Jump to content

Палестинское искусство

Мозаичное искусство Купола Скалы

Палестинское искусство — это термин, используемый для обозначения картин , плакатов , инсталляций и других визуальных средств, созданных палестинскими художниками.

Хотя этот термин также использовался для обозначения древнего искусства, созданного в географическом регионе Палестины , в его современном использовании он обычно относится к работам современных палестинских художников.

Подобно структуре палестинского общества, сфера палестинского искусства простирается на четыре основных географических центра: Западный Берег и сектор Газа ; Израиль ; Палестинская диаспора в арабском мире , Европе и США . [1]

Современное палестинское искусство уходит корнями в народное искусство и традиционную христианскую и исламскую живопись, популярную в Палестине на протяжении веков. После Накбы 1948 года националистические темы преобладали, поскольку палестинские художники использовали различные средства массовой информации, чтобы выразить и исследовать свою связь с идентичностью и землей. [2]

Политика [ править ]

До 1948 года большинство палестинских художников были самоучками и писали пейзажи и религиозные сцены, подражая европейскому стилю. О художественных выставках почти не было слышно. Среди известных художников этой эпохи - Халил Халаби, Нахиль Бишара и Фаддул Оде. Джамал Бадран (1909–1999) был ведущим художником исламского стиля. [3] Софи Халаби училась во Франции и Италии, а затем вернулась, чтобы преподавать в женском колледже Шмидта в 1935–1955 годах. [4]

Одним из первых художников, придавших своим работам политический оттенок, был Никола Сайг (1863–1942). В то время как большая часть искусства того времени исследовала религиозные темы и непротиворечивые вопросы, работы Сайга были связаны с политикой. Халиф Умар у Иерусалимских ворот ок. Например, 1920 год , кажется, пересказывает популярную религиозную легенду о том, что Умар бескровно захватил Иерусалим и установил столетия мира между местным христианским и еврейским населением. Однако, если приглядеться повнимательнее, то, что халифу придали статус Христа, бросает вызов тому, что многие палестинцы считали раскольнической политикой британцев в период мандата, которая пыталась создать трения между мусульманами и арабами-христианами. [5]

После 1948 года Исмаил Шаммут , Наджи аль-Али , Мустафа аль-Халладж , Абдул Хай Мосаллам и Пол Гирагосян обратились к болезненным воспоминаниям о Набке, показав массовые убийства, беженцев и ясные политические темы. Другие, такие как София Халаби, Ибрагим Ганнам и Джулиана Серафим, более тонко сосредоточились на вопросах идентичности, включая палестинские культурные традиции, физическую географию и сюрреалистический взгляд на воспоминания о детских мечтах. [6] Политические партии поддерживали палестинских художников в открытии новых символов палестинского национального движения. [7]

По словам Таля Бен Цви, палестинские художники после 1948 года проживают на четырех географических территориях и не имеют художественных колледжей.Таким образом, в отличие от суверенных национальных государств , где искусство основано на «национальных границах, национальных музеях и учебных заведениях», он утверждает, что палестинское искусство основано главным образом на художниках, действующих в рамках палестинской идентичности. [1]

Темы [ править ]

Место [ править ]

Палестинский художник и историк искусства Камаль Буллата описывает «место» как один из основных тематических компонентов палестинского искусства на протяжении всей его истории. Близость и удаленность от исторической палестинской родины, а также отношения между художником и его нынешним местом жительства являются ключевым элементом, движущим палестинское искусство. Например, в искусстве, созданном в течение первых десятилетий после 1948 года, произведения палестинских художников, живущих в Израиле, носят в основном фигуративный характер, тогда как произведения, созданные художниками, живущими за пределами страны, в основном абстрактны. [8] До 1948 года Иерусалим был важной темой. [9] После 1948 года память о месте и расстоянии от родины стала центральной темой. [9] Даже палестинские художники, родившиеся и выросшие в Израиле, исследуют отчуждение и ощущение того, что они выросли иностранцами на земле своих предков. Вопрос культурной памяти и принадлежности является постоянной темой. [5]

Нидаа Бадван — художница, которая создала красивое пространство в своей комнате, где она могла изолироваться и уйти от реальности Газы. Она говорит, что жизнь в городе, где она «потеряла основные человеческие права», вдохновила ее «создать альтернативный мир» в своей комнате. Автопортреты, сделанные в этой комнате во время ее ретрита, снискали ей международное признание. [10] Алия Райан, директор галереи Al Hoash, сказала, что Бадван «говорит о своем собственном создании пространства, на самом деле о мечте, о том, как там может быть жизнь, но это работает только в сочетании с тем, что происходит снаружи». [11]

Символы [ править ]

Ключевые знаковые символы — ключи и двери. Точно так же кактусовое дерево играет важную роль. По мнению палестинского художника и историка искусства Самии Халаби , «Искусство освобождения», или искусство, возникшее в результате революционного периода палестинского сопротивления, начавшегося в конце 1960-х годов и продолжавшегося в период Первой интифады, «является символистским, использующим изображения вещей, известных популярная палестинская культура – ​​вещи, которые мог определить любой, кто знаком с палестинской жизнью. Лошадь стала означать революцию. Флейта стала означать мелодию продолжающегося сопротивления. Свадьба стала означать все палестинское дело. возвращение Солнце стало означать свободу.Пистолет с голубем стал означать наступление мира после борьбы за освобождение. Художники использовали цвета флага, узоры из вышивки, цепей и т. д. Деревенские сцены, деревенский костюм, одежда. заключенный, тюремные решетки. Были специальные темы, посвященные мученику. Сначала были общие изображения мученика, а также изображения конкретных лиц, убитых израильтянами. Вторая форма была основана на популярной практике создания коллажа из символов, представляющих жизнь умершего, а затем вывешивания его у себя дома или на могиле». [12]

Кактус [ править ]

Кактус ( араб . الصبار ) был мотивом палестинского искусства с момента рождения Израиля. Для сионистов местное растение стало национальным символом их привязанности к земле, тогда как палестинцы видели в нем воплощение своего национального лишения собственности (см., например, арабскую версию « Диких шипов » Сахара Халифы , арабское название которой буквально переводится как как Кактус ). Завод выполнял практическую функцию по обозначению территориальных границ в крестьянских деревнях. Летом опунция была обычным фруктом, который люди в этом регионе ели. В 1920-е годы колючее дерево стало символом израильской идентичности. [13] Николас Сайг назвал опунцию одним из удовольствий той эпохи. [14] Кактус также стал символом палестинского неповиновения и сумуда. Жители деревни включили его в танцевальную песню в знак протеста против Декларации Бальфура 1917 года с фразой «Яайн куни суббара - О глаз, будь кактусовым деревом!». [15]

Голубь

Голубь (араб. الحمامة) — широко используемый символ в палестинском искусстве. Художники используют голубя, чтобы передать послание мира, свободы и будущего после страданий, которые пережили палестинцы. Голубь известен своей мягкой и мирной формой, отражающей нежную натуру. Голубь с его безмятежной формой, спокойным цветом, мягким поведением и мягкостью является наиболее подходящим символом для передачи этого послания. Художники по-разному изображают символику голубя, используя разные техники и композиции, чтобы донести до мира свое послание. Зачастую он переплетается с другими символами и включается в разнообразные художественные композиции. [16]

Анемона Коронария

Анемона Коронария

Анемона Коронария (Шкаек Аль Нуман) — местный красный цветок. Цветок растет на вершинах гор в Палестине и появляется среди пересеченной местности, пробиваясь сквозь трещины в скалах. Среда обитания цветка, его ярко-красный цвет и нежные листья символически отражают сочетание сложных и суровых обстоятельств, в которых оказались палестинцы, и крови и жертв палестинских мучеников в их борьбе за сопротивление. Репродукция Anemone Coronaria становится фундаментальным символом памяти, направленным на защиту национальной идентичности и наследия палестинцев на фоне травмирующего ландшафта израильской оккупации, которая включает в себя конфискацию их культурных и экологических ценностей. [17]

Яффский апельсин

Яффский апельсин (араб. البرتقال) возник как символическое изображение палестинской нации, олицетворяющее суть «Палестинского продукта», представленного мировой аудитории. Процветание экспорта апельсинов означало процветание нации. Однако в 1948 году сионистские ополченцы не только захватили контроль над палестинскими апельсиновыми рощами, расположенными вдоль побережья, но и присвоили культовый бренд «Яффский апельсин» вместе с городами Яффо и Хайфа, превратив апельсин в символ «нового Израиля». создана на палестинских землях после перемещения ее населения. Кража апельсинов символизировала для палестинцев кражу палестинской нации. Оно включало в себя потерю апельсиновых рощ, потерю Палестины, разрушение общин и национальной идентичности, а также гибель множества жизней. В результате апельсин стал острым символом глубокой утраты, отражающим утрату национальной идентичности. [18]

Палестинский ключ

Палестинский ключ — популярный символ, используемый художниками. Он имеет глубокое символическое значение для палестинцев, представляя право на возвращение палестинских беженцев, которые были перемещены во время войны 1948 года (Накба). Несмотря на разрушение и снос своих домов, палестинцы сохраняют свои ключи как символ своей решимости вернуться домой, обратно в Палестину, и своего законного требования мирно жить на своей земле. Эти ключи служат вещественным доказательством их связи с родовыми домами. [16]

Оливковое дерево

Символизм палестинской оливы

Современный [ править ]

Модернизм [ править ]

Хотя палестинская борьба является великим источником вдохновения для многих художников, палестинское искусство определяется не только политическим характером Палестины. Палестинское современное искусство стало частью последовательного процесса, в котором палестинская культура и наследие играют важную роль. Период после Накбы повлиял на большую часть произведений искусства, однако новые поколения палестинских художников пересмотрели новые границы репрезентации и творчества. Новые поколения палестинских художников представили свои работы по-новому, изменив традиционное представление палестинского искусства и бросив вызов пониманию международной аудиторией палестинского искусства и повествования. [19]

Граффити

Не имея доступа к национальным СМИ, политическим собраниям или другим возможностям самоопределения, палестинцы обратились к граффити как к средству обхода цензуры и передачи политических сообщений. Эта форма выражения служила различным целям: временами она способствовала продолжению интифады и ее стратегии гражданского неповиновения; в других случаях он утверждал влияние определенных политических фракций в определенных регионах. Более того, граффити послужили платформой для утверждения палестинской национальной идентичности. Современные граффити на разделительной стене служат «глобальным холстом» как для местных палестинских, так и для транснациональных художников-граффитистов, позволяющих передать опыт оккупации аудитории по всему миру. Сообщения и изображения, созданные для решения конкретных проблем, распространяются среди транснациональной аудитории через различные каналы, такие как электронные средства массовой информации, опубликованные сборники настенных граффити и обмен личным опытом/туристическим опытом. Транснациональное распространение граффити дает палестинцам возможность обойти современную цензуру и решить проблемы замедленного экономического развития. [20]

Палестинское искусство через повествование

Геноцид палестинцев со стороны Израиля и окружающие его повествования придают палестинскому искусству уникальный характер. Палестинское искусство часто затрагивает две основные темы: одна — это способность современного искусства влиять на понимание людьми социальных, культурных и политических элементов палестинского повествования; и вклад, который это искусство может внести в историю искусства. [21] Повествование о палестинском искусстве можно лучше понять, используя уникальные точки зрения многих палестинских художников, чья интерпретация часто является рассказом из первых рук. [21]

Яркий политический посыл в современном палестинском искусстве привел к реализации так называемого «искусства освобождения Палестины», где палестинские художники используют искусство для передачи своего повествования, выходящего за рамки уровня прямоты, представленного средствами массовой информации. Существует глубокая связь между визуальным произведением палестинского искусства и физическим обликом земли исторической Палестины .

Палестинское искусство прошло несколько этапов, когда палестинские художники сталкивались с циклами производства, разрушения и восстановления благодаря своей диаспоре из одной области в другую. В условиях продолжения палестинского геноцида художники, как и любой другой сегмент палестинской общины на оккупированной палестинской территории, страдают от израильских поборов, таких как конфискация произведений искусства, отказ в выдаче лицензий организациям художников, поджоги выставочных залов, слежка, аресты. [22] Нарратив палестинского искусства не только критикует израильскую оккупацию , он также говорит о пренебрежении арабскими государствами и миром в целом их борьбы. Знаменитый короткий роман палестинского писателя Гассана Канафани « Люди под солнцем » рассказывает о палестинской борьбе и поразительном пренебрежении международного сообщества к их делу. [23]

Некоторые художники-комиксы также использовали этот визуальный инструмент, чтобы выразить свою боль из-за того, что им было отказано в «праве на возвращение». Одним из них является популярный художник Наджи аль-Али, чья фигура Хандала считается символом палестинского сопротивления. создал несколько карикатур Наджи аль-Али сразу после аль-Накбы , в которых выразил свою решимость совершить палестинскую революцию. [24]

Галереи и музеи [ править ]

Палестинский музей

Логотип Палестинского музея

Недавно созданный Палестинский музей будет посвящен палестинскому искусству и культуре. В нем планируется проведение различных выставок, образовательных и исследовательских программ, а также культурных мероприятий. Он расположен в Бирзейте , который находится в 7 км к северу от города Рамаллах . [25] Его возглавит куратор Махмуд Хавари . [ нужна ссылка ]

Этнографический и художественный музей Бирзейтского университета

Этнографический и художественный музей Бирзейтского университета — это постоянный музей с двумя основными коллекциями: « Палестинские костюмы» и « Коллекция тауфик-ханаанских амулетов».Виртуальная галерея Бирзейтского университета — ведущая художественная галерея на палестинской территории, продвигающая изобразительное искусство посредством выставок, тренингов и образовательных семинаров. [26]

Фонд современного искусства Аль-Мамаля

Фонд современного искусства Аль-Мамаля был основан в 1998 году как развитие работы галереи Анадиэль, начавшейся в 1992 году. Он был основан группой палестинских художников с целью продвижения палестинской художественной сцены. Anadiel была первой независимой галереей в Палестине. В галерее представлены палестинские художники из диаспоры, некоторые из которых никогда не бывали в Палестине. Они участвуют в этой творческой деятельности как туристы с загранпаспортами. Аль-Мамаль фокусируется на проектах с молодежью и женщинами. Аль-Мамаль — арабское слово, означающее мастерскую или небольшую фабрику. Название было дано в честь первоначального дома фонда, который находился на небольшой фабрике в старом городе Иерусалима, построенной в 1900 году. [27]

Палестинский художественный суд - Аль Хоаш

Аль-Хоаш — некоммерческая палестинская культурная организация, основанная в 2004 году с миссией «Предоставлять и поддерживать основанную на знаниях платформу для палестинцев, позволяющую им выражать, исследовать, осознавать и укреплять свою национальную и культурную идентичность посредством визуальной практики». Мы стремимся к развитию и возвышению искусства, поскольку признаем его роль в благосостоянии, развитии, свободе воли и самовыражении людей и подчеркиваем его роль как составной части и представителя культурной идентичности как части национальной идентичности. [ нужна ссылка ]

Институции современного искусства [ править ]

Палестинская ассоциация современного искусства

Неправительственная и некоммерческая организация, работающая преимущественно в сфере изобразительного искусства . Он был основан палестинскими художниками и отдельными лицами, заинтересованными в развитии области изобразительного искусства в Палестине . Его миссия состоит в том, чтобы соединить палестинскую и арабскую культуру с международными культурами за рубежом. Ассоциация учредила Международную академию искусств в Рамалле и продолжает работать над другими проектами. Основатели считают, что искусство и культура играют важную роль в реализации палестинской мечты о свободе и самоопределении. Среди известных артистов ассоциации: Ахмад Ханаан , Хусни Радван , Тайсир Баракат , Набиль Анани , Мунтер Джавабра, Ахлам Аль Факих и Дина Газаль. [28]

Арт Палестина интернешнл

Культурная организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке, занимающаяся современным палестинским искусством. Он сотрудничает с музеями, галереями и неправительственными организациями в организации мероприятий, выставок и публикаций о современном палестинском искусстве. Своей деятельностью организация поощряет культурное искусство между Палестиной и Западом. Организация сотрудничала с крупными палестинскими артистами, включая Ларису Сансур , Халила Рабаха, Шарифа Вакеда , Тайсира Батниджи, Вафу Хурани и Шади Хабиба Аллаха. [29]

Международная академия искусств Палестины

Палестинское учреждение, специализирующееся на программах высшего образования в области изобразительного искусства . Академия предлагает степень бакалавра в области современного визуального искусства и работает над разработкой ряда курсов на уровне бакалавра и магистра . Благодаря четырехлетней программе обучения академия предоставляет палестинцам возможность развивать свои таланты и творческие способности. Академия способствует развитию творческого потенциала палестинских художников и позволяет развивать индивидуальное самовыражение. Его цель – подготовить новое поколение палестинских художников, способное знакомиться с современными дискуссиями и методами художественной практики на местном и международном уровне. Академия также стремится сохранить палестинскую коллективную память, историю и самобытность посредством образования и творческой деятельности. В рамках программ обмена академия принимает группу иностранных студентов, художников и приглашенных лекторов.Академия финансировалась Министерством иностранных дел Норвегии в первые годы ее существования в 2006–2009 годах. [30]

Пикассо в Палестине

Одним из главных достижений Международной академии искусств стало сотрудничество с голландским музеем Ван Аббе в Эйндховене по доставке картины Пикассо в Палестину в июле 2011 года. [31] На планирование ушло два года, прежде чем « Бюст де Фем » прибыла в Рамаллу на Западном Берегу . Это произведение представляет собой кубистское изображение женщины, написанное в 1943 году, стоимостью 7,2 миллиона долларов. [32] «Buste de Femme» — первый модернистский шедевр, доставленный в Палестину , где он представлен палестинской публике. Палестинцы видят, что произведение Пикассо прошло через протоколы, мирные соглашения и контрольно-пропускные пункты, чтобы продемонстрировать высказывание Пикассо: «Картина не предназначена для украшения домов, она является инструментом наступательной и оборонительной войны против врага». [33]

Палестинские художники в Палестине [ править ]

Бегство... от резни, Абед Абди , 1976 год.

Существует значительная разница между палестинскими художниками за « зеленой линией» и теми, кого называют «палестинскими художниками 48». Художников, родившихся после 1948 года, обычно делят на художников и скульпторов старшего возраста, работавших в 1970-х и 1980-х годах, и художников молодого поколения, начавших свою деятельность в 1990-х годах. Первое, старшее поколение включает около двадцати художников и скульпторов, родившихся в период военного правления палестинским меньшинством (1948–1966 гг.) и изучавших искусство в Израиле и за рубежом в 1970-х и 1980-х годах. [34] В их число входят такие художники, как Суад Наср Махул , Тереза ​​Наср Аззам, Ибрагим Нубани и Абед Абди , последний считается пионером арабско-израильского художественного движения. Молодое поколение художников стало активным после соглашений Осло и сейчас насчитывает более 200 выпускников художественных школ, создающих в основном инсталляции, фотографию, видеоарт и перформансы. Последнее десятилетие показывает заметный рост числа палестинских студентов в израильских художественных академиях, таких как Академия искусств и дизайна Бецалель . [35] Хишам Зрейк , Ахлам Шибли , Сами Бухари, Рейда Адон, Ашраф Фавахри, Ахлам Джома, Джумана Эмиль Аббуд и Аниса Ашкар — палестинские художники, большинство из которых окончили художественные школы в Израиле и являются частью целого поколения палестинцев, граждан Израиля, родившихся после 1967 года . [1]

Вопрос идентичности палестинских граждан Израиля является ключевым вопросом в создаваемых произведениях искусства. описывает Эту личность Азми Бишара как:

И с исторической, и с теоретической точки зрения арабы в Израиле являются частью палестинского арабского народа. Их определение как «израильских арабов» было сформировано одновременно с возникновением проблемы палестинских беженцев и созданием Государства Израиль на руинах палестинского народа. Таким образом, отправной точкой, от которой пишется история палестинцев в Израиле, является та самая точка, в которой создавалась история палестинцев за пределами Израиля. Нельзя указать на национальность или национальную группу под названием «израильские арабы» или «арабы Израиля». [1]

Бен Цви предполагает, что это определение указывает на диалектику, лежащую в основе идентичности этой группы художников, которые идентифицируются «с одной стороны, как часть широкой палестинской культурной системы, а с другой – дифференцированно – как палестинское меньшинство в Израиль." [1]

Вопрос идентичности становится особенно очевидным в работах палестинского художника Раафата Хаттаба из Яффо . Видеоперформанс «Без названия» был частью выставки «Люди под солнцем» в Музее современного искусства Герцлии в 2009 году. В работе Раафат Хаттаб видно, как он наливает воду в ведро, чтобы долго поливать оливковое дерево. что является знаком утраченного до 1948 года рая . Сцена начинается с песни Hob (Любовь) ливанского Ахмада Каабара, которая выражает необходимость палестинской солидарности. Припев повторяет фразу «Я покинул место», и создается впечатление, что видео занимается памятью. Но когда камера отдаляется, зритель понимает, что Хаттаб и оливковое дерево на самом деле стоят посреди площади Рабина , главного места Тель-Авива , а вода, используемая для полива дерева, поступает из близлежащего фонтана. [36] «В своих инсталляциях я предстаю в разных личностях, которые в совокупности составляют мою идентичность — палестинское меньшинство в Израиле и странное меньшинство в палестинской культуре», — объясняет Рафаат Хаттаб в интервью журналу Tel Avivian City Mouse Magazine. [35]

Акцент Асима Абу Шакры на растении сабра (кактус опунции) в его картинах является еще одним примером центральной роли идентичности, особенно по сравнению с израильским аналогом палестинского сюжета, в палестинском искусстве. Таль Бен Цви пишет, что Абу Шакра — один из немногих палестинских художников, которым удалось войти в канон израильского искусства. [37] Абу Шакра написал различные картины с изображением сабры, как символа палестинской Накбы, так и символа нового Израиля, и его работы вызвали дебаты в израильском художественном дискурсе по поводу образа сабры в израильской культуре и по вопросам культурного присвоения. и право собственности на это изображение. [38]

Израильский историк искусства Гидеон Офрат утверждает, что понимание палестинского искусства требует знания сложностей палестинской культуры, языка и истории, и поэтому попытки израильских искусствоведов проанализировать палестинское искусство обречены на провал. [39]

Суад Наср (Махул), палестинская художница из Хайфы, очень известная художница, большинство ее работ посвящены женщинам с универсальной точки зрения. Суад также занимается планированием городов и регионов. Ее ранние работы в искусстве были вдохновлены остатками старых разрушенных кварталов палестинских арабов и очень ярко выразили их в своих работах, а также в большой серии документальных работ: картин, гравюр и рисунков. исторических зданий и кварталов Хайфы и других городов, в которых она выразила значительные городские дизайнерские и архитектурные мотивы.Ее нынешние картины в основном выражают универсальную сентиментальность и душу женщины через язык тела и взаимодействие с природой, в которых она пытается обрисовать, как эстетическая ценность заложена в наших отношениях с природой, а также ее экологические эстетические качества, такие как разнообразие, многообразие и гармония. В своих акриловых работах она использует в основном переработанную экологическую бумагу для рисования, на которой создается особый текстурный эффект, а также в рамках своих дискуссий о защите окружающей среды. [ нужна ссылка ]

Выставки [ править ]

Музеи [ править ]

Институт исламского искусства Лос-Анджелеса Майера

В 2008 году Институт исламского искусства Л.А. Майера в Иерусалиме, музей, в основном посвященный древностям и этнографическим произведениям, представил первую выставку местных арабских современных художников в публичном израильском музее. Это также была первая выставка в израильском музее, организованная арабским куратором Фаридом Абу Шакрой . [40]

Тема выставки «Переписка» посвящена сложной ситуации арабских граждан в Израиле . Его можно рассматривать как размышление о различных культурах, с которыми сталкиваются арабские художники в Израиле, о западном влиянии и арабских традициях, еврейской жизни, палестинском деле и поиске собственной идентичности. [41] Хотя не все представленные произведения искусства носят политический характер, многие из них отсылают к коллективному опыту палестинского народа, показывая затерянные арабские деревни и разделенные ландшафты и, таким образом, напоминая Накбу . [40] Помимо израильско-палестинского конфликта , некоторые работы ставят под сомнение традиции и обычаи арабской культуры, затрагивая гендерные вопросы и суеверия. [41]

По словам директора музея, еврейки-израильтянки Рэйчел Хассон, собрать средства на выставку среди еврейских, мусульманских или арабских общин было довольно сложно. В «Арт-газете» ее цитируют: «Для арабов мы недостаточно арабы, а для евреев мы недостаточно евреи». [40]

Летом 2009 года в Музее современного искусства Герцлии прошла выставка «Люди под солнцем», на которой были представлены произведения 13 современных палестинских художников, живущих и работающих в Израиле. Название выставки заимствовано из Гассана Канафани романа одноименного . Кураторами выставки выступили палестинская художница и архитектор Ханна Фарах-Куфер Бирим и еврейский израильский историк искусства Таль Бен Цви. Участвующие художники были представителями разных поколений и использовали разные техники: от живописи до видеоинсталляций и архитектуры. [42] Лейтмотивом выставки стали локация и территория. Большинство работ посвящено чувству принадлежности к палестинской территории, некоторые напоминают о праве на возвращение или посвящены забытой истории таких мест, как Яффо. [43]

Художественная галерея Умм аль-Фахм

В начале 2012 года Тель-Авивский музей искусств в сотрудничестве с Художественной галереей Ум-эль-Фахем показал ретроспективу арабского израильского художника Валида Абу Шакры . Кураторами выставки выступили израильтянка-еврейка Ирит Хадар и брат Валида Фарид Абу Шакра. [44] Выставка, родившаяся в Умм-эль-Фахеме в 1946 году и сейчас базирующаяся в Лондоне, демонстрирует прочные связи Валида Абу Шакры с местом его рождения. Название выставки «Минтарат аль-Баттен» отсылает к холму недалеко от его родного города, который из-за своего стратегического положения стал местом расположения сторожевой башни. [45] Из-за демографического взрыва в регионе исчезают живописные пейзажи, а склоны холма Сторожевой башни покрываются новыми жилыми кварталами. Художник надеялся, что благодаря выставке «все мои друзья, родные и жители села, пришедшие посмотреть на работу, проявят больше любви и серьезности в своем отношении к пейзажу, который остался в селе». [46]

Идея выставки и ее сотрудничество с Художественной галереей Ум-эль-Фахрем стали плодом дружбы Мордехая Омера, бывшего директора Тель-Авивского музея искусств, и семьи Абу Шакра. Омер умер еще до открытия шоу. [45]

Музея современного искусства Умм-эль Проект - Фахем

В 1996 году Саид Абу Шакра, третий брат семьи Абу Шакра, основал в своем родном городе Умм-эль-Фахем единственную художественную галерею палестинского и арабского искусства в Израиле и теперь планирует ее расширение. Он хочет построить недалеко от города музей, который станет первым музеем современного искусства арабского сектора в Израиле. [47] Проект стоимостью 30 миллионов долларов пока находится на ранней стадии. [48] На международном конкурсе была выбрана команда еврейских архитекторов Амнон Бар Ор, Лиор Ционов и Лиор Виткон. С помощью Американских друзей Умм-эль-Фахема (AFUEF) и Ближневосточного центра искусств (MECA) были собраны средства для обеспечения первой фазы проекта. [49]

В музее будут не только выставки, но и архив, в котором собраны свидетельства арабских «старейшин», ставших свидетелями конфликтов ХХ века. Устные свидетельства – от периода британского мандата до создания израильского государства и арабо-израильских войн – расшифровываются на арабском, иврите и английском языках, а также фотографируются. [48] Основанная в 2008 году, уже зарегистрировано 250 свидетельств, треть из которых с тех пор умерла. Помимо музея, здесь будут классы и аудитории для арабских израильских студентов, библиотека и кафе. [50] Существующая галерея уже начала комплектовать коллекцию для будущего музея за счет пожертвований и подарков. работы таких художников, как Фатма Абу Руми , Ассам Абу Шакра , Тайсир Баракат , Ассаф Эврон , Халид Хурани , Менаше Кадишман и Слиман Мансур Так, в его распоряжении уже находятся . Помимо современного искусства, в музее также будут представлены традиционные арабские вышивки из местного региона. [47]

По данным The Guardian , Саид Абу Шакра хочет создать таким образом «привлекательное место, способное обнимать и обогащать, устранять разрывы и соединять разные культуры. И все это в самом сердце неспокойного, измученного войной региона», где «еврейский народ [есть] шанс прикоснуться к боли, истории и культуре арабского народа» [48]

Проект должен был быть открыт в 2013 году, но он был отменен из-за нехватки бюджета, когда спонсоры из стран Персидского залива узнали, что правительство Израиля поддерживает создание музея. Абу Шакре пришлось отказаться от плана строительства нового музея. В настоящее время он пытается получить официальное признание в качестве музея в нынешнем здании галереи площадью 1700 квадратных метров. [51]

Галереи [ править ]

В 1996 году, после 25 лет службы в полиции, Саид Абу Шакра решил открыть в своем родном городе Умм-эль-Фахем первую художественную галерею в Израиле, полностью посвященную современному палестинскому искусству, — Umm el-Fahem Art Gallery . Тем не менее, помимо палестинских и арабских художников, в галерее представлены также еврейские и зарубежные художники. Действительно, когда в 1999 году Йоко Оно выставила свои работы в галерее, это заведение привлекло внимание общественности. По данным BBC , японская художница хотела «сбалансировать» выставку своих работ в Музее Израиля в Иерусалиме». Некоторые из ее работ до сих пор представлены в постоянной экспозиции галереи. [52]

Галерея проводит в основном временные выставки, посвященные широкому кругу тем, но иногда с особым акцентом на памяти и истории региона. Это соответствует начатому в 2008 году проекту архива, собирающему свидетельства палестинцев (см. проект Музея современного искусства Умм-эль-Фахем ). [49] Помимо выставок и архива, галерея предлагает симпозиумы, мероприятия и образовательные семинары по таким темам, как искусство, а также по таким деликатным вопросам, как роль женщин или детей, находящихся в группе риска. [53]

Умм-эль-Фахем, крупнейший арабский город Израиля, известен своим консервативным исламом, но Саид Абу Шакран говорит, что у него нет никаких проблем ни с кем в городе. Ни на одной из выставок не изображена нагота, и галерея приглашает на открытия своих выставок религиозных лидеров города. [52]

В 2010 году палестинский художник Ахмад Ханаан и еврейские израильские предприниматели Амир Нейман Ахувиа и Яир Ротман основали Художественный салон Яффо . [54] Первоначально запланированная как современная выставка и организованная муниципалитетом Тель-Авив-Яффо , благодаря своему успеху она превратилась в солидную галерею. Галерея расположена на старом складе в порту Яффо . С 2010 по 2011 год в галерее проходили выставки различных палестинских художников с территории Израиля, из-за пределов «зеленой линии» и из сектора Газа . [55] С 2012 года в Художественном салоне открываются выставки с участием как израильских еврейских, так и арабских художников. [56]

Ближнего Востока пределами палестинских художников на территориях за Выставки

арабском мире в Палестинские художники

Зародившись из палестинской культуры, которая кристаллизовалась в лагерях беженцев, главным образом в Ливане и Иордании , палестинские художники в арабском мире были одними из первых, кто выдвинул видение палестинского современного искусства. [1] По мере того как Палестинская автономия стала играть более важную роль в палестинском национализме , их число и влияние в сфере палестинского искусства уменьшились, а палестинские художники из диаспоры в Европе и Соединенных Штатах стали все более заметными. [1]

Одним из таких художников, чьи работы были выставлены на выставке «Сделано в Палестине» , которая гастролировала по Соединенным Штатам в 2005 году, является Мустафа Аль-Халладж . [61]

Аль-Халладж родился на территории нынешнего Израиля и известен во всем арабском мире, где его называют «самым известным художником Сирии» и «иконой современной арабской графики». [61] Аль Халладж погиб в 2002 году во время пожара в своем доме, пытаясь спасти свои произведения искусства. [61] В «Автопортрете в образе Бога, Дьявола и человека » Аль-Халладж использует ряды перекрывающихся изображений и замысловатые гравюры, на создание которых ушло 10 лет, чтобы представить «эпический пересказ истории палестинцев с 11 века до нашей эры до наших дней». " [61]

Палестинские художники в США и Европе [ править ]

Сама Альшаиби «Игра с нулевой суммой» в Лондоне Персональная выставка

Ряд выдающихся палестинских художников живут и работают за пределами арабского мира, а именно в США и Европе. Среди них следует отметить ведущих международных художников-концептуалистов Мону Хатум , которая живет в Лондоне, и Эмили Джасир , которая живет между Нью-Йорком и Рамаллой. Выдающиеся художники, такие как Джумана Эль Хусейни , Камаль Буллата и Хани Зуроб, проживают во Франции, а художник-новатор-абстракционист Самия Халаби проживает в Нью-Йорке с конца 1970-х годов. Восходящие художники новых медиа Ларисса Сансур (из Дании), Биссан Рэйф (из США и Нидерландов) и Сама Раена Альшаиби (из США); также стали одним из недавних новых имен в центре внимания палестинской диаспоры. Такие художники сыграли решающую роль в развитии и расширении современного палестинского искусства, добиваясь принятия палестинского повествования в основном мире искусства, несмотря на очевидную враждебность, противоречия и неудачи из-за явной цензуры и различных политических контекстов. Хотя тема Палестины остается для таких художников первостепенной, особенно в свете принудительного изгнания, многие представители диаспоры сохранили передовые подходы, получив признание за новые и новаторские подходы, с помощью которых они подходят к сложной истории Палестины, ее нынешней реальности, и неопределенное будущее. [ нужна ссылка ]

Коллекции [ править ]

Палестинский художественный суд – Аль-Хоаш был основан в 2004 году и открыл свою первую галерею в Восточном Иерусалиме в 2005 году. [62] Аль-Хоаш выставлял работы Хасана Хурани , Веры Тамари, Сулеймана Мансура и других. [63]

Арт-рынок [ править ]

В 2009 году Стив Сабелла исследовал ценность палестинского искусства с финансовой точки зрения в рамках своей магистерской диссертации в Институте искусств Sotheby's в Лондоне. Он проанализировал, как палестинским художникам необходимо наладить связи с культурными учреждениями и влиятельными кураторами, чтобы добиться международного признания и успеха на арт-рынке за пределами Палестины. Они стали посредниками и связующим звеном между художниками и внешним миром. [64]

По данным New York Times , коллекционеры стремятся приобрести палестинское искусство, потому что цены на него все еще сравнительно низкие и варьируются от 500 до 10 000 долларов. Яир Ротман, израильский предприниматель в сфере искусства, цитирует, что «цены уже утроились за последние три-четыре года, но еще есть возможности для роста». [65]

Известные художники [ править ]

Умайя Джуха , Тайсир Баракат , Тайсер Батниджи , [66] Абед Абди , Абу Сайме , Наджи Аль-Али , Камаль Буллата , Наср Абдель Азиз Элейан , Ибрагим Ганнам , Мустафа Аль-Халладж , Хасан Хурани , Мона Хатум , Эмили Джасир , Сари Ибрагим Хури , Биссан Рейф, Слиман Мансур , Абдул Хай Мосаллам , Исмаил Шаммут , Шариф Вакед , Хишам Зрейк , Самия Халаби , Джумана Эль-Хусейни , Сама Раена Альшаиби , Стив Сабелла , Марван Иса , [67] Набиль Анани , [68] Абдельрахман аль-Музейн , Халед Хурани , Хани Зуроб , [69] Амер Шомали , [70] Тамам аль-Ахал , Никола аль-Сайг и Лейла аль-Шава .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Таль Бен Цви (2006). «Агарь: современное палестинское искусство» (PDF) . Ассоциация Агари.
  2. ^ Ганнит Анкори (1996). Палестинское искусство . Книги реакции. ISBN  1-86189-259-4 .
  3. Изобразительное искусство. Архивировано 14 декабря 2012 г. в Wayback Machine. ИМЭУ, 14 ЯНВАРЯ 2006 ГОДА
  4. ^ «Художники-пионеры» . virtualgallery.birzeit.edu . Архивировано из оригинала 9 июня 2010 года . Проверено 7 декабря 2012 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Буллата, Камаль Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время Saqi Press, Лондон, 2009. стр. 33
  6. ^ Буллата, Камаль Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время Saqi Press, Лондон, 2009. стр. 124 - 159
  7. ^ «Посмотрите на Палестину | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 19 февраля 2020 г.
  8. ^ Буллата, Камаль Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время Saqi Press, Лондон, 2009. стр. 31
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Буллата, Камаль Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время Saqi Press, Лондон, 2009. стр. 32
  10. ^ «Творчество в осаде: художница из Газы изолирует себя» . 24 января 2015 года . Проверено 25 июня 2018 г.
  11. ^ «Художница из Газы создает 100 квадратных футов красоты, и она не сдвинется с места» . Нью-Йорк Таймс . 27 февраля 2015 г. ISSN   0362-4331 . Проверено 2 мая 2018 г.
  12. ^ Фархат, Маймана. «Об «искусстве освобождения» и революционной эстетике: интервью с Самией Халаби»
  13. ^ Буллата, Камаль Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время Saqi Press, Лондон, 2009. стр. 184-186
  14. ^ Буллата, Камаль Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время Saqi Press, Лондон, 2009. стр. 186
  15. ^ Буллата, Камаль (2001). « Асим Абу Шакра: Глаз художника и кактусовое дерево» . Журнал палестинских исследований . 30 (4): 66–82. дои : 10.1525/jps.2001.30.4.68 . JSTOR   10.1525/jps.2001.30.4.68 .
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зейдан, Камаль (2021). «Символы в традиционном и современном палестинском искусстве» (PDF) . Художественный фонд Даллула . Проверено 20 марта 2024 г.
  17. ^ Хасан, Дана; Блейбле, Сахера (2023). «Повседневное искусство сопротивления: интерпретация «пейзажей сопротивления» городскому насилию в Палестине» . Эльзевир . 101 :6. doi : 10.1016/j.polgeo.2023.102833 .
  18. ^ Абуфарха, Насер (3 июня 2008 г.). «Земля символов: кактусы, маки, апельсиновые и оливковые деревья в Палестине» . Личности . 15 (3: Ближневосточные вещи): 343–368. дои : 10.1080/10702890802073274 .
  19. ^ Фархат, Маймана (25 апреля 2007 г.). «Раскрытие тайн: палестинское искусство, 6+ и серия нарушений» . Электронная интифада . Проверено 13 апреля 2013 г.
  20. ^ Тёнджес, Эшли (2015). «Эта стена говорит: граффити и транснациональные сети в Палестине» . Иерусалим Ежеквартальный (61).
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэти, Зарур. «Палестинское искусство и возможности: сделано в Палестине, экзамен» (PDF) .
  22. ^ Халаби, Самия (2001). Искусство освобождения Палестины: палестинская живопись и скульптура во второй половине 20 века . Нью-Йорк: Паб HTTB, SA Halaby.
  23. ^ Маймана, Фархат. «Раскрытие тайн: палестинское искусство, 6+ и серия нарушений» . Электронная интифада . Проверено 13 апреля 2013 г.
  24. ^ Приядаршини, Арья; Сельское хозяйство, Суман (3 июля 2020 г.). «Восстановление палестинской истории лишения собственности посредством графики в Баддави Лейлы Абдельразак » Эйкон / Имаго 9 : 395–418. дои : 10.5209/be.73329 . ISSN   2254-8718 .
  25. ^ «Палестинский музей» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  26. ^ «Музей Бирвейтского университета» . Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  27. ^ «Фонд современного искусства Аль-Мамаль» . Архивировано из оригинала 24 июля 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  28. ^ «Палестинская ассоциация современного искусства (PACA)» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  29. ^ «Арт Палестина Интернешнл» . Архивировано из оригинала 23 апреля 2019 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  30. ^ «Международная художественная академия Палестины» . Архивировано из оригинала 9 апреля 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  31. ^ Толан, Сэнди (16 июля 2011 г.). «Пикассо приезжает в Палестину» . Аль Джазира . Проверено 18 апреля 2013 г.
  32. ^ «Кисть сильнее М16» . Экономист . 27 июня 2011 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  33. ^ Сьюзен, Коул. «Пикассо в Палестине: искусство встречается с политикой» . Теперь Торонто . Архивировано из оригинала 22 июня 2013 года . Проверено 18 апреля 2013 г.
  34. ^ Бен Цви, Таль. «Пейзажи в палестинском искусстве и израильском художественном дискурсе: случай Асима Абу Шакры» . Журнал левантийских исследований . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 марта 2014 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гальперин, Нета (23 марта 2012 г.). «Палестинское искусство процветает» . Журнал City Mouse (Тель-Авив) . Проверено 18 апреля 2013 г.
  36. ^ «Описание творчества Раафата Хаттаба» . Люди под солнцем . Проверено 18 апреля 2013 г.
  37. ^ Бен Цви, Таль. «Пейзажи в палестинском искусстве и израильском художественном дискурсе: случай Асима Абу Шакры» . Журнал левантийских исследований . 3 (2): 115. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 марта 2014 г.
  38. ^ Бен Цви, Таль. «Пейзажи в палестинском искусстве и израильском художественном дискурсе: случай Асима Абу Шакры» . Журнал левантийских исследований . 3 (2): 118. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 марта 2014 г.
  39. ^ Яхав, Галия (5 декабря 2012 г.). «Два палестинца появились в качестве гостя на арт-сцене Тель-Авива» . Гаарец .
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фельдингер, Лорен Гельфонд (7 октября 2008 г.). «Первая выставка современного арабского искусства в израильском музее» . Художественная газета . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ландо, Михал (19 сентября 2008 г.). «Между двумя культурами: в Иерусалиме прорывная выставка работ арабов-израильтян» . Еврейский форвард . Проверено 15 апреля 2013 г.
  42. ^ «Выставка в музее Герцлии» . Проверено 15 апреля 2013 г.
  43. ^ Уолдер, Орит Хассон (11 сентября 2009 г.). «Выставка палестинского искусства в музее Герцлии» . йнет . Проверено 15 апреля 2013 г.
  44. ^ «Выставка Тель-Авивского музея» . Тель-Авивский художественный музей. Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Аккаунт заблокирован» . umelfahemgallery.org .
  46. ^ Азулай, Элли Армон (13 января 2012 г.). «Далекие пейзажи» . Гаарец . Проверено 15 апреля 2013 г.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Аккаунт заблокирован» . umelfahemgallery.org .
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шервуд, Харриет (10 марта 2011 г.). «В Израиле появится первый музей арабского искусства и культуры» . Хранитель . Проверено 17 апреля 2013 г.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сайт МЕКА» . Ближневосточный центр искусств. Архивировано из оригинала 5 июля 2013 года . Проверено 17 апреля 2013 г.
  50. ^ «Сайт Друзья Умм-эль-Фахема» . Друзья Умм эль-Фахема. Архивировано из оригинала 13 февраля 2015 года . Проверено 17 апреля 2013 г.
  51. ^ Шэни Литтман. «Когда арабский музей не арабский музей?» . Гаарец . Проверено 22 августа 2016 г.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Терпение, Мартин (10 марта 2006 г.). «Израильская арабская галерея нарушает табу» . Сайт новостей BBC . Проверено 17 апреля 2013 г.
  53. ^ «Аккаунт заблокирован» . umelfahemgallery.org .
  54. ^ Дэвид, Ариэль (22 марта 2011 г.). «Диалог через искусство в Израиле» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 апреля 2013 г.
  55. ^ Боген, Амир (11 июля 2010 г.). «Палестинская галерея открывается в порту Яффо» . новости инета . Проверено 17 апреля 2013 г.
  56. ^ «сайт Яффского художественного салона» . Яффский художественный салон . Проверено 17 апреля 2013 г.
  57. ^ Кершен, Техас; Станционный музей (Хьюстон, Техас), ред. (2004). Сделано в Палестине: Музей станции, Хьюстон, Техас, май-октябрь 2003 г. Хьюстон, Техас: Паб Ineri. ISBN  978-0-9659458-1-3 .
  58. ^ «Оккупированное пространство 2008 – Искусство для Палестины» . www.newexhibitions.com . Проверено 20 мая 2024 г.
  59. ^ «Балтийский архив» . archive.baltic.art . Проверено 20 мая 2024 г.
  60. ^ Манши, Тарик (24 февраля 2024 г.). «Из Палестины с искусством: выставка в галерее P21» . Журнал «Время ванны» . Проверено 20 мая 2024 г.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джонатан Куриэль (3 апреля 2005 г.). «Неизвестное лицо палестинского искусства» . Хроникер Сан-Франциско.
  62. ^ «Об Алхоаше» . Архивировано из оригинала 3 июля 2008 года.
  63. ^ Дональд Макинтайр (13 марта 2007 г.). «Искусство из Газы и Западного берега: Галерея обеспокоенной нации – палестинский ответ Чарльзу Саатчи воплощает в жизнь неуловимую мечту о постоянном доме для его уникальной, но необъявленной коллекции» . Независимый . [ мертвая ссылка ]
  64. ^ Сабелла, Стив . «ПЕРЕСМОТР ЦЕННОСТИ ПАЛЕСТИНСКОГО ИСКУССТВА И ЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК» (PDF) . Художественный журнал «Современные практики» . VII и VIII: 80–100. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2011 года.
  65. ^ Дэвид, Ариэль (22 марта 2011 г.). «Диалог через искусство в Израиле» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 апреля 2013 г.
  66. ^ «Тайсир Батниджи» . Проверено 20 апреля 2023 г.
  67. ^ «Рендеринг беженца» . Гаарец . 6 ноября 2007 г.
  68. ^ «Ресурсы и информация набиланани» . www3.nabilanani.net . [ мертвая ссылка ]
  69. ^ «Хани Зуроб» . www.hanizurob.com .
  70. ^ «Info.com — Поиск в Интернете» . Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 26 июля 2014 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Буллата, Камаль (2012): Между выходами: картины Хани Зуроба ISBN   1907317910
  • Махул, Башир и Хон, Гордон (2013): Истоки палестинского искусства, University of Liverpool Press ISBN   9781846319525
  • Буллата, Камаль (2009): Палестинское искусство: с 1850 года по настоящее время ISBN   0-86356-648-0
  • Архив плакатов Палестины [1]
  • Халаби, Самия (2001): «Искусство освобождения Палестины: палестинская живопись и скульптура во второй половине 20-го века» ISBN   978-0-9793073-0-0
  • Фархат, Маймана (2008): «Раскрытие тайн» [2]
  • Фархат, Маймана (2012): «Об «искусстве освобождения» и революционной эстетике: интервью с Самией Халаби» [3]
  • Фархат, Маймана (2009) Художники Газы под огнем [4]
  • Слитин, Марион (2015), «Газа: когда искусство заменяет оружие», в Middle East Review, № 25, январь 2015 г.
  • Слитин Марион, (2013) «Современное палестинское искусство «за стенами». Случай Лондона», в Orient XXI, 13 декабря 2013 г. [5]
  • Слитин, Мэрион (2013), Искусство под оккупацией. Премия «Молодой художник года» [YAYA] (Палестина) – БОННЕФУА Лоран, БУРГАТ Франсуа и КАТУСС Мириам, арабская молодежь от Марокко до Йемена. Досуг, культура и политика, La Découverte, Париж, 2013 г.

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с искусством Палестины, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99009be733c3820b3c11eddecae0ce54__1716212460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/54/99009be733c3820b3c11eddecae0ce54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palestinian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)