Рельеф Фирактин
38 ° 16'18 "N 35 ° 37'54" E / 38,27167 ° N 35,63167 ° E

Хеттский , в скальный рельеф Фирактин (или Фрактин ) расположен примерно в 50 км к югу от Кайсери в одноименной провинции на юге Турции Фирактыне на берегу Энзел Дере, притока Заманты Ирмаги . Страбон назвал это место Дастаркон . Наскальные рельефы — видный аспект хеттского искусства .
Расположение
[ редактировать ]Рельеф находится в крутой долине, между горой Эрджиес и горами Анти-Тавр к востоку от Девели . Долина исторически была важным путем в Киликию (а оттуда в Сирию через перевалы Гезбели и Кючук-Гезбели). Рядом была найдена микенская ваза , вероятно, привезенная из Киликии. [ 1 ] Между 1880 и 1939 годами здесь было обнаружено пять рельефов хеттского времени — больше, чем в любом другом месте Анатолии. Остальные четыре рельефа — Ханьери , Имамкуллу и Ташчи A и B. [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Рельеф размером около 1,3 х 3,2 м был выполнен в 13 веке до нашей эры, во времена Хеттской империи. Он обращен на северо-запад, в сторону горы Эрджиес, которой, как и всем горам, поклонялись во времена хеттов. Рельеф состоит из трех частей.
В левой части изображен хеттский царь Хаттусили III (справа), делающий подношение богу погоды , наливающий воду из своего рода кувшина с клювом в сосуд, стоящий на земле. Между ними находится сооружение, напоминающее алтарь, с рифленым коническим предметом наверху, вероятно, предназначенным для приношения хлеба. И бог, и король носят остроконечные шляпы, символизирующие божественность. Отсюда можно сделать вывод, что изображение, вероятно, было сделано после смерти Хаттусили в правление его сына и преемника Тудхалии IV , поскольку хеттские цари после своей смерти считались божественными. Бог погоды держит в руках посох. Перед каждой из их голов расположены иероглифические символы, именующие изображенных личностей.

В средней сцене его жена Тавананна Пудухепа (справа) совершает возлияние богине Солнца Хебат . Между этими двумя фигурами также находится алтарь, на вершине которого находится птица или сосуд в форме птицы. Изображение становится более грубым на правом конце; вероятно, работа не была закончена.
Третья часть рельефа состоит из массивных лувийских иероглифов . Продолжение описания королевы, которое начинается рядом с ее головой: «Дочь страны Киццуватна , возлюбленная божеством». [ 2 ]

Бетонную копию рельефа можно увидеть в музее Кайсери, а гипсовый слепок — в Пергамском музее в Берлине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альбрехт Гетце: Культурная история Малой Азии . Ч. Бек, Мюнхен, 1974, стр. 182. ISBN 9783406013515 в GoogleBooks
- ^ Jump up to: а б Хорст Эрингхаус: Боги, правители, надписи. Скальные рельефы Хеттской империи в Турции. Заберн, Майнц, 2005 г., стр. 59–65.
Библиография
[ редактировать ]- Кей Кольмейер . «Наскальные изображения Великой Хеттской империи». Acta Praehistorica et Archaeologica 15 (1983), стр. 67–74.
- Эберхард П. Росснер. Хеттские скальные рельефы в Турции. 2-е издание, 1988 г., ISBN 3-924390-02-9 .
- Хорст Эрингхаус . Боги, правители, надписи. Скальные рельефы Хеттской империи в Турции. Заберн, Майнц, 2005 г., ISBN 3-8053-3469-9 , стр. 59–65.
Внешние ссылки
[ редактировать ]