Белый Ансгарий
Vita Ansgarii , также известная как Vita Anskarii , представляет собой житие святого Ансгара , написанное Римбертом , его преемником на посту архиепископа в княжестве-архиепископстве Бремена . [1] « Вита» является важным источником не только с подробным описанием скандинавской миссионерской деятельности Ансгара, но и с описаниями повседневной жизни людей в эпоху викингов . [2]
Дата
[ редактировать ]« Житие Анскари» было написано где-то между 869 и 876 годами. [3]
Автор
[ редактировать ]О жизни Римберта известно немногое, основным источником является Vita Rimberrti , написанная в 865–909 годах. [4] Римберт, вероятно, вырос в монастыре Тюрнхаут во Фландрии. Его обучение в качестве монаха было сосредоточено на миссионерской работе. [5]
Ранние годы проживания Римберта во Фландрии могут объяснить, почему он разделял такую сильную страсть к миссионерской работе на Севере. Как и его предшественник, он, возможно, также имел скандинавское происхождение, что заставило его спасать свой народ. Римберт умер в 888 году, что означало провал миссий в Скандинавию. [6]
Римберт и Анскар
[ редактировать ]Анскар был предшественником Римберта на посту архиепископа Гамбург-Бременского. Гамбургско-Бременская епархия была объединена в 845 году. Папа Лев IV стремился к продолжению миссионерской работы, но Анскар был при смерти и писал о миссиях, чтобы сохранить их память. [7] Римберт использует Анскара как святого, объединяющего недавно объединенное архиепископство. [8]
Вита Римберрти предполагает, что Римберт присоединился к Анскару и Эббо из Реймса в миссионерской деятельности, когда он был молодым человеком и все еще жил в Тюрнхауте во Фландрии, хотя правдивость этого оспаривается историками. [9]
Литературный контекст
[ редактировать ]«Житие Анскари» — агиографический текст. Агиография обычно представляет собой идеализированный рассказ, в котором основное внимание уделяется только положительным аспектам жизни святого. Хотя жанр произведения — житие, сам текст содержит «множественность форм». [10]
Его также нельзя рассматривать как фактическое биографическое произведение. Напротив, его важность проистекает из его способности показать нам заботы и мысли Римберта о «предопределении, божественном возмездии и наградах за проявление последовательности веры, пропитанной повсюду». [11]
Каролингская миссионерская деятельность
[ редактировать ]В тексте миссионерская деятельность тесно связана с Эббо из Реймса, и Римберт представляет Эббо как образец наряду с Анскаром. [12] Эббо участвовал в более ранних миссиях Каролингов при императоре Людовике Благочестивом и первоначально добился успеха в обращении короля Харальда в 826 году. [13] Свержение Эббо привело к отсутствию влияния миссионеров на Севере при дворах правителей Каролингов. После того, как он предал Людовика Благочестивого и был заменен Хинкмаром Реймским, их важность больше не распространялась, что ограничивало ресурсы для выполнения миссий. [14]
Попытки Анскара и Римберта принести христианскую веру на Север в долгосрочной перспективе оказались безуспешными. Однако историк Нэнси Уикер заявила, что миссии действительно оказали влияние. Глядя на находки женских останков на стоянке в Бирке , археологи сообщили, что они носили «кресты, распятия и ажурные крестовые ключи». Она утверждает, что их, скорее всего, в первую очередь стали объектом обращения в христианство, поскольку считалось, что на женщинах лежит обязанность воспитывать своих детей и, таким образом, распространять христианское послание. [15]
Vita Anskarii была связана с работами Пасхасия Радберта , который рассматривал миссии как исполнение Священного Писания. [16] Римберт и Анскар хотели понять языческую религию и опровергнуть ее интеллектуально, а не посредством применения силы. [17] В тексте также подчеркивается значительное снижение интереса Людовика Немецкого и его восточно-франкского королевства к финансированию миссионерской работы на Севере. [18]
Функции текста
[ редактировать ]Агиографии часто могли изменить правду, чтобы передать послание. Вита Анскари делает это двумя основными способами. Текст представляет собой богословское послание, используя видения и чудеса для представления идей предопределения, божественного возмездия и награды за последовательную веру. Таким образом, чудеса, описанные в тексте, использовались, чтобы убедить священников в том, что Бог защитит их во время опасных миссий на Север. [19] Этот агиографический текст также является политическим, поскольку защищает союз Гамбурга и Бремена. Он помещает объединение примерно в середине текста и представляет его как успешную епархию. [20] Архиепископство Гамбург-Бремен считалось низшим архиепископством, поэтому Римберту было трудно заручиться поддержкой восточных франков. [21]
Различные функции текста связаны желанием продолжить миссию и получить помощь от западных франков. Текст был адресован монастырю Корби , естественному месту, где можно было заручиться поддержкой, поскольку Анскар был там монахом. Корби также был тесно связан с династией Каролингов. Таким образом , Карл Лысый , король Западной Франции, потенциально был более плодотворной целью для получения ресурсов для помощи в миссионерской работе. [22]
Другая функция текста заключалась в том, чтобы убедить священников в том, чего им следует ожидать от миссии. Текст также защищает миссионерскую работу среди монахов, которые жили под правилом святого Бенедикта и которым требовалось оправдание для выхода из своего монастыря, которое предостерегало от выхода в светский мир. [23]
Наследие текста
[ редактировать ]Пока Римберт писал « Житие» , энтузиазм к миссионерской работе со стороны светских и церковных лидеров был редкостью. [24] Поэтому Римберт хотел использовать жизнь святого, чтобы побудить священников отправиться на миссию, а епископов предоставить средства для поддержки этого дела. [25] Однако из-за постоянных нападений викингов скандинавы становились все более непопулярными в 880-х годах, что еще больше ослабило энтузиазм по обращению северян. [26] Смерть Римберта в 888 году ознаменовала крах попыток Каролингов обратиться в христианство. [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Палмер, Джеймс Т. (2004). «Жизнь Римберта Анскари и скандинавская миссия в девятом веке» . Журнал церковной истории . 55 (2): 235–236. дои : 10.1017/S0022046904009935 . hdl : 10023/1554 . ISSN 1469-7637 .
- ^ Йеш, Джудит (1991). Женщины в эпоху викингов . Бойделл Пресс. п. 89. ИСБН 978-0-85115-360-5 .
- ^ Палмер (2004), с. 236.
- ^ Палмер (2004), с. 237.
- ^ Палмер (2004), с. 237.
- ^ Палмер (2004), с. 237.
- ^ Палмер (2004), с. 236.
- ^ Палмер (2004), стр. 240-241.
- ^ Палмер (2004), с. 238.
- ^ Палмер (2004), с. 239.
- ^ Палмер (2004), с. 239.
- ^ Палмер (2004), с. 250.
- ^ Палмер (2004), с. 251.
- ^ Палмер (2004), с. 251.
- ^ Уикер, Нэнси Л. (7 апреля 2012 г.). «Христианизация, детоубийство женского пола и обилие женских захоронений в Бирке эпохи викингов в Швеции». Журнал истории сексуальности . 21 (2): 247, 257–258. дои : 10.1353/sex.2012.0043 . ISSN 1535-3605 . ПМИД 22606749 . S2CID 44682045 .
- ^ Палмер (2004), с. 244.
- ^ Палмер (2004), стр. 247-248.
- ^ Палмер (2004), стр. 237-238.
- ^ Палмер (2004), с. 239.
- ^ Палмер (2004), с. 239.
- ^ Палмер (2004), стр. 241-242.
- ^ Палмер (2004), с. 242.
- ^ Палмер (2004), стр. 244-248.
- ^ Палмер (2004), с. 255.
- ^ Палмер (2004), с. 256.
- ^ Палмер (2004), с. 256.
- ^ Палмер (2004), с. 256.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вита Ансгари, английский перевод из средневекового справочника