Гарана
Классическая музыка хиндустани | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Концепции | ||||||
Инструменты | ||||||
|
||||||
Жанры | ||||||
|
||||||
Таат | ||||||
В музыке хиндустани (классическая музыка Северной Индии) гхарана — это система социальной организации на Индийском субконтиненте , объединяющая музыкантов или танцоров по происхождению или ученичеству и, что более важно, по приверженности определенному музыкальному стилю.
Слово гхарана происходит от хинди слова «гар», что означает «дом». Обычно это относится к месту, где зародилась музыкальная идеология; например, некоторые из гхаран, хорошо известных пением кьялов : Дели, Агра, Гвалиор, Индаур, Атраули-Джайпур, Кирана и Патиала. Четыре знаменитых катхак- гараны: Лакхнау, Атраули-Джайпур, Бенарес и Райгарх.
Вокальные гараны
[ редактировать ]Кьял Гаранас
[ редактировать ]Система гхараны в кьяле уходит корнями в традицию гуру-шишья и похожа на систему Дхрупад Бани . На систему гхараны большое влияние оказало постепенное падение Империи Великих Моголов , которая вынудила музыкантов переехать из Дели в княжеские государства, такие как Гвалиор, Лакхнау, Хайдарабад, Патиала и Рампур.
Гараны имеют разные стили подачи кьяла — как сильно подчеркнуть и как произнести слова композиции, когда петь стхайи и антару , безразмерный алап петь ли вначале , какие импровизации использовать, как большое значение придавать ритмическому аспекту и так далее. Однако отдельный исполнитель из гхараны может позаимствовать привлекательные стилистические аспекты другой гхараны в своем гаяки (стиле пения). Есть десять выдающихся кьял гхаран: [ 1 ] [ 2 ]
Гарана | Художники-основатели | Примерная дата основания | Известные представители | Функции |
---|---|---|---|---|
Гарана Каввала Баччона | Абуль Хасан Ямин уд-Дин Хосров
и его 12 учеников |
13 век | Амир Хосров Мир Була Калавант, Мир Хасан Савант, Мир Гунвант, Шах Шах Садаранг, Шах Адаранг, Шейх Фироз
(Шах Бхикан) Тадж Хан (Ранг Рус) Шейх Аджмал (Миян Ачпал) Мир Кутуб Бакш (Миян Танрас) Хаджи Мухаммед Сиддик Хан, Музаффар Хан |
Каввал Баччон Ка Гарана - старейшая кхаял гхарана традиции классической музыки хиндустани . [ 3 ]
Члены этой гхараны подходят к раагдари с большей свободой, чем гхараны, информированные о дхрупаде, такие как Гвалиор , Джайпур и Агра . [ 4 ] Акцент на бхав и экспозицию являются отличительными чертами этого стиля. [ 1 ] Репертуар[ редактировать ]Помимо обширных композиций хаял, гарана известна своими каввалами . [ 5 ] |
Дели Гарана | Хазрат Амир Хосров , Миян Самти | 13 век | Садаранг , Адаранг , Миян Ачпал, Танрас Хан , Мамман Хан , Чанд Хан, Насир Ахмед Хан, Кришна Бишт, Икбал Ахмед Хан | Старейшая хаял гхарана, широкий спектр таанов, бол баант, бол таан, быстрый узор таан, гамак таан, акцент на мелодии и лайкари, структурированный бадхат раги |
Гвалиор Гарана | Натан Пир Бакш, Хассу Хан, Хадду Хан, Нату Хан | Середина 16 века | Вишну Дигамбар Палускар Омкарнатх Тхакур , Гулам Хасан Шагган , Д. В. Палускар , Пт , Баласахеб Пучвале , Сунанда Патнаик , Малини Раджуркар , Вина Сахасрабуддхе , Н. Раджам. | Наиболее заметной чертой этой гхараны является сильный акцент на гамаках в таанах, а также использование бол-баанта, бол-таана, отсутствие использования саргама, широкий диапазон таанов, аланкарик таанов, нисходящие сапаат тааны, примерно аналогичный акцент на мелодии. и ритма, предпочтение простым (в отличие от сложных) раг, репертуар бандиш, разнообразие таанов |
Агра Гарана | Гагге Худабакш | Середина 19 века | Файяз Хан , Вилаят Хусейн Хан , Шарафат Хусейн Хан , Джитендра Абхишек | Ближе к дхрупаду с алапом типа ном-том и другими элементами, ритмичная игра, частое использование тисра джати в подростковом возрасте, акцент на культуре голоса для достижения широкого диапазона и мощного броска голоса, бол-баант, бол-таан, редкое использование саргама. , медленные тааны, использование джабда таан, репертуар традиционных и самостоятельно составленных бандиш |
Кирана Гарана | Абдул Карим Хан , Абдул Вахид Хан | Конец 17 века | «Гордый Гандхарва» Пандит Вишванатбува Джадхав , Пандит Б. В. Джадхав, Пандит Р. В. Джадхав, Шакунтларадже Р. Джадхав, Пандит П. В. Джадхав
Савай Гандхарва , Бхимсен Джоши , Прабха Атре , Хирабай Бародекар , Гангубай Хангал Амир Хан (под сильным влиянием Кираны Гараны) |
Кирану часто считают знаменосцем классической вокальной музыки хиндустани.
Главной целью этой гхараны является идеальная интонация нот и акцент на мелодии. Кроме того, разработка раги в медленном темпе, длинные и устойчивые тона, обычно традиционные раги, использование саргама, очень мало бол-баанта, ясность произношения текста, использование некоторых Карнатические раги и особенности раги, акцент на вокале, а не на инструментальной форме. Высокодекоративный и сложный таан. |
Бхендибазар Гарана | Чхаджу Хан, Назир Хан, Хадим Хусейн Хан | Конец 19 века | Аман Али Хан , Анжанибай Малпекар
Амир Хан (находящийся под сильным влиянием Бхендибазара Гараны) |
Акцент на контроле дыхания, чтобы иметь возможность петь длинные отрывки на одном дыхании, использование меруханда для продолжительных алапов, использование гамак таана и саргама, использование некоторых карнатических раг. |
Джайпур-Атраули Гарана | Алладия Хан | Конец 19 века | Кесарбай Керкар , Могубай Курдикар , Малликарджун Мансур , Кишори Амонкар , Ашвини Бхиде-Дешпанде | Репертуар редких и сложных раг, основанных на Агре гхаране, использовании акаара для бадхата, интенсивном использовании тинтаала, рупака, джаптаала и ада-чаутаала, ритмической игре, использовании бол-баанта и бол-таана, пульсирующих таанов, сильном акценте на таанс |
Патиала Гарана | Баде Фатех Али Хан , Али Бакш Хан | Конец 19 века | Баде Гулам Али Хан , Фатех Али - Аманат Али Хан , Васантрао Дешпанде , Джагдиш Прасад , Сандхья Мукерджи , Прасун Банерджи , Мира Банерджи, Аджой Чакрабарти | Патиала часто считается объединением нескольких ранее существовавших гхаран и утверждает, что объединила музыкальные традиции Дели гхараны , Гвалиора гхараны и Джайпур-Атраули гхараны и известна заимствованием элементов из других гхаран.
Эта Гарана также известна своей универсальностью: она известна не только своим пением Кхаял, но и тем, что она увлекается другими формами классической музыки и прочно закрепилась там. Акцент на развитии голоса, примерно такой же акцент на мелодии и ритме, саргам, подобный бол-баанту, с редкими тоническими транспозициями, случайное использование бол-таана, разнообразие таанов, быстрые саргамы и модели таан, могут включать или не включать антару, влияние таппа стиль |
Рампур-Сахасван гхарана | Инайят Хусейн Хан | Середина 19 века | Муштак Хусейн Хан , Шанно Хурана , Рашид Хан (музыкант) , Ниссар Хусейн Хан , Гулам Мустафа Хан (певец) , Гулам Садик Хан , Гулам Аббас Хан | Акцент на мелодии, бол-таане, саргам таане, разнообразных аакар таанах и хорошем владении лайкари, а также сильном владении тараной. |
Индор гхарана | Аамир Хан | Середина 20 века | Медленное и неторопливое развитие раг, импровизация преимущественно в нижних и средних октавах, склонность к серьезным и обширным рагам, акцент на мелодии, разумное использование пауз между импровизациями, бол алап и саргам с использованием паттернов меруханд, щадящее применение мурки , использование кана. свары во всех частях выступления, контролируемое использование украшений для сохранения интроспективного качества, редкое использование тихая, тщательное изложение текста, может включать или не включать антару, несколько лайя-джати в одном таане, смесь типов таана в одном таане, известен рубайдаром Тараной (считается похожим на чхота хьял) | |
Мевати Гарана | Гагге Назир Хан | Середина 19 века | Джасрадж , Кала Рамнатх , Санджив Абхьянкар | Акцент на мелодии, известной бхаджанами, сапаат таанами и гамак таанами, использованием саргама. |
Шам Чаурасия Гарана | Миян Чанд Хан, Миян Сурадж Хан | Конец 16 века | Саламат Али и Назакат Али Хан | Акцент на лайакари с использованием моделей бол-таан и тихай, быстрого саргама и таана. |
Кунвар Шьям Гарана | Госвами Лалджи Махарадж («Кунвар Шьям») [ 6 ] | Конец 19 века | Лакшман Прасад Джайпурвале, Говинд Прасад Джайпурвале, Бхавдип Джайпурвале, Амит Чаудхури [ 7 ] | Алап на основе Менда, интракатные узоры таан и лайкари. [ 8 ] |
Дхрупад гхараны
[ редактировать ]Традиция дхрупада включает в себя четыре оригинальных стиля: [ 9 ]
- Дагарбани («садхарани гити»)
- Гаухарбани гхарана|Гаухарбани
- Хандарбани Гарана
- Наухарбани гхарана
Сохранившиеся сегодня традиции дхрупада являются потомками вышеупомянутых четырех стилей.
- Дагар гхарана , основанная семьей Дагар.
- Бишнупур гхарана , основанный киртанкарами в Западной Бенгалии (13 век)
- Дарбханга гхарана , основанная в Дарбханге , Бихар.
- Думраон Гарана, Буксар, Бихар, основанный Думраоном Махараджем и музыкантом Пандитом Ганарангом Дубеем.
- Беттия гхарана, основанная в Беттиа , Бихар.
- Талванди гхарана
- Мевати гхарана , основанная Вахидом Ханом (Бинкаром) и Гагге Назиром Ханом . Происходил из Хандарбани гхараны.
- Калпи Гарана [ 10 ]
Тхумри гхараны
[ редактировать ]В гхаране Бенареса слова в тексте песни музыкально украшены, чтобы подчеркнуть их смысл, в то время как гхарана Лакхнау представляет собой замысловато украшенные и изящные тумри , которые явно демонстрируют свой эротизм. Основной особенностью тумри Патиала - гараны является включение в них таппы из региона Пенджаба. Именно с помощью этого элемента таппа оказывает свое влияние гхарана Патиала, отходя от кьялы Бенареса, в котором доминируют тумри Лакхнау, ориентированных на танец , и тумри . [ 11 ] Бенаресская гхарана была основана Киртанкарами в 13 веке и возрождена Сиддхешвари Деви , Расуланом Бай , Бади Моти Бай, Махадевом Мишрой, Гириджей Деви (середина 20 века) и Савитой Деви. [ нужна ссылка ]
Инструментальные гхараны
[ редактировать ]Табла гаранас
[ редактировать ]Ниже приведены шесть широко распространенных гхаран (упорядочены в зависимости от хронологии основания): [ 2 ]
- Дели-гарана — старейшая из табла-гараны.
- Аджрара гхарана является ответвлением Дели гхараны и тесно связана с ней.
- Лакнау гхарана ритмично развивается благодаря Катхаку.
- Бенарес Гарана
- Пенджабская гарана , популяризированная Аллой Ракхой и Закиром Хусейном , развивалась на основе оригинального Пахаваджа . репертуара
- Фаррукхабад гхарана - самая молодая из принятых табла гхарана и ответвление всех гхаран, в котором представлены их основные концепции.
Гарана | Художники-основатели | Примерная дата основания | Место основания | Известные представители |
---|---|---|---|---|
Дели Гарана | Сиддхар Хан | Начало 18 века | Дели | Гами Хан, Имам Али Хан, Мунну Хан, Латиф Ахмед Хан, Шафаат Ахмед Хан |
Аджрара гхарана | Kallu Khan, Miru Khan | Начало 19 века | Аджрара | Хабибуддин Хан, Мехбуб Хусейн Хан, Судхиркумар Саксена, Манджу Хан, Юсуф Хан, Рамджан Хан, Сарвар Сабри, Акрам Хан |
Лакхнау Гарана | Миян Бакшу | 19 век | Лакнау | Ильмас Хусейн Хан, Тимир Рой Чоудхури, Аччан Махарадж, Анил Бхаттачарджи, Бисваджит Бхаттачарджи, Сантош Бисвас, Свапан Чаудхури , Файаз Хан |
Бенарес Гарана | Рам Сахай | Конец 18 века | Бенарес | Рам Сахаи, Канте Махарадж, Анохелал Мишра , Шамта Прасад , Кишен Махарадж , Махапуруш Мишра, Кумар Бос , Ананда Гопал Бандопадхьяй , Самар Саха, Сандип Дас |
Фаррухабад Гарана | Хаджи Вилаят Али Хан | 19 век | Фаррухабад | Устад Амир Хусейн Хан, Масит Хан, Ахмеджан Тираква, Джнан Пракаш Гош , Кераматулла Хан, Канаи Дутта, Шьямал Босе, Шанкар Гош , Аниндо Чаттерджи , Бикрам Гош |
Пенджаб Гарана | Миян Кадер Бакш | 19 век | Пенджаб | Кадир Букш, Шаукат Хусейн Хан, Алла Ракха Хан , Закир Хусейн , Йогеш Самси , Абдул Саттар Тари Хан |
Духовые и струнные инструменты
[ редактировать ]- Бишнупур гхарана
- Суфиана гхарана Кашмира ( Сантур )
Ситар гхараны
[ редактировать ]- Этава гхарана
- Майхар Гарана
- Сения Гарана
- Индор гхарана (Бинкар гхарана)
- Джайпур-Атраули Гарана
- Мевати Гарана
Сарод Гаранас
[ редактировать ]- Сения-Майхар Гарана
- Сения-Шахджаханпур гхарана
- Лакхнау-Шахджаханпур Гарана
- Сения-Бангаш Гарана
Танцевальные гараны
[ редактировать ]Сегодня исполнители катхака обычно берут свое начало из четырех основных школ катхака: гхарана Джайпур-Атраули, гхарана Лакхнау, гхарана Бенареса (родившаяся при дворах королей Качваха Раджпутов , наваба Ауда и Варанаси соответственно) и гхарана Бенареса. Райгарх гхарана (родившийся при дворе махараджи Чакрадхара Сингха из Райгарха).
Гарана Лакхнау остается самой популярной по всей стране. Однако в последнее время гхарана Атраули-Джайпур догнала его, и сегодня большинство исполнителей по всей Индии исполняют техники, принадлежащие к обоим стилям. Благодаря объединению техник и поз из других танцевальных форм чистота движений и жестов может быть разбавлена или изменена вместе с современными тенденциями. Райгарх Гарана славится своим самобытным составом и тысячами последователей.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Гхараны музыки хиндустани - Классические гхараны хиндустани - Музыкальные гхараны хиндустани» . Сайт CultureIndia.net .
- ^ Перейти обратно: а б Гаранас в Исследовательской академии ITC Сангит .
- ^ «Дилли Гарана — редкие старинные фотографии устадов» . Веб-сайт Google Arts & Culture .
- ^ Те Нидженхейс, Эмми (1974). Индийская музыка: история и структура . Бельгия. п. 90.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Имани, Алифия (20 августа 2015 г.). «Каввал Гали: улица, которая никогда не спит» . Журнал «Вестник» .
- ^ «Джайпурвалес – потерянное звено» . Музыкальный архив Раджана Паррикара . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Чаудхури, Амит (30 марта 2021 г.). В поисках раги: импровизация на тему индийской музыки . Нью-Йоркское обозрение книг. стр. 170–172. ISBN 978-1-68137-479-6 .
- ^ "Музыка" . Амит Чаудхури . Проверено 22 февраля 2022 г.
- ^ Хана, Мобарака Хосена (1988). Музыка и ее изучение . Стерлинговые издательства. п. 49. ИСБН 9788120707641 .
- ^ Мисра, Сушила (1981). Великие мастера музыки хиндустани . п. 118.
- ^ Современная история классической музыки хиндустани в Исследовательской академии ITC Сангит .