Jump to content

Католическая церковь в Швеции


Католическая церковь в Швеции
Шведский : Католическая церковь в Швеции
Классификация Католик
Ориентация латинский
Писание Библия
Теология Католическое богословие
Политика епископальный
Управление Конференция скандинавских епископов
Структура епархия
Папа Римский Фрэнсис
Епископ Кардинал Андерс Арборелиус
Апостольский нунций Джеймс Грин
Область Швеция
Язык шведский , английский , латынь
Основатель Св. Ансгар
Источник Около 826 [1]
1594-1599 де-факто восстановлен королем Швеции Сигизмундом.
1781 г. официально восстановлен как апостольский викариат .
Разделения Церковь Швеции
Члены Около 125 000 зарегистрированных участников
(около 150 000 неофициально) [2]
Официальный сайт Католическая церковь в Швеции (английский)

Католическая церковь в Швеции является частью всемирной католической церкви, в общении с Папой Римским находящейся . Он был основан архиепископом Ансгаром в Бирке в 829 году и получил дальнейшее развитие в результате христианизации Швеции в 9 веке. Король Улоф Скётконунг (ок. 970–1021) считается первым христианским королем Швеции.

В средние века континентальная культура , философия и наука распространились в Швецию через католическую церковь , которая также основала школы , Уппсальский университет , больницы , а также монастыри и женские монастыри . Некоторые представители церкви также стали важными игроками за пределами религиозной сферы.

Реформация в Швеции началась в 1527 году, когда король Густав Васа и его риксдаг Вестероса нарушили полное общение шведской церкви с Римом , сделав ее политически подчинённой королевству. Споры о состоянии католицизма в шведской церкви продолжались до правления короля Иоанна III (1568–1592) и католического короля Польши и Швеции Сигизмунда (1592–1599).

На Уппсальском Синоде в 1593 году, под влиянием герцога и будущего короля Швеции Карла IX , шведская церковь наконец стала лютеранской государственной церковью , что было подтверждено победой Карла в его войне против своего католического предшественника в 1599 году. Правительственный антикатолицизм был введенные в Швеции, включая депортацию и смертную казнь католиков с 1599 по 1781 год.

Ограниченные посещения отдельных иностранных католиков в Швеции были декриминализированы Законом о толерантности , введенным в 1781 году королем Швеции Густавом III . Обращение шведских граждан в католическую церковь было декриминализировано в 1860 году . В 1951 году шведским гражданам разрешили выйти из лютеранской церкви Швеции. В 1977 году был отменен последний законодательный запрет на католические монастыри в Швеции. Тем не менее, согласно Акту о наследовании шведского престола , только законные потомки лютеран, выросшие в Швеции, в настоящее время имеют право стать монархом и, следовательно, главой государства Швеции.

С 1953 года Католическая церковь в Швеции официально представлена ​​Стокгольмской епархией , охватывающей всю страну, насчитывающей около 106 873 зарегистрированных членов (2013 г.), а по неофициальным оценкам всего в стране проживает около 150 000 католиков. Большинство из них имеют иммигрантское происхождение, тогда как другие являются новообращенными коренными шведами.

Санкта Мария и Розенгорд — католическая церковь в Розенгорде , Мальмё.

21 мая 2017 года Папа Франциск впервые назначил епископа Андерса Арборелиуса , ординария Стокгольма, кардиналом, впервые для Католической церкви в Швеции. [3]

Когда в 2000 году шведское государство предоставило юридический статус «зарегистрированным конфессиям», а ассоциации, которые до этого момента организовывали католическую церковь в Швеции, прекратили свое существование, церковь потеряла право на обычное название. Руководство епархии считало само собой разумеющимся, что это название Католическая церковь, и что они никогда не обращались за юридическим патентованием названия. Несколько более мелких конфессий, в том числе Либеральная католическая церковь и Старая католическая церковь , выступили против этого, назвав себя «Католической церковью». Решение было аналогично Соединенному Королевству , где слово « римско-католический » уже давно используется для устранения двусмысленности от высокого церковного движения Англиканской церкви , которое называет себя « англо-католиками ». [4] Таким образом, церковь теперь зарегистрирована в соответствии со шведским законодательством как «Римско-католическая церковь» ( по-шведски : «Romersk-katolska kyrkan»).

Католическая церковь была официальной церковью Швеции со времен средневековья до протестантской Реформации в 16 веке, когда король Густав I разорвал отношения с Римом. Шведская церковь стала лютеранской на Упсальском синоде в 1593 году, когда она приняла Аугсбургское исповедание , которого придерживается большинство лютеран.

В 1654 году Кристина, королева Швеции, вызвала большой скандал, когда отреклась от престола и приняла католицизм. Она одна из немногих женщин, похороненных в гроте Ватикана .

В 1770-х годах видный либерал Андерс Хидениус , сам лютеранский священник, убедил короля Густава III легализовать иммиграцию католиков (а также евреев ) в Швецию. Однако лютеранская церковь оставалась единственной легальной церковью в Швеции до середины XIX века, когда были разрешены другие церкви. [ сомнительно обсудить ] Лютеранская церковь оставалась государственной церковью до 2000 года.

Апостольский викариат Северных миссий (около 829–1104 гг.)

[ редактировать ]
Памятник Кресту Ансгара в Бирке (2008 г.).

Когда в 829 году императора Людовика Благочестивого посетили два посланника шведского короля и сообщили, что некоторые на их родине готовы обратиться в христианскую веру, он назначил архиепископа Ансгара для этой миссии . Ансгар и его помощник монах Витмар следовали за ним с обозом купцов, но на полпути были атакованы викингами , и им пришлось добираться до Бирки пешком.

Архиепископ Ансгар, которого иногда называют «Апостолом Севера», прибыл в город Бирка на острове на озере Меларен в 829 году из Бременского архиепископства и основал якобы первый христианский приход в Швеции. Среди членов был Херигар , очевидно, первый задокументированный швед-христианин. Однако находки на христианском кладбище в Варнхеме , датированные IX веком, указывают на то, что христианство могло прийти раньше Ансгара. [5] [6] Кроме того, вполне вероятно, что до этого времени Швецию населяли рабы-христиане и другие иностранцы.

Шведским королем в это время был Бьёрн, по словам Виты Ансгари , возможно, Бьёрн в Хауги .

После этого христианство медленно росло в Швеции с 9 века до конца 11 века за счет людей, которые соприкасались с христианством в других странах, а также через миссионеров из Священной Римской империи и Англии .

Гёталанд , по-видимому, был обращен в христианство раньше Свеланда .

Первым значительным признаком того, что христианство утвердилось в более широком масштабе, было крещение короля Улофа Скётконунгса около 1008 года.

Святая Бриджит .

По словам Адама Бременского был предъявлен ультиматум , Улофу Скётконунгу на тинге в Уппсале : если он уважает веру языческой нордической мифологии и ритуалы блота в храме Упсалы , он должен выбрать одно графство, которое станет христианским. Он выбрал Вестергётланд отвечало за апостольское викариатство северных миссий, была основана Скараская епархия , первый епископ которой был назначен в 1014 году: Тургот Скара , и в сотрудничестве с Бременским архиепископством, которое (умер около 1030 года).

Церковная провинция Лунд (1104–1164 гг.)

[ редактировать ]

В папском документе 1120 года упоминаются Скара, Лиунга Каупинга ( Линчепинг ), Туна ( Эскильстуна ), Стренгнес , Сигтуна и Ароза ( Вестерос или, возможно, Остра Арос/Уппсала), все по мнению епископа . [7] Позже, в 12 веке, также Векшё и Або . Кроме того, Сигтуна была переведена в Упсалу . Епархии с 1104 года подчинялись Лундской архиепархии , которая тогда была датской .

В XII и XIII веках по всей Швеции было создано несколько религиозных орденов. Альвастра , Нидала и Варнем Аббатства были основаны цистерцианцами . Доминиканцы в и францисканцы открыли монастыри, частности, в Висбю и Скаре.

Церковная провинция Уппсала (1164–1557 гг.)

[ редактировать ]
Монастырь черных монахов в Стокгольме , как показано в Vädersolstavlan (1535 г.).

В 1164 году Швеции была предоставлена ​​собственная церковная провинция с резиденцией архиепископа в Уппсале . Однако церковная провинция Швеция по-прежнему формально оставалась под властью Лунда до протестантской Реформации . [8]

Самой важной фигурой церкви в Швеции в 14 веке была Бриджит Шведская . Ее явления получили большую известность как духовно, так и политически во всей Европе . Ей удалось добиться того, чтобы папа признал учреждение ордена Бриджиттин , и был основан монастырь Вадстена .

Средневековье также подарило католической церкви Швеции несколько святых. Некоторые из них до сих пор отмечаются в католической церкви Швеции. Некоторые из них, помимо Бриджит, - это Зигфрид из Швеции и Елена из Скёвде , но существовали также местные культы, например, Екатерины Вадстены , Нильса Херманссона , Ингрид из Скеннинге и Бринольфа из Скара . Смотрите также: Список шведских святых .

Протестантская Реформация (16 век)

[ редактировать ]

В 16 веке король Густав Васа разорвал отношения с Папой , как и несколько североевропейских монархий. В основе этого процесса лежала критика католицизма реформаторами, но он также был обусловлен более широким социальным контекстом, включая попытки создать централизованное военное государство под более мощным королевским контролем.

Библия Густава Васы .

Таким образом, разрыв с католической церковью и отчасти с ее учениями был вызван частично политическими/экономическими причинами, частично богословской реформацией. Что касается первого, то конфликт возник прежде всего в риксдаге Вестероса в 1527 году и в разрыве с папой в результате отмены канонического права в 1536 году при короле Густаве Васе .

Однако эти изменения не означали, что в 16 веке в Швеции больше не было католиков. Естественно, было немало тех, кто во время и после протестантской Реформации не так легко поменял свою лояльность, но не пожелал покидать страну. На протяжении всей современной эпохи иммигранты прибывали из католических стран, которые лишь неохотно исповедовали лютеранство, хотя некоторых из них можно было бы назвать скрытыми католиками .

Католические власти нелегально отправили своих представителей в страну и обучили шведов стать католическими прелатами за пределами Швеции, несмотря на то, что они не могли легально вернуться.

Произошли исключения из Реформации. Правление короля Иоанна III и его сына короля Сигизмунда и шведско-польский союз 1594–1599 гг.

Король Иоанн III попытался облегчить ситуацию. Он пригласил норвежского иезуита Лаврентия Николая , который действовал в Швеции в 1576–1580 годах. Позже прибыли еще два иезуита, действовавшие в колледже Collegium regium Stockholmense на Риддархольмене в Стокгольме . Иоанн III участвовал в католической евхаристии и вел обширный диалог со Святым Престолом в Риме о возвращении шведов в католицизм, но эти попытки потерпели неудачу. Тем не менее, его дочь вышла замуж за католичка.

После Реформации католической церкви потребовалось много времени, чтобы вернуться в Швецию. Католическое духовенство присутствовало в некоторых католических посольствах, но их влияние по понятным причинам оставалось ограниченным; Швеция объявила католицизм уголовным преступлением.

Уппсальский синод 1593 г.

[ редактировать ]
оскорбляет труп Класа Эрикссона Флеминга в присутствии вдовствующей наместницы Або Эббы Стенбок Карл IX ) впоследствии король Регент герцог Карл ( после победы в войне против Сигизмунда . Альберта Эдельфельта , 1878 год. Картина

После смерти короля Иоанна III в 1592 году герцог Карл исполняющим обязанности регента был назначен (швед. riksföreståndare ). В то же время идеи Реформации были признаны вместе с созданием национальной церкви в Швеции во время Уппсальского синода в 1593 году. На этом этапе разрыв с папством был окончательно подтвержден. В то время в Швеции политика была религией, а религия была политикой, поэтому это решение могло быть воспринято как провокационная позиция претендента на престол герцога против будущего короля Сигизмунда и его сторонников, что в конечном итоге привело к войне против Сигизмунда .

Король Сигизмунд и шведско-польский союз 1592–1599 гг.

[ редактировать ]
Король Польши и Швеции Сигизмунд попытался объединить две страны в одно католическое королевство.

В связи с восхождением на престол короля Сигизмунда III и учреждением шведско-польского союза 1594–1599 годов протестантская Реформация была остановлена ​​и разрешена свобода вероисповедания . В этот период католики снова были назначены на государственные должности, а изгнанным католикам было предоставлено право на возвращение или поселение.

Законно закрепленный антикатолицизм 1599–1781 гг.

[ редактировать ]

После победы герцога Карла в войне против Сигизмунда в 1599 году все католики были запрещены и сосланы, приговорены к смертной казни .

После смерти короля Карла IX в 1611 году послам католических стран и их родственникам были предложены некоторые юридические отстранения, чтобы они могли жить своей верой, а также некоторым купцам и наемникам. Теперь выходцы из католических стран нелегально принимали участие в литургиях в посольствах. Однако с принятием риксдага 1617 года правила были еще больше ограничены.

Тем не менее, для шведских католиков по-прежнему применялась смертная казнь. Например, в 1624 году мэр Захариас Антелиус и королевский секретарь Йоран Бэр были приговорены к смертной казни за переход в католицизм.

короля Густава-Адольфа Дочь и преемница королева Кристина пригласила к себе ко двору католическое духовенство. Она отреклась от престола и приняла католическую веру.

В 1670-х годах в Швеции действовал иезуит отец Иоганнес Стерк. Первоначально он был священником дипломатической миссии , но когда посол, которому он служил, умер, он остался и вместо этого начал миссию. В конце концов его приговорили к смертной казни, но приговор смягчили, и он был сослан.

В 1720-х годах прибыли текстильщики-католики, в основном из Священной Римской империи ; им была предоставлена ​​ограниченная свобода религии. Их посещения дипломатических часовен были разрешены за закрытыми дверями для совершения мессы, и таким образом эти часовни превратились в небольшие приходы. С этого времени католиков стали называть «приверженцами иностранной религии».

В это время католиков в Швеции официально представлял Апостольский викариат скандинавских миссий .

Апостольский викариат в Швеции (1783–1953)

[ редактировать ]
Король Густав III ввел в Швеции Закон о толерантности в 1781 году.

В 1781 году король Густав III ввел в Швеции Закон о толерантности , который давал иностранным католикам, переехавшим в Швецию, право строить церкви и обучать своих людей в католических традициях. Сначала была создана апостольская префектура , а в 1783 году Папа Пий VI назначил французского священника отца Николая Остера апостольским викарием в Швеции, благодаря чему аббат Остер был признан епископским мандатом. [ нужны разъяснения ] . Однако это продлится около 100 лет, прежде чем шведское обращение станет декриминализировано.

В 1784 году в Стокгольме был официально основан католический приход. Однако у членов не было подходящего помещения. Поэтому до 1837 года католики Стокгольма служили мессу в масонском зале внутри здания сегодняшнего Стокгольмского городского музея , который им предлагали арендовать для этих целей.

После того, как король Оскар I женился на католической принцессе Жозефине Лейхтенбергской , ограничения против католической церкви в Швеции были еще больше смягчены. Королева привезла с собой капеллана доктора Якобуса Лаврентия Штудаха. Он был рукоположен в епископа и стал новым апостольским викарием Швеции. была построена часовня Евгении В это же время в Нормальме , которая была завершена в 1837 году, но была снесена во время реконструкции Нормальма в 1960-х годах.

С 1873 года для граждан Швеции также было законно присоединяться к католической церкви, не рискуя быть приговоренными к смертной казни или изгнанию. Однако гражданские права по-прежнему были ограничены. До 1951 года католикам было запрещено становиться членами парламента , учителями , врачами и медсестрами . [9]

Доктор Альберт Биттер был назначен апостольским викарием в 1893 году. В 1899 году в Швеции было зарегистрировано всего около 2500 католиков. Здания католических церквей существовали в Стокгольме, Гетеборге, Мальмё и Евле. Псаломник «Цесилия» первое издание новостного и культурного журнала «Кредо» был издан в 1902 году. В 1920 году вышло , сегодня известного как «Сигнум» .

Во время и после Второй мировой войны католическое население увеличивалось за счет беженцев и иммигрантов. В 1946 году была создана католическая организация помощи «Каритас Швеция» для оказания помощи беженцам как в Швеции, так и в остальной Европе. [10]

29 июня 1953 года Папа Пий XII учредил Стокгольмскую епархию . Швеция больше не считалась миссионерским регионом, но имела более независимый статус. В том же году церкви Святого Эрика был присвоен статус кафедрального собора . Первым епархиальным епископом стал бывший апостольский викарий Йоханнес Эрик Мюллер , родившийся в Баварии . [11] Его сменили епископ Ансгар Нельсон , -бенедиктинец монах , епископ Джон Тейлор , Облатс и епископ Хубертус Бранденбург , а также помощник епископа Уильям Кенни . [12]

Стокгольмская епархия (с 1953 г.)

[ редактировать ]
Интерьеры собора Святого Эрика , Седермальм , Стокгольм .

, Стокгольмская епархия основанная в 1953 году, охватывает всю территорию Швеции, насчитывает более 100 000 членов и является одной из крупнейших религиозных конфессий Швеции. В 1998 году католическая церковь Швеции получила своего первого шведского епископа со времен Реформации протестантской Андерса Арборелиуса . Кафедральным собором епархии является собор Святого Эрика , расположенный в Сёдермальме в Стокгольме . В его приходе около 8500 членов.

Католические священники получают образование в Уппсале , а академическое обучение предлагает Институт Ньюмана (Уппсала) . Часть обучения можно продолжить в Папских университетах Рима . Обучение обычно длится семь лет и включает изучение философии , богословия , пастырской практической работы, а также духовного и литургического наставления.

В 1934 году было основано официальное молодёжное объединение епархии Sveriges Unga Katoliker .

Центральное управление епархии имеет офисы в Седермальме , на территории недвижимости, приобретенной в 1857 году. Кроме того, в 1795 году в Нюторгете в Седермальме была основана католическая школа. В 1859 году школа переехала в офисы епархии. В 1967 году он переехал в Энскеде .

Шведские святые и беатифицированные

[ редактировать ]

Стоит также упомянуть Эрика IX из Швеции (местное имя которого «Святой Эрик»), который принял мученическую смерть и почитается как местный святой. [13] хотя официально он никогда не был канонизирован Святым Престолом.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Радио Швеции (21 февраля 2007 г.). "Найти в Варнхеме изменения истории - P4 Скараборг" . Шведское радио .
  2. ^ «Стокгольмская католическая епархия | Католическая церковь» . www.katolskakyrkan.se .
  3. ^ «Радио Ватикана» . ru.radiovaticano.va . Проверено 25 мая 2017 г.
  4. ^ «Катольск» . www.katolik.nu .
  5. ^ "www.vastergotlandsmuseum.se - анализатор C14 2007" . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 г. Проверено 25 апреля 2007 г.
  6. ^ "Найти в Варнеме изменения истории - ср.се" . Архивировано из оригинала 23 октября 2007 г. Проверено 26 марта 2017 г.
  7. ^ Шук, Адольф (1952). Самая старая запись о размерах прихода [ Самая старая запись о размерах прихода ] (на шведском языке).
  8. ^ «Как была христианизирована Швеция?» [Как была христианизирована Швеция?] (на шведском языке). Церковь Швеции. 10 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 г. Проверено 14 августа 2014 г.
  9. ^ «Католицизм и религиозная свобода», Signum 2002; 9
  10. ^ «Ом осс» . caritas.se (на шведском языке) . Проверено 14 июля 2024 г.
  11. ^ Вернер, Ивонн Мария (1996). Всемирная, но зарубежная - Католическая церковь в Швеции 1873-1929 гг . Католическое книжное издательство. ISBN  918553031X .
  12. ^ Линдквист, Барбара (1983). Год за годом: путь церкви в Швеции 1783-1983 / раскопан Барбро Линдквист . Стокгольм: газета католической церкви. ISBN  91-7260-943-5 .
  13. ^ «Эрик Святой» . sok.riksarkivet.se . Проверено 1 декабря 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42d712338a8123d2d6162c20c638b0a4__1721063460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/a4/42d712338a8123d2d6162c20c638b0a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church in Sweden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)