Jump to content

Kazakh art

Олень - казахская аппликация на одежду
Олень - казахская аппликация на одежду, 8-7 век до нашей эры. Скифское искусство

Искусство Казахстана охватывает все виды искусства, созданные на протяжении всей истории народами, проживающими на территории современного Казахстана . На протяжении большинства периодов большая часть населения Казахстана вела кочевой образ жизни или, по крайней мере, регулярно перемещалась по огромной стране. Подавляющее большинство искусства Казахстана представляет собой прикладное искусство : украшение практических предметов, включая домашнюю утварь и узорчатые сбруи, посредством таких видов искусства, как ковроткачество, гончарное дело и кожевенное дело. Искусство Казахстана также включает в себя архитектуру, изобразительное искусство и скульптуру.

Хотя современные казахи часто стремятся утвердить свой национальный характер, казахское искусство в большинстве случаев было тесно связано с более широкими художественными стилями, в частности, со скифским искусством первого тысячелетия до нашей эры и исламским искусством с 8-го века нашей эры. В XIX и XX веках русское искусство доминирующее влияние оказывало .

Петроглифы в Тамгалы, Казахстан.
Петроглифы в Тамгалы , Казахстан.

Предыстория

[ редактировать ]

Доисторические наскальные рисунки и росписи занимают видное место среди . памятников Казахстана Наскальные рисунки или петроглифы , высеченные в скале с помощью каменных или металлических инструментов, особенно распространены, а геология и формы рельефа горных хребтов страны способствовали распространению этого вида искусства. Отсутствие антропогенного воздействия на большей части территории страны привело к сохранению многих памятников, дающих богатый материал для изучения.

Самые ранние образцы искусства Казахстана относятся к палеолиту . Найденные в горах Хантау и Каратау , они имеют форму изображений животных, высеченных в скалах.

Петроглифы эпохи неолита и бронзы , найденные в Баянаульской пещере (Павлодарская область) и в ущелье Танбалы (Алматинская область) (где изображены лось, лев, охотник с луком, бык, запряженный в телегу, и корова) и на северных берегах озера Балхаш (поединок двух мужчин на саблях, рядом с которыми стоит девушка и др.) дают представление об основных занятиях и обычаях древних племен, населявших территорию современного Казахстана.

Петроглифы археологического комплекса Тамгалы , одного из древнейших и ярких памятников наскального искусства района «Семиречья» ( Жетысу , или Семиречья) близ озера Балхаш, лежат в 170 км к северо-западу от города Алматы в горах Анракай. . [1] Наскальные рисунки и гравюры были обнаружены в 1957 году археологической экспедицией Академии наук Казахстана под руководством А.Г. Максимовой. Изучение находящегося там святилища с его многочисленными наскальными рисунками началось в 1970-х и 1980-х годах. Здесь около 2000 петроглифов, большинство из которых расположены в нижней части главного ущелья и на западной стороне прилегающего ущелья.

Тематика рисунков разнообразна и включает в себя фигуры людей, животных, всадников, людей и хищных животных, охоту, сцены повседневной жизни, ритуальные танцы, солнцеголовые божества, а также многофигурные композиции, изображающие сцены людей и животных, охоты. животных и жертвоприношения быков. [2] Наиболее распространены изображения лошадей; олени, символизирующие силу и красоту в казахском искусстве; и орлы, олицетворяющие бессмертие и небо. [3] [4]

В эпоху бронзы территорию современного Казахстана заселяли люди андроновской культуры , бегазы-дандыбайской культуры на юге — . Андроновская культура перерабатывала металлические руды, в том числе золото, медь и, возможно, серебро. В некоторых районах это была крупномасштабная промышленность. [5] Хотя значительные остатки сохранились редко, очевидно, что для изготовления одежды обычно использовался текстиль, в основном шерстяной, наряду с кожей и мехом. Одежда часто богато украшалась украшениями из металла и камней. Сохранились греческие описания одежды степных кочевников железного века , а также греческие и персидские изображения родственных степных народов. [6]

Протоистория

[ редактировать ]
Золотой человек в Центральном государственном музее Республики Казахстан
Реплика Золотого человека в Центральном государственном музее

В первом тысячелетии до нашей эры территория современного Казахстана в районе реки Или была занята сакскими племенами, произведения искусства которых составляли часть более широкой традиции скифского искусства во всей Евразийской степи . Большинство найденных артефактов происходят из курганных курганов. Самая известная находка сакской эпохи была сделана в кургане Иссык на юго-востоке Казахстана, недалеко от города Алматы, в 1969 году. Известный как « Золотой человек », этот богатый сакский мужчина или женщина был одет в доспехи, сапоги и шляпу, украшенную множество золотых пластин, так что погребение напоминало статую из драгоценных металлов. Большая часть найденных украшений была из золота, изготовлена ​​методами литья, штамповки, чеканки и гравировки в виде круговой скульптуры, горельефа и барельефа.

«Золотой человек» носит тюрбан с высоким козырьком, украшенный золотыми пластинами с изображением лошадей, снежных барсов, птиц и деревьев с раскидистыми кронами, а также ожерелье в виде золотого обруча с головой тигра на каждом конце. В мочке левого уха — золотая серьга с бирюзовым орнаментом. Справа на поясе свисает меч в ножнах, обтянутых красной кожей, а слева — железный кинжал в ножнах с золотыми накладками, изображающими скачущего лося и коня. На золотых пластинах по обе стороны кинжала вырезаны фигурки животных, среди них волк, лисица, горный баран, лань, лиса, змея. [7] Высокую шапку сравнивают с высоким головным убором саукеле , который сегодня является частью традиционного свадебного костюма казахских женщин. [8]

Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия «Золотого человека», первоначально экспонировались в Казахском археологическом музее в Алматы, а сейчас находятся в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан в Астане .

«Золотой человек» на крылатом леопарде стал одним из главных символов Казахстана. [9]

Множество «балбалов» или курганных стел , монолитов в форме человеческих фигур, было обнаружено на вершинах курганов или вокруг них группами.

Исламский период

[ редактировать ]
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Хазрати-Туркестане, Казахстан
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави , в городе Туркестан , 1389 год.

В средние века на территории современного Казахстана сменяли друг друга различные государства. Активная торговля по Великому Шелковому пути обогатила культуру жившего там народа, привнося новые художественные приемы и влияя на творчество местных художников.

На Шелковом пути города Исфиджаб , Янгикент , Суяб , Каялык-Мирки, Кулан в долинах рек Сырдарья , Талас , Чу и Или были центрами культуры, религии и торговли, обеспечивая связь между земледельческими оазисами. и кочевая степь, между Востоком и Западом.

Средневековыми центрами культуры, науки и искусства были города Отрар , Тараз , Баласагун , Сыгнак, Сауран и многие другие. Мавзолеи Бабаджи-хатун (10–11 вв.), Айша-биби (11–12 вв.), Алаш-хана (12–14 вв.), Джучи-хана (13 вв.), Козы-Корпеша и Баян-Слу ( VIII–X вв.) и башня Тамерлана (14 в.) считаются уникальными образцами архитектуры этого времени. Комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в городе Туркестан выделяется как один из крупнейших архитектурных памятников не только Казахстана, но и Центральной Азии. Построенный по приказу Тимура (XIV век) в честь проповедника Яссави, мавзолей был построен из обожженного кирпича, облицован внутри и снаружи разноцветными сине-белыми изразцами, украшен резными элементами, изразцовыми арабскими надписями, мозаичной работой и расписная майолика . В центральном зале находится огромный котел, отлитый из сплава семи металлов, выставленный в Государственном Эрмитаже. в Санкт-Петербурге, Россия, между 1935 годом и возвращением в 1989 году. [10]

В 14 и 15 веках был достигнут большой прогресс в использовании архитектурных элементов, таких как арки, своды и купола. Средневековые строители придавали большое значение строительным материалам, и уже в то время производился кирпич и глазури примечательного качества. Особое внимание уделялось качеству кирпичей, большинство из которых имели квадратную форму с одной стороной, окрашенной в синий, белый или зеленый цвет. Такие кирпичи закладывались одновременно со строительством наружных стен. полихромная майолика В отделке стен также использовалась . В интерьерах фрески стали появляться и рельефные орнаменты. Прикладное искусство широко проявилось в строительстве мавзолеев Ходжи Ахмеда Ясави , Кок-Кэсена и Алаш-хана.

ковроткачество и гончарное дело В средние века в Казахстане среди других прикладных искусств получили распространение . Ковры с богатым узором использовались как дома в качестве украшения, так и при ношении, как защита от непогоды. [11]

Распространенными узорами, украшающими ковры, предметы домашнего обихода и кухонную утварь, были цветочные мотивы, сцены охоты, народных игр, животных и птиц. Образ коня как центральный мотив встречается по всему Казахстану, олицетворяя красоту и силу. Лошади имели большое культурное значение как средство передвижения, особенно в военное время, их приносили в жертву богам и хоронили вместе с воинами в курганах. [12]

Керамические изделия часто украшались надписями на разных языках, например, тюркском, уйгурском, согдийском. В качестве примера можно привести керамические надписи, найденные в археологическом городе Актобе , расположенном в среднем течении реки Чу. Многие надписи, найденные на этой керамике, датируются IX–XI веками. [13]

Современный период

[ редактировать ]
Большинство уличных вывесок в Астане украшены казахским орнаментом.

В Казахстане изобразительное искусство в классическом понимании берет свое начало в XIX веке и под влиянием русских художников Василия Верещагина и Николая Хлудова, которые путешествовали по Средней Азии и изображали то, что видели. Хлудов оказал особое влияние на развитие местной школы живописи, став учителем многих местных художников. Самый известный из них — Абилхан Кастеев , в честь которого был переименован Государственный музей искусств Казахстана. Среди других влиятельных художников того периода казахские учёные отмечают Сергея Калмыкова.

Казахская художественная школа полностью сформировалась к 1940-м годам и достигла расцвета в 1950-е годы. Местные живописцы, графики и скульпторы, прошедшие обучение в рамках единой советской системы художественного образования, начали активную деятельность, часто используя в своем творчестве национальные мотивы. К числу ключевых фигур сегодня относятся художники С. Айтбаев, С. Мамбаев, О. Тансыкбаев, Ж. Шарденов, М. Тельжанов, художники-графики А. Дузельханов и Э. Сидоркина, скульпторы Х. Наурызбаева и Е. Сергебаева. Казахстанское искусство.

Авангардное движение сформировалось в Казахстане в конце 1980-х годов, ставящее целью поиск свежих идей и протест против устоявшихся форм и образов в искусстве. Стали проявляться различные принципы пластического искусства, например, в сложнейших психологических композициях Б. Тюлькеева, мистических графических композициях А. Сыдыханова, пикассоподобных импровизационных композициях А. Аканаевой, хаотичных фигуративных произведениях Д. Алиева. К. Дуйсенбаев использовал принципы пластического искусства в выразительном формализме для передачи внутренних сил природы и души. Полотна К. Ахметжанова оптически соединяют цветные кусочки, создавая картину мира, отражающую окружающую действительность. Произведения А. Менлибаева и Э. Казаряна свидетельствуют о возрождении интереса к фольклору и орнаментальному стилю ряда исторических, региональных и культурных традиций.

Казахстана С момента провозглашения независимости 16 декабря 1991 года произошли кардинальные изменения во всех сферах: политической, экономической, социальной и художественной. памятник Аблай-хану Немалый вклад в утверждение идеи независимости Казахстана внес в Астане (скульптор Н. Далбай, архитектор Ш. Валиханов). Другими ориентирами современной монументальной скульптуры этого времени являются конный памятник Исатаю Тайманову и Махамбету Утемисову в Атырау (скульпторы Б. Абишев и Э. Сергебаев), памятник Султану Бейбарсу в Атырау (скульптор К. Какимов).Монумент Независимости в Алматы (скульпторы: А. Жумабаев и Н. Далбай, архитектор Ш. Валиханов) — особенно известный современный скульптурный и архитектурный комплекс этой эпохи. Расположенный на главной площади Алматы Монумент Независимости сочетает в себе казахское культурное наследие и традиции с универсальными элементами и стал символом государственности, а также прошлого, настоящего и будущего Казахстана. Гранитную стелу венчает статуя молодого воина, стилизованная под « Золотой Человек », с мифическим крылатым леопардом на ногах.

Казахская национальная школа живописи в 1990-е годы переживала трудные времена: государство существенно сократило бюджет на культурные программы и заказывало художникам меньше работ. Однако к концу 1990-х и началу 2000-х годов ситуация улучшилась, поскольку крупные частные и государственные компании начали оказывать покровительство признанным и молодым художникам, финансируя многочисленные художественные выставки и заказывая живописные работы. В начале 20 века несколько художников получили широкое признание и организовали свои художественные выставки по всему Казахстану, в том числе Акжана Абдалиева, Акмарал Абулхаир, Максим Ведерников, [14] Динара Дукенбаева, Ерболат Толепбай, Зейнельхан Мухамеджан, Кармине Барбаро и многие другие. [15]

Мифологическая символика занимает важное место в современном искусстве Казахстана XXI века. Это выражается, например, в визуальных поисках художников Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева «Транссибирские амазонки» (2005) и многоканальном видеоарте «Новый Шелковый путь: алгоритм выживания и надежды» (2007), а также в перформанс и фотосъемка спектакля Виктора и Елены Воробьевых «(Не)Шелковый путь» (2006). [16]

Музеи Казахстана

[ редактировать ]
Центральный государственный музей Республики Казахстан
Центральный государственный музей Республики Казахстан

В Казахстане более 170 музеев. Самый старый, Семипалатинский историко-краеведческий музей, был построен в 1883 году.

казахские художники

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рогожинский А.Е. (01 декабря 2008 г.). «Петроглифы Казахстана и Западной Центральной Азии как часть археологического ландшафта: новые вызовы». Археология, этнология и антропология Евразии . 36 (4): 83–94. дои : 10.1016/j.aeae.2009.03.009 . ISSN   1563-0110 .
  2. ^ Бейсенов А.З.; Джумабекова, Г.С.; Базарбаева Г.А.; Кассеналин, А.Е. (март 2014 г.). «Мир образов в искусстве древнего населения Центрального Казахстана (1 тысячелетие до н.э.)» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 194–198. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1326 . ISSN   1877-0428 .
  3. ^ Толеубаев, Абдеш; Жуматаев Ринат; Баймухамедова, Дина (март 2014 г.). «Образ орла в искусстве ранних кочевников» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 240–244. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1335 . ISSN   1877-0428 .
  4. ^ Омаров, Гани; Байгунаков, Досбол; Сабденова, Гульмира (март 2014 г.). «Олень в искусстве железного века Центральной Азии: общие тенденции восприятия образов» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 269–272. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1341 . ISSN   1877-0428 .
  5. ^ Kuz'mina, 89-94
  6. ^ Kuz'mina, 101-105
  7. ^ Аманжолов А.С. (2003). История древнетюркской письменности . Алматы: Мектеп. ISBN  978-9965162046 . OCLC   53876767 .
  8. ^ Журнал археологии - Вождь или воительница-жрица?
  9. ^ Чанг, Клаудия (16 августа 2017 г.). Переосмысление доисторической Центральной Азии . дои : 10.4324/9781315173696 . ISBN  9781315173696 .
  10. ^ Браммелл, Пол (2011). Казахстан . Брэдт Путеводители. п. 378. ИСБН  9781841623696 .
  11. ^ Кенжебековна, Калшабаева Бибизия; Нагима, Сармурзина (март 2014 г.). «Некоторые особенности декоративно-прикладного искусства казахов Средней Азии» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 110–113. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1311 . ISSN   1877-0428 .
  12. ^ Жуматаев Ринат; Кожабекова, Жанар (март 2014 г.). «Образ лошади в наскальном искусстве средневекового Казахстана» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 157–161. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1319 . ISSN   1877-0428 .
  13. ^ Акимбек, Ералы; Байбугунов, Бейбит (март 2014 г.). «Надписи на керамике средневекового города Актобе» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 122 : 77–81. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1306 . ISSN   1877-0428 .
  14. ^ "10 современных художников Казахстана, которые достойны вашего внимания" .
  15. ^ "Современные художники Казахстана и их работы | NUR.KZ" . 18 February 2021.
  16. ^ Кудайбергенова, Диана Т. (январь 2017 г.). « Мой Шелковый путь к тебе»: Переосмысление маршрутов, дорог и географии в современном искусстве «Центральной Азии » . Журнал евразийских исследований . 8 (1): 31–43. дои : 10.1016/j.euras.2016.11.007 . ISSN   1879-3665 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a82be03477d9885b31a5f9ea034bd6d4__1722462060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/d4/a82be03477d9885b31a5f9ea034bd6d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kazakh art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)