Jump to content

Персидский театр

(Перенаправлено из Театра Ирана )

Персидский театр ( персидский : تئاتر ایرانی ) восходит к древности . Первое зарождение театра и явлений актерского мастерства можно проследить в церемониальных театрах, предназначенных для прославления национальных героев и легенд и унижения врага, как в классике «Соуг Сиваш» и «Мог Коши» (Мегахуни). [ нужна ссылка ] Древнеперсидский Галикарнасский театр и танец подробно исследовал греческий историк Геродот , живший во времена персидского владычества в Греции. В своей книге IX («Каллиопа») он описывает историю азиатских империй, а также персидские войны до 478 г. до н. э. [ 1 ]

Исторический персидский театр

[ редактировать ]

Это лишь некоторые из драматических исполнительских искусств, которые стали популяризироваться в Иране в 7 веке нашей эры, задолго до появления кино. Вот несколько примеров:

  • Нагали (рассказ)
  • Гавали (менестрель)
  • Шахнаме-хаани (певческое исполнение истории Шахнаме)
  • Роузе Хани (траурное представление)
  • Теневые игры
  • Мирнурузи (комикс во время Навруза )
  • Качалак бази или Пахлаван Качал (комикс с лысым персонажем, похожим на клоуна)
  • Багал бази (комикс, действие которого происходит в продуктовом магазине)

Приведи меня вниз

[ редактировать ]
Иранский актер в Наккали

Наккали — одна из старейших форм традиционного персидского театра. Наккал является исполнителем и рассказывает истории в прозе, часто сопровождаемые музыкой, танцами и декоративными нарисованными свитками. [ 2 ] Артист часто носит простые костюмы и один предмет исторического, но связанного с ним костюма, например, один старый доспех. [ 2 ] Раньше это искусство исполнялось в кофейнях, частных домах и исторических местах, таких как древние караван-сараи. Снижение популярности кофеен в Иране и появление новых форм развлечений привели к снижению интереса к выступлениям Наккали. Старение мастеров-исполнителей (которых называют моршедами) и снижение популярности среди молодого поколения привели к резкому сокращению числа квалифицированных наккалов, что поставило под угрозу выживание этого драматического искусства. В 2011 году Наккали был включен в ЮНЕСКО Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества , нуждающегося в срочной охране. [ 2 ] Другие подобные иранские традиции рассказывания историй и представлений включают Нагали, Парде-дари, Парде-хаани, Гавали (менестрели), Шахнаме-хаани, Тазие. [ 3 ]

Спектакль Тазие как театр в туре

Тазие , также известный как Тазие, представляет собой форму традиционного религиозного персидского театра, в котором драма передается через музыку, повествование, прозу и пение. Его иногда называют «театром соболезнования», вдохновленным историческими и религиозными событиями, такими как пьесы шиитских мучеников . Тазие датируется доисламской эрой. Общей темой является эпическая трагедия Сиаваша в «Шахнаме Фирдоуси». [ 4 ] В персидской традиции Тазие и Парде-Хани вдохновлены историческими и религиозными событиями и символизируют эпический дух и сопротивление. Общая тема — рассказы героев о любви, самопожертвовании и сопротивлении злу. Тазие во многом напоминает европейскую оперу. [ 5 ]

Он молодой человек

[ редактировать ]

Хейме-шаб-бази — это традиционное персидское кукольное представление, которое исполняется в небольшой палатке с камерами. [ 6 ] [ 7 ] Палатка открыта только с одной стороны, и в представлении участвуют два человека: музыкальный исполнитель и человек, рассказывающий историю (так называемый моршед). [ 7 ] [ 8 ] Диалог ведется между Моршедом и марионетками. Метод исполнения, персонажи и приемы, использованные при написании кукольного спектакля, делают его уникальным и отличают от других видов кукольного театра.

Новый жанр иранского кукольного искусства, Шах Салим Бази, возник в эпоху Каджара . [ 7 ] Кукольный театр по-прежнему очень распространен в современном Иране.

Сиа-бази и ру хаузи

[ редактировать ]
Сиахбази выступает

Сиах-бази, также известный как сия-бази, представляет собой тип иранского народного исполнительского искусства, в котором присутствует чернолицый , озорной и откровенный арлекин , который импровизирует, чтобы вызвать смех. [ 9 ] Термин сиах-бази буквально переводится как «играть черными» и представляет собой набросок, на котором двое мужчин, одетых в красные тюрбаны, у одного из них черная краска на лице, и они участвуют в словесной дуэли, которая часто носит остроумный, политический характер и юмористический характер. [ 10 ] [ 11 ] Персонаж с черным лицом берет на себя роль клоуна и пытается опозорить хозяина. Внешне хозяин кажется порядочным человеком, но на самом деле он аморален и не заслуживает уважения. [ 12 ] Персонаж с черным лицом изображается как карнавальный неудачник рабочего класса, и зрители могут сопереживать их борьбе через юмор. [ 13 ] Сиах-бази сравнивают с американским театром менестрелей , и он вызывает аналогичные противоречия. [ 13 ]

«Ру Хаузи» — это импровизированный комический театральный спектакль о семейной жизни. [ 14 ] Ру Хаузи не имеет письменных текстов и практикуется посредством репетиций и устных традиций, в результате чего выступление каждой труппы может иметь уникальные особенности. [ 14 ] Представления часто включают в себя шутливые комические номера, имитирующие другие языки/диалекты, а также физический или визуальный юмор. [ 14 ]

Сиах-бази и ру хаузи имеют клоунский характер с черным лицом и содержат непристойные шутки, но ру хаузи - это социальный театр, который высмеивает домашнюю жизнь и часто разыгрывается в частных иранских резиденциях на сцене над бассейном с водой, который часто можно найти дома. дворы. Сиах-бази исполняется в более общественных местах, таких как театры или кофейни, из-за политической тематики. [ 11 ]

Иранская революция повлияла на тон и исполнение Сиах-бази, и они исключили сексуальные отсылки, танцы и музыку. Выступления продолжаются только благодаря принятию стандартов исламской иранской революции. [ 12 ]

Парде дари и Парде Хани

[ редактировать ]

Парде дари был представлен примерно в эпоху Каджара и представляет собой экранное повествование с нарисованными изображениями, которые исполнитель держит в качестве инструмента повествования. [ 15 ] [ 16 ] Точно так же парде кхани — это визуальное повествование, читаемое с экрана на стене, часто на стене кофейни. [ 17 ] Его часто можно встретить в связи с постановками театра Тазие. [ 15 ] [ 16 ] Это требовало больших затрат и подготовки, поэтому чаще встречалось в городах. [ 15 ] Рассказчика называют парде хан , и в процессе выступления он использует указку, чтобы визуально подчеркнуть рассказ. [ 17 ] Образы, встречающиеся в перформансах такого типа, можно разделить на три категории: эпические картины (такие истории, как «Шахнаме» , «Смерть Сияваша» , «Ростам и Сохраб» и др.), романтические картины и религиозные картины. [ 17 ]

Современный иранский театр

[ редактировать ]

Современный театр, наблюдаемый сегодня в Иране, во многом похож на западные традиции представления, которые развивались в двадцатом веке. Наиболее влиятельными среди них являются модернизм , Театр абсурда , театр бедных и постмодернизм . В то время как современный иранский театр строится на этих движениях, современные артисты театра создали уникальный, культурно-специфичный стиль театра, который сочетает в себе западные стили с традиционными способами персидского исполнения. [ 18 ]

В начале двадцатого века отношения Ирана с индустриальными странами фундаментально изменились. В условиях быстрого роста мирового спроса на ископаемое топливо открытие в 1909 году нефти в Абадане , Иран, привело к тому, что отношения страны с Западом (особенно с Великобританией, Соединенными Штатами и Францией) достигли состояния взаимной зависимости. [ 19 ] Эти иностранные государства установили тесные союзы с иранскими монархиями, и между Ираном и Европой процветал культурный обмен. Персидские переводы пьес Шекспира, Ибсена, Чехова и т. д. были первым знакомством с западной театральной эстетикой для большей части иранской публики, и этот стиль драматургии оказал большое влияние на первых местных драматургов Ирана. [ 20 ] Одними из выдающихся переводчиков театральных произведений в Иране являются Мирза Фатали Ахундзаде , Дариуш Моаддабиан, Ахмад Камьяби Маск , Реза Ширмарз , Хамид Самандариан , Садреддин Захед, Парвиз Сайад и др.

1960-е годы были временем больших художественных и литературных достижений в Иране, чему способствовало новое поколение иранских писателей, художников и интеллектуалов. [ 21 ] Современная форма иранской драматургии выросла из этого движения, возглавляемого светилами Бахрамом Бейзаем , Акбаром Ради , Али Нассирианом и Биджаном Мофидом . Эти драматурги черпали вдохновение в произведениях Сэмюэля Беккета , Бертольта Брехта , Эжена Ионеско и своих современников, хотя их работы также основаны на персидских стилях, таких как кукольный театр, ру хаузи и нагали. [ 22 ]

Первая иранская театральная школа, Мадресе-йе Таатр-и Шахрдари , была открыта в 1939 году группой иранских театральных артистов, вскоре за ней последовали и другие школы. В 1964 году был создан факультет драматического искусства, который стал первым высшим учебным заведением в Иране, предлагающим диплом, эквивалентный степени бакалавра . В 1965 году в Тегеранском университете был создан факультет театра, который, наконец, включил театральную педагогику в уже существующие иранские университеты. [ 18 ] Театральная программа Тегеранского университета была особенно успешной, и ее влияние можно увидеть во всем современном иранском театральном искусстве. Театральный факультет нанял нескольких американских профессоров драмы для разработки программы, включающей занятия по актерскому мастерству, режиссуре, истории театра и дизайну с упором на западную драматическую пушку.

Университетская среда предоставила больше возможностей для театральных экспериментов, и в результате возникла сильная традиция иранской театральной режиссуры. Хамид Самандариан , Али Рафии и Пари Сабери являются одними из наиболее активных и влиятельных представителей первого поколения современных иранских режиссеров, а их театральный опыт основан на сочетании опыта и педагогики в Иране и Европе.

После иранской революции (1979 – настоящее время)

[ редактировать ]

После иранской революции 1979 года судьба этой новой современной театральной традиции стала неопределенной. Театральная активность резко снизилась во время разрушительной ирано-иракской войны в 1980-х годах, и, если не считать периодических постановок, эта растущая иранская театральная сцена не возрождалась до 1990-х годов. [ 12 ]

Театром Исламской Республики Иран управляет Центр драматического искусства и его головная организация — Визарат Фарханг ва Иршаде Ислами (Министерство культуры и исламской ориентации). Контролируемое правительством агентство подверглось критике за цензуру художников и идей, которые считаются «антиисламскими» или противоречат политической лояльности иранского правительства. [ 23 ] Тем не менее, иранские театральные артисты продолжают соблюдать эти правила, и новые произведения процветают, особенно в столице Тегеране. [ 24 ]

В наше время Бахрам Бейзай внес наиболее значительный вклад в историографию персидского театра своей плодотворной книгой «Исследование иранского театра» (1965). [ 25 ] Среди других работ - Виллема Флора книга «История театра в Иране » (2005 г.), [ 26 ] и Уильяма О. Бимана книга «Иранские исполнительские традиции» (2011). [ 27 ]

Театр иранской диаспоры

[ редактировать ]

Театральная группа «Дарваг» была основана в 1984 году в Беркли , штат Калифорния, бывшими иранскими студенческими активистами. [ 28 ] Они поставили и поставили пьесы на английском и персидском языках ; включая пьесы неиранских драматургов. [ 28 ] Компания Golden Thread Productions (также известная как Golden Thread Company) была основана в 1996 году Торанжем Егиазаряном в Сан-Франциско , штат Калифорния, и охватывает множество стран Западной Азии, включая Иран. [ 28 ] [ 29 ]

Silk Road Rising (формально — Silk Road Theater Project) был основан в 2003 году в Чикаго Маликом Гиллани и Джамилем Хури. [ 30 ] [ 31 ] Silk Road Rising представляет произведения драматургов азиатского происхождения, в том числе иранских.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кианн, Нима (2000). «Персидский танец и его забытая история» . Нима Кианн . Персидский балет . Проверено 14 июля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с « Наккали, иранское драматическое повествование ». Сектор культуры ЮНЕСКО. Проверено 1 сентября 2012 г.
  3. ^ Талеби, Нилуфар (июль – август 2009 г.). «Память о пере феникса: традиции иранского повествования и современный театр» . Проект перевода . Проверено 14 июля 2014 г.
  4. ^ Джахандиде, Митра; Хаефи, Шахаб. «Важнейшие исполнительские искусства, возникшие из Шахнаме из Фирдоуси: «Шахнаме-хани и Наккали из Шахнаме» » . Международный конгресс по культуре и обществу . Проверено 14 июля 2014 г.
  5. ^ Иранское исполнение 9-й симфонии Бетховена (персидский BBC)
  6. ^ «В музее открывается традиционный иранский кукольный спектакль «Хейме шаб-бази» . Тегеран Таймс . 17 марта 2019 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Иран» . Всемирная энциклопедия кукольного искусства . 24 июня 2016 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
  8. ^ Массуди, Шива (2009). « Хейме Шаб Бази»: иранский традиционный театр марионеток» . Азиатский театральный журнал . 26 (2): 260–280. дои : 10.1353/atj.0.0053 . ISSN   0742-5457 . JSTOR   20638823 . S2CID   162134403 .
  9. ^ Фатали Бейги, Давуд (16 января 2013 г.). Вышла « Сиа-Бази: Запретная пьеса» . Иранское агентство книжных новостей (IBNA) . Проверено 12 июля 2014 г.
  10. ^ Тахери, Амир (19 апреля 2013 г.). «Мнение: «Проклятая тройка» и «Верховный вождь» » . Новости Ашарк аль-Аусата . Проверено 12 июля 2014 г.
  11. ^ Jump up to: а б Армбруст, Уолтер (2000). Массовое посредничество: новые подходы к массовой культуре на Ближнем Востоке и за его пределами . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 63–64. ISBN  0520219260 .
  12. ^ Jump up to: а б с Лазги, Сейед Хабибалла (февраль 1994 г.). «Послереволюционный иранский театр: три характерные пьесы в переводе с критическими комментариями» (PDF) . Университет Лидса, Школа английского языка (Театральная мастерская) . Проверено 12 июля 2014 г.
  13. ^ Jump up to: а б Коллектив, Ajam Media (7 декабря 2016 г.). «Обзор Тарабнаме, или Почему американцы иранского происхождения смеются над Blackface в 2016 году?» . Коллектив Аджам Медиа . Проверено 9 декабря 2016 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Стэнтон, Сара; Банхэм, Мартин (7 марта 1996 г.). Кембриджский путеводитель по театру в мягкой обложке . Издательство Кембриджского университета. п. 242. ИСБН  978-0-521-44654-9 .
  15. ^ Jump up to: а б с Фласкеруд, Ингвильд (2 декабря 2010 г.). Визуализация веры и благочестия в иранском шиизме . А&С Черный. стр. 85–86. ISBN  978-1-4411-4907-7 .
  16. ^ Jump up to: а б Ханджани, Рамин С. (2014). Оживление разрушенных пейзажей: кино Али Хатами (на арабском языке). Х&С Медиа. стр. 74–75. ISBN  978-1-78083-382-8 .
  17. ^ Jump up to: а б с Маликпур, Джамшид; Маликпур, Джамшед; Малик-пур, Шамшид; Маликпур, Джамшид (2004). Исламская драма . Психология Пресс. стр. 61–62. ISBN  978-0-7146-5565-9 .
  18. ^ Jump up to: а б Эмами, Ирадж (1987). Эволюция традиционного театра и развитие современного театра в Иране . Эдинбургский университет, диссертация.
  19. ^ «Роль Абаданского нефтеперерабатывающего завода в истории Ирана» . 3 мая 2016 г.
  20. ^ Хорри, Аббас (2003). Влияние перевода на восприятие Шекспира в Иране: три фарси-гамлета и предложения для четвертого . Университет Миддлсекса, диссертация.
  21. ^ Малек Мохамади, Нима (18 февраля 2015 г.). «Краткая история современной литературы Ирана» . Британский Совет .
  22. ^ Лазги, Сейед Хабибалла (1994). Постреволюционный иранский театр: три репрезентативных пьесы в переводе с критическим комментарием . Университет Лидса, диссертация.
  23. ^ Карими-Хакак, Махмуд (зима 2003 г.). «Сосланный на свободу: мемуары о цензуре в Иране». ТДР . 47 (4): 17–50. дои : 10.1162/105420403322764007 . S2CID   57561470 – через JSTOR.
  24. ^ Егиазарян, Торанж (весна 2012 г.). «Драматическое неповиновение в Тегеране: размышления об обществе противоречий». ТДР . 56 (1): 77–92. дои : 10.1162/DRAM_a_00144 . S2CID   57568199 – через JSTOR.
  25. ^ «ДРАМА – Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org . Проверено 12 апреля 2021 г.
  26. ^ Флор, Виллем М. (2005). История театра в Иране . Издательство Маг. ISBN  0934211299 – через Google Книги.
  27. ^ Биман, Уильям О. (2011). Библиотека Ираника, Иранские исполнительские традиции . Издательство Мазда. ISBN  978-1568592169 – через Google Книги.
  28. ^ Jump up to: а б с Наджар, Майкл Малек (28 января 2021 г.). Ближневосточный американский театр: сообщества, культуры и художники . Издательство Блумсбери. стр. 47–48. ISBN  978-1-350-11705-1 .
  29. ^ «Пять пьес «РеОриент» в фокусе» . Новости Меркурия . 14 января 2008 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
  30. ^ «Режиссер театра борется за то, чтобы вернуть себе голос» . РГН-ТВ . 24 ноября 2021 г. Проверено 16 февраля 2022 г.
  31. ^ Грин, Морган (15 июня 2017 г.). «Silk Road Rising объявляет сезон 2017-18» . Чикаго Трибьюн . Проверено 16 февраля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55b361942e9066ed2decb88e8774f2fb__1723773720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/fb/55b361942e9066ed2decb88e8774f2fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Persian theatre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)