Крушнаджи Прабхакар Хадилкар
Крушнаджи Прабхакар Хадилкар | |
---|---|
Родное имя | Кришнаджи Прабхакар Хадилкар |
Рожденный | Сангли | 25 ноября 1872 г.
Умер | 26 августа 1948 г. | (75 лет)
Гражданство | Индийский |
Образование | Деканский колледж |
Известные работы | Кичак Вад |
Крушнаджи Прабхакар Хадилкар ( Деванагари : कृष्णाजी प्रभाकर खाडिलकर) (25 ноября 1872 г. - 26 августа 1948 г.) был писателем на языке маратхи из Президентство в Бомбее , Британская ИндияИндия. Георгий называет его «видным поручиком Локманья Тилака ». Он был редактором журналов «Кесари» , «Локманья» и «Навакал» . Темой навакала являются политические, торговые и рыночные цены. Хадилкар в начале своей карьеры писал прозаические пьесы, но добился «еще большего признания» благодаря таким пьесам, как «Сваямвара », в которых были песни, основанные на индийской классической музыке. Примечательность его драматической техники в его пятнадцати пьесах заключалась в том, что «придала древним индуистским легендам и сказаниям современное политическое значение». [ 1 ] В Энциклопедии индийской литературы (том второй) (Деврадж То Джьоти) отмечается, что, хотя Аннасахеб Кирлоскар «заложил основу популярного сангит натак», с приходом Хадилкара он пережил большой подъем и постепенный упадок. Он считает Хадилкара вместе с Балом Гандхарвой «архитекторами того, что позже стало называться золотым веком драмы маратхи». [ 2 ]
В 1921 году, после смерти Тилака, Локманья поклонниками Тилака была основана . Хадилкар взял на себя его редакцию. В 1923 году он ушел в отставку из-за поддержки позиции Ганди в разделении националистических политических взглядов, несмотря на противодействие сторонников, которые отвергли ее. В марте 1923 года Хадилкар основал собственную газету « Нава Каал» , которая «поддерживала программу Ганди », а ее редакционные статьи «проповедовали философию Ганди». [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Хадилкар родился 25 ноября 1872 года в Сангли . В 15 лет он написал роман, а в следующем году написал пьесу. Он получил степень бакалавра в 1892 году в Деканском колледже в Пуне . Из-за своего постоянного интереса к пьесам во время учебы в колледже он внимательно изучал пьесы санскритских и английских драматургов. [ нужна ссылка ]
Ассоциация с Тилаком
[ редактировать ]В 1897 году Хадилкар присоединился к редакции ежедневной газеты « Кесари » Бала Гангадхара Тилака (केसरी). Его идеи и литературный стиль настолько соответствовали идеям Тилака, что читатели Кесари так и не узнали, кто из них двоих написал редакционные статьи, появившиеся в газете. В 1908 году колониальное правительство арестовало Тилака по обвинению в подстрекательстве к мятежу за статью, написанную Хадилкаром. [ 5 ] Тилак был приговорен к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в Мандалае . [ 6 ]
В 1908–1910 годах Хадилкар был главным редактором английской ежедневной газеты Тилака « Маратха», а также входил в редакционную коллегию «Кесари» . В 1910 году он покинул должность редактора «Кесари» и «Маратхи» , но вернулся к работе редактором «Кесари» в 1917–20 годах. [ нужна ссылка ]
Запланированное вторжение Непала в Индию
[ редактировать ]Хадилкар был частью заговора, который предусматривал вторжение в Индию единственного независимого индуистского короля части Индии: короля Непала. Это вторжение должно было спровоцировать восстание внутри страны в его поддержку, чтобы Индия стала одним суверенным индуистским государством под управлением короля Непала. Доверенные лейтенанты Тилака Васукака Джоши и Хадилкар вошли в Непал, «где они открыли фабрику по производству плитки в качестве респектабельного прикрытия для завода по производству оружия и боеприпасов, предназначенного для снабжения вторгшейся непальской армии». Учительница школы из Махараштры Матаджи представила их королю Непала. Они получили заказ на перекрытие крыши дворца. К ним присоединились Ханмантрао Кулкарни из Джабалпура и Кеткар из Гвалиора . Король Непала был вынужден отправить непальских студентов в Японию для прохождения технического обучения. Джоши побывал в Японии и США. Немецкое оборудование для производства оружия так и не прибыло. Сюжет так и не «даже приблизился к осуществлению». [ 7 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]После смерти Тилака в 1920 году Хадилкар работал редактором ежедневной газеты Lokamanya (लोकमान्य) в 1921–23 годах. В 1923 году он основал ежедневную газету «Нава Кал» (नवा काळ), которая поддерживала Ганди. [ 3 ] [ 4 ] В 1929 году британские власти заключили Хадилкара в тюрьму на год за преступление нелояльности колониальному правительству. [ нужна ссылка ]
Хадилкар председательствовал над маратхи Сахитьей Саммеланом в Нагпуре в 1933 году. [ нужна ссылка ]
Он умер 26 августа 1948 года. [ нужна ссылка ]
Кичак Вад
[ редактировать ]«Кичак Вад» («Убийство Кичака») (1907) — пьеса, основанная на эпизоде из « Махабхараты» , [ 8 ] Кичак - министр при дворе Вирата, который пытается приставать к Драупади он убит ее мужем Бхимой , в результате . Спектакль был проявлением сопротивления британскому правлению. Это приставание используется как метафора политики британского колониального правительства в Индии. Кичак представлял лорда Керзона : наместника короля, точно так же, как Кичак был министром короля Вирата; Драупади представлял Индию, а Бхима представлял экстремистского националиста, в отличие от Юдхиштара , выступающего за умеренный национализм. В «Энциклопедии индийской литературы…» говорится, что «Кичака был отлит по образцу тогдашнего вице-короля лорда Керзона, и некоторые из его агрессивно-высокомерных высказываний (например, «правители — это правители, а рабы — это рабы») нашли прямой отклик. по словам Кичаки, в то время как народные настроения негодования и бунта яростно выражались в пламенных речах Драупади и Бхимы». [ 9 ] Бхатия считает, что драматург противопоставляет агрессию и ненависть правительства к своим колониальным подданным сопротивлению тех, кто пытается спасти нацию от колониального зла. Темы жертвоприношения, войны и долга «обострили поиски свободы». Пьеса представляла собой аллегорическую атаку на колониальное правительство. [ 10 ] Нагендра считает пьесу ярким примером использования мифологического персонажа как символа угнетения. [ 11 ]
Реакция аудитории на Кичак Вада
[ редактировать ]В книге Игнатия Валентина Чирола 1910 года «Беспорядки в Индии» описывается сюжет пьесы и объясняются аллегории. По мнению Чирола, пьеса представляет собой ответ Джону Морли, 1-му виконту Морли из Блэкберна , который высмеивал хвастовство радикальных националистов о том, что они могут освободить свою страну и защитить ее от захватчиков. Чирол предполагает, что любой англичанин, посмотревший пьесу, хорошо запомнил бы напряженные и хмурые лица мужчин, наблюдавших за бесчинствами Кичака, и заплаканные глаза дам, наблюдавших за «умолениями Драупади», «их презрение к покорности Юдхиштхиры, их восхищение перед Страстные протесты Бхимы и глубокий гул удовлетворения, одобряющий убийство тирана». [ 12 ]
Запретить
[ редактировать ]Правительство Индии запросило одобрение Закона о прессе в Индии в ответ на внезапный всплеск революционной деятельности в 1909 году. Морли отказался из уважения к враждебной реакции со стороны английской общественности и членов парламента из «Друзей Индии». " Кинкейда попросили написать о «крамольной атмосфере, созданной местными газетами». Кинкейд написал четыре статьи в «Таймс», среди них была «Крамольная пьеса Декана, критика маратхиской пьесы Кичак Вад К.П. Хадилкара» как пример подстрекательства. [ 13 ] Эти статьи, написанные 18 января 1910 года, не только ускорили принятие Закона о прессе Индии 1910 года, но и призвали запретить Кичак Вад. Статьи были воспроизведены The Times of India и Bombay Gazette 5 и 7 февраля 1910 года соответственно. Спектакль был окончательно запрещен. [ нужна ссылка ]
В «Энциклопедии индийской литературы: К Навалраму» упоминается, что «лондонская газета Times в красноречивой критике этой пьесы фактически заявила, что Хадилкар — самый опасный экстремист, а Кичак Вадха — это искусно завуалированное подстрекательство к убийству европейских чиновников». [ 9 ]
Пьесы
[ редактировать ]Ниже приводится список пьес Хадилкара: [ 14 ]
- Савай Мадхаврао Янча Мрутью (Смерть Савая Мадхаврао) (1895–96) [ 15 ]
- Бхаубандаки (भाऊबंदकी) (1909): описан как его последняя политическая пьеса. [ 16 ]
- Канчангадачи Мохана
- Манапман (1911) [ 2 ]
- Сваямвар (Сваямвар) (1916) [ 2 ]
- Кичак-Вад (1906) [ 5 ]
- Масло (मेनका)
- Видьяхаран (Видьяхаран) (1913) [ 5 ]
- Савитри (Савитри)
- Драупади (1920) [ 5 ]
- Савати Матсар
- Парикша Сатва
- Баяканче Банда (Женское восстание) [ 17 ]
- Саньяс Триданди
- Прем
Саркар считает Хадилкара разносторонним гением, создавшим «несколько типов женственности в некоторых своих драмах в стихах». Видьяхаран (Кража знаний) «окажется более сложным в рассмотрении отношений между полами, чем « Читра» Рабиндраната Тагора . ... Рукмини-сваямвара («Выбор мужа Рукмини») и Драупади, маратхи могут увидеть женский пол в его атмосфере свободы, индивидуализма». Он отмечает, что Кирлоскар был «настоящим поэтом, в песнях которого народ находит тот поток души, который, как правило, не свойственен сочинениям Хадилкара». [ 18 ] По словам Падмы Анагола , Гириджабай Келкар написал «Группу Пурушанче», чтобы противодействовать «последствиям очернения индийских женщин в группе Стриянча Хадилкара ». [ 19 ]
Пересмотренный Сангит Маанапман
[ редактировать ]Переработанная версия «Сангит Маанапмаан» была сыграна в Махараштре в 2011–2012 годах, в год столетия со дня первой постановки пьесы. Он был отредактирован Рахулом Дешпанде . «Изначально спектакль состоит из пяти частей и примерно 52 классических песен. Версия Дешпанде будет состоять из двух частей и 22 классических песен». [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ К.М. Джордж; Сахитья Академи (1 января 1995 г.). Современная индийская литература, антология: пьесы и проза . Сахитья Академия. стр. 449–. ISBN 978-81-7201-783-5 . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Амареш Датта (1 января 2006 г.). Энциклопедия индийской литературы (том второй) (Деврадж То Джьоти ) Сахитья Академия. стр. 100-1 1088–. ISBN 978-81-260-1194-0 . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Национальный центр исполнительских искусств (Индия) (1972). Ежеквартальный журнал . [Бомбей] . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Тримбак Кришна Топе; Совет штата Махараштра по литературе и культуре (1986). Бомбей и движение Конгресса . Совет штата Махараштра по литературе и культуре . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Виджая Рамасвами (2003). Повторное исследование индийских женщин . Манохар. ISBN 978-81-7304-496-0 . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Ранбир Вохра (2001). Становление Индии: исторический обзор . Я Шарп. стр. 113 –. ISBN 978-0-7656-0711-9 . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Стэнли А. Вулперт (1962). Тилак и Гокхале: революция и реформы в современной Индии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 326 –. GGKEY:49PR049CPBX . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Стэнли Хохман; McGraw-Hill, Inc (1984). Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла: международный справочник в 5 томах . ВНР АГ. стр. 38–. ISBN 978-0-07-079169-5 . Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Амареш Датта; Сахитья Академи (1987). Энциклопедия индийской литературы: от К до Навалрама . Сахитья Академия . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Нанди Бхатия (20 мая 2004 г.). Акты власти, акты сопротивления: театр и политика в колониальной и постколониальной Индии . Издательство Мичиганского университета. стр. 46–. ISBN 978-0-472-11263-0 . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Нагендра (1989). Джаяшанкар Прасад, его разум и искусство . Прабхат Пракашан. стр. 172– . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ Индийские беспорядки . Забытые книги. стр. 337–. ISBN 978-1-4400-7748-7 . Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ Мариам Доссаль; Руби Мэлони (1 января 1999 г.). Государственное вмешательство и народный ответ: Западная Индия в девятнадцатом веке . Популярный Пракашан. стр. 166–. ISBN 978-81-7154-855-2 . Проверено 12 февраля 2012 г.
- ^ «Кришнаджи Прабхакар, он же Какасахеб Хадилкар» (PDF) . bharatnatyamandir.org . Пуна: Бхарат Натья Саншодхан Мандир . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Сангит Натак Академи (1995). Сангит натак . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Кеннет Болхэтчет; Дэвид Д. Тейлор; Лондонский университет. Центр исследований Южной Азии (1984). Изменение Южной Азии . Опубликовано Азиатской исследовательской службой для Центра южноазиатских исследований Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . Проверено 15 февраля 2012 г.
- ^ Ананда Лал (20 сентября 2004 г.). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-564446-3 . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Саркар, Беной Кумар (1922). «Песни маратхов». ФУТУРИЗМ МОЛОДОЙ АЗИИ И ДРУГИЕ ОЧКИ ОБ ОТНОШЕНИЯХ ВОСТОКА И ЗАПАДА . Берлин: Юлиус Шпрингер . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Анагол, Падма (2005). Возникновение феминизма в Индии, 1850–1920 гг . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 230–. ISBN 978-0-7546-3411-9 . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Бенгрут, Дирадж (15 декабря 2011 г.). «Акт 100 » indianexpress.com . Мумбаи: The Indian Express Limited . Получено 15 февраля.