Амир Хан (певец)
Амир Хан | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Также известен как | По рангу |
Рожденный | [1] Каланаур, Британская Индия [2] [1] [3] [а] | август 1912 г.
Умер | 13 февраля 1974 г. [4] [5] Калькутта , Западная Бенгалия , Индия | (61 год)
Жанры | Индийская классическая музыка ( Хьял , Тарана ) |
Род занятий | хиндустани Классический вокалист [5] |
Годы активности | 1934 – 1974 |
Этикетки | EMI, HMV, Music Today, Inreco, Ninaad, Navras, Columbia, The Twin |
Награды: Премия Академии Сангита Натака (1967). Президентская премия (1971). Падма Бхушан (1971) |
Устад Амир Хан (англ. произносится [əˈmiːr xaːn] ; 15 августа 1912 г. [1] - 13 февраля 1974 г.) [4] [5] был индийским певцом и музыкантом классической традиции хиндустани . Он был основателем Индорской гхараны . [6] [5]
Ранняя жизнь и предыстория
[ редактировать ]Амир Хан родился в семье музыкантов в Каланауре, Индия . [2] [1] [3] [а] Его отец, Шахмир Хан, игрок на саранги и вине из Бхендибазар-гараны , служил при дворе Холкаров Индаура . Его дед, Чанг-хан, был певцом при дворе Бахадуршаха Зафара . Мать Амира Али умерла, когда ему было девять лет. У него был младший брат Башир, который впоследствии стал игроком на саранги на индаурской станции Всеиндийского радио .
Первоначально его обучал игре на саранги его отец. Однако, видя его интерес к вокальной музыке, его отец постепенно стал уделять больше времени вокальным тренировкам, уделяя особое внимание технике меруханд . Амир Хан в раннем возрасте познакомился со многими различными стилями, поскольку почти каждый музыкант, посетивший Индаур, приходил к ним домой, и у бывали мехфилы . них дома регулярно [1] Он также научился основам игры на табле у одного из своих дядей по материнской линии, который играл на табле.
Амир Хан переехал в Бомбей в 1934 году, где дал несколько концертов и записал около полдюжины пластинок на 78 об/мин . Эти первые выступления не были приняты хорошо. Следуя совету своего отца, в 1936 году он присоединился к службе Махараджа Чакрадхара Сингха из Райгадх Санстхана в Мадхья-Прадеше. Он выступал на музыкальной конференции в Мирзапуре от имени Раджи, на которой присутствовало много выдающихся музыкантов, но примерно через 15 минут его угнали со сцены. Организатор предложил спеть тхумри , но он отказался, сказав, что его мысли никогда не были склонны к тхумри. Он пробыл в Райгаде всего около года. Отец Амира Хана умер в 1937 году. Позже Хансахиб некоторое время жил в Дели и Калькутте , но после раздела Индии вернулся в Бомбей.
Певческая карьера
[ редактировать ]Амир Хан был практически музыкантом-самоучкой. Он разработал свой собственный гаяки (стиль пения) под влиянием стилей Абдул Вахид Хана ( темп виламбита ), Раджаба Али Хана ( таанс ) и Амана Али Хана (меруханд). [5] Этот уникальный стиль, известный как Индор Гхарана, сочетает в себе духовный вкус и величие дхрупада с богато украшенной яркостью кьяла . Стиль, который он развил, представлял собой уникальное сочетание интеллекта и эмоций, техники и темперамента, таланта и воображения. В отличие от других художников, он никогда не шел на уступки народным вкусам, всегда придерживался своего чистого, почти пуританского, интеллигентного стиля. [1]
Амир Хансахиб обладал богатым баритоном с открытым горлом и трехоктавным диапазоном. Его голос имел некоторые ограничения, но он плодотворно и без усилий использовал их в свою пользу. Он представил эстетически детализированный бадхат (прогрессию) в ати-виламбит лайя (очень медленный темп), используя бол-алап с узорами меруханди, [7] за которыми следуют постепенно ускоряющиеся «плавающие» саргамы с различными орнаментами, тааны и бол-тааны со сложными и непредсказуемыми движениями и прыжками с сохранением структуры раги и, наконец, мадхьялайя или друт лайя (средний или быстрый темп) чхота хьял или руба' идар тарана . Он помог популяризировать тарану, а также хьялнумы композиции варианте дари в персидском . Хотя он был известен своим использованием мерукханди, он не исполнял чисто меруханди- алап , а скорее вставлял отрывки мерукханди на протяжении всего своего выступления. [8] Он считал, что практика гамака необходима для овладения пением.
Хансахиб часто использовал таалы Джумра и Эктаал и обычно предпочитал простую теку (основные штрихи таблы, определяющие таал ) аккомпаниатора таблы. шестиструнной танпуры Несмотря на то, что он обучался игре на саранги, он обычно исполнял кьялы и тараны только под аккомпанемент и таблы. Иногда у него был приглушенный аккомпанемент на фисгармонии , но на саранги он почти никогда не пользовался. [9]
Хотя он мог играть традиционные лайакари (ритмическую игру), в том числе бол-баант , который он продемонстрировал в нескольких записях, в целом он предпочитал стиль, ориентированный на свару и с преобладанием алапа , и его лайакари , как правило, было более тонким. Его выступления отличались сдержанной элегантностью, благоговением, сдержанной страстью и полным отсутствием зрелищности, что одновременно трогало и восхищало слушателей. [5] Согласно книге Кумарпрасада Мукхопадхьяя «Затерянный мир хиндустанской музыки», музыка Баде Гулама Али Хана была экстравертной, яркой и привлекающей публику, тогда как музыка Амира Хана была интровертным, достойным стилем дарбара . Амир Хансахиб считал, что поэзия играет важную роль в композициях кьяла, и под своим псевдонимом Сур Ранг («окрашенный в свару») он оставил несколько композиций.
Он верил в конкуренцию между жанрами классической музыки, кино и другой популярной музыки и считал, что классические исполнения необходимо сделать более красивыми, оставаясь при этом верными духу и грамматике раги («Baaz log aise thein ke jo khubsoorti Banane Для этого он менял рагу там и сям, но я стараюсь сделать как можно больше раг как можно более красивыми, но рага остается на своем месте. Он говорил: «Нагма – это песня, которая исходит из сердца и трогает душу».
К характеристикам его стиля относятся:
- медленное, неторопливое развитие раг (за исключением раг Карнатика, которые он обычно исполнял в среднем темпе)
- импровизация преимущественно в нижних и средних октавах
- склонность к серьезным и обширным рагам
- акцент на мелодии
- ясность нот
- разумное использование пауз между импровизациями
- Бол алап и саргам с использованием узоров меруханд
- использование саргама в таан-анге
- используя более мягкие гамаки
- спарринговое применение стенок
- использование кан свары ( акчаккатура ) во всех частях выступления
- контролируемое использование украшений для сохранения интроспективного качества
- редкое использование тихая
- тщательное изложение текста бандиша
- настоящий бандиш в том виде, в каком он поется, может включать или не включать антару
- несколько лайя джати в одном таане<note>Хансахиб продемонстрировал это в интервью табла-игроку Чаттурлалу</note>
- смесь типов таана (включая чхут, сапаат, бал, саргам и бол-таан) в одном таане
- использование рубайдар тарана (считается похожим на чхота хьял)
Помимо пения на концертах, Амир Хан также пел песни из фильмов в рагах, в чисто классическом стиле, особенно для фильмов Baiju Bawra , Shabaab и Jhanak Jhanak Payal Baaje . Эта попытка познакомить массы с классической музыкой через фильмы значительно повысила известность и популярность Хансахиба. Он также спел газель Рахие Аб Айси Джага для документального фильма о Галибе .
Среди учеников Хансахиба — Амарнатх , [6] А. Канан , Аджит Сингх Пайнтал, Ахтар Садмани , Амарджит Каур, Бхимсен Шарма, Гаджендра Бакши, Хридайнатх Мангешкар , Камаль Бос, Канкана Банерджи , Мукунд Госвами, Мунир Хан, Прадьюмна Кумуд Мукерджи и Пураби Мукерджи, Камаль Бандхопадхьяй, Шанкар Мазумдар Шанкар, Лал Мишра, братья Сингх , Шрикант Бакр и Томас Росс. Его стиль также повлиял на многих других певцов и инструменталистов, в том числе на Бхимсена Джоши , Гокулотсавджи Махараджа , Махендру Токе, Атре Прабху Рашида Хана , , Аджоя Чакрабарти , Расиклала Андхарию, Санхиту Нанди , Шанти Шарму, Нихила Банерджи , Панналала Гоша , Имдадхани Гарана и Султан Хан . Хотя он называл свой стиль Индорской гхараной, он был твердым сторонником впитывания элементов из различных гхаран. [10]
Амир Хан был награжден Академической премией Сангита Натака в 1967 году. [11] и Падма Бхушан в 1971 году. [12]
Исследования в области Тараны
[ редактировать ]Устад Амир Хан посвятил большую часть своей музыкальной карьеры изучению тарана. В ходе своего исследования он обнаружил, что слова, используемые в Таране, происходят из персидского и арабского языков. В одной из своих исследовательских статей он объяснил их значение следующим образом:
Танан Дар Аа - Войди в мое тело.
О Дэни - Он знает
Ту Дани – Знаешь.
На Дир Дани – Ты Совершенная Мудрость.
Том – Я твой, я принадлежу тебе.
Яла - Йа Аллах
Я Али - Я Али
В другом интервью он также уточняет значение следующих слогов:
Дар – Бхитар, Аандар (внутри)
Дара – Андар Аа (зайди или зайди внутрь)
Дартан – Танке Аандар (внутри тела)
Танандара – Танке Аандар Аа (Войди в тело)
Том – Мейн Тум Хун (Я – это ты)
Надирдани – Ту Сабсе Адхик Джаната Хай (Ты знаешь больше, чем кто-либо другой)
Тандардани – Танке Аандарка Джанневала (Тот, кто знает, что находится внутри тела)
Личная жизнь
[ редактировать ]Первый брак Амира Хана был с Зинат, сестрой ситариста Вилаята Хана . От этого брака, который в итоге провалился и закончился расставанием, у него родилась дочь Фарида. Его второй брак был с Мунни Бай, которая родила сына Акрама Ахмеда. Примерно в 1965 году Хансахеб женился на Раисе Бегум, дочери певицы тумри Муштари Бегум из Агры. Он ожидал, что Мунни Бегум примет третью жену; однако Мунни исчезла, и ходят слухи, что она покончила жизнь самоубийством. От Раисы у него родился сын Хайдер Амир, позже названный Шахбаз-ханом . [4]
Хансахиб погиб в автокатастрофе в Калькутте 13 февраля 1974 года в возрасте 61 года и был похоронен на кладбище Гобра в Калькутте. [4]
Дискография
[ редактировать ]Фильмы
[ редактировать ]- Байджу Бавра (музыкальный руководитель: Наушад )
- «Тори Джай Джай Картар» (рага Пурия Дханашри ; альтернативная версия здесь )
- «Саргам» (рага Дарбари)
- «Лангар Канкария Джи На Маро» (рага Тоди, с Д.В. Палускаром )
- «Aaj Gaawat Man Mero Jhoomke» (рага Дези, с Д. В. Палускаром )
- 'Ганана Ганана Гана Гарджо Ре' (рага Мег)
- Кшудхита Пашан (музыкальный руководитель: Али Акбар Хан )
- «Кайсе Кейт Раджни» (рага Багешри, с Протимой Банерджи)
- «Пия Ке Ааван Ки» (тхумри в раге Кхамадж)
- «Dheemta Dheemta Derena» (песня голосом Мег)
- Шабааб (музыкальный руководитель: Наушад )
- «Дайя Кар Хе Гиридхар Гопал» (рага Мултани)
- Джанак Джанак Паял Бадже (музыкальный руководитель: Васант Десаи )
- Заглавная песня "Jhanak Jhanak Payal Baje" (рага Адана)
- Гундж Ути Шехнаи (рагамала с Бисмиллой Кханом )
- рекрутер
- В рамке
- Хотя
- Шудд Саранг
- Оружие
- богатство
- Багешри
- Чандракаунс
- Рагини
- «Джогия Мере Гар Аайе» (рага Лалит)
Записи со скоростью 78 об/мин
[ редактировать ]- Адана
- Хансадвани
- Кофе
- Оружие
- Патдип
- Пурия Калян
- Шахана
- Суха Суграй
- Тоди Тарана
Публичные и частные записи
[ редактировать ]- Абхоги - три версии
- Адана - более продолжительное исполнение заглавной песни "Jhanak Jhanak Payal Baje", еще одна версия.
- Ахир Бхайрав – три версии
- Амирхани (похожий на Вачаспати)
- Багешри - шесть версий
- Багешри Канада - пять версий
- Весна
- Байраги - две версии
- Цвет
- Басант Бахар - две версии
- Бхатияр - четыре версии
- Бхимпаласи - две версии
- Бихаг - три версии
- Биласхани Тоди - две версии
- Бхавкауны
- Чандни Кедар
- Чандракаунс
- Чандрамадху - две версии
- Чарукеши - две версии
- Дарбари - десять версий
- Дешкар - четыре версии
- Гауд Малхар
- Гауд Саранг
- Гуджари Тоди - четыре версии
- Хансадвани - три версии
- чудеса
- Оба
- Хем Калян
- Хиджаз Бхайрав (он же Басант Мухари) – пять версий
- Хиндол Басант
- Хиндол Калян
- Джайджайванти
- Джансанмохини - пять версий
- Бег - три версии
- Достаточно Канады
- Калавати - шесть версий
- Канадские носки – четыре варианта
- Кедар
- Комал Ришаб Асавари - четыре версии
- Лалит - семь версий
- Мадукаунс
- Малкаунс - три версии
- Мару Калян
- Марва - три версии
- Мег - пять версий
- Мия Малхар
- Мултани - две версии
- Нанд — три версии
- Нат Бхайрав — две версии
- Панчам Малкаунс
- бедви
- Пурия – три версии
- Пурия Калян
- Рагешри — две версии
- Рамдаси Малхар - две версии
- Рамкали - две версии
- Рам Калян (он же Прия Калян или Анаркали)
- Шахана - три версии
- Шахана Бахар
- Шри
- Шуддх Калян - две версии
- Шудд Саранг (с секцией друтов в Суха)
- Сухой
- Суха Суграй
- Тоди - две версии
- богатство
- Яман Калян - три версии
Награды и признания
[ редактировать ]- Премия Сангита Натака Оскар в 1967 году. [5] [12]
- Президентская премия 1971 г.
- Падма Бхушан в 1971 году [12]
- Свар Вилас из Сур Сингар Сансад в 1971 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Вместо этого в дани Исследовательской академии ITC Сангит сообщается, что Хан родился в Индауре . [5]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Записи Амира Хана на www.sarangi.info. Архивировано 19 мая 2009 г. в Wayback Machine.
- Биографический документальный фильм об Амире Хане на YouTube , выпущенный в 1970 году Отделением фильмов Индии.
- Дискография
- Доктор Анализ гаяки Амира Хана Ибрагимом Али
- Благодарность от Исследовательской академии ITC Sangeet
- Забытые закономерности - Превью статьи об Амире Хане, написанной его учеником Томасом Россом.
- Обложки пластинок
- Статья Пандита Нихила Банерджи об Амире Хане
- Выдержки из лекции Пандита Амарнатха о гаяки Амира Хана
Библиография
[ редактировать ]- Амарнатх, Пандит (2008). Масиха Индора: Мемуары Устада Амира Хана Сахаба Пандита Амаранатхаджи (на хинди). Мемориальный фонд Пандита Амарнатха. ISBN 978-81-7525-934-8 .
- Кумарапрасад Мукхопадхьяна (2006). Затерянный мир музыки хиндустани . Книги Пингвинов Индия. стр. 95–. ISBN 978-0-14-306199-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мисра, Сушила (1981). «Устад Амир Хан». Великие мастера музыки хиндустани . Издательство Хем. Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Получено 18 июня 2021 г. - через портал индийской культуры.
- ^ Перейти обратно: а б Саксена, Сушил Кумар (1974). «Устад Амир Хан: Человек и его искусство» . Журнал Sangeet Natak Akademi (31): 8. Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Получено 18 июня 2021 г. - через портал индийской культуры.
- ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Бонни С.; Каур, Индерджит Н. (2018). «Хан, Амир» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.48875 . ISBN 9781561592630 . Архивировано из оригинала 19 июня 2021 года . Проверено 17 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Банерджи, Мина (4 марта 2010 г.). «Бессмертный маэстро (Устад Амир Хан)» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 4 июля 2014 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Амир Хан – дань уважения маэстро» . Веб-сайт ITC Исследовательской академии Сангит . Архивировано из оригинала 20 августа 2018 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чавла, Бинду (26 апреля 2007 г.). «Возбуждающее Сострадание Космической Вибрации» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 3 сентября 2018 года . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Томас В. Росс (весна – лето 1993 г.). «Забытые узоры: «Мирханд» и Амир Хан». Азиатская музыка . 24 (2). Издательство Техасского университета: 89–109. дои : 10.2307/834468 . JSTOR 834468 .
- ^ Ибрагим Али. «Аспект свары гаяки (анализ вокального стиля устада Амира Хана)» . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Джитендра Пратап (25 ноября 2005 г.). «Приятно только частями» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 21 сентября 2006 года . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ «Битстрит (Легенда жива на... Устаде Амир Хане)» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. 3 ноября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 июня 2021 г. Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ «Премия Сангит Натак Академи — музыка хиндустани — вокал» . Академия Сангит Натак. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Премия Падмы Бхушана Амиру Хану на веб-сайте GoogleBooks. Архивировано 19 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- 1912 рождений
- 1974 смертей
- Певцы хиндустани
- Индийские мусульмане 20-го века
- Музыканты из Индаура
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в Индии
- Лауреаты премии Сангит Натак Академии
- Лауреаты Падма Бхушана в области искусства
- Индийские певцы 20-го века
- Певцы из Мадхья-Прадеша
- Певцы Кьяла 20-го века
- Музыканты из Западной Бенгалии