Айина-и Искандари (Амир Хосров)
Айна -и Искандари ( Александрийское зеркало ) — персидская легенда о жизни и подвигах Александра Великого, составленная поэтом Амиром Хосровом (ум. 1325), завершенная в 1299/1300 году во время правления Хорезмского Мухаммеда II . Он представлен в виде 35 бесед, состоящих из 4416 стихов в издании текста Джамаля Мирсайдофа 1977 года. Как и его предшественник Низами Гянджеви Амира Хосрова , легенда об Александре составила четвертую часть его «Хамсы» (сборник из пяти его основных произведений), и это был первый ответ на «Искандарнаме» Низами . В тексте выражается стремление к миру и стабильности, установленным Александром, в отличие от периода нестабильности и политических перемен его времени, и часто упоминается «второй Александр» как средство обращения к своему правителю Мухаммеду II, который присвоил себе этот титул во время своего правления. [ 1 ] [ 2 ]
Зеркала играют важную роль в Айине. Прежде всего, Александр изобретает два зеркала: зеркало в Александрии и водолазный колокол, который он строит вместе с Аристотелем , чтобы помочь в исследовании океана. Во-вторых, зеркало действует как символ, помогающий Александру заглянуть в невидимое. В-третьих, зеркала действуют как отражения и используются для изображения того, как автор «Айны» отражает или рассказывает о деяниях Александра в своем тексте о нем, но это отражение лишь постольку, поскольку признается, что к их первоначальной форме нельзя получить прямой доступ. : «Зеркала этого второго Александра таковы, что, если бы они были полностью освещены, их внешний вид не мог бы уместиться в зеркале неба цвета ржавчины». [ 3 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Краткое содержание
[ редактировать ]В интерпретации Амира Хосрова, в отличие от более ранних персидских интерпретаций легенд об Александре, таких как легенда о Низами, не упоминаются семейные узы между Александром и Дарой, а также победа Александра над Дарой и последующий брак с Рошанаком. Заметным стилистическим нововведением Амира Хосрова является введение каждого значимого раздела отрывком, напоминающим андарз, за которым следует анекдот ( хекаят ), повествование об Александре, и завершающийся саки-нама или моганни-нама . Ключевые компоненты персидского сюжета присутствуют в версии Амира Хосрова: путешествие в Китай, строительство стены против Гога и Магога, диалоги с философами, нападения на огнепоклонников и соревнование между китайскими и греческими художниками. Однако в нем отсутствуют сегменты Земли Тьмы и Воды Жизни, а также превращение Александра в пророка. Повествование завершается разными рассказами о кончине и погребении Александра. [ 4 ]
Китай
[ редактировать ]Текст начинается с краткого обзора основных деяний Александра, а затем повествований об Александре в « Шахнаме» и Фирдоуси « Искандарнаме» Низами . Затем Амир Хосров заявляет, что он привлечет больше внимания к историям, которые были либо упущены из виду, либо упомянуты лишь вскользь этими предшественниками. Все начинается с другой и очень длинной версии столкновения с королем Китая, которую, как утверждает Амир Хосров, он прочитал в «Истории древних царей». Кровавая битва заканчивается символическим поединком по армрестлингу, в котором Александр без особых усилий побеждает китайского императора, как будто его рука была сделана из воска. Не исключено, что эта история была построена как полемический ответ на экспансию монголов . [ 1 ]
Философы и религии
[ редактировать ]В отличие от «Искандарнаме» Низами, который восхваляет философскую мысль таких деятелей, как Авиценна и Аль-Фараби , «Александр» Амира Хосрова отвергает их принципы мышления, поскольку к тому времени мусульманский мир уже гораздо более негативно относился к их интеллектуальному вкладу. Что касается греков, Александр вызывает потоп, опустошающий Древнюю Грецию , и выживают только три философа: Платон , Гераклид Понтийский и Порфирий . В другом эпизоде, под руководством Аристотеля , Александр разрабатывает различные технологии, включая астролябию, зеркало и подводную лодку. Александр также становится более конкретной мусульманской фигурой, которая, в отличие от работ Низами, способствует разрушению зороастризма и индуизма . Религиозные убеждения Амира Хосрова также побудили его осудить идею о том, что толпа оплакивала Александра в гробу после его смерти. [ 5 ]
Транслитерация
[ редактировать ]Есть много альтернативных способов написания текста, например Â' ine-ye Eskandari . Существуют значительные различия в том, как три элемента названия Айна-и Искандари транслитерируются в англоязычные тексты. В некоторых случаях тире вместо пробела разделяет второй и третий элементы: Айина-и-Искандари . Первый элемент по-разному пишется как Айна, [ 6 ] Айна, [ 7 ] Айна, [ 8 ] Эйн. Второй элемент по-разному записывается как i, [ 8 ] и, [ 9 ] вы. [ 10 ] Третий элемент по-разному пишется как Искандари, [ 7 ] Александр, [ 10 ] Сикандар. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». В Аштиани, Мохсен (ред.). Персидская повествовательная поэзия классической эпохи, 800-1500: романтические и дидактические жанры . История персидской литературы / главный редактор - Эхсан Яршатер. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: IB Tauris. стр. 491–504. ISBN 978-1-78673-664-2 .
- ^ Пьемонтезе, Анджело Микеле (2010), Льюис, Франклин; Шарма, Сунил (ред.), «Источники и искусство «Александрийского зеркала» Амира Хосру » , Ожерелье Плеяд: 24 очерка по персидской литературе, культуре и религии , Серия иранских исследований, Amsterdam University Press, стр. 31– 46, номер домена : 10.1017/9789400600096.004 , ISBN 978-94-006-0009-6 , получено 10 марта 2024 г.
- ^ Ауэр, Блейн Х. (2021). В зеркале персидских царей: истоки персидско-исламских дворов и империй в Индии . Кембридж, Великобритания ; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 67. ИСБН 978-1-108-93587-6 .
- ^ Ханауэй, Уильям Л. «ЭСКАНДАР-НАМА» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». В Аштиани, Мохсен (ред.). Персидская повествовательная поэзия классической эпохи, 800-1500: романтические и дидактические жанры . История персидской литературы / главный редактор - Эхсан Яршатер. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: IB Tauris. стр. 496–504. ISBN 978-1-78673-664-2 .
- ^ Тхарур, Канишк (2017). Пловец среди звезд: рассказы . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. п. 94. ИСБН 978-0-374-27218-0 .
- ^ Jump up to: а б Шиммель, Аннемари (1992). Двухцветная парча: образы персидской поэзии . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 116. ИСБН 978-0-8078-2050-6 .
- ^ Jump up to: а б Васуния, Фирозе (2013). Классика и колониальная Индия . Классические присутствия. Оксфорд, Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН 978-0-19-920323-9 . OCLC 847943593 .
- ^ Jump up to: а б Чудо урду: междисциплинарный анализ . Дели: Мотилал Банарсидасс. 2022. с. 177. ИСБН 978-81-208-4301-1 .
- ^ Jump up to: а б Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». В Аштиани, Мохсен (ред.). Персидская повествовательная поэзия классической эпохи, 800-1500: романтические и дидактические жанры . История персидской литературы / главный редактор - Эхсан Яршатер. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: IB Tauris. п. 491. ИСБН 978-1-78673-664-2 .