История (музыка)

![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( ноябрь 2021 г. ) |
Тала ) буквально означает «хлопок, постукивание ( IAST tāla ладонью по руке, музыкальный такт». [1] Это термин, используемый в индийской классической музыке, аналогичный музыкальному размеру . [2] это любой ритмический удар или удар, измеряющий музыкальное время. [3] Мера обычно устанавливается с помощью хлопков в ладоши, размахивания руками, прикосновения пальцев к бедру или другой руке, устно, ударов по маленьким тарелкам или ударным инструментам в индийских субконтинентальных традициях. [4] [5] Наряду с рагой , которая образует ткань мелодической структуры, тала формирует жизненный цикл и, таким образом, представляет собой один из двух основополагающих элементов индийской музыки. [6]
Тала — это древняя музыкальная концепция, восходящая к ведической текстам индуизма эпохи , таким как Самаведа и методам пения ведических гимнов. [7] [8] [9] Музыкальные традиции Северной и Южной Индии, особенно системы рага и тала , не считались отдельными примерно до 16 века. Далее, в бурный период исламского правления на Индийском субконтиненте, традиции разделились и приобрели отдельные формы. Система тала на севере называется Хиндустаани , а на юге — Карнаатик . [7] Однако система тала между ними продолжает иметь больше общих черт, чем различий. [10]
Тала в индийской традиции охватывает временное измерение музыки, средства, с помощью которых направлялся и выражался музыкальный ритм и форма. [11] Хотя тала содержит музыкальный размер, она не обязательно подразумевает регулярно повторяющийся рисунок. В основных традициях классической индийской музыки биты располагаются иерархически в зависимости от того, как должно исполняться музыкальное произведение. [4] Наиболее широко используемая тала в южноиндийской системе — Ади тала . [4] В североиндийской системе наиболее распространенной талой является подростковая . [12]
Тала имеет и другие контекстуальные значения в древних санскритских текстах индуизма. Например, это означает хорей в санскритской просодии . [1]
Индийская классическая музыка |
---|
![]() |
Концепции |
Этимология
[ редактировать ]Тала ( озеро ) — санскритское слово. [1] что означает «установленный». [13]
Терминология и определения
[ редактировать ]По словам Дэвида Нельсона, ученого-этномузыковеда, специализирующегося на карнатической музыке, тала в индийской музыке охватывает «всю тему музыкального метра». [5] Индийская музыка сочиняется и исполняется в метрической системе, структуре битов, которая представляет собой талу . Тала . образует метрическую структуру, которая повторяется в циклической гармонии от начала до конца любого конкретного фрагмента песни или танца, что делает ее концептуально аналогичной размерам в западной музыке [5] Однако талас имеет определенные качественные особенности, которых нет у классических европейских музыкальных размеров. Например, некоторые талы намного длиннее, чем любой классический западный размер, например, система, основанная на 29 ударах, цикл которых при исполнении занимает около 45 секунд. Еще одна сложность таласа - отсутствие «сильной, слабой» битовой композиции, типичной для традиционного европейского размера. В классических индийских традициях тала не ограничивается перестановками сильных и слабых долей, но ее гибкость позволяет определять акцент доли в зависимости от формы музыкальной фразы. [5]

Тала измеряет музыкальное время в индийской музыке. Однако он не предполагает регулярного повторяющегося рисунка акцентов, а его иерархическое расположение зависит от того, как предполагается исполнять музыкальное произведение. [5] Метрический цикл талы содержит определенное количество долей, которое может составлять от 3 долей или до 128 долей. [14] Рисунок повторяется, но игра акцентов и пустых тактов — неотъемлемая часть индийской музыкальной архитектуры. Каждая тала имеет субъединицы. Другими словами, в более крупный циклический паттерн тала включены более мелкие циклические паттерны, и оба этих ритмических паттерна позволяют музыканту и публике ощутить игру гармоничных и диссонирующих паттернов в двух плоскостях. Музыкант может намеренно бросить вызов паттерну на уровне субъединицы, противореча тале , исследовать паттерн захватывающими способами, а затем вернуть музыку и впечатления аудитории к фундаментальному паттерну циклических ритмов. [14]
Тала . как временной цикл и рага как мелодическая основа — два основополагающих элемента классической индийской музыки [6] Рага . дает артисту палитру ингредиентов для построения мелодии из звуков, а тала дает ему творческую основу для ритмической импровизации с использованием времени [14] [15] [16]
Основная ритмическая фраза талы , исполненная на ударном инструменте, таком как табла, называется тека . [17] Удары внутри каждого ритмического цикла называются матрами , а первая доля любого ритмического цикла называется сам . [18] Пустой такт называется хали . [19] Подразделения талы называются вибхаги или кханды . [18] В двух основных системах классической индийской музыки первый счет любой талы называется сам . [12] Циклический характер талы — главная особенность индийской традиции, и это называется авартан . И рага , и тала представляют собой открытые рамки для творчества и открывают теоретически бесконечное количество возможностей, однако традиция считает 108 тала . базовыми [19]
История
[ редактировать ]Корни талы и музыки в древней Индии можно найти в ведической литературе индуизма. Самая ранняя индийская мысль объединила три искусства: инструментальную музыку ( вадья ), вокальную музыку ( гита ) и танец ( нртта ). [20] По мере развития этих областей сангита стала отдельным жанром искусства, эквивалентным современной музыке. Вероятно, это произошло до времен Яски (~ 500 г. до н.э.), поскольку он включает эти термины в свои исследования нирукты , одной из шести Веданг древнеиндийской традиции. Некоторые древние тексты индуизма, такие как Самаведа (~ 1000 г. до н.э.), полностью построены на мелодических темах. [21] [22] это положенные на музыку разделы Ригведы . [23]
Самаведа . разделена на два формата Одна часть основана на музыкальном размере, другая – на цели ритуалов. [24] Текст написан с помощью встроенной кодировки, где сварас (октавная нота) отображается либо над текстом, либо внутри него, либо стих записывается парванами (узлом или членом). Эти маркировки определяют, какие единицы следует спеть на одном дыхании, каждая единица кратна одной восьмой. Гимны Самаведы содержат мелодическое содержание, форму, ритмическую и метрическую организацию. [24] Однако эта структура не уникальна и не ограничивается Самаведой . также В Ригведе присутствует музыкальный размер, без каких-либо подробностей, как в Самаведе . Например, мантра Гаятри содержит три метрические строки, состоящие ровно из восьми слогов, со встроенным тройным ритмом. [25]
По мнению Льюиса Роуэлла, профессора музыки, специализирующегося на классической индийской музыке, потребность и импульс к разработке математически точных музыкальных размеров в ведическую эпоху, возможно, были вызваны использованием Индией устной традиции для передачи огромных объемов ведической литературы. Глубоко и систематически встроенные структуры и счетчики, возможно, позволили древним индейцам обнаруживать и исправлять любые ошибки памяти или устной передачи информации от одного человека или поколения к другому. [26] По словам Майкла Витцеля , [27]
Ведические тексты составлялись устно и передавались без использования письменности по непрерывной линии передачи от учителя к ученику, которая была формализована на раннем этапе. Это обеспечивало безупречную текстовую передачу, превосходящую классические тексты других культур; это, по сути, что-то вроде магнитофонной записи .... Не только сами слова, но даже давно утраченный музыкальный (тональный) акцент (как в древнегреческом или в японском) сохранился до настоящего времени.
Самаведа также включала систему хирономии , или сигналов руками для установки скорости чтения. Это были мудры (позы пальцев и ладоней) и джати (счет ударов пальцами), система, лежащая в основе таласа . [28] Пение в ведическом тексте, связанное с ритуалами, представлено измеренным в матрах и их кратных числах в неизменном соотношении 1:2:3. Эта система также является основой каждой талы . [29]

В древних традициях индуизма появились два музыкальных жанра, а именно гандхарва (формальная, сочиненная, церемониальная музыка) и гана (неформальная, импровизированная, развлекательная музыка). [31] Музыка Гандхарвов также подразумевала небесные, божественные ассоциации, тогда как Гана также подразумевала пение. [31] Музыкальная традиция ведического санскрита широко распространилась на Индийском субконтиненте, и, по словам Роуэлла, древняя тамильская классика «совершенно ясно показывает, что культивируемая музыкальная традиция существовала в Южной Индии еще в последние несколько дохристианских столетий». [11]
Классический санскритский текст Натья Шастра лежит в основе многочисленных произведений классической музыки и танцев Индии. До того, как Натьяшастра была завершена, древние индийские традиции делили музыкальные инструменты на четыре группы в зависимости от их акустического принципа (того, как они работают, а не материала, из которого они сделаны). [32] Эти четыре категории принимаются как данность и представляют собой четыре отдельные главы Натьяшастры , по одной о струнных инструментах (хордофонах), полых инструментах (аэрофонах), твердых инструментах (идиофонах) и закрытых инструментах (мембранофонах). [32] использовались идиофоны в форме «маленьких бронзовых тарелок» Из них, утверждает Роуэлл, для талы . Почти вся глава «Натьяшастры» Бхараты об идиофонах представляет собой теоретический трактат о системе тала . [33] В ранних индийских взглядах на теорию музыки измерение времени с помощью идиофонов считалось отдельной функцией, чем функция перкуссии (мембранофонов). [33]
В санскритском тексте начала XIII века «Сангитаратнакара » (буквально «Океан музыки и танца»), написанном Шарнгадевой, которому покровительствовал король Сигана из династии Ядава в Махараштре , упоминаются и обсуждаются раги и талас . [34] Он выделяет семь семейств тала , затем разделяет их на ритмические соотношения, представляя методологию импровизации и композиции, которая продолжает вдохновлять индийских музыкантов современной эпохи. [35] Сангитаратнакара - это один из наиболее полных исторических индуистских трактатов средневековой эпохи по этой теме, дошедший до наших дней и касающийся структуры, техники и обоснования раг и талас . [36] [35]
Центральное место и значение Талы для музыки в древней и раннесредневековой Индии также выражено в многочисленных храмовых рельефах , как в индуизме, так и в джайнизме, например, в резьбе музыкантов с цимбалами на скульптуре храма Павайя пятого века недалеко от Гвалиора . [37] и пещеры Эллора . [38] [39]
Описание
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
В южноиндийской системе (Карнатик) полная тала представляет собой группу из семи сулади тала . Они циклические ( авартана ), состоящие из трех частей ( анга ), традиционно записываемых символами лагху , друтам и анудрутам . Каждая тала делится на два способа для совершенствования музыкального исполнения: один называется кала (вид), а другой - гати (пульс). [4]
Каждый повторяющийся цикл талы называется авартан . Это учитывается аддитивно в разделах ( вибхаг или анга ), которые примерно соответствуют тактам или тактам, но могут иметь разное количество долей ( матра, акшара ) и могут быть отмечены акцентами или паузами. Таким образом, хиндустани- джхумра-тал имеет 14 долей, считая 3+4+3+4, что отличается от дхамар-тала , также состоящего из 14 долей, но считая 5+2+3+4. Расстояние между акцентами вибхаг делает их различными, иначе, опять же, поскольку Рупак тал состоит из 7 долей, два его цикла были бы неотличимы от одного цикла родственного Дхамар тал . [40] Однако наиболее распространенная хиндустанская тала , Тинтал , представляет собой регулярно делимый цикл из четырех тактов по четыре доли в каждом.

Первая доля любой талы , называемая сэм (произносится как английское слово «сумма» и означает «четный» или «равный»), всегда является самой важной и подчеркнутой. Это точка разрешения ритма, где достигают кульминации фразы перкуссиониста и солиста: солист должен сыграть важную ноту раги, и на этом должна закончиться композиция североиндийского классического танца. Однако мелодии не всегда начинаются с первой доли талы , а могут быть смещены, например, чтобы соответствовать словам композиции, чтобы самое ударенное слово приходилось на то же самое . Термин «талли» , буквально «сдвиг», используется для описания этого смещения на тамильском языке . Композиция также может начинаться с анакрусиса на одной из последних долей предыдущего цикла талы , называемого на тамильском языке ateeta eduppu .
Тала которые обозначается визуально с помощью серии ритмичных жестов рук, называемых , соответствуют ангам , или «конечностям», или вибхагу талы криями . Эти движения определяют талу в музыке Карнатика, а также в традиции хиндустани: при изучении и декламировании талы первый такт любого вибхага известен как тали («хлопок») и сопровождается хлопком в ладоши, в то время как «Пустой» ( кхали ) вибхаг обозначается боковым взмахом доминирующей хлопающей руки (обычно правой) или вместо этого помещением тыльной стороны ладони на ладонь основной руки. Но северные определения талы гораздо больше полагаются на определенные удары барабана, известные как болс , каждый из которых имеет свое собственное имя, которое можно как произнести, так и написать. В одних общепринятых обозначениях сам обозначается буквой «Х», а кхали , который всегда является первой долей определенного вибхага , обозначается буквой «0» (ноль). [41]
Тала не имеет фиксированного темпа ( лайя ) и может воспроизводиться с разной скоростью. В классической музыке хиндустани типичное исполнение раги делится на две или три части, разделенные по ускоряющемуся темпу музыки; Виламбит (замедленный, т. е. медленный), Мадхья (средний темп) и Друт (быстрый). Музыка Карнатика добавляет дополнительную медленную и быструю категорию, классифицированную по частям пульса ; Чаука (один удар на такт), Виламба (два удара на такт), Мадхьяма (четыре удара на такт), Друт (восемь ударов на такт) и, наконец, Ади-друт (16 ударов на такт).
Индийская классическая музыка, как северная , так и южная , теоретически разработала с древних времен многочисленные тала , хотя на практике некоторые талы очень распространены, а некоторые редки.
В музыке Карнатика
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
В музыке Карнатика используются различные системы классификации талов, такие как Чапу (четыре тала), Чанда (108 талов) и Мелакарта (72 тала). Здесь используется система Сулади Сапта Тала (35 тала), согласно которой существует семь семейств тала. Тала из этой системы не может существовать без ссылки на один из пяти джати , различающихся длиной лагху в долях . [42] Таким образом, при всех возможных комбинациях типов тала и длин лагху получается 5 х 7 = 35 талов, длина которых варьируется от 3 (Тисра-джати Эка тала) до 29 (санкиерна джати дхрува тала) акшар. Семь семей тал и количество акшар для каждой из 35 тал составляют;
История | Система обозначений | Тисра (3) | Чатусра (4) | Малышка (5) | Мисра (7) | Санкиерна (9) |
Дхрува | лолл | 11 | 14 | 17 | 23 | 29 |
Мэтью | ржу не могу | 8 | 10 | 12 | 16 | 20 |
Рупака | Ол | 5 | 6 | 7 | 9 | 11 |
Джампа | ЛЮО | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 |
Три раза | 100% | 7 | 8 | 9 | 11 | 13 |
Минуты | llOO | 10 | 12 | 14 | 18 | 22 |
К | л | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 |
На практике лишь немногие талы имеют установленные композиции. Самая распространенная тала — Чатурасра-надай Чатурасра-джаати Трипута тала , также называемая Ади тала ( Ади на санскрите означает «изначальный»). Надай — это термин, означающий разделение долей. Многие крити и около половины варнамов настроены на эту талу . Другие распространенные талы включают:
- Чатурасра-надай Чатурасра-джаати Рупака тала (или просто Рупака тала ). [43] установлено большое тело крити К этой тале .
- Кханда Чапу (счет до 10) и Мисра Чапу (счет до 14), оба из которых не очень хорошо вписываются в схему сулади сапта тала . Многие падамы настроены на Мисра Чапу , в то время как есть также крити, установленные на оба вышеупомянутых тала .
- Чатусра-надаи Кханда-джати Ата тала (или просто Ата тала ). [43] Около половины варнамов настроены на эту талу .
- Тисра-надай Чатусра-джати Трипута тала (Ади Тала Тисра-Надаи). [43] приурочено несколько быстрых крити К этой тале . Поскольку эта тала представляет собой двадцатичетырехтактный цикл, композиции в ней могут исполняться, а иногда и исполняются на рупака-таламе .
Штрихи
[ редактировать ]В таласе шесть основных анг/ударов;
- Анудхрутам , одиночный удар, обозначаемый буквой «У», хлопок открытой руки вниз ладонью вниз.
- Дхрутам , образец из двух ударов, обозначенный буквой «О», хлопок вниз ладонью вниз, за которым следует второй хлопок вниз ладонью вверх.
- Лагху , узор с переменным количеством долей: три, четыре, пять, семь или девять, в зависимости от джати . Он обозначается буквой «л» и состоит из хлопка ладонью вниз с последующим счетом от мизинца к большому пальцу и обратно, в зависимости от джати .
- Гуру, узор, представленный восемью долями. Он обозначается цифрой «8» и состоит из хлопка ладонью вниз, за которым следует круговое движение правой руки со сомкнутыми пальцами по часовой стрелке.
- Плутам, образец из двенадцати ударов, обозначенный цифрой «3», он состоит из хлопка в ладоню вниз ладонью вниз, за которым следует счет от мизинца до среднего пальца, кришья (четыре раза взмах рукой влево) и Сарпини (четыре раза махнув рукой вправо)
- Какападам, образец из шестнадцати ударов, обозначенных буквой «х», он состоит из хлопка вниз ладонью вниз с последующим счетом от мизинца до среднего пальца, патакама (четыре взмаха рукой вверх), кришьи и сарпини.
Джатис
[ редактировать ]Каждая тала может включать в себя один из пяти следующих джати.
Тик | Количество акшар |
Чатурасра | 4 |
Тира | 3 |
Малыш | 5 |
Мисра | 7 |
Санкиерна | 9 |
С каждым семейством тала связан джати по умолчанию ; имя талы, упомянутое без уточнений, относится к джати по умолчанию .
- Дхрува тала по умолчанию — это чатурашра джати.
- Матья тала — это чатурашра джати.
- Рупака тала — это чатурашра джати.
- Джампа тала — это мисра джати. [43]
- Трипута тала - это тисра джати ( тип чатурасра джати также известен как Ади тала )
- Что тала то, что приходит
- Эка тала — это чатурашра джати
- Для всех 72 мелакарта-тал и 108 талов джати в основном представляет собой чатусрам.
Например, один цикл кханда-джати рупака тала состоит из двухтактного дхрутама, за которым следует пятитактный лагху . Таким образом, цикл длится семь акшар. Чатурасра надаи кханда-джати Рупака тала имеет семь акшарамов, каждый из которых имеет четыре матры длину ; Длина каждой авартаны талы составляет 4 х 7 = 28 матр. Для Мишра надаи Кханда-джати Рупака тала это будет 7 х 7 = 49 матр.
Гати ( надай на тамильском, надака на телугу, наде на каннада)
[ редактировать ]Число матр в акшаре называется надай . Это число может быть три, четыре, пять, семь или девять, и оно носит то же имя, что и джати. Надай по умолчанию — Chatusram :
Тик | Маатрас | Фонетическое представление долей |
---|---|---|
Третий | 3 | Та Ки Та |
Чатусра | 4 | Ка Ди Ми это |
Малыш | 5 | Та Ка Та Ки Та |
Мисра | 7 | Та Ки Та Та Ка Дхи Ми |
Санкиерна | 9 | Та Ка Дхи Ми Та Ка Та Ки Та |
Иногда паллавис поют как часть экспозиции Рагам Танам Паллави в некоторых более редких и сложных талах ; такие паллависы, если они поются не на чатусра-надай тала , называются надаи паллавис. Кроме того, в чаука-кале часто поют паллавис (замедляя цикл тала в четыре раза), хотя эта тенденция, похоже, замедляется.
Составить
[ редактировать ]Кала означает изменение темпа во время исполнения песни, обычно увеличивая скорость вдвое. Оннаам калам — первая скорость, Эрандаам калам — вторая скорость и так далее. Эрандаам каалам вмещает в один и тот же ритм вдвое больше акшар (нот), тем самым удваивая темп. Иногда Кала также используется аналогично Лайе, например, Мадхьяма Калам или Човка Калам.
В музыке хиндустани
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
Классическая музыка хиндустани | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Концепции | ||||||
Инструменты | ||||||
| ||||||
Жанры | ||||||
| ||||||
Таат | ||||||
Талас имеет вокализованную и, следовательно, записываемую форму, в которой отдельные доли выражаются как фонетические представления различных ударов, сыгранных на табле. Различные гхараны (буквально «дома», которые можно понимать как «стили» – по сути, стили одного и того же искусства с культивируемыми традиционными вариациями) также имеют свои собственные предпочтения. Например, Кирана Гарана чаще использует Эктаал для Виламбита Хаял, а Джайпур Гарана использует Тритал. Также известно, что игроки из Джайпурской Гараны используют Ада Тритал, разновидность Тритала для перехода от Виламбита к Друт Лайя.
В хали- вибхаге нет долей баяна, то есть нет басовых долей, это можно рассматривать как способ обеспечить баланс между использованием тяжелых (с преобладанием баса) и легких (высоких) долей или, проще говоря, это можно рассматривать как другую мнемонику. следить за ритмическим циклом (помимо Сэма). используется На хали ударный слог, который легко выделить из окружающих долей.
Некоторые редкие талы даже содержат «полудолю». Например, Дхарами — это цикл из 11 1/2 долей, в котором последняя «Ка» занимает только половину времени остальных долей. В шестой доле этой талы нет играемого слога – в западном понимании это пауза.
На общем хиндустани говорят
[ редактировать ]Некоторые талы, например Дхамаар, Эктаал, Джумра и Чаутала, лучше подходят для медленного и среднего темпа. Другие процветают более быстрыми темпами, например, Джаптал или Рупак Талас. Тритал или Тинтал — один из самых популярных, поскольку он одинаково эстетичен как в медленном темпе, так и в более высоких. Как указано выше, деление с сэмом (первая сильная доля) отмечено X, секция хали отмечена 0, а остальные секции тали отмечены цифрами, начинающимися с 2. В некоторых источниках указывается, что Рупак тала начинается с хали. , единственная тала, которая может это сделать. [44]
В музыке хиндустани много тал, некоторые из наиболее популярных:
Имя | бьется | Разделение | विभागा |
---|---|---|---|
Тинтал (или Тритал или Тинтал) | 16 | 4+4+4+4 | х 2 0 3 |
Тилвада | 16 | 4+4+4+4 | х 2 0 3 |
Джумра | 14 | 3+4+3+4 | х 2 0 3 |
Ада Чаутаал | 14 | ||
Дхамар | 14 | 5+2+3+4 | х 2 0 3 |
Дипчанди (тумри, песни из фильмов) | 14 | ||
Эктал (и Чаутал в Дхрупаде) | 12 | 2+2+2+2+2+2 | Х 0 2 0 3 4 |
Джаптал | 10 | 2+3+2+3 | х 2 0 3 |
Сул Таал (в основном Дхрупад) | 10 | ||
Желтый | 8 | 4+4 | х 0 |
Рупак (Муглай/Рупак) У Карнатика есть 6-битный Рупак. | 7 | 3+2+2 | Х 2 3 или 0 х 2 |
Тевараа (используется в дхрупаде) | 7 | ||
Дадра | 6 | 3+3 | х 0 |
Произносится 72 мелакарта и 108 анга.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2016 г. ) |
72 мелакарта таро
[ редактировать ]S.No | Название раги | Узор символов ангов | Акшары |
---|---|---|---|
1 | Цвет | 1 Анудхрута, 1 Дхрута, 1 Гуру, 1 Лагху | 15 |
2 | Ратнаанги | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху | 20 |
3 | Ганамурти | 1 Лагху, 2 Анудхруты, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Анудхрута | 22 |
4 | Ванаспати | 1 Лагху, 2 Анудхруты, 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 22 |
5 | Маанавати | 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 20 |
6 | Дханарупи | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрита | 15 |
7 | Сенаавати | 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 25 |
8 | Ханумантходи | 1 Гуру, 2 Анудхруты, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Плута, 1 Дхрута, 1 Лагху | 34 |
9 | Преодолей это | 1 Плута, 2 Анудхруты, 1 Друта | 16 |
10 | Натакаприя | 3 Дхруты, 1 Лагху, 1 Дхрута | 12 |
11 | Кокилаприя | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Дхрута, 2 Лагху, 1 Дхрута | 21 |
12 | Рупаавати | 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 19 |
13 | Гаякаприя | 1 Лагху, 1 Анудхрута, 2 Дхруты, 1 Лагху, 1 Дхрута | 15 |
14 | Вагула бхаранам | 1 Лагху, 1 Анудхрута, 2 Дхруты, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам | 28 |
15 | Майя малава гулям | 1 Лагху, 2 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Анудхрута | 31 |
16 | Чакравахам | 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 2 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 24 |
17 | Сурьякантам | 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Дхрута, 1 Гуру, 1 Плута | 33 |
18 | Имейте медь | 1 Гуру, 2 Дхруты, 1 Гуру, 1 Лагху, 1 Дхрутха Секара Вирамам | 27 |
19 | Джанкарад Вани | 1 Плута, 3 Дхрута Секара Вирамамам, 1 Плута, 1 Дхрута, 1 Анудхрута | 36 |
20 | Ната Бхайрави | 1 Анудхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 2 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута | 19 |
21 | Киравани | 2 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 18 |
22 | Карахара Прия | 2 Дхрута Секара Вирамама, 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута | 24 |
23 | Гоури Манохари | 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 2 Лагху, 1 Дхрута, 2 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам | 37 |
24 | Варуна прия | 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 20 |
25 | Маара Ранджани | 1 Лагху, 2 Дхрута Секара Вирамамы, 2 Гуру, 2 Анудхруты | 28 |
26 | Чарукесы | 1 Гуру, 1 Дхрутха Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 22 |
27 | Сарасаанги | 1 Гуру, 1 Дхрутха Секара Вирамам, 1 Плута, 1 Дхрута, 1 Лагху | 29 |
28 | замечательныймбоджи | 1 Гуру, 1 Анудхрутха, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Плута, 1 Гуру, 1 Анудхрутха | 41 |
29 | Дхира Шанкара Бхаранам | 1 Гуру, 2 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Дхрутха Секара Вирамам, 1 Дхрута, 2 Лагхус, 1 Анудхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам | 50 |
30 | Нагаа Нандини | 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Гуру, 2 Анудхрута | 23 |
31 | Yagapriya | 1 Дхрута Секара Вирамам, 2 Лагху, 1 Дхрута | 13 |
32 | Рага Вардхини | 3 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Гуру, 1 Дхрута, 1 Анудхрута | 24 |
33 | Гангея Бушани | 1 Гуру, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута | 38 |
34 | Вага дхишвари | 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, Дхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам | 34 |
35 | Вниз на пол | 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута | 12 |
36 | Чала Наата | 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 2 Дхруты | 15 |
37 | Чалагам | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Гуру, 1 Анудхрута | 22 |
38 | Джалаарнавам | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 2 Гуру, 1 Дхрута | 32 |
39 | Джаалаварали | 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 2 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута | 25 |
40 | Наванитам | 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 15 |
41 | Павлин | 1 Дхрутха Секара Вирамам, 1 Лагху, 2 Анудхруты | 9 |
42 | Рагуприя | 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 14 |
43 | Каваамботи | 1 Лагху, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Плута, 1 Гуру, 1 Анудхрута | 36 |
44 | Бхаваприя | 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 16 |
45 | Субха Пантуварали | 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута | 35 |
46 | Шадвита маргини | 1 Гуру, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Гуру, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 44 |
47 | Сварнанги | 1 Гуру, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Плута, 1 Дхрута, 1 Лагху | 32 |
48 | Дивьямани | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 27 |
49 | Давалаамбари | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 28 |
50 | Наама Нараяни | 1 Друта, 1 Лагху, 2 Друта, 1 Лагху, 1 Друта, 1 Лагху, 1 Друта | 22 |
51 | Камаварта | 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Плута, 1 Анудхрута | 27 |
52 | Рамаприя | 2 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 16 |
53 | Гаманашрам | 2 Лагху, 1 Дхрута, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 17 |
54 | Вишвамбари | 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Плута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 27 |
55 | Шьямаланги | 1 Гуру, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху | 25 |
56 | Шанмукха Прия | 1 Плута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута | 27 |
57 | Симендра мадхьямам | 1 Гуру, 1 Какапада, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам | 69 |
58 | Хемаавати | 1 Плута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 30 |
59 | Дхармавати | 1 Плута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 30 |
60 | Нитимати | 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 22 |
61 | Кантамани | 2 гуру, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 28 |
62 | Ришабхаприя | 1 Дхрутха Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 21 |
63 | Пойдем | 1 Лагху, 1 Плута, 1 Анудхрута, 1 Лагху | 21 |
64 | Вачаспати | 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 29 |
65 | Меха Кальяни | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 30 |
66 | Читраамбари | 1 Лагху, 1 Дхрутха Секара Вирамам, 1 Плута, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам | 29 |
67 | Сучаритра | 1 Гуру, 1 Лагху, 2 Дхрута Секара Вирамамам, 1 Гуру, 1 Анудхрута | 27 |
68 | Джьоти Сварупини | 1 Какапада, 1 Анудхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Плута, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута | 48 |
69 | Датувардхани | 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Анудхрута, 1 Плута, 1 Анудхрута | 36 |
70 | Когда он построил куст | 1 Дхрута, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута, 1 Лагху, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута | 32 |
71 | Косалам | 1 Гуру, 1 Анудхрута, 2 Гуру, 1 Анудхрута | 26 |
72 | Расикаприя | 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Гуру, 1 Дхрута Секара Вирамам, 1 Лагху, 1 Дхрута | 20 |
7 Саптангачакрам (7 анг)
[ редактировать ]Рамка | Символ | Акшаракала |
---|---|---|
Анудрутам | В | 1 |
Друта | ТО | 2 |
Друта-вирама | ДРУЗЬЯ | 3 |
Лагху (каста Чатусра) | л | 4 |
Учитель | 8 | 8 |
я плаваю | 3 | 12 |
Почувствуй это | х | 16 |
Шодашанчакрам (16 анг)
[ редактировать ]Рамка | Символ | Акшаракала |
---|---|---|
Анудрутам | В | 1 |
Друта | ТО | 2 |
Друта-вирама | ДРУЗЬЯ | 3 |
Лагху (каста Чатусра) | л | 4 |
Лагху-вирама | Ул | 5 |
Лагху-друта | Ол | 6 |
Лагху-друта-вирама | УОл | 7 |
Учитель | 8 | 8 |
Гуру-вирама | U8 | 9 |
Гуру-друта | О8 | 10 |
Гуру-друта-вирама | УО8 | 11 |
я плаваю | 3 | 12 |
Плута-вирана | U3 | 13 |
Плута-друта | О3 | 14 |
Плута-друта-вирама | УО3 | 15 |
Почувствуй это | х | 16 |
Композиции редки в 108 длинных анга талах. Они в основном используются при исполнении Паллави Рагам Танам Паллавис . Некоторые примеры анга талас:
Пруд Сарабханандана
8 | ТО | л | л | ТО | В | В) | |
ТО | ТО | ТО | В | ТЕМ) | ИЛИ) | В) | ТО |
В | ТО | В | ТО | В) | ТО | (ИЛИ) | ТЕМ) |
Симханандана тала : Это самая длинная тала.
8 | 8 | л | ) | л | 8 | ТО | ТО |
8 | 8 | л | ) | л | ) | 8 | л |
л | х |
Другой тип талы — чханда тала . Это талы на стихи «Тирупугажа» тамильского композитора Арунагиринатара . Говорят, что он написал 16 000 гимнов, каждый на разных чханда тала . Из них в наличии только 1500–2000.
Реже говорят на хиндустани
[ редактировать ]Имя | бьется | Разделение | विभागा |
---|---|---|---|
Он кричал | 14 | 2+2+2+2+2+2+2 | Х 2 0 3 0 4 0 |
Брахмтал | 28 | 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2 | Х 0 2 3 0 4 5 6 0 7 8 9 10 0 |
Дипчанди | 14 | 3+4+3+4 | х 2 0 3 |
охота | 17 | 6+6+2+3 | х 0 3 4 |
Султал | 10 | 2+2+2+2+2 | х 0 2 3 0 |
Уссоле и Фахта | 5 | 1+1+1+1+1 | х 3 |
Теряться | 14 | 3+4+3+4 | х 2 0 3 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Монье-Вильямс 1899 , с. 444.
- ^ Неттл и др. 1998 , с. 138.
- ^ Рэндел 2003 , с. 816.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рэндел 2003 , стр. 816–817.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Неттл и др. 1998 , стр. 138–139.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соррелл и Нараян 1980 , стр. 1–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Соррелл и Нараян 1980 , стр. 3–4.
- ^ Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 63–64. ISBN 978-1-61117-108-2 .
- ^ Уильям Алвес (2013). Музыка народов мира . Cengage Обучение. п. 266. ИСБН 978-1-133-71230-5 .
- ^ Соррелл и Нараян 1980 , стр. 4–5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуэлл 2015 , стр. 12–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллен Коскофф (2013). Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Рутледж. стр. 938–939. ISBN 978-1-136-09602-0 .
- ^ Каудхури 2000 , с. 130.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Неттл 2010 .
- ^ Джеймс Б. Робинсон (2009). Индуизм . Издательство информационной базы. стр. 104–106. ISBN 978-1-4381-0641-0 .
- ^ Виджая Мурти (2001). Романтика Раги . Публикации Абхинава. стр. 45–48, 53, 56–58. ISBN 978-81-7017-382-3 .
- ^ Неттл и др. 1998 , с. 124.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ганголли 2007 , с. 56.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рао, Суварналата; Рао, Прити (2014). «Обзор музыки хиндустани в контексте вычислительной музыкознания». Журнал исследований новой музыки . 43 (1): 26–28. CiteSeerX 10.1.1.645.9188 . дои : 10.1080/09298215.2013.831109 . S2CID 36631020 .
- ^ Роуэлл 2015 , с. 9.
- ^ Уильям Форд Томпсон (2014). Музыка в социальных и поведенческих науках: энциклопедия . Публикации SAGE. стр. 1693–1694. ISBN 978-1-4833-6558-9 .
- ^ Гай Бек (1993), Звуковая теология: индуизм и священный звук , University of South Carolina Press, ISBN 978-0872498556 , стр. 107–108
- ^ Фриц Стаал (2009), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи , Пингвин, ISBN 978-0143099864 , стр. 4–5
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуэлл 2015 , с. 59-61.
- ^ Роуэлл 2015 , с. 62-63.
- ^ Роуэлл 2015 , с. 64-65.
- ^ Витцель, Майкл (2003). «Веды и Упанишады». Во «Наводнении», Гэвин (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Издательство Блэквелл. стр. 68–71. ISBN 1-4051-3251-5 .
- ^ Роуэлл 2015 , с. 66-67.
- ^ Роуэлл 2015 , с. 67-68.
- ^ Роуэлл 2015 , стр. 11–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуэлл 2015 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуэлл 2015 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роуэлл 2015 , с. 14.
- ^ SS Шастри (1943), Сангитаратнакара Сарнгадевы , Adyar Library Press, ISBN 0-8356-7330-8 , стр. v–vi, ix–x (на английском языке), дальнейшее обсуждение см. на стр. 169-274 (санскрит)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ренс Бод (2013). Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от древности до современности . Издательство Оксфордского университета. п. 116. ИСБН 978-0-19-164294-4 .
- ^ Роуэлл 2015 , стр. 12–14.
- ^ Неттл и др. 1998 , с. 299.
- ^ Лиза Оуэн (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . БРИЛЛ Академик. стр. 76–77. ISBN 978-90-04-20629-8 .
- ^ Мадукар Кешав Дхаваликар (2003). Эллора . Издательство Оксфордского университета. п. 35 . ISBN 978-0-19-565458-5 .
- ^ Кауфманн 1968 .
- ^ Чандракантха Музыка Индии http://chandrakantha.com/faq/tala_thalam.html
- ^ «Что такое Сулади Сапта Тала и почему это важно в карнатической музыке?» . Академия Кафки . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Практический курс карнатикской музыки профессора П. Самбамурти, Книга II, Индийское музыкальное издательство, Мадрас.
- ^ Чаттерджи, Самир (31 декабря 2005 г.). Майнер, Аллин (ред.). Исследование Таблы: комплексное исследование истории, теории и композиций (изд. 2006 г.). Чандаян. ISBN 978-0984134908 .
Библиография
[ редактировать ]- Чаудхури, Вималаканта Ройя (2000). Словарь классической музыки хиндустани Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1708-1 .
- Ганголли, Рамеш (лето 2007 г.). «Музыка и математика». Перспективы новой музыки . 45 (2): 51–56. дои : 10.1353/pnm.2007.0001 . JSTOR 25164656 .
- Кауфманн, Уолтер (1968), Раги Северной Индии , Oxford & Indiana University Press, ISBN 978-0253347800 , OCLC 11369
- Монье-Вильямс, Монье (1899), Санскритско-английский словарь , Лондон: Oxford University Press
- Неттл, Бруно ; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; Тимоти Райс (1998), Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент , Routledge, ISBN 978-0-8240-4946-1
- Неттл, Бруно (2010), «Тала, Музыка» , Британская энциклопедия
- Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- Роуэлл, Льюис (2015). Музыка и музыкальная мысль в ранней Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-73034-9 .
- Соррелл, Нил; Нараян, Рам (1980). Индийская музыка в исполнении: практическое введение . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-0756-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даниэлу, Ален (1949). Музыка Северной Индии, Том 1. Теория и техника; Том 2. Основные раги . Лондон: К. Джонсон. OCLC 851080 .
- Хамбл, М. (2002): Развитие ритмической организации в индийской классической музыке , магистерская диссертация, Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет.
- Джайразбхой, Назир Али (1995). «Раги североиндийской музыки: их структура и эволюция» (1-е исправленное индийское издание). Бомбей: Популярный Пракашан. ISBN 978-81-7154-395-3 .
- Юниус, Манфред: Талы североиндийской музыки, Мюнхен, Зальцбург: Кацбихлер, 1983.
- Мартинес, Хосе Луис (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1801-9 .
- Мехта, Тарла (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Монфор, Мэтью. Древние традиции - возможности будущего: ритмическая тренировка через традиции Африки, Бали и Индии , Милл-Вэлли: Panoramic Press, 1985. ISBN 0-937879-00-2
- Сарджант, Уинтроп ; Лахири, Сарат (октябрь 1931 г.). «Этюд в восточно-индийском ритме» . Музыкальный ежеквартальный журнал . XVII (4): 427–438. дои : 10.1093/mq/XVII.4.427 .
- Те Нидженхейс, Эмми (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 978-90-04-03978-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Визуальное введение в ритмы (таал) в классической музыке хиндустани
- Колвин Рассел: Тала Букварь – базовое введение в таблу и талу.
- KKSongs Talamala : записи Табла Болс, база данных для хиндустани Таласа
- Древнее будущее : MIDI-файлы обычного (основного) хиндустани-таласа.