Jump to content

Джайшанкар Бходжак

Джайшанкар Бходжак 'Сундари'
Джайшанкар Сундари (справа) в беседе с Мамой Вареркар (слева) и К.Г. Колхаткаром (в центре) на вручении премии Сангит Натак Академии в Нью-Дели 31 марта 1957 года.
Рожденный
Джайшанкар Бхудхардас Бходжак

( 1889-01-30 ) 30 января 1889 г.
Ундхай недалеко от Виснагара , Гуджарат
Умер 22 января 1975 г. ( 1975-01-22 ) (85 лет)
Другие имена Джайшанкар Сундари
Род занятий Театральный актер и режиссер
Годы активности 1897–1932 (и.о.), 1948–1964 (режиссура)
Известный Саубхагья Сундари (1901)

Джайшанкар Бхудхардас Бходжак (30 января 1889 — 22 января 1975), более известный под своим театральным псевдонимом Джайшанкар Сундари , был индийским актёром и режиссёром гуджаратского театра . Начиная с юных лет, он прославился своими ролями женского образа в ранних пьесах Гуджарати. Он ушел из актерского мастерства в 1932 году, но вернулся к театральной режиссуре и преподаванию в 1948 году. Он поставил и сыграл в нескольких успешных пьесах. Он был награжден Ранджитрам Суварна Чандрак в 1951 году и Падма Вибхушан в 1971 году.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Он родился в семье Бходжака , [1] [2] в Ундхае недалеко от Виснагара 30 января 1889 года Бхудхарде и Кришне. Однако члены его семьи традиционно занимались исполнительским искусством и пением. Он учился до второго стандарта. Его обучал исполнительскому искусству и пению его дедушка Трибхувандас, которого сам обучал Устад Фахруддин. Его также обучал музыке Пандит Вадилал Наяк. [3] [4] Его отец проводил ритуалы и выступал в джайнских храмах. [5]

Бапулал Наяк (слева) и Джайшанкар Бходжак «Сундари» в пьесе «Камлата » в театре «Гейети», Бомбей, 1904 год.
Бапулал Наяк (слева) и Джайшанкар Бходжак «Сундари» в пьесе «Снех-Сарита» , 1915 год.

Он начал свою карьеру, присоединившись к труппе исполнительского искусства на урду Дадабхая Тунти в Калькутте в 1897 году. Он работал в хоре девушек за зарплату в шесть рупий в месяц. [6] Он вернулся в Бомбей Чоталала Кападиа и присоединился к Мумбаи Гуджарати Натак Мандали в 1901 году. Наряду с гуджарати он также выступал на языках хинди и урду. В основном он выступал как женский имитатор, поскольку в те времена женщин в театры не допускали. [3] [4] Он сыграл роль Дездемоны в образе женщины-двойника в «Саубхагья Сундари» , экранизации шекспировского « Отелло» , поставленной парсским театром в Бомбее. Это имело успех, и Джайшанкар получил прозвище Сундари ( букв. « Прекрасная женщина » ). [7] [8] Он несколько раз исполнял женскую роль вместе с Бапулалом Наяком , в том числе в Джугал Джугари (Джугал-игрок), Камлата (Влюбленная девушка, 1904), Мадху Бансари (Сладкая флейта) и Сне Сарита (Река привязанности), Викрама Чаритра (Жизнь Викрамы, 1902). . Вместе с Бапулалом он вывел Говардханрама Трипати » на сцену « Сарасватичандру , националистические пьесы Нрисинь Вибхакара и пьесы Мулшанкара Мулани . Он вышел в отставку в 1932 году и вернулся в Виснагар. [3] [4] [6] В «Викрама Чаритре» он сыграл роль Рамбхи, доярки. Эта пьеса продолжалась три года и исполнялась 160 раз каждую субботу вечером. [9]

Он работал в Ахмадабаде с 1948 по 1964 год в качестве режиссера и преподавателя театра. Он присоединился к Гуджарат Видья Сабха в 1948 году в Ахмедабаде, чтобы выступить в Раманбхая Нилканта » « Райно Парват в 1950 году по случаю его столетнего юбилея. Позже он организовал исполнительскую труппу и театральную школу «Натмандал» с Расиклалом Парихом и Ганешем Мавланкаром . Он возродил Бхаваи , традиционную форму исполнительского искусства, поставив «Митхьябхиман» («Ложное тщеславие», 1955), сатирическую пьесу Далпатрама . Они поставили несколько пьес, таких как «Мена Гуджари» («Мена Гуджарата») в 1953 году, в которых он синтезировал «Бхаваи» и Пекинскую оперу . Он обучал нескольких актеров, в том числе Джасванта Такера, Дину Патхак , Прансуха Наяка и Кайлаша Пандью. [3] [4]

Он умер 22 января 1975 года в Виснагаре , Гуджарат. [3] [4]

Признание

[ редактировать ]

Он получил Ранджитрам Суварна Чандрак в 1951 году; которая считается высшей литературной наградой в литературе Гуджарати. В 1957 году президент Индии Раджендра Прасад вручил ему высшее индийское признание, присуждаемое практикующим артистам, — президентскую награду, которая теперь называется премией Академии Сангит Натак за режиссуру драмы. [10] В 1963 году он был избран председателем отдела искусств гуджаратского Сахитья Паришада . В 1967 году его поздравил Гуджарат Раджья Сангит Нрутья Академи. наградило его Падма Бхушан , третьей по величине гражданской наградой. правительство Индии В 1971 году [3] [4]

Наследие

[ редактировать ]

Его автобиография Тода Аансу, Тода Фул на гуджарати была частично написана, а частично продиктована его сыну Динкару Бходжаку и Сомабхаю Пателю в течение четырех лет. Впервые он был опубликован посмертно в 1976 году. Он был принят как часть учебной программы на уровне магистратуры гуманитарных наук в Университете Гуджарата . [11] В 1989 году оно было переиздано в расширенной версии в год столетия со дня рождения. В 2002 году первое издание было переведено на хинди под названием «Кучх Аансу, Кучх Пхул» Динешем Кханной и опубликовано Национальной школой драмы . [12] В 2011 году он был переведен на английский язык как Some Blossoms, Some Tears . [13] [14] [15]

Джайшанкар Сундари Натьягрух - драматический театр - был назван в его честь в Ахмадабаде, Гуджарат. [16] В Правительственном музее Бхаваи в Ваднагаре , Северный Гуджарат, есть выставка и описание его работ. [17] Его написанный маслом портрет был открыт Кала Мандалом в Морби и украшает залы Кала Мандира в Саураштре. [18]

В 1998 году был поставлен спектакль «Сундари: актер готовится» по мотивам его автобиографии. [14]

  1. ^ Рисли, Герберт; Крук, Уильям (1999). Народ Индии Герберт Рисли, Уильям Крук . Азиатские образовательные услуги. п. 457. ИСБН  9788120612655 . Проверено 27 августа 2014 г.
  2. ^ Энтовен, Реджинальд Эдвард (1990). Племена и касты Бомбея, Том 1 Реджинальд Э. Энтховен . Азиатские образовательные услуги. стр. 219–220. ISBN  9788120606302 . Проверено 27 августа 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж «Джайшанкар 'Сундари' » . Гуджарати Сахитья Паришад (на гуджарати) . Проверено 20 июля 2014 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Лал, Ананда (2004). Оксфордский спутник индийского театра . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/acref/9780195644463.001.0001 . ISBN  9780195644463 – через Oxford Reference.
  5. ^ Этапы жизни, Автобиографии индийского театра,Кэтрин Хансен, 2013, с. 171]
  6. ^ Jump up to: а б Хансен, Кэтрин (1999). «Сделать женщин видимыми: гендерное и расовое переодевание в театре парсов». Театральный журнал . 51 (2): 134–135. дои : 10.1353/tj.1999.0031 . JSTOR   25068647 . S2CID   192100757 .
  7. ^ Пунам Триведи, Деннис Бартоломеуш (2005). Индийский Шекспир: перевод, интерпретация и исполнение . Пирсон Образовательная Индия. п. 50. ISBN  9788177581317 .
  8. ^ Аншу Малхотра; Шивон Ламберт-Херли (12 октября 2015 г.). Говоря о себе: гендер, производительность и автобиография в Южной Азии . Издательство Университета Дьюка. п. 245. ИСБН  978-0-8223-7497-8 .
  9. ^ Хансен, Кэтрин (29 августа 1998 г.). «Женщины-имитаторы и актрисы Стри Бхумика на парсийской сцене» . Экономический и политический еженедельник . 33 (35): 2294 – через EPW . (требуется подписка)
  10. ^ «Награда Академии Сангит Натак» . Академия Сангит Натак . Архивировано из оригинала 31 марта 2016 года . Проверено 20 июля 2014 г.
  11. ^ Бходжак Джаяшанкар «Сундари», Бходжак Динкар (2005). Некоторые слезы, некоторые полные (3-е изд.). Асаит Сахитья Сабха.
  12. ^ Ханна, Динеш (2002). Куч Аансу, Куч Пхул: автобиография Джайшанкара «Сундари» (1-е изд.). Нью-Дели: Раштрия Натья Видхьяла.
  13. ^ Капур, Анурадха (6 ноября 2011 г.). «Перевод как культурное посредничество» . Индус . Проверено 20 июля 2014 г.
  14. ^ Jump up to: а б Рэй, Бхарати (2009). Женщины Индии: колониальный и постколониальный периоды / Часть 3 истории науки, философии и культуры в индийской цивилизации: колониальный период . Публикации SAGE Индия. стр. 492, 500. ISBN.  9788132102649 .
  15. ^ Хансен, Кэтрин (2011). Этапы жизни: автобиографии индийского театра . Гимн Пресс. стр. 170–245. ISBN  9780857286604 .
  16. ^ «Аудитории в Гуджарате, Индия» . www.narthaki.com . Проверено 30 декабря 2014 г.
  17. ^ Достопримечательности. «Правительственный музей Бхаваи» . Туризм в Гуджарате . Архивировано из оригинала 26 июля 2018 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
  18. ^ Панчотия, Б.Б. (1987). Джаяшанкар Сундари и Абхинаякала (1-е изд.). Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Автобиография
Другой
  • Панчотия, Б.Б. Джаяшанкар Сундари и Абхинайкала . Книжный университет Бхаванса.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b9212759999bca4506330ecf1c8fc4e__1702532940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/4e/3b9212759999bca4506330ecf1c8fc4e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jaishankar Bhojak - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)