Скальный рельеф
или Скальный рельеф рельеф, высеченный в скале, — это рельефная скульптура, вырезанная на твердом или «живом камне», таком как скала, а не на отдельном куске камня. Они представляют собой категорию наскального искусства и иногда встречаются как часть или в сочетании с архитектурой, вырезанной в скале . [1] Однако они, как правило, опускаются в большинстве работ по наскальному искусству, которые концентрируются на гравюрах и картинах доисторических народов. Некоторые такие работы используют естественные контуры скалы и используют их для определения изображения, но они не представляют собой искусственные рельефы. Наскальные рельефы создавались во многих культурах на протяжении всей истории человечества и имели особенно важное значение в искусстве древнего Ближнего Востока . [2] Скальные рельефы, как правило, довольно большие, какими они и должны быть, чтобы иметь эффект на открытом воздухе. У большинства из обсуждаемых здесь фигур есть фигуры, превышающие натуральную величину, а во многих фигурки кратны натуральному размеру.
Стилистически они обычно относятся к другим типам скульптуры соответствующей культуры и периода, и, за исключением хеттских и персидских образцов, они обычно обсуждаются как часть этой более широкой темы. [3] Наиболее распространены рельефы на почти вертикальных поверхностях, но встречаются и рельефы на существенно горизонтальных поверхностях. Этот термин обычно исключает рельефную резьбу внутри пещер, как естественных, так и рукотворных, которые особенно часто встречаются в индийской архитектуре, высеченной в скалах . Естественные скальные образования, превращенные в статуи или другие скульптуры в форме круга, наиболее известный из которых – Большой Сфинкс в Гизе , также обычно исключаются. Рельефы на больших валунах, оставленных на своем естественном месте, такие как хеттский рельеф Имамкуллу , вероятно, будут включены, но валуны меньшего размера могут называться стелами или резными ортостатами . Многие или большинство древних рельефов, вероятно, изначально были нарисованы поверх слоя штукатурки; в некоторых следы этого остались.
Первое требование к рельефу скалы — подходящая поверхность камня; почти вертикальный утес сводит к минимуму требуемую работу, в противном случае наклонную поверхность скалы часто обрезают, чтобы освободить вертикальную область для вырезания. Большая часть древнего Ближнего Востока была богата холмами и горами со множеством скал. Исключением была земля Шумера , куда весь камень приходилось завозить на значительные расстояния, поэтому в искусстве Месопотамии характерен лишь скальный рельеф по краям региона. Хетты и древние персы были самыми плодовитыми создателями наскальных рельефов на Ближнем Востоке. [4]
Эта форма принята одними культурами и игнорируется другими. На многочисленных памятных стелах Нахр-эль-Кальба , в 12 километрах к северу от Бейрута , сменявшие друг друга имперские правители вырезали мемориалы и надписи. Древние египетские, неоассирийские и нововавилонские правители включали рельефные изображения в свои памятники, тогда как римские и исламские правители этого не делали, а также более современные правители (которые воздвигают каменные плиты, вырезанные в другом месте и прикрепленные к скале). [5]
Египет
[ редактировать ]Хотя доисторические гравированные петроглифы распространены в Египте, в целом эта форма не очень распространена в древнеегипетском искусстве и возможна только в некоторых частях страны, как правило, вдали от основных центров населения, как это было в Абу-Симбеле. Группа фигур окружает изображение Ментухотепа II , который умер в 2010 году до нашей эры и был первым фараоном Поднебесной . [6]
были вырезаны и перенесены, они До того, как колоссальные фигуры возле храмов Абу-Симбела представляли собой очень высокие рельефы. Другие скульптуры вне храмов, высеченные в скале, можно отнести к наскальным рельефам. Рельефы в Нахр-эль-Кальбе посвящены Рамсесу II . [7] и находятся в самом дальнем уголке его империи (фактически за пределами территории, которую он надежно контролировал) в современном Ливане .
Хетты и ассирийцы
[ редактировать ]Хетты были важными производителями наскальных рельефов, которые составляют относительно большую часть тех немногих художественных памятников, которые у них остались. [8] Рельеф в Карабеле царя был замечен Геродотом , который ошибочно решил, что на нем изображен египетский фараон Сесострис . [9] Он, как и многие хеттские рельефы, находится рядом с дорогой, но с дороги его довольно трудно увидеть. Есть более дюжины участков, большинство из которых находятся на высоте более 1000 метров над уровнем моря, с видом на равнины и, как правило, недалеко от воды. Возможно, они были размещены с учетом отношения хеттов к ландшафту, а не просто как пропаганда правителей, знаки «контроля над ландшафтом» или пограничные знаки, как часто думали. [10] Они часто находятся на местах, имеющих сакральное значение как до, так и после хеттского периода, и, по-видимому, в местах, где считалось, что божественный мир иногда прорывался в человеческий. [11]
В Язылыкая , недалеко от столицы Хаттусы , серия барельефов процессии хеттских богов украшает «камеры» под открытым небом, созданные путем добавления барьеров среди естественных скальных образований. Это место, очевидно, было святилищем и, возможно, местом захоронения в память о предках правящей династии. Возможно, это было частное пространство династии и небольшой группы элиты, в отличие от более общественных придорожных рельефов. Обычная их форма - изображать королевских мужчин с оружием, обычно с копьем, луком через плечо и мечом на поясе. У них есть атрибуты, связанные с божественностью, поэтому их изображают как «богов-воинов». [12]
Ассирийцы, вероятно, переняли эту форму от хеттов; места, выбранные для их 49 зарегистрированных рельефов, часто также не имеют особого смысла, если целью была «сигнализация» населению в целом, поскольку они расположены высоко и удаленно, но часто находятся рядом с водой. Неоассирийцы записывали и в других местах, в том числе металлические рельефы на воротах Балават, показывающие их изготовление, резьбу наскальных рельефов, и было высказано предположение, что основной предполагаемой аудиторией были боги, рельефы и надписи, которые часто их сопровождают. это почти что похоже на «деловой отчет», представленный правителем. [13] Система каналов, построенная неоассирийским царем Сеннахиримом (годы правления 704–681 до н. э.) для подачи воды в Ниневию, была отмечена рядом рельефов, изображающих царя с богами. [14] Другие рельефы в туннеле Тигр , пещере в современной Турции, которая считается источником реки Тигр , «почти недоступны и невидимы для человека». [15] вероятно, построенный сыном Сеннахирима Асархаддоном , Шикафт-э-Гульгул, представляет собой поздний образец в современном Иране, очевидно, связанный с военной кампанией. [16]
Персия
[ редактировать ]Большой резной наскальный рельеф, обычно расположенный высоко у дороги и рядом с источником воды, является обычным материалом в персидском искусстве и в основном используется для прославления царя и провозглашения персидского контроля над территорией. [17] Он начинается со скальных рельефов Луллуби и Эламитов , например, в Кул-э-Фарах и Эшкафт-э-Салман на юго-западе Ирана, и продолжается под властью ассирийцев. Бехистунский рельеф и надпись , сделанные около 500 г. до н. э. для Дария Великого , имеют гораздо больший масштаб, отражая и провозглашая мощь империи Ахеменидов . [18] Персидские правители обычно хвастались своей властью и достижениями, пока мусульманское завоевание не удалило изображения с таких памятников; гораздо позже произошло небольшое возрождение при династии Каджаров . [19]
Бехистун необычен тем, что имеет большую и важную надпись, которая, как и египетский Розеттский камень, повторяет свой текст на трех разных языках, причем все они используют клинопись : древнеперсидский, эламитский и вавилонский (более поздняя форма аккадского языка ). [20] Это было важно для современного понимания этих языков. На других персидских рельефах надписи обычно отсутствуют, а имена царей часто можно идентифицировать лишь предварительно. В случае Сасанидов проблему решает их обычай показывать каждому царю корону разного типа, которую можно идентифицировать по их монетам. [21]
Накш-э-Рустам — некрополь династии Ахеменидов (500–330 гг. до н. э.) с четырьмя большими гробницами, высеченными высоко в скале. Они имеют в основном архитектурный декор, но фасады включают в себя большие панели над дверными проемами, каждая из которых очень похожа по содержанию, с фигурами короля, облеченного богом, над зоной с рядами меньших фигур, несущих дань, с солдатами и чиновниками. Три класса фигур резко различаются по размерам. Вход в каждую гробницу находится в центре каждого креста, который ведет в небольшую камеру, где в саркофаге лежал царь . [22] Считается, что горизонтальная балка каждого фасада гробницы является точной копией входа во дворец в Персеполе .
Только у одного есть надписи, а сопоставление гробниц других царей является несколько умозрительным; рельефные фигуры не являются индивидуальными портретами. Третья слева, идентифицированная надписью, — гробница Дария I Великого ( ок. 522–486 до н. э.). Остальные трое, как полагают, принадлежат Ксерксу I ( ок. 486–465 до н. э.), Артаксерксу I ( ок. 465–424 до н. э.) и Дарию II ( ок. 423–404 до н. э.) соответственно. Пятым незавершенным мог быть памятник Артаксеркса III, который правил дольше двух лет, но, скорее всего, это Дарий III ( ок. 336–330 до н. э.), последний из династии Ахеменидов. Гробницы были разграблены после завоевания Империи Ахеменидов Александром Великим . [23]
Значительно ниже гробниц Ахеменидов, почти на уровне земли, находятся наскальные рельефы с большими фигурами сасанидских царей, некоторые из которых встречаются с богами, другие — в бою. Самая известная из них изображает сасанидского царя Шапура I верхом на коне, с римским императором Валерианом, покорно кланяющимся ему, и Филиппа Араба (более раннего императора, платившего дань Шапуру), держащего лошадь Шапура, а мертвого императора Гордиана III , убитого в бою. , лежит под ним (предлагались и другие обозначения). Это память о битве при Эдессе в 260 году нашей эры, когда Валериан стал единственным римским императором, попавшим в плен в качестве военнопленного, что стало длительным унижением для римлян. Размещение этих рельефов ясно указывает на намерение Сасанидов связать себя со славой ранней империи Ахеменидов . [24] есть еще три царские гробницы Ахеменидов с подобными рельефами В Персеполе , одна из которых незакончена. [25]
На семи сасанидских рельефах, примерная дата которых варьируется от 225 до 310 г. н. э., изображены сюжеты, включая сцены вступления в должность и сражения. Самый ранний рельеф на этом месте — эламитский , примерно 1000 г. до н.э. Примерно в километре отсюда находится Накш-э Раджаб с еще четырьмя сасанидскими наскальными рельефами, тремя прославляющими царями и одним первосвященником. Еще одним важным памятником Сасанидов является Так-Бостан с несколькими рельефами, в том числе двумя царскими инвеститурами и знаменитой фигурой катафракта или персидского тяжелого кавалериста, примерно в два раза больше человеческого роста, вероятно, изображающего царя Хосрова Парвиза верхом на его любимом коне Шабдизе ; эта пара продолжала прославляться в более поздней персидской литературе. [26] В Фирузабаде, Фарсе и Бишапуре есть группы сасанидских рельефов, в первый из которых входит самый старый, большая батальная сцена, ныне сильно изношенная. [27] В Барм-э-Делаке король предлагает своей королеве цветок.
Сасанидские рельефы сосредоточены в первые 80 лет правления династии, хотя один важный набор относится к VI веку и находится в относительно небольшом количестве мест, в основном в центре Сасанидов. Более поздние, в частности, предполагают, что они опираются на ныне утраченную традицию подобных рельефов во дворцах из лепнины . Скальные рельефы, вероятно, были покрыты штукатуркой и раскрашены. [28]
Наскальные рельефы предшествующих персидских селевкидов и парфян , как правило, меньше и более грубы, и не все они были созданы по прямому королевскому заказу, как это явно было у Сасанидов. [29] В Бехистуне более ранний рельеф с изображением льва был адаптирован в виде лежащего Геракла в полностью эллинистическом стиле; он возлежит на львиной шкуре. Это было обнаружено под завалами сравнительно недавно; надпись датирует его 148 годом до нашей эры. [30] Другие рельефы в Иране включают мелкого рельефа ассирийского царя в Шикафт-э-Гульгуле ; не все памятники с персидскими рельефами находятся на территории современного Ирана. [31] Рельефы Каджара включают большую и живую панель, изображающую охоту в королевских охотничьих угодьях Танге Саваши , и панель, в Так Бостане, сохранившую в основном свою окраску, изображающую сидящего шаха со слугами.
В стандартном каталоге доисламских персидских рельефов известные примеры (по состоянию на 1984 год) перечислены следующим образом: Луллуби № 1–4; Элам № 5–19; Ассирийский № 20–21; Ахемениды № 22–30; Поздние/постахеменидские и селевкидские № 31–35; Парфянский № 36–49; Сасанид № 50–84; другие № 85–88. [32]
Индия
[ редактировать ]Хотя резьба по твердой скале является скорее особенностью индийской скульптуры, чем любой другой культуры, большинство индийских скульптур не подпадают под строгое определение наскальных рельефов, поскольку они либо представляют собой полностью отдельные статуи, либо представляют собой рельефы в высеченных в скалах или естественных пещерах или храмах. полностью вырезанный из живой скалы. В первой группе находится множество колоссальных джайнских фигур тиртханкары , а в более поздних индуистских и буддийских работах находятся пещеры Элефанта , пещеры Аджанта , Эллора , пещеры Аурангабад и большая часть группы памятников в Махабалипураме . [33] Вокруг входов в пещеры, особенно в Аджанте, под открытым небом находится множество наскальных рельефов, либо являющихся частью оригинального дизайна, либо вотивных скульптур, добавленных позже отдельными посетителями. [34]
Тем не менее, в Индии есть ряд значительных скальных рельефов, из которых «Нисхождение Ганга» в Махабалипураме самый известный и, возможно, самый впечатляющий — . Это большая индуистская сцена VII века со множеством фигур, в которой для формирования образа используется форма камня. [35] Ананташайи Вишну — это горизонтальный рельеф лежащего индуистского бога Вишну начала 9-го века в Ориссе длиной 15,4 метра (51 фут), вырезанный в плоской скале. [36] [37] а самым большим стоящим изображением является статуя Гомматешвары в Южной Индии . [38] В Унакоти , Трипура, есть группа рельефов XI века, связанных с Шивой , а в Хампи — сцены из Рамаяны . В некоторых местах, таких как Калугумалай и холмы Саманар в Тамил Наду , есть джайнские рельефы, в основном изображающие медитирующих тиртханкар .
-
Спуск Ганга в Махабалипураме , VII век.
-
Спящий Ананташайи Вишну , 9 век.
буддизм
[ редактировать ]Буддизм, зародившийся в Индии, перенес традиции пещерной и скальной архитектуры в другие части Азии, включая создание наскальных рельефов. [39] В них акцент сместился на религиозную тематику; на более ранних рельефах божества обычно появлялись только для того, чтобы выразить свое одобрение правителю. Колоссальные фигуры Будды почти все имеют очень высокий рельеф, только они все еще прикреплены к скале сзади. У некоторых есть или были «дома-изображения» или окружающие их здания, а это означало, что обычно их можно было увидеть только очень близко, а впечатляющий вид издалека был потерян для паломников.
В Шри-Ланке колоссальные фигуры Будды включают статую Будды Авуканы , 5-го века, почти отдельно стоящую, с узкой полосой сзади, все еще соединяющей ее со скалой, и четыре фигуры Будды 12-го века в Гал Вихаре ; Кирпичные фундаменты имиджевых домов можно увидеть здесь. Семь фигур X века в Будурувагале имеют гораздо более низкий рельеф. вырезаны очень живые слоны Вокруг храмового бассейна в Исурумунии . [40] От колоссальных львиных ворот дворца-холма в Сигирии остались только лапы, а голова в какой-то момент отвалилась.
Три знаменитых древних буддийских скульптурных объекта в Китае — это пещеры Могао . [41] Гроты Лунмэнь (672–673 для основной группы) и гроты Юнган (460–535), все из которых имеют колоссальные статуи Будды с очень высоким рельефом, врезанные в огромные ниши в скале. [42] хотя самая большая фигура в Могао все еще окружена деревянной надстройкой перед ней; Также считается, что это портрет правящей императрицы У Цзэтянь . Одна из фигур Лунмэня фактически находится в искусственной пещере, но ее можно увидеть снаружи через большое окно, открытое на внешней стороне (см. галерею). Меньшие скальные скульптуры и картины украшают пещерные храмы в этих местах.
При династии Тан Лэшань Гигантский Будда , самый крупный из всех, был построен с закрывающей его надстройкой, разрушенной монголами. Такие большие фигуры были новинкой в китайском искусстве и адаптированы к традициям дальнего Запада. [43] Наскальные рисунки Дазу включают сцены с необычно большим количеством фигур, например, знаменитую и большую сцену буддийского суда над душами. Они вмонтированы в скалу, и убежище позволило им сохранить свои яркие цвета. [44] Другие китайские буддийские пещерные места с внешними скальными рельефами включают храм Линьинь со множеством небольших рельефов и гроты Майцзишань с основной колоссальной группой; [45] что необычно для фигур такого размера, они выполнены в виде барельефа .
Фигуры Будды в Бамиане представляли собой две стоящие фигуры Будды VI века в Афганистане, которые были уничтожены талибами в 2001 году; они, вероятно, оказали одно из непосредственных влияний на китайские поселения дальше на восток по Шелковому пути . [46] В Японии храм Нихон-дзи включает в себя колоссального сидящего Будду, построенного в 1783 году, высотой 31 метр. Японские статуи «Великого Будды» называются « дайбуцу », но большинство из них выполнены из бронзы.
Среди других мест — Кбал Спеан возле Ангкора в Камбодже , где есть как индуистские, так и буддийские рельефы. Они расположены на каменистых отмелях реки, по которым течет вода. Большое количество коротких лингамов и божеств предназначались для очищения воды, протекавшей по ним на пути в город. [47]
-
Статуя Будды Авуканы , Шри-Ланка , V век.
-
Самый крупный из Будд Бамиана в 1963 году, до того, как он был разрушен.
-
Часть гротов Лунмэнь
-
№ 5 в Гротах Юнган
-
Деталь колоссальной группы в гротах Майцзишань.
-
Детали части наскальных рисунков Дазу
Греческий и римский мир
[ редактировать ]Греко-римский рельеф Афины из Сёмека в современной Турции с воином рядом — два из относительно немногих примеров из древнегреческого и римского мира. [48] Неподалеку в Адамкаяларе есть ряд стоящих фигур в классических нишах, вероятно, погребальных памятников II века нашей эры; аналогичные фигуры встречаются в Канлидиване . Все эти памятники относятся к бывшим хеттским и неохеттским территориям. На скале в Бехистуне, как и на знаменитом рельефе Дария, изображен Селевкидский лежащий Геракл 148 г. до н. э. с греческой надписью. [49] Также на окраинах римского мира знаменитые высеченные в скалах гробницы Петры, Иордания , включают фигуративные элементы, в основном разрушенные иконоборчеством, например, самая известная гробница, известная как Сокровищница . [50]
Средневековая Европа
[ редактировать ]Особняком в раннесредневековой Европе является Мадарский всадник в Болгарии , высеченный примерно в 700 метрах над дворцом правителя булгар . На нем изображен всадник ростом примерно в два раза в натуральную величину, пронзающий льва копьем, а за ним бежит собака. [51] Хотя рельеф скал не имеет аналогов, этот мотив, известный как фракийский всадник , издавна был распространен на стелах в этом регионе, и такие мотивы появляются в изделиях из металла, [52] такие как кувшин с конным воином и его узником в загадочных сокровищах Надьсентмиклоша , и часто встречаются в сасанидских серебряных чашах, которыми вполне могли торговать даже на Балканах.
(вероятно) XII века Рельеф Экстернштайне на юге Германии имеет размеры 4,8 м в высоту и 3,7 м в ширину. На нем изображено « Снятие с креста Иисуса», стандартная сцена христианского искусства, состоящая всего из десяти фигур. [53] : 4 Обстоятельства его изготовления остаются неясными, и, несмотря на обширную традицию средневековых рельефов на зданиях, выполнение их на естественных скальных образованиях в больших размерах оставалось большой редкостью.
Америка
[ редактировать ]Доколумбовые скальные рельефы, в основном с низким рельефом, включают скальные рельефы в Чалькацинго в Мексике, вероятно, примерно 900–700 гг. До н.э. Они отражают стиль ольмеков , хотя городом управляли местные правители. Они расположены на вертикальных скалах и по стилю и тематике сравнимы со стелами и архитектурными рельефами той же традиции. [54]
Традиция инков очень своеобразна; они вырезали в скале преимущественно горизонтальные изображения ландшафтов как одну из форм ваки ; самыми известными являются камень Сайхуите и скала Квинку. На них изображен пейзаж, а также множество животных; неясно, представляют ли пейзажи реальное место или воображаемое. Эти постоянные произведения составляли часть более широкой традиции инков по визуализации и моделированию ландшафтов, часто сопровождавшейся ритуалами. [55]
Современный
[ редактировать ]Современные наскальные рельефы, как правило, колоссальны, в несколько раз превышают натуральную величину и обычно представляют собой своего рода памятники. В Америке гора Рашмор в основном представляет собой горельеф, а рельеф Каменной горы память трех генералов Конфедерации - барельеф в . Скальная скульптура Децебала в Румынии представляет собой огромное лицо на обнажении над Дунаем , строительство которого началось в 1994 году. [56] Памятник льву , или Люцернский лев , в Люцерне , Швейцария , является одним из самых успешных в художественном отношении. Он спроектирован Бертелем Торвальдсеном и вырезан в 1820–1821 годах Лукасом Ахорном как памятник швейцарским гвардейцам , убитым в 1792 году во время французской оккупации. Революция . [57]
-
Хеттский рельеф Ивриз ; Король Варпалавас (справа) перед богом Тархунзасом
-
Сасанидский рельеф Шапура I в Накш-э Раджабе
-
XII века Рельеф Экстернштайне , Германия, со снятием с креста Иисуса
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Харманша (2014), 5–6
- ^ Харманшах (2014), 5–6; Конопля, 53 года
- ^ например, Rawson и Sickman & Soper
- ^ Конопля, 53 года.
- ^ Харманшах (2014a), 95–96; Креппнер, 372–373; Святой Чад Боскавен, сэр Уильям, полная карта «Памятники и надписи на скалах в Наре» , Труды Общества библейской археологии , том 7, 1882 г., Лонгманс, Грин, Ридер и Дайер, страницы 331–352
- ^ Каллендер, в: Ян Шоу (редактор), 139, Оксфордская история Древнего Египта , 2000, OUP, ISBN 0191590592 , 9780191590597
- ^ Харманшах (2014a), 95
- ^ Бонац
- ^ Харманшах (2014a), 88–89; Livius.org о «Рельефе Сесостриса» в « Историях Геродота» 2.102–103, 106.
- ^ Харманшах (2014a), 90–94; Ульманн, Ли З., в Harmanşah (2014), глава 8; хотя см. также Бонац
- ^ Харманшах (2014a), 92.
- ^ Бонац
- ^ Креппнер, повсюду; 368 на 49 рельефов
- ^ Креппнер, 371; Малко, Хелен, «Неоассирийские наскальные рельефы: идеология и ландшафты империи» , Метрополитен-музей, по состоянию на 28 ноября 2015 г.
- ^ Креппнер, 374–375.
- ^ Креппнер, 369–370; Ван дер Спек, Р.Дж., «Ассирийская королевская наскальная надпись из Шикафт-и Гулгула» , Ираника Антиква , том XII, 1977 г.
- ^ Канепа, 53 года и далее. Канепа, 63–64, 76–78 на месте.
- ^ Лущей; Канепа, 55–57 лет.
- ^ Херрманн и Кертис
- ^ Лущей
- ^ Херрманн и Кертис
- ^ Коттерелл, 162; Канепа, 57–59, 65–68.
- ^ Коттерелл, 162; Канепа, 57–59, 65–68.
- ^ Херрманн и Кертис; Канепа, 62, 65–68
- ^ Ванден Берге № 27–29.
- ^ Херрманн и Кертис; Канепа, 74–76.
- ^ Херрманн и Кертис
- ^ Херрманн и Кертис
- ^ Конопля, 59–61, 68–73.
- ^ Дауни; Конопля, 59–60
- ^ Херрманн и Кертис
- ^ Ванден Берге, Луи, Reliefs rupestres de l'Iran ancien , 1983, Брюссель, онлайн-резюме его списка здесь.
- ^ Харл, главы 9 и 10.
- ^ Спинк, 5–6
- ^ Харл, 278–83.
- ^ «Анантасаяна Вишну, Саранга, р-н – Дхенканал» (PDF) . Индира Ганди Национальный центр искусств археологических исследований Индии . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Шах, Айодхья Прасад (1972). Жизнь в средневековой Ориссе, ок. 600-1200 гг. нашей эры . Чаухамбха Восточная. п. 101 . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Сенапати, Ниламан; Саху, Северная Каролина (1972). Справочники округа Орисса: Самбалпур . Книги знаний. стр. 100-1 47, 133 , Получено 4 декабря.
- ^ Сикман и Сопер, 85–90.
- ^ Харл, 450–456.
- ^ Роусон, 319. Скала в Дуньхуане представляет собой слабый «гравийный конгломерат», скульптуры отделаны глиной, а более мелкие - полностью глиняными.
- ^ Роусон, 320–322.
- ^ Роусон, 151–154; Сикман и Сопер, 87–95, 144–147.
- ^ Роусон, 322; ЮНЕСКО, Список всемирного наследия «Наскальные рисунки Дадзу» , по состоянию на 27 ноября 2015 г.
- ^ Роусон, 319
- ^ Сикман и Сопер, 87; эта общепринятая точка зрения может быть неверной, см. Rawson, 318.
- ^ Джессап, 122–123.
- ^ Серра Дуругонюль: Скальные рельефы в Грубой Киликии . (Международная серия BAR, 511). Бар, Оксфорд, 1989 г., ISBN 978-0-86054-652-8 , стр. 50–51, 128–137.
- ^ Дауни
- ^ Роусон, Джессика , Китайский орнамент: Лотос и Дракон , 1984, стр. 43–44, Публикации Британского музея, ISBN 0714114316
- ^ ЮНЕСКО, Список объектов всемирного наследия , «Мадарский всадник»
- ^ Ловата, Трой Р., Олтон, Элизабет (редакторы), Понимание граффити: междисциплинарные исследования от предыстории до наших дней , 83–85, 2015, Left Coast Press, ISBN 1611328683 , 9781611328684
- ^ верность, Эльке; Клетка, Майкл (2012). Экстернштайне (нем.) . Ассоциация Родины Липпе. ISBN 978-3-941726-18-5 .
- ^ «Памятник 1: Рельеф «Эль Рей» (Короля)» и индексная страница Чалькацинго ; «Арт 447H. Мезоамериканец. Ольмеки», штат Калифорния.
- ^ Гартнер, Уильям Густав, «Картографирование в Центральных Андах», PDF , стр. 285–289.
- ^ Веб-сайт Фонда
- ^ Памятник льву, Люцерн , Путеводитель «Все о Швейцарии» . По состоянию на 13 ноября 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бонац, Доминик, «Религиозное представительство политической власти в Хеттской империи», в « Репрезентации политической власти: истории болезни времен перемен и распада порядка на древнем Ближнем Востоке» , ред. Марлис Хайнц, Мариан Х. Фельдман, 2007, Айзенбраунс , ISBN 157506135X , 9781575061351, книги Google
- Канепа, Мэтью П., «Топографии власти, теоретизирование визуальных, пространственных и ритуальных контекстов наскальных рельефов в Древнем Иране», в Харманшах (2014), книги Google.
- Коттерелл, Артур (редактор), Энциклопедия классических цивилизаций Penguin , 1993, Penguin, ISBN 0670826995
- Дауни, С.Б., «Искусство в Иране, iv., Парфянское искусство», Энциклопедия Ираника , 1986, онлайн-текст
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Харманшах, Омюр (2014a), «Наскальные рельефы никогда не заканчиваются», в книге « Место, память и исцеление: археология анатолийских каменных памятников» , 2014, Routledge, ISBN 1317575725 , 9781317575726, книги Google
- Харманшах, Омюр (редактор) (2014), О камнях и воде: археология места , 2014, Oxbow Books, ISBN 1782976744 , 9781782976745
- Херрманн, Г., и Кертис, В.С., «Сасанидские наскальные рельефы», Энциклопедия Ираника , 2002, онлайн-текст.
- Джессап, Хелен Иббетсон, Искусство и архитектура Камбоджи , 2004, Темза и Гудзон (Мир искусства), ISBN 050020375X
- Креппнер, Флориан Яноша, «Общественное пространство в природе: случай неоассирийских наскальных рельефов», Altorientalische Forschungsen , 29/2 (2002): 367–383, онлайн на Academia.edu
- Ледеринг, Джоан, «Сасанидские наскальные рельефы» , http://www.livius.org.
- Лущей, Хайнц, «Бисотун II. Археология», Энциклопедия Ираника , 2013, Интернет-текст.
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Сикман, Лоуренс , в: Сикман Л. и Сопер А., Искусство и архитектура Китая , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельский университет истории искусства), LOC 70-125675.
- Спинк, Уолтер М., Аджанта: История и развитие, Том 5: Пещера за пещерой , 2006, Брилл, Лейден, ISBN 90-04-15644-5 , онлайн