История Индии, рассказанная ее собственными историками
«История Индии, рассказанная ее собственными историками» — это книга, состоящая из переводов средневековых персидских хроник, основанных на работах Генри Майерса Эллиота . Первоначально он был опубликован в виде восьми томов в 1867–1877 годах в Лондоне . За переводами частично следил Эллиот, чьи усилия затем были расширены и отредактированы посмертно Джоном Доусоном .
Книга неоднократно переиздавалась, а также доступна в Интернете. Эллиот стремился противопоставить то, что он считал справедливостью и эффективностью британского правления, жестокости и деспотизму мусульманского правления. Он выразил надежду, что это «сделает наших местных подданных более осознанными в отношении огромных преимуществ, получаемых ими в результате мягкости и справедливости нашего правления». [1]
Фон
[ редактировать ]Генри Майерс Эллиот родился в 1808 году. Он был администратором, который работал в Британской Ост-Индской компании (EIC) и дослужился до должности министра иностранных дел при генерал-губернаторстве Генри Хардинджа и Джеймса Браун-Рамзи, 1-го маркиза Далхаузи . Его академические способности в области восточных языков, классики и математики позволили ему сдать открытый вступительный экзамен в EIC в 1826 году, опередив место в Новом колледже в Оксфорде, которое он должен был посещать. [2]
Интерес Эллиота к изучению Индии проявлялся как развлечение на протяжении всего его пребывания в стране и возник в результате исследований, проведенных им в попытках разработать политику, касающуюся земли и доходов. Британские историки Индии, такие как Маунтстюарт Эльфинстон , в значительной степени игнорировали сельскую аристократию и финансовые вопросы, которые, по мнению Эллиота, можно было бы с пользой исследовать, обратившись к до сих пор забытым средневековым хроникам. Он рассматривал свой «Библиографический указатель историков мусульманской Индии », опубликованный в 1849 году, как прелюдию к исследованию 231 арабского и персидского историка Индии, а также как ресурс, который окажется полезным для будущих историков. [2] [3] Он сказал, что хочет, чтобы его исследования были
... полезные хранилища знаний, из которых труд и усердие последующих ученых могут извлечь материалы для создания лучшей и более прочной структуры. [3]
Плохое здоровье помешало Эллиоту завершить более детальное исследование: он покинул Индию в поисках более податливого климата и умер в 1853 году в Саймонстауне , Южная Африка . [2]
Вдова Эллиота, Ребекка, попросила Джона Доусона завершить работу ее мужа. Доусон родился в 1820 году и занимал различные преподавательские должности, связанные с восточными языками, из которых он, вероятно, владел арабским , персидским , санскритом , телугу и хиндустани . EIC Эти должности включали период работы репетитором в колледже Хейлибери , должность профессора в Университетском колледже в Лондоне и, примерно с 1859 по 1877 год, должность профессора в Колледже персонала в Кемберли . Его усилия, основанные на работах Эллиота, привели к созданию восьми томов под названием «История Индии, рассказанная ее собственными историками: мусульманский период» , опубликованных в Лондоне издательством «Trübner & Co» между 1867 и 1877 годами. Около половины материала было извлечено из книги Эллиота. библиографический указатель был переведен самим Доусоном [а] и, по словам Кэтрин Прайор, он также оставил свой след, уделив «... больше исторического внимания, чем планировал Эллиот». Несколько лет спустя Доусон начал работу над книгой о средневековом Гуджарате , которая также была основана на документах Эллиота. На момент его смерти в 1881 году она была неполной и позже была опубликована в совершенно другой форме — под названием « История Индии, рассказанная ее собственными историками: местные мусульманские династии: Гуджарат » — под редакцией Эдварда Клайва Бэйли . [5]
Оценки
[ редактировать ]Литературное творчество Эллиота подверглось критике примерно во время его смерти. Фрэнсис Х. Робинсон писал в 1853 году, что евангелистская черта Эллиота имела тенденцию «критиковать» тех, о ком он писал. [2] Академическая репутация Доусона была создана благодаря его участию в проекте, хотя он подвергался некоторой критике как за свою компетентность, так и за его методы. Прайор отмечает, что «по иронии судьбы, в долгосрочной перспективе очевидная полнота его работы серьезно задержала научное повторное исследование рукописей, на которых она была основана». [5]
В 1903 году Стэнли Лейн-Пул похвалил усилия Эллиота и Доусона, но также предостерег от этого, сказав:
Чтобы осознать средневековую Индию, нет лучшего способа, чем погрузиться в восемь томов бесценной «Истории Индии, рассказанной ее собственными историками» , которую сэр Его Величество Эллиот задумал и начал и которую профессор Доусон отредактировал и завершил с бесконечным трудом и обучением. Это откровение об индийской жизни, увиденной глазами персидских придворных летописцев. Однако это шахта, которую нужно разрабатывать, а не последовательная история, и ее большие скачки в хронологии, повторы, возвраты и пропуски делают ее нелегким руководством для обычных читателей. [6]
Другой Фрэнсис Робинсон , писавший в 2010 году, отмечает, что работу Эллиотта и Доусона «... всегда следует читать, имея под рукой книгу Питера Харди «Историки средневековой Индии » (Дели, 1997). [7]
Рамья Сринивасан объясняет, что к ранней и средневековой историографии Индии часто подходили в форме дихотомических индуистских и мусульманских категорий, двух направлений взаимоисключающих политических взглядов и культур, берущих свое начало в двух литературных эпических формах, которые обычно, но не всегда , типичны для тех периодов. Она отмечает, что последствия этого можно увидеть в работах более поздних историков, таких как Джеймс Тод активно поддерживал идею индуистского рыцарства и мусульманского обмана , еще один администратор EIC и джентльмен-ученый, который во время работы в Раджпутане . [8]
Ричард Итон считает, что современные индуистские националисты «выборочно использовали» «выборочные переводы» Эллиота и Доусона в своих попытках очернить мусульманских правителей досовременной эпохи. Он говорит, что
... Эллиот, стремившийся противопоставить то, что он понимал как справедливость и эффективность британского правления, жестокости и деспотизму мусульманских правителей, предшествовавших этому правлению, совсем не симпатизировал «мухаммадскому» периоду индийской истории... [Он отметил] гораздо большие выгоды, которые англичане принесли индийцам всего за полвека, чем мусульмане принесли за пять столетий ... Таким образом, мотивы Эллиота делегитимизировать индо-мусульманских правителей, предшествовавших английскому правлению, совершенно ясны. [4]
Критика
[ редактировать ]Итон утверждает, что Эллиот считал британское правление намного превосходящим мусульманское и «не сочувствовал» мусульманскому периоду индийской истории. Эллиот отмечает гораздо большие преимущества для индейцев, чем при мусульманском правлении, и выражает надежду, что это «сделает наших местных подданных более осознанными в отношении огромных преимуществ, получаемых ими при мягкости и справедливости нашего правления». [9]
Мохаммад Хабиб , историк-националист, который представил свой собственный светский взгляд на историю Индии, бросив вызов историческим и переводческим методам европейских колониальных историков, таких как Эллиот, раскритиковал его за то, что он сосредоточил «чрезмерное» внимание на политической деятельности мусульманских правителей вместо того, чтобы сосредоточиться на жизни людей и их культурной деятельности. Он обвинил в этом то, что Эллиот полагался на неверные переводы и не признавал историческую ценность литературных и культурных источников, таких как маснавис и мактубат (суфийская литература). [10]
Содержание
[ редактировать ]Содержание не является полным переводом произведений. А. Дж. Арберри отмечает, что «Табакат-и Насири» , «Тарих-и Фироз Шахи» и «Зафарнама» относятся к числу тех, из которых были опубликованы лишь части (хотя в последнем случае, хронике Тимура , лишь небольшая часть книги касалась Индии). Арберри также отмечает, что качество выбранных источников было разным и что документы, из которых были сделаны переводы, иногда представляли собой лишь одну версию из нескольких, которые были доступны. [11] [б]
Том I: Введение
[ редактировать ]- Ранние арабские географы
- Историки Синда
Том II: К 1260 году нашей эры
[ редактировать ]- Тариху-ль Хинд из Бируни
- Тарих-и-Ямини из Утби
- Тариху-с Субуктигин Байхаки
- Джавами уль-Хикаят Мухаммада Уфи
- Таджу-ль Ма-асир Хасана Низами
- Камилут-т Таварих Ибн Асир
- Низамут-т Хроники Байзави
- Табакат-и Насири из Минхаджу-с Сираджа
- Джахан Куша из Джувайни
Том III: К 1398 году нашей эры.
[ редактировать ]- Джамиут-Таварих из Рашид-ад-Дина
- Тазджияту-ль Ансар ва Таджрияту-ль асар из Абдуллы Вассафа
- Тарих-и Бинакити из Фахруддина, Бинакити
- Тарих-и Гузида из Хамду-ллы Мустауфи
- Датэ-и Алай ; или Хазаину-ль Футух Амира Хосру : (История Алауддина Халджи )
- Тарих-и Фироз Шахи из Зиауддина Барани : (История Фируз Шаха )
- Тарих-и Фироз Шахи из Шамс-и Сираджа, Афиф
- Футухат-и Фироз Шахи из султана Фироз Шаха
- Малфузат-и Тимури и Тузак-и Тимури (предположительно мемуары Тимура , но почти наверняка более поздняя выдумка) [13] )
- Зафар-нама из Шарафуддина, Йезди
Том IV: К 1450 году нашей эры
[ редактировать ]- Тарих-и Хафиз Абру
- Тарих-и Мубарак Шахи из Яхьи бин Ахмада
- Матлаус Садайн из Абдур Раззака
- Рават ас-Сафах из Мирхонда
- Хуласату-ль Ахбар из Хондамира
- Дастуру-ль Вузра из Хондамира
- Хабиб аль-Сияр из Хондамира
- Тарих-и Ибрахими ; или Тарих-и Хумаюни Ибрагима бин Харири
- Тузк-е-Бабри ; или Вакиат-и Бабари : Автобиография Бабура
- Табакат-и Бабари шейха Зейна
- Луббут Таварих из Яхьи бин Абду-л Латифа
- Нусах-и Джахан-ара из Кази Ахмада
- Тарих-и Шер Шахи ; или Тухфат-и Акбар Шахи из Аббас-хана Сарвани.
- Тарих-и Дауди из Абдуллы
Том V: Конец афганской династии и первые тридцать восемь лет правления Акбара
[ редактировать ]- Тарих-и Салатин-и Афагана, автор Ахмад Ядгар
- Махзан-и-Афгани и Тарих-и Хан-Джахан Лоди из Ниаматуллы
- Хумаюн-нама из Хондамира
- Тарих-и Рашиди из Хайдара Мирзы Доглата
- Тазкирату-ль Вакиат , Джаухар
- Тарих-и Альфи из Мауланы Ахмада и других
- Табакат-и Акбари Низамуддина Ахмада , Бахши
- Мунтахаб ат-Таварих ; или Тарих-и Бадауни , муллы Абд аль-Кадира Бадауни
Том VI: Акбар и Джахангир
[ редактировать ]- Акбар-нама шейха Абу-ль Фазала
- Такмила-и Акбар-нама Инаяту-ллы
- Акбар-нама шейха Иллахдада Фаизи Сирхинди
- Вакиат шейха Файзи
- Викайя Асада Бека
- Тарих-и Хакки шейха Абду-ль Хакка
- Зубдату-т Таварих шейха Нуру-ль Хакка
- Раузату-т Тахирин Тахира Мухаммада
- Мунтахабут-т Таварих ; или Ахсану-т Таварих Хасана бин Мухаммада
- Тарих-и Фиришта Мухаммада Касима Хинду Шаха Фиришты
- Ма-асир-и Рахими Мухаммада Абду-л Баки
- Полезный Ахбар Мухаммада Амина
- Тарих-и Салим Шахи ; Тузак-и Джахангири императора Джахангира
- Двазда-Сала-и Джахангири; Вакиат Джахангири императора Джахангира
- Татимма-и Вакиат-и Джахангири Мухаммада Хади
- Икбал-нама-и Джахангири Мутамад-хана
- Ма-асир-и Джахангири из Камгар-хана
- Интихаб-и Джахангири-Шахи
- Субхи Садик из Садика Исфахани
Том VII: От Шах-Джахана до первых лет правления Мухаммад-шаха
[ редактировать ]- Падшахнама Мухаммада Амина Казвини
- Бадшах-нама Абдул Хамида Лахори
- Шах Джахан-нама из Инайят Хана
- Бадшах-нама из Мухаммада Вариса
- Амаль -и Салих из Мухаммада Салиха Камбу
- Шах Джахан-нама из Мухаммада Садик Хана
- Маджалису-с Салатин Мухаммада Шарифа Ханафи
- Тарих-и Муфаззали из Муфаззал-хана
- Мир-ат-и 'алам , Мир-ат-и Джахан-нума из Бахтавар-хана
- Зинату-т Таварих из Азизу-Ллаха
- История сердца Рай Бхара Мала
- ' аламгир-нама Мухаммада Казима
- Ма-асир-и Аламгири Мухаммада Саки Мустаидд-хана
- Футухат-и Аламгири Мухаммада Масума
- Тарих-и Мулк-и ашам из Шахабуддина Талаша
- Вакаи , автор: Блессинг Хан
- Джанг-нама из Ниамат-хана
- Рукаат-и Аламгири императора Аурангзеба
- Мунтахаб-аль-Любаб из Хафи-хана
- Дата Ирадата Хана
- Тарих-и Бахадур Шахи
- Тарих-и Шах алам Бахадур Шахи
- ' Ибрат-нама Мухаммада Касима
Том VIII: Конец мусульманской империи в Индии
[ редактировать ]- Мухтасиру-т Хроники
- История , Субхан Рай
- Хафт Гульшан-и Мухаммад-Шахи из Мухаммада Хади Камвар Хана
- Тазкира-и Чагатай Мухаммада Хади Камвар Хана
- Тарих-и Чагатай , Мухаммада Шафи, Тегерани
- Бурхану-ль Футух Мухаммеда Али
- Канзу-ль Махфуз
- Тарих-и Хинди Рустама Али
- Тарих-и Надиру-з Замани из Хушхал Чанда
- Джаухар-и Самсам Мухаммада Мухсина Садики
- Тазкира Ананда Рама Мухлиса
- Надир-нама Мирзы Мухаммада Махди
- Тахмасп-нама , Бедный
- Бахру-т Таварих
- Имя Мухаммеда
- Тарих-и Мухаммад Шахи из Юсуфа Мухаммад-хана
- Дата Ахмад Шаха
- Баян-и Ваки из Ходжи Абду-л Карим Хана
- Тарих-и Аламгир-сани
- Тарих-и Маназилу-ль Футух из Мухаммада Джафара Шамлу
- Джам-и Джахан-нума из Музаффара Хусейна
- Фархату-н Назирин из Мухаммада Аслама
- Тарих-и Фаиз Бахш из Шео Паршада
- Хадикату-ль Акалим из Муртазы Хусейна
- Джам-и Джахан-нума из Кудрату-Ллаха
- Ма-асиру-л Умара из шаха Наваз-хана Самсамуд-даула
- Тазкирату-л Умара из Кевал Рама
- Саваних-и Акбари , амира Хайдара Хусайни
- Сияру-ль Мута-аххирин из Гулама Хусейна Хана
- Мулаххасу-т Таварих из Фарзанда Али Хусейна
- Тарих-и Мамалик-и Хинд из Гулам Басит
- Чахар Гульзар Шуджаи из Хари Чаран Даса
- Тарих-и Шахадат-и Фаррух Сияр из Мирзы Мухаммада Бахша
- Вакиат-и Азфари
- Бахру-ль Мавадж из Мухаммеда Али Хана Ансари
- Ибрат-нама , Факира Хайруддина Мухаммада
- Чахар Гульшан из Ram Chatar Man
- Дата Ибрагим-хана
- Луббу-с Сияр из Абу Талиба Лондони
- Аусаф-и Асаф
- Тарих из Джугал Кишвара
- Гулистан-и Рахмат из Наваба Мустаджаба Хана
- Гул-и Рахмат из Саадат Яр Хана
- Сахиху-ль Акбар из Саруп Чанда
- Тарих-и Музаффари из Мухаммеда Али Хана
- Шах-нама, или Мунавару-л Калам , Шео Дас
- Ихтисару-т Таварих из Савана Сингха
- Мир-ат-и Афтаб-нума Шаха Наваз-хана
- Интихабут-т Таварих из Мирзы Маситы
- Саадат-и Джавед из Харнам Сингха
- Мадану-с Саадат , автор Сайид Султан Али
- Маджмаул-Ахбар из Харсух-Рая
- Кашифу-ль Ахбар из Инаята Хусейна
- Зубдату-л Акбар из Умрао Сингха
- Мунтахаб-и Хуласату-т Таварих из Рам Паршада
- Ахбар-и Мухаббат из Наваба Мухаббат Хана
- Тарих-и Шах'алам из Ману Лала
- Шах Алам-нама из Гулама Али Хана
- Имаду-с Саадат из Мир Гулама Али
- Нигар-нама-и Хинд Сайида Гулама Али
- Мунтахабут-т Таварих из Садасуха
- Ашрафу-т Таварих из Кишана Даяла
- Джинану-ль Фирдаус из Мирзы Мухаммада Юсуфи
- Тарих-и Генри из Сайида Мухаммада Бакира Али Хана
- Балвант-нама Факира Хайруддина Мухаммада
- Ядгар-и Бахадури из Бахадура Сингха
- Джамиут-Т Таварих из Факира Мухаммада
- Джам-и Джам Сайида Ахмад Хана
- Маджмауль Мулюк и Зубдату-ль Гарайб из Мухаммада Ризы
- Ахбарат-и Хинд Мухаммада Ризы
- Хроники Мифтаху-т Томаса Уильяма Биля
См. также
[ редактировать ]- История Индии
- Империя Великих Моголов
- Мусульманские завоевания на Индийском субконтиненте
- История Пакистана
- История Бангладеш
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Вопреки мнению Кэтрин Прайор о том, что Доусон перевел около половины материала, Ричард Итон заявил, что «большая часть» была переведена Эллиотом. [4]
- ^ Арберри, например, считает, что «Табакат-и Насири» недостает достаточной глубины, что материал «Зафар-нама» был получен в основном в виде сокращений и что «Тарих-и 'Алай» включает в себя «некоторую замечательную напыщенность». [12]
Цитаты
- ^ «Осквернение храмов в досовременной Индии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2020 года . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ручки (2006)
- ^ Jump up to: а б Место (1990)
- ^ Jump up to: а б Итон (2000) , с. 246
- ^ Jump up to: а б Прайор (2004)
- ^ Лейн-Пул (1903) , с. в тебе
- ^ Робинсон (2010) , с. 11
- ^ Шринивасан (2007) , стр. 12–14
- ^ «Осквернение храмов в досовременной Индии» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 29 декабря 2020 года . Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ «Спорное прошлое Кашмира: повествования, география и историческое воображение» . Архивировано из оригинала 22 октября 2023 года . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Арберри (1995) , стр. 153, 273, 366.
- ^ Арберри (1995) , стр. 153, 281, 366.
- ^ Хамид уд-Дин (2011). «Абу Талеб Хосейни » Энциклопедия Ираника Архивировано 18 сентября. из оригинала Получено 17 сентября.
Библиография
- Арберри, AJ (1995), Классическая персидская литература (переиздание), Routledge, ISBN 9780203985434
- Итон, Ричард Максвелл (2000), «Осквернение храма и индо-мусульманские государства» , в Гилмартине, Дэвиде; Лоуренс, Брюс Б. (ред.), За пределами турков и индуистов: переосмысление религиозной идентичности в исламизированной Южной Азии , University Press of Florida, ISBN 9780813017815
- Лейн-Пул, Стэнли (1903), Средневековая Индия под властью мусульман , Лондон
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пеннер, Питер (октябрь 2006 г.). «Эллиот, сэр Генри Майерс (1808–1853)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8663 . Проверено 2 октября 2013 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Прайор, Кэтрин (2004). «Доусон, Джон (1820–1881)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/7991 . Проверено 2 октября 2013 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Робинсон, Фрэнсис (2010), Ислам в Южной Азии: Интернет-руководство по исследованиям Oxford Bibliographies , Oxford University Press, ISBN 9780199804269
- Сринивасан, Рамья (2007), Множество жизней раджпутской королевы: героическое прошлое в Индии ок. 1500–1900 , Вашингтонский университет Press, ISBN 9780295987606
- Вахи, Трипта (1990), «Генри Майерс Эллиот: переоценка», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , 122 (1): 64–90, doi : 10.1017/S0035869X00107865 , JSTOR 25212571 , S2CID 162117838 ( требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ходивала, Шахпуршах Хормасджи Диншахджи (1979) [1939]. Исследования по индо-мусульманской истории: критический комментарий к истории Индии Эллиота и Доусона, рассказанной ее собственными историками (2 тома) . Бомбей: Исламская книжная служба.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Эллиот, Генри Майерс (1849). Библиографический указатель историков мусульманской Индии . Том. 1. Калькутта: Дж. Томас из Baptist Mission Press.
- Эллиот, Его Величество (Генри Майерс), сэр; Эд. Джон Доусон (1871). История Индии, рассказанная ее собственными историками. Мухаммадский период . Лондон: Трюбнер и Ко.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
- История Индии, рассказанная ее собственными историками. Мухаммадский период ; сэром Его Величеством Эллиотом; Под редакцией Джона Доусона; Лондонская компания Трубнера 1867–1877 Том I-VIII. Автор: Гуманитарный институт Паккарда ; Персидские тексты в переводе
- Бэйли, Эдвард Клайв (1886). История Индии, рассказанная ее собственными историками: Местные мусульманские династии: Гуджарат . Лондон, WH Allen, издатели Индийского офиса.