Jump to content

Бхавай

Бхавай, выступление в Бхарат Бхаван , Бхопал
Бхавай, Художник

Бхавай , также известный как Веша или Сван , — популярная форма народного театра в западной Индии, особенно в Гуджарате .

Этимология

[ редактировать ]

Бхаваи может происходить от санскритского слова Бхава , означающего выражение или эмоцию. [1] Это также связано с индуистской богиней Амбой . Бхав означает «вселенная», а «Аай» означает «мать», поэтому его также можно считать формой искусства, посвященной Матери Вселенной, Амбе. Бхавай также известен как Веша или Сван , что буквально означает «вставание». [2] [3] [4] [1]

Считается, что Бхаваи возник в 14 веке. Его происхождение традиционно приписывают Асаите Тхакару. [2] [3] [4] [5]

Фольклор

[ редактировать ]

В 14 веке Ганга, дочь вождя Унджи Хемы Пателя, была похищена мусульманским субедаром . Их семейный священник Асаита Тхакар, который был брахманом , отправился к субедару, назвав Гангу своей дочерью. Чтобы доказать это, Субедар попросил его пообедать с Гангой, поскольку в те времена брахманы не обедали с представителями низших каст. Он ужинал с ней, чтобы спасти ее, но по возвращении был изгнан браминами. Чтобы заработать себе на жизнь, он начал ставить пьесы, которые переросли в особую драматическую форму. В знак благодарности Хема Патель также подарила ему участок земли и финансовую поддержку, что положило начало покровительству деревень Бхавайе , исполнителям Бхаваи. [2] [3] [4] [5]

Считается, что Асайта Тхакар написал около 360 пьес или веша (буквально «платье»), но сохранилось только 60, в том числе некоторые с его собственными именами. В одной из своих пьес Асаита датировал свое сочинение 1360 годом нашей эры. [2] [3] [4] [1]

Представление Бхаваи явно развилось из более ранних форм народных развлечений. Возможно, оно произошло от средневековой санскритской упарупаки ( форм), которые исполнялись открыто. [1] Слово Бхаваи в значении шоу или зрелища встречается в Апабхрамса религиозных стихах джайнов XIII века . Там говорится: «На безлесном участке даже пучок эранды (растения касторового масла) производит хорошее впечатление (Бхаваи)». » Абул Фазала В книге «Айн-э-Акбари также упоминается Бхавай, упоминая некоторые общины. [2] [3]

Исполнители Бхавай принадлежат к касте , которая стала известна как Тарагала или «Бхавайя» (называемая Наяк в районе Мехсаны, Бходжак в Катче и Вьяс в Саураштре). [2] [3] [5] [6] [7] [8]

Бхаваи — это частично развлечение, а частично ритуальное подношение богине Амбе. [1] Его совершают на открытых пространствах перед храмом. [1] Во дворе храма Амбаджи возле горы Абу фестиваль Наваратри отмечается представлениями Бхаваи. Амба - верховное божество Бхаваи. [2] [3] [4]

Тонкая социальная критика, приправленная острым юмором, — особенность Бхаваи. В Бхаваи высмеивается напыщенное и нелепое поведение представителей высших каст. Вероятно, гнев по поводу несправедливости, от которого пострадал создатель Бхаваи Асаита Тхакар, пронизал искусство Бхаваи. Некоторые пьесы Бхаваи представляют собой резкий обзор кастовой социальной структуры. В Бхаваи изображены люди, принадлежащие к разным слоям общества: от короля до лжеца. [2] [3] [4]

Бхавай играет

[ редактировать ]

Бхавай Веши изображают людей из всех слоев общества. Парикмахеры и заточники ножей, грабители, продавцы браслетов, социальные и экономические воры, банджары, оды, дарджи, факиры и садху. Есть Веша, изображающая историю неудачного романа женщины Бании и мусульманина Танедара. В конце пьесы «Ясма Одан» появляется мусульманский факир, к которому люди просят возродить Ясму. [2] [3] [4]

Юмор играет жизненно важную роль в любом представлении Бхаваи и играет важную роль даже при работе с мифологическими персонажами. Это преобладание делает Бхаваи уникальным среди традиционных искусств Индии. [2] [3] [4]

Руководителя труппы Бхаваи зовут Наяк . Сначала он отмечает площадку для выступлений, затем подносит кумкум масляному факелу или глиняному светильнику, который является символом богини Амбы, и поет молитвенные песни в ее честь. [1] Затем входит актер, закрывающий лицо тарелкой, он — Господь Ганеша , устранитель препятствий. богиня Кали Следующей входит , а после ее ухода приходит Брахман . Веша на самом деле начинается только после этих предварительных явлений. [2] [3] [4]

Наяк и шут всегда остаются на сцене и направляют ход действия своими комментариями и вмешательством. История разворачивается через песни, диалоги и речи как в прозе, так и в стихах. В Бхаваи много танцев и пения. Женских персонажей исполняют мужчины. [2] [3] [4]

Язык Бхаваи представляет собой смесь хинди , урду и марвари. Веши были опубликованы впервые в девятнадцатом веке, и представления были связаны со своими предшественниками через практику и устную традицию. [2] [3] [4]

Бхунгал — это медная трубка длиной четыре фута, которая дает сильную ноту и является уникальной для Бхаваи. Бхунгалы играют во время танцевальных сцен и в других случаях, чтобы указать на важных персонажей. Другие музыкальные инструменты, на которых играет Бхаваи, включают пахавадж (барабаны), джханджху (тарелки), саранги (струнный инструмент) и фисгармонию. Музыкальный стиль всегда представляет собой хиндустани с вкраплениями местных мелодий. [1] [2] [3] [4]

Бхавай также распространен в Раджастане как народный танец, называемый танцем Бхавай . [ нужна ссылка ]

Современные спектакли

[ редактировать ]

Муджибхай Наяк , Прансух Наяк и Чиманлал Найк — известные исполнители бхаваи 20-го века. С появлением кино и телевидения развлечения в деревне радикально изменились, а популярность Бхаваи снизилась и приходит в упадок. Современные гуджаратские театральные деятели пытались возродить его новыми пьесами, но никаких скоординированных усилий не предпринималось. [1]

Джасма Одан по мотивам народной сказки Гуджарати, сценарий и постановка Шанты Ганди ; Расиклала Париха «Мена Гуджари» («Мена Гуджарата», 1953), спродюсированная Диной Ганди , и » Си.С. Мехты ( «Хололика 1956) были одними из самых популярных мюзиклов Бхавай современности. [1] [9]

Ганашьям Наяк , известный актер, известный по роли Натту Кака в спектакле «Таарак Мехта Ка Оолта Чашма», также был из театра Бхавай. Он снялся более чем в 350 фильмах и телешоу.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж П, Г (2004). Лал, Ананда (ред.). Оксфордский спутник индийского театра . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0195644468 . OCLC   56986659 – через Oxford Reference.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Варадпанде, Манохар Лаксман (1992). История индийского театра . Том. 2. Публикации Абхинава. стр. 173–174. ISBN  9788170172789 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Сара Даймонд, Маргарет Энн Миллс, Питер Дж. Клаус (2003). Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис. п. 63. ИСБН  9780415939195 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мартин Бэнхэм, Джеймс Р. Брэндон (1997). Кембриджский путеводитель по азиатскому театру . Издательство Кембриджского университета. стр. 81–82. ISBN  9780521588225 .
  5. ^ Jump up to: а б с Амареш Датта (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. п. 236. ИСБН  978-81-260-1803-1 .
  6. ^ Народ Индии: индийские общины, Кумар Суреш Сингх, Антропологическое исследование Индии, 1992, стр. 3456
  7. ^ Музыка должна быть в семье, Дивья Бхаскар, 2014 г.
  8. ^ Рассказ Бхавайи, Пракаш Тивари, Сахапедия, 22 июня 2018 г.
  9. ^ «Из Гуджарата с изяществом» . Трибуна . 11 июня 2006 г. Проверено 5 апреля 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fceeae7a4bd08267a7038c7d1c85d54__1714069980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/54/8fceeae7a4bd08267a7038c7d1c85d54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhavai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)