Джайшанкар Бходжак
Джайшанкар Бходжак 'Сундари' | |
---|---|
![]() Джайшанкар Сундари (справа) в беседе с Мамой Вареркар (слева) и К.Г. Колхаткаром (в центре) на вручении премии Сангит Натак Академии в Нью-Дели 31 марта 1957 года. | |
Рожденный | Джайшанкар Бхудхардас Бходжак 30 января 1889 г. Ундхай недалеко от Виснагара , Гуджарат |
Умер | 22 января 1975 г. | (85 лет)
Другие имена | Джайшанкар Сундари |
Род занятий | Театральный актер и режиссер |
Годы активности | 1897–1932 (и.о.), 1948–1964 (режиссура) |
Известный | Саубхагья Сундари (1901) |
Джайшанкар Бхудхардас Бходжак (30 января 1889 — 22 января 1975), более известный под своим театральным псевдонимом Джайшанкар Сундари , был индийским актёром и режиссёром гуджаратского театра . Начиная с юных лет, он прославился своими ролями женского образа в ранних пьесах Гуджарати. Он ушел из актерского мастерства в 1932 году, но вернулся к театральной режиссуре и преподаванию в 1948 году. Он поставил и сыграл в нескольких успешных пьесах. Он был награжден Ранджитрам Суварна Чандрак в 1951 году и Падма Вибхушан в 1971 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в семье Бходжака , [1] [2] в Ундхае недалеко от Виснагара 30 января 1889 года Бхудхарде и Кришне. Однако члены его семьи традиционно занимались исполнительским искусством и пением. Он учился до второго стандарта. Его обучал исполнительскому искусству и пению его дедушка Трибхувандас, которого сам обучал Устад Фахруддин. Его также обучал музыке Пандит Вадилал Наяк. [3] [4] Его отец проводил ритуалы и выступал в джайнских храмах. [5]
Карьера
[ редактировать ]

Он начал свою карьеру, присоединившись к труппе исполнительского искусства на урду Дадабхая Тунти в Калькутте в 1897 году. Он работал в хоре девушек за зарплату в шесть рупий в месяц. [6] Он вернулся в Бомбей Чоталала Кападиа и присоединился к Мумбаи Гуджарати Натак Мандали в 1901 году. Наряду с гуджарати он также выступал на языках хинди и урду. В основном он выступал как женский имитатор, поскольку в те времена женщин в театры не допускали. [3] [4] Он сыграл роль Дездемоны в образе женщины-двойника в «Саубхагья Сундари» , экранизации шекспировского « Отелло» , поставленной парсским театром в Бомбее. Это имело успех, и Джайшанкар получил прозвище Сундари ( букв. « Прекрасная женщина » ). [7] [8] Он несколько раз исполнял женскую роль вместе с Бапулалом Наяком , в том числе в Джугал Джугари (Джугал-игрок), Камлата (Влюбленная девушка, 1904), Мадху Бансари (Сладкая флейта) и Сне Сарита (Река привязанности), Викрама Чаритра (Жизнь Викрамы, 1902). . Вместе с Бапулалом он вывел Говардханрама Трипати » на сцену « Сарасватичандру , националистические пьесы Нрисинь Вибхакара и пьесы Мулшанкара Мулани . Он вышел в отставку в 1932 году и вернулся в Виснагар. [3] [4] [6] В «Викрама Чаритре» он сыграл роль Рамбхи, доярки. Эта пьеса продолжалась три года и исполнялась 160 раз каждую субботу вечером. [9]
Он работал в Ахмадабаде с 1948 по 1964 год в качестве режиссера и преподавателя театра. Он присоединился к Гуджарат Видья Сабха в 1948 году в Ахмедабаде, чтобы выступить в Раманбхая Нилканта » « Райно Парват в 1950 году по случаю его столетнего юбилея. Позже он организовал исполнительскую труппу и театральную школу «Натмандал» с Расиклалом Парихом и Ганешем Мавланкаром . Он возродил Бхаваи , традиционную форму исполнительского искусства, поставив «Митхьябхиман» («Ложное тщеславие», 1955), сатирическую пьесу Далпатрама . Они поставили несколько пьес, таких как «Мена Гуджари» («Мена Гуджарата») в 1953 году, в которых он синтезировал «Бхаваи» и Пекинскую оперу . Он обучал нескольких актеров, в том числе Джасванта Такера, Дину Патхак , Прансуха Наяка и Кайлаша Пандью. [3] [4]
Он умер 22 января 1975 года в Виснагаре , Гуджарат. [3] [4]
Признание
[ редактировать ]Он получил Ранджитрам Суварна Чандрак в 1951 году; которая считается высшей литературной наградой в литературе Гуджарати. В 1957 году президент Индии Раджендра Прасад вручил ему высшее индийское признание, присуждаемое практикующим артистам, — президентскую награду, которая теперь называется премией Академии Сангит Натак за режиссуру драмы. [10] В 1963 году он был избран председателем отдела искусств гуджаратского Сахитья Паришада . В 1967 году его поздравил Гуджарат Раджья Сангит Нрутья Академи. наградило его Падма Бхушан , третьей по величине гражданской наградой. правительство Индии В 1971 году [3] [4]
Наследие
[ редактировать ]Его автобиография Тода Аансу, Тода Фул на гуджарати была частично написана, а частично продиктована его сыну Динкару Бходжаку и Сомабхаю Пателю в течение четырех лет. Впервые он был опубликован посмертно в 1976 году. Он был принят как часть учебной программы на уровне магистратуры гуманитарных наук в Университете Гуджарата . [11] В 1989 году оно было переиздано в расширенной версии в год столетия со дня рождения. В 2002 году первое издание было переведено на хинди под названием «Кучх Аансу, Кучх Пхул» Динешем Кханной и опубликовано Национальной школой драмы . [12] В 2011 году он был переведен на английский язык как Some Blossoms, Some Tears . [13] [14] [15]
Джайшанкар Сундари Натьягрух - драматический театр - был назван в его честь в Ахмадабаде, Гуджарат. [16] В Правительственном музее Бхаваи в Ваднагаре , Северный Гуджарат, есть выставка и описание его работ. [17] Его написанный маслом портрет был открыт Кала Мандалом в Морби и украшает залы Кала Мандира в Саураштре. [18]
В 1998 году был поставлен спектакль «Сундари: актер готовится» по мотивам его автобиографии. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рисли, Герберт; Крук, Уильям (1999). Народ Индии Герберт Рисли, Уильям Крук . Азиатские образовательные услуги. п. 457. ИСБН 9788120612655 . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ Энтовен, Реджинальд Эдвард (1990). Племена и касты Бомбея, Том 1 Реджинальд Э. Энтховен . Азиатские образовательные услуги. стр. 219–220. ISBN 9788120606302 . Проверено 27 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Джайшанкар 'Сундари' » . Гуджарати Сахитья Паришад (на гуджарати) . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лал, Ананда (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195644463.001.0001 . ISBN 9780195644463 – через Oxford Reference.
- ^ Этапы жизни, Автобиографии индийского театра,Кэтрин Хансен, 2013, с. 171]
- ^ Jump up to: а б Хансен, Кэтрин (1999). «Сделать женщин видимыми: гендерное и расовое переодевание в театре парсов». Театральный журнал . 51 (2): 134–135. дои : 10.1353/tj.1999.0031 . JSTOR 25068647 . S2CID 192100757 .
- ^ Пунам Триведи, Деннис Бартоломеуш (2005). Индийский Шекспир: перевод, интерпретация и исполнение . Пирсон Образовательная Индия. п. 50. ISBN 9788177581317 .
- ^ Аншу Малхотра; Шивон Ламберт-Херли (12 октября 2015 г.). Говоря о себе: гендер, производительность и автобиография в Южной Азии . Издательство Университета Дьюка. п. 245. ИСБН 978-0-8223-7497-8 .
- ^ Хансен, Кэтрин (29 августа 1998 г.). «Женщины-имитаторы и актрисы Стри Бхумика на парсийской сцене» . Экономический и политический еженедельник . 33 (35): 2294 – через EPW . (требуется подписка)
- ^ «Награда Академии Сангит Натак» . Академия Сангит Натак . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Бходжак Джаяшанкар «Сундари», Бходжак Динкар (2005). Некоторые слезы, некоторые полные (3-е изд.). Асаит Сахитья Сабха.
- ^ Ханна, Динеш (2002). Куч Аансу, Куч Пхул: автобиография Джайшанкара «Сундари» (1-е изд.). Нью-Дели: Раштрия Натья Видхьяла.
- ^ Капур, Анурадха (6 ноября 2011 г.). «Перевод как культурное посредничество» . Индус . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Рэй, Бхарати (2009). Женщины Индии: колониальный и постколониальный периоды / Часть 3 истории науки, философии и культуры в индийской цивилизации: колониальный период . Публикации SAGE Индия. стр. 492, 500. ISBN. 9788132102649 .
- ^ Хансен, Кэтрин (2011). Этапы жизни: автобиографии индийского театра . Гимн Пресс. стр. 170–245. ISBN 9780857286604 .
- ^ «Аудитории в Гуджарате, Индия» . www.narthaki.com . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Достопримечательности. «Правительственный музей Бхаваи» . Туризм в Гуджарате . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Панчотия, Б.Б. (1987). Джаяшанкар Сундари и Абхинаякала (1-е изд.). Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Автобиография
- Бходжак Джайшанкар, Бходжак Динкар (1976). Маленькая слеза, маленький дурак (на гуджарати). Ахмедабад: Шивджи Ашер, Вора и компания.
- Другой
- Панчотия, Б.Б. Джаяшанкар Сундари и Абхинайкала . Книжный университет Бхаванса.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Индийские актеры-мужчины
- Индийские театральные режиссеры
- Индийские драматурги и драматурги-мужчины
- Актеры индийского музыкального театра мужского пола
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Гуджаратский театр
- Не театр
- 1889 рождений
- 1975 смертей
- Жители района Мехсана
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Гуджаратский народ
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Получатели Ранжитрам Суварна Чандрак
- Актеры-мужчины из Гуджарата
- Индийские актеры-мужчины 20-го века
- Драматурги и драматурги Гуджарата
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Индийские певцы 20-го века
- Индийские певцы XX века
- Женщины-имитаторы