Искусство Ирана


Искусство Ирана является одним из богатейших художественных наследий в мировой истории и включает в себя множество традиционных дисциплин, включая архитектуру, живопись, литературу, музыку, ткачество , гончарное дело , каллиграфию , обработку металлов и каменную кладку . Существует также очень яркая иранская сцена современного искусства , а также кино и фотографии. Для истории персидского изобразительного искусства до начала 20-го века см. Персидское искусство , а также иранскую архитектуру .
Персидское изобразительное искусство
[ редактировать ]Персидский ковер
[ редактировать ]
Искусство ковроткачества уходит корнями в культуру и обычаи народа, а также в его инстинктивные чувства. Ткачи смешивают элегантные узоры с множеством цветов. Иранский ковер похож на персидский сад : полный растений, птиц и зверей.
Цвета обычно состоят из полевых цветов и богаты такими цветами, как бордовый, темно-синий и акценты слоновой кости. Прототкань часто стирают в чае , чтобы смягчить текстуру и придать ей уникальное качество. В зависимости от того, где изготовлен ковер, узоры и рисунки различаются. А некоторые ковры, такие как Габбе и Гелим, также имеют разные текстуры и количество узлов. Из примерно 2 миллионов иранцев, работающих в сфере торговли, 1,2 миллиона являются ткачами, производящими самое большое количество художественных ковров ручной работы в мире. В 2002 году экспортировано ковров на сумму 517 миллионов долларов. [1]
Исключительное мастерство плетения этих ковров и шелковых тканей привлекло внимание таких людей, как Сюаньцзан , Жан-Батист Тавернье и Жан Шарден .
Живопись и миниатюра
[ редактировать ]
Историк Востока Бэзил Грей [2] считает, что Иран (Персия) «имеет уникальное в мире искусство, превосходное в своем роде».
Пещеры в иранской провинции Лорестан демонстрируют нарисованные изображения животных и сцены охоты. Некоторым, например, в провинции Фарс и Сиалке , не менее 5000 лет.
Считается, что живопись в Иране достигла своего апогея в эпоху Тамерлана , когда выдающиеся мастера, такие как Камаледдин Бехзад, породили новый стиль живописи.
Картины периода Каджаров представляют собой сочетание европейских влияний и Сефевидов миниатюрных школ живописи , таких как те, которые были представлены Резой Аббаси . Такие мастера, как Камаль-ол-Мольк , еще больше продвинули европейское влияние в Иране. Именно в эпоху Каджара появилась «живопись кофейни». Сюжеты этого стиля часто носили религиозный характер и изображали сцены из шиитских эпосов и тому подобное.
Гончарное дело и керамика
[ редактировать ]
Выдающийся археолог Роман Гиршман считает, что «вкус и талант этого народа [иранцев] можно увидеть по дизайну их глиняных изделий».
Из тысяч археологических памятников и исторических руин Ирана почти каждый из них в какой-то момент был заполнен глиняной посудой исключительного качества. были найдены тысячи уникальных сосудов Только на стоянках Сиалк и Джирофт .
Занятие гончара («кузе гар») занимает особое место в персидской литературе .
Музыка
[ редактировать ]На протяжении письменной истории Ирана развивалась уникальная самобытная музыка, сопровождаемая многочисленными музыкальными инструментами, некоторые из которых стали первыми прототипами некоторых современных музыкальных инструментов сегодняшнего дня.
Самые ранние упоминания о музыкантах в Иране встречаются в Сузах и Эламе в III тысячелетии до нашей эры. Рельефы, скульптуры и мозаики, подобные тем, что были в Бишапуре периода античности, отражают яркую музыкальную культуру.
Персидская музыка в ее современной форме зародилась в эпоху Насери , который приказал открыть «Дом ремесел», где все мастера собирались для проектирования инструментов и занятий своим искусством.
Литература
[ редактировать ]
Персидская литература, безусловно, является самым ярким выражением иранского гения. Хотя есть интересные произведения в прозе, именно в поэзии иранская литература проявляется наиболее ярко. Процветая на протяжении более чем тысячелетия, она пользовалась уважением и подражанием далеко за пределами иранской родины. Литература прямых и недавно утраченных территорий Ирана на Кавказе (прежде всего Азербайджана ), а также Турции и косвенно Империи Великих Моголов развивалась под его влиянием.
Некоторые известные иранские поэты: Фирдоуси , Хайям , Хафиз , Аттар , Саади , Низами , Санаи , Рудаки , Руми , Джами , Нима Юшидж и Шахриар .
Экологический дизайн
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Архитектура Ирана имеет чрезвычайно древние персидские традиции и наследие. Как Артур Поуп выразился , «значительное влияние персидской архитектуры многогранно. Не подавляющее, но достойное, великолепное и впечатляющее».
Персидские сады
[ редактировать ]Традиции и стиль садового дизайна персидских садов (персидский باغ ایرانی) повлияли на дизайн садов от Андалусии до Индии и за ее пределами. Сады Альгамбры демонстрируют влияние садов Персидского рая философии и стиля в масштабе мавританского дворца эпохи Аль-Андалуса в Испании . Тадж -Махал — одна из крупнейших интерпретаций персидского сада в мире, построенная в эпоху Империи Великих Моголов в Индии.
- Примеры: см. Категория: Персидские сады.
Каллиграфия
[ редактировать ]
говорит Писатель Уилл Дюрант : «Древние иранцы, имевшие алфавит из 36 букв, использовали для письма шкуры и перо, а не глиняные таблички». Таково было творчество, потраченное на искусство письма. Значение искусства каллиграфии в гончарных изделиях, металлических сосудах и исторических зданиях таково, что без украшающей декоративной каллиграфии их не хватает.
Иллюминации , особенно Коран и такие произведения, как Шахнаме , Диван Хафез , Голестан , Бостан и др. признаны бесценными только из-за их тонкой каллиграфии. Огромное их количество разбросано и хранится в музеях и частных коллекциях по всему миру, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Вашингтонская галерея искусств Фрир и многие другие.Стили:
плиточные работы
[ редактировать ]Плитка – уникальная особенность голубых мечетей России. В былые времена Кашан ( каш + ан , что буквально означает «земля плитки») и Тебриз были двумя известными центрами иранской мозаики и изразцовой промышленности.
Кино
[ редактировать ]За последние 25 лет фильмы из Ирана получили 300 международных наград и продолжают отмечаться во всем мире. Некоторые из самых известных режиссеров – Аббас Киаростами , Мохсен Махмальбаф и Маджид Маджиди .


Металлообработка (Галам-зани)
[ редактировать ]
Луристанские бронзовые изделия , вероятно, датированные примерно 1000-650 гг. до н.э., представляют собой особую группу небольших предметов, украшенных фигурками животных и людей в изобретательных и энергичных позах.
Хатам-кари
[ редактировать ]
Деликатная и тщательная маркетри, производимая со времен Сефевидов : в то время хатам был настолько популярен при дворе, что принцы изучали эту технику на том же уровне, что и музыка или живопись. В 18-м и 19-м веках катам пришел в упадок, прежде чем его стимулировали во время правления Реза-шаха с созданием ремесленных школ в Тегеране, Исфахане и Ширазе. «Хатам» означает «инкрустация», а «Хатам-кари» ( персидский : خاتمکاری ) — «работа по инкрустации». Это ремесло заключается в изготовлении узоров инкрустации (обычно в форме звезды) из тонких палочек из дерева ( черное дерево , тик , зизифус , апельсин , роза ), латуни (для золотых деталей), верблюжьих костей (белые детали). слоновую кость Для коллекционных предметов также можно использовать , золото или серебро. Палочки собраны в треугольные балки, сами собраны и склеены в строгом порядке, образуя цилиндр диаметром 70 см, поперечное сечение которого является основным мотивом: шестиветвевой звездой, заключенной в шестиугольник. Эти цилиндры разрезаются на более короткие цилиндры, а затем сжимаются и высушиваются между двумя деревянными пластинами, а затем в последний раз нарезаются ломтиками шириной 1 мм. Эти секции готовы к нанесению покрытия и наклеиванию на декорируемый объект, прежде чем лаковая отделка. Транш также можно размягчить путем нагревания, чтобы обернуть предметы. Таким образом можно украсить многие предметы, например: шкатулки для драгоценностей/декоративные, шахматные доски , кадры, трубки , столы, рамы или некоторые музыкальные инструменты. Хатам можно использовать на персидской миниатюре , создавая настоящее произведение искусства .
Это ремесло, основанное на методах, импортированных из Китая и усовершенствованных персидскими технологиями, существовало более 700 лет и до сих пор вечно используется в Ширазе и Исфахане.
Мина-кари
[ редактировать ]
Обработка эмали и украшение металлов красочными и обожженными покрытиями — одно из выдающихся занятий искусством в Исфахане. Мина определяется как своего рода стекловидное цветное покрытие, которое можно стабилизировать путем нагревания на различных металлах, особенно на меди. Хотя этот метод широко используется в промышленности для производства металлической и гигиенической посуды, с давних времен ему уделяли большое внимание художники, ювелиры и граверы по металлу.
В мире его подразделяют на три вида, как показано ниже:
- малярная эмаль
- Чархане или шахматная эмаль
- Полость эмали.
Что наиболее доступно в Исфахане, так это живописная эмаль, некоторые из которых сохранились в музеях Ирана и за рубежом, что указывает на то, что иранские художники интересовались этим искусством и использовали его в своих изделиях из металла со времен династий Ахеменидов и Сасанидов . Эмали настолько хрупкие, что от древних времен их осталось не так много. Некоторые документы указывают на то, что на протяжении всей исламской цивилизации и во времена династий Сельджуков , Сефевидов и Занда существовала выдающаяся эмалированная посуда и материалы. Большинство эмалированной посуды, относящейся к прошлому, принадлежат династии Каджаров, существовавшей в период с 1810 по 1890 годы нашей эры. Еще сохранились серьги. Браслеты, шкатулки, головки водопроводных труб, вазы и золотая посуда с росписью в синих и зеленых тонах того времени. Затем последовали пятьдесят лет застоя, вызванного Первой мировой войной и социальной революцией. Однако, снова получив эмаль красного цвета, это искусство развивалось с точки зрения количества и качества благодаря усилиям Остада Шокроллы Сани-заде, выдающегося художника Исфахана в 1935 году и до этого в течение сорока лет. .
Сейчас, после нескольких лет застоя, начавшегося с 1992 года, это искусство начало активно развиваться, и в этой области работает много выдающихся художников. Для приготовления эмалированной посуды используются следующие этапы.Сначала выберите подходящую по размеру и форме посуду, которую обычно изготавливает медник. Затем его отбеливают посредством эмалированной обработки, которая называется первым слоем. Затем его помещают в печь при температуре семьсот пятьдесят градусов. На этом этапе эмалированный металл еще несколько раз покроют более качественными эмалями и снова прогреют. После этого блюдо готово к покраске. Исфаханские художники, вдохновленные своими традиционными рисунками, такими как арабески, хатаи (цветы и птицы) и используя огнестойкие краски и специальные кисти, выполнили роспись памятников Исфахана, например, ступенчатую, эмалированный материал снова помещают в печь и нагревают при пятьсот градусов. Благодаря этому эмалированная краска стабилизируется на подшерстке, создавая особый «сияющий» эффект. Большинство сегодняшних работ по эмали выполняется на посуде, вазах, шкатулках и рамах различных размеров.
Рельеф и скульптура
[ редактировать ]
Рельефная резьба имеет тысячелетнюю историю, особенно в наскальных рельефах . Эламские рельефы до сих пор можно найти в Иране, а Персеполь является Меккой рельефных произведений древности.
Другие ремесла
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
![]() |
См. также
[ редактировать ]- Азербайджанское искусство
- Культура Ирана
- Организация культурного наследия, ремесел и туризма
- Граффити в Тегеране
- Международные рейтинги Ирана
- Дом искусства Ирана
- Иранское современное искусство
- Список персидских художников
- Персидский театр
- Каджарское искусство
- Сефевидское искусство
Галерея
[ редактировать ]- Статуя парфянского человека, Национальный музей Ирана
- Керман Ковер
- Пате , Керман
- Плитка, Комплекс Ибрагим Хана , Керман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «BBCPersian.com» . bbc.co.uk.
- ^ «Iranica.com — СЕРЫЙ, БЭЗИЛ» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2005 г. Проверено 26 января 2006 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карбони С. и Масуя Т. (1993). Персидская плитка . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Светоховский, Мари Люкенс и Бабаи, Сюзан (1989). Персидские рисунки в Метрополитен-музее» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870995642 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]