Сурешбабу Мане
Сурешбабу Мане | |
---|---|
Имя при рождении | Абдул Рехман Хан |
Рожденный | 1902 Бомбей , Президентство Бомбея, Британская Индия |
Умер | 1953 (50–51 год) Пуна , штат Бомбей |
Жанры | Классическая музыка хиндустани |
Род занятий | певец, актёр, музыкальный педагог |
Сурешбабу Мане (1902 – 15 февраля 1953) был выдающимся певцом классической музыки хиндустани из Кирана Гарана в Индии . Он был сыном дуайена Кираны Гараны , Устада Абдул Карим Хана .
Ранняя жизнь и обучение
[ редактировать ]Сурешбабу родился как Абдул Рехман в семье мастера Кирана Гараны Устада Абдул Карим Хана и Тарабаи Мане. [ 1 ] Тарабай была дочерью Сардара Марути Рао Мане, брата княжеского » штата Барода « Раджмата в середине 19 века. Устад Абдул Карим Хан был придворным музыкантом в Бароде, когда Тарабай была молодой, и обучал ее музыке. Они полюбили друг друга и решили пожениться; но родители Тарабаи не одобряли союз, и паре пришлось покинуть штат (вместе с братом Абдул Карима, Устадом Абдул Хак Ханом). Пара переехала в Бомбей ( Мумбаи ), и у них родилось двое сыновей: Суреш или Абдул Рехман и Кришна; и три дочери: Чампакали, Гулаб и Сакина или Чхотутай. В своей взрослой жизни эти пятеро соответственно стали известны как Сурешбабу Мане, Кришнарао Мане, Хирабай Бадодекар , Камалабай Бадодекар и Сарасвати Ране .
Сурешбабу получил первоначальное обучение у своего отца, а затем обучение у старейшины Кираны Гараны, Устада Абдул Вахид Хана . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Помимо выступлений на концертах, он также снялся в нескольких на маратхи пьесах и фильмах .
Хотя он и не был опытным актером, он играл в постановках театральной труппы, созданной его младшей сестрой Хирабай Бародекар. Он появлялся в таких пьесах, как Саньяса-каллол в роли Ашвина Шета и Субхадры , где он сыграл главную роль Арджуна . [ 2 ] Позже он снялся в нескольких фильмах, таких как «Амрит Мантан» (1934), «Чандрасена» (1935), «Раджпут Рамани» (1936) компании Prabhat Films. [ 3 ] и написал музыку для «Савитри» (1936, главная роль Лилы Пендхаркар), Девьяни и Сах Хай (1939) Сарасвати Чинетоне. [ 4 ] [ 5 ] Он также играл на таких инструментах, как табла и фисгармония . [ 4 ] [ 6 ]
Такие артисты, как Пандит Бхимсен Джоши , Васантрао Дешпанде, находились под влиянием музыки Сурешбабу. Сегодня доступны немногие записи Сурешбабу.
Стиль пения
[ редактировать ]Сурешбабу был исключительным знатоком Кхьяла , Тхумри , Маратхи Натья Сангита и Бхаджана . его пение было умным, мелодичным, эстетически богатым, нежным и уравновешенным. Его ученица и легендарная классическая певица хиндустани Прабха Атре написала в своей книге «Вдоль пути музыки», что его музыка возникла благодаря интуиции, воображению и силе воли; не через каторжный труд. его сладкий тон был душой его пения. Глубокий, но нежный, он ощущался как перышко, гладящее кожу. его фразы всегда были округлены с аккуратно нарисованными изгибами и пронизаны эстетической вышивкой через кан и хатки . Его пение казалось очень простым и легким, но подражать ему было чрезвычайно сложно. Он пел замысловатые фразы с такой легкостью, что редко можно было заметить их сложность. Он говорил: «Пой так, чтобы после концерта твоя музыка ускользала из памяти публики. Они должны просто наполниться аурой концерта, которая сохраняется». Он был одним из немногих музыкантов в Махараштре того периода, которого привлекал пенджабский стиль музыки. Тхумри поет. Его пение тумри было легендарным, и многие артисты черпали в нем вдохновение.
Ученики
[ редактировать ]Хирабай Бадодекар и Прабха Атре , [ 7 ] Среди его важных учеников были два известных певца классической музыки. Васантрао Дешпанде , Пандит Бхимсен Джоши , Маник Варма , Сарасвати Ране , Ваманрао Дешпанде , Басаварадж Раджгуру , Баласахеб Атре, Витталрао Сардешмукх и Менака Широдкар также получили руководство от Сурешбабу. [ 1 ] [ 4 ]
Наследие
[ редактировать ]Сурешбабу умер 15 февраля 1953 года в Пуне. [ 8 ] Ежегодный музыкальный фестиваль проводится в Мумбаи его учеником Прабхой Атре по имени Сурешбабу-Хирабай Смрути Сангит Самаро с 1992 года, став одним из крупнейших музыкальных фестивалей в стране.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Сурешбабу Мане» . Библиотека индийской классической музыки Виджая Паррикара . Проверено 12 августа 2013 г.
- ^ Дешпанде, с. 3
- ^ Сурешбабу Мане на IMDb
- ^ Jump up to: а б с Дешпанде, с. 8
- ^ Суреш Бабу на IMDb
- ^ Мукхопадхьяа, с. 250
- ^ «Личность: Прабха Атре » Локсатта (на маратхи). января 29 Получено 4 февраля.
- ^ Дешпанде, с. 1
Библиография
[ редактировать ]- Ваман Хари Дешпанде (1989). Между двумя Танпурами . Популярные публикации. ISBN 978-0-86132-226-8 .
- Кумарапрасад Мукхопадхьяа (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-306199-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1902 рождения
- 1953 смерти
- Певцы хиндустани
- Индийские классические певцы XX века
- Актеры-мужчины из Мумбаи
- Индийские музыкальные преподаватели
- Актеры индийского музыкального театра мужского пола
- Индийские киноактёры мужского пола
- Актеры-мужчины в театре маратхи
- Певцы на языке маратхи
- Кирана Гарана
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Певцы из Мумбаи
- Певцы Кьяла 20-го века