Kazakh art

Искусство Казахстана охватывает все виды искусства, созданные на протяжении всей истории народами, проживающими на территории современного Казахстана . На протяжении большинства периодов большая часть населения Казахстана вела кочевой образ жизни или, по крайней мере, регулярно перемещалась по огромной стране. Подавляющее большинство искусства Казахстана представляет собой прикладное искусство : украшение практических предметов, включая домашнюю утварь и узорчатые сбруи, посредством таких видов искусства, как ковроткачество, гончарное дело и кожевенное дело. Искусство Казахстана также включает в себя архитектуру, изобразительное искусство и скульптуру.
Хотя современные казахи часто стремятся утвердить свой национальный характер, казахское искусство в большинстве случаев было тесно связано с более широкими художественными стилями, в частности, со скифским искусством первого тысячелетия до нашей эры и исламским искусством с 8-го века нашей эры. В XIX и XX веках русское искусство доминирующее влияние оказывало .
История
[ редактировать ]
Предыстория
[ редактировать ]Доисторические наскальные рисунки и росписи занимают видное место среди . памятников Казахстана Наскальные рисунки или петроглифы , высеченные в скале с помощью каменных или металлических инструментов, особенно распространены, а геология и формы рельефа горных хребтов страны способствовали распространению этого вида искусства. Отсутствие антропогенного воздействия на большей части территории страны привело к сохранению многих памятников, дающих богатый материал для изучения.
Самые ранние образцы искусства Казахстана относятся к палеолиту . Найденные в горах Хантау и Каратау , они имеют форму изображений животных, высеченных в скалах.
Петроглифы эпохи неолита и бронзы , найденные в Баянаульской пещере (Павлодарская область) и в ущелье Танбалы (Алматинская область) (где изображены лось, лев, охотник с луком, бык, запряженный в телегу, и корова) и на северных берегах озера Балхаш (поединок двух мужчин на саблях, рядом с которыми стоит девушка и др.) дают представление об основных занятиях и обычаях древних племен, населявших территорию современного Казахстана.
Петроглифы археологического комплекса Тамгалы , одного из древнейших и ярких памятников наскального искусства района «Семиречья» ( Жетысу , или Семиречья) близ озера Балхаш, лежат в 170 км к северо-западу от города Алматы в горах Анракай. . [1] Наскальные рисунки и гравюры были обнаружены в 1957 году археологической экспедицией Академии наук Казахстана под руководством А.Г. Максимовой. Изучение находящегося там святилища с его многочисленными наскальными рисунками началось в 1970-х и 1980-х годах. Здесь около 2000 петроглифов, большинство из которых расположены в нижней части главного ущелья и на западной стороне прилегающего ущелья.
Тематика рисунков разнообразна и включает в себя фигуры людей, животных, всадников, людей и хищных животных, охоту, сцены повседневной жизни, ритуальные танцы, солнцеголовые божества, а также многофигурные композиции, изображающие сцены людей и животных, охоты. животных и жертвоприношения быков. [2] Наиболее распространены изображения лошадей; олени, символизирующие силу и красоту в казахском искусстве; и орлы, олицетворяющие бессмертие и небо. [3] [4]
В эпоху бронзы территорию современного Казахстана заселяли люди андроновской культуры , бегазы-дандыбайской культуры на юге — . Андроновская культура перерабатывала металлические руды, в том числе золото, медь и, возможно, серебро. В некоторых районах это была крупномасштабная промышленность. [5] Хотя значительные остатки сохранились редко, очевидно, что для изготовления одежды обычно использовался текстиль, в основном шерстяной, наряду с кожей и мехом. Одежда часто богато украшалась украшениями из металла и камней. Сохранились греческие описания одежды степных кочевников железного века , а также греческие и персидские изображения родственных степных народов. [6]
Протоистория
[ редактировать ]
В первом тысячелетии до нашей эры территория современного Казахстана в районе реки Или была занята сакскими племенами, произведения искусства которых составляли часть более широкой традиции скифского искусства во всей Евразийской степи . Большинство найденных артефактов происходят из курганных курганов. Самая известная находка сакской эпохи была сделана в кургане Иссык на юго-востоке Казахстана, недалеко от города Алматы, в 1969 году. Известный как « Золотой человек », этот богатый сакский мужчина или женщина был одет в доспехи, сапоги и шляпу, украшенную множество золотых пластин, так что погребение напоминало статую из драгоценных металлов. Большая часть найденных украшений была из золота, изготовлена методами литья, штамповки, чеканки и гравировки в виде круговой скульптуры, горельефа и барельефа.
«Золотой человек» носит тюрбан с высоким козырьком, украшенный золотыми пластинами с изображением лошадей, снежных барсов, птиц и деревьев с раскидистыми кронами, а также ожерелье в виде золотого обруча с головой тигра на каждом конце. В мочке левого уха — золотая серьга с бирюзовым орнаментом. Справа на поясе свисает меч в ножнах, обтянутых красной кожей, а слева — железный кинжал в ножнах с золотыми накладками, изображающими скачущего лося и коня. На золотых пластинах по обе стороны кинжала вырезаны фигурки животных, среди них волк, лисица, горный баран, лань, лиса, змея. [7] Высокую шапку сравнивают с высоким головным убором саукеле , который сегодня является частью традиционного свадебного костюма казахских женщин. [8]
Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия «Золотого человека», первоначально экспонировались в Казахском археологическом музее в Алматы, а сейчас находятся в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан в Астане .
«Золотой человек» на крылатом леопарде стал одним из главных символов Казахстана. [9]
Множество «балбалов» или курганных стел , монолитов в форме человеческих фигур, было обнаружено на вершинах курганов или вокруг них группами.
Исламский период
[ редактировать ]
В средние века на территории современного Казахстана сменяли друг друга различные государства. Активная торговля по Великому Шелковому пути обогатила культуру жившего там народа, привнося новые художественные приемы и влияя на творчество местных художников.
На Шелковом пути города Исфиджаб , Янгикент , Суяб , Каялык-Мирки, Кулан в долинах рек Сырдарья , Талас , Чу и Или были центрами культуры, религии и торговли, обеспечивая связь между земледельческими оазисами. и кочевая степь, между Востоком и Западом.
Средневековыми центрами культуры, науки и искусства были города Отрар , Тараз , Баласагун , Сыгнак, Сауран и многие другие. Мавзолеи Бабаджи-хатун (10–11 вв.), Айша-биби (11–12 вв.), Алаш-хана (12–14 вв.), Джучи-хана (13 вв.), Козы-Корпеша и Баян-Слу ( VIII–X вв.) и башня Тамерлана (14 в.) считаются уникальными образцами архитектуры этого времени. Комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан выделяется как один из крупнейших архитектурных памятников не только Казахстана, но и Центральной Азии. Построенный по приказу Тимура (XIV век) в честь проповедника Яссави, мавзолей был построен из обожженного кирпича, облицован внутри и снаружи разноцветными сине-белыми изразцами, украшен резными элементами, изразцовыми арабскими надписями, мозаичной работой и расписная майолика . В центральном зале находится огромный котел, отлитый из сплава семи металлов, выставленный в Государственном Эрмитаже. в Санкт-Петербурге, Россия, между 1935 годом и возвращением в 1989 году. [10]
В 14 и 15 веках был достигнут большой прогресс в использовании архитектурных элементов, таких как арки, своды и купола. Средневековые строители придавали большое значение строительным материалам, и уже в то время производился кирпич и глазури примечательного качества. Особое внимание уделялось качеству кирпичей, большинство из которых имели квадратную форму с одной стороной, окрашенной в синий, белый или зеленый цвет. Такие кирпичи закладывались одновременно со строительством наружных стен. полихромная майолика В отделке стен также использовалась . В интерьерах фрески стали появляться и рельефные орнаменты. Прикладное искусство широко проявилось в строительстве мавзолеев Ходжи Ахмеда Ясави , Кок-Кэсена и Алаш-хана.
ковроткачество и гончарное дело В средние века в Казахстане среди других прикладных искусств получили распространение . Ковры с богатым узором использовались как дома в качестве украшения, так и при ношении, как защита от непогоды. [11]
Распространенными узорами, украшающими ковры, предметы домашнего обихода и кухонную утварь, были цветочные мотивы, сцены охоты, народных игр, животных и птиц. Образ коня как центральный мотив встречается по всему Казахстану, олицетворяя красоту и силу. Лошади имели большое культурное значение как средство передвижения, особенно в военное время, их приносили в жертву богам и хоронили вместе с воинами в курганах. [12]
Керамические изделия часто украшались надписями на разных языках, например, тюркском, уйгурском, согдийском. В качестве примера можно привести керамические надписи, найденные в археологическом городе Актобе , расположенном в среднем течении реки Чу. Многие надписи, найденные на этой керамике, датируются IX–XI веками. [13]
Современный период
[ редактировать ]
В Казахстане изобразительное искусство в классическом понимании берет свое начало в XIX веке и под влиянием русских художников Василия Верещагина и Николая Хлудова, которые путешествовали по Средней Азии и изображали то, что видели. Хлудов оказал особое влияние на развитие местной школы живописи, став учителем многих местных художников. Самый известный из них — Абилхан Кастеев , в честь которого был переименован Государственный музей искусств Казахстана. Среди других влиятельных художников того периода казахские учёные отмечают Сергея Калмыкова.
Казахская художественная школа полностью сформировалась к 1940-м годам и достигла расцвета в 1950-е годы. Местные живописцы, графики и скульпторы, прошедшие обучение в рамках единой советской системы художественного образования, начали активную деятельность, часто используя в своем творчестве национальные мотивы. К числу ключевых фигур сегодня относятся художники С. Айтбаев, С. Мамбаев, О. Тансыкбаев, Ж. Шарденов, М. Тельжанов, художники-графики А. Дузельханов и Э. Сидоркина, скульпторы Х. Наурызбаева и Е. Сергебаева. Казахстанское искусство.
Авангардное движение сформировалось в Казахстане в конце 1980-х годов, ставящее целью поиск свежих идей и протест против устоявшихся форм и образов в искусстве. Стали проявляться различные принципы пластического искусства, например, в сложнейших психологических композициях Б. Тюлькеева, мистических графических композициях А. Сыдыханова, пикассоподобных импровизационных композициях А. Аканаевой, хаотичных фигуративных произведениях Д. Алиева. К. Дуйсенбаев использовал принципы пластического искусства в выразительном формализме для передачи внутренних сил природы и души. Полотна К. Ахметжанова оптически соединяют цветные кусочки, создавая картину мира, отражающую окружающую действительность. Произведения А. Менлибаева и Э. Казаряна свидетельствуют о возрождении интереса к фольклору и орнаментальному стилю ряда исторических, региональных и культурных традиций.
Казахстана С момента провозглашения независимости 16 декабря 1991 года произошли кардинальные изменения во всех сферах: политической, экономической, социальной и художественной. памятник Аблай-хану Немалый вклад в утверждение идеи независимости Казахстана внес в Астане (скульптор Н. Далбай, архитектор Ш. Валиханов). Другими ориентирами современной монументальной скульптуры этого времени являются конный памятник Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову в Атырау (скульпторы Б. Абишев и Э. Сергебаев), памятник Султану Бейбарсу в Атырау (скульптор К. Какимов).Монумент Независимости в Алматы (скульпторы: А. Жумабаев и Н. Далбай, архитектор Ш. Валиханов) — особенно известный современный скульптурный и архитектурный комплекс этой эпохи. Расположенный на главной площади Алматы Монумент Независимости сочетает в себе казахское культурное наследие и традиции с универсальными элементами и стал символом государственности, а также прошлого, настоящего и будущего Казахстана. Гранитную стелу венчает статуя молодого воина, стилизованная под « Золотой Человек », с мифическим крылатым леопардом на ногах.
Казахская национальная школа живописи в 1990-е годы переживала трудные времена: государство существенно сократило бюджет на культурные программы и заказывало художникам меньше работ. Однако к концу 1990-х и началу 2000-х годов ситуация улучшилась, поскольку крупные частные и государственные компании начали оказывать покровительство признанным и молодым художникам, финансируя многочисленные художественные выставки и заказывая живописные работы. В начале 20 века несколько художников получили широкое признание и организовали свои художественные выставки по всему Казахстану, в том числе Акжана Абдалиева, Акмарал Абулхаир, Максим Ведерников, [14] Динара Дукенбаева, Ерболат Толепбай, Зейнельхан Мухамеджан, Кармине Барбаро и многие другие. [15]
Мифологическая символика занимает важное место в современном искусстве Казахстана XXI века. Это выражается, например, в визуальных поисках художников Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева «Транссибирские амазонки» (2005) и многоканальном видеоарте «Новый Шелковый путь: алгоритм выживания и надежды» (2007), а также в перформанс и фотосъемка спектакля Виктора и Елены Воробьевых «(Не)Шелковый путь» (2006). [16]
Музеи Казахстана
[ редактировать ]
В Казахстане более 170 музеев. Самый старый, Семипалатинский историко-краеведческий музей, был построен в 1883 году.
- Центральный государственный музей Казахстана
- Национальный музей Республики Казахстан
- Государственный музей искусств имени А. Кастеева
казахские художники
[ редактировать ]- Leyla Mahat
- Абильхан Кастеев
- Аиша Галимбаева
- Agimsaly Duzelkhanov
- Marina Reshetnikova
- Кармин Барбаро
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рогожинский А.Е. (01 декабря 2008 г.). «Петроглифы Казахстана и Западной Центральной Азии как часть археологического ландшафта: новые вызовы». Археология, этнология и антропология Евразии . 36 (4): 83–94. дои : 10.1016/j.aeae.2009.03.009 . ISSN 1563-0110 .
- ^ Бейсенов А.З.; Джумабекова, Г.С.; Базарбаева Г.А.; Кассеналин, А.Е. (март 2014 г.). «Мир образов в искусстве древнего населения Центрального Казахстана (1 тысячелетие до н.э.)» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 194–198. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1326 . ISSN 1877-0428 .
- ^ Толеубаев, Абдеш; Жуматаев Ринат; Баймухамедова, Дина (март 2014 г.). «Образ орла в искусстве ранних кочевников» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 240–244. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1335 . ISSN 1877-0428 .
- ^ Омаров, Гани; Байгунаков, Досбол; Сабденова, Гульмира (март 2014 г.). «Олень в искусстве железного века Центральной Азии: общие тенденции восприятия образов» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 269–272. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1341 . ISSN 1877-0428 .
- ^ Kuz'mina, 89-94
- ^ Kuz'mina, 101-105
- ^ Аманжолов А.С. (2003). История древнетюркской письменности . Алматы: Мектеп. ISBN 978-9965162046 . OCLC 53876767 .
- ^ Журнал археологии - Вождь или воительница-жрица?
- ^ Чанг, Клаудия (16 августа 2017 г.). Переосмысление доисторической Центральной Азии . дои : 10.4324/9781315173696 . ISBN 9781315173696 .
- ^ Браммелл, Пол (2011). Казахстан . Брэдт Путеводители. п. 378. ИСБН 9781841623696 .
- ^ Кенжебековна, Калшабаева Бибизия; Нагима, Сармурзина (март 2014 г.). «Некоторые особенности декоративно-прикладного искусства казахов Средней Азии» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 110–113. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1311 . ISSN 1877-0428 .
- ^ Жуматаев Ринат; Кожабекова, Жанар (март 2014 г.). «Образ лошади в наскальном искусстве средневекового Казахстана» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 157–161. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1319 . ISSN 1877-0428 .
- ^ Акимбек, Ералы; Байбугунов, Бейбит (март 2014 г.). «Надписи на керамике средневекового города Актобе» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 77–81. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1306 . ISSN 1877-0428 .
- ^ "10 современных художников Казахстана, которые достойны вашего внимания" .
- ^ "Современные художники Казахстана и их работы | NUR.KZ" . 18 February 2021.
- ^ Кудайбергенова, Диана Т. (январь 2017 г.). « Мой Шелковый путь к тебе»: Переосмысление маршрутов, дорог и географии в современном искусстве «Центральной Азии » . Журнал евразийских исследований . 8 (1): 31–43. дои : 10.1016/j.euras.2016.11.007 . ISSN 1879-3665 .