Jump to content

Маснави

Маснави ( араб . مثنوي , матнави ) или маснави ( перс . مثنوی , маснави ) — разновидность стихотворения , написанного рифмованными куплетами , или, точнее, «стихотворение, основанное на независимых, внутренне рифмующихся строках». Большинство стихотворений матнави состоят из одиннадцати , а иногда и из десяти слогов , но не имеют ограничений по длине. [1] Типичные стихотворения матнави состоят из неопределенного количества куплетов со схемой рифм аа/бб/сс.

Стихи Матнави были написаны на персидском , арабском , турецком , курдском и урду языках. Некоторые персидские стихи матхнави, такие как Руми « Маснави -э Манави» , имели особое религиозное значение в суфизме . Другие влиятельные произведения включают поэзию Газали. [ нужны разъяснения ] и ибн Араби . [2] Матнави тесно связаны с исламской теологией, философией и легендами, и их невозможно правильно понять без знания о них. [3]

арабский манави

[ редактировать ]

Арабская поэзия маснави, также известная как муздавидж ( араб . مزدوج , буквально «удвоенная», относящаяся к внутренней схеме рифмы строк), возникла и была популяризирована в эпоху Аббасидов . В отличие от старых поэтических стилей арабского языка, стихи маснави не являются монорифмами . Вместо этого они включают внутреннюю схему рифмы в каждый бейт с широким использованием аллитерации и следуют определенному размеру. Арабская поэзия маснави (или муздавидж) очень похожа на персидские, урду и турецкие эквиваленты, но с одним существенным отличием: большинство стихотворений муздавидж следуют образцу aaa/bbb/ccc, в то время как другие стихотворения маснави следуют шаблону aa/bb/cc. шаблон. [4]

Персидский маснави

[ редактировать ]

В персидском маснави ( مثنوى ) стихи строго придерживаются размера из 11 слогов, иногда из десяти. Хотя длина маснави не предписана и поэтому не ограничена, большинство наиболее известных маснави находятся в диапазоне 2000–9000 бейтов ( стихов ). [5] Первое известное стихотворение маснави было написано в период Саманидов (4/10 века). Несмотря на некоторые даты, указывающие на возможность иного, современные ученые полагают, что это продолжение иранской стихотворной формы , а не ее арабского аналога (есть некоторые споры, поскольку слово маснави происходит от арабского языка, но большинство ученых считают, что персы придумали слово сами). [6]

Маснави обычно ассоциируются с дидактическим и романтическим жанрами, но не ограничиваются ими. [7] Среди персидских маснави существует большое разнообразие, но есть несколько условностей, которые могут помочь читателю распознать стихотворение маснави. В большинстве маснави есть различие между вступительным и основным абзацами (хотя не всегда легко определить, где именно), восхвалением единого Бога и молитвами, восхвалением Пророка, размышлениями о ценности поэзии, а иногда и описанием. предмета как значимого символа . [8]

Некоторые персидские маснави имели особое религиозное значение в суфизме , например, Руми « Маснави-и Манави» , состоящая из 6 книг/25 000 стихов и использовавшаяся в молитвах среди многих суфиев, таких как « Вращающиеся дервиши» . [9] Хотя некоторые исламские законники считают эту практику недобросовестной, суфийский ученый и юрист Абу Хамид аль-Газали поддержал использование поэзии в качестве богослужения . [10]

В 21 веке Ахмад Никталаб был одним из знатоков персидского маснави. [11]

Турецкий манави

[ редактировать ]

Турецкий маснави начал развиваться в 8-14 веках. Персидский матнави оказал влияние на турецких авторов, поскольку многие турецкие матнави поначалу представляли собой творческие переводы и адаптации персидского матнави. Древнейшим известным турецким матнави является дидактическая поэма « Кутадгу Билиг» . [12]

Турецкие матнави во многом основаны на своем сюжете, и их обычно делят на три жанра : мутахариб (героический), рамал (религиозно-дидактический) и хазадж (романтический). Некоторые матхнави были написаны с пониманием того, что аудитория оценит важность темы стихотворения, но некоторые также были написаны исключительно в развлекательных целях. [12]

Матхонави оставался заметным в турецкой литературе до конца Османской империи , когда он начал трансформироваться в более разговорную и риторическую литературу. Лишь немногие турецкие матахнави были переведены на другой современный язык . [13]

Урду маснави

[ редактировать ]

Урду маснави обычно делят на три категории: ранние, средние и поздние.

Ранний маснави на урду зародился в 11-17 веках. В начале этого периода многие маснави носили религиозный характер, но затем стали включать романтические, героические и даже светские истории. Ранние маснави на урду находились под влиянием литературы Даккани, а также персидского матхнави. Из-за этого влияния многие ранние маснави на урду были переводами персидского маснави, хотя есть несколько оригинальных ранних маснави на урду. [14]

Маснави на среднем урду приобрело известность в XII–XVIII веках, когда литература урду оторвалась от традиции даккани. В XII–XVIII веках романтическая маснави стала очень популярной. Еще одна новая традиция, появившаяся в маснави среднего урду, заключалась в том, что авторы использовали свой личный опыт в качестве темы для своих стихотворений. [15]

Современный маснави на урду зародился в 13–19 веках, во времена литературной реформы. Маснави в целом стал намного короче, и традиционные метры перестали соблюдаться. Эти маснави больше касаются повседневных тем, а также служат основой для детской поэзии . [16] В последнее время известным писателем-маснави на урду был Аллама доктор Сайед Али Имам Заиди «Гаухар Лукнави» (правнук Мира Бабера Али Аниса ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 1–2.
  2. ^ Моральное поведение и авторитет: место Адаба в южноазиатском исламе. (1984). Vereinigtes Königreich: Издательство Калифорнийского университета.
  3. ^ Исламская поэзия суахили: Введение: Празднование дня рождения Мухаммеда; Исламская космология суахили. (1971). Нидерланде: Брилл.
  4. ^ Бенченеб, М. «Муздавиддж». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2010. Брилл Онлайн. Августана. 8 апреля 2010 г. http://www.brillonline.nl/subscriber/entry?entry=islam_SIM-5695
  5. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 2.
  6. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. стр.1.
  7. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 3.
  8. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. стр.5.
  9. ^ Фридлендер, Ира. Кружащиеся дервиши. Нью-Йорк: Макмиллан, 1975. Печать.
  10. ^ Аль-Газали, Абу Хамид. «О музыке и танцах как вспомогательных средствах религиозной жизни». Пер. Клод Филд. Алхимия счастья. Додо, 1909. 27–32. Распечатать.
  11. ^ «Состоится открытие сборника стихов Зиндаяда Ахмеда Никталеба» . Информационное агентство Мехр Новости Ирана и мира Информационное агентство Mehr (на персидском языке). 27 февраля 2021 г. Проверено 17 мая 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б Брюйн, Флемминг и Рахман, 2010 , стр. 6–7.
  13. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 8.
  14. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 9.
  15. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 9–10.
  16. ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 9-11-12.

Литература

[ редактировать ]
  • Брейн, JTP; Флемминг, Б.; Рахман, Мунибур (8 апреля 2010 г.). «Маснави » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; Донзель, Э. ван; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл Онлайн.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8861b980945e7e41bb7b44d83a959c8e__1705077420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/8e/8861b980945e7e41bb7b44d83a959c8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mathnawi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)