Мулшанкар Мулани
Мулшанкар Мулани | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 14 декабря 1957 г. | (90 лет)
Род занятий | Драматург, редактор |
Годы активности | 1889–1915 |
Заметная работа |
|
Родители |
|
Мулшанкар Харинанд Мулани (1 ноября 1867 - 14 декабря 1957) был гуджаратским драматургом гуджаратского театра Индии. Поработав специалистом по развитию деревни и редактором еженедельной газеты, он присоединился к театральной труппе Mumbai Gujarati Natak Mandali , где на протяжении десятилетий работал драматургом. Он написал более пятидесяти пьес на социальные, мифологические и исторические темы, включая коммерчески успешные или критически успешные пьесы, такие как Раджбидж (1891), Аджабкумари (1899, 1912), Саубхагья Сундари (1901), Нандбатриси (1906) и Кришначаритра (1906).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился 1 ноября 1867 года в Чаванде. [ 1 ] (ныне в районе Амрели , Гуджарат, Индия) религиозной семье Прашнора Нагар-брамина из Харинанда Даянада и Манкунвара. [ 2 ] Он был потомком Мулы Бхатта, который до этого 10 или 12 поколений служил министром штата Наванагар . [ 2 ] Он учился до четвертого стандарта на английском языке в Джунагадхе и читал у себя дома религиозные труды и книги на санскрите. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] позже некоторое время продолжал учиться у знатока санскрита. [ 2 ]
Мулани начал работать инспектором по развитию деревни в Дхари с зарплатой в десять рупий, но впоследствии уехал в Бомбей (ныне Мумбаи). После периода борьбы он присоединился к еженедельнику «Сатьявакта» в качестве корректора за зарплату в двадцать рупий. Он освещал правдивые истории в своей колонке «Гангхата» и стал популярным. Позже он работал редактором еженедельника. [ 3 ] [ 4 ]
Театральная карьера
[ редактировать ]Мулани познакомился с Прабхурай Попатлалом, который предложил ему работу редактора пьесы в театральной труппе Mumbai Gujarati Natak Mandali за зарплату в пять рупий. Он также переписывал копии пьес. [ 3 ] [ 4 ] В конце концов он покинул Сатьявакту , и его зарплата выросла до тридцати рупий. Его первая пьеса «Шакунтал» (1889 г.) и вторая пьеса «Раджбидж» (1891 г.) с Бапулалом Наяком в главной роли были поставлены в театре Гейти и имели коммерческий успех. За ним последовали Кундбала (1892 г.) и Мансин Абхайсинх (1893 г.). Кундбала изобразила отношения между княжеским государством и британским владычеством . Вслед за этим была введена цензура со стороны британских властей. Его здоровье ухудшилось, и он вернулся в родную деревню, где написал свои успешные пьесы «Муларай Соланки» (1895) и «Карангело» (1896, по мотивам Нандшанкара Мехты » «Карангело ). Его зарплата выросла до 35 рупий. Изучив Шекспира и Калидасу , он написал «Барристер» (1897), пьесу о юноше, который был опустошен из-за своего влечения к западному миру . [ 3 ] Это имело успех, и его зарплата выросла до 75 рупий. Позже он стал партнером компании. [ 3 ]
Мулани принес трагедию в театр Гуджарати. [ 1 ] Его «Джайрадж» (1898 г.) и «Аджабкумари» (1899 г.) поначалу не имели успеха из-за возникновения чумы в Бомбее . Однако они стали хитами, когда были снова исполнены в 1912–1913 годах. [ 2 ] [ 3 ] Аджабкумари хвалили такие ученые, как Говардханрам Трипати, но публике это не понравилось. [ 2 ] Хотя финансовое состояние компании ухудшилось, его «Викрамчаритра» (1900), основанная на Шамала Бхатта » «Синхасан Батриси , стала коммерческим хитом и помогла компании восстановиться. Он потребовал от компании причитающуюся ему сумму в 28 000 рупий, но получил только 10 000 рупий. Почувствовав себя обиженным, он покинул компанию. Однако условия его контракта запрещали ему писать пьесы для других трупп еще десять лет. Впоследствии он основал Катиявади Натак Мандали в 1906 году от имени своего зятя Вишванатха Мадхавджи Бхатта. Витталдас Бходжак и Бапулал Пунджирам Наяк были его директором и музыкантом соответственно. [ 3 ]
Он вернулся в Мумбаи Гуджарати Натак Мандали, когда Натурам Шукла попросил его переписать « Саубхагясундари» , что не произвело впечатления на владельцев и директора компании. Он переписал пьесу, и ее премьера состоялась 19 октября 1901 года. С Бапулалом Наяком и Джайшанкаром Бходжаком в главных ролях в главных ролях, а также с Моханлалой в роли Мадхава, пьеса имела большой успех, и Джайшанкар стал известен своей ролью женщины-двойника Сундари. Пара Бапулала Наяка и Джайшанкара Сундари стала популярной среди зрителей, и позже они вместе снялись во многих спектаклях. Прабхашанкар «Рамани» сыграл в нескольких своих пьесах и прославился. [ 3 ] Джугал Джугари (1902) была его социальной пьесой. [ 2 ]
Катиявади Натак Мандали поставил свою «Кришначаритру» (1906), которая вывела Кришну на сцену Гуджарати. впервые [ 3 ] Преданный по своей природе, он был основан на историях из Бхагаваты , изображающих отношения между Кришной и Гопи. [ 2 ] Его пьесы повлияли на урду, а также на пьесы маратхи. Он написал «Веермандал» всего за день. Кроме того, он писал сценарии для фильмов. [ 3 ] Из-за долгов в 1909 году он продал Катиявади Натак Мандали, а в 1915 году покинул Мумбаи Гуджарати Натак Мандали. [ 5 ] В его сценарии « Эк Джа Бхул» обсуждалась тема дрона . (1919), написанном для Royal Natak Mandali, в сценарии [ 2 ] В 1920-х годах он работал с Арьясубодхом Гуджарати Натаком Мандали. [ 3 ]
После выхода на пенсию он жил в Канпуре и Бхавнагаре . Он умер 14 декабря 1957 года. [ 3 ]
Работает
[ редактировать ]



Мулани был одним из выдающихся драматургов старого гуджаратского театра. [ 2 ] [ 4 ] Он написал более пятидесяти пьес. [ 1 ] на социальные, мифологические и исторические темы; около двадцати восьми постановок, [ 2 ] четыре не поставленных и четырнадцать адаптированных пьес. [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ] Его популярные пьесы включают « Раджбидж» (1891 г.), « Аджабкумари» (1899, 1912 г.), « Саубхагьясундари» (1901 г.), « Нандбатриси» (1906 г.) и « Кришначаритра» (1906 г.). Кришначаритра и Девканья изданы в виде книг. Его «Порус Сикандар» опубликован, но никогда не исполнялся на сцене. [ 3 ] [ 4 ]
Прежде чем писать пьесы, он писал и сочинял песни для музыкальных пьес, используя свои знания народных мелодий и размеров. Его песни для Кулин Канты стали популярными. [ 1 ] [ 4 ]
В его пьесах отражены наиболее заметные черты старого гуджаратского театра, включая технику постановки, музыку и игру, а тема торжества добра над злом была центральной в его пьесах. Он черпал вдохновение из исторических или мифологических эпизодов и вплетал его в события современности. Его пьесы также были сосредоточены на конфликтах, возникающих в человеческих отношениях. [ 1 ] [ 4 ]
Играть | Дата | Театральная труппа | Примечания |
---|---|---|---|
Шакунтал | 10 августа 1889 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | Адаптировано из Аннасахеба Кирлоскара « » . маратхи пьесы Шакунтал |
Раджбидж | 21 февраля 1891 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Это происходит | 27 февраля 1892 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Мансингх Абхайсингх | 8 июля 1893 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Муларай Соланки | 19 октября 1895 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Карангело | 5 сентября 1896 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | По Нандшанкара Мехты роману « Карангело ». |
Барристер | 14 августа 1897 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Джайрадж | 27 августа 1898 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Аджабкумари | 30 сентября 1899 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Паромный мандал | 16 декабря 1899 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Викрамчаритра | 7 июля 1900 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | По мотивам » Шамаля Бхатта . «Синхасан Батриси |
Саубхагья Сундари | 19 октября 1901 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Играть Играть | 23 августа 1902 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Полный | 14 октября 1904 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | По мотивам Шакунтала [ 2 ] |
Кришначаритра | 1906 | Драматическая труппа Катиявади | Вдохновлен историями из Бхагаваты. [ 2 ] |
1912 | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | ||
Нандбатриси | 1906 | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | Шамаля Бхатта. По мотивам «Нандбатриси» |
Чайтанья Кумар | 1908 | Драматическая труппа Катиявади | По рассказу Харилала Мулшанкара Мулани. |
Devkanya | 1908 | Драматическая труппа Катиявади | |
1911 | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | ||
Навальша Хирджи | 3 ноября 1909 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Васантпрабха | 17 декабря 1910 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Пратаплакшми | 31 января 1914 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | По Манилала Двиведи роману « Гулабсинх ». |
Сангатна Фал | 28 февраля 1915 г. | Мумбаи Гуджарати Натак Мандали | |
Уан Джа Бхул | 1919 | Роял Натак Мандали | |
भग्योदाय | 1920 | Роял Натак Мандали | |
Ратнавали | 28 февраля 1925 г. | Арьясубодх Гуджарати Натак Мандали | |
Викрам Ане Шани | 28 мая 1925 г. | Арьясубодх Гуджарати Натак Мандали | Шамаля Бхатта. По мотивам «Синхасан Батриси» |
Вирнари Аша | 3 октября 1925 г. | Арьясубодх Гуджарати Натак Мандали | |
Кокила | 1926 | Арьясубодх Гуджарати Натак Мандали |
Признание
[ редактировать ]Его поздравили Бхавнагар Сахитья Сабха в 1944 году и Гуджарат Сахитья Сабха в 1946 году в Ахмадабаде во время Ранг Паришад, сессии театральной конференции. Его чествовали в театре Бхангвади в Бомбее 14 декабря 1948 года и наградили 1 50 000 рупий . [ 3 ] [ 4 ]
Джайшанкар Бходжак «Сундари» считал его Шекспиром Гуджарата. [ 5 ] Динеш Х. Бхатт написал докторскую диссертацию о своей жизни и работе в 1966 году. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Государственный справочник Гуджарата: округ Амрели . Управление государственной печати, канцелярских товаров и публикаций штата Гуджарат. 1972. с. 553.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бходжак, Динкар (2002). Такер, Дхирубхай (ред.). Гуджаратская энциклопедия ( . на гуджаратском языке) Том. XVI. Ахмадабад : Гуджаратский фонд Вишвакоша, Ахмадабад. п. 349. OCLC 163322996 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Чокси, Махеш; Сомани, Дхирендра, ред. (2004). Гуджаратский Рангбхуми: Риддхи Ане Ронак (Гуджаратский Рангбхуми: Риддхи Ане Ронак) [ Сборник информации о профессиональном театре Гуджарата ]. Ахмадабад: Гуджарат Вишвакош Траст. стр. 34, 117–119.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Яни, Балвант (1988). Датта, Амареш (ред.). Энциклопедия индийской литературы: от К до Навалрама . Том. VIII. Нью-Дели: Сахитья Академи . стр. 2793 . ISBN 978-0-8364-2423-2 .
- ^ Jump up to: а б с Хансен, Кэтрин (1 декабря 2013 г.). Этапы жизни: автобиографии индийского театра . Гимн Пресс. стр. 237–239. ISBN 978-1-78308-098-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Писатели на гуджаратском языке
- Гуджаратский народ
- 1957 смертей
- Индийские поэты-мужчины
- Индийские писатели-мужчины XX века
- Драматурги и драматурги Гуджарата
- Гуджаратский театр
- 1867 рождений
- Индийские редакторы
- Жители Амрелийского района
- Индийские писатели-мужчины XIX века
- Индийские драматурги и драматурги XX века.
- Индийские драматурги и драматурги XIX века.
- Драматурги и драматурги Британской Индии