Кирана Гарана
Кирана гхарана — одна из индийских классических кьял гхаран . [ 1 ] [ 2 ] и касается прежде всего интонации нот ( свара ).
Стиль пения
[ редактировать ]Главной задачей стиля Кирана является свара , или отдельные ноты, в частности точная настройка и выражение нот. В Кирана Гаяки (стиле пения) отдельные ноты (свары) раги представляют собой не просто случайные точки гаммы, а независимые области музыки, способные к горизонтальному расширению. Эмоциональные пукары высших октав составляют часть музыкального опыта. Еще одной уникальной особенностью этой гхараны является сложное и богато украшенное использование саргам таан (узлов плетения с самими обозначениями), введенное Абдул Карим Ханом под влиянием классического стиля Карнатик. [ 1 ] [ 2 ]
В конце девятнадцатого века Абдул Карим Хан и Абдул Вахид Хан произвели революцию в хаял-гаяки, введя виламбит (медленную часть), чтобы очертить структуру ноты раги за нотой. [ 3 ]
Музыканты гхараны часто исполняют раги: Тоди, Лалит, Мултани, Патдип, Пурия, Марва, Шуддха Калян, Дарбари Канхара и Комал-Ришаб Асавари. Актер маратхи Пула Дешпанде отметил, что исполнители из Кирана гхараны особенно любят ноту Комал Ре / Ришаб (или второстепенную в западной системе) ноту классической музыкальной гаммы, частую особенность этих обычно исполняемых раг. [ 2 ]
История
[ редактировать ]В XIX веке Кирана гхарана объединилась вокруг Мияна Банде Али Хана, игрока на рудра вине . Стиль гхараны получил дальнейшее развитие и стал одним из выдающихся стилей современной индийской классической музыки конца 19 - начала 20 веков музыкантами Абдул Карим Ханом и Абдул Вахид Ханом . [ 3 ] Абдул Карим Хан был чрезвычайно популярным музыкантом и, таким образом, оказал большое влияние на популяризацию гхараны. Некоторые возводят корни гхараны еще дальше к музыканту XIII века Гопалу Наяку, индуистскому музыканту (стиля дхрупад ), который позже обратился в исламский суфизм и в процессе ассимилировал преимущественно мусульманский музыкальный стиль кьял . [ 4 ]
Название этой музыкальной школы происходит от Кираны или Кайраны , города и техсила района Шамли в Уттар-Прадеше . Это родина Абдул Карим Хана (1872–1937), который был одним из самых выдающихся музыкантов этой гхараны и музыки хиндустани в целом в двадцатом веке. Частый посетитель двора Майсура , Абдул Карим Хан также находился под влиянием карнатической музыки , и корни традиции также можно проследить до его прадеда Гулама Али и Гулама Маулы, брата Гулама Али.
Благодаря популярности Абдул Карим Хана большинство современных хиндустанских музыкантов из Карнатаки являются представителями Кирана гхараны, а Кирана гхарана, в свою очередь, впитала в себя многие черты карнатической традиции. Пограничный регион между Карнатакой и Махараштрой особенно связан с гхараной. [ 2 ]
Другим основным мастером гхараны в начале 20 века был двоюродный брат Абдул Карим Хана Абдул Вахид Хан , который решил поселиться в Лахоре , Пакистан , после раздела Британской Индии в 1947 году .
Наследственная педагогика Кираны Гхараны
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( январь 2022 г. ) |
Это дерево подробно описывает наследственную линию Кирана Гхарана на основе нескольких документальных свидетельств. [ нужна ссылка ]
Наяк Гопал | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наяк Бханну | Наяк Дхонду | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рамзани Хан ( Бинкар ) | Гуллу Хан | ветеран Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мохаммед Зама Хан ( Бинкар ) | Хусейн Али Хан "Хингаранг" | Гулам Маула Хан | Рахим Али Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алларакха Хан ( Дхрупадия ) | Лангде Хусейн Хан | Илахи Бакш | Потеряй это Хан | Шахаб Хан | Ваджид Али Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гулам Таки Хан | Галум Касим Хан | Галум Замин Хан | Галум Азам Хан | Абдул Маджид Хан | Абдул Рахим Хан | Абдул Азиз Хан | Няня Хан | Мебуб Бакш | Другой Хан | Абдулла Хан | Шенде Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Садик Али Хан | Хадин Хусейн Хан | Хусейн Али ( Бинкар ) | Хабиб Хан | Абдул Вахид Хан | Абдул Гафур Хан | Абдул Разак Хан | Абдул Рехман Хан | матка Бакш | Хайдер Бакш Хан | Рахман Бакш Хан | Абдул Карим Хан | Абдул Хакк Хан | Абдул Латиф Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хайдер Али Хан | Али Бэнд Хан ( Бинкар ) | Хафизулла Хан | Абдул Хакк Хан | Сахар Хан | Что? Хан | Абдул Башир Хан | Маджид Хан | Хамид Хан | Сурешбабу Мне | Хирабай Бадекар | Абдул Рахман Хан | Сарасвати Раны | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каннибалы Бегум | Умрао Бегум | Самиулла Хан | Ахтар Наваз Хан | Мубарак Али Хан | Машкур Али Хан | Нияз и Файяз Ахмед Хан | Нур Хасан Хан | Саттар Хан | Без Хан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амджад Али Хан | Аршад Али Хан | Шахана Али Хан | Рияз Ахмед Хан | Сарфараз Ахмед Хан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родословная
[ редактировать ]Экспоненты
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]- Садик Али Хан, сын и ученик Гулама Таки Хана. Связан с Каввалем Баччоном Гараной . [ 5 ]
- Банде Али Хан [ 2 ] (1826-1890), сын и ученик Садик Али Хана. Замужняя дочь Хадду Хана из Гвалиора Гараны .
20 век
[ редактировать ]- Абдул Карим Хан [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] (1872–1937), основатель гхараны
- Абдул Вахид Хан [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] (1885–1949), двоюродный брат Абдул Карим Хана и соучредитель Гараны.
- Ашик Али Хан (1948–1999)
- «Гордый Гандхарва» Пандит Вишванатбува Джадхав (1885−1964), прямой ученик Абдул Карим Хана.
- Савай Гандхарва [ 2 ] (1886–1952), ученик Абдул Карим Хана.
- Сурешбабу Мане [ 2 ] (1902–1953), сын и ученик Абдул Карим Хана, также учился у Абдул Вахид Хана.
- Хирабай Бародекар [ 2 ] (1905–1989), дочь Абдул Карим Хана, также училась у Абдул Вахид Хана.
- Сарасвати Ране (1913–2006), брат и ученик Сурешбабу Мане и Хирабая Бадодекара.
- Гангбай глупый [ 2 ] (1913-2009), ученик Савая Гандхарвы.
- Пандит Бабурао Вишванатбува Джадхав (1915-1976) сын и прямой ученик Пандита Вишванатбува Джадхава, а также прямой ученик Устада Абдул Карим Хана.
- Рошан Ара Бегум (1917-1982) также был учеником и родственником Абдул Карим Хана.
- Фироз Дастур (1919-2008), ученик Савая Гандхарвы.
- Пандит Раджарам Вишванатбува Джадхав (1921–1976) сын и прямой ученик Пандита Вишванатбува Джадхава, а также прямой ученик Устада Абдул Карим Хана.
- Пандит Вишванатх (1957 – настоящее время), ученик Пт. Мани Прасад джи и брат Пт. Джаганнатх джи, Шехнаи Вадак из Меерута Шехнаи Гарана
- Бхимсен Джоши [ 2 ] (1922-2011), ученик Савая Гандхарвы.
- пгт. Шакунталарадже Раджарам Джадхав (1923–2004) была женой и ученицей Пандита Раджарама Вишванатбувы Джадхава.
- Тедж Бахадур Сахней (1936-2012) ученик Б. Н. Датты Лахорвале
- Басаварадж Раджгуру (1917-1991), ученик Панчакшара Гавая, Сурешбабу Мане и Абдул Вахид Хана
- Мадхава Гуди (1941-2011), ученик Бхимсена Джоши.
- Машкур Али Хан [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] (1957 – настоящее время), ученик Шакур Хана
- Нагарадж Рао Хавалдар , ученик Мадхавы Гуди
- Джаятеертх Мевунди , ученик Шрипати Падигара.
- Маник Варма (1920-1996), ученик Сурешбабу Мане и Хирабая Бародекара, также учился в других гхаранах.
- Милинд Читтал , ученик Фироза Дастура
- Прабха Атре (13 сентября 1932 - 13 января 2024), ученик Сурешбабу Мане и Хирабая Бародекара.
- Падмини Рао , ученик Падмы Вибхушана доктора. Прабха Атре и Устад Зия Мууддин Хан Дагар
- Санхита Нанди , ученица Машкура Али Хана
- Сандип Бхаттачарджи , ученик Машкура Али Хана и Мубарака Али Хана
- Сумитра Гуха , ученица А. Канана
- Балачандра Прабху, ученик Шрипати Падигара и Джаятирта Мевунди
- Гириш Санзгири
- Мохаммедд Датский
- Мани Прасад [ 2 ] (1929 - 2023)
- Рафик Ахмед Хан (Саранги)
- Нагнат Водеяр (р. 1944)
- Пандит Пран Натх (1918–1996)
- Кайвалья Кумар Гурав
- Чаннулал Мишра (р. 1936) [ 2 ]
- Пандит Хариш Тивари
- Пандит Арун Бахадури (1943–2018), ученик Пандита А. Канана и Абу Дауд хана
- Ширин Сенгупта Натх, ученица Пандита А.Канана и Пандита Аруна Бхадури
- Пандит Балкришнабува Капилешвари (1896-1982), старший ученик Устада Абдул Карим Хана
- Пандит Чандракант Капилешвари (1935–2024), ученик Пандита Бала Кришнабувы Капилешвари
- Шри Рани Мадалса (1957 – настоящее время), канадская ученица Пандита Чандраканта Капилешвари
- Пандит Кришнананд (1920-2003), ученик Пандита Бхимы Рао. Ссылка: «Индуист», 30 мая 2003 г. — http://www.carnaticcorner.com/articles/krishnanand.htm . Преподавал хиндустани многим карнатическим музыкантам, включая Шри. М.С.Гопалакришнан. Пандит Кришнананд также был учителем музыки хиндустани в Калпаккаме.
- Нияз Ахмед [ 2 ] (1946-2019), пакистанский музыкант
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Джьоти Наир Беллиаппа. «Прекрасный образец Кирана гхараны» . Индуистская газета . Архивировано из оригинала 3 января 2004 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Факелоносцы Кирана гхараны и их последователи» . Таймс оф Индия . 26 января 2011 года. Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Кирана гхарана» . Веб-сайт ITC Sangeet Research Academy . Проверено 3 декабря 2023 г.
- ^ Лавеццоли, с. 246
- ^ Ханна, Амит (2019). Слова. Звуки. Изображения: История средств массовой информации и развлечений в Индии . ХарперКоллинз Индия. п. 1846. ISBN 9789353573522 .
Библиография
[ редактировать ]- Рошан Ара Бегум (1994). Кирана . Компания Граммофон. Индии.
- Кэролайн М. Старр (1984). Интонация в Кирана Гхаране: пилотное исследование . Колледж Миллс.
- Бонни С. Уэйд (1984). Кьял: творчество в рамках классической музыкальной традиции Северной Индии . Архив Кубка. ISBN 978-0-521-25659-9 .
- Питер Лавеццоли (2006). Рассвет индийской музыки на Западе . Континуум. ISBN 978-0-8264-1815-9 .