Саб Зу Маратид
Сааб Зу Маратид (также аль-Сааб бен Дхи Маратид ) — мифическая фигура, описанная в средневековой исламской традиции как десятый южноаравийский царь Химьяритского королевства .
Традиции Сааба во многом являются производными от традиций Александра Великого в традиции Александровского романа . Таким образом, он последовал за Александром в том, что , отождествляли его с кораническим персонажем Зу аль-Карнайном некоторые писатели, особенно Ибн Хишам .
Этимология
[ редактировать ]Слово саб может по-разному означать «упрямый» или «упрямый», тогда как маратхид может относиться к «щедрому человеку». [ 1 ]
Ключевые тексты и вдохновение
[ редактировать ]Сааб Зу Маратид не считается исторической фигурой. [ 2 ] Основным источником информации о жизни Сааба Зу Маратида является Ибн Хишам (ум. 833) в « Книге корон королей Химьяра» . Одна глава этой работы посвящена этому персонажу, и в настоящее время она существует в двух изданиях: одно было опубликовано в Хайдарабаде в 1347 году хиджры (1928 год нашей эры) в более крупном томе, также содержащем « Ахбар Убайд бин Шариа аль-Джурхами» («Ахбар Убайд бин Шариа аль-Джурхами »). Истории Убайда бин Шариа аль-Джурхами ), а второй доступен у Лидзбарского в его немецком томе Zu den arabischen. Александргешихтен . [ 3 ] Ибн Хишам утверждает, что в своих описаниях он опирался на утерянные сочинения йеменского традиционалиста Вахба ибн Мунаббиха . Однако маловероятно, что оригинальный текст Вахба содержал южноаравийскую идентификацию Зу аль-Карнайна, особенно с учетом того, что тафсир ат-Табари об использовании Вахбом легенд о Зу аль-Карнайне лишен какого-либо намека на химьяритские элементы и что другие экзегетические традиции передали По мнению Вахба, Зу аль-Карнайн связывается с Александром. [ 4 ] [ 5 ] Одно из предположений состоит в том, что южноаравийский образ Зу аль-Карнайна возник среди южноаравийцев, живших в Египте восьмого века . [ 4 ] [ 3 ]
Другие важные источники традиций о Сааб Зу Маратид включают аль-Хамдани (ум. 947) в его энциклопедии «Китаб аль -Иклил» (известную как «Древности Южной Аравии» в английском переводе) и Нашван аль-Химьяри (ум. 1178) в своей Хуласе (сокращенно от Хулашат ас-сира аль-джамиха). ли-'аджаиб ахбар аль-мулук ат-табабиа , или «Квинтэссенция всеобъемлющей истории, касающейся чудесных сообщений королей Тубба»).
Предания о жизни Сааб Зу Маратида являются производными от биографии Александра в традиции Псевдо-Каллисфена. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] в том числе из редакций легенд об Александре на греческом, сирийском , эфиопском и персидском языках. [ 9 ] Другие считают, что биография Сааба Ибн Хишама в первую очередь отражает переплетение традиций, обнаруженных в сирийской легенде об Александре и Коране . [ 10 ] Большинство историй о Саабе в « Ат-Тиджане» Ибн Хишама можно найти в более ранних романах/романах об Александре. [ 11 ] Примеры включают его поиск Источника Жизни , его победу над Гогом и Магогом , его строительство стены и его правление над Землей с Востока на Запад. Его визит в Иерусалим может отражать просьбу Александра разместить свой трон в Иерусалиме в ожидании пришествия Мессии . Фигура, известная как « Моисей аль-Хидр », отражает объединение фигур Моисея и старика (комментаторы идентифицировали его как аль-Хидра) в Коране 18: 60–82, а также его связь с жизнью Зу аль-Карнайна. отражено в последующем немедленном появлении этой фигуры в Вопросе 18:83–102. Хотя Ибн Хишам изображает Зу аль-Карнайна как Сааба в « Ат-Тиджане» , его редакция сиры Ибн Исхака вместо этого отождествляет Зу аль-Карнайна с Александром. [ 12 ]
Жизнь
[ редактировать ]Рассказ Ибн Хишама, восхваляющий историю Южной Аравии, начинается с описания творения и пророческой генеалогии. Правители Химьяритского царства описываются как потомки пророка Худа , который является потомком Сима , сына Ноя . Первым химьяритским царем является мифический Ваил б. Химьяра, и последним в списке является Сайф ибн Дхи Язан, который помог положить конец правлению аксумитов над Южной Аравией с помощью Сасанидской империи . По словам Ибн Хишама, Сааб был десятым царем Химьяра. Ибн Хишам тратит сорок пять страниц в стандартных изданиях текста на правление Сааба, тогда как на любое другое он тратит не более шести. [ 13 ] Сааб в хронологическом порядке отнесен ко времени Авраама, чтобы отличить его от Александра Великого, который, как говорят, жил ближе ко времени Иисуса . [ 14 ]
Повествование о жизни Сааба в описании Ибн Хишама начинается с него уже как взрослого правителя, которому начинают сниться видения ада и божественной силы. Ему снятся сны в течение четырех ночей. В первых его руках держатся целые горы. Во втором он держит солнце в правой руке и луну в левой. В третьем он ест горы мира и пьет моря мира. В четвертом все существа мира сидят между его руками. [ 15 ] Сааб ищет совета у религиозных лидеров и астрологов, чтобы истолковать свои сны: сны убедили его отказаться от своей возвышенной жизни, а видения вселили в него непреодолимое стремление к мировому господству. Вместо того, чтобы истолковывать его сны, они отправляют его к пророку и потомку Авраама, известному как Моисей аль-Хидр (полное имя которого дано как: Муса аль-Хир б. Хидрун б. Умум б. Яхудха б. Якуб б. Исхак). б. Ибрагим аль-Халил), которого иногда называют «Зеленый человек», расположенный в Иерусалиме, пророческая фигура, описанная как путешественник, вечный. Сааб собирает самую большую армию в мире и отправляется в Иерусалим. Прежде чем добраться до Иерусалима, он останавливается в Мекке , где обходит Каабу . [ 15 ] [ 16 ] [ 16 ] После своего паломничества он направляется в Иерусалим, где встречает аль-Хидра. Аль-Хидр обращается к нему как Зу аль-Карнайн, титул, который, как объясняет аль-Хидр, означает, что он является обладателем двух рогов Солнца. Затем Аль-Хидр интерпретирует его сны и подтверждает свое понимание того, что ему предстоит завоевать мир, но при этом он также должен оставаться верным Богу. [ 16 ] [ 14 ]
Оттуда он начинает путешествовать взад и вперед по Земле и достигает ее концов, включая места, где заходит и восходит солнце, завоевывая или обращая народы, с которыми он столкнулся на своем пути, поскольку Бог дал ему власть над Землей. [ 9 ] Он достиг Китая, Индии, Ирана и в конце концов умер в Ираке (Вавилонии) после непродолжительной болезни. Сообщается, что Аль-Хидр никогда больше ни к кому не навещал после смерти Сааба. Было сказано, что Сааб построил стену против Гога и Магога, встретился с Исрафилом , ангелом смерти, и рассказал историю о нем в Стране Рубинов. [ 17 ] [ 18 ] Более того, говорят, что Сааб испытал сабаб , что, по мнению Ибн Хишама, относится к духовным встречам с Богом, которые позволили Саабу продолжить свое путешествие. Ибн Хишам описывает одну из этих встреч следующим образом. [ 19 ] :
Зуль-Карнайн спал, когда увидел сабаб . Казалось, ночь накрыла весь мир, пока с запада не поднялось белое и ясное солнце. Зуль-Карнайн продолжал приближаться к солнцу и следовать за его светом, пока не достиг земли, украшенной звездами неба, и не прошел по ним. Затем он проснулся и рассказал аль-Хидру об этом сабабе . Аль-Хидр сказал ему: «Тебе было приказано отправиться на запад и достичь Алмазной долины: Аль-Хидр получил откровение (вахи) и сообщил об этом Зуль-Карнайну. Настоящие сабабы пришли к Зуль-Карнайну, который рассказал о них аль-Хидру.
По мнению Ибн Хишама, описание жизни Сааба имеет много общего с его пониманием жизни Мухаммеда, включая тревожные и пугающие переживания божественного, отчуждающие их от современников, побуждающие их взаимодействовать с кем-то, ранее связанным с монотеизмом, и обеспечить подтверждение своих видений. [ 16 ]
Связь с Зу аль-Карнайном
[ редактировать ]Хотя большинство считало Зу аль-Карнайна , Александром Великим некоторые авторы, симпатизирующие южноаравийскому (йеменскому) делу, пришли к тому, что ассимилировали его личность с южноаравийским, часто химьяритским королем, которого они называли Сааб Зу Маратид; эти авторы утверждали, что «Дху» был типичным химьяритским ономастиконом. [ 19 ] В поддержку этой идентификации Аль-Хишам представляет собой запись традиций йеменского традиционалиста Вахба ибн Мунаббиха . В одном из примеров записи Ибн Хишама Вахб спросил одного из сподвижников Мухаммеда, Ибн Аббаса , о личности Зу аль-Карнайна. Ибн Аббас в ответ отождествил его с Саабом на основании подвигов, приписываемых его жизни. Затем Вахб спрашивает Ибн Аббаса о значимости или месте, которое Александр занимает по отношению к этим фигурам, на что Ибн Аббас утверждает, что Александр был отдельной, но набожной фигурой, греком, а не южноаравийцем, чья репутация заключалась в постройке двух маяков. [ 17 ] Ибн Хишам писал [ 6 ] :
[...] его (Абдаллаха ибн (ал-)Аббаса) спросили о зуль-карнайне , кем он был. Он сказал: «Он был из Шимьяра, и его звали ас-Сааб б. дхи Маратхид, и он был тем, кого Бог сделал сильным на земле, и он дал ему средства для всего. Он достиг двух концов Солнца, истоптал землю и построил плотину против Гога и Магога». Он (Вахб бен Мунаббих) спросил: «А Александр Руми [византийский]?» Он (Абдаллах ибн (ал-)Аббас) ответил: «Александр Руми был добродетельным и мудрым человеком. Он построил на море Ифрикис два маяка: один в земле Вавилона, другой в земле Рима».
Позже Химьяри, который считал, что за александрийскую идентификацию ответственны неарабы, [ 20 ] подробно раскрыл рассказ Ибн Хишама, изложив полную генеалогию [ 6 ] :
Кааба аль-Ахбара спросили о зуль-карнайне, и он сказал: «Мы считаем правильным, исходя из знаний наших [еврейских] религиозных авторитетов (ахбара) и наших предков, что он был из Химьяра и что он был аль- Сааб б. дхи Маратхид. Александр был из Бану Юнан [греков] р. Īṣ б. Исхак б. Ибрагим [Авраам], друг Бога, и его люди увидели Ису б. Марьям [Иисус, сын Марии], среди них Галенос, Аристотель и Даниил. Галенос и Аристотель были из Рума [византийцев] из Бану Юнан [греков], а Даниил был из Бану Исраил, одного из пророков Бога».
Чтобы дополнительно поддержать свое утверждение о том, что читатель должен отождествлять Зу аль-Карнайна с химьяритским царем, а не с Александром Великим, он утверждает, что доисламский поэт Имру аль-Каис писал о Саабе: [ 20 ]
И он построил среди гор преграду, где восходит солнце, против Гога и Магога.
Традиции, отождествляющие Зу аль-Карнайна с южноаравийским королем, также приписывают Хасану ибн Сабиту , поэту времен Мухаммеда. [ 20 ] Другие, однако, отвергли бы эту традицию. Например, Ибн Абд аль-Хакам приписал Мухаммеду цитату, авторитетно отождествляющую Зу аль-Карнайна с Александром Великим, как ответ тем, кто идентифицирует его как южноаравийского короля, и версия этого сообщения также встречается в хрониках ат-Табари . [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хейсс 2020 , с. 638н29.
- ^ Акасой 2009 , с. 9–10.
- ^ Перейти обратно: а б Дуфикар-Аэртс 2010 , с. 141–142.
- ^ Перейти обратно: а б Нагель 1978 , с. 28, 40.
- ^ Дурмаз 2022 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Хейсс 2020 , с. 637–639.
- ^ Заде 2017 , с. 97–98.
- ^ Саутгейт 1977 , с. 283.
- ^ Перейти обратно: а б Уиллер 2013 , с. 16–17.
- ^ Дурмаз 2022 , с. 101.
- ^ Саутгейт 1978 , с. 201.
- ^ Дурмаз 2022 , с. 103–104.
- ^ Дурмаз 2022 , с. 101–102.
- ^ Перейти обратно: а б Саутгейт 1978 , с. 198.
- ^ Перейти обратно: а б Дурмаз 2022 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Акасой 2016 , с. 175–176.
- ^ Перейти обратно: а б Вайнфельд 2008 , с. 78-83.
- ^ Дурмаз 2022 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Акасой 2017 , с. 23–24.
- ^ Перейти обратно: а б с Заде 2017 , с. 98.
- ^ Заде 2017 , с. 98–100.
Источники
[ редактировать ]- Акасой, Анна (2009). «Александр в Гималаях: конкурирующее имперское наследие в средневековой исламской истории и литературе» . Журнал Институтов Варбурга и Курто . 72 (1): 1–20.
- Акасой, Анна (2016). «Пророк Искандар: религиозные темы в исламских версиях легенды об Александре» . В Ренне, Юрген; Брентьес, Соня (ред.). Глобализация знаний в постантичном Средиземноморье, 700-1500 гг . Тейлор и Фрэнсис. стр. 167–200. doi : 10.4324/9781315585147-8/iskandar-prophet-religious-themes-islamic-versions-alexander-legend-anna-akasoy (неактивен 27 августа 2024 г.).
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на август 2024 г. ( ссылка ) - Акасой, Анна (2017). «География, история и пророчества: механизмы интеграции в исламской легенде об Александре» . В Глей, Рейнхольд; Джасперт, Николас (ред.). Поиск религий: контакт, разнообразие и транслокальность . Брилл. стр. 16–36.
- Дуфикар-Аэртс, Фаустина Клара Вильгельмина (2010). Александр Магнус Арабский: Обзор Александровской традиции на протяжении семи веков: от Псевдо-Каллисфена до Сури . Питерс.
- Дурмаз, Рейхан (2022). Истории между христианством и исламом: святые, память и культурный обмен в поздней античности и за ее пределами . Издательство Калифорнийского университета.
- Хейсс, Иоганн (2020). «Множественное использование врага: Гог, Магог и «Двурогий» » . В Визер, Вероника; Эльтшингер, Винсент; Вайс, Иоганн (ред.). Культуры эсхатологии, том 1: Империи и библейские авторитеты в средневековых христианских, исламских и буддийских общинах. Том 2: Время, смерть и загробная жизнь в средневековых христианских, исламских и буддийских общинах . Де Грютер. стр. 631–641. дои : 10.1515/9783110597745-032 . ISBN 978-3-11-059774-5 .
- Нагель, Тилман (1978). Александр Македонский в ранней исламской народной литературе . Издательство Мичиганского университета.
- Саутгейт, Мину (1977). «Портрет Александра на персидском Александре-Романсы исламской эпохи» . Журнал Американского восточного общества . 97 (3): 278–284. дои : 10.2307/600734 . JSTOR 600734 .
- Саутгейт, Мину (1978). Искандарнамах. Персидский средневековый Александр-Романс . Издательство Колумбийского университета.
- Вайнфельд, Пол (2008). Исламский Александр: религиозная и политическая тема в арабской и персидской литературе (докторская диссертация) .
- Уилер, Брэннон М. (2013). Моисей в Коране и исламская экзегеза . Тейлор и Фрэнсис.
- Заде, Трэвис (2017). Картирование границ средневекового ислама: география, перевод и империя Аббасидов . ИБТаурис.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арабское издание Ибн Хишама « Книги корон королей Химьяра» , Gorgias Press, 2009. Ссылка .