ISBN 81-7185-370-6 .
- Теннесси Уильямс « Трамвай «Желание» (оригинал на английском языке)
Работы Тендулкара доступны на английском языке.
[ редактировать ]- Тишина! Суд заседает (Три Короны). Прия Адаркар (переводчик), Oxford University Press, 1979 . ISBN 0-19-560313-3 .
- Гаширам Котвал, Sangam Books, 1984 г. ISBN 81-7046-210-X .
- Взбалтывание, Seagull Books, Индия, 1 985. ISBN 0-85647-120-8 .
- Порог: ( Умбарта - сценарий), Шампа Банерджи (переводчик), Sangam Books Ltd., 1985 г. ISBN 0-86132-096-4 .
- Пять пьес (разные переводчики), Бомбей, Oxford University Press, 1 992 ISBN 0-19-563736-4 .
- Последние дни Сардара Пателя и мимов: две экранные пьесы, Нью-Дели, постоянный черный, 2001 г. ISBN 81-7824-018-1 .
- Современная индийская драма: антология Сахитья Академи, Индия, 2001 г. ISBN 81-260-0924-1 .
- Митрачи Гошта: История друга: пьеса в трех действиях Гоури Рамнараян (переводчик). Нью-Дели, издательство Оксфордского университета, 2001 г. ISBN 0-19-565317-3 .
- Каньядан, Oxford University Press, Индия, издание New Ed, 2002 г. ISBN 0-19-566380-2 .
- Сборник пьес в переводе , Нью-Дели, 2003, Oxford University Press . ISBN 0-19-566209-1 .
- Велосипедист и его пятая женщина: две пьесы Виджая Тендулкара Балванта Бханеджи (переводчик), Oxford India, 2006 г., в мягкой обложке ISBN 0-19-567640-8 .
- Сахарам Биндер: перевод Кумуда Мехты и Шанты Гокхале.
Фильмография
[ редактировать ]Сценарии
[ редактировать ]- Шантата! Суд Чалу Аахе (Молчание! Суд заседает) (1972)
- Нишант (Конец ночи) (1975)
- Самна (Противостояние) (1975)
- Мантан (Сбивание) (1976)
- Синхасан (Трон) (1979)
- Герайи (Глубина) (1980)
- Аакрош (Крик раненого) (1980)
- Акриет (Невообразимое) (1981)
- Умбарта (Порог) (1981)
- Ардх Сатья (Полуправда) (1983)
- Ужасно (1984)
- Сардар (1993)
- Йе Хай Чаккад Баккад Бумбе Бо (2003)
- Eashwar Mime Co. (Мимы) (2005)
Диалоги
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Наследие Виджая Тендулкара» . Индия сегодня . 24 мая 2008 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Бхимрао, RS, 2015. Реконструкция драматической драматургии в современных экспериментальных пьесах Виджая Тендулкара Сатиша Алекара и Махеша Элькунчвара.
- ^ Jump up to: а б «Умер драматург маратхи Виджай Тендулкар» . ИБН в прямом эфире. Архивировано из оригинала 27 декабря 2013 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ Профиль Виджая Тендулкара в Indiaclub
- ^ Линия фронта. Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine , декабрь 2005 г.
- ^ «Виджай Тендулкар: единственный законченный философ индийского театра» . Индия сегодня . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Индуистский [узурпировал] , 2 февраля 2003 г.
- ↑ The Tribune , 3 октября 2004 г.
- ^ Шанта Гокхале, театральный критик и писатель.
- ^ Насилие «Гидхаде» и не только
- ^ Шантата! Корт Чалу Аахе на IMDb
- ^ ОБЗОР ТЕАТРА, «САХАРАМ БИНДЕР» , New York Times.
- ^ Локвани, 30.07.2003
- ^ Ашис Нанди о насилии в произведениях Виджая Тендулкара [узурпировал]
- ^ Введение в «Велосипедист», 2001 г.
- ↑ Индо-американский совет искусств (IAAC) , Фестиваль Виджая Тендулкара, Нью-Йорк, октябрь 2004 г.
- ^ Прия Тендулкар
- ^ «Специальный показ фильма Джалана» . Таймс оф Индия . 24 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 г.
- ^ «Скончался драматург Виджай Тендулкар» . NDTV.com . 19 мая 2008 года . Проверено 19 мая 2008 г.
- ^ «Виджай Тендулкар, голос общественной сцены, мертв» . Телеграф . 20 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Насилие в Гуджарате, 2002 г.
- ^ Профиль в Oxford University Press
- ^ Jump up to: а б Индийский экспресс, 20 октября 1999 г. Архивировано 1 декабря 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Виджай Тендулкар беседует с NDTV.
- ^ История Камалы, 1981 г.
- ^ Камала в Salaamtheatre
- ^ Исследование пьесы и книги «Митрачи Гошта: История друга».
- ↑ «Таймс оф Индия», январь 2007 г.
- ^ Калифорнийская ассоциация искусств (CalAA)
- ↑ The Hindu, 20 января 2007 г.
- ↑ Премия Сангита Натака Академии. Архивировано 23 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Справочник наград Падма (1954–2013)» (PDF) . Министерство внутренних дел . Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года.
1984: 16: Шри Виджай Дхондопант Тендулкар.
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ The Little Magazine - Салам и новые писательские награды
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Виджай Тендулкар. Нью-Дели, Катха, 2001 г. ISBN 81-87649-17-8 .
- Гаширам Котвал Виджая Тендулкара: спутник читателя. М. Сарат Бабу, Азиатский книжный клуб, 2003 г. ISBN 81-7851-008-1
- Гаширам Котвал Виджая Тендулкара: критические перспективы, Винод Бала Шарма и М. Сарат Бабу. 2005, Prestige Books, Нью-Дели . ISBN 81-7851-002-2 .
- Пьесы Виджая Тендулкара: антология современной критики. В.М. Мэдж, 2007, Pencraft International . ISBN 81-85753-79-2 .
- Интервью с Виджаем Тедулкаром, The Indian Express, 20 октября 1999 г.
- Виджай Тендулкар беседует о смертной казни, 2004 год.
- Виджай Тендулкар рассказывает о своих пьесах
- Джаббар Патель рассказывает о пьесах Виджая Тендулкара
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пьесы Виджая Тендулкара
- Писатели на языке маратхи
- Индийские сценаристы-мужчины
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Индийские эссеисты-мужчины
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские переводчики XX века
- маратхи люди
- Смертность от миастении гравис
- Индийские атеисты
- 1928 рождений
- смертей в 2008 г.
- Люди из Колхапура
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Лауреаты премии Сарасвати Саммана
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Маратхи театр
- Стипендиаты Джавахарлала Неру
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Журналисты из Махараштры
- Индийские эссеисты XX века
- Сценаристы из Махараштры
- Индийские драматурги и драматурги XXI века
- Индийские эссеисты XXI века
- Драматурги и драматурги Махараштры
- Лауреаты Национальной кинопремии за лучший оригинальный сценарий
- Индийские сценаристы XX века
- Лауреаты стипендии Академии Сангит Натак