Jump to content

Религия в Махараштре

Религия в Махараштре (2011) [ 1 ]

  Индуизм (79,83%)
  Ислам (11,54%)
  Буддизм (5,81%)
  Джайнизм (1,25%)
  Сикхизм (0,2%)
  Другое (0,41%)

Религия в Махараштре характеризуется разнообразием религиозных верований и практик.

Согласно переписи 2011 года, индуизм был основной религией в штате и составлял 79,83% от общей численности населения, а мусульмане составляли 11,54% от общей численности населения. В Махараштре проживает самое большое в Индии население буддистов и джайнов. Буддизм составлял 5,81% от общей численности населения Махараштры с 6,53 миллиона последователей, что составляет 77% всех буддистов в Индии . Джайны , христиане и сикхи составляли 1,25%, 0,96%, 0,2% населения соответственно. [ 2 ] Махараштра также является домом для общины парсов ( зороастрийцев ) и еврейской общины, известной как Бене Исраэль .

По данным переписи 2011 года, индуисты составляют 79,83% от общей численности населения штата, и индуизм играет важную роль в повседневной жизни жителей Махараштрии. Ганеша , Виттхала , другие воплощения Вишну, такие как Рама и Кришна , Хануман , Даттатрея , а также Шива и Парвати популярны у индуистов Махараштры. Шиве поклоняются в основном в форме лингама с металлической маской, закрывающей его в некоторых храмах. [ 3 ] Традиция Варкари сильно влияет на местных индуистов Махараштры. [ 4 ] : 140–170  Публичный фестиваль Ганеши, начатый Балом Гангадхаром Тилаком в конце 19 века, очень популярен. Индуисты маратхи также почитают святых бхакти, связанных с сектами варкари, такими как Днянешвар , Савата Мали , Тукарам , Намдев , Джанабай и Чокхамела . Почитаются многие религиозные деятели 19 и 20 веков. В их число входят Свами Самарт , Гаджанан Махарадж , Саи Баба из Ширди , Тукдоджи Махарадж , Гондавалекар Махарадж и Гадж Махарадж . [ 5 ]

Палхи (паланкин) святого Варкари Днянешвара, Дагдушет Ганпати , Пуна, Саи Баба из Ширди , Махалакшми из Колхапура, храм Кхандоба, Джеджури, Тримбакешвар Джьотирлинга Храм

В Махараштре проживает значительное количество индуистов, выходцев из других штатов и регионов Индии, что увеличивает разнообразие храмов и традиций в штате. В штате есть множество храмов, недавно построенных такими группами, как секта Сваминараян , ИСККОН и южноиндийские общины.

Церемонии, ритуалы и фестивали

[ редактировать ]

К основным жизненным церемониям в индуистской культуре относятся те, которые связаны с рождением, свадьбой, церемониями инициации, а также ритуалами смерти. Другие церемонии для различных случаев в индуистской жизни включают Вастушанти и «Сатьянараян», которые проводятся перед тем, как семья официально поселится в новом доме. Сатьянараяна Пуджа — это церемония, проводимая перед началом любого нового начинания или без особой причины. Обращение к имени семейной готры и куладеваты является важным аспектом этих церемоний для многих общин.

Как и в большинстве других индуистских общин, у маратхи есть домашняя святыня, называемая девагар , с идолами, символами и изображениями различных божеств для ежедневного поклонения. Ритуальное чтение религиозных текстов, известное как поти, также популярно в некоторых общинах.

Бытовая святыня маратхи с Хандобой на переднем плане. [ а ]

В некоторых традиционных семьях еда сначала предлагается предпочтительному божеству в домашнем святилище, как найведья , прежде чем ее потребляют члены семьи и гости. Перед религиозным жертвоприношением нельзя принимать пищу и закуски. В настоящее время семьи предлагают найведью только в дни особого религиозного значения.

Многие маратхи ведут своих предков по отцовской линии от одного из семи или восьми мудрецов, саптарши . Они относят себя к готрам, названным в честь предка риши . Внутрибрачные браки внутри готр (Саготра Виваха) до недавнего времени были редкостью, и их не одобряли, поскольку их сравнивали с инцестом.

У большинства семей маратхи есть свой собственный семейный покровитель или защитное божество – Куладевата . [ 4 ] : 1–27  Это божество является общим для рода или клана, состоящего из нескольких семей, связанных друг с другом общим предком. [ 6 ] Хандоба из Чеджури является примером Куладаивата некоторых семей; он обычный куладаиват нескольких каст, от брахманов до далитов . [ 7 ] Практика поклонения местным или территориальным божествам как Куладаиватам началась в период династии Ядавов . [ 8 ] Другими семейными божествами жителей Махараштры являются Бхавани из Тулджапура , Махалакшми из Колхапура , Махалакшми из Амравати , Ренука из Махура , Парашурама в Конкане, Сапташринги на холме Сапташринга в Вани в районе Насик и Баладжи .

При рождении ребенка ритуально посвящают в семью. Церемония наречения имени ребенка может произойти спустя много недель или даже месяцев, и она называется барса . ребенка Во время церемонии наречения тетя по отцовской линии имеет честь дать имя младенцу. Когда ребенку исполняется 11 месяцев, ему делают первую стрижку. [ 9 ] [ нужна полная цитата ] Это также важный ритуал, который называется Джавал . В общине маратхов дядя по материнской линии удостаивается чести сделать первый выстрел во время церемонии. [ 10 ]

В общинах Брахман, CKP и Гауд Сарасват Брахман, когда ребенку мужского пола исполняется восемь лет, он проходит церемонию посвящения, известную по-разному как Мунджа Вратабандха или Упанаянам . [ 11 ] 96 кули маратхов обычно проводят церемонию Упанаянам перед свадьбой.

Жених завязывает мангаласутру во время свадебной церемонии

Индуисты маратхи исторически эндогамны внутри своей касты, но экзогамны со своим кланом ( готра ). [ 9 ] [ нужна полная цитата ] Межкузенные союзы разрешены большинством индуистских общин маратхи. [ 10 ] Индуистские браки заключаются путем переговоров. Исследования показывают, что традиционные взгляды большинства индийцев на касту, религию и семейное происхождение остались неизменными, когда дело дошло до брака, то есть люди вступают в брак внутри своих каст. [ 12 ] а брачные объявления в газетах по-прежнему классифицируются по кастам и подкастам. [ 13 ]

Элементы традиционной свадебной церемонии индуистских маратхи включают в себя кажущийся пуджан накануне свадьбы. Дхармическая , свадьба включает в себя церемонию антарпат за которой следует ведическая церемония, во время которой жених и невеста семь раз обходят священный огонь, чтобы завершить бракосочетание. Современные городские свадебные церемонии завершаются вечерним приемом. Женщина-индуистка маратхи становится частью семьи своего мужа после замужества и перенимает готру, а также традиции семьи своего мужа. После свадеб и церемоний нити многие семьи маратхов и дешастх-брахманов устраивают традиционное религиозное пение группы гондали. [ 14 ] дарит мангаласутру Женщинам из индуистской общины во время свадебной церемонии жених без шеи. Женщины носят его как символ брака на протяжении всей супружеской жизни. [ 15 ] [ 16 ]

Старая картина, изображающая индуистские ритуалы кремации и смерти в месте слияния двух рек в Пуне.

Маратхи-индуисты избавляются от своих умерших путем кремации . [ 17 ] [ нужна полная цитата ] Прах собирают в глиняный кувшин и на третий день после смерти погружают в реку. Это 13-дневный ритуал, в котором пинда предлагается мертвой душе 11-го числа, а 13-го числа проводится церемония Шраддхи , за которой следует поминальный пир. Кремация проводится в соответствии с ведическими обрядами, обычно в течение дня после смерти человека. Шраддха становится ежегодным ритуалом, в котором вспоминают всех ушедших предков семьи.

Индуистские маратхи отмечают несколько фестивалей в течение года. К ним относятся Гуди Падва , Рама Навами , Хануман Джаянти , Нарали Пурнима , Мангала Гаур, Наваратри , Джанмаштами , Ганешотсав , Коджагири , Дивали , Фестиваль Кхандоба (Чампа Шашти), Макар Санкранти , Шиваратри , Холи , Ракша Бандхан и Шив Джаянти . В большинстве деревень Махараштры также есть Джатра или Урус в честь деревенского божества. Большинство этих фестивалей также отмечаются индуистскими общинами штата, происходящими из других регионов Индии.

Синкретические традиции

[ редактировать ]

В Махараштре по всему штату есть святыни, посвященные святым и святым людям, которые почитаются как индуистами, так и мусульманами. Наунаты индусов имеют аналоги и среди мусульман. Святилище Канифнатх посещают как индуисты, так и мусульмане. В наше время Саи Баба из Ширди воплотил эту синкретическую традицию. [ 18 ]

Джама Масджид в Нагпуре

Ислам является второй по величине религией в штате: по оценкам, его приверженцы составляют 12 967 840 человек, что составляет 11,54% населения. [ нужна ссылка ] Мусульманское население штата неоднородно. Большинство мусульман – в основном мусульмане-сунниты . [ нужна ссылка ] и мусульмане-шииты. Существуют также региональные различия: мусульманская община конкани имеет особый характер из-за своей истории. На протяжении тысячелетий побережье Конкан поддерживало торговые отношения с крупными портами Красного моря и Персидского залива . Мусульмане конкани могут проследить свое происхождение от арабских торговцев, которые посещали побережье Конкан в средневековую эпоху. [ 19 ] Мусульмане конкани также следуют шафиитской школе суннитского исламского права. Это контрастирует с остальной частью Северной Индии и регионов Декана, мусульмане-сунниты которых придерживаются ханафитской школы. [ 20 ] [ 21 ]

Население штата высоко урбанизировано и разбросано по разным регионам. Городской характер сообщества в Махараштре можно увидеть из того факта, что Мумбаи , столица штата Махараштра, согласно переписи населения, насчитывает примерно 18,8% мусульман. [ 22 ] В Мумбаи, столице штата, проживает около 3 миллионов мусульман, а мусульманское население Мумбаи — это город с большим мусульманским населением среди всех городов за пределами стран с мусульманским большинством. Хаджи Али Дарга в Мумбаи, расположенный на острове, является известной исламской святыней в Махараштре. Точно так же в Нагпуре, второй столице Махараштры, 11% населения составляют мусульмане. В регионе Маратвада , который раньше был частью штата Хайдарабад, которым правил Низам , проживает гораздо больше мусульман, чем в других частях штата. В маратвадском городе Аурангабад мусульмане составляют 30,79%. [ 23 ] населения, тогда как в северном городе Малегаон мусульмане составляют 79% населения. Штаб-квартира общины мусульман-шиитов Бора , говорящих на гуджарати , находится в Мумбаи. [ 24 ]

Ид-уль-Фитр (Рамзан-Ид) и Ид-уль-Ажа (Бакари-Ид) — два самых важных мусульманских праздника в штате. Посещение гробниц ( даргах ) суфийских святых является важной частью культурной и религиозной жизни мусульман Махараштры. Ежегодную годовщину смерти святых отмечают ярмарками ( Урс ), привлекающими тысячи посетителей. [ 25 ]

Дикшабхуми - крупный центр буддийского движения далитов в Махараштре.
Глобальная пагода Випассана , Мумбаи

Буддизм — третья по величине религия в штате. Буддизм составляет 5,81% от общей численности населения Махараштры. По данным переписи 2011 года, в Махараштре 6 531 200 человек являются последователями буддизма. Махараштра составляет 77,36% всех буддистов Индии. [ 26 ] Буддисты маратхи являются последователями буддизма Наваяны , буддийского движения далитов 20-го века движения возрождения буддизма в Индии, которое получило наиболее существенный импульс от Бабасахеба Амбедкара, родившегося в семье индуистских Махаров , который призывал к обращению далитов в буддизм, чтобы освободиться. из кастового общества , которое жестко относилось к ним в иерархии. [ 27 ] Дхаммачакра Правартан Дин или День Обнародования Колеса Дхаммы также широко отмечается местной буддийской общиной в связи с обращением в буддизм Б. Р. Амбедкара и его примерно 600 000 последователей 14 октября 1956 года в Дикшабхуми , Нагпур. [ 28 ]

Джайнизм

[ редактировать ]
Джайн Павапури Джал Мандир, Пуна

Джайны — основная группа в Махараштре. Перепись джайнского сообщества 2011 года в районе Махараштры составила 1 400 349 человек (1,25%). В основном они сконцентрированы в городских городах Западной Махараштры.

Подавляющее большинство джайнов в Махараштре происходят из регионов Марвад и Мевад в Раджастхане и из штата Гуджарат . [ 29 ] также есть коренные общины маратхи-джайнов, такие как Саитвал , Чатурта , Панчама и Кумбходжа. В Махараштре [ 30 ] Правители Махараштры 1-го тысячелетия нашей эры, такие как Раштракута и Чалукья, были последователями джайнской религии. находится ряд джайнских пещер Наряду с индуистскими и буддийскими пещерами в древнем пещерном комплексе Эллоры .

христианство

[ редактировать ]
Церковь горы Марии, Бандра Эта католическая церковь хорошо известна ежегодным праздником.
Протестантская церковь в городе Неваса в Махараштре.

Христиане составляют 1 080 073 человека, или 0,96% населения Махараштры. Большинство христиан — католики и протестанты. В городских районах Мумбаи и Пуны также проживают гоанские, мангалорские, кералитские и тамильские христиане. В Махараштре есть две этнические христианские общины:

Шри Хазур Сахиб Гурудвара Нандед
Внутренний вид Гурдвара Сач-Кханд Хазур Сахиб

В Махараштре проживает значительное население сикхов : перепись 2011 года показала 223 247 человек, или 0,20% приверженцев. [ 35 ] В крупных городах штата, таких как Мумбаи , Пуна , Нагпур , Нашик и Аурангабад, проживает значительное количество сикхов. Нандед , второй по величине город в регионе Маратвада (после Аурангабада), является важным святым местом для сикхской веры и известен гурудварой Хазур Сахиб . Хазур Сахиб («присутствие хозяина»), также пишется Хазур Сахиб, является одним из пяти тахтов (мест светской власти) в сикхизме. Расположенный на берегу реки Годавари, это место, где умер 10-й Гуру Гобинд Сингх. Гурудвара внутри комплекса известна как Сак-Кханд, «Царство Истины». На расстоянии броска камня от гурудвары Хазур Сахиб находится гурудвара Лангар Сахиб, которая очень известна своим величественным Лангаром. Всего в городе 13 крупных гурудваров, имеющих историческое значение. Значительное количество сикхов проживает в Мумбаи, Пуне, Нагпуре, Нашике и Аурангабаде.

Зороастрийцы

[ редактировать ]
Манекджи Сет Агиари (место поклонения парсов) в Мумбаи.

В Махараштре есть две зороастрийские общины.

  • Парсы . Перепись 2011 года показала, что подавляющее большинство крошечной общины парсов Индии проживает в Махараштре, в основном в Мумбаи. [ 36 ] [ 37 ] произошли от группы иранских зороастрийцев, иммигрировавших в Западную Индию в 10 веке нашей эры из-за преследований со стороны мусульман в Иране.
  • Иранцы прибыли сравнительно недавно и представляют собой меньшую из двух индийско-зороастрийских общин. Их потомки в культурном и языковом отношении ближе к зороастрийцам Ирана , в частности к зороастрийцам Йезда и Кермана . Следовательно, диалект дари зороастрийцев этих провинций также можно услышать среди иранцев.
Синагога Охель Давид в Пуне.

Бене Исраэль («Сыны Израиля») — община евреев-маратхи родом из деревень региона Конкан . которые мигрировали в конце 17 века в близлежащие города, в первую очередь в Мумбаи, а также в Пуну и Ахмедабад. [ 38 ] До этих волн эмиграции и по сей день Бене Исраэль составляли самую большую часть еврейского населения субконтинента. Родной язык Бене Исраэль — маратхи . [ 39 ] Большинство Бене Исраэль сейчас эмигрировали в Израиль , Канаду и другие страны Содружества. До обретения Индией независимости эта община насчитывала не менее 80 000 человек. [ 40 ] предоставило им статус меньшинства Правительство Махараштры . [ 41 ]

Общая статистика

[ редактировать ]
Религия в Махараштре
Религия 1951 1961 2001 [ 42 ] 2011 [ 43 ]
индуизм 28,642,304 32,530,901 77,859,385 89,703,057
ислам 2,436,357 3,034,332 10,270,485 12,971,152
буддизм 2,487 2,789,501 5,838,710 6,531,200
Джайнизм 337,578 485,672 1,301,843 1,400,349
христианство 433,290 560,594 1,058,313 1,080,073
сикхизм 41,434 57,617 215,337 223,247
Другой 109,114 95,101 236,841 178,965
Не указано н/д н/д н/д 286,290
Общий 32,002,564 39,553,718 96,878,627 112,374,333

* Большинство далитов обращают индуизм в буддизм, 1956 год, Махараштра.

Религия в Махараштре (%)
Религия 1951 1961 2001 [ 42 ] 2011 [ 42 ]
индуизм 89.50 82.24 80.37 79.83
ислам 7.61 7.67 10.60 11.54
буддизм 0.01 7.05 6.03 5.81
Джайнизм 1.06 1.23 1.34 1.25
христианство 1.35 1.42 1.09 0.96
сикхизм 0.13 0.15 0.22 0.20
Другой 0.34 0.24 0.24 0.17
Не указано н/д н/д 0.11 0.25
Общий 100 100 100 100

Известные места поклонения

[ редактировать ]

В Махараштре есть множество культовых сооружений, которым более нескольких столетий.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ По часовой стрелке от статуи Кхандобы, медного контейнера с Гангаджалом или водой из реки Ганг , колокола, используемого во время индуистских ритуалов, масляной лампы, медной пластины с изображениями восьми идолов Ганеши или Аштавинаяка , металлической пластины богини, свинца. изображение богини Ренуки с оксидным покрытием , раковины или Шанкха , богини Аннапурны , Ганеши , ползущего Бала Кришны или младенца Кришны, черный Шивлинг , черные сандалии, изображающие святого, почитаемого семьей]]
  1. ^ «Население по религиозным общинам – 2011» . Перепись 2011 года в Индии . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
  2. ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года.
  3. ^ Паттанаик, Д. (2006). Шива Шанкаре: расшифровка фаллического символа. Источник Инда. [1]
  4. ^ Перейти обратно: а б Максин Бернтсен, изд. (1988). Опыт индуизма: очерки религии в Махараштре . СУНИ Пресс. ISBN  978-0-88706-662-7 .
  5. ^ Лариос, Б. (2022). Промежуточный лист Б: «Это мой ширди». Пространства преданности мирового святого: присутствие Ширди Саи Бабы. [2]
  6. ^ Валунджкар, Теннесси, доктор (2009). «Религия». В AS Pathak (ред.). Махараштра, Земля и ее люди (ред.). Мумбаи: Департамент географических справочников, правительство. Махараштры. стр. 285–287. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Правительство Махараштры (1962 г.). «Народ: Религиозные верования» . Газеттер района Ратнагири . Архивировано из оригинала 14 января 2008 года . Проверено 10 октября 2010 г.
  8. ^ Валунджкар 2009 , стр. 285–287.
  9. ^ Перейти обратно: а б Госал 2004 , стр. 478–480.
  10. ^ Перейти обратно: а б Картер, AT (1973). «Сравнительный анализ систем родства и брака в Южной Азии». Труды Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии № 1973 (1973), стр. 29-54 (1973): 33. doi : 10.2307/3031719 . JSTOR   3031719 .
  11. ^ Мукерджи, Радхакумуд (1989). Древнеиндийское образование: брахманское и буддийское . Мотилал Банарсидасс. стр. 174–175. ISBN  978-81-208-0423-4 .
  12. ^ Сингх, JP (2005). Современная индийская семья. Справочник мировых семей, 129–166. [3]
  13. ^ «Каста под сомнением: опасная арифметика позитивной дискриминации» . Экономист . 10 июня 2010 г. Проверено 10 октября 2010 г.
  14. ^ Зеллиот и Бернтсен 1988 , стр. 176.
  15. ^ Агарвал, П. (2021). загружено с сайта Explore Bristol Research, http://research-information . Бристоль. ак. Великобритания. [4]
  16. ^ Гауда, Г. (2018). Мангаласутра — Священный женский кулон как символ брака в Индии. СААРК Культура, 22. [5]
  17. ^ Госал 2004 , с. 479.
  18. ^ Джей Джей Рой Берман (2002). Индуистско-мусульманские синкретические святыни и общины . Публикации Миттала. стр. 1–15. ISBN  978-81-7099-839-6 .
  19. ^ Доктор Омар Халиди . «История» . www.ikonkani.com . я-конкани. Архивировано из оригинала 5 июля 2015 года . Проверено 19 апреля 2015 г. [6]
  20. ^ Насири, доктор Джалис Ахтар (2010). Индийские мусульмане: их обычаи и традиции за последние пятьдесят лет (доктор философии). Нью-Дели: Университет Джавахарлала Неру.
  21. ^ Дандекар, Дипра (2017). «Окраина или центр? Конкани-суфии, Индия и «Арабастан» ». В Мильке, Катя; Хорнидж, Анна-Катарина (ред.). Региональные исследования на перепутье: производство знаний после поворота к мобильности . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 141–156.
  22. ^ «ГИС-перепись домохозяйств» . Перепись Индии . Офис генерального регистратора. Архивировано из оригинала 6 июля 2010 года . Проверено 9 декабря 2008 г.
  23. ^ «Данные о религии Аурангабадского района - перепись 2011 года» . www.census2011.co.in . Проверено 26 июля 2017 г.
  24. ^ Кутбуддин, Тахера (2013). Энциклопедия ислама Три . Брилл. п. 58.
  25. ^ Джей Джей Рой Берман. «Миф Шиваджи и синкретические традиции Махараштры». Экономический и политический еженедельник 36, вып. 14/15 (2001): 1226–34. http://www.jstor.org/stable/4410485 .
  26. ^ Мудгил, Ману (17 июня 2017 г.). «Далиты все еще обращаются в буддизм, но темпы уменьшаются» . Квинт . Архивировано из оригинала 9 ноября 2022 года . Проверено 10 ноября 2022 г.
  27. ^ Томас Пэнтэм; Враджендра Радж Мехта; Враджендра Радж Мехта (2006). Политические идеи в современной Индии: тематические исследования . Публикации Сейджа. ISBN  0-7619-3420-0 .
  28. ^ «53-й день Дхаммачакры Правартана отмечается в Нагпуре» . Ежедневные новости и анализ . 28 сентября 2009 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
  29. ^ Гаджил, Д.Р., 1952. Пуна: Социально-экономическое исследование. Часть II.
  30. ^ Б.В. Бхану (2004). Махараштра . Популярные публикации. стр. 910–. ISBN  978-81-7991-101-3 .
  31. ^ Реге, Шармила (2006). Написание касты, написание пола: чтение свидетельств женщин далитов . Нью-Дели: Зубаан. п. 139. ИСБН  8189013017 .
  32. ^ «Справочники президента Бомбея - Ахмаднагар» . Махараштра.gov.in . Проверено 13 ноября 2011 г.
  33. ^ Шелке, Кристофер (2008). Бог-Творец: универсальность бескультурности . Рим: Папский университет Грегориана. п. 167. ИСБН  978-8878391284 .
  34. ^ Стэкхаус, Макс Л.; Пачуау, Лалсангкима, ред. (2007). Новости о безграничных богатствах: исследование, сравнение и реконструкция миссии в глобальную эпоху . Дели: ИСПК. стр. 230–232. ISBN  978-8184580136 .
  35. ^ «Население по религиозным общинам» . Министерство внутренних дел, Правительство Индии.
  36. ^ «Где мы принадлежим: борьба женщин-парсов в межконфессиональных браках» . 22 октября 2017 г.
  37. ^ «Население парсов сократилось на 22 процента в период с 2001 по 2011 год: исследование» . Индуист . 25 июля 2016 г.
  38. ^ Фишель, Уолтер (1970). «Бомбей в еврейской истории в свете новых документов из индийских архивов». Труды Американской академии еврейских исследований . 38/39: 119–144. дои : 10.2307/3622356 . JSTOR   3622356 .
  39. ^ «Евреи в Мумбаи находят новые способы сохранить религиозные традиции» . Индостан Таймс . 18 февраля 2019 г. Проверено 23 августа 2021 г.
  40. ^ «Родом из Махараштры, еврейская община Израиля празднует приезд своих предков в Индию» . Новости18 . 11 февраля 2020 г. Проверено 23 августа 2021 г.
  41. ^ Венкатараман, Аиша (22 июня 2016 г.). «Штат Махараштра в Индии предоставляет евреям статус меньшинства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 23 августа 2021 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с «Общая численность населения по религиозным общинам» . Censusindia.gov.in. Архивировано из оригинала 19 января 2008 года . Проверено 20 ноября 2014 г.
  43. ^ «Индийская перепись 2011 года» . Департамент переписи населения правительства Индии. Архивировано из оригинала 13 сентября 2015 года . Проверено 25 августа 2015 г.
  44. ^ «Хаджи Али Дарга была построена в 1431 году » Хаджи Али Дарга, Мечеть в Мумбаи» . 23 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 г. Проверено 26 марта 2023 г.
  45. ^ «Пещеры Эллора, Махараштра — Археологическая служба Индии» . 30 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 г. Проверено 26 марта 2023 г.
  46. ^ Сингх, С. Харпал (29 декабря 2019 г.). «Многовековая связь Гуру Нанака с Нирмалом Низама» . Индуист . ISSN   0971-751X . Проверено 26 марта 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0d056fc5749e5f8163bde4d40bed7dc__1719865080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/dc/d0d056fc5749e5f8163bde4d40bed7dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Maharashtra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)