Интерес
Абу аль-Файз ибн Мубарак , широко известный под псевдонимом Фаизи (20 сентября 1547 г. - 15 октября 1595 г.). [ 1 ] ) был поэтом и ученым позднесредневековой Индии, чьими предками были Малик-уш-Шуара (поэт-лауреат) при Акбара . дворе [ 2 ] Он был старшим братом историка Акбара Абул Фаза . Акбар высоко признавал в нем гениальность, назначил наставником своих сыновей и уступил ему место среди своих декоративных « Наваратн ».
Жизнь
[ редактировать ]
Файзи родился в Агре 5 Шабана 954 г. хиджры (20 сентября 1547 г.). [ 2 ] он был старшим сыном шейха Мубарака из Нагаура в Раджпутане , Индия , который имел синдхское происхождение. [ 3 ] Шейх Мубарак был знатоком философской литературы Греции, а также исламского богословия. Он получил образование в основном у своего отца. [ 1 ] В 974 г. хиджры (1566–158 гг.) он достиг двора Акбара. Акбар последовательно назначил его наставником своих принцев Салима , Мурада и Данияла . [ 1 ] В 990 г. хиджры (1581 г.) он был назначен садром Агры, Калпи и Калинджара. В 1588 году он стал поэтом-лауреатом при дворе Акбара. [ 2 ] В 999 г. хиджры (1591–1592 гг.) он был отправлен в Хандеш и Ахмеднагар в качестве посланника Великих Моголов. [ 1 ]
В 1003 г. хиджры (1594 г.), через несколько лет после своего возвращения из Декана , Фаизи страдал астмой и умер 10 сафара 1004 г. хиджры (15 октября 1595 г.) в Лахоре. Первоначально он был похоронен в Рам Баге в Агре, но позже его тело было перенесено в другой семейный мавзолей недалеко от Сикандары . [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Он написал значительные поэтические произведения на персидском языке и другие его современники приписывают , и Бадауни ему более сотни поэтических произведений, но все названия нам неизвестны. Его Диван (сборник стихов) назывался «Табашир ас-Субх» . Его Диван состоит из касыдов , газелей , рубаи и элегий. [ 4 ] Возвышение пантеизма в некоторых его стихах вызвало к нему неприязнь со стороны ортодоксального мусульманского духовенства. [ 5 ] [ 6 ]
Следуя модной тогда литературной практике, Файзи планировал создать « Пяндж-Гандж» (буквально «пять сокровищ») или «Хамсу» в подражание персидскому поэту Низами Гянджеви . В возрасте 30 лет он начал писать пять произведений: « Нал о Даман» (персидское подражание знаменитому индийскому эпосу «Нала и Дамаянти» ), «Марказ уль-Адвар» («Центр круга»), « Сулейман о Билкис» ( «Соломон и Балкис – царица Савская ), Хафт Кишвар («Семь зон Земли») и Акбарнама («История Акбара»). Две его завершенные работы, « Марказ уль-Адвар» и « Нал о Даман» (завершенные в 1594 году), представляли собой джаваб Низами (подражание) «Махзан уль-Асрар» и « Лейла о Меджнун» . [ 4 ] Три других его незаконченных произведения, « Сулейман о Билкис» , « Хафт Кишвар» и «Акбарнама», были подражанием « Хосрав о Ширин» , « Хафт Пайкар» и « Сикандарнама» соответственно. [ 2 ] [ 6 ]
Во время своего пребывания в Декане в 1591–1593 годах Файзи написал знаменитую серию отчетов о политических и культурных условиях Декана, а также современного Ирана . [ 1 ] Он написал ряд книг на арабском языке, в том числе «Свати аль-Ильхам» и «Маварид аль-Калам» (написанные без точек), а также перевел Бхаскарачарьи знаменитую санскритскую работу по математике « Лилавати » на персидский язык. Согласно предисловию, эта работа была завершена в 995 (1587) году хиджры. [ 7 ] Фридриха Макса Мюллера ( Во « Введении в науку о религии» 1870, последнее издание 1882) есть ряд метрических пересказов стихов Файзи. [ 8 ]
Описан его братом Абуль-Фазлом.
[ редактировать ]Что мне сказать о моем старшем брате? Несмотря на свои духовные и мирские совершенства, он не делал ни одного шага без моего согласия, как бы я ни был нескромен и посвятил себя моим интересам, способствовал моему продвижению и был подспорьем для благих намерений. В своих стихах он говорит обо мне в манере, которую я не могу в полной мере признать, как он говорит в своем панегирике:
Мой стих может иметь как большую, так и малую ценность для Субхраджа, |
Он родился в 469 году Джалали, что соответствует 954 году хиджры (1547 году нашей эры). На каком языке мне выразить его похвалу? В этой работе я уже писал о нем и излил муку своего сердца, и утопил его печь водой повествования, и прорвал плотину его потоков, и облегчил мое желание смирения. Его произведения, являющиеся весами красноречия и проникновения, и лужайками певчих птиц, восхваляют его, говорят о его совершенстве и напоминают о его добродетелях. Он был одной из девяти драгоценностей при дворе Акбара. [ 9 ] Файзи также перевел «Йогвашишт» на персидский язык .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Орсини, Франческа, изд. (2006). Любовь в Южной Азии: история культуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 112–4. ISBN 0-521-85678-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Блохманн, Х. (тр.) (1927, переиздание 1993 г.). «Айн-И Акбари» Абу'л-Фазла Аллами , Том. Я, Калькутта: Азиатское общество, стр. 548–50.
- ^ Б.Р.Ханна (1 января 2023 г.). Кашмир в конфликте: Индия, Пакистан и бесконечная война . Книжный центр Гуарав. п. 199. ИСБН 978-93-83316-63-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Маджумдар, Р.К. (редактор) (2007). Империя Великих Моголов , Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван, ISBN 81-7276-407-1 , стр.622.
- ^ Рейнольдс, Фрэнсис Дж., изд. (1921). Новая энциклопедия Кольера . Нью-Йорк: PF Collier & Son Company. .
- ^ Jump up to: а б Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .
- ^ Али, М. Атар (2006). Индия Великих Моголов , Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета, ISBN 0-19-569661-1 , стр.178.
- ^ Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Абуль-Фазл Аллами, Аин-И Акбари (3 тома). Том. 3 пер. HS Джарретт, 1894. Том. 3, стр. 478–524.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аршад, AD (редактор) (1973). Инша и-Файзи , Лахор: Маджлис-э-Таракки йе Адаб.