Хандоба
Хандоба | |
---|---|
![]() Хандоба и Мхалса убивают демонов Мани-Малла — популярная олеография , около 1880 года. | |
Санскритская транслитерация | Хандоба |
Деванагари | Хандоба |
Принадлежность | Аватар Шивы |
Обитель | Клясться |
Мантра | Ом Шри Мартанда Бхайравая Намах |
Оружие | Тришула , Меч |
Устанавливать | Лошадь |
Супруга | Мхалса и Банаи (главные супруги) |
Кхандоба ( IAST : Кхандоба), также известный как Мартанда Бхайрава, Малхари , Миларалинга, Бандарада Одейя и Малхар , — индуистское божество, которому поклоняются как проявлению Шивы в основном на плато Декан в Индии , особенно в штатах Махараштра и Северная Карнатака. . Он — самое популярное Куладевата (семейное божество) в Махараштре . [ 1 ] Он также является божеством-покровителем некоторых каст воинов, земледельцев, пастушеских общин и браминов (священников), каст а также нескольких племен охотников/собирателей, обитающих на холмах и лесах этого региона. Секта Кхандоба имеет связи с индуистскими и джайнскими традициями, а также ассимилирует все общины независимо от касты , включая мусульман . Форма Кхандоба развилась в течение IX и X веков из народного божества в составного бога, обладающего атрибутами Шивы, Бхайравы , Сурьи и Картикеи (Сканды). Его изображают либо в виде линга , либо в виде воина, едущего на быке или коне. Главным центром поклонения Кхандобе является храм Кхандоба в Чеджури в Махараштре. Легенды о Хандобе, встречающиеся в тексте Малхари Махатмьи , а также изложенные в народных песнях, вращаются вокруг его победы над демонами Мани-маллой и его бракосочетаниями.
Этимология и другие имена
[ редактировать ]Имя «Кхандоба» происходит от слов «хадга» (меч), оружие, которым Хандоба убивал демонов, и «ба» (отец). «Хандерая» означает «король Хандоба». Другой вариант - «Кхандерао», где используется суффикс «рао» (король).
В санскритских текстах Кхандоба известен как Мартанда Бхайрава или Сурья , сочетание солнечного божества Мартанды и свирепой формы Шивы Бхайравы . Имя «Маллари» или «Малхари» состоит из «Малла» и «ари» (враг), что означает «враг демона Маллы». Малхари Махатмья записывает, что Мартанда Бхайрава, довольный храбростью Маллы, берет имя «Маллари» (враг Маллы). [ 2 ] Другие варианты включают Маланна (Малланна) и Майлара (Майлар).
Кхандобу иногда отождествляют с Мунишварой из Дхармапури Малланной из Теланганы , Малликарджуной Свами из Андхрапрадеша и Майларой / Маллайей из Карнатаки . Другие имена включают Ханду Гавда, Мхалса-кант («муж Мхалсы») и Чеджурика Вани. [ 3 ]
Иконография
[ редактировать ]
В популярном олеографическом изображении Хандобы [ 4 ] Мхалса сидит перед Хандобой на своем белом коне. Мхалса пронзает копьем грудь демона, собака кусает его за бедро, а лошадь бьет его по голове. Другой демон хватает поводья лошади и атакует Хандобу дубинкой, в то время как Хандоба спешивается с лошади и атакует демона своим мечом. В других изображениях Хандоба изображен сидящим на лошади, с головами демонов, топчущимися под копытами лошади, или их головами под коленями Хандобы. [ 5 ]
В мурти (иконах) Кхандоба или Майлара изображается с четырьмя руками, несущими дамару (барабан), Тришулу (трезубец), Бхандара-патру (чашу, наполненную порошком куркумы) и кхадгу (меч). На изображениях Хандоба часто одет как маратхов сардар . [ 6 ] или мусульманский патан . [ 7 ] Часто Хандоба изображается как воин, сидящий верхом на коне с одной или обеими женами и сопровождаемый одной или несколькими собаками. [ 8 ] Ему также поклоняются как аниконическому лингаму , символу Шивы. [ 9 ] Часто в храмах Кхандобы используются оба изображения Кхандобы — аниконический лингам и антропоморфная конная форма. [ 8 ]
Легенды
[ редактировать ]Легенды Хандобы в основном рассказывают о битве божества с демонами Маллой и Мани. Основным письменным источником легенды является Малхари Махатмья ( Маллари Махатмья главы Кшетра-канда санскритского ), который утверждает, что взят из текста Брахманда Пураны , но не включен в стандартные издания Пураны. [ 10 ] Р. К. Дере и Сонтхаймер предполагают, что санскритская Махатмья была составлена примерно в 1460–1510 годах нашей эры, в основном Дешастхой-брамином , для которого Кхандоба является семейным божеством. [ 11 ] Также доступна версия на маратхи (1585 г.). Сиддхапала Кесасри [ 12 ] Другие источники включают более поздние тексты Джаядри Махатмьи и Мартанды Виджая Гангадхары (1821 г.). [ 13 ] и устные рассказы Вагья, бардов бога. [ 14 ]
Легенда повествует о демоне Малле и его младшем брате Мани, которые получили дар непобедимости от Брахмы , создавая хаос на земле и беспокоя мудрецов. Когда семь мудрецов обратились к Шиве за защитой после того, как Индра и Вишну признались в своей недееспособности, Шива принял форму ( Аватара ) Мартанды Бхайравы , как называет Махатмья Кхандобу, верхом на быке Нанди , возглавляющем армию богов. Мартанда Бхайрава описывается как сияющий, как золото и солнце, покрытый куркумой, также известный как Харидра, трехглазый, с полумесяцем на лбу. [ 15 ] Армия демонов была уничтожена богами, и, наконец, Хандоба убил Маллу и Мани. Умирая, Мани предлагает свою белую лошадь Хандобе в знак покаяния и просит о даре. Благо в том, что он присутствует в каждом святилище Кхандобы, что человечество становится лучше и что ему приносят в жертву козье мясо. Благо было даровано, и таким образом он превратился в полубога . Малла, когда божество спросило, просил ли он о благе, просит уничтожить мир и человеческую плоть. Возмущенный просьбой демона, Кхандоба обезглавливает его, и его голова падает на лестницу храма, где ее растоптали ноги преданных. Легенда далее описывает, как два лингама появились в Премпури, месте, где были убиты демоны. [ 16 ] [ 17 ]
процесс санскритизации Устные рассказы продолжают начатый текстами Кхандобы — его возведения из народного божества в Шиву, божество классического индуистского пантеона. Жены Кхандобы Мхалса и Банаи также отождествляются с классической индуистской женой Шивы, Парвати и Гангой . Хегади Прадхан, министр и зять Кхандобы и брат Лингавата Вани Мхалсы, [ 18 ] верная собака, которая помогает Кхандобе убивать демонов, лошадь, подаренная Мани, и братья-демоны считаются аватарами Вишну , Нанди и демонов Мадху-Кайтабхи соответственно. Другие варианты мифа повествуют, что Хандоба побеждает единственного демона по имени Манималла, который предлагает свою белую лошадь, иногда называемую Мани, богу. [ 19 ] Другие легенды изображают Мхалсу (или Парвати) и Банаи или Бану (или Гангу) тщетно помогавшими Хандобе в битве за сбор крови Мани, каждая капля которой создавала нового демона. Наконец, собака Хандобы глотает всю кровь. Иногда Мхалса, реже Банай, описывается сидящим позади Хандобы на коне и сражающимся мечом или копьем. [ 20 ]
Легенды изображают Хандобу как короля, который правит из своей крепости Чеджури и держит двор, где раздает золото. Также король Хандоба отправляется в охотничьи экспедиции, которые часто оборачиваются «эротическими приключениями», и последующими браками. [ 21 ]
Жены
[ редактировать ]
У Хандобы две жены, женщины из разных общин, которые служат культурной связью между богом и общинами. У него две жены, Мхалса и Банай (Бану, Банубай). самая важная из которых [ 21 ] В то время как первая жена Кхандобы, Мхалса, принадлежит к общине торговцев Лингаят (Вани), его вторая жена Банаи - из Дхангара (каста пастухов). У Мхалсы был регулярный ритуальный брак с Хандобой. Банай, с другой стороны, заключил брак по любви с богом. Мхалса описывается как ревнивый и хороший повар; Банай эротичен, решителен, но даже готовить не умеет. Часто народные песни повествуют об их ссорах. Мхалса представляет «культуру», а Банай — «природу». Между ними стоит король-бог Кхандоба. [ 22 ]
Считается, что Мхалса является объединенным аватаром Парвати . Мхалса родилась в семье богатого торговца из Ньюаса по имени Тирмаршеф. По божественному повелению Хандобы во сне Тирмашету она вышла замуж за Хандобу в Пауша Пурнима (день полнолуния индуистского календарного месяца Пауш) в Пали (Пембаре). По этому случаю появились два шивлинга. Ежегодный фестиваль, посвященный этому событию, отмечается на Пали каждый Пауш Пурнима.
Считается, что Банай является дочерью Брахмы , создателя, воплощением богини Ганги . Банай нашел пастух Дхангар. Когда Банай подросла, было предсказано, что она получит свою пару в Чеджури . Там она влюбилась в бога Хандобу. Хандоба тоже влюбился в нее. Хандоба согласился на 12-летнее изгнание, намеренно проиграв партию в шахматы (Сарипат) своей жене Мхалсе. Он переоделся пастухом и начал служить отцу Банаи. Однажды Хандоба убил всех овец и коз отца Банаи и пообещал вернуть им жизнь, если он женится на Банаи. Неохотный Банай женился на Хандобе, переодетом пастуха из Налдурга. Хандоба раскрыл свою настоящую форму Банаи на обратном пути в Чеджури.
Достигнув Чеджури, Хандоба был встречен яростью Мхалсы и ее решительным протестом против его второго брака. Чтобы избежать ссор своих жен, Хандоба отдал верхнюю половину холма Мхалсе, а нижнюю половину - Банаю. Идол Мхалсы помещен вместе с Кхандобой в главном святилище на вершине холма в Чеджури. Отдельный храм Банай расположен на полпути вниз по склону.
Третья жена Кхандобы, Рамбхай Шимпин, портниха, небесная нимфа или девангана , которую иногда отождествляют с Банай. Она является прототипом Муралисов — девушек, «выданных замуж» за Хандобу. Рамбхаю поклоняются как богине, которую Кхандоба посещает после охоты. Она также локализована: говорят, что она родом из деревни Далевади, недалеко от Чеджури. Четвертая жена Пхулай Малин из касты садовников или Мали . Она была особой Мурали и, таким образом, является обожествленной преданной Кхандобы. Он навещает ее в «Давна Мал» (поле южного леса , трава, которая, как говорят, дорога Хандобе). Пятая жена, Чандай Бхагавин, — телин , представительница касты маслобойщиков. Мусульмане признали ее мусульманкой. Помимо этого, Муралис — девушки, предложенные Хандобе, — считаются женами или наложницами бога. [ 23 ] [ 24 ]
Другие ассоциации и идентификации
[ редактировать ]
Маллану (Малликаарджуна) из Андхра-Прадеша и Майлару из Карнатаки иногда отождествляют с Кхандобой (Маллари, Малхари, Майралой). Кхандоба также связан с Бхайравой , который связан с Брахманахатьей (убийством брамина). [ 25 ] Преданные подчеркивают, что Кхандоба — это полный аватар Шивы, а не частичный аватар, как Бхайрава или Вирабхадра . Он принимает атрибуты короля демонов — его коня, оружие и королевские знаки отличия. [ 26 ]
Зонтхаймер подчеркивает связь Хандобы с глиняными и термитниками . Хандобы Устные легенды повествуют о том, что мурти были найдены в термитниках или «сделаны из земли». [ 27 ] По мнению Сонтхаймера, Мартанда Бхайрава (Кхандоба) представляет собой сочетание бога Солнца Сурьи и Шивы, который связан с Луной. Мартанда («пылающий шар») — это имя Сурьи, а Бхайрава — форма Шивы. [ 24 ] [ 28 ] По воскресеньям золото и куркума, которые в культуре ассоциируются с солнцем, составляют важную часть ритуалов Кхандоба. [ 24 ] [ 28 ] Зонтхаймер связывает поклонение Солнцу как термитникам для плодородия и свою роль целителя с ролью Хандобы как дарителя плодородия в браках и с целительной силой куркумы, которой обладает последний. [ 28 ]
Другая теория отождествляет Картикею (Сканду) с Кхандобой. [ 29 ] Гипотезы теории основаны на сходстве между Скандой и Хандобой, а именно на их связи с горами и войной, сходстве их имен и оружия (копье Сканда и меч Хандоба), а также на том, что у обоих есть две основные жены. [ 30 ] Также в один и тот же день приходятся фестивали обоих божеств, Чампа Сашти и Сканда Сашти соответственно для Кхандобы и Сканды. [ 31 ] Другими символами, связанными с Хандобой, являются собака и лошадь. [ 32 ]
Поклонение
[ редактировать ]Хотя Шиве почитают в Махараштре в его первоначальной форме, некоторые общины Махараштры предпочитают поклоняться ему в форме его аватаров, наиболее популярным из которых является Кхандоба. [ 33 ] Он — самое популярное Куладевата (семейное божество) в Махараштре . [ 1 ] Один из наиболее широко почитаемых богов плато Декан , Кхандоба считается «главным богом Сакама-бхакти (преданности, исполняющей желания) и одним из самых могущественных божеств, отвечающих на обеты ( навас )». [ 33 ] Ему поклоняется подавляющее большинство индуистов-маратхи из всех слоев этого общества. Он является божеством-покровителем воинов, земледельцев, скотоводов, а также некоторых брахманов (жрецов) каст , охотников и собирателей холмов и лесов, торговцев и королей. Приверженцы Хандобы в Декане в основном состоят из крестьянских классов маратхов и кунаби , пастухов дхангаров , деревенских стражников и сторожей Рамоши — « обозначенного племени ». [ 34 ] [ 35 ] бывшие « неприкасаемые » махары и мангги , рыбаки коли , балутедар касты , такие как садовники ( Мали ) и портные ( шимпи ), хотя в нее также входят несколько брахманов и даже некоторые мусульмане . [ 36 ] [ 37 ] номинально Хотя присутствие брахманов в его секте Дешастха Брахманы , [ 38 ] [ 25 ] [ 39 ] а также коканастха- брамины - в Нашике и Сатаре - поклоняются Кхандобе, некоторые подражают Дешастха-браминам. [ 40 ] Дешастха-брамины, Чандрасения Кайастха Прабху , [ 39 ] а также королевские семьи, такие как Гайквады и Холкары, поклоняются Хандобе как своей Куладевате. Ему также поклоняются джайны и лингаяты . Его считают «королем» своих последователей. [ 41 ]
Ритуалы и способы поклонения
[ редактировать ]Кхандоба считается кадакским (жестоким) божеством, которое причиняет неприятности, если его не умилостивить должным образом в соответствии с семейными обязанностями. [ 42 ] Кхандобе поклоняются с куркумой ( Бхандар ), Бел , луком и другими овощами. плодами-листьями [ 43 ] Божеству предлагают пуран поли – сладкое или более простое блюдо, называемое бхарит родга, с луком и бринджалом. [ 44 ] В храмах Кхандобе предлагается строгая вегетарианская найведья (подношение еды), хотя многие преданные считают его невегетарианцем. [ 4 ] Божеству также предлагают козье мясо, хотя это делается за пределами храма, поскольку мясо внутри храма запрещено. [ 4 ]
Важной частью секты Кхандоба является навас , обет служить богу в обмен на хороший урожай, ребенка мужского пола, финансовый успех и т. д. При выполнении наваса Кхандобе предлагались дети, иначе некоторые преданные могли огорчить боль от размахивания крюком или ходьбы по огню. [ 45 ] Этот тип поклонения с использованием наваса называется Сакама Бхакти – поклонение, совершаемое с ожиданием возвращения, и считается «не пользующимся меньшим уважением». [ 46 ] Но самые верные бхакты (преданные) считаются жадными только до общества своего Господа. Кхандобу также называют бхукела – жаждущими таких истинных бхакт в Мартанда Виджая. [ 47 ]

Мальчики по имени Вагья (или Вагья , буквально «тигры») и девочки по имени Мурахи раньше были посвящены Кхандобе, но теперь практика выдачи девочек замуж за Кхандобу является незаконной. [ 43 ] Вагья выступают в роли бардов Кхандобы и отождествляют себя с собаками Кхандобы, а Муралис выступают в роли его куртизанок ( девангана с — нимфы или девадаси ). Вагья и их коллеги-женщины Мурали поют и танцуют в честь Кхандобы и рассказывают его истории на джагаранах — продолжающихся всю ночь песенных фестивалях, которые иногда проводятся после совершения наваса . [ 45 ] Другим обычаем было ритуальное самоубийство вир (героев) культа. [ 48 ] Согласно легенде, «неприкасаемый» Манг (Матанга) пожертвовал собой ради основания храма в Чеджури, чтобы убедить Хандобу навсегда остаться в Чеджури. [ 47 ] Другие практики культа включают веру в то, что Кхандоба обладает телом Вагьи или деврси (шамана). [ 49 ] [ 50 ] Еще один ритуал культа — разрыв цепи во исполнение обета или ежегодного семейного обряда; цепь отождествляется со змеей на шее Шивы, которую перерезали демоны в битве. [ 32 ] Еще один обряд, связанный с семейными обязанностями по угождению Кхандобе, — это тали бхарне , который следует проводить каждое полнолуние. Тали бхандар (блюдо) наполнено кокосами, фруктами, орехами бетеля, шафраном, куркумой ( ) и листьями бел. Затем кокос кладут в горшок, наполненный водой, и этому горшку поклоняются как воплощению Кхандобы. Затем пять человек поднимают тали , трижды кладут его на горшок, произнося «Элкот» или «Ханде раяча Элкот». Затем кокос в тали разбивают, смешивают с сахаром или неочищенным пальмовым сахаром и раздают друзьям и родственникам. гондал исполняется Вместе с тали бхарне . [ 51 ] Гондал — это ритуальное народное искусство , котором исполнитель Гондхали в призывает божеств.
Хандоба считается дарителем плодородия. Ожидается, что индийские пары из Махараштры посетят храм Кхандоба, чтобы получить благословение Кхандобы на заключение брака. Традиционные семьи Махараштры также организуют джагаран как часть свадебной церемонии, приглашая бога на свадьбу. [ 8 ] Медным фигуркам Хандобы, едущего на лошади (иногда с Мхалсой), преданные ежедневно поклоняются в домашнем святилище.
Санскритский Малхари Махатмья предлагает подношения Кхандобе благовоний, огней, бетеля и животных. В версии маратхи упоминаются подношения мяса и поклонение чедапатади - «заставляя себя резать», размахивание крюками и самоуничтожение вирами . Версия маратхи называет эту форму бхакти (преданности) угрой (жестоким, демоническим) бхакти . Мартанда Виджая повествует о ракшаши- бхакти (демоническом поклонении) посредством принесения в жертву животных и самоистязаний. Одержимость Кхандобой, в виде ветра, есть низшее демоническое поклонение ( поклонение пишачи ). Считается, что саттвическое поклонение, самая чистая форма поклонения, заключается в кормлении Кхандобы в образе брамина. [ 13 ]
Мусульманское почитание
[ редактировать ]Хандоба также является фигурой уважения и поклонения мусульманам , и эта принадлежность видна в стиле его храмов. Мусульманские преданные называют его Маллу или Аджмат Хан (Раутрей) , и в этом контексте он много раз изображался как мусульманин. [ 52 ] Считается, что последний дарован королем Великих Моголов-захватчиком Аурангзебом , который был вынужден бежать из Чеджури властью Хандобы. [ 46 ] Некоторые из этих отличительных мусульманских черт включают его обычную внешность патана верхом на лошади, одна из его жен была мусульманкой, а также то, что его конюший - мусульманин из Джеджури. Мартанда Виджая прямо утверждает, что его преданные в основном мусульмане. Поклонение Хандобе получило королевское покровительство со стороны Ибрагима II , которое заключалось в восстановлении ежегодной ятры и права паломников проводить ритуалы в храме Налдург. [ 52 ] Малхари Махатмья даже записывает мусульман ( млечча ) как бхактов (преданных) бога, которые называют его Маллука Патхан или Маллу Хан . [ 53 ] В Чеджури мусульманская семья традиционно присматривает за лошадьми бога. [ 46 ]
Храмы
[ редактировать ]

имеется более 600 храмов, посвященных Хандобе В Декане . [ 33 ] Его храмы простираются от Насика , Махараштры на севере, до Давангере , Карнатаки на юге, Конкана , Махараштры на западе и до западного Андхра-Прадеша на востоке. Признаны одиннадцать основных центров поклонения Кхандобе или джагрут -кшетрам , где божество следует называть пробудившимся или «джагрутом»; шесть из них в Махараштре, а остальные в северной Карнатаке. [ 33 ] [ 36 ] Храмы Хандобы напоминают форты, а столицей его королевства является Чеджури. Священники здесь — Гуравы , а не Брахманы. [ 6 ] Его самые важные храмы:
- Чеджури : главный центр поклонения Кхандобы. [ 54 ] Он расположен в 48 км от Пуны , Махараштра. Здесь есть два храма: первый — древний храм, известный как Кадепатар . На Кадепатар трудно подняться. Второй — более новый и известный Гад-кот храм , на который легко подняться. В этом храме около 450 ступеней, 18 камани (арок) и 350 дипмал (столбов-фонарей). Оба храма представляют собой сооружения, напоминающие форты. [ 55 ]
- Пали (Раджапур) или Пали-Пембер, район Сатара , Махараштра. [ 56 ]
- Ади-майлар или Ханапур (Пембер или Майлкарпур) недалеко от Бидара , Карнатака
- Нальдург , Османабадский район , Махараштра.
- Майлара Линга, район Дхарвад , Карнатака.
- Мангасули , район Белгаум , Карнатака.
- Храм Малтеш или Майлара в Деварагудде , Ранебеннур Талук, район Хавери , Карнатака.
- Маннамайлар или Майлар (Милара), Беллари , Карнатака.
- Нимгаон Давади, округ Пуна , Махараштра. [ 57 ]
- Шегуд, район Ахмеднагар , Махараштра.
- Комуравелли , Сиддипетский район, Телангана.
- Сатаре, район Аурангабад , Махараштра.
- Малегаон, район Нандед , Махараштра.
- Храм Майлапур Майларлингешвара, Майлапур, Ядгир , район Ядгири, Карнатака
Фестивали
[ редактировать ]
Шестидневный фестиваль, с первого по шестой лунный день светлых двух недель индуистского месяца Маргаширша , в честь Кхандобы отмечается в Чеджури, в ознаменование борьбы с демонами Мани-Маллы. Считается, что на шестой день (Чампа-Шашти) Кхандоба убил демонов. [ 43 ] Джатра (храмовый фестиваль и ярмарка) проводится в Пембере в Чампа -шасти, и фестиваль продолжается до дня новолуния. [ 58 ] Еще один фестиваль Сомвати Амавасья , день новолуния, выпадающий на понедельник, отмечается в Чеджури. Шествие палахи (паланкина) с изображениями Хандобы и Мхалсы несут от храма Гад-кот к реке Карха, где изображения ритуально омываются. [ 59 ] [ 60 ]
Дешаст брахманы и маратхи также отмечают ежегодный фестиваль Чампа-Шашти. Образам Хандобы и Маллы очищают и поклоняются. В течение шести дней соблюдается пост. На седьмой день преданные прерывают пост праздником, известным как Чампасаштлииче парне . Приглашение на этот пир рассматривается как приглашение самого Хандобы, и от него труднее отказаться. [ 61 ]
В Пали-Пембере ежегодно совершается ритуал бракосочетания Хандобы и Мхалсы. Куркуму предлагают божествам. [ 48 ] В честь Майлары, как называют Кхандобу в Карнатаке, отмечают два фестиваля. Это фестиваль Дасара в Деварагудде и одиннадцатидневный фестиваль в месяц Магха (февраль – март) в Майларе, район Беллари. На обоих фестивалях представлены сцены битвы Майлара и демона Мани-Маллы. [ 62 ] Чайтра Пурнима (день полнолуния) также считается благоприятным. [ 63 ] В целом воскресенья, связанные с богом Солнца, считаются благоприятными для поклонения Кхандобе. [ 64 ]
Развитие культа
[ редактировать ]Секта Кхандоба, народная религия, отражает влияние ведического Рудры , пуранического Шивы, которому поклоняются как Линга в брахманической религии, а также в сектах Натх и Лингаят . [ 42 ] Кхандоба может быть продуктом ведического Рудры, который, как и Кхандоба, ассоциировался с грабителями, лошадьми и собаками. [ 65 ] Саяна возводит имя Малхари к Тайттирия Самхите , Малхари объясняется как враг (ари) Малхи ( Праджапати ) – эпитет Рудры, который считается соперником божества Праджапати. [ 66 ] По мнению Стэнли, Хандоба возник как бог вершины гор, солнечное божество и региональный хранитель, а затем впитал в себя богов различных регионов и общин. [ 33 ] По словам Стэнли, Кхандоба унаследовал черты как от бога Солнца Сурьи, так и от Шивы, который отождествляется с Луной. Стэнли описывает Кхандобу как «бога луны, ставшего богом Солнца», подчеркивая, как лунные образы Шивы трансформируются в солнечную иконографию Кхандобы в « Малхари Махатмье» . [ 24 ]
Согласно RC Dhere, две каменные надписи 1063 г. и 1148 г. н.э. упоминают народные божества Майлару и его супругу Малавву, что предполагает, что Майлара приобрела популярность в Карнатаке в этот период. Вскоре члены королевской семьи этого региона начали возводить храмы этому народному божеству, расстраивая элитный класс устоявшейся религии, который поносил Майлару. Первоначально превознесенный воплощением Шивы, Майлара был осужден Басавой , основателем секты поклоняющихся Шиве Лингаят, который позже будет продвигать это божество. Чакрадхар Свами (около 1270 г., основатель секты Маханубхава ), Видьяраньясвами, шейх Мухаммед также критиковали бога. [ 67 ] Поэт Варкари -святой Экнат также «пренебрежительно» писал о культовом поклонении Хандобе: [ 46 ] но после него «открытая» критика Хандобы прекратилась, но «варварские» практики его культа по-прежнему подвергались нападкам. [ 67 ]
Зонтхаймер предполагает, что Хандоба был прежде всего богом пастухов. [ 68 ] и что культ Кхандобы существует как минимум старше 12 века, что можно определить по ссылкам в джайнских и лингаятских текстах и надписях. Джайнский писатель XII века Брахмашива утверждает, что джайн, погибший в бою после проявления своей доблести, позже был назван Майларой. К 13 веку широкое поклонение Малхари или Майларе соблюдается королями, браминами, простым народом и воинами. С возникновением мусульманской империи классические индуистские храмы пришли в упадок, что привело к возникновению народной религии, такой как Кхандоба. Замечание Чакрадхары, упомянутое в его биографии «Лилачаритра» , гласит: «К концу Кали-юги храмы Вишну и Шивы будут разрушены, но храмы Майралы останутся». Надпись 1369 года нашей эры в Инаволу недалеко от Варангала рассказывает о Маллари, отличном от Малхари Махатмьи: Шива помог эпическому герою Арджуне убить демона Маллу, получив таким образом титул Маллари. Майлара была семейным божеством династии Какатия (1083–1323 гг. Н.э.); текст из их правил описывает ритуалы самоистязания приверженцев Майлары и описывает божество. На протяжении всего своего развития Майлара рассматривается как низшее проявление Ишвара Лингаята и Махараштры (Бог) святых бхакти . [ 66 ] К 18 веку Хандоба стал клановым божеством Империи маратхов . В 1752 году вдовствующая королева маратхов Тарабай выбрала храм Джеджури Кхандобы, чтобы скрепить свой договор с пешвы правителем Баладжи Баджирао в присутствии божества. [ 69 ]
Малхари Махатмья утверждает, что Кхандоба впервые появился в Чампашасти, то есть в воскресенье, в Премапуре, который идентифицировался как Пембер (Адимайлар, Майларапур) недалеко от Бидара . Традиции маратхи говорят, что Кхандоба родом из Премапури, ныне Пембера в Карнатаке , затем отправился в Нальдург, Пали и, наконец, в Чеджури. [ 12 ] Сонтхаймер предполагает, что культ Майлары, возможно, зародился в Пембере, а затем распространился на Махараштру, слившись с культом Кхандаки — покровителя якши (полубога) Пайтана, придав ему отличительные характеристики Махараштрейна. Махараштрайны называют бога – Канадья Хандерая , бог из Карнатаки. Культ, возможно, был распространен лингаятами, джайнами и другими торговцами, связанными с Майларой-Хандобой, в другие части Декана. Помимо Майлары, Кхандоба отождествляется с другими божествами Карнатаки и Андхра-Прадеша и называется Малланной, Майралой и Маллу Ханом. [ 70 ] Другие традиции, такие как секты народных богинь Шакта , были ассимилированы в секту Хандоба, отождествляя богинь с женами Хандобы, Мхалсой или Банаи. [ 53 ]
Литература маратхи неоднозначно реагирует на секту Кхандоба. Наранджанамадхва (1790) в стотре (гимне), посвященном Кхандобе, называет его «прославленным царем в богатой одежде и лошадью с седлом, усыпанным драгоценностями», который когда-то был «аскетическим нищим, который ехал на старом быке и нес укушенного муравьями клуб ( кхатванга )» — юмористический взгляд на пуранического Шиву. назвал его призраком В другом случае (1855 г.) христианский миссионер и Кокнастха-брамин в дебатах против Дешастхи-брамина . [ 42 ] Другой брамин с презрением отмечает нечистоту храма Кхандоба, который посещают Шудры и священники которого не являются гуравами-брахманами. [ 42 ] Термин маратхи «хел-кхандоба», который в общем смысле означает «опустошение», относится к одержимости преданного богом в его секте. [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сингх п.икс
- ^ Зонтхаймер в Хильтебайтеле стр.314
- ↑ Зонтхаймер в Фельдхаусе, стр.115.
- ^ Jump up to: а б с Стэнли в Хильтебайтеле с.284
- ↑ Стэнли в Хильтебайтеле, стр.288.
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Хильтебайтеле с.303
- ^ Зонтхаймер в Хильтебайтеле, стр.323
- ^ Jump up to: а б с Стэнли (ноябрь 1977 г.), с. 32
- ^ О поклонении Кхандобе в форме лингама и возможной идентификации на его основе с Шивой см.: Мате, с. 176.
- ^ Зонтхаймер в Баккере стр.103
- ^ Зонтхаймер в Баккере, стр. 105–6.
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Баккере с.105
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Хильтебайтеле с.330
- ↑ Стэнли в Hiltebeitetel, стр. 272,293.
- ^ Зонтхаймер в Баккере стр.118
- ^ Стэнли в Hiltebeitetel, стр. 272–77.
- ^ Подробный обзор Малхари Махтмья см. Сонтхаймер в Баккере, стр. 116–26.
- ↑ Зонтхаймер в Хильтебайтеле, стр.328.
- ↑ Стэнли в Хильтебайтеле, стр.278.
- ^ Стэнли в Hiltebeitetel, стр. 280–4.
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Фельдхаусе стр.116
- ^ Зонтхаймер в Фельдхаусе стр.117-8
- ^ Зонтхаймер в Фельдхаусе, с. 118
- ^ Jump up to: а б с д Стэнли (ноябрь 1977 г.), с. 33
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Хильтебайтеле, с. 300
- ^ Зонтхаймер в Хильтебайтеле стр.332
- ^ Зонтхаймер в Баккере стр.110
- ^ Jump up to: а б с Зонтхаймер в Баккере с.113
- ^ За использование имени Кхандоба в качестве имени Карттикеи в Махараштре, Предисловие Гупты и стр. 40.
- ^ Хокар, Мохан (25 июня 2000 г.). «В знак признания доблести» . Индус . Архивировано из оригинала 3 февраля 2009 года . Проверено 13 октября 2008 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Пиллаи, С. Девадас (1997). Индийская социология через Гурье, словарь . Мумбаи: Популярный Пракашан. стр. 190–192. ISBN 81-7154-807-5 .
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Баккере с.114
- ^ Jump up to: а б с д и Стэнли (ноябрь 1977 г.), с. 31
- ^ Ратод, Мотирадж (ноябрь 2000 г.). «Определённые и кочевые племена в Махараштре» . Информационный бюллетень Группы действий по защите прав обозначенных и кочевых племен (апрель – июнь и июль – сентябрь 2000 г.). Группа действий по правам DNT. Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 г.
- ^ Сингх, К.С. (2004). Народ Индии: Махараштра . Популярный Пракашан и антропологическое исследование Индии . п. 1768.
- ^ Jump up to: а б Стэнли в Хильтебайтеле с.271
- ^ «Географический справочник Ахмаднагарского района: Люди» . Государственный справочник Махараштры. 2006 [1976] . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ Шириш Чиндхаде (1996). Пять индийских английских поэтов: Ниссим Иезекииль, А. К. Рамануджан, Арун Колаткар, Дилип Читре, Р. Партасарати . Atlantic Publishers & Dist. п. 107. ИСБН 978-81-7156-585-6 .
- ^ Jump up to: а б Правительство Махараштры. «Справочник президентства Бомбея: Ратнагири и Савантвади» . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ «Нашикский район: Население» . Справочник президентства Бомбея. 2006 [1883] . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ Зонтхаймер в Баккере стр.104
- ^ Jump up to: а б с д и Зонтхаймер в Хильтебайтеле, стр. 332–3.
- ^ Jump up to: а б с Андерхилл с.111
- ↑ Стэнли в Хильтебайтеле, стр.296.
- ^ Jump up to: а б Стэнли в Хильтебайтеле с.293
- ^ Jump up to: а б с д Бурман с.1227
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Хильтебайтеле с.313
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Хильтебайтеле с.308
- ↑ Зонтхаймер в Хильтебайтеле, стр.302.
- ↑ См. Стэнли в Zelliot, стр. 40–53: подробности об убеждениях в одержимости: Ангат Йене: Одержимость Божественным.
- ^ «Географический справочник района Ратнагири: Люди: РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ» . Государственный справочник Махараштры. 1962 год . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Хильтебайтеле, стр. 325–7.
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Баккере с.116
- ^ О Чеджури как о главном центре поклонения см.: Mate, p. 162.
- ^ «Джеджури» . Справочник Махараштры. 2006 [1885].
- ^ «ПАЛ ИЛИ РАДЖАПУР» . Справочник Сатарского района. Архивировано из оригинала 18 апреля 2011 года . Проверено 5 июля 2011 г.
- ^ Есть
- ^ Зонтхаймер в Баккере стр.108
- ^ Зонтхаймер в Баккере стр.127
- ^ Подробное описание см. в Стэнли (ноябрь 1977 г.), стр. 34–38.
- ^ [ИСТОРИЯ НАРОДА МАРАФХОВ, К. А. КИНКЕЙД, CV.O., I.CS. И Рао Бахадур Д.Б. ПАРАСНИС, ТОМ II, стр. 314, ХАМФРИ МИЛФОРД, OXFORD UNIVERSITY PRESS, ЛОНДОН, БОМБЕЙ, КАЛЬКУТТА, МАДРАС, 1922]
- ↑ Стэнли в Хильтебайтеле, стр.314.
- ^ См. Стэнли (ноябрь 1977 г.), с. 39
- ^ Стэнли (ноябрь 1977 г.), с. 30
- ^ Зонтхаймер в Hiltebeitetel, стр. 301–2.
- ^ Jump up to: а б Зонтхаймер в Баккере, стр. 106–7.
- ^ Jump up to: а б Дере, RC (2009). «НАРОДНЫЙ БОГ ЮГА: ХАНДОБА - Глава 1: «Майлар, то есть Хандоба» . Официальный сайт RC Dhere . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1989). Пастырские божества в западной Индии . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Бавискар, Б.С.; Эттвуд, Д.В. (2013). Внутри-снаружи: два взгляда на социальные изменения в сельской Индии . Лос-Анджелес: SAGE. п. 250. ИСБН 9788132113508 . Проверено 10 декабря 2016 г.
- ^ Зонтхаймер в Баккере, стр. 108–9.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берман, Джей Джей Рой (14–20 апреля 2001 г.). «Миф Шиваджи и синкретические традиции Махараштры». Экономический и политический еженедельник . 36 (14/15): 1226–1234. JSTOR 4410485 .
- Гупта, Шакти М. (1988). Карттикея: Сын Шивы . Бомбей: Somaiya Publications Pvt. ООО ISBN 81-7039-186-5 .
- Мате, М.С. (1988). Храмы и легенды Махараштры . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван.
- Сингх, Кумар Суреш; Б.В. Бхану (2004). Народ Индии . Антропологическое исследование Индии. ISBN 978-81-7991-101-3 .
- Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1989). «Между призраком и Богом: Народное божество Декана» . В Альфе Хилтебайтеле (ред.). Преступные боги и приверженцы демонов: очерки хранителей популярного индуизма . СУНИ Пресс. ISBN 0-88706-981-9 .
- Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1990). «Бог как царь для всех: санскритский Малхари Махатмья и его контекст» . В Гансе Баккере (ред.). История священных мест Индии в отражении в традиционной литературе . БРИЛЛ. ISBN 90-04-09318-4 .
- Зонтхаймер, Гюнтер-Дитц (1996). «Все жены Бога» . В Анне Фельдхаус (ред.). Образы женщин в литературе и религии Махараштры . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-2837-0 .
- Стэнли, Джон М. (ноябрь 1977 г.). «Особое время, особая сила: изменчивость власти на популярном индуистском фестивале». Журнал азиатских исследований . 37 (1). Ассоциация азиатских исследований: 27–43. дои : 10.2307/2053326 . JSTOR 2053326 .
- Стэнли, Джон. М. (1988). «Боги, призраки и одержимость». В Элеоноре Зеллиот, Максин Бернтсен (ред.). Опыт индуизма .
- Стэнли, Джон. М. (1989). «Захват Мани: миф об обращении в культе Хандоба». В Альфе Хилтебайтеле (ред.). Преступные боги и приверженцы демонов: очерки хранителей популярного индуизма . СУНИ Пресс. ISBN 0-88706-981-9 .
- Андерхилл, Мюриэл Мэрион (1991). Индуистский религиозный год . Азиатские образовательные услуги . ISBN 81-206-0523-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]