Маснави
Маснави ( араб . مثنوي , матнави ) или маснави ( перс . مثنوی , маснави ) — разновидность стихотворения , написанного рифмованными куплетами , или, точнее, «стихотворение, основанное на независимых, внутренне рифмующихся строках». Большинство стихотворений матнави состоят из одиннадцати , а иногда и из десяти слогов , но не имеют ограничений по длине. [1] Типичные стихотворения матнави состоят из неопределенного количества куплетов со схемой рифм аа/бб/сс.
Стихи Матнави были написаны на персидском , арабском , турецком , курдском и урду языках. Некоторые персидские стихи матхнави, такие как Руми « Маснави -э Манави» , имели особое религиозное значение в суфизме . Другие влиятельные произведения включают поэзию Газали. [ нужны разъяснения ] и ибн Араби . [2] Матнави тесно связаны с исламской теологией, философией и легендами, и их невозможно правильно понять без знания о них. [3]
арабский манави
[ редактировать ]Арабская поэзия маснави, также известная как муздавидж ( араб . مزدوج , буквально «удвоенная», относящаяся к внутренней схеме рифмы строк), возникла и была популяризирована в эпоху Аббасидов . В отличие от старых поэтических стилей арабского языка, стихи маснави не являются монорифмами . Вместо этого они включают внутреннюю схему рифмы в каждый бейт с широким использованием аллитерации и следуют определенному размеру. Арабская поэзия маснави (или муздавидж) очень похожа на персидские, урду и турецкие эквиваленты, но с одним существенным отличием: большинство стихотворений муздавидж следуют образцу aaa/bbb/ccc, в то время как другие стихотворения маснави следуют шаблону aa/bb/cc. шаблон. [4]
Персидский маснави
[ редактировать ]В персидском маснави ( مثنوى ) стихи строго придерживаются размера из 11 слогов, иногда из десяти. Хотя длина маснави не предписана и поэтому не ограничена, большинство наиболее известных маснави находятся в диапазоне 2000–9000 бейтов ( стихов ). [5] Первое известное стихотворение маснави было написано в период Саманидов (4/10 века). Несмотря на некоторые даты, указывающие на возможность иного, современные ученые полагают, что это продолжение иранской стихотворной формы , а не ее арабского аналога (есть некоторые споры, поскольку слово маснави происходит от арабского языка, но большинство ученых считают, что персы придумали слово сами). [6]
Маснави обычно ассоциируются с дидактическим и романтическим жанрами, но не ограничиваются ими. [7] Среди персидских маснави существует большое разнообразие, но есть несколько условностей, которые могут помочь читателю распознать стихотворение маснави. В большинстве маснави есть различие между вступительным и основным абзацами (хотя не всегда легко определить, где именно), восхвалением единого Бога и молитвами, восхвалением Пророка, размышлениями о ценности поэзии, а иногда и описанием. предмета как значимого символа . [8]
Некоторые персидские маснави имели особое религиозное значение в суфизме , например, Руми « Маснави-и Манави» , состоящая из 6 книг/25 000 стихов и использовавшаяся в молитвах среди многих суфиев, таких как « Вращающиеся дервиши» . [9] Хотя некоторые исламские законники считают эту практику недобросовестной, суфийский ученый и юрист Абу Хамид аль-Газали поддержал использование поэзии в качестве богослужения . [10]
В 21 веке Ахмад Никталаб был одним из знатоков персидского маснави. [11]
Турецкий манави
[ редактировать ]Турецкий маснави начал развиваться в 8-14 веках. Персидский матнави оказал влияние на турецких авторов, поскольку многие турецкие матнави поначалу представляли собой творческие переводы и адаптации персидского матнави. Древнейшим известным турецким матнави является дидактическая поэма « Кутадгу Билиг» . [12]
Турецкие матнави во многом основаны на своем сюжете, и их обычно делят на три жанра : мутахариб (героический), рамал (религиозно-дидактический) и хазадж (романтический). Некоторые матхнави были написаны с пониманием того, что аудитория оценит важность темы стихотворения, но некоторые также были написаны исключительно в развлекательных целях. [12]
Матхонави оставался заметным в турецкой литературе до конца Османской империи , когда он начал трансформироваться в более разговорную и риторическую литературу. Лишь немногие турецкие матахнави были переведены на другой современный язык . [13]
Урду маснави
[ редактировать ]Урду маснави обычно делят на три категории: ранние, средние и поздние.
Ранний маснави на урду зародился в 11-17 веках. В начале этого периода многие маснави носили религиозный характер, но затем стали включать романтические, героические и даже светские истории. Ранние маснави на урду находились под влиянием литературы Даккани, а также персидского матхнави. Из-за этого влияния многие ранние маснави на урду были переводами персидского маснави, хотя есть несколько оригинальных ранних маснави на урду. [14]
Маснави на среднем урду приобрело известность в XII–XVIII веках, когда литература урду оторвалась от традиции даккани. В XII–XVIII веках романтическая маснави стала очень популярной. Еще одна новая традиция, появившаяся в маснави среднего урду, заключалась в том, что авторы использовали свой личный опыт в качестве темы для своих стихотворений. [15]
Современный маснави на урду зародился в 13–19 веках, во времена литературной реформы. Маснави в целом стал намного короче, и традиционные метры перестали соблюдаться. Эти маснави больше касаются повседневных тем, а также служат основой для детской поэзии . [16] В последнее время известным писателем-маснави на урду был Аллама доктор Сайед Али Имам Заиди «Гаухар Лукнави» (правнук Мира Бабера Али Аниса ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 1–2.
- ^ Моральное поведение и авторитет: место Адаба в южноазиатском исламе. (1984). Vereinigtes Königreich: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Исламская поэзия суахили: Введение: Празднование дня рождения Мухаммеда; Исламская космология суахили. (1971). Нидерланде: Брилл.
- ^ Бенченеб, М. «Муздавиддж». Энциклопедия ислама, второе издание. Под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, CE Босворт, Э. ван Донзель и WP Heinrichs. Брилл, 2010. Брилл Онлайн. Августана. 8 апреля 2010 г. http://www.brillonline.nl/subscriber/entry?entry=islam_SIM-5695
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 2.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. стр.1.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 3.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. стр.5.
- ^ Фридлендер, Ира. Кружащиеся дервиши. Нью-Йорк: Макмиллан, 1975. Печать.
- ^ Аль-Газали, Абу Хамид. «О музыке и танцах как вспомогательных средствах религиозной жизни». Пер. Клод Филд. Алхимия счастья. Додо, 1909. 27–32. Распечатать.
- ^ «Состоится открытие сборника стихов Зиндаяда Ахмеда Никталеба» . Информационное агентство Мехр Новости Ирана и мира Информационное агентство Mehr (на персидском языке). 27 февраля 2021 г. Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Брюйн, Флемминг и Рахман, 2010 , стр. 6–7.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 8.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 9.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 9–10.
- ^ Брюйн, Флемминг и Рахман 2010 , стр. 9-11-12.
Литература
[ редактировать ]- Брейн, JTP; Флемминг, Б.; Рахман, Мунибур (8 апреля 2010 г.). «Маснави » В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; Донзель, Э. ван; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). Брилл Онлайн.