Jump to content

Искусство Ирана

Средний человек в Персеполе
Персидский реалист, гуашь, изображающая династию Каджаров и солдат 1850-1851 гг.

Искусство Ирана является одним из богатейших художественных наследий в мировой истории и включает в себя множество традиционных дисциплин, включая архитектуру, живопись, литературу, музыку, ткачество , гончарное дело , каллиграфию , обработку металлов и каменную кладку . Существует также очень яркая иранская сцена современного искусства , а также кино и фотографии. Для истории персидского изобразительного искусства до начала 20-го века см. Персидское искусство , а также иранскую архитектуру .

Персидское изобразительное искусство

[ редактировать ]

Персидский ковер

[ редактировать ]
От волокна пряжи до цветов — каждая часть персидского ковра традиционно изготавливается вручную из натуральных ингредиентов в течение многих месяцев.

Искусство ковроткачества уходит корнями в культуру и обычаи народа, а также в его инстинктивные чувства. Ткачи смешивают элегантные узоры с множеством цветов. Иранский ковер похож на персидский сад : полный растений, птиц и зверей.

Цвета обычно состоят из полевых цветов и богаты такими цветами, как бордовый, темно-синий и акценты слоновой кости. Прототкань часто стирают в чае , чтобы смягчить текстуру и придать ей уникальное качество. В зависимости от того, где изготовлен ковер, узоры и рисунки различаются. А некоторые ковры, такие как Габбе и Гелим, также имеют разные текстуры и количество узлов. Из примерно 2 миллионов иранцев, работающих в сфере торговли, 1,2 миллиона являются ткачами, производящими самое большое количество художественных ковров ручной работы в мире. В 2002 году экспортировано ковров на сумму 517 миллионов долларов. [1]

Исключительное мастерство плетения этих ковров и шелковых тканей привлекло внимание таких людей, как Сюаньцзан , Жан-Батист Тавернье и Жан Шарден .

Живопись и миниатюра

[ редактировать ]
Муллы в королевском присутствии. Стиль живописи явно каджарский .

Историк Востока Бэзил Грей [2] считает, что Иран (Персия) «имеет уникальное в мире искусство, превосходное в своем роде».

Пещеры в иранской провинции Лорестан демонстрируют нарисованные изображения животных и сцены охоты. Некоторым, например, в провинции Фарс и Сиалке , не менее 5000 лет.

Считается, что живопись в Иране достигла своего апогея в эпоху Тамерлана , когда выдающиеся мастера, такие как Камаледдин Бехзад, породили новый стиль живописи.

Картины периода Каджаров представляют собой сочетание европейских влияний и Сефевидов миниатюрных школ живописи , таких как те, которые были представлены Резой Аббаси . Такие мастера, как Камаль-ол-Мольк , еще больше продвинули европейское влияние в Иране. Именно в эпоху Каджара появилась «живопись кофейни». Сюжеты этого стиля часто носили религиозный характер и изображали сцены из шиитских эпосов и тому подобное.

Гончарное дело и керамика

[ редактировать ]
Керамический сосуд, четвёртое тысячелетие до нашей эры. Коллекция Сиалка Тегеранского Ирана национального музея .

Выдающийся археолог Роман Гиршман считает, что «вкус и талант этого народа [иранцев] можно увидеть по дизайну их глиняных изделий».

Из тысяч археологических памятников и исторических руин Ирана почти каждый из них в какой-то момент был заполнен глиняной посудой исключительного качества. были найдены тысячи уникальных сосудов Только на стоянках Сиалк и Джирофт .

Занятие гончара («кузе гар») занимает особое место в персидской литературе .

На протяжении письменной истории Ирана развивалась уникальная самобытная музыка, сопровождаемая многочисленными музыкальными инструментами, некоторые из которых стали первыми прототипами некоторых современных музыкальных инструментов сегодняшнего дня.

Самые ранние упоминания о музыкантах в Иране встречаются в Сузах и Эламе в III тысячелетии до нашей эры. Рельефы, скульптуры и мозаики, подобные тем, что были в Бишапуре периода античности, отражают яркую музыкальную культуру.

Персидская музыка в ее современной форме зародилась в эпоху Насери , который приказал открыть «Дом ремесел», где все мастера собирались для проектирования инструментов и занятий своим искусством.

Литература

[ редактировать ]
Иран полон могил поэтов и музыкантов, таких как эта, принадлежащая Рахи Моайери . Иллюстрация глубокого художественного наследия Ирана.

Персидская литература, безусловно, является самым ярким выражением иранского гения. Хотя есть интересные произведения в прозе, именно в поэзии иранская литература проявляется наиболее ярко. Процветая на протяжении более чем тысячелетия, она пользовалась уважением и подражанием далеко за пределами иранской родины. Литература прямых и недавно утраченных территорий Ирана на Кавказе (прежде всего Азербайджана ), а также Турции и косвенно Империи Великих Моголов развивалась под его влиянием.

Некоторые известные иранские поэты: Фирдоуси , Хайям , Хафиз , Аттар , Саади , Низами , Санаи , Рудаки , Руми , Джами , Нима Юшидж и Шахриар .

Экологический дизайн

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]

Архитектура Ирана имеет чрезвычайно древние персидские традиции и наследие. Как Артур Поуп выразился , «значительное влияние персидской архитектуры многогранно. Не подавляющее, но достойное, великолепное и впечатляющее».

Персидские сады

[ редактировать ]

Традиции и стиль садового дизайна персидских садов (персидский باغ ایرانی) повлияли на дизайн садов от Андалусии до Индии и за ее пределами. Сады Альгамбры демонстрируют влияние садов Персидского рая философии и стиля в масштабе мавританского дворца эпохи Аль-Андалуса в Испании . Тадж -Махал — одна из крупнейших интерпретаций персидского сада в мире, построенная в эпоху Империи Великих Моголов в Индии.

Каллиграфия

[ редактировать ]
Персидская каллиграфия имеет несколько стилей. Здесь представлена ​​рукопись « шекасте », датированная 1894 годом и написанная Сейедом Али Акбаром Голестане . Последователем стиля Дарвиша, его современниками были Мирза Хасан Исфахани, Мирза Кучек Исфахани и Мохаммад Али Ширази. После его смерти стиль Шекасте впал в застой, пока не возродился снова позже, в 1970-х годах.

говорит Писатель Уилл Дюрант : «Древние иранцы, имевшие алфавит из 36 букв, использовали для письма шкуры и перо, а не глиняные таблички». Таково было творчество, потраченное на искусство письма. Значение искусства каллиграфии в гончарных изделиях, металлических сосудах и исторических зданиях таково, что без украшающей декоративной каллиграфии их не хватает.

Иллюминации , особенно Коран и такие произведения, как Шахнаме , Диван Хафез , Голестан , Бостан и др. признаны бесценными только из-за их тонкой каллиграфии. Огромное их количество разбросано и хранится в музеях и частных коллекциях по всему миру, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Вашингтонская галерея искусств Фрир и многие другие.Стили:

плиточные работы

[ редактировать ]

Плитка – уникальная особенность голубых мечетей России. В былые времена Кашан ( каш + ан , что буквально означает «земля плитки») и Тебриз были двумя известными центрами иранской мозаики и изразцовой промышленности.

За последние 25 лет фильмы из Ирана получили 300 международных наград и продолжают отмечаться во всем мире. Некоторые из самых известных режиссеров – Аббас Киаростами , Мохсен Махмальбаф и Маджид Маджиди .

Образец ковров Тебриза
Персидская шелковая парча. Персидский текстиль (Золотая пряжа Зари – парча). Шелковая парча с золотой нитью (Голабетон)

Металлообработка (Галам-зани)

[ редактировать ]
Новая иранская астролябия

Луристанские бронзовые изделия , вероятно, датированные примерно 1000-650 гг. до н.э., представляют собой особую группу небольших предметов, украшенных фигурками животных и людей в изобретательных и энергичных позах.

Хатам-кари

[ редактировать ]
Пример «хатам-кари»

Деликатная и тщательная маркетри, производимая со времен Сефевидов : в то время хатам был настолько популярен при дворе, что принцы изучали эту технику на том же уровне, что и музыка или живопись. В 18-м и 19-м веках катам пришел в упадок, прежде чем его стимулировали во время правления Реза-шаха с созданием ремесленных школ в Тегеране, Исфахане и Ширазе. «Хатам» означает «инкрустация», а «Хатам-кари» ( персидский : خاتم‌کاری ) — «работа по инкрустации». Это ремесло заключается в изготовлении узоров инкрустации (обычно в форме звезды) из тонких палочек из дерева ( черное дерево , тик , зизифус , апельсин , роза ), латуни (для золотых деталей), верблюжьих костей (белые детали). слоновую кость Для коллекционных предметов также можно использовать , золото или серебро. Палочки собраны в треугольные балки, сами собраны и склеены в строгом порядке, образуя цилиндр диаметром 70 см, поперечное сечение которого является основным мотивом: шестиветвевой звездой, заключенной в шестиугольник. Эти цилиндры разрезаются на более короткие цилиндры, а затем сжимаются и высушиваются между двумя деревянными пластинами, а затем в последний раз нарезаются ломтиками шириной 1 мм. Эти секции готовы к нанесению покрытия и наклеиванию на декорируемый объект, прежде чем лаковая отделка. Транш также можно размягчить путем нагревания, чтобы обернуть предметы. Таким образом можно украсить многие предметы, например: шкатулки для драгоценностей/декоративные, шахматные доски , кадры, трубки , столы, рамы или некоторые музыкальные инструменты. Хатам можно использовать на персидской миниатюре , создавая настоящее произведение искусства .

Это ремесло, основанное на методах, импортированных из Китая и усовершенствованных персидскими технологиями, существовало более 700 лет и до сих пор вечно используется в Ширазе и Исфахане.

Мина-кари

[ редактировать ]
Пример Минакари из Ирана.

Обработка эмали и украшение металлов красочными и обожженными покрытиями — одно из выдающихся занятий искусством в Исфахане. Мина определяется как своего рода стекловидное цветное покрытие, которое можно стабилизировать путем нагревания на различных металлах, особенно на меди. Хотя этот метод широко используется в промышленности для производства металлической и гигиенической посуды, с давних времен ему уделяли большое внимание художники, ювелиры и граверы по металлу.

В мире его подразделяют на три вида, как показано ниже:

  1. малярная эмаль
  2. Чархане или шахматная эмаль
  3. Полость эмали.

Что наиболее доступно в Исфахане, так это живописная эмаль, некоторые из которых сохранились в музеях Ирана и за рубежом, что указывает на то, что иранские художники интересовались этим искусством и использовали его в своих изделиях из металла со времен династий Ахеменидов и Сасанидов . Эмали настолько хрупкие, что от древних времен их осталось не так много. Некоторые документы указывают на то, что на протяжении всей исламской цивилизации и во времена династий Сельджуков , Сефевидов и Занда существовала выдающаяся эмалированная посуда и материалы. Большинство эмалированной посуды, относящейся к прошлому, принадлежат династии Каджаров, существовавшей в период с 1810 по 1890 годы нашей эры. Еще сохранились серьги. Браслеты, шкатулки, головки водопроводных труб, вазы и золотая посуда с росписью в синих и зеленых тонах того времени. Затем последовали пятьдесят лет застоя, вызванного Первой мировой войной и социальной революцией. Однако, снова получив эмаль красного цвета, это искусство развивалось с точки зрения количества и качества благодаря усилиям Остада Шокроллы Сани-заде, выдающегося художника Исфахана в 1935 году и до этого в течение сорока лет. .

Сейчас, после нескольких лет застоя, начавшегося с 1992 года, это искусство начало активно развиваться, и в этой области работает много выдающихся художников. Для приготовления эмалированной посуды используются следующие этапы.Сначала выберите подходящую по размеру и форме посуду, которую обычно изготавливает медник. Затем его отбеливают посредством эмалированной обработки, которая называется первым слоем. Затем его помещают в печь при температуре семьсот пятьдесят градусов. На этом этапе эмалированный металл еще несколько раз покроют более качественными эмалями и снова прогреют. После этого блюдо готово к покраске. Исфаханские художники, вдохновленные своими традиционными рисунками, такими как арабески, хатаи (цветы и птицы) и используя огнестойкие краски и специальные кисти, выполнили роспись памятников Исфахана, например, ступенчатую, эмалированный материал снова помещают в печь и нагревают при пятьсот градусов. Благодаря этому эмалированная краска стабилизируется на подшерстке, создавая особый «сияющий» эффект. Большинство сегодняшних работ по эмали выполняется на посуде, вазах, шкатулках и рамах различных размеров.

Рельеф и скульптура

[ редактировать ]
Каджаридские рельефы Танге Саваши были изготовлены по заказу Фатх Али Шаха .

Рельефная резьба имеет тысячелетнюю историю, особенно в наскальных рельефах . Эламские рельефы до сих пор можно найти в Иране, а Персеполь является Меккой рельефных произведений древности.

Другие ремесла

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «BBCPersian.com» . bbc.co.uk.
  2. ^ «Iranica.com — СЕРЫЙ, БЭЗИЛ» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2005 г. Проверено 26 января 2006 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6bf16085cbbc1d42c18ed6515d35db3__1711689300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/b3/b6bf16085cbbc1d42c18ed6515d35db3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arts of Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)