Хафиз Мехмуд Хан Ширани
Хафиз Мехмуд Ширани (1880–16 февраля 1946) был индийским исследователем и поэтом британской эпохи. [ 1 ] и отец поэта урду Ахтара Ширани . Он начал преподавать урду в колледже Исламия в Лахоре в 1921 году. [ 2 ] В 1928 году он переехал в Восточный колледж в Лахоре. Он был исследователем, и его популярной теорией была «Пенджаб Майн Урду», которая сделала его знаменитым. Хафиз Мехмуд Хан Ширани скончался в родном городе Тонк.
Жизнь Ширани
[ редактировать ]Хафиз Мохаммад Махмуд Хан Ширани, псевдоним Мохаммад Майкл, родился 5 октября 1880 года в Тонке Раджастхана, где его отец, Мохаммад Исмаил Хан, занимал несколько важных постов. Его предки принадлежали к афганскому племени Ширани, которое пришло в Индию вместе с Махмудом Газневи и осталось в Тонке. В детстве Шерани получил религиозное образование; позже его отправили в Джодхпур для изучения английского языка, а затем приняли в Восточный колледж в Лахоре, где он получил степень Мунши Фазиля. У него появился вкус к поэзии, и он написал несколько стихотворений, в том числе «Типу Султан». Вскоре он понял, что у него есть инстинкты исследователя, лингвиста и археолога, и бросил писать стихи. После вступительных экзаменов Ширани в 1904 году отправили в Лондон для изучения права. Но смерть отца в 1906 году прервала его образование, и ему пришлось вернуться домой. Семейные распри из-за собственности опечалили его, и он вернулся в Англию, чтобы завершить свое юридическое образование. Для Ширани наступил трудный период, но потом произошло то, что изменило ход его жизни. Он взял в старом книжном магазине книгу, очевидно, в плохом состоянии. Это была редкая книга, и «Лусак и компания» заплатили ему за нее приличную сумму. Позже он собрал две тысячи редких томов и передал их в дар библиотеке, которую он основал для базирующегося в Лондоне Панисламского общества, активным членом которого он был. Lusac & Company осознала свою ценность и наняла его в качестве коллекционера антиквариата. Он редактировал книгу доктора Хайда. «Возвышение и прогресс ислама» с полезным приложением и примечаниями, опубликованное Компанией. Его интерес к юридическому образованию постепенно уменьшился, и он начал уделять больше времени изучению письменности, исследованиям, древней истории и культуры и т. д. Ширани по возвращении в Индию также некоторое время преподавал и некоторое время читал лекции в Исламском колледже Лахора. Его исследовательские статьи теперь появились в известных журналах «Махзан» и «Урду». Он написал ряд статей о дакики, Кабуснаме и Шахнаме Фирдоуси. Его критический трактат о «Шр-ул Аджаме» Мауланы Шибли Наумани заслужил имя исследователя и критика необычайного калибра и эрудиции. С 1925 года он публиковал свои статьи в журнале «Восточное училище». Круг его интересов охватывал как урду, так и персидский языки и литературу. По просьбе Абдуллы Юсуфи он написал свою известную книгу «Пенджаб мой урду», которая сделала его лингвистом с немалыми достижениями. Книга была опубликована в 1928 году Исламским колледжем Анджуман-э-Урду. В 1928 году он стал преподавателем литературы урду в Пенджабском университете. Этот известный критик и исследователь персидского языка и литературы урду умер в Тонке 15 февраля 1946 года.
Работы Ширани
[ редактировать ]- Книги
- Танкид-э-Шерул Аджам
- Фирдоуси пар Чар Макале
- Возникновение и прогресс магометанства
- Интервью-е-Хафиз Махмуд Ширани
- Халик Бари
- Статьи
- Эусуф и Зулекха-э Фирдоуси
- Фирдауси ка мазхаб
- Хиджв Султан Махмуд Газневи
- Фарси Shayeri aur unki qadamat irtebate aruz
- Мирза Галиб ка калам урду-фарси
- Матнави-э Арватул Васки из Шахаби
- Фарси Адаб до Муглона в Индостане
- Хазайн-уль Футух аз Амир Хосров
- Количество статей о Дакики и Кабуснаме
Теория о происхождении урду
[ редактировать ]Хафизу Мехмуду Ширани приписывают теорию, согласно которой урду родился в Пенджабе . Он говорит, что, поскольку Махмуд Газни завоевал Лахор и мусульмане оставались там около 200 лет, прежде чем вторгнуться в Дели , урду, должно быть, сформировался в этот период, и, в некотором смысле, язык пенджаби породил урду. Примерно два столетия спустя, говорит г-н Шерани, мусульманские завоеватели принесли с собой этот новый язык в Дели. Он также отметил некоторые сходства между урду и пенджаби. [ 3 ] На самом деле Ширани был не первым, кто пришел к такому выводу, и до него некоторые известные лингвисты и ученые, такие как Сунити Кумар Чаттерджи , Т. Грэм Бэйли и Мохиуддин Кадри Зор, выражали аналогичные взгляды, однако Ширани был первым, кто попытался тщательно доказать теорию. . [ нужна ссылка ]
Сабзвари и Масуд Хусейн Хан доказали, что эта теория неверна. Помимо исторических аспектов, они показали, что помимо сходства между двумя языками существует большое количество синтаксических и морфологических различий, которые доказывают, что урду не является дочерью пенджаби. [ нужна ссылка ]
Первый преподаватель-исследователь урду
[ редактировать ]Статья под названием «Урду Тахкик Ка Муаллам э Авваль». [ 4 ] написанный Мухаммадом Усманом Баттом, в котором критически анализируется вклад Ширани в области лингвистики и исследований урду.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Интернет-архив книг. «Пенджаб Мейн Урду Хафиз Мехмуд Хан Ширани» .
- ^ Мохан Лал (1992). Энциклопедия индийской литературы: от Сасай до Зоргота . Сахитья Академия. п. 4020. ИСБН 9788126012213 .
- ^ Дилдар Али Фарман Фатихпури, Дилд-ар Ал-и Фарм-ан Фатихп-ур-и (1987). Пакистанское движение и конфликт хинди-урду . Публикации Санг-э-Мил, 1987 г. - Изучение иностранных языков - 406 страниц. п. 24.
- ^ Батт, Мухаммад Усман (27 апреля 2021 г.). «Урду Тахкик Ка Муаллам э Авваль» . Урдупойнт . Проверено 31 августа 2023 г.