Религия в Махараштре
Религия в Махараштре характеризуется разнообразием религиозных верований и практик.
Согласно переписи 2011 года, индуизм был основной религией в штате и составлял 79,83% от общей численности населения, а мусульмане составляли 11,54% от общей численности населения. В Махараштре проживает самое большое в Индии население буддистов и джайнов. Буддизм составлял 5,81% от общей численности населения Махараштры с 6,53 миллиона последователей, что составляет 77% всех буддистов в Индии . Джайны , христиане и сикхи составляли 1,25%, 0,96%, 0,2% населения соответственно. [ 2 ] Махараштра также является домом для общины парсов ( зороастрийцев ) и еврейской общины, известной как Бене Исраэль .
индуизм
[ редактировать ]По данным переписи 2011 года, индуисты составляют 79,83% от общей численности населения штата, и индуизм играет важную роль в повседневной жизни жителей Махараштрии. Ганеша , Виттхала , другие воплощения Вишну, такие как Рама и Кришна , Хануман , Даттатрея , а также Шива и Парвати популярны у индуистов Махараштры. Шиве поклоняются в основном в форме лингама с металлической маской, закрывающей его в некоторых храмах. [ 3 ] Традиция Варкари сильно влияет на местных индуистов Махараштры. [ 4 ] : 140–170 Публичный фестиваль Ганеши, начатый Балом Гангадхаром Тилаком в конце 19 века, очень популярен. Индуисты маратхи также почитают святых бхакти, связанных с сектами варкари, такими как Днянешвар , Савата Мали , Тукарам , Намдев , Джанабай и Чокхамела . Почитаются многие религиозные деятели 19 и 20 веков. В их число входят Свами Самарт , Гаджанан Махарадж , Саи Баба из Ширди , Тукдоджи Махарадж , Гондавалекар Махарадж и Гадж Махарадж . [ 5 ]
В Махараштре проживает значительное количество индуистов, выходцев из других штатов и регионов Индии, что увеличивает разнообразие храмов и традиций в штате. В штате есть множество храмов, недавно построенных такими группами, как секта Сваминараян , ИСККОН и южноиндийские общины.
Церемонии, ритуалы и фестивали
[ редактировать ]К основным жизненным церемониям в индуистской культуре относятся те, которые связаны с рождением, свадьбой, церемониями инициации, а также ритуалами смерти. Другие церемонии для различных случаев в индуистской жизни включают Вастушанти и «Сатьянараян», которые проводятся перед тем, как семья официально поселится в новом доме. Сатьянараяна Пуджа — это церемония, проводимая перед началом любого нового начинания или без особой причины. Обращение к имени семейной готры и куладеваты является важным аспектом этих церемоний для многих общин.
Как и в большинстве других индуистских общин, у маратхи есть домашняя святыня, называемая девагар , с идолами, символами и изображениями различных божеств для ежедневного поклонения. Ритуальное чтение религиозных текстов, известное как поти, также популярно в некоторых общинах.
В некоторых традиционных семьях еда сначала предлагается предпочтительному божеству в домашнем святилище, как найведья , прежде чем ее потребляют члены семьи и гости. Перед религиозным жертвоприношением нельзя принимать пищу и закуски. В настоящее время семьи предлагают найведью только в дни особого религиозного значения.
Многие маратхи ведут своих предков по отцовской линии от одного из семи или восьми мудрецов, саптарши . Они относят себя к готрам, названным в честь предка риши . Внутрибрачные браки внутри готр (Саготра Виваха) до недавнего времени были редкостью, и их не одобряли, поскольку их сравнивали с инцестом.
У большинства семей маратхи есть свой собственный семейный покровитель или защитное божество – Куладевата . [ 4 ] : 1–27 Это божество является общим для рода или клана, состоящего из нескольких семей, связанных друг с другом общим предком. [ 6 ] Хандоба из Чеджури является примером Куладаивата некоторых семей; он обычный куладаиват нескольких каст, от брахманов до далитов . [ 7 ] Практика поклонения местным или территориальным божествам как Куладаиватам началась в период династии Ядавов . [ 8 ] Другими семейными божествами жителей Махараштры являются Бхавани из Тулджапура , Махалакшми из Колхапура , Махалакшми из Амравати , Ренука из Махура , Парашурама в Конкане, Сапташринги на холме Сапташринга в Вани в районе Насик и Баладжи .
При рождении ребенка ритуально посвящают в семью. Церемония наречения имени ребенка может произойти спустя много недель или даже месяцев, и она называется барса . ребенка Во время церемонии наречения тетя по отцовской линии имеет честь дать имя младенцу. Когда ребенку исполняется 11 месяцев, ему делают первую стрижку. [ 9 ] [ нужна полная цитата ] Это также важный ритуал, который называется Джавал . В общине маратхов дядя по материнской линии удостаивается чести сделать первый выстрел во время церемонии. [ 10 ]
В общинах Брахман, CKP и Гауд Сарасват Брахман, когда ребенку мужского пола исполняется восемь лет, он проходит церемонию посвящения, известную по-разному как Мунджа Вратабандха или Упанаянам . [ 11 ] 96 кули маратхов обычно проводят церемонию Упанаянам перед свадьбой.
Индуисты маратхи исторически эндогамны внутри своей касты, но экзогамны со своим кланом ( готра ). [ 9 ] [ нужна полная цитата ] Межкузенные союзы разрешены большинством индуистских общин маратхи. [ 10 ] Индуистские браки заключаются путем переговоров. Исследования показывают, что традиционные взгляды большинства индийцев на касту, религию и семейное происхождение остались неизменными, когда дело дошло до брака, то есть люди вступают в брак внутри своих каст. [ 12 ] а брачные объявления в газетах по-прежнему классифицируются по кастам и подкастам. [ 13 ]
Элементы традиционной свадебной церемонии индуистских маратхи включают в себя кажущийся пуджан накануне свадьбы. Дхармическая , свадьба включает в себя церемонию антарпат за которой следует ведическая церемония, во время которой жених и невеста семь раз обходят священный огонь, чтобы завершить бракосочетание. Современные городские свадебные церемонии завершаются вечерним приемом. Женщина-индуистка маратхи становится частью семьи своего мужа после замужества и перенимает готру, а также традиции семьи своего мужа. После свадеб и церемоний нити многие семьи маратхов и дешастх-брахманов устраивают традиционное религиозное пение группы гондали. [ 14 ] дарит мангаласутру Женщинам из индуистской общины во время свадебной церемонии жених без шеи. Женщины носят его как символ брака на протяжении всей супружеской жизни. [ 15 ] [ 16 ]
Маратхи-индуисты избавляются от своих умерших путем кремации . [ 17 ] [ нужна полная цитата ] Прах собирают в глиняный кувшин и на третий день после смерти погружают в реку. Это 13-дневный ритуал, в котором пинда предлагается мертвой душе 11-го числа, а 13-го числа проводится церемония Шраддхи , за которой следует поминальный пир. Кремация проводится в соответствии с ведическими обрядами, обычно в течение дня после смерти человека. Шраддха становится ежегодным ритуалом, в котором вспоминают всех ушедших предков семьи.
Индуистские маратхи отмечают несколько фестивалей в течение года. К ним относятся Гуди Падва , Рама Навами , Хануман Джаянти , Нарали Пурнима , Мангала Гаур, Наваратри , Джанмаштами , Ганешотсав , Коджагири , Дивали , Фестиваль Кхандоба (Чампа Шашти), Макар Санкранти , Шиваратри , Холи , Ракша Бандхан и Шив Джаянти . В большинстве деревень Махараштры также есть Джатра или Урус в честь деревенского божества. Большинство этих фестивалей также отмечаются индуистскими общинами штата, происходящими из других регионов Индии.
Синкретические традиции
[ редактировать ]В Махараштре по всему штату есть святыни, посвященные святым и святым людям, которые почитаются как индуистами, так и мусульманами. Наунаты индусов имеют аналоги и среди мусульман. Святилище Канифнатх посещают как индуисты, так и мусульмане. В наше время Саи Баба из Ширди воплотил эту синкретическую традицию. [ 18 ]
ислам
[ редактировать ]Ислам является второй по величине религией в штате: по оценкам, его приверженцы составляют 12 967 840 человек, что составляет 11,54% населения. [ нужна ссылка ] Мусульманское население штата неоднородно. Большинство мусульман – в основном мусульмане-сунниты . [ нужна ссылка ] и мусульмане-шииты. Существуют также региональные различия: мусульманская община конкани имеет особый характер из-за своей истории. На протяжении тысячелетий побережье Конкан поддерживало торговые отношения с крупными портами Красного моря и Персидского залива . Мусульмане конкани могут проследить свое происхождение от арабских торговцев, которые посещали побережье Конкан в средневековую эпоху. [ 19 ] Мусульмане конкани также следуют шафиитской школе суннитского исламского права. Это контрастирует с остальной частью Северной Индии и регионов Декана, мусульмане-сунниты которых придерживаются ханафитской школы. [ 20 ] [ 21 ]
Население штата высоко урбанизировано и разбросано по разным регионам. Городской характер сообщества в Махараштре можно увидеть из того факта, что Мумбаи , столица штата Махараштра, согласно переписи населения, насчитывает примерно 18,8% мусульман. [ 22 ] В Мумбаи, столице штата, проживает около 3 миллионов мусульман, а мусульманское население Мумбаи — это город с большим мусульманским населением среди всех городов за пределами стран с мусульманским большинством. Хаджи Али Дарга в Мумбаи, расположенный на острове, является известной исламской святыней в Махараштре. Точно так же в Нагпуре, второй столице Махараштры, 11% населения составляют мусульмане. В регионе Маратвада , который раньше был частью штата Хайдарабад, которым правил Низам , проживает гораздо больше мусульман, чем в других частях штата. В маратвадском городе Аурангабад мусульмане составляют 30,79%. [ 23 ] населения, тогда как в северном городе Малегаон мусульмане составляют 79% населения. Штаб-квартира общины мусульман-шиитов Бора , говорящих на гуджарати , находится в Мумбаи. [ 24 ]
Ид-уль-Фитр (Рамзан-Ид) и Ид-уль-Ажа (Бакари-Ид) — два самых важных мусульманских праздника в штате. Посещение гробниц ( даргах ) суфийских святых является важной частью культурной и религиозной жизни мусульман Махараштры. Ежегодную годовщину смерти святых отмечают ярмарками ( Урс ), привлекающими тысячи посетителей. [ 25 ]
буддизм
[ редактировать ]Буддизм — третья по величине религия в штате. Буддизм составляет 5,81% от общей численности населения Махараштры. По данным переписи 2011 года, в Махараштре 6 531 200 человек являются последователями буддизма. Махараштра составляет 77,36% всех буддистов Индии. [ 26 ] Буддисты маратхи являются последователями буддизма Наваяны , буддийского движения далитов 20-го века движения возрождения буддизма в Индии, которое получило наиболее существенный импульс от Бабасахеба Амбедкара, родившегося в семье индуистских Махаров , который призывал к обращению далитов в буддизм, чтобы освободиться. из кастового общества , которое жестко относилось к ним в иерархии. [ 27 ] Дхаммачакра Правартан Дин или День Обнародования Колеса Дхаммы также широко отмечается местной буддийской общиной в связи с обращением в буддизм Б. Р. Амбедкара и его примерно 600 000 последователей 14 октября 1956 года в Дикшабхуми , Нагпур. [ 28 ]
Джайнизм
[ редактировать ]Джайны — основная группа в Махараштре. Перепись джайнского сообщества 2011 года в районе Махараштры составила 1 400 349 человек (1,25%). В основном они сконцентрированы в городских городах Западной Махараштры.
Подавляющее большинство джайнов в Махараштре происходят из регионов Марвад и Мевад в Раджастхане и из штата Гуджарат . [ 29 ] также есть коренные общины маратхи-джайнов, такие как Саитвал , Чатурта , Панчама и Кумбходжа. В Махараштре [ 30 ] Правители Махараштры 1-го тысячелетия нашей эры, такие как Раштракута и Чалукья, были последователями джайнской религии. находится ряд джайнских пещер Наряду с индуистскими и буддийскими пещерами в древнем пещерном комплексе Эллоры .
христианство
[ редактировать ]Христиане составляют 1 080 073 человека, или 0,96% населения Махараштры. Большинство христиан — католики и протестанты. В городских районах Мумбаи и Пуны также проживают гоанские, мангалорские, кералитские и тамильские христиане. В Махараштре есть две этнические христианские общины:
- Бомбейские ост-индийцы – католики в большинстве своем, сконцентрированы в Мумбаи и соседних округах Тейн и Райгад . Святой Варфоломей проповедовал уроженцам этого региона в I веке нашей эры. [ нужна ссылка ]
- Христиане-маратхи - протестанты большинства, особенно в Ахмеднагаре и Солапуре . Протестантизм был принесен в эти районы американскими и англиканскими миссионерами в 18 веке. Христиане-маратхи в значительной степени сохранили свои дохристианские культурные традиции. [ нужна ссылка ]
- В начале 19 века некоторые люди обратились в христианство во время голода в Ахмеднагаре и Мирадже . [ 31 ] Они обратились после евангелизации Американской миссией маратхи , Обществом церковной миссии и Объединенным обществом распространения Евангелия в англиканской церковью Ахмеднагаре. [ 32 ] В Ахмеднагаре миссионер путешествовал между деревнями, чтобы объяснять местным жителям Библию. [ 33 ] кто привел этих людей в христианство. Однако это христианское обращение было омрачено масштабным обращением в буддизм далитов под руководством Б. Р. Амбедкара. [ 34 ]
сикхизм
[ редактировать ]В Махараштре проживает значительное население сикхов : перепись 2011 года показала 223 247 человек, или 0,20% приверженцев. [ 35 ] В крупных городах штата, таких как Мумбаи , Пуна , Нагпур , Нашик и Аурангабад, проживает значительное количество сикхов. Нандед , второй по величине город в регионе Маратвада (после Аурангабада), является важным святым местом для сикхской веры и известен гурудварой Хазур Сахиб . Хазур Сахиб («присутствие хозяина»), также пишется Хазур Сахиб, является одним из пяти тахтов (мест светской власти) в сикхизме. Расположенный на берегу реки Годавари, это место, где умер 10-й Гуру Гобинд Сингх. Гурудвара внутри комплекса известна как Сак-Кханд, «Царство Истины». На расстоянии броска камня от гурудвары Хазур Сахиб находится гурудвара Лангар Сахиб, которая очень известна своим величественным Лангаром. Всего в городе 13 крупных гурудваров, имеющих историческое значение. Значительное количество сикхов проживает в Мумбаи, Пуне, Нагпуре, Нашике и Аурангабаде.
Зороастрийцы
[ редактировать ]В Махараштре есть две зороастрийские общины.
- Парсы . Перепись 2011 года показала, что подавляющее большинство крошечной общины парсов Индии проживает в Махараштре, в основном в Мумбаи. [ 36 ] [ 37 ] произошли от группы иранских зороастрийцев, иммигрировавших в Западную Индию в 10 веке нашей эры из-за преследований со стороны мусульман в Иране.
- Иранцы прибыли сравнительно недавно и представляют собой меньшую из двух индийско-зороастрийских общин. Их потомки в культурном и языковом отношении ближе к зороастрийцам Ирана , в частности к зороастрийцам Йезда и Кермана . Следовательно, диалект дари зороастрийцев этих провинций также можно услышать среди иранцев.
иудаизм
[ редактировать ]Бене Исраэль («Сыны Израиля») — община евреев-маратхи родом из деревень региона Конкан . которые мигрировали в конце 17 века в близлежащие города, в первую очередь в Мумбаи, а также в Пуну и Ахмедабад. [ 38 ] До этих волн эмиграции и по сей день Бене Исраэль составляли самую большую часть еврейского населения субконтинента. Родной язык Бене Исраэль — маратхи . [ 39 ] Большинство Бене Исраэль сейчас эмигрировали в Израиль , Канаду и другие страны Содружества. До обретения Индией независимости эта община насчитывала не менее 80 000 человек. [ 40 ] предоставило им статус меньшинства Правительство Махараштры . [ 41 ]
Общая статистика
[ редактировать ]Религия | 1951 | 1961 | 2001 [ 42 ] | 2011 [ 43 ] |
---|---|---|---|---|
индуизм | 28,642,304 | 32,530,901 | 77,859,385 | 89,703,057 |
ислам | 2,436,357 | 3,034,332 | 10,270,485 | 12,971,152 |
буддизм | 2,487 | 2,789,501 | 5,838,710 | 6,531,200 |
Джайнизм | 337,578 | 485,672 | 1,301,843 | 1,400,349 |
христианство | 433,290 | 560,594 | 1,058,313 | 1,080,073 |
сикхизм | 41,434 | 57,617 | 215,337 | 223,247 |
Другой | 109,114 | 95,101 | 236,841 | 178,965 |
Не указано | н/д | н/д | н/д | 286,290 |
Общий | 32,002,564 | 39,553,718 | 96,878,627 | 112,374,333 |
* Большинство далитов обращают индуизм в буддизм, 1956 год, Махараштра.
Религия | 1951 | 1961 | 2001 [ 42 ] | 2011 [ 42 ] |
---|---|---|---|---|
индуизм | 89.50 | 82.24 | 80.37 | 79.83 |
ислам | 7.61 | 7.67 | 10.60 | 11.54 |
буддизм | 0.01 | 7.05 | 6.03 | 5.81 |
Джайнизм | 1.06 | 1.23 | 1.34 | 1.25 |
христианство | 1.35 | 1.42 | 1.09 | 0.96 |
сикхизм | 0.13 | 0.15 | 0.22 | 0.20 |
Другой | 0.34 | 0.24 | 0.24 | 0.17 |
Не указано | н/д | н/д | 0.11 | 0.25 |
Общий | 100 | 100 | 100 | 100 |
Известные места поклонения
[ редактировать ]В Махараштре есть множество культовых сооружений, которым более нескольких столетий.
- Храм Витоба в Пандхарпуре был построен между 1108–1152 годами нашей эры.
- Храм Тулджа Бхавани в Тулджапуре был построен в 12 веке нашей эры.
- Храм Гришнешвар был построен до 13 века н.э.
- храм Бхимашанкар был построен в 13 веке нашей эры. Считается, что
- Хаджи Али Дарга был построен в 1431 году нашей эры. [ 44 ]
- Джайнские памятники в пещерах Эллора (пещеры 30–34) были построены между 753–982 гг. Н. Э. [ 45 ]
- Джайнский храм в Кумбходже был построен в 1156 году нашей эры.
- Считается, что джайнские храмы в Манги-Тунги датируются 595 годом нашей эры.
- Хазур Сахиб Гурдвара в Нандеде была построена между 1832 и 1837 годами. [ 46 ]
- Синагога Ворота Милосердия в Мумбаи была построена в 1796 году.
- Кнессета Элияху Ортодоксальная еврейская синагога , расположенная в центре Мумбаи, была построена в 1884 году.
- Синагога Маген Давид (Бикулла) в Мумбаи была построена в 1864 году.
- Церковь Богоматери здоровья в Кавеле в Мумбаи была построена в 1794 году.
- Андреевская церковь в Мумбаи была построена в 1575 году.
- Церковь Святого Иоанна Крестителя в Мумбаи была построена в 1579 году.
- Базилика Богоматери на горе в Бандре была построена в 16 веке.
См. также
[ редактировать ]- Очертание Махараштры
- Список династий и государств маратхов
- Список маратхи
- Религия в Индии
- Демография Махараштры
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ По часовой стрелке от статуи Кхандобы, медного контейнера с Гангаджалом или водой из реки Ганг , колокола, используемого во время индуистских ритуалов, масляной лампы, медной пластины с изображениями восьми идолов Ганеши или Аштавинаяка , металлической пластины богини, свинца. изображение богини Ренуки с оксидным покрытием , раковины или Шанкха , богини Аннапурны , Ганеши , ползущего Бала Кришны или младенца Кришны, черный Шивлинг , черные сандалии, изображающие святого, почитаемого семьей]]
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011» . Перепись 2011 года в Индии . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года.
- ^ Паттанаик, Д. (2006). Шива Шанкаре: расшифровка фаллического символа. Источник Инда. [1]
- ^ Перейти обратно: а б Максин Бернтсен, изд. (1988). Опыт индуизма: очерки религии в Махараштре . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-662-7 .
- ^ Лариос, Б. (2022). Промежуточный лист Б: «Это мой ширди». Пространства преданности мирового святого: присутствие Ширди Саи Бабы. [2]
- ^ Валунджкар, Теннесси, доктор (2009). «Религия». В AS Pathak (ред.). Махараштра, Земля и ее люди (ред.). Мумбаи: Департамент географических справочников, правительство. Махараштры. стр. 285–287.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Правительство Махараштры (1962 г.). «Народ: Религиозные верования» . Газеттер района Ратнагири . Архивировано из оригинала 14 января 2008 года . Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Валунджкар 2009 , стр. 285–287.
- ^ Перейти обратно: а б Госал 2004 , стр. 478–480.
- ^ Перейти обратно: а б Картер, AT (1973). «Сравнительный анализ систем родства и брака в Южной Азии». Труды Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии № 1973 (1973), стр. 29-54 (1973): 33. doi : 10.2307/3031719 . JSTOR 3031719 .
- ^ Мукерджи, Радхакумуд (1989). Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское . Мотилал Банарсидасс. стр. 174–175. ISBN 978-81-208-0423-4 .
- ^ Сингх, JP (2005). Современная индийская семья. Справочник мировых семей, 129–166. [3]
- ^ «Каста под сомнением: опасная арифметика позитивной дискриминации» . Экономист . 10 июня 2010 г. Проверено 10 октября 2010 г.
- ^ Зеллиот и Бернтсен 1988 , стр. 176.
- ^ Агарвал, П. (2021). загружено с сайта Explore Bristol Research, http://research-information . Бристоль. ак. Великобритания. [4]
- ^ Гауда, Г. (2018). Мангаласутра — Священный женский кулон как символ брака в Индии. СААРК Культура, 22. [5]
- ^ Госал 2004 , с. 479.
- ^ Джей Джей Рой Берман (2002). Индуистско-мусульманские синкретические святыни и общины . Публикации Миттала. стр. 1–15. ISBN 978-81-7099-839-6 .
- ^ Доктор Омар Халиди . «История» . www.ikonkani.com . я-конкани. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 19 апреля 2015 г. [6]
- ^ Насири, доктор Джалис Ахтар (2010). Индийские мусульмане: их обычаи и традиции за последние пятьдесят лет (доктор философии). Нью-Дели: Университет Джавахарлала Неру.
- ^ Дандекар, Дипра (2017). «Окраина или центр? Конкани-суфии, Индия и «Арабастан» ». В Мильке, Катя; Хорнидж, Анна-Катарина (ред.). Региональные исследования на перепутье: производство знаний после поворота к мобильности . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–156.
- ^ «ГИС-перепись домохозяйств» . Перепись Индии . Офис генерального регистратора. Архивировано из оригинала 6 июля 2010 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
- ^ «Данные о религии Аурангабадского района - перепись 2011 года» . www.census2011.co.in . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ Кутбуддин, Тахера (2013). Энциклопедия ислама Три . Брилл. п. 58.
- ^ Джей Джей Рой Берман. «Миф Шиваджи и синкретические традиции Махараштры». Экономический и политический еженедельник 36, вып. 14/15 (2001): 1226–34. http://www.jstor.org/stable/4410485 .
- ^ Мудгил, Ману (17 июня 2017 г.). «Далиты все еще обращаются в буддизм, но темпы уменьшаются» . Квинт . Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
- ^ Томас Пэнтэм; Враджендра Радж Мехта; Враджендра Радж Мехта (2006). Политические идеи в современной Индии: тематические исследования . Публикации Сейджа. ISBN 0-7619-3420-0 .
- ^ «53-й день Дхаммачакры Правартана отмечается в Нагпуре» . Ежедневные новости и анализ . 28 сентября 2009 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Гаджил, Д.Р., 1952. Пуна: Социально-экономическое исследование. Часть II.
- ^ Б.В. Бхану (2004). Махараштра . Популярные публикации. стр. 910–. ISBN 978-81-7991-101-3 .
- ^ Реге, Шармила (2006). Написание касты, написание пола: чтение свидетельств женщин далитов . Нью-Дели: Зубаан. п. 139. ИСБН 8189013017 .
- ^ «Справочники президента Бомбея - Ахмаднагар» . Махараштра.gov.in . Проверено 13 ноября 2011 г.
- ^ Шелке, Кристофер (2008). Бог-Творец: универсальность бескультурности . Рим: Папский университет Грегориана. п. 167. ИСБН 978-8878391284 .
- ^ Стэкхаус, Макс Л.; Пачуау, Лалсангкима, ред. (2007). Новости о безграничных богатствах: исследование, сравнение и реконструкция миссии в глобальную эпоху . Дели: ИСПК. стр. 230–232. ISBN 978-8184580136 .
- ^ «Население по религиозным общинам» . Министерство внутренних дел, Правительство Индии.
- ^ «Где мы принадлежим: борьба женщин-парсов в межконфессиональных браках» . 22 октября 2017 г.
- ^ «Население парсов сократилось на 22 процента в период с 2001 по 2011 год: исследование» . Индуист . 25 июля 2016 г.
- ^ Фишель, Уолтер (1970). «Бомбей в еврейской истории в свете новых документов из индийских архивов». Труды Американской академии еврейских исследований . 38/39: 119–144. дои : 10.2307/3622356 . JSTOR 3622356 .
- ^ «Евреи в Мумбаи находят новые способы сохранить религиозные традиции» . Индостан Таймс . 18 февраля 2019 г. Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ «Родом из Махараштры, еврейская община Израиля празднует приезд своих предков в Индию» . Новости18 . 11 февраля 2020 г. Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Венкатараман, Аиша (22 июня 2016 г.). «Штат Махараштра в Индии предоставляет евреям статус меньшинства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Общая численность населения по религиозным общинам» . Censusindia.gov.in. Архивировано из оригинала 19 января 2008 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ «Индийская перепись 2011 года» . Департамент переписи населения правительства Индии. Архивировано из оригинала 13 сентября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
- ^ «Хаджи Али Дарга была построена в 1431 году » Хаджи Али Дарга, Мечеть в Мумбаи» . 23 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Пещеры Эллора, Махараштра — Археологическая служба Индии» . 30 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 г. Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Сингх, С. Харпал (29 декабря 2019 г.). «Многовековая связь Гуру Нанака с Нирмалом Низама» . Индуист . ISSN 0971-751X . Проверено 26 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Зеллиот, Элеонора; Бернтсен, Максин (1988), Опыт индуизма: очерки о религии в Махараштре , SUNY Press, ISBN 978-0-88706-664-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перепись 2011 г. в Индии (2011 г.). «Перепись Индии 2011 года: Махараштра» . Перепись Индии . Правительство Индии .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )