Рельеф Имамкуллу

Хеттский в рельеф Имамкуллу (ранее также Имамкулу ) — скальный рельеф недалеко от города Имамкуллу в Томарза районе провинции Кайсери , Турция . На турецком языке он известен как Язылы Кая («скала с надписью») и Шимшеккая («скала молний»). Наскальные рельефы — видный аспект хеттского искусства .
Расположение
[ редактировать ]Трахитовый . блок с рельефом расположен на склоне горы Бей Даги высотой 3045 м к югу от Имамкуллу Это место отмечает начало перевала Гезбель, где пересекались два маршрута через горы Тавр в древние времена . Один из них прибыл из центральной части хеттов через Кайсери и Томарзу, следуя по реке Заманты Ирмаги; другой прибыл из Каппадокии через Девели , минуя рельефы Фирактин и Ташчи по пути . Рельеф Ханьери находится на другом конце перевала Гезбель, к юго-востоку.
Описание
[ редактировать ]Рельеф размером около 3,25 х 2 метра был выгравирован на северо-западной стороне большого валуна, на слегка выпуклой, но удобно ровной поверхности. Сейчас он очень изношен. Он состоит из трех разделов. В левой части изображена движущаяся вправо человеческая фигура, возможно, создатель памятника, держащая в левой руке копье, а в левой лук (тетива обозначена лишь приблизительно). На его поясе имеются набалдашники и следы меча. Он носит круглую шапку, а также следы рога и остроконечные туфли. Перед его головой были выгравированы лувийские иероглифы , называющие его сыном короля. Его зовут Куваланамува. Принц с таким именем также известен по рельефам Ханьери и Манисы . Неизвестно, являются ли они одним и тем же человеком, хотя это, безусловно, возможно.
Центральная часть самая большая. В верхней части бог погоды изображен в колеснице, едущей вправо. Он носит остроконечные туфли, короткий солдатский килт и остроконечную шляпу с рогами, что идентифицирует его как бога. На его поясе также можно увидеть следы меча. В правой руке он держит булаву, а левой рукой держит поводья скачущих быков, которые тянут его колесницу. Над его протянутой рукой есть три иероглифа, которые называют его богом небесной погоды; четвертый иероглиф ниже остальных уже неразборчив. Бог и его колесница стоят на согнутых шеях трех горных богов, подобно главной сцене в Язылыкая . Они носят длинные одежды и остроконечные шляпы, обычные для горных богов, и вооружены мечами. Сами они стоят на вершине трех химерических существ с кошачьими головами и поднятыми человеческими руками.
В верхней части правой части рельефа изображена обращенная к нему богиня с поднятыми руками, вероятно, Шаушка / Иштар . Ее голова в профиль смотрит влево, в сторону приближающегося бога погоды. Ее руки держат ее халат расстегнутым. На ее голове четыре [ 2 ] или пять [ 3 ] зубцы короны или прически. Крылья поднимаются из ее плеч. Эрингхаус идентифицирует шестиконечную звезду над ее правой рукой. [ 4 ] Ее ноги изображены без ступней, на манер культовых статуй, и она стоит на вершине стилизованного дерева. Между богом погоды и богиней влево летит птица. Мотив бога погоды и раздевающейся богини, часто с птицей между ними, засвидетельствован с раннего бронзового века на сирийских цилиндрических печатях (и других носителях). Ютта Бёркер-Клен предполагает связь с мифом об Ашерду , в котором Иштар в образе птицы ловит бога погоды, занимающегося сексом с Ашерду, женой Элькунирсы .
Рельеф, как и рельеф Ханьери, датирован 13 веком до нашей эры, поздней Хеттской империей.
-
Расположение рельефа на склоне горы
-
Бог погоды в своей колеснице
-
Горные боги и химерические существа
-
Раздевание богини на стилизованном дереве
История исследований
[ редактировать ]Отчет был впервые опубликован французским востоковедом Луи Делапортом после его открытия Кемаледдином Карамете из Кайсери в 1934 году. В 1935 году это место посетил американский востоковед Игнас Гельб . Седат Альп и Экрем Акургал зафиксировали надпись в своей анатолийской работе 1947 года. В 1975 году Маркус Вефлер опубликовал описание рельефа и его надписей. В том же году Пьеро Мериджи предложил прочтение иероглифов, что поддержал Ганс Густав Гютербок , посетивший рельеф в 1978 году. Другое прочтение имени левой фигуры предложила Ютта Бёркер-Клен. В 1983 году Кей Кольмейер опубликовал подробное описание и обсуждение памятника. Наконец, Хорст Эрингхаус приводит другое описание изображения и надписей в своей книге 2005 года о надписях на скалах Хеттской империи.
Отливка рельефа выставлена возле Археологического музея Кайсери.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Фигура слева от принца обведена масляной краской неизвестными; аналогичные очертания на других фигурах в значительной степени поблекли.
- ^ Кольмейер. «Наскальные изображения Великой Хеттской империи». Acta Praehistorica et Archaeologica 15 (1983), стр. 80-86.
- ^ Хорст Эрингхаус: Боги, правители, надписи. Скальные рельефы Хеттской империи в Турции. Заберн, Майнц, 2005 г., с. 74.
- ^ Хорст Эрингхаус: Боги, правители, надписи. Скальные рельефы Хеттской империи в Турции. Заберн, Майнц, 2005 г., с. 74.
Библиография
[ редактировать ]- Ютта Бёркер-Клен . «Имамкулу читал и встречался?» Журнал ассириологии и ближневосточной археологии 67 (1977), стр. 64–72.
- Кей Кольмейер. «Наскальные изображения Великой Хеттской империи». Acta Praehistorica et Archaeologica 15 (1983), стр. 80–86.
- Йост Хазенбос . «Зум Имамкулу-Облегчение». в Петре Тараче (ред.): Сильва Анатолика. Анатолийские исследования представлены Мачею Попко по случаю его 65-летия. Агаде, Варшау, 2002 г., ISBN 83-87111-12-0 , стр. 147–161.
- Хорст Эрингхаус. Боги, правители, надписи. Скальные рельефы Хеттской империи в Турции. Заберн, Майнц, 2005 г., ISBN 3-8053-3469-9 , стр. 70–76.
Внешние ссылки
[ редактировать ]