Jump to content

Рога Александра

Рогатый бюст Александра с Кипра (слева); рогатая монета, портрет Александра (справа)

Рога Александра представляют собой художественную традицию, в которой Александр Великий изображался с двумя рогами на голове, форма выражения, которая первоначально ассоциировалась с Рогами Аммона . Рога Александра имели оттенок политической и/или религиозной легитимности, включая указания на его статус бога, и эти изображения Александра при его преемниках несли в себе намек на их божественное происхождение или преемственность со времен его правления. Средства выражения рогов Александра включали чеканку монет, скульптуру, медальоны, текстиль и литературные тексты, например, в традициях александровской романской литературы. Редко кого-либо, кроме Александра, изображали с двумя рогами, поскольку это считалось уникальным для его образов. [1]

Классическая античность

[ редактировать ]

По легенде, Александр отправился в паломничество в оазис Сива , святилище греко-египетского божества Зевса Аммона в 331 году до нашей эры. Там Оракул объявил его сыном Зевса Аммона. [2] таким образом, позволяя ему иметь Рога Аммона , которые сами по себе следуют из египетской иконографии Аммона как бога с головой барана или, в его греческой форме, человека с бараньими рогами. [3] Полное изображение могло представлять собой гибридное изображение, сочетающее натуралистическое лицо портрета Зевса с рогами Аммона, изображающими египетское божество, чтобы обозначить возникновение новой политической системы, охватившей весь мир, в таких регионах, как Греция, Египет, Азия. и так далее. [1] Изображения Александра с двумя рогами барана появляются при его преемниках, хотя свидетельств таких изображений при его жизни пока нет. Птолемей I Сотер из Египта и, что особенно важно, царь Фракии Лисимах были самыми ранними монетами с изображением Александра с бараньими рогами. [3] [4] Это продолжалось при Арсиное II с 275 по 268 год до нашей эры. Лишь спустя два столетия эта практика была возрождена Митридатом VI Евпатором в I веке до нашей эры, после чего нумизматические изображения двурогого Александра прекратились. [5] Представления будут продолжаться в виде литературы, скульптур и других видов художественного творчества.

Мраморная голова Александра в натуральную величину с бараньими рогами Аммона известна со второй половины II века и хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене . [6] Популярная среди скульпторов практика изображения Александра с рогами была описана Климентом Александрийским в третьем веке нашей эры, который писал: «Александр хотел, чтобы скульпторы считали его сыном Аммона и чтобы скульпторы моделировали его с рогами (κερασφόρος), так сильно он этого хотел. оскорбить прекрасное лицо человека рогом». Примерно в тот же период грамматист Афиней из Навкратиса сообщил, что один из современников Александра, Эфипп Олинфский , заявил, что «Александр носил даже священные одежды во время своих развлечений; а иногда он носил пурпурную одежду и раздвоенные сандалии, и рога Аммона, как если бы он был богом». [7]

В апреле 2024 года было объявлено об открытии бронзового штуцера, изображающего двурогого Александра с волнистыми волосами, обнаруженного в Зеландии , на острове Дании . Артефакт датирован примерно 200 годом нашей эры, во время правления императора Каракаллы , императора, который считал себя перевоплощенным Александром. [8]

Поздняя античность

[ редактировать ]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]

На произведениях искусства поздней античности Александр обычно изображался с рогами. Примеры этого можно найти в золотом перье, хранящемся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе, а также в камее в Британском музее в Лондоне , датируемой четвертым-седьмым веками. [9] Кроме того, скульптура, изображающая двурогого Александра, была обнаружена в базилике трансепта на месте Каталимата тон Плакотон на Кипре времен правления византийского императора Ираклия в седьмом веке. [10]

Литература

[ редактировать ]

Александр Романсы

[ редактировать ]

В α-версии « Романа об Александре » отец Александра — египетский священник по имени Нехтанеб, носящий бараньи рога. После его смерти оракул описывал Александра как «рогатого царя» (βασιλέα κερασφόρον) и инструктировал Птолемея, полководца Александра, где его похоронить. Это утверждение было повторено в армянской редакции Александровского романа V века. [5] VII века а также в сирийском Псевдо-Каллисфене . [1]

Сирийский Александр Легенда

[ редактировать ]

В какой-то момент поздней античности Александра Македонского стали изображать христианином. Это заметно фигурирует в сирийской легенде об Александре . Рога Александра упоминаются в этом тексте дважды. Первое появляется в молитве Александра. [11] ;

Царь Александр поклонился и сказал: «О Боже, повелитель царей и судей, ты, который возвышает царей и свергает их власть, я осознаю умом своим, что ты сделал меня великим среди всех царей и что ты заставил вырасти рога на голову мою, чтобы я прободал ими царства мира. Дай мне силу с небес святости Твоей, чтобы я мог получить силу большую, чем царства мира, и я уничижу их и прославлю имя Твое во веки, Господи!

Второе упоминание происходит позже, когда Бог разговаривает с Александром и говорит ему, что дал ему два рога, чтобы использовать их как оружие против других мирских царств. [5] ;

Я возвысил тебя среди всех царей и вырастил на твоей голове железные роги, чтобы ты мог бодать ими царства мира.

Двурогий образ сирийской легенды об Александре объединяет элементы Пешитты из 3 Царств 22:11/2 Паралипоменон 18:10, Михея 4:13 и двурогого овна из Даниила 8. [5]

В суре Аль-Кахф (18) Корана появляется фигура по имени Зу аль-Карнайн , что буквально означает «Двурогий». Исламские комментаторы чаще всего связывали Зу аль-Карнейна с Александром Великим . [12] [13] Второй наиболее часто связанной с Зу аль-Карнайном была фигура по имени Саб Зу Маратид , вымышленный химьяритский царь , биография которого также была производной от биографии Александра. [14] [15] Современные ученые также рассматривают Зу аль-Карнайна как Александра Великого. [16] Выбор имени Александра как Двурогого основан на мотивах, изображающих Александра двурогим в поздней античности.

Средневековый ислам

[ редактировать ]

В средневековый исламский период и в свете широко распространенного понимания того, что Коран изображает Александра двурогим, Александра широко называли «Двурогим», и его имя часто сливалось с этой фразой. В арабоязычных традициях Александра Александра по-разному называли «Зуль-Карнайн», «аль-Искандар Зуль-Карнайн», а иногда просто «Зулкарнайн». [17] Одним из примеров является испано-арабская легенда девятого века, известная как Киссат Зулькарнайн , что означает «История о Двурогом», которого она идентифицирует как Александра. [18] Другой Киссат Зулькарнайн был создан в одиннадцатом веке в « Араис аль-Маджалис фи Кисас аль-анбия» (Книга Пророков) ат-Талаби (ум. 1036). [19] [20] [21] Хадис Зуль-Карнайн , также известный как Лейенда де Алехандро , представляет собой испано-арабскую легенду 15-го века, которая также отождествляет Зу аль-Карнайна с Александром и называет его этим именем. [22]

Упоминание о рогах Александра встречается также в эфиопском романе об Александре . [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Стюарт, Чарльз (2018). Византийский образ Александра: литература, проявленная в камне . п. 147.
  2. ^ «Мраморная голова Зевса Аммона | Римская | Императорская» . Метрополитен-музей . Проверено 17 января 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б Боуден, Хью (2023), Огден, Дэниел (редактор), «Религия», Кембриджский спутник Александра Великого , Cambridge University Press, стр. 237–242, ISBN  978-1-108-88834-9
  4. ^ Андерсон, Эндрю Ранни (1927). «Рога Александра» . Труды и труды Американской филологической ассоциации . 58 : 102–103. дои : 10.2307/282906 . ISSN   0065-9711 . JSTOR   282906 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Тесей, Томмасо (2023). «Рога Александра». Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. стр. 137–146.
  6. ^ Стоунман, Ричард (2012). Александровский роман в Персии и на Востоке . Древнее повествование. Гронинген: Barkhuis Publishing Библиотека Гронингенского университета. стр. 393–394. ISBN  978-94-91431-04-3 .
  7. ^ Де Каллатай, Франсуа (2018). «Чеканки Александра Македонского и Республики медалей». В Медоузе, Эндрю; Дюйра, Фредерик; Гленн, Саймон (ред.). Александр Македонский: Связанный открытый мир . Авзоний. п. 203. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  8. ^ Кох, Кристофер. «Лицо одного из величайших правителей в истории найдено на поле Зеландии» . TV2 ØST (на датском языке) . Проверено 14 апреля 2024 г.
  9. ^ Стюарт, Чарльз (2018). Византийский образ Александра: литература, проявленная в камне . стр. 147–148, 188.
  10. ^ Тесей, Томмасо (2023). Сирийская легенда об Александровых воротах . Издательство Оксфордского университета. стр. 91–92, 139.
  11. ^ Бадж, Эрнест (1889). История Александра Великого: сирийская версия Псевдо-Каллисфена . Издательство Кембриджского университета. п. 257.
  12. ^ Данешгар, Маджид (2020). Изучение Корана в Мусульманской Академии . Отражение и теория ААР в изучении религии. Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. п. 77. ИСБН  978-0-19-006754-0 .
  13. ^ Гриффит, Сидни (15 марта 2022 г.). «Рассказы о «Спутниках пещеры», Моисее и его слуге, а также Зу 'л-Карнайне в суре аль-Кахф» . Журнал Международной ассоциации исследований Корана . 6 (1): 146–147. дои : 10.5913/jiqsa.6.2021.a005 . ISSN   2474-8420 . S2CID   251486595 .
  14. ^ Визер, Вероника; Эльтшингер, Винсент; Хейсс, Иоганн, ред. (2020). Империи и библейские авторитеты в средневековых христианских, исламских и буддийских общинах . Культуры эсхатологии / под редакцией Вероники Визер, Винсента Эльчингера и Иоганна Хейсса. Берлин: Де Грюйтер Ольденбург. стр. 637–639. ISBN  978-3-11-059774-5 .
  15. ^ Заде, Трэвис (2017). Картирование границ средневекового ислама: география, перевод и империя Аббасидов . Лондон Нью-Йорк: IB Tauris. стр. 97–98. ISBN  978-1-78453-739-5 .
  16. ^ Тесей, Томмасо (2011). «Хронологические проблемы Корана: случай истории Ху Л-Карнайна (q 18:83-102)» . Rivista degli studi orientali . 84 (1/4): 457–464. ISSN   0392-4866 . JSTOR   43927288 .
  17. ^ CW Дуфикар-Аэртс, Фаустина (2016). «Герой без границ: 2 Александр Македонский в сирийской и арабской традиции». В Купэйне, Каролина; Кронунг, Беттина (ред.). Вымышленное повествование в средневековом Восточном Средиземноморье и за его пределами . Спутники Брилла в византийском мире. Лейден Бостон: Брилл. п. 202. ИСБН  978-90-04-28999-4 .
  18. ^ Зувия, Закари Д., изд. (2001). Исламские легенды об Александре Македонском: взято из двух средневековых арабских рукописей в Мадриде . Олбани, Нью-Йорк: State Univ. Нью-Йорк Пресс. ISBN  978-1-58684-132-4 .
  19. ^ Дабири, Газзал (08 ноября 2023 г.), «Моделирование пророков: Александр Великий как прото-суфийский святой-царь в житиях пророков Талаби» , Повествование, воображение и концепции художественной литературы в позднеантичной агиографии , Брилл, стр. 253–282, номер домена : 10.1163/9789004685758_013 , ISBN.  978-90-04-68575-8 , получено 13 марта 2024 г.
  20. ^ Чизм, Кристина (2016). «Лицом к земле тьмы: Александр, ислам и поиск тайн Бога». В наличии, Маркус (ред.). Александр Македонский в средние века: транскультурные перспективы . Торонто Буффало Лондон: Университет Торонто Press. п. 62. ИСБН  978-1-4426-4466-3 .
  21. ^ Голье-Бугасса, Катрин; Дуфикар-Аэртс, Фаустина (2022). «Александр Македонский в средневековой литературе». Литература: Всемирная история, тома 1–4 . Уайли. стр. 534–535.
  22. ^ Казари, Марио (2023). «Легенда об Александре в персидской литературе». В Аштиани, Мохсен (ред.). Персидская повествовательная поэзия классической эпохи, 800-1500: романтические и дидактические жанры . История персидской литературы / главный редактор - Эхсан Яршатер. Лондон Нью-Йорк Оксфорд Нью-Дели Сидней: IB Tauris. п. 500. ИСБН  978-1-78673-664-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f8bcb1ccac39b97d489cb718b08ca2f__1716884100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/2f/0f8bcb1ccac39b97d489cb718b08ca2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Horns of Alexander - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)