Хирабай Бародекар
Хирабай Бародекар | |
---|---|
![]() Хирабай Бародекар, из номера The Indian Listener за 1937 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Чампакали |
Рожденный | Мирадж , президентство в Бомбее , Британская Индия [1] | 29 мая 1905 г.
Умер | 20 ноября 1989 г. | (84 года)
Жанры | Хьял , Тхумри , Газаль и Бхаджан |
Род занятий | Вокал Хиндустани Классическая музыка |
Годы активности | 1920–1980 |
Хирабай Бародекар (1905–1989) был индийским певцом классической музыки хиндустани из Кирана гхарана . Она была ученицей Устада Абдул Вахид Хана . [2]
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Хирабай родился как Чампакали в семье Кирана Гарана мастера Устада Абдул Карим Хана и Тарабая Мане. Тарабай была дочерью Сардара Марути Рао Мане, брата княжеского государства Барода «Раджмата» в середине 19 века. Абдул Карим Хан был придворным музыкантом в Бароде, когда Тарабай была молодой, и обучал ее музыке. Они полюбили друг друга и решили пожениться; но родители Тарабаи не одобряли союз, и паре пришлось покинуть штат (вместе с братом Абдул Карима, Устадом Абдул Хак Ханом). Пара переехала в Бомбей ( Мумбаи ), и у них родилось двое сыновей: Суреш или Абдул Рехман и Кришна; и три дочери: Чампакали, Гулаб и Сакина или Чхотутай. В своей взрослой жизни эти пятеро соответственно стали известны как Сурешбабу Мане , Кришнарао Мане, Хирабай Бадодекар (которого близкие друзья называли Чампу-тай), Камалабай Бадодекар и Сарсватибай Ране .
Первоначальное обучение она получила у своего брата Сурешбабу Мане , а затем обучение у старейшины Кираны Гараны, Устада Абдул Вахида Хана , который был двоюродным братом ее отца, Устада Абдул Карим Хана . (В 1922 году родители Хирабаи расстались; таким образом, Хирабай получила лишь ограниченные уроки музыки от своего отца.) [ нужна ссылка ]
Она часто выступала вместе со своей младшей сестрой Сарасвати Рейн . [3]
Певческая карьера
[ редактировать ]Хирабай появилась на своем первом публичном выступлении под патронажем Кесарбая Керкара в возрасте 15 лет. [1]
Она была знатоком Кхьяла , Тхумри , Маратхи Натья Сангита и Бхаджана . Ей приписывают популяризацию классической музыки хиндустани среди масс. Она была пионером концертов женщин-артисток в Индии. Она была первой артисткой, представившей билеты на концерты в Индии. Ее исполнение «Таар Са» было очень популярным и стало ее визитной карточкой. Она сделала Кирану гхарану более популярной и богатой.
Хирабай снялся в нескольких фильмах, в том числе «Суварна Мандир», «Пратибха», «Джанабай» и «Муниципалитет». Она также открыла музыкальную школу «Нутан Сангит Видьялайя», где преподают музыку девочкам. В школе было поставлено несколько спектаклей.
Хирабаи стала записывающейся артисткой в самом начале своей карьеры. (Ее записи на 78 об/мин были переизданы на кассетах компанией RPG в их серии Classical Gold). Ее называли «Гаанхира» (поющий бриллиант).
Почести
[ редактировать ]Работа Хирабаи в области музыки хиндустани принесла ей множество престижных наград. она была награждена премией Сангит Натак Академии . В 1965 году [4] и премия Падмы Бхушана в 1970 году. [5] Она также была награждена премией Вишнудаса Бхаве за вклад в театр. [ нужна ссылка ]
Она была выбрана для исполнения национальной песни « Ванде Матарам » в Красном форте в столице Индии Дели в день получения Индией независимости от британского владычества (15 августа 1947 года). В 1953 году она посетила Китай и страны Восточной Африки в составе индийской делегации. [ нужна ссылка ]
назвала ее «Соловьем Индии» Сароджини Найду . [ нужна ссылка ] Ежегодный музыкальный фестиваль проводится в Мумбаи ее учеником Прабхой Атре по имени Сурешбабу - Хирабай Смрути Сангит Самаро с 1992 года, который стал одним из главных музыкальных фестивалей в стране. [6]
Семья
[ редактировать ]Она была замужем за Маникрао Ганди-Бародекаром. [ нужна ссылка ] Ее внук Нишикант Бародекар — игрок на табле, ученик Закира Хусейна . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мэсси, Реджинальд и Джамила (1996). Музыка Индии . Публикации Абхинава. п. 150. ИСБН 81-7017-332-9 .
- ^ Шарма, Манорама (2006). Традиции музыки хиндустани . Издательская корпорация АПХ. п. 54. ИСБН 81-7648-999-9 .
- ^ Уэйд, Бонни С. (1994). Кьял: творчество в рамках классической музыкальной традиции Северной Индии . Архив прессы Кембриджского университета. п. 196. ИСБН 0-521-25659-3 .
- ^ «Сангит Натак Академи – Все награжденные» . Академия Сангит Натак . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ «Награды Падма» (PDF) . Министерство внутренних дел, Правительство Индии. 2015. Архивировано из оригинала (PDF) 15 октября 2015 года . Проверено 21 июля 2015 г.
- ^ «Вьяктаведха: Прабха Атре» . Локсатта (на маратхи). 29 января 2022 г. Проверено 4 февраля 2022 г.
- ^ «Нишикант Бародекар» . 2 мая 2015 г.