Маратхи театр
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2016 г. ) |
Часть серии о |
Культура Махараштры |
---|
Религия |
Символы |
Театр маратхи — это театр на языке маратхи , в основном зародившийся или базирующийся в штате Махараштра в Индии, а также в других местах, где проживает маратхи диаспора . Начиная с середины 19 века, он процветал в 1950-х и 1960-х годах. Сегодня он продолжает иметь заметное присутствие в штате Махараштра , имея лояльную аудиторию, в то время как большинству театров в других частях Индии пришлось нелегко перед натиском кино и телевидения. Его репертуар варьируется от мюзиклов, юмористических социальных пьес, фарсов и исторических пьес, таких как «Ведат Марате Веер Даудале Саат». [1] Башир Момин Каватекар , [2] до экспериментальных пьес и серьезной драмы 1970-х годов Виджая Тендулкара , П.Л. Дешпанде , Махеша Элкунчвара и Сатиша Алекара , которые оказали влияние на театр по всей Индии. [3] В эпоху после обретения независимости бенгальский театр и театр маратхи были в авангарде инноваций и значительной драматургии в индийском театре . [4] [5]
История
[ редактировать ]Древний и средневековый период
[ редактировать ]В регионе Махараштра существуют давние театральные традиции, одно из ранних упоминаний можно найти в пещерных надписях в Нашике Гаутами Балашри, матери Сатаваханы правителя I века Гаутамипутры Сатакарни . В надписи упоминается, что он организовал для своих подданных формы театральных развлечений Утсава и Самаджа. [6]
Есть источники, в которых упоминаются пьесы 17-го века, такие как «Лакшмайкальянам» и «Ганга-Кавери Самвад», на языке маратхи, поставленные для Бхосале , правителя Танджора в современном штате Тамил Наду . Однако это были пьесы, исполнявшиеся при королевском дворе. [7] [8]
Британский колониальный период (1818-1947)
[ редактировать ]Первым публичным исполнением пьесы на языке маратхи стала «Сита Сваямвар» («Женитьба Ситы ») Вишнудаса Бхаве , основанная на популярном эпизоде эпоса «Рамаяна» . , основанная на форме народного присутствии правителя княжеского государства Сангли Это была экспериментальная пьеса, поставленная в 1843 году в Сангли в театра под названием Якшагана из соседнего региона Карнатака . После успеха своей пьесы он поставил еще множество пьес по другим эпизодам Рамаяны. На его пьесы во многом повлияли шекспировские и парсийские театры. Бхаве сформировал труппу передвижного театра. [9] [10] В последующие десятилетия были отмечены такие известные пьесы, как «Джансичья Раниче Наатак» (1870 г.), «Савай Мадхавраванча Мрутью» (1871 г.), «АфджхалХаначья Мрутюче Наатак» (1871 г.) и «Малхаррав Махарадж» (1875 г.). Однако сцена маратхи приняла отчетливую театральную форму с мюзиклом « Шакунтал» Аннасахеба Кирлоскара в 1880 году, основанным на классическом произведении « Абхиджнанасакунталам» . Калидаса Успех его театральной труппы «Кирлоскар Натья Мандали» проложил путь к коммерческому репертуару в театре маратхи, а затем и в дальнейшем. создание компаний Натак . [11]
В ранний период театра маратхи доминировали такие драматурги, как Колхаткар, Крушнаджи Прабхакар Хадилкар , Говинд Баллал Девал , Рам Ганеш Гадкари и Аннасахеб Кирлоскар, которые примерно на полвека обогащали театр маратхи превосходными музыкальными пьесами, известными как Сангит Натак . Жанр музыки, используемый в таких пьесах, известен как Натья Сангит . Именно в эту эпоху театра маратхи такие великие певцы и актеры, как Бал Гандхарва , Кешаврао Бхоле , Бхаурао Колхаткар и Динанат Мангешкар процветали .
Период после обретения независимости
[ редактировать ]Во второй половине 20-го века некоторые театральные деятели включили в свои пьесы традиционные формы, такие как тамаша и дашаватар. В 1970-х годах форма тамаша использовалась в качестве повествовательного приема и стиля в нескольких известных пьесах, таких как «Гхаширам Котвал» , Виджая Тендулкара маратхи Виджая Мехты -адаптации Бертольта Брехта » « Хорошей женщины из Сецуана в роли Деважин Каруна Кели (1972) и «Кавказская национальность ». Меловой круг в роли Аджаба Ньяи Вартулачи (1974), Башира Момина Каватекара «Бхангале Свапна Махарастра» (1976) исторического фильма [12] и «Ведат Марат Вир Даудале Саат» (1977), [13] П. Л. Дешпанде ( «Подросток пайшача Тамаша» 1978), экранизация «Трёхгрошовой оперы» Брехта . [5] Мехта также адаптировал и Ионеско со стульями . [14] [15] Варьяварчи Варат» самый известный и комедийная пьеса, написанная «Пу.ла.Дешпанде», а также эта пьеса все еще идет в кинотеатрах с новым актерским составом и съемочной группой. Хотя персонажи, созданные Pu.La. были вымышленными, многие люди до сих пор связаны с ними.
Маратхи Рангабхуми Дин
[ редактировать ]5 ноября отмечается как «Маратхи Рангабхуми Дин».
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Ананд Патил (1993). Западное влияние на драму маратхи: тематическое исследование . Раджахамса. ISBN 81-85854-06-8 .
- Днянешвар Надкарни (1988). Балгандхарва и театр маратхи . Книга Рупак.
- Шанта Гокхале ; Национальная школа драмы (2000). Драматург в Центре: драма маратхи с 1843 года по настоящее время . Книги Чайки. ISBN 81-7046-157-Х .
- Шанта Гохале (2008). «Картирование театра маратхи» . Индия-семинар . Проверено 27 февраля 2016 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Перо, которое поддерживало народное искусство, покоится», 'Дай. Локмат-Пуна, дт. 14 ноября 2021 г.
- ^ «Авали Я Фольклор», «Дай. Сакал», Пуна, 21 ноября 2021 г.
- ^ «У современного театра маратхи были вехи и ограничения». Таймс оф Индия . 7 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2013 г.
- ^ Рубин, с. 196
- ^ Перейти обратно: а б Дон Рубин; Чуа Су Понг; Рави Чатурведи; Раменду Маджундар; Минору Танокура (2001). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия/Тихоокеанский регион . Тейлор и Фрэнсис. п. 155. ИСБН 978-0-415-26087-9 .
- ^ Варадпанде, с. 163
- ^ Петерсон, Индира Вишванатан (30 сентября 2011 г.). «Многоязычные драмы при дворе Танджавура маратхов и литературные культуры в Южной Индии раннего Нового времени». Журнал средневековой истории . 14 (2): 285–321. дои : 10.1177/097194581101400207 . S2CID 162845441 .
- ^ «Многоязычные танцевальные драмы при дворах Танджора» . Ниас .
- ^ Датта, с. 1087
- ^ «Выдающиеся личности: Вишнудас Бхаве» . Sangli.gov.in . Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ «Театр Маратхи» . 19 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года . Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ «Перо, которое поддерживало народное искусство, покоится», 'Дай. Локмат-Пуна, дт. 14 ноября 2021 г.
- ^ «Многогранный литературный Момин Каутекар: доктор Шелке», «Дай. Пуньянагари», Пуна, 13 ноября 2010 г.
- ^ Дхарвадкер, с. 368
- ^ Дхарвадкер, с. 314
Ссылки
[ редактировать ]- Стэнли Хохман (1984). Энциклопедия мировой драмы МакГроу-Хилла (Том 3) . ВНР АГ. ISBN 0-07-079169-4 .
- Манохар Лаксман Варадпанде (1992). История индийского театра . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-278-9 .
- Дон Рубин (1998). Всемирная энциклопедия современного театра: Азия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-415-05933-Х .
- Амареш Датта (2006). Энциклопедия индийской литературы (Том 2) . Сахитья Академия. ISBN 81-260-1194-7 .
- Габриэль Х. Коди; Эверт Спринчорн (2007). Колумбийская энциклопедия современной драмы (Том 1) . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14422-3 .
- Апарна Бхаргава Дхарвадкер (2009). Театры независимости: драма, теория и городское представление в Индии с 1947 года . Университет Айовы Пресс. ISBN 978-1-58729-642-0 .