Jump to content

Шведское искусство

(Перенаправлено из «Искусство Швеции »)
Деталь камня Рамсунда Сигурда , ок. 1030
Завтрак Карла Ларссона под большой березой , 1896 год.

Шведское искусство — это изобразительное искусство, созданное в Швеции или шведскими художниками. Швеция существовала как страна более 1000 лет, и до этого, а также во многие последующие периоды шведское искусство обычно рассматривалось как часть более широкого искусства Скандинавии северного . На него, особенно примерно с 1100 года, сильное влияние оказали более широкие тенденции в европейском искусстве. После Второй мировой войны влияние США существенно усилилось. Благодаря щедрым субсидиям на искусство современное шведское искусство производит большое количество произведений на душу населения.

Хотя Швеция обычно не является крупным центром производства произведений искусства или экспортером произведений искусства, она относительно успешно сохраняет свое искусство; в частности, относительно мягкий характер шведской Реформации и отсутствие последующей обширной перестройки и косметического ремонта церквей привели к тому, что, как и в других скандинавских странах, в Швеции сохранились необычайно богатые средневековые церковные росписи и принадлежности. Одним из периодов, когда нордическое искусство оказало сильное влияние на остальную часть Северной Европы, был период искусства викингов , и здесь сохранилось множество сохранившихся памятников, как в виде каменных памятников, оставленных нетронутыми в сельской местности, так и в предметах, раскопанных в наше время.

Реформация сильно разрушила шведские художественные традиции и оставила существующую группу художников и скульпторов без крупных рынков сбыта. Требования двора и аристократии в основном касались портретов, обычно написанных импортными художниками, и только в конце 17 или 18 века большое количество шведов обучалось современным стилям. Политический успех династии Васа привел к значительному возрождению, выраженному в «стиле Густавана», который снова имел некоторое влияние на соседние страны.

Среди известных шведских художников Джон Бауэр , Хильма аф Клинт , Карл Миллес , Андерс Цорн , Карл Ларссон и Карл Эльд .

Доисторическое искусство

[ редактировать ]
Доисторические петроглифы в Тануме

Когда ледниковый период закончился, Скандинавский полуостров с юга был заселен охотниками и собирателями. Искусство, сохранившееся с того периода, представляет собой выражение каменного века , оно простое и отражает доступный материал. Лишь по-настоящему устойчивые формы искусства пережили разрушительное воздействие времени: петроглифы таким выражением являются . Самые ранние наскальные рисунки в виде символов, знаков и изображений высечены в обнажениях скал и валунах. Их начали производить около 7000 г. до н. э. Швеция имеет одну из крупнейших концентраций петроглифов с местным центром в муниципалитете Танум в провинции Бохуслен .

В эпоху бронзы создавался спиральный орнамент в стиле, существовавшем в Дании . [1] Примерно с 400 г. н.э. началось развитие скандинавского животного орнамента, необычайно богатого и творческого стиля, достигшего своего пика в VII веке с так называемым стилем Венделя. вновь получили расцвет Животные орнаменты на рунических камнях . Рунные камни, некоторые из которых весьма показательны и поэтому называются «блоками изображений», были добавлены примерно между 200 г. н.э. и 1130 г., а расцвет пришелся на период 980–1100 гг. Как вид искусства, рунический камень характерен для скандинавской культуры. Швеция лидирует по количеству рунических камней – в общей сложности 2800 надписей. Примерно 85% всех выявленных блоков находились в Швеции. [2] Камни изначально были расписаны и дополнены текстом с орнаментом и стилизованными буквами. Их можно разделить на семь разных стилей. [3] Некоторые из первых известных создателей изображений в Швеции на самом деле были резчиками по рунам.

Швеция, особенно юг страны, также участвовала в искусстве эпохи викингов , наряду с остальной Скандинавией.

Средневековое и готическое искусство

[ редактировать ]
Эту картину Альбертуса Пиктора можно увидеть в церкви Херкеберга (ок. 1480 г.).

С приходом христианства появилась новая иконография, первоначально утвердившаяся в церквях, особенно в виде купелей , крестов и религиозных скульптур. По данным Шведского исторического музея , ни одна другая страна не имеет такой богатой и всеобъемлющей коллекции средневекового литургического искусства. [4] Самое раннее искусство, созданное для церквей, было романского стиля. Сюда также входили ткани и изделия из золота. С 12-го века Готланд был центром скульпторов, таких как Маджестатис и Византий , художников, известных под более поздними именами . Мадонна Виклау , одна из наиболее хорошо сохранившихся деревянных скульптур XII века в Европе, была изготовлена ​​в мастерской на Готланде, которая также производила кресты. [5]

Готический стиль пришел в Швецию во второй половине 13 века. Линчепингский собор построен в стиле английской готики и украшен богато украшенными скульптурами. Другие работы этого периода демонстрируют французское влияние, например, триумфальный крест из церкви Оя на Готланде и статуя Святого Эрика в церкви Рослагс-Бро в Уппланде. Однако большая часть художественных влияний того времени передавалась через современную Германию. Помимо деревянной и каменной скульптуры, в Швеции сохранилось большое количество декоративных церковных фресок. Эти картины, украшавшие своды и стены церквей, сохранились в большом количестве, особенно в Скании и Уппланде . Визуальные повествования получили распространение в церквях центральной Швеции в конце 15 века благодаря таким мастерам, как Нильс Хоканссон и Альбертус Пиктор . Мотивы в этот период часто были религиозными или мифическими. Есть в Швеции и готические монументальные росписи по дереву. [1] В Швеции также имеется самое большое количество сохранившихся средневековых витражей в странах Северной Европы, большая часть которых сохранилась в церквях Готланда . Современником Альберта Пиктора является знаменитая скульптура Святого Георгия и Дракона в Большой церкви Стокгольма. [6] Его создал художник и скульптор немецкого происхождения Бернт Нотке , один из самых влиятельных североевропейских художников позднего средневековья. [7] Нотке, периодически живший в Швеции, был очень продуктивен и имел большое влияние благодаря своему интенсивному экспрессионистическому стилю. [8]

Искусство Возрождения и Барокко

[ редактировать ]
Копия XVII века с » Урбана Ларссона , « Ведерсолтавлана старейшего известного изображения Стокгольма. Картину можно увидеть в Сторкиркане.

Период искусства Васа состоял в основном из портретов принцев, написанных иностранными художниками, работавшими в Швеции. Урбан Ларссон с его Vädersoltavla Исключением был 1535 года в Большой церкви Стокгольма. Он один из немногих известных шведских художников периода Васа и эпохи Возрождения. [6]

Давид Клёкер Эренстраль нарисовал этот портрет Георга Штирнхильма (1663 г.).
работы Александра Рослина Портрет Густава III (1777 г.)

Помпезность, радость и декоративность появились в 17 веке. Великая держава – в течение первых нескольких десятилетий 17 и 18 веков – была великим временем для архитектуры. Построенное множество замков, особняков и церквей, таких как Королевский дворец, означало, что художников вызывали из-за границы. Эти иностранные художники воспитали новые поколения шведских художников. Более значительные коллекции произведений искусства были приобретены за счет военных трофеев. Одним из известных художников был придворный художник Давид Клёкер Эренстраль . [6] Эренстраль также был портретистом и художником-анималистом и работал с дворцом Дротнингхольм вместе с Йоханом Сильвиусом. Эрик Дальберг изобразил эпоху сверхдержавы Швеции в великом произведении Suecia Antiqua et Hodierna . Другими художниками были Дэвид фон Крафт , Михаэль Даль . [1]

Рококо и стиль Густава.

[ редактировать ]

Свобода и период Густава стали крупным культурным бумом в Швеции. В это время рококо . исходным стилем был [ нужны разъяснения ] Будущие портреты сделали его всемирно известным в шведской живописи. [1] В этот период многие шведские художники переехали в континентальную Европу. Представителем рококо был Густав Лундберг . Его техника долгое время доминировала в шведском портретном искусстве, и он представлен в Лувре, Национальном музее и Академии художеств. французский художник Гийом Тараваль Для украшения Королевского дворца был приглашен . Вместе с Карлом Хорлеманом он пропагандировал новый непринужденный стиль. Ведущим художником стиля был Жан Эрик Рен , ученик Хорлемана, работавший ремесленником, архитектором и художником.

Александр Рослин черпал вдохновение из Франции и создал множество очень чувствительных портретов лучших личностей той эпохи. Некоторые портреты Рослин являются одними из наиболее воспроизводимых того периода. Большое значение имел также Карл Густав Пило , который стал придворным художником в Дании. Пило вдохновлялся как венецианскими художниками, так и голландцем Рембрандтом ван Рейном . Однако Пило вернулся в Швецию и затем написал великое произведение «Коронация Густава III» в Стокгольмском соборе. [1]

Другими выдающимися именами были Йохан Паш , Пер Краффт Старший , Петер Адольф Холл , Пер Хиллестрём и, что, возможно, наиболее важно, Йохан Тобиас Сергель . Со временем, примерно с 1770 года, на смену рококо в Швеции пришел период Густава. Говорят, что шведский неоклассицизм зародился примерно в 1785 году. Густавианский период характеризовался как французским, так и английским влиянием.

После смерти Густава III в шведском искусстве наступил период застоя. особенно процветала крестьянская живопись, Даларна и Хельсингланд с живописью и лошадьми Дала . С другой стороны, в это время [ нужны разъяснения ] Крестьянская живопись стала главным источником вдохновения для художника XVIII века Карла Ларссона . Готика и неоклассицизм были стилями искусства на протяжении нескольких десятилетий, включая таких художников, как скульптор Бенгт Фогельберг . [6] Фогельберг, вдохновленный датским скульптором Бертелем Торвальдсеном , создал мощные статуи скандинавских божеств и исторических личностей.

стиль Карла Йохана

[ редактировать ]

С середины XIX века и несколько десятилетий спустя на сцене доминировали картины природы с Маркусом Ларссоном во главе . Художниками, указавшими на что-то новое, были Эгрон Лундгрен и Карл Фредрик Хилл . Хилл стал одним из выдающихся шведских художников-пейзажистов, поскольку его взгляды отражали его личность и часто выражали отчаяние и тьму. Эгрон Лундберг развивал акварельное искусство, много путешествуя по Европе и Азии, и рисовал свои находки. В этот период также широко создавалась историческая живопись, в том числе такие художники, как Карл Густав Хеллквист и Густав Седерстрем . [6] Другим художником был Август Мальмстрём , создавший исторические и романтические произведения природы и проиллюстрировавший множество сказок.

Романтизм и натурализм

[ редактировать ]

С международной точки зрения, шведское искусство томилось в безвестности до конца 19 века, когда ряд шведских художников привлекли внимание за пределами Швеции. Особенно 1880-е годы и последующие два десятилетия были периодами величия шведского искусства. Пожалуй, лучшим художником из них является живописец, скульптор и гравер Андерс Цорн . Цорн был чрезвычайно талантливым художником маслом с очень точным, но свободным стилем.

Андерса Цорна , Летний танец 1897 год.

Андерс Цорн писал пейзажи и людей и известен своими обнаженными этюдами холмов Даларны . [ нужны разъяснения ] Цорн также был озабочен изображением крестьянской жизни в своей родной провинции Даларна. Амалия Линдегрен также создавала прославленные сцены шведского крестьянства и народа. Цорн считался одним из выдающихся художников Европы конца 19 века и написал множество портретов современных знаменитостей. [9] Некоторые известные работы - «Нимфа любви» (1883 г.), «Прайм» (1888 г.), «Танец в летнюю ночь» (1897 г.), «Президент Гровер Кливленд» (1899 г.) и «Батинг-Хиллз» (1906 г.). Работы Цорна выставлены в Музее Орсе в Париже и в Белом доме , а его работы входят в число самых ценных среди всех шведских художников.

Еще одно громкое имя этого поколения — Карл Ларссон . Ларссон, как и Цорн, появился в Даларне и является одним из самых любимых шведских художников. Ларссон писал преимущественно акварелью, и его мотивы встречались в повседневной жизни: он часто изображал свою семью и их дом в Сундборне. Его стиль воздушный, очень легкий и отличается умелым взаимодействием поверхностей и линий. Ларссон создал фрески и настенные росписи, такие как « Мидвинтерблот » и несколько других фресок в Национальном музее в Стокгольме. Ларссон стал очень известен в Германии благодаря художественной книге «Дом» изданной там . Еще одним художником, добившимся большой популярности, был Бруно Лильефорс, создавший очень точные картины природы и животных в движении.

Ричарда Берга » «Скандинавский летний вечер , 1899–1900 гг.

Двумя художниками с большими стилистическими способностями были Эжен Янссон и Эрнст Джозефсон . Черпая стилистическое вдохновение у Ван Гога , картины Янссон часто представляют собой геометрически простые крупные формы, спокойные стокгольмские мотивы, а также мощные гомоэротические мужские фигуры. Джозефссон более разнообразен и известен своими мастерскими портретами маслом. Он стал источником вдохновения для позднего модернизма. Портретная живопись была также развита Ричардом Бергом и Нильсом Крюгером . Значительное развитие произошло в 1885 году с появлением группы художников « Оппонтерна » («Противники»), которая хотела возродить шведскую живопись и собрала многие из этих имен. Несколько лет спустя, в 1890-х годах, Берг и Крюгер основали школу Варберга [ sv ] вместе с Карлом Нордстремом . Они выступили против реалистичного пейзажного стиля и были вдохновлены Полем Гогеном . [10] Особенно Нордстрема вдохновляли французские импрессионисты. Близким другом Нордстрема был автор и универсальный гений Августа Стриндберга . Даже Стриндберг был выдающимся шведским художником того периода. В этот период также стал заметным появление женщин-художников, таких как Ева Боннье и Ханна Паули , которые черпали вдохновение у Рембрандта и других. [6]

Модернизм и экспрессионизм

[ редактировать ]

Модернизм начал проникать в шведское искусство с Акселем Тёрнеманом , а затем с De unga [ sv ] («Молодые», также известные как 1909 års män года»), представлявшей собой группу молодых художников-мужчин, в основном из , «Люди 1909 Школа Konstnärsförbundets . Более абстрактные формы были представлены Хильмой аф Клинт , Нильсом фон Дарделем и Гёстой Адрианом Нильссоном . [6]

Середина 1920-х годов и несколько десятилетий после этого характеризовались сюрреализмом, Хальмстадской группой , и экспрессионизмом, в который входят реалисты Гетеборгской школы Свен Эрикссон и Брор Хьорт , как Олле Бертлинг . , а также строгий формалистический, абстрактный минимализм таких художников ] . [6] Среди скульпторов того периода — Карл Эльд и Карл Миллес . Оба оказали большое влияние, и последний, пожалуй, самый известный шведский скульптор всех времен. Из того же поколения скульпторов вышел скульптор-самоучка по дереву и художник-реалист Аксель Петерссон Дедерхультарн .

После Второй мировой войны шведское искусство переживало своего рода бум, и появилось множество художников. С появлением в 1947 году новой демократической идеи о том, что искусство предназначено для всех, популярные движения, продвигающие искусство, в тот же период также создали множество художественных организаций по всей стране. Среди радикалов 1930-х годов, таких как художник Альбин Амелин и художник-график и художник-монументалист Торстен Биллман , работа продолжала приносить образы трудящимся. Торстен Биллман также достиг новых групп благодаря своим литературным иллюстрациям. В 1950-х годах появились экспрессионисты, такие как Торстен Ренквист [ sv ] и более неформальные художники, такие как Руне Янссон (художник) [ sv ] и Эдди Фигге [ sv ] . [6]

В начале 1960-х годов шведское искусство было возрождено такими художниками-графиками, как Филип фон Шанц [ sv ] и Нильс Г. Стенквист [ sv ] . [6]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Остби, Лейф и Фроде Эрнст Хаверкамп (2009). «Швеция – искусство» . Большая норвежская энциклопедия.
  2. ^ nordiska.uu.se
  3. ^ Граслунд, Анн-Софи (2006). Датировка шведских рунических камней эпохи викингов по стилистическим признакам , Руны и их тайны: исследования по рунологии. ISBN   978-87-635-0627-4
  4. ^ «Церковь – центр жизни – Историческая» . www.historiska.se (на шведском языке). Шведский исторический музей . 31 января 2007 года . Проверено 15 января 2015 г.
  5. ^ "Виклау кырка" [Церковь Виклау] (PDF) . Церковь Швеции . Проверено 30 июня 2020 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Хиллман, 1993 г.
  7. ^ Национальная энциклопедия: Бернт Нотке
  8. ^ Британская энциклопедия: Бернт Нотке
  9. ^ Safran-Arts.com: Андерс Леонард Цорн
  10. ^ «Школа Колонии художников Варберг» . Музей истории культуры Халланда . Проверено 8 июня 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d061f8f25a975af999b4e8503df906c__1705086720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/6c/4d061f8f25a975af999b4e8503df906c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swedish art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)