Рога Александра
Рога Александра представляют собой художественную традицию, в которой Александр Великий изображался с двумя рогами на голове, форма выражения, которая первоначально ассоциировалась с Рогами Аммона . Рога Александра имели оттенок политической и/или религиозной легитимности, включая указания на его статус бога, и эти изображения Александра при его преемниках несли в себе намек на их божественное происхождение или преемственность со времен его правления. Средства выражения рогов Александра включали чеканку монет, скульптуру, медальоны, текстиль и литературные тексты, например, в традициях александровской романской литературы. Редко кого-либо, кроме Александра, изображали с двумя рогами, поскольку это считалось уникальным для его образов. [1]
Классическая античность
[ редактировать ]По легенде, Александр отправился в паломничество в оазис Сива , святилище греко-египетского божества Зевса Аммона в 331 году до нашей эры. Там Оракул объявил его сыном Зевса Аммона. [2] таким образом, позволяя ему иметь Рога Аммона , которые сами по себе следуют из египетской иконографии Аммона как бога с головой барана или, в его греческой форме, человека с бараньими рогами. [3] Полное изображение могло представлять собой гибридное изображение, сочетающее натуралистическое лицо портрета Зевса с рогами Аммона, изображающими египетское божество, чтобы обозначить возникновение новой политической системы, охватившей весь мир, в таких регионах, как Греция, Египет, Азия. и так далее. [1] Изображения Александра с двумя рогами барана появляются при его преемниках, хотя свидетельств таких изображений при его жизни пока нет. Птолемей I Сотер из Египта и, что особенно важно, царь Фракии Лисимах были самыми ранними монетами с изображением Александра с бараньими рогами. [3] [4] Это продолжалось при Арсиное II с 275 по 268 год до нашей эры. Лишь спустя два столетия эта практика была возрождена Митридатом VI Евпатором в I веке до нашей эры, после чего нумизматические изображения двурогого Александра прекратились. [5] Представления будут продолжаться в виде литературы, скульптур и других видов художественного творчества.
Мраморная голова Александра в натуральную величину с бараньими рогами Аммона известна со второй половины II века и хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене . [6] Популярная среди скульпторов практика изображения Александра с рогами была описана Климентом Александрийским в третьем веке нашей эры, который писал: «Александр хотел, чтобы скульпторы считали его сыном Аммона и чтобы скульпторы моделировали его с рогами (κερασφόρος), так сильно он этого хотел. оскорбить прекрасное лицо человека рогом». Примерно в тот же период грамматист Афиней из Навкратиса сообщил, что один из современников Александра, Эфипп Олинфский , заявил, что «Александр носил даже священные одежды во время своих развлечений; а иногда он носил пурпурную одежду и раздвоенные сандалии, и рога Аммона, как если бы он был богом». [7]
В апреле 2024 года было объявлено об открытии бронзового штуцера, изображающего двурогого Александра с волнистыми волосами, обнаруженного в Зеландии , на острове Дании . Артефакт датирован примерно 200 годом нашей эры, во время правления императора Каракаллы , императора, который считал себя перевоплощенным Александром. [8]
Поздняя античность
[ редактировать ]Изобразительное искусство
[ редактировать ]На произведениях искусства поздней античности Александр обычно изображался с рогами. Примеры этого можно найти в золотом перье, хранящемся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, а также в камее в Британском музее в Лондоне , датируемой четвертым-седьмым веками. [9] Кроме того, скульптура, изображающая двурогого Александра, была обнаружена в базилике трансепта на месте Каталимата тон Плакотон на Кипре времен правления византийского императора Ираклия в седьмом веке. [10]
Литература
[ редактировать ]Александр Романсы
[ редактировать ]В α-версии « Романа об Александре » отец Александра — египетский священник по имени Нехтанеб, носящий бараньи рога. После его смерти оракул описывал Александра как «рогатого царя» (βασιλέα κερασφόρον) и инструктировал Птолемея, полководца Александра, где его похоронить. Это утверждение было повторено в армянской редакции Александровского романа V века. [5] VII века а также в сирийском Псевдо-Каллисфене . [1]
Сирийский Александр Легенда
[ редактировать ]В какой-то момент поздней античности Александра Македонского стали изображать христианином. Это заметно фигурирует в сирийской легенде об Александре . Рога Александра упоминаются в этом тексте дважды. Первое появляется в молитве Александра. [11] ;
Царь Александр поклонился и сказал: «О Боже, повелитель царей и судей, ты, который возвышает царей и свергает их власть, я осознаю умом своим, что ты сделал меня великим среди всех царей и что ты заставил вырасти рога на голову мою, чтобы я прободал ими царства мира. Дай мне силу с небес святости Твоей, чтобы я мог получить силу большую, чем царства мира, и я уничижу их и прославлю имя Твое во веки, Господи!
Второе упоминание происходит позже, когда Бог разговаривает с Александром и говорит ему, что дал ему два рога, чтобы использовать их как оружие против других мирских царств. [5] ;
Я возвысил тебя среди всех царей и вырастил на твоей голове железные роги, чтобы ты мог бодать ими царства мира.
Двурогий образ сирийской легенды об Александре объединяет элементы Пешитты из 3 Царств 22:11/2 Паралипоменон 18:10, Михея 4:13 и двурогого овна из Даниила 8. [5]
Коран
[ редактировать ]В суре Аль-Кахф (18) Корана появляется фигура по имени Зу аль-Карнайн , что буквально означает «Двурогий». Исламские комментаторы чаще всего связывали Зу аль-Карнейна с Александром Великим . [12] [13] Второй наиболее часто связанной с Зу аль-Карнайном была фигура по имени Саб Зу Маратид , вымышленный химьяритский царь , биография которого также была производной от биографии Александра. [14] [15] Современные ученые также рассматривают Зу аль-Карнайна как Александра Великого. [16] Выбор имени Александра как Двурогого основан на мотивах, изображающих Александра двурогим в поздней античности.
Средневековый ислам
[ редактировать ]В средневековый исламский период и в свете широко распространенного понимания того, что Коран изображает Александра двурогим, Александра широко называли «Двурогим», и его имя часто сливалось с этой фразой. В арабоязычных традициях Александра Александра по-разному называли «Зуль-Карнайн», «аль-Искандар Зуль-Карнайн», а иногда просто «Зулкарнайн». [17] Одним из примеров является испано-арабская легенда девятого века, известная как Киссат Зулькарнайн , что означает «История о Двурогом», которого она идентифицирует как Александра. [18] Другой Киссат Зулькарнайн был создан в одиннадцатом веке в « Араис аль-Маджалис фи Кисас аль-анбия» (Книга Пророков) ат-Талаби (ум. 1036). [19] [20] [21] Хадис Зуль-Карнайн , также известный как Лейенда де Алехандро , представляет собой испано-арабскую легенду 15-го века, которая также отождествляет Зу аль-Карнайна с Александром и называет его этим именем. [22]
Эфиопия
[ редактировать ]Упоминание о рогах Александра встречается также в эфиопском романе об Александре . [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Стюарт, Чарльз (2018). Византийский образ Александра: литература, проявленная в камне . п. 147.
- ^ «Мраморная голова Зевса Аммона | Римская | Императорская» . Метрополитен-музей . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Боуден, Хью (2023), Огден, Дэниел (редактор), «Религия», Кембриджский спутник Александра Великого , Cambridge University Press, стр. 237–242, ISBN 978-1-108-88834-9
- ^ Андерсон, Эндрю Ранни (1927). «Рога Александра» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 58 : 102–103. дои : 10.2307/282906 . ISSN 0065-9711 . JSTOR 282906 .
- ^ Jump up to: а б с д Тесей, Томмасо (2023). «Рога Александра». Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. стр. 137–146.
- ^ Стоунман, Ричард (2012). Александровский роман в Персии и на Востоке . Древнее повествование. Гронинген: Barkhuis Publishing Библиотека Гронингенского университета. стр. 393–394. ISBN 978-94-91431-04-3 .
- ^ Де Каллатай, Франсуа (2018). «Чеканки Александра Македонского и Республики медалей». В Медоузе, Эндрю; Дюйра, Фредерик; Гленн, Саймон (ред.). Александр Македонский: Связанный открытый мир . Авзоний. п. 203.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Кох, Кристофер. «Лицо одного из величайших правителей в истории найдено на поле Зеландии» . TV2 ØST (на датском языке) . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Стюарт, Чарльз (2018). Византийский образ Александра: литература, проявленная в камне . стр. 147–148, 188.
- ^ Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. стр. 91–92, 139.
- ^ Бадж, Эрнест (1889). История Александра Великого: сирийская версия Псевдо-Каллисфена . Издательство Кембриджского университета. п. 257.
- ^ Данешгар, Маджид (2020). Изучение Корана в Мусульманской Академии . Отражение и теория ААР в изучении религии. Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН 978-0-19-006754-0 .
- ^ Гриффит, Сидни (15 марта 2022 г.). «Рассказы о «Спутниках пещеры», Моисее и его слуге, а также Зу 'л-Карнайне в суре аль-Кахф» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 6 (1): 146–147. дои : 10.5913/jiqsa.6.2021.a005 . ISSN 2474-8420 . S2CID 251486595 .
- ^ Визер, Вероника; Эльтшингер, Винсент; Хейсс, Иоганн, ред. (2020). Империи и библейские авторитеты в средневековых христианских, исламских и буддийских общинах . Культуры эсхатологии / под редакцией Вероники Визер, Винсента Эльчингера и Иоганна Хейсса. Берлин: Де Грюйтер Ольденбург. стр. 637–639. ISBN 978-3-11-059774-5 .
- ^ Заде, Трэвис (2017). Картирование границ средневекового ислама: география, перевод и империя Аббасидов . Лондон Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 97–98. ISBN 978-1-78453-739-5 .
- ^ Тесей, Томмасо (2011). «Хронологические проблемы Корана: случай истории Ху Л-Карнайна (q 18:83-102)» . Rivista degli studi orientali . 84 (1/4): 457–464. ISSN 0392-4866 . JSTOR 43927288 .
- ^ CW Дуфикар-Аэртс, Фаустина (2016). «Герой без границ: 2 Александр Македонский в сирийской и арабской традиции». В Купэйне, Каролина; Кронунг, Беттина (ред.). Вымышленное повествование в средневековом Восточном Средиземноморье и за его пределами . Спутники Брилла в византийском мире. Лейден Бостон: Брилл. п. 202. ИСБН 978-90-04-28999-4 .
- ^ Зувия, Закари Д., изд. (2001). Исламские легенды об Александре Македонском: взято из двух средневековых арабских рукописей в Мадриде . Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-58684-132-4 .
- ^ Дабири, Газзал (08 ноября 2023 г.), «Моделирование пророков: Александр Великий как прото-суфийский святой-царь в житиях пророков Талаби» , Повествование, воображение и концепции художественной литературы в позднеантичной агиографии , Брилл, стр. 253–282, номер домена : 10.1163/9789004685758_013 , ISBN. 978-90-04-68575-8 , получено 13 марта 2024 г.
- ^ Чизм, Кристина (2016). «Лицом к земле тьмы: Александр, ислам и поиск тайн Бога». В наличии, Маркус (ред.). Александр Македонский в средние века: транскультурные перспективы . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 62. ИСБН 978-1-4426-4466-3 .
- ^ Голье-Бугасса, Катрин; Дуфикар-Аэртс, Фаустина (2022). «Александр Македонский в средневековой литературе». Литература: Всемирная история, тома 1–4 . Уайли. стр. 534–535.
- ^ Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». В Аштиани, Мохсен (ред.). Персидская повествовательная поэзия классической эпохи, 800-1500: романтические и дидактические жанры . История персидской литературы / главный редактор - Эхсан Яршатер. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: IB Tauris. п. 500. ИСБН 978-1-78673-664-2 .