Абул Хаасан Ямин Уд-Дин Хусрау ( Персид : Аболхассан Яминуддин Хосров ; Б. 1253-D. 1325 г. н.э.), более известный как Амир Хусрау (Амир Хосров), был индоперсом [ 1 ] Суфийский певец, музыкант, поэт и ученый, который жил в период Дели Султаната .
Он является культовой фигурой в культурной истории индийского субконтинента . Он был мистиком и духовным учеником Низамуддина Аулия из Дели , Индия. Он написал стихи в первуюскую , но и в Гиндави . Словарь в стихах, ḳāliq bārī , содержащий арабские, персидские и Гиндави, часто приписывается ему. [ 2 ] Хусрау иногда называют «голосом Индии» или «Попуганием Индии» ( Тути-Э-Хинд ), и его называют «Отцом литературы по урду ». [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Амир Хусрау родился в 1253 году в Патайяли , район Касгагана , в современном Уттар-Прадеш , Индия, в том, что тогда был дели-султанатом , сыном Амира Саифа Уд-Дина Махмуда, человека туркического добычи и биби-далата, коренная индийская мать. [ 9 ] Амир Саиф Уд-Дин Махмуд был суннитским мусульманином. Он вырос в Кеше , маленьком городке недалеко от Самарканда в том, что сейчас является Узбекистаном . Когда он был молодым человеком, регион был разрушен и разрушен Центральную вторжением Чингисхана в Азию , и большая часть населения бежала в другие земли, Индия была любимым местом. Группа семей, в том числе группа Амира Саифа Уд-Дина, покинула Кеша и отправилась в Балх (ныне в северном Афганистане), что было относительно безопасным местом; Оттуда они отправили представителей султана отдаленного Дели, ищущего убежище. Это было предоставлено, и группа затем отправилась в Дели. Султан Шамс Уд-дин Илтутмиш , правитель Дели, также был туркским, как они; Действительно, он вырос в том же регионе Центральной Азии и подвергся несколько схожим обстоятельствам в более ранней жизни. Это была причина, по которой группа обратилась к нему в первую очередь. Iltutmish не только приветствовал беженцев в своем суде, но и предоставил высокие офисы и приземлился некоторым из них. В 1230 году Амир Саиф Уд-Дин был предоставлен Феф районе боли в [ Цитация необходима ]
Амир Саиф Уд-Дин женился на Биби Даулат Наз, дочери Равата Арза, индийского дворянного и военного министра Гияса Уд-Дина Балбана , девятого султана Дели. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Амир Саиф Уд-Дин и Биби Даулатназ стали родителями четверых детей: трех сыновей (одним из которых был Хусрау) и дочь. Амир Саиф Уд-Дин Махмуд умер в 1260 году, когда Хусрау было всего восемь лет. [ 12 ] Через влияние своего отца он впитал ислам и суфизм в сочетании с мастерством на турецком [ нужно разъяснения ] , Персидские и арабские языки. [ 12 ] Он был известен под его прозвищем Тути-И Хинд («Попугай Индии»), который, согласно Энциклопедии Ислама », сравнивает красноречивого поэта с попугаем сладкого, указывает на его канонический статус как поэта персидского». [ 13 ] Любовь и восхищение Хусрау к его родине прозрачны благодаря его работе. [ 14 ]
Хусрау был умным ребенком. Он начал изучать и писать стихи в возрасте девяти лет. [ 14 ] Его первый диван , Tuhfat US-Sighr (дар детства), содержащий стихи, составленные в возрасте от 16 до 18 лет, был составлен в 1271 году. В 1273 году, когда Хусрау было 20 лет, его дедушка, которому, как сообщается, 113 лет. , умер.
После смерти дедушки Хусрау Хусрау вступил в армию Малика Хаджу, племянника правящего султана Гияс Уд-Дин Балбан . Это привлекло его поэзию к сведению Ассамблеи Королевского двора, где он был удостоен чести.
Насир уд-дин Бугра Хан , второй сын Балбана, был приглашен послушать Хусрау. Он был впечатлен и стал покровителем Хусрау в 1276 году. В 1277 году Бугра-Хан был затем назначен правителем Бенгалии , и Хусрау посетил его в 1279 году, когда писал свой второй диван, когда Уль-Хаят (середина жизни). Хусрау затем вернулся в Дели. Старший сын Балбана, Хан Мухаммед (который был в Мултане ), прибыл в Дели, и когда он услышал о Хусрау, он пригласил его на свой суд. Хусрау тогда сопровождал его в Мултан в 1281 году. Мултан в то время был воротами в Индию и был центром знаний и обучения. Караваны ученых, торговцев и эмиссаров, проведенных через Мултан из Багдада , Аравии и Персии по пути в Дели. Хусрау написал это:
Я привязал ремень службы на своей талии и набрал кепку общения еще пять лет. Я передал блеск воде Мултана из океана моего остроумия и удовольствий.
9 марта 1285 года Хан Мухаммед был убит в бою, когда боролись с монголами , которые вторгались в султанат. Хусрау написал две элегии в горе от его смерти. В 1287 году Хусрау отправился в Авад с другим его покровителями, Амиром Али Хатимом. В возрасте восьмидесяти лет Балбан вызвал своего второго сына Бугра Хана обратно из Бенгалии, но Бугра -Хан отказался. После смерти Балбана в 1287 году его внук Муиз Уд-Дин Кайкабад , сын Бугра-Хана, был сделан султаном Дели в возрасте 17 лет. Хусрау оставался на службе Кайкабада в течение двух лет, с 1287 по 1288 год. В 1288 году Хусрау закончил свой свой Первый Маснави , Qiran US-Sa'dain (встреча двух благоприятных звезд), о чем Бугра Хан встречает своего сына Муиза Уд-Дин Кайкабад после долгой вражды. После того, как Кайкабад перенес инсульт в 1290 году, Нобрян назначил своего трехлетнего сына Шамса Уд-дин Каюмаров султаном. Турко-афган по имени Джалал Уд-Дин Фируз Халджи затем пошел по Дели, убил Кайкабад и стал султаном, что положило конец династии Мамлук в султанате Дели и начав Династия Халджи .
Джалал Уд-дин Фируз Халджи ценил поэзию и пригласил многих поэтов на свой суд. Хусрау был удостоен чести и уважается в его суде и получил титул «Амир». Ему дали работу «Мушаф-дар». Жизнь суда заставила Хусрау больше сосредоточиться на своих литературных работах. Газалы Хусрау, которые он сочинил в быстрой последовательности, были настроены на музыку и пели петь девушек каждую ночь перед султаном. Хусрау пишет о Джалале Уд-дин Фируз:
Король мира Джалал Уд-Дин, вознаграждая за мою бесконечную боль, которую я предпринял в составлении стихов, набупил мне невообразимое сокровище богатства.
В 1290 году Хусрау завершил свои секунды Маснави, Уль-Футух (ключ к победам), в похвале побед Джалала Уд-Дин Фируз. В 1294 году Хусрау завершил свой третий диван, Гуррат Уль-Камаал (Prime of Prime), который состоял из стихов, составленных в возрасте 34 лет и [ 9 ]
После Джалала Уд-Дина Фируза Ала Уд-Дин Халджи поднялся на престол Дели в 1296 году. Хусрау написал « Хазаин Уль-Футух» («Сокровища побед»), записавшись на строительные работы, войны и административные службы Ала Уд-Дин. Затем он сочинил хамсу (квинтет) с пятью Массависами, известными как Кхамса-и-Хусрау (Кхамса из Хусрау), завершив его в 1298 году. Кхамса подражал тем, что предыдущий поэт персидских эпосов Низами Ганджави . Первым маснави в Хамсе была Матла Уль-Анвар (поднимаясь с огнями), состоящую из 3310 стихов (завершенных за 15 дней) с этическими и суфийскими темами. Второй Маснави, Хусрау-Ширин , состоял из 4000 стихов. Третий Маснави, Лайла-Маджнун , был романом. Четвертым объемным Маснави была Айина-и Искандари , которая рассказала о героических делах Александра Великого в 4500 стихах. Пятой Маснави был хэш-бихришт , который был основан на легендах о Бахраме V , пятнадцатом царе Сасанской империи . Все эти работы сделали Хусрау ведущим светильником в мире поэзии. Ала Уд-Дин Халджи был очень доволен своей работой и вознаградила его красиво. Когда сын Ала Уд-Дин и будущий преемник Кутб Уд-Дин Мубарак Шах Халджи родился, Хусрау подготовил гороскоп Мубарака Шаха Халджи, в котором были сделаны определенные прогнозы. Этот гороскоп включен в Маснави Сациана . [ 16 ]
В 1300 году, когда Хусрау было 47 лет, его мать и брат умерли. Он написал эти строки в их честь:
Двойное сияние осталось моей звездой в этом году
Ушел мой брат и моя мама,
Мои две полные луны настроились и перестали сиять
За одну короткую неделю через эту больную часть моей.
Дань уважения Хусрау к его матери на ее смерти было:
Где когда -либо пыли ваших ног находится для меня, похожа на переживание рая.
После смерти Ала Уд-Дин Халджи в 1316 году его сын Кутб Уд-Дин Мубарак Шах Халджи стал султаном Дели. Хусрау написал Массави на Мубараке Шах Халджи под названием Нух Сипир (девять небо), в котором описаны события правления Мубарака Шаха Халджи. Он классифицировал свою поэзию в девяти главах, каждая из которых считается «небо». В третьей главе он написал яркий рассказ об Индии и ее окружающей среде, сезонах, флоре и фауне, культурах, ученых и т. Д. Он написал еще одну книгу во время правления Мубарака Шаха Халджи по имени Иджаз-и Хусрейви (чудеса Хусрау) , который состоял из пяти томов. В 1317 году Хусрау составил баки-нацию (остатки чистоты). В 1319 году он написал Афзал Уль-Файд (величайший из благословений), произведение прозы, в котором содержались учения Низамуддина Аулия. [ 9 ]
В 1320 году Мубарак Шах Халджи был убит Хусро Ханом , который, таким образом, закончил династию Халджи и кратко стал султаном Дели. В том же году Хусро Хан был захвачен и обезглавлен Гият аль-Дин Туглак , который стал султаном и, таким образом, начал династию Туглака . В 1321 году Хусрау начал писать исторический Маснави по имени Туглак Нама (Книга Туглака) о правлении Гият аль-Дин Туглак и других правителей Туглака. [ 9 ] [ 10 ]
Хусрау умер в октябре 1325 года, через шесть месяцев после смерти Низамуддина Аулия. Могила Хусрау находится рядом с его духовным хозяином в Низамуддине Дарга в Дели. [ 9 ] Нихаят Уль-Камаал (Зенит совершенства) был составлен, вероятно, за несколько недель до его смерти.
Популярная басня, которая попала в стипендию, приписывает следующий известный персидский стих Хусрау:
Агар Фирдаус Руд А. Руд Бар,
Hamin ast o hamin ast o hamin ast.
На английском языке: «Если на земле есть рай, то это так, это так». [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Считается, что этот стих был вписан на несколько могольных сооружений, предположительно, в отношении Кашмира , в частности, в конкретном здании в саду Шалимара в Сринагаре, Кашмир (построено во время правления императора Моголов Яхангир). [ 20 ] [ 21 ]
Тем не менее, недавняя стипендия проследила стих до того времени, что гораздо позже, чем у Хусрау и до места, довольно далекого от Кашмира. [ 22 ] Историк Рана Сафви проверил все вероятные здания в Кашмирском саду и не обнаружил такой надписи, приписываемой Хусрау. По ее словам, стих был составлен Саадуллой Ханом, ведущим дворянином и ученым в суде преемника Джахангира и сына Шаха Джахана. [ 22 ] Даже в популярном воспоминании именно Джахангир впервые повторил фразу в «Хвалите Кашмира». [ 19 ]
Хусрау в конце 13 -го века приписывают слияние персидских , арабских , тюркских и индийских пений, чтобы создать Qawwali , форму суфийской религиозной песни . [ 23 ] Хорошо температурный хор, подчеркивающий тему и религиозный рефрен в сочетании с вокалистом, использующим богато украшенный стиль быстрых таанов и сложные комбинации Svara , являются отличительными характеристиками Qawwali. [ 24 ] Ученики Хусрау, специализирующиеся на пении Qawwali, были позже классифицированы как Qawwals (они пели только мусульманские религиозные песни) и Kalawants (они пели мирские песни в стиле Qawwali). Музыкальный поток некоторых его стихов сделал их фаворитами музыкантов даже сегодня. [ 9 ] [ 24 ]
Тарана и Триват также приписывают Хусрау. [ 25 ] Мутолог и философ Джайдев Сингх сказал:
Тарана была полностью изобретением Хусрау. Тарана - персидское слово, означающее песню. Tillana - это коррумпированная форма этого слова. Правда, у Хусрау до него был пример песен Nirgit с использованием śuṣk-akṣaras (бессмысленные слова) и паха-акшараса (мнемонические слоги мриданга). Такие песни были в моде, по крайней мере, со времен Бхарата. Но, вообще говоря, Nirgit использовал жесткие согласные. Хусрау представил две инновации в этой форме вокальной музыки. Во -первых, он представил в основном персидские слова с мягкими согласными. Во -вторых, он так устроил эти слова, что они имели некоторый смысл. Он также представил несколько слов хинди, чтобы завершить смысл… Только гений Хусрау мог организовать эти слова таким образом, чтобы дать какой -то смысл. Композиторы после него не могли добиться успеха в этом, и Тарана стала столь же бессмысленной, как древний ниргит. [ 26 ]
Считается, что Хусрау изобрел стиль Тарана во время его попытки воспроизвести экспозицию Гопала Наика в Рааге Кадамбаке. Хусрау спрятался и слушал Гопала Найка в течение шести дней, и в седьмой день он воспроизвел исполнение Наика, используя бессмысленные слова ( -мриданг бол ), создавая стиль Тарана. [ 27 ]
Хусрау приписывается за изобретение ситара. было много версий Вены . В то время в Индии Он изменил три строки Tritantri Veena как сетар (персидский для 3 струн), который в конечном итоге стал известен как ситара . [ 10 ] [ 28 ]
Иллюстрированная рукопись одного из стихов Амира Хусрау.
Амир Хусрау был плодовитым классическим поэтом, связанным с королевскими судами более семи правителей Дели -султаната. Он написал много игривых загадок , песен и легенд, которые стали частью популярной культуры в Южной Азии. Его загадки - одна из самых популярных форм поэзии Хиндави сегодня. [ 29 ] Это жанр, который включает в себя двойной ощущение или игру слова. [ 29 ] Бесчисленные загадки поэта прошли через устную традицию за последние семь веков. [ 29 ] Благодаря своему литературному производству Хусрау представляет собой один из первых зарегистрированных индийских персонажей с истинной мультикультурной или плюралистической идентичностью. Музыканты отдают Хусрау созданием шести стилей музыки: Qaul, Qalbana, Naqsh, Gul, Tarana и Khyal , но для этого недостаточно доказательств. [ 30 ] [ 31 ]
Хусрау писал в основном на персидском языке . Многие стихи Hindustani (или Hindi - Urdu ) приписываются ему, поскольку до 18 -го века нет никаких доказательств их композиции до 18 -го века. [ 32 ] [ 33 ] Язык стихов хиндустани, по -видимому, является относительно современным. Он использовал термин «Хиндави» (значение «задних или Индии» на персидском языке) для языка хиндустани, [ 34 ] и придал это в исламскую литературу, заработав ему эпитет «Отец литературы Урду ». [ 6 ]
Фильм 1978 года Junoon начинается с исполнения Husrau's AAJ Rung Hai , и сюжет фильма рассматривает стихотворение, используемое символом восстания. [ 39 ]
Амир Хусро , документальный фильм, охватывающий его жизнь и работы, режиссер Ом Пракаш Шарма, выпущенный в 1974 году. Он был создан в правительства Индии отделении . [ 40 ]
Амир Хусро , индийский телесериал, основанный на жизни и работах Хусрау, вышел на DD National , национальный общественный вещатель, в 1980 -х годах. [ 41 ] [ 42 ] Он был изображен актером Бхавани Музамилом в качестве поэта суда Алауддина Халджи в индийском фильме 2018 года Падмаават Санджаем Лила Бхансали . [ 43 ]
Tuhfat US -Sighr (дар детства), 1271 - первый див Хусрау, содержит стихи, составленные в возрасте от 16 до 18 лет.
WAST UL -HAYAT (середина жизни), 1279 - Второй диван Хусрау.
Qiran US-Sa'dain (встреча двух благоприятных звезд), 1289-Первый Маснави Хусрау, в котором подробно описывалась историческая встреча Бугра-Хана и его сына Муиза Уд-Дина Кайкабада после долгой вражды.
Мел -Футлут (это был Викторис), 1290 - я собираюсь получить мастера Мастера, в Окупах ее висса.
Ghurrat ul -kamaal (Prime of Perfection), 1294 - стихи, составленные Хусрау в возрасте 34 лет и
Khaza'in ul-futuh (Сокровища побед), 1296-Подробная информация о строительных работах, войнах и административных службах Alaa Ud-Din Khalji.
KHAMSA-E-KHUSRAU (KHAMSA of Khusrau), 1298-A Quintet (KHAMSA) из Five Masnavis: Matla Ul-Anwar , Khusrau-Shirin , Laila-Majnun , Aina-e-Sikandari и Хэш-бихриш (который включает в себя три принцессы Серендипа ).
SAQIANA - MASNAVI, содержащий гороскоп QUTB UD -DIN MUBARAK SHAH KHALJI.
Дюваль Рани - Хизр Хан (Дюваль Рани и Хизр Хан), 1316 - трагедия о браке принцессы Дюваль Рани с сыном Ала Уд -Дин Халджи Хизр Хан.
Nuh Sipihr (девять небо), 1318 - Маснави Хусрау о правлении Кутба Уд -дин Мубарак Шах Халджи, который включает в себя яркие восприятия Индии и ее культуры.
Ijaz-e-khusravi (чудеса Хусрау)-ассортимент прозы, состоящей из пяти томов.
Baqia -naqia (остатки чистоты), 1317 - составлено Хусрау в возрасте 64 лет.
«Король предлагает исправить погибленную мать» - это картина, основанная на истории, написанной Амиром Хусрау Дихлави, но иллюстрированная индийским художником Моголов, Мисин, в 1597–98 годах. Tughlaq nama (Книга Туглаков), 1320 - Исторический Маснави правления династии Туглака.
Нихаят Уль -Камаал (Зенит совершенства), 1325 - составлен Хусрау, вероятно, за несколько недель до его смерти.
Ашика - Хусро отдает светящуюся дань уважения языку хинди и говорит о его богатых качествах. [ 44 ] Это маснави, которая описывает трагедию Деваля Деви. История поддержана Исаами. [ 45 ]
ḳhāliq Bārī - вытекающая глянка персидских, арабских и Гиндави -слов и фраз, часто приписываемых Амиру Хусрау. Заговор Хафиз Мехмуд Хан утверждал, что было завершено в 1622 году в Гвалиоре от ẓiyā ud-dīn ḳhusrau. [ 46 ]
Jawahir-e-khusravi -A Divan, часто называемый диваном Хиндави Хусрау.
^ Раджан, Анжана (29 апреля 2011 г.). «Окно к Персии» . Индуистская газета . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Получено 30 декабря 2023 года .
^ Кит Браун; Сара Огилви (2008). Краткая энциклопедия языков мира . Elsevier. ISBN 978-0-08-087774-7 Полем Апабрамша, казалось, находился в состоянии перехода от среднего индоарийца к новой индоарийской стадии. Некоторые элементы хиндустани появляются ... Отличительная форма лингва Франка Хиндустани появляется в трудах Амира Хусро (1253–1325), который назвал это Хиндви [.]
Латиф, Сайед Абдулла (1979) [1958]. Схема культурной истории Индии . Институт культурных исследований Индо-среднего Востока (перепечатано издателями Munshiram Manoharlal). ISBN 81-7069-085-4 .
Ниази, Гулам Сарвар Хан (1992). Жизнь и работы султана Алауддина Халджи . Нью -Дели: Атлантика. ISBN 978-81-7156-362-3 .
Пиктхалл, Мармадук Уильям; Асад, Мухаммед, ред. (1930). Исламская культура . Совет по исламской культуре.
Powers, Гарольд с.; Курайш, Регула Буркхардт (октябрь 1989 г.). «Суфийская музыка Индии и Пакистана. Звук, контекст и смысл в свитке» Журнал американского восточного общества 109 (4). Doi : 10.2307/ 6 604123JStor
Сингх, Такур Джай Дева (1975). «Музыкальные композиции Хусрау». В Ансари, Зоя (ред.). Жизнь, время и работы Амира Хусрау Дехлави . Нью -Дели: Национальное общество Амира Хусрау.
Для получения более подробной информации ссылаться на «Великие поэты классического персидского» от RM Chopra, Pubarrow Publication, Kolkata, 2014, ( ISBN 978-81-89140-75-5 )
Contemporary Persian and Classical Persian are the same language, but writers since 1900 are classified as contemporary. At one time, Persian was a common cultural language of much of the non-Arabic Islamic world. Today it is the official language of Iran, Tajikistan and one of the two official languages of Afghanistan.
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 7160ec9de5edcbe481a9fd7e30d788f7__1726304460 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/f7/7160ec9de5edcbe481a9fd7e30d788f7.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Amir Khusrau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)