Персидский театр
Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
![]() |
Персидский театр ( персидский : تئاتر ایرانی ) восходит к древности . Первое зарождение театра и явлений актерского мастерства можно проследить в церемониальных театрах, предназначенных для прославления национальных героев и легенд и унижения врага, как в классике «Соуг Сиваш» и «Мог Коши» (Мегахуни). [ нужна ссылка ] Древнеперсидский Галикарнасский театр и танец подробно исследовал греческий историк Геродот , живший во времена персидского владычества в Греции. В своей книге IX («Каллиопа») он описывает историю азиатских империй, а также персидские войны до 478 г. до н. э. [ 1 ]
Исторический персидский театр
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2020 г. ) |
Это лишь некоторые из драматических исполнительских искусств, которые стали популяризироваться в Иране в 7 веке нашей эры, задолго до появления кино. Вот несколько примеров:
- Нагали (рассказ)
- Гавали (менестрель)
- Шахнаме-хаани (певческое исполнение истории Шахнаме)
- Роузе Хани (траурное представление)
- Теневые игры
- Мирнурузи (комикс во время Навруза )
- Качалак бази или Пахлаван Качал (комикс с лысым персонажем, похожим на клоуна)
- Багал бази (комикс, действие которого происходит в продуктовом магазине)
Приведи меня вниз
[ редактировать ]
Наккали — одна из старейших форм традиционного персидского театра. Наккал является исполнителем и рассказывает истории в прозе, часто сопровождаемые музыкой, танцами и декоративными нарисованными свитками. [ 2 ] Артист часто носит простые костюмы и один предмет исторического, но связанного с ним костюма, например, один старый доспех. [ 2 ] Раньше это искусство исполнялось в кофейнях, частных домах и исторических местах, таких как древние караван-сараи. Снижение популярности кофеен в Иране и появление новых форм развлечений привели к снижению интереса к выступлениям Наккали. Старение мастеров-исполнителей (которых называют моршедами) и снижение популярности среди молодого поколения привели к резкому сокращению числа квалифицированных наккалов, что поставило под угрозу выживание этого драматического искусства. В 2011 году Наккали был включен в ЮНЕСКО Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества , нуждающегося в срочной охране. [ 2 ] Другие подобные иранские традиции рассказывания историй и представлений включают Нагали, Парде-дари, Парде-хаани, Гавали (менестрели), Шахнаме-хаани, Тазие. [ 3 ]
Тазие
[ редактировать ]
Тазие , также известный как Тазие, представляет собой форму традиционного религиозного персидского театра, в котором драма передается через музыку, повествование, прозу и пение. Его иногда называют «театром соболезнования», вдохновленным историческими и религиозными событиями, такими как пьесы шиитских мучеников . Тазие датируется доисламской эрой. Общей темой является эпическая трагедия Сиаваша в «Шахнаме Фирдоуси». [ 4 ] В персидской традиции Тазие и Парде-Хани вдохновлены историческими и религиозными событиями и символизируют эпический дух и сопротивление. Общая тема — рассказы героев о любви, самопожертвовании и сопротивлении злу. Тазие во многом напоминает европейскую оперу. [ 5 ]
Он молодой человек
[ редактировать ]Хейме-шаб-бази — это традиционное персидское кукольное представление, которое исполняется в небольшой палатке с камерами. [ 6 ] [ 7 ] Палатка открыта только с одной стороны, и в представлении участвуют два человека: музыкальный исполнитель и человек, рассказывающий историю (так называемый моршед). [ 7 ] [ 8 ] Диалог ведется между Моршедом и марионетками. Метод исполнения, персонажи и приемы, использованные при написании кукольного спектакля, делают его уникальным и отличают от других видов кукольного театра.
Новый жанр иранского кукольного искусства, Шах Салим Бази, возник в эпоху Каджара . [ 7 ] Кукольный театр по-прежнему очень распространен в современном Иране.
Сиа-бази и ру хаузи
[ редактировать ]
Сиах-бази, также известный как сия-бази, представляет собой тип иранского народного исполнительского искусства, в котором присутствует чернолицый , озорной и откровенный арлекин , который импровизирует, чтобы вызвать смех. [ 9 ] Термин сиах-бази буквально переводится как «играть черными» и представляет собой набросок, на котором двое мужчин, одетых в красные тюрбаны, у одного из них черная краска на лице, и они участвуют в словесной дуэли, которая часто носит остроумный, политический характер и юмористический характер. [ 10 ] [ 11 ] Персонаж с черным лицом берет на себя роль клоуна и пытается опозорить хозяина. Внешне хозяин кажется порядочным человеком, но на самом деле он аморален и не заслуживает уважения. [ 12 ] Персонаж с черным лицом изображается как карнавальный неудачник рабочего класса, и зрители могут сопереживать их борьбе через юмор. [ 13 ] Сиах-бази сравнивают с американским театром менестрелей , и он вызывает аналогичные противоречия. [ 13 ]
«Ру Хаузи» — это импровизированный комический театральный спектакль о семейной жизни. [ 14 ] Ру Хаузи не имеет письменных текстов и практикуется посредством репетиций и устных традиций, в результате чего выступление каждой труппы может иметь уникальные особенности. [ 14 ] Представления часто включают в себя шутливые комические номера, имитирующие другие языки/диалекты, а также физический или визуальный юмор. [ 14 ]
Сиах-бази и ру хаузи имеют клоунский характер с черным лицом и содержат непристойные шутки, но ру хаузи - это социальный театр, который высмеивает домашнюю жизнь и часто разыгрывается в частных иранских резиденциях на сцене над бассейном с водой, который часто можно найти дома. дворы. Сиах-бази исполняется в более общественных местах, таких как театры или кофейни, из-за политической тематики. [ 11 ]
Иранская революция повлияла на тон и исполнение Сиах-бази, и они исключили сексуальные отсылки, танцы и музыку. Выступления продолжаются только благодаря принятию стандартов исламской иранской революции. [ 12 ]
Парде дари и Парде Хани
[ редактировать ]Парде дари был представлен примерно в эпоху Каджара и представляет собой экранное повествование с нарисованными изображениями, которые исполнитель держит в качестве инструмента повествования. [ 15 ] [ 16 ] Точно так же парде кхани — это визуальное повествование, читаемое с экрана на стене, часто на стене кофейни. [ 17 ] Его часто можно встретить в связи с постановками театра Тазие. [ 15 ] [ 16 ] Это требовало больших затрат и подготовки, поэтому чаще встречалось в городах. [ 15 ] Рассказчика называют парде хан , и в процессе выступления он использует указку, чтобы визуально подчеркнуть рассказ. [ 17 ] Образы, встречающиеся в перформансах такого типа, можно разделить на три категории: эпические картины (такие истории, как «Шахнаме» , «Смерть Сияваша» , «Ростам и Сохраб» и др.), романтические картины и религиозные картины. [ 17 ]
Современный иранский театр
[ редактировать ]Современный театр, наблюдаемый сегодня в Иране, во многом похож на западные традиции представления, которые развивались в двадцатом веке. Наиболее влиятельными среди них являются модернизм , Театр абсурда , театр бедных и постмодернизм . В то время как современный иранский театр строится на этих движениях, современные артисты театра создали уникальный, культурно-специфичный стиль театра, который сочетает в себе западные стили с традиционными способами персидского исполнения. [ 18 ]
В начале двадцатого века отношения Ирана с индустриальными странами фундаментально изменились. В условиях быстрого роста мирового спроса на ископаемое топливо открытие в 1909 году нефти в Абадане , Иран, привело к тому, что отношения страны с Западом (особенно с Великобританией, Соединенными Штатами и Францией) достигли состояния взаимной зависимости. [ 19 ] Эти иностранные государства установили тесные союзы с иранскими монархиями, и между Ираном и Европой процветал культурный обмен. Персидские переводы пьес Шекспира, Ибсена, Чехова и т. д. были первым знакомством с западной театральной эстетикой для большей части иранской публики, и этот стиль драматургии оказал большое влияние на первых местных драматургов Ирана. [ 20 ] Одними из выдающихся переводчиков театральных произведений в Иране являются Мирза Фатали Ахундзаде , Дариуш Моаддабиан, Ахмад Камьяби Маск , Реза Ширмарз , Хамид Самандариан , Садреддин Захед, Парвиз Сайад и др.
1960-е годы были временем больших художественных и литературных достижений в Иране, чему способствовало новое поколение иранских писателей, художников и интеллектуалов. [ 21 ] Современная форма иранской драматургии выросла из этого движения, возглавляемого светилами Бахрамом Бейзаем , Акбаром Ради , Али Нассирианом и Биджаном Мофидом . Эти драматурги черпали вдохновение в произведениях Сэмюэля Беккета , Бертольта Брехта , Эжена Ионеско и своих современников, хотя их работы также основаны на персидских стилях, таких как кукольный театр, ру хаузи и нагали. [ 22 ]
Первая иранская театральная школа, Мадресе-йе Таатр-и Шахрдари , была открыта в 1939 году группой иранских театральных артистов, вскоре за ней последовали и другие школы. В 1964 году был создан факультет драматического искусства, который стал первым высшим учебным заведением в Иране, предлагающим диплом, эквивалентный степени бакалавра . В 1965 году в Тегеранском университете был создан факультет театра, который, наконец, включил театральную педагогику в уже существующие иранские университеты. [ 18 ] Театральная программа Тегеранского университета была особенно успешной, и ее влияние можно увидеть во всем современном иранском театральном искусстве. Театральный факультет нанял нескольких американских профессоров драмы для разработки программы, включающей занятия по актерскому мастерству, режиссуре, истории театра и дизайну с упором на западную драматическую пушку.
Университетская среда предоставила больше возможностей для театральных экспериментов, и в результате возникла сильная традиция иранской театральной режиссуры. Хамид Самандариан , Али Рафии и Пари Сабери являются одними из наиболее активных и влиятельных представителей первого поколения современных иранских режиссеров, а их театральный опыт основан на сочетании опыта и педагогики в Иране и Европе.
После иранской революции (1979 – настоящее время)
[ редактировать ]После иранской революции 1979 года судьба этой новой современной театральной традиции стала неопределенной. Театральная активность резко снизилась во время разрушительной ирано-иракской войны в 1980-х годах, и, если не считать периодических постановок, эта растущая иранская театральная сцена не возрождалась до 1990-х годов. [ 12 ]
Театром Исламской Республики Иран управляет Центр драматического искусства и его головная организация — Визарат Фарханг ва Иршаде Ислами (Министерство культуры и исламской ориентации). Контролируемое правительством агентство подверглось критике за цензуру художников и идей, которые считаются «антиисламскими» или противоречат политической лояльности иранского правительства. [ 23 ] Тем не менее, иранские театральные артисты продолжают соблюдать эти правила, и новые произведения процветают, особенно в столице Тегеране. [ 24 ]
В наше время Бахрам Бейзай внес наиболее значительный вклад в историографию персидского театра своей плодотворной книгой «Исследование иранского театра» (1965). [ 25 ] Среди других работ - Виллема Флора книга «История театра в Иране » (2005 г.), [ 26 ] и Уильяма О. Бимана книга «Иранские исполнительские традиции» (2011). [ 27 ]
Театр иранской диаспоры
[ редактировать ]Театральная группа «Дарваг» была основана в 1984 году в Беркли , штат Калифорния, бывшими иранскими студенческими активистами. [ 28 ] Они поставили и поставили пьесы на английском и персидском языках ; включая пьесы неиранских драматургов. [ 28 ] Компания Golden Thread Productions (также известная как Golden Thread Company) была основана в 1996 году Торанжем Егиазаряном в Сан-Франциско , штат Калифорния, и охватывает множество стран Западной Азии, включая Иран. [ 28 ] [ 29 ]
Silk Road Rising (формально — Silk Road Theater Project) был основан в 2003 году в Чикаго Маликом Гиллани и Джамилем Хури. [ 30 ] [ 31 ] Silk Road Rising представляет произведения драматургов азиатского происхождения, в том числе иранских.
См. также
[ редактировать ]- Танцы в Иране
- Персидское кино
- Персидская культура
- Хаджи Фируз
- Культура Ирана
- Иранский стендап-комедия
- Иранские театральные режиссеры
- Исполнительское искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кианн, Нима (2000). «Персидский танец и его забытая история» . Нима Кианн . Персидский балет . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с « Наккали, иранское драматическое повествование ». Сектор культуры ЮНЕСКО. Проверено 1 сентября 2012 г.
- ^ Талеби, Нилуфар (июль – август 2009 г.). «Память о пере феникса: традиции иранского повествования и современный театр» . Проект перевода . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Джахандиде, Митра; Хаефи, Шахаб. «Важнейшие исполнительские искусства, возникшие из Шахнаме из Фирдоуси: «Шахнаме-хани и Наккали из Шахнаме» » . Международный конгресс по культуре и обществу . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Иранское исполнение 9-й симфонии Бетховена (персидский BBC)
- ^ «В музее открывается традиционный иранский кукольный спектакль «Хейме шаб-бази» . Тегеран Таймс . 17 марта 2019 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Иран» . Всемирная энциклопедия кукольного искусства . 24 июня 2016 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Массуди, Шива (2009). « Хейме Шаб Бази»: иранский традиционный театр марионеток» . Азиатский театральный журнал . 26 (2): 260–280. дои : 10.1353/atj.0.0053 . ISSN 0742-5457 . JSTOR 20638823 . S2CID 162134403 .
- ^ Фатали Бейги, Давуд (16 января 2013 г.). Вышла « Сиа-Бази: Запретная пьеса» . Иранское агентство книжных новостей (IBNA) . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ Тахери, Амир (19 апреля 2013 г.). «Мнение: «Проклятая тройка» и «Верховный вождь» » . Новости Ашарк аль-Аусата . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Армбруст, Уолтер (2000). Массовое посредничество: новые подходы к массовой культуре на Ближнем Востоке и за его пределами . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 63–64. ISBN 0520219260 .
- ^ Jump up to: а б с Лазги, Сейед Хабибалла (февраль 1994 г.). «Послереволюционный иранский театр: три характерные пьесы в переводе с критическими комментариями» (PDF) . Университет Лидса, Школа английского языка (Театральная мастерская) . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Коллектив, Ajam Media (7 декабря 2016 г.). «Обзор Тарабнаме, или Почему американцы иранского происхождения смеются над Blackface в 2016 году?» . Коллектив Аджам Медиа . Проверено 9 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Стэнтон, Сара; Банхэм, Мартин (7 марта 1996 г.). Кембриджский путеводитель по театру в мягкой обложке . Издательство Кембриджского университета. п. 242. ИСБН 978-0-521-44654-9 .
- ^ Jump up to: а б с Фласкеруд, Ингвильд (2 декабря 2010 г.). Визуализация веры и благочестия в иранском шиизме . А&С Черный. стр. 85–86. ISBN 978-1-4411-4907-7 .
- ^ Jump up to: а б Ханджани, Рамин С. (2014). Оживление разрушенных пейзажей: кино Али Хатами (на арабском языке). Х&С Медиа. стр. 74–75. ISBN 978-1-78083-382-8 .
- ^ Jump up to: а б с Маликпур, Джамшид; Маликпур, Джамшед; Малик-пур, Шамшид; Маликпур, Джамшид (2004). Исламская драма . Психология Пресс. стр. 61–62. ISBN 978-0-7146-5565-9 .
- ^ Jump up to: а б Эмами, Ирадж (1987). Эволюция традиционного театра и развитие современного театра в Иране . Эдинбургский университет, диссертация.
- ^ «Роль Абаданского нефтеперерабатывающего завода в истории Ирана» . 3 мая 2016 г.
- ^ Хорри, Аббас (2003). Влияние перевода на восприятие Шекспира в Иране: три фарси-гамлета и предложения для четвертого . Университет Миддлсекса, диссертация.
- ^ Малек Мохамади, Нима (18 февраля 2015 г.). «Краткая история современной литературы Ирана» . Британский Совет .
- ^ Лазги, Сейед Хабибалла (1994). Постреволюционный иранский театр: три репрезентативных пьесы в переводе с критическим комментарием . Университет Лидса, диссертация.
- ^ Карими-Хакак, Махмуд (зима 2003 г.). «Сосланный на свободу: мемуары о цензуре в Иране». ТДР . 47 (4): 17–50. дои : 10.1162/105420403322764007 . S2CID 57561470 – через JSTOR.
- ^ Егиазарян, Торанж (весна 2012 г.). «Драматическое неповиновение в Тегеране: размышления об обществе противоречий». ТДР . 56 (1): 77–92. дои : 10.1162/DRAM_a_00144 . S2CID 57568199 – через JSTOR.
- ^ «ДРАМА – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Флор, Виллем М. (2005). История театра в Иране . Издательство Маг. ISBN 0934211299 – через Google Книги.
- ^ Биман, Уильям О. (2011). Библиотека Ираника, Иранские исполнительские традиции . Издательство Мазда. ISBN 978-1568592169 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с Наджар, Майкл Малек (28 января 2021 г.). Ближневосточный американский театр: сообщества, культуры и художники . Издательство Блумсбери. стр. 47–48. ISBN 978-1-350-11705-1 .
- ^ «Пять пьес «РеОриент» в фокусе» . Новости Меркурия . 14 января 2008 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ «Режиссер театра борется за то, чтобы вернуть себе голос» . РГН-ТВ . 24 ноября 2021 г. Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Грин, Морган (15 июня 2017 г.). «Silk Road Rising объявляет сезон 2017-18» . Чикаго Трибьюн . Проверено 16 февраля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Персидский театр в Таджикистане от BBC Permanent
- Список театров Ирана на Pars Times
- Театральная индустрия так же жива, как и кино , статья от 21 января 2000 г., на сайтеranian.com.
- Театр в Иране, 1944–1953 , живописная история.