Абдул Вахид Хан
Устад Абдул Вахид Хан | |
---|---|
Рожденный | 1871 Кирана , Британская Индия |
Умер | 1949 (77–78 лет) Сахаранпур , Индия |
Жанры | Индийская классическая музыка |
Род занятий | Певица, индийская классическая вокалистка, Один из основателей Кирана Гхарана классической музыки. |
Устад Абдул Вахид Хан (1871–1949) был индийским субконтинентальным певцом из Кирана-гарана . Он умер в 1949 году в Сахаранпуре , Индия. [ 1 ]
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Устад Абдул Вахид Хан родился в Киране , штат Уттар-Прадеш, в 1871 году. [ 2 ] Город Кирана был домом для многих семей музыкантов из двора Великих Моголов, которые мигрировали из Дели после падения Империи Великих Моголов в 1857 году. Три дисциплины Кирана гхарана - это рудравина , саранги и вокал. [ 3 ]
Устад Абдул Вахид Хан изначально учился вокалу и саранги у своего отца, Устада Абдул Маджида Хана. Примерно в 12 лет он переехал в Колхапур, чтобы учиться у Устада Лангде Хайдера Бакш Хана, ученика Миан Банде Али Хана, известного мастера вины и вокальной музыки. [ 2 ]
Устад Абдул Вахид Хан основал музыкальную семью Кирана гхарана вместе со своим двоюродным братом Устадом Абдул Каримом Ханом в конце 19 века. [ 3 ] Устад Абдул Карим Хан женился на сестре Устада Абдул Вахида Хана, Гафуран Биби. Отношения между Абдул Вахид Ханом и Абдул Карим Ханом позже испортились, когда Абдул Карим пренебрег Гафураном Биби и женился на своей ученице Тарабай Мане. Слух Абдул Вахид Хана был плохим, и его иногда называли Бере Вахид Хан (Глухой Вахид Хан). Сын Вахида Хана Устад Хафизулла Хан родился в 1946 году. Дяди Хафизуллы обучали его музыке, и он стал игроком на саранги . [ 2 ]
Певческая карьера
[ редактировать ]Устад Абдул Вахид Хан запретил запись своих выступлений, чтобы избежать подражания другим певцам. Сохранились только три его выступления — записи раг «Патдип», «Мултани» и «Дарбари Канада » в сопровождении Чатура Лала на табле . Их сохранил музыкальный продюсер Дживан Лал Матту, который тайно записал радиопередачу в 1947 году, за 2 года до своей смерти, чтобы задокументировать стиль Хана. [ 4 ]
«Хотя Устад Абдул Вахид Хан был юным вундеркиндом при дворе Колхапура и оставался неоспоримым после своего публичного дебюта там в возрасте 18 лет, он не имел склонности проводить время, распевая в суде. Вместо этого он вел набожную, затворническую жизнь, исполняя песни в присутствии святых и на гробницах суфийских святых и лишь изредка пел публично». [ 2 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Устад Абдул Вахид Хан умер как гражданин Индии в 1949 году в Сахаранпуре . [ 4 ] [ 5 ] Среди учеников Устада Абдул Вахида Хана были Пандит Джайчанд Бхатт (Хьял Сингер), Сурешбабу Мане , Хирабай Бародекар , Бегум Ахтар , Сарасватибай Ране , Пран Натх , Сухдев Прасад, Рам Нараян и Мохаммед Рафи . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от К до М #Абдул Вахид Хан .
Самым большим вкладом Устада Абдул Вахид Хана было его влияние на Амира Хана из Индор-Гараны , хотя он не был одним из его формальных учеников. Устад Абдул Вахид Хан и Устад Абдул Карим Хан начали развивать виламбит-хьял , и их работа вдохновила Амира Хана на развитие его фирменного пения ати-виламбит . [ 1 ]
Устад Абдул Вахид Хан развил классическую музыку хиндустани, увеличив продолжительность чтения раг примерно с 20 минут до часа. Устад Абдул Вахид Хан был одним из величайших икон Кираны. гхарана. [ 2 ] [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Профиль Устада Абдул Вахида Хана на веб-сайте parrikar.org Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Сокровища прошлого - Абдул Вахид Хан (Профиль Абдула Вахида Хана на веб-сайте Исследовательской академии ITC Сангит). Получено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Сангамитра Мазумдар (27 июня 2016 г.). «Другие, покинувшие Кайрану много десятилетий назад (Абдул Вахид Хан)» . Индийский экспресс (газета) . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Соррелл, Нил; Нараян, Рам (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Издательство Манчестерского университета. п. 16. ISBN 0-7190-0756-9 .
- ^ Уэйд, Бонни С. (1984). Кьял: Творчество в рамках классической музыкальной традиции Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 181, 188, 196, 210, 254, 281, 294. ISBN. 0-521-25659-3 .