Jump to content

Амир Хан (певец)

Амир Хан
Справочная информация
Также известен как По рангу
Рожденный ( 1912-08-00 ) август 1912 г. [1]
Каланаур, Британская Индия [2] [1] [3] [а]
Умер 13 февраля 1974 г. (13 февраля 1974 г.) (61 год) [4] [5]
Калькутта , Западная Бенгалия , Индия
Жанры Индийская классическая музыка
( Хьял , Тарана )
Род занятий хиндустани Классический вокалист [5]
Годы активности 1934 – 1974
Этикетки EMI, HMV, Music Today, Inreco, Ninaad, Navras, Columbia, The Twin
Награды: Премия Академии Сангита Натака (1967).
Президентская премия (1971).
Падма Бхушан (1971)

Устад Амир Хан (англ. произносится [əˈmiːr xaːn] ; 15 августа 1912 г. [1] - 13 февраля 1974 г.) [4] [5] был индийским певцом и музыкантом классической традиции хиндустани . Он был основателем Индорской гхараны . [6] [5]

Ранняя жизнь и предыстория

[ редактировать ]

Амир Хан родился в семье музыкантов в Каланауре, Индия . [2] [1] [3] [а] Его отец, Шахмир Хан, игрок на саранги и вине из Бхендибазар-гараны , служил при дворе Холкаров Индаура . Его дед, Чанг-хан, был певцом при дворе Бахадуршаха Зафара . Мать Амира Али умерла, когда ему было девять лет. У него был младший брат Башир, который впоследствии стал игроком на саранги на индаурской станции Всеиндийского радио .

Первоначально его обучал игре на саранги его отец. Однако, видя его интерес к вокальной музыке, его отец постепенно стал уделять больше времени вокальным тренировкам, уделяя особое внимание технике меруханд . Амир Хан в раннем возрасте познакомился со многими различными стилями, поскольку почти каждый музыкант, посетивший Индаур, приходил к ним домой, и у бывали мехфилы . них дома регулярно [1] Он также научился основам игры на табле у одного из своих дядей по материнской линии, который играл на табле.

Амир Хан переехал в Бомбей в 1934 году, где дал несколько концертов и записал около полдюжины пластинок на 78 об/мин . Эти первые выступления не были приняты хорошо. Следуя совету своего отца, в 1936 году он присоединился к службе Махараджа Чакрадхара Сингха из Райгадх Санстхана в Мадхья-Прадеше. Он выступал на музыкальной конференции в Мирзапуре от имени Раджи, на которой присутствовало много выдающихся музыкантов, но примерно через 15 минут его угнали со сцены. Организатор предложил спеть тхумри , но он отказался, сказав, что его мысли никогда не были склонны к тхумри. Он пробыл в Райгаде всего около года. Отец Амира Хана умер в 1937 году. Позже Хансахиб некоторое время жил в Дели и Калькутте , но после раздела Индии вернулся в Бомбей.

Певческая карьера

[ редактировать ]

Амир Хан был практически музыкантом-самоучкой. Он разработал свой собственный гаяки (стиль пения) под влиянием стилей Абдул Вахид Хана ( темп виламбита ), Раджаба Али Хана ( таанс ) и Амана Али Хана (меруханд). [5] Этот уникальный стиль, известный как Индор Гхарана, сочетает в себе духовный вкус и величие дхрупада с богато украшенной яркостью кьяла . Стиль, который он развил, представлял собой уникальное сочетание интеллекта и эмоций, техники и темперамента, таланта и воображения. В отличие от других художников, он никогда не шел на уступки народным вкусам, всегда придерживался своего чистого, почти пуританского, интеллигентного стиля. [1]

Амир Хансахиб обладал богатым баритоном с открытым горлом и трехоктавным диапазоном. Его голос имел некоторые ограничения, но он плодотворно и без усилий использовал их в свою пользу. Он представил эстетически детализированный бадхат (прогрессию) в ати-виламбит лайя (очень медленный темп), используя бол-алап с узорами меруханди, [7] за которыми следуют постепенно ускоряющиеся «плавающие» саргамы с различными орнаментами, тааны и бол-тааны со сложными и непредсказуемыми движениями и прыжками с сохранением структуры раги и, наконец, мадхьялайя или друт лайя (средний или быстрый темп) чхота хьял или руба' идар тарана . Он помог популяризировать тарану, а также хьялнумы композиции варианте дари в персидском . Хотя он был известен своим использованием мерукханди, он не исполнял чисто меруханди- алап , а скорее вставлял отрывки мерукханди на протяжении всего своего выступления. [8] Он считал, что практика гамака необходима для овладения пением.

Хансахиб часто использовал таалы Джумра и Эктаал и обычно предпочитал простую теку (основные штрихи таблы, определяющие таал ) аккомпаниатора таблы. шестиструнной танпуры Несмотря на то, что он обучался игре на саранги, он обычно исполнял кьялы и тараны только под аккомпанемент и таблы. Иногда у него был приглушенный аккомпанемент на фисгармонии , но на саранги он почти никогда не пользовался. [9]

Хотя он мог играть традиционные лайакари (ритмическую игру), в том числе бол-баант , который он продемонстрировал в нескольких записях, в целом он предпочитал стиль, ориентированный на свару и с преобладанием алапа , и его лайакари , как правило, было более тонким. Его выступления отличались сдержанной элегантностью, благоговением, сдержанной страстью и полным отсутствием зрелищности, что одновременно трогало и восхищало слушателей. [5] Согласно книге Кумарпрасада Мукхопадхьяя «Затерянный мир хиндустанской музыки», музыка Баде Гулама Али Хана была экстравертной, яркой и привлекающей публику, тогда как музыка Амира Хана была интровертным, достойным стилем дарбара . Амир Хансахиб считал, что поэзия играет важную роль в композициях кьяла, и под своим псевдонимом Сур Ранг («окрашенный в свару») он оставил несколько композиций.

Он верил в конкуренцию между жанрами классической музыки, кино и другой популярной музыки и считал, что классические исполнения необходимо сделать более красивыми, оставаясь при этом верными духу и грамматике раги («Baaz log aise thein ke jo khubsoorti Banane Для этого он менял рагу там и сям, но я стараюсь сделать как можно больше раг как можно более красивыми, но рага остается на своем месте. Он говорил: «Нагма – это песня, которая исходит из сердца и трогает душу».

К характеристикам его стиля относятся:

  • медленное, неторопливое развитие раг (за исключением раг Карнатика, которые он обычно исполнял в среднем темпе)
  • импровизация преимущественно в нижних и средних октавах
  • склонность к серьезным и обширным рагам
  • акцент на мелодии
  • ясность нот
  • разумное использование пауз между импровизациями
  • Бол алап и саргам с использованием узоров меруханд
  • использование саргама в таан-анге
  • используя более мягкие гамаки
  • спарринговое применение стенок
  • использование кан свары ( акчаккатура ) во всех частях выступления
  • контролируемое использование украшений для сохранения интроспективного качества
  • редкое использование тихая
  • тщательное изложение текста бандиша
  • настоящий бандиш в том виде, в каком он поется, может включать или не включать антару
  • несколько лайя джати в одном таане<note>Хансахиб продемонстрировал это в интервью табла-игроку Чаттурлалу</note>
  • смесь типов таана (включая чхут, сапаат, бал, саргам и бол-таан) в одном таане
  • использование рубайдар тарана (считается похожим на чхота хьял)

Помимо пения на концертах, Амир Хан также пел песни из фильмов в рагах, в чисто классическом стиле, особенно для фильмов Baiju Bawra , Shabaab и Jhanak Jhanak Payal Baaje . Эта попытка познакомить массы с классической музыкой через фильмы значительно повысила известность и популярность Хансахиба. Он также спел газель Рахие Аб Айси Джага для документального фильма о Галибе .

Среди учеников Хансахиба — Амарнатх , [6] А. Канан , Аджит Сингх Пайнтал, Ахтар Садмани , Амарджит Каур, Бхимсен Шарма, Гаджендра Бакши, Хридайнатх Мангешкар , Камаль Бос, Канкана Банерджи , Мукунд Госвами, Мунир Хан, Прадьюмна Кумуд Мукерджи и Пураби Мукерджи, Камаль Бандхопадхьяй, Шанкар Мазумдар Шанкар, Лал Мишра, братья Сингх , Шрикант Бакр и Томас Росс. Его стиль также повлиял на многих других певцов и инструменталистов, в том числе на Бхимсена Джоши , Гокулотсавджи Махараджа , Махендру Токе, Атре Прабху Рашида Хана , , Аджоя Чакрабарти , Расиклала Андхарию, Санхиту Нанди , Шанти Шарму, Нихила Банерджи , Панналала Гоша , Имдадхани Гарана и Султан Хан . Хотя он называл свой стиль Индорской гхараной, он был твердым сторонником впитывания элементов из различных гхаран. [10]

Амир Хан был награжден Академической премией Сангита Натака в 1967 году. [11] и Падма Бхушан в 1971 году. [12]

Исследования в области Тараны

[ редактировать ]

Устад Амир Хан посвятил большую часть своей музыкальной карьеры изучению тарана. В ходе своего исследования он обнаружил, что слова, используемые в Таране, происходят из персидского и арабского языков. В одной из своих исследовательских статей он объяснил их значение следующим образом:

Танан Дар Аа - Войди в мое тело.

О Дэни - Он знает

Ту Дани – Знаешь.

На Дир Дани – Ты Совершенная Мудрость.

Том – Я твой, я принадлежу тебе.

Яла - Йа Аллах

Я Али - Я Али

В другом интервью он также уточняет значение следующих слогов:

Дар – Бхитар, Аандар (внутри)

Дара – Андар Аа (зайди или зайди внутрь)

Дартан – Танке Аандар (внутри тела)

Танандара – Танке Аандар Аа (Войди в тело)

Том – Мейн Тум Хун (Я – это ты)

Надирдани – Ту Сабсе Адхик Джаната Хай (Ты знаешь больше, чем кто-либо другой)

Тандардани – Танке Аандарка Джанневала (Тот, кто знает, что находится внутри тела)

Личная жизнь

[ редактировать ]

Первый брак Амира Хана был с Зинат, сестрой ситариста Вилаята Хана . От этого брака, который в итоге провалился и закончился расставанием, у него родилась дочь Фарида. Его второй брак был с Мунни Бай, которая родила сына Акрама Ахмеда. Примерно в 1965 году Хансахеб женился на Раисе Бегум, дочери певицы тумри Муштари Бегум из Агры. Он ожидал, что Мунни Бегум примет третью жену; однако Мунни исчезла, и ходят слухи, что она покончила жизнь самоубийством. От Раисы у него родился сын Хайдер Амир, позже названный Шахбаз-ханом . [4]

Хансахиб погиб в автокатастрофе в Калькутте 13 февраля 1974 года в возрасте 61 года и был похоронен на кладбище Гобра в Калькутте. [4]

Дискография

[ редактировать ]

Записи со скоростью 78 об/мин

[ редактировать ]
  • Адана
  • Хансадвани
  • Кофе
  • Оружие
  • Патдип
  • Пурия Калян
  • Шахана
  • Суха Суграй
  • Тоди Тарана

Публичные и частные записи

[ редактировать ]

Награды и признания

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Вместо этого в дани Исследовательской академии ITC Сангит сообщается, что Хан родился в Индауре . [5]
[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Амарнатх, Пандит (2008). Масиха Индора: Мемуары Устада Амира Хана Сахаба Пандита Амаранатхаджи (на хинди). Мемориальный фонд Пандита Амарнатха. ISBN  978-81-7525-934-8 .
  • Кумарапрасад Мукхопадхьяна (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Книги Пингвинов Индия. стр. 95–. ISBN  978-0-14-306199-1 .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мисра, Сушила (1981). «Устад Амир Хан». Великие мастера музыки хиндустани . Издательство Хем. Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Получено 18 июня 2021 г. - через портал индийской культуры.
  2. ^ Перейти обратно: а б Саксена, Сушил Кумар (1974). «Устад Амир Хан: Человек и его искусство» . Журнал Sangeet Natak Akademi (31): 8. Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Получено 18 июня 2021 г. - через портал индийской культуры.
  3. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Бонни С.; Каур, Индерджит Н. (2018). «Хан, Амир» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.48875 . ISBN  9781561592630 . Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Проверено 17 июня 2021 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Банерджи, Мина (4 марта 2010 г.). «Бессмертный маэстро (Устад Амир Хан)» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Амир Хан – дань уважения маэстро» . Веб-сайт ITC Исследовательской академии Сангит . Архивировано из оригинала 20 августа 2018 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Чавла, Бинду (26 апреля 2007 г.). «Возбуждающее Сострадание Космической Вибрации» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 сентября 2018 года . Проверено 1 января 2023 г.
  7. ^ Томас В. Росс (весна – лето 1993 г.). «Забытые узоры: «Мирханд» и Амир Хан». Азиатская музыка . 24 (2). Издательство Техасского университета: 89–109. дои : 10.2307/834468 . JSTOR   834468 .
  8. ^ Ибрагим Али. «Аспект свары гаяки (анализ вокального стиля устада Амира Хана)» . Проверено 20 августа 2018 г.
  9. ^ Джитендра Пратап (25 ноября 2005 г.). «Приятно только частями» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 21 сентября 2006 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
  10. ^ «Битстрит (Легенда жива на... Устаде Амир Хане)» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 г. Проверено 31 декабря 2023 г.
  11. ^ «Премия Сангит Натак Академи — музыка хиндустани — вокал» . Академия Сангит Натак. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 1 января 2024 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Премия Падмы Бхушана Амиру Хану на веб-сайте GoogleBooks. Архивировано 19 июня 2021 г. в Wayback Machine.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b65867e3faf9e0e6fa67f039957270fd__1720193040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/fd/b65867e3faf9e0e6fa67f039957270fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amir Khan (singer) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)