Jump to content

Католическая церковь в Марокко

Католическая церковь в Марокко
Тип Национальное устройство
Классификация Католическая церковь
Ориентация Латинская церковь
Папа Римский Фрэнсис
Апостольский нунций Альфред Сюреб [ 1 ]
Область Марокко
Члены что. 25 000 [ 2 ]
Начальные школы 16 [ 3 ]

Католическая церковь в Марокко — часть всемирной католической церкви (в частности, церкви ), находящейся под духовным руководством Папы Римского Латинской . Католики составляют менее 1% от общей численности населения, насчитывающей более 31 миллиона человек. Страна разделена на две архиепархии ; Рабат и Танжер .

Христианство, первоначально появившееся в регионе во 2 веке нашей эры, уменьшилось после мусульманского завоевания Магриба в 7 веке. В течение XII и XIII веков новоприбывшие христиане, прибывшие в качестве пленников, наемников или торговцев, возродили христианство с помощью миссий францисканцев и поддержки папы. [ 4 ] Эти миссии, продолжавшиеся до 18 века, были сосредоточены в первую очередь на пастырской заботе о местных христианах, хотя иногда они также стремились обратить в свою веру мусульман. Временами католики подвергались преследованиям со стороны местных властей или местного населения.

Когда испанцы и французы разделили Марокко на соответствующие протектораты, положение католической церкви процветало благодаря притоку около 470 000 католиков. [ 3 ] Католические церкви, школы и больницы были построены по всей стране, и до 1961 года воскресные массовые праздники транслировались по радио и телевидению. После обретения независимости католическое население значительно сократилось, поскольку многие католики уехали во Францию ​​или Испанию. [ 5 ] С тех пор Католическая церковь продолжает оказывать пастырскую опеку оставшимся католикам и ведет межрелигиозный диалог .

Раннее христианство

[ редактировать ]

Христианство было введено в регион во 2 веке нашей эры и приобрело новообращенных в городах и среди рабов, а также среди берберских фермеров. К концу IV века романизированные территории были обращены в христианство, и произошло вторжение среди берберских племен, которые иногда массово обращались в христианство. Согласно традиции, Марцелл Танжерский был замучен в Тинги (Танжер) во время преследований Диоклетиана в 298 году после того, как заявил, что больше не может служить в армии , и сегодня католическая церковь считает его святым. [ 6 ]

Средний возраст

[ редактировать ]

Исчезновение коренных христианских общин в Магрибе остается загадкой, хотя ученые начали разрабатывать модели, позволяющие лучше понять это. [ 7 ] Обычно предполагается, что коренное христианское население Марокко исчезло, вероятно, во время правления халифата Альмохадов, во время которого также многие евреи ушли в изгнание. [ 8 ] Тем не менее христианские общины сохранялись среди берберских племен до двенадцатого и тринадцатого веков, когда в Марокко пришли новые группы христиан, которые можно разделить на три группы.

Деталь Кантиги-де-Санта-Мария: успешная защита Марракеша в 1261–1262 годах правителем Альмохадов Аль-Муртадой (с помощью христианских ополченцев) от Маринидов.

Первая состояла из пленников-христиан, в первую очередь тех, кто был депортирован Альморавидами в первой половине двенадцатого века и включал как мосарабов из Аль-Андалуса, так и христиан из королевств северной Иберии. [ 4 ] Они часто становились рабами, если не обращались в ислам или не были выкуплены своими семьями или тринитарианскими и мерседарианскими орденами , основанными для этой цели в конце двенадцатого века. [ 9 ] Ко второму относились христианские наемники и изгнанная иберийская знать, такие как кастильский граф Фернандо Нуньес де Лара или португальский инфанте Педро Коимбрский, которые пересекли Гибралтарский пролив, чтобы предложить свои военные услуги в Северной Африке, особенно во время господства Альмохадов в Магрибе между 1147 и 1248. [ 10 ] [ 11 ] Третью группу составляли купцы из Каталонии, Прованса и итальянских морских республик , закрепившие торговые связи. [ 4 ] Хотя информации о размере этих новых сообществ нет, похоже, они были значительными. [ 12 ] Такие источники, как архиепископ Родриго Хименес, сообщают, что за пределами Марракеша существовал викус (пригород или деревня), известный как Эбора или Эльбора , где исключительное христианское население, которое мусульмане презрительно называли бени Фархан , жило, окруженное крепкими стенами и собственной церковью. [ 13 ] Даже пуритане-альмохады терпимо относились к этим христианским группам из-за экономической ценности торговли и военной мощи, которую они обеспечивали, хотя и запрещали прозелитизм . [ 14 ]

Возникла проблема, поскольку этим группам требовался священник для проведения обрядов, но к тому времени в Марокко не осталось латинского духовенства. Хотя христианские дворяне или купцы приводили капелланов , а тринитарии и мерседарианцы заботились о пленниках с конца двенадцатого века, структура Церкви была разобщена, и хотя пленники не были свободны, наемники и купцы часто появлялись лишь периодически. в регионе духовное обеспечение неформально и неразвито. [ 15 ] Усилия тринитаристов привлекли внимание папы к этому региону, и в 1192 году папа Целестина III отправил священника в Марокко. [ 12 ] [ 16 ] В 1198 году папа Иннокентий III написал письмо с просьбой к халифу Альмохадов разрешить тринитариям осуществлять свою работу в регионе и послал двух тринитариев со значительной суммой средств для выкупа свободы христианских пленников (по данным источников, было освобождено 186 узников). ). [ 16 ] [ 17 ] Самым влиятельным папой был Гонорий III, чья политика защиты существующих христианских общин и привлечения новообращенных среди мусульманского населения оставалась заметной в папской курии до 1250-х годов. [ 18 ] В своей папской булле Vineae Domini custodes от 1225 года он призывал и давал разрешение монахам как недавно основанного доминиканского, так и францисканского орденов поехать в Марокко и не только для духовной заботы о христианах, но и для обращения мусульман, что является изменением позиции его предшественники. [ 19 ]

Святой Франциск проповедует в присутствии Гонория III: фреска Джотто в базилике святого Франциска Ассизского (ок. 1296-98)

В этом он также последовал примеру францисканцев , которые отправили миссионеров в мусульманские страны после Второго генерального капитула в 1219 году по предложению Франциска Ассизского . Пока Франциск отправился в Египет, пять миссионеров, среди них говорящий по-арабски Берард из Карбио , отправились через Испанию и Португалию в Марокко. Здесь они проповедовали Евангелие, но были заключены в тюрьму султаном, поскольку прозелитизм противоречил исламским законам, а затем обезглавлены после отказа принять ислам. Эти пять миссионеров позже были канонизированы, и их праздник отмечается 16 января. [ 20 ] [ 11 ] Новая миссия состоялась в 1227 году, когда после смерти Франциска Ассизского шесть монахов под предводительством Даниила , министра провинции Калабрия, были отправлены по их просьбе с новой миссией в Марокко. Их тоже заключили в тюрьму за проповедь и обезглавили, когда они отказались отвергнуть христианство. [ 21 ]

Кроме того, Гонорий III попросил архиепископа Родриго Хименеса назначить одного из нищих миссионеров новым епископом недавно созданной епархии Марокко . [ 16 ] [ 22 ] Во время династической борьбы после смерти халифа Юсуфа II в 1224 году его возможный преемник аль-Мамун начал больше полагаться на христианскую поддержку, а также порвал с традиционной политикой Альмохадов. Он заявил, что Иисус был Махди, тем самым отказавшись от притязаний Ибн Тумарта , основателя династии Альмохадов. Аль-Мамун обратился за поддержкой к королю Кастилии Фердинанду III , который в 1229 году послал около 500 рыцарей в обмен на уступку, согласно которой христианам было разрешено построить церковь в Эборе и звонить в ее колокола. Кроме того, хотя ранее им был запрещен въезд в Марракеш, теперь им разрешено находиться внутри его стен в дневное время. [ 23 ] После того, как аль-Мамун умер в 1232 году, его племянник и соперник разграбил Марракеш и Эбору, уничтожив их христианское население, включая пять монахов-францисканцев. [ 24 ] Сын Аль-Мамуна Абд аль-Вахид II смог восстановить королевство, опять же с помощью христианских солдат, и к 1237 году папа Григорий IX радовался, что марокканская церковь процветает, а епископ Феса , как известно, существует с 1233 года. . [ 25 ]

Письмо Абу Хафса Умара аль-Муртады Папе Иннокентию IV

Однако к концу 1240-х годов ситуация изменилась, поскольку династия Альмохадов теряла контроль над Маринидами, и был выбран более традиционалистский халиф аль-Муртада , который меньше полагался на христианские войска и подтвердил традиционную доктрину халифской власти Альмохадов. [ 26 ] Хотя он снова запретил евангелизацию, аль-Муртада продолжал полагаться на христианских наемников и позволял католическим священникам заботиться об их духовных потребностях. Он также отклонил прошение Папы Иннокентия IV о разрешении христианам жить в укрепленных местах, которые позволили бы им быть защищенными во время продолжающихся войн в Марокко. [ 27 ]

После распада династии Альмохадов в 1269 году последующие династии Хафсидов и Маринидов продолжали нанимать христианских солдат, и христианские общины продолжали существовать. Когда эмир Маринидов Абу Юсуф Якуб основал Новый Фес в 1270-х годах, он выделил квартал для своих христианских наемников, чтобы они жили отдельно от мусульман. [ 28 ] Участие Папы стало меньше, за исключением папы Николая IV , бывшего генерального министра францисканцев , который назначил нового епископа Марокко в декабре 1289 года и призвал христианских солдат действовать как христианские образцы для подражания. [ 29 ]

Францисканские миссии

[ редактировать ]

В 17 веке появились новые францисканские миссии, и хотя Хуан де Прадо умер в 1631 году мученической смертью при султане Аль-Валиде бен Зидане , преемник Валида Мохаммед эс-Сегир дал францисканцам разрешение обосноваться в Марокко. [ 30 ] Основным направлением миссии было оказание духовной и пастырской помощи христианским пленникам и христианам, живущим в Марракеше. Когда 2 июня 1672 года Мулай Исмаил заставил своего племянника и конкурента Ахмеда Бен-Мареза бежать и вошел в Марракеш, он приказал францисканцам переместить свой монастырь в Мекнес , якобы для их защиты. [ 30 ] [ 31 ] По прибытии 2 июля 1672 года монахи поселились среди христианских пленников, где построили хижину, включавшую часовню, три кельи и трапезную . [ 31 ] Число пленников-христиан, которых держали в Мекнесе для строительства зданий для Мулая Исмаила в качестве рабов, насчитывало около 3000 человек. Когда Мулай Исмаил решил переместить их в восточный квартал города, он также заставил францисканцев перебраться в другое место. [ 32 ] На этот раз францисканцам удалось купить три соседних дома и разместить там миссию и больницу, открытие которой состоялось 3 мая 1693 года. [ 33 ] Через два года миссии был присвоен статус женского монастыря, а отец Диего де Лос-Анджелес стал настоятелем с правом голоса в капитуле. Благодаря своей хорошей репутации у Мулая Исмаила последний издал дахир , в котором разрешил францисканцам остаться в стране с тринадцатью монахами и в дальнейшем основывать церкви в Фесе, Тетуане и Сале. [ 34 ] Под защитой Мулая Исмаила францисканцы поддерживали дружеские отношения с известными марокканцами и предлагали свои услуги и медицинскую помощь как пленным христианам, так и бедным марокканцам. [ 35 ] Кроме того, они также выступали в качестве дипломатических посредников и помогали вести переговоры о возвращении христианских заключенных. [ 36 ] [ 37 ] Хотя они получили некоторую помощь от местного населения, они получили финансирование в основном за счет пожертвований Испании и францисканской провинции Сан-Диего в Андалусии. [ 35 ] Миссия прекратилась в 18 веке после землетрясения, разрушившего их церковь, монастырь и хоспис в 1755 году, а также после преследования христиан со стороны Мулая Язида . [ 38 ] [ 39 ]

Во время французского и испанского протектората

[ редактировать ]
Икона Марокканской Богоматери.

До обретения независимости численность католиков во Французском Марокко достигала около 360 000, или около 4,1% населения. [ 5 ] в то время как в Касабланке европейские христиане составляли почти половину населения. [ 40 ] Католики во Французском Марокко были в основном французского происхождения и в меньшей степени испанского и итальянского происхождения. [ 5 ] Некоторые марокканцы берберского или арабского происхождения обратились в христианство во время французского колониализма . [ 41 ]

В 1950 году католики в испанском протекторате в Марокко и Танжере составляли 14,5% населения, а в Испанском Марокко проживало 113 000 католических поселенцев. [ 5 ] Католики в испанском протекторате в Марокко и Танжере были в основном испанского происхождения и в меньшей степени португальского, французского и итальянского происхождения. [ 5 ] В годы, предшествовавшие Первой мировой войне , европейские христиане составляли почти четверть населения Танжера. [ 42 ] [ 43 ]

Во время борьбы Марокко за независимость католическая и протестантская церкви были солидарны с марокканским народом. [ 44 ] Еще до обретения независимости католики, такие как монсеньор Лефевр, епископ Рабата, представляли себе роль католической церкви как роль присутствия и служения мусульманскому населению, а не сосредоточения внимания исключительно на европейских поселенцах. На этих католиков повлияли идеи католического мистика и исследователя пустыни Шарля де Фуко , который пропагандировал уважение к мусульманской религии, христианско-мусульманский диалог и тесное общение с мусульманским населением. [ 45 ] Шарль де Фуко также вдохновил многих католиков жить среди берберского населения в качестве отшельников или монашеских общин, таких как Шарль-Андре Пуассонье, который основал монастырь Тазерт . [ 46 ]

После обретения независимости

[ редактировать ]

С момента обретения независимости в 1956 году население Европы существенно сократилось, и многие католики уехали во Францию ​​или Испанию. [ 5 ] Независимость вызвала массовый исход европейских католических поселенцев; после 1956 г. страну покинули более 75% поселенцев-католиков. [ 3 ]

По приглашению архиепископа Лефевра в 1952 году был основан монастырь Тумлилин , который стал местом проведения международных встреч , конференций по современным проблемам и межконфессиональному диалогу, в которых приняли участие христианские, иудейские и мусульманские ученые. [ 47 ] Им пришел конец, когда в « Годы руководства» монастырь был вынужден закрыться, а общине пришлось покинуть его. [ 48 ] Тем не менее, церковь продолжила христианско-мусульманский диалог, открыв межконфессиональный исследовательский центр в Рабате в 1980-81 годах и поддержав создание Исламо-Шетьенской группы исследований в 1977 году, которая существует до сих пор. [ 45 ]

В 2020 году в Марокко проживает около 25 000 католиков; в их число входили 53 священника и 155 монахинь. [ 49 ] Две архиепархии состоят из 35 приходов. [ 46 ] Большинство католиков были европейскими эмигрантами, причем подавляющее большинство французов и испанцев были выходцами из колонизации и после обретения независимости. Вторая группа состоит из иммигрантов из стран южнее Сахары , в основном студентов. Помимо арабского, все европейцы могут говорить на испанском и французском языках, на которых также говорят арабы-католики, берберы и мавры, и эти языки используются при отправлении мессы, на молитвенных собраниях и в образовании. [ нужна ссылка ] Во время своего визита в Марокко 31 марта 2019 года Папа Франциск открыто признал, что там католики, в том числе работники католической церкви, составляют меньшинство в стране. [ 50 ] несколько монашеских орденов В стране действует , в том числе францисканские миссионеры Марии. [ 51 ] и трапписты . [ 52 ]

Хотя христианская прозелитация запрещена в Марокко, [ 5 ] есть также новообращенные из ислама , доминирующей религии страны. Те, кто обращаются, держат свою веру в секрете, поскольку часто принуждают к дискриминации и судебным обвинениям, как и те, кто обратился в шиизм . [ 53 ]

В стране также проживает от 3000 до 10 000 протестантов, большинство из них из стран Африки к югу от Сахары. [ 54 ] [ 55 ]

Список соборов и церквей

[ редактировать ]

Архиепископия Рабата

[ редактировать ]

Архиепископия Рабата разделена на 4 региона:

Регион Рабат

[ редактировать ]

Рабат

Регион Касабланка

[ редактировать ]
Церковь Богоматери Лурдской, Касабланка

Касабланка

Бывшая католическая церковь Эль-Джадида

Эль-Джадида

  • Церковь Сен-Бернара

Регион Восток

[ редактировать ]

Фес

  • Церковь Святого Франциска Ассизского

Мекнес

  • Богоматерь Оливковая

Мидельт

Регион Юг

[ редактировать ]

Агадир

  • Церковь Святой Анны
Успение Богоматери, Эс-Сувейра

Эс-Сувейра

  • Церковь Успения Богоматери
Церковь Святых Мучеников, Марракеш

Марракеш

Уарзазат

  • Церковь Святой Терезы

Танжерская архиепископия

[ редактировать ]

Танжер

Тетуан

  • Церковь Богоматери Победы

Асила

  • Церковь Сан-Бартоломе
Церковь Святого Варфоломея, Арзила

Хронология католических епархий

[ редактировать ]
  • 40-100 Толедо – Испания (Тамазга, Марокко)
  • 300-400 Толедо (метр.) – Испания (Тамазга, Марокко)
  • 1226 г. Фес (основан из Толедо)
  • 1234 г. Марракеш (частичное продолжение епархии Феса после подавления последней)
  • 1469 г. Танжер / Танжер (отделился от Сеуты и от Марракеша)
  • 1487 г. Сафи (отделился от Марракеша до 1487 г.) - (Алгарве за морем)
  • 1542 г. Сафим (основан в Танжере) - (Алгарве за морем)
  • 1566 г. Марракеш (подавлен)
  • 1570 г. Танжер (подавлен) - (Алгарве за морем)
  • 1630 г. Марокко / Marruecos (AP, см. в Танжере) - (штат Фес, штат Марокко)
  • 1908 Марокко / Marueccos (AV) - (Испанское Марокко, Французское Марокко)
  • 1923 Рабат (АВ, отделен от Марокко) - (Французское Марокко)
  • 1955 Рабат (н.э.)
  • 1956 г. Танжер (н.э. и новое название, ранее Марокко)

Справочная хронология католических епархий: Марокко

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Марокко (нунциатура) [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org . Проверено 5 мая 2024 г.
  2. ^ «Католическая церковь в Марокко» . gcatholic.org . Проверено 5 мая 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Гринберг, Уди; А. Фостер, Элизабет (2023). Деколонизация и переделка христианства . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 105. ИСБН  9781512824971 .
  4. ^ Jump up to: а б с Нижний 2014 , с. 614.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ф. Найроп, Ричард (1972). Региональный справочник для Марокко . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн. п. 97. ИСБН  9780810884939 .
  6. ^ Адамяк, Станислав. «Мученичество Марцелла» . csla.history.ox.ac.uk . Оксфордский университет . Проверено 5 мая 2024 г.
  7. ^ Нижний 2014 г. , с. 613.
  8. ^ Готтрайх, Эмили Бенишу (20 февраля 2020 г.). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Издательство Блумсбери. п. 10. ISBN  978-1-83860-361-8 . Проверено 30 апреля 2024 г.
  9. ^ О'Каллаган 2013 , стр. 117–118.
  10. ^ Бартон 2005 , с. 119.
  11. ^ Jump up to: а б О'Каллаган 2013 , с. 118.
  12. ^ Jump up to: а б Нижний 2014 , с. 615.
  13. ^ Бартон 2005 , с. 121.
  14. ^ Санне, Ламин О. (1983). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Лондон: Аллен и Анвин. п. 15. ISBN  978-0-04-276001-8 . Проверено 6 мая 2024 г.
  15. ^ Нижний 2014 г. , с. 615–616.
  16. ^ Jump up to: а б с Фоннесберг-Шмидт 2007 , с. 169.
  17. ^ Лупприан 1981 , с. 20.
  18. ^ Нижний 2014 г. , с. 616.
  19. ^ Фоннесберг-Шмидт 2007 , стр. 168–169.
  20. ^ Донован, Стивен (1907). «Святой Берард Карбио». Католическая энциклопедия. Том. 2 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 30 апреля 2024 г.
  21. ^ Донован, Стивен (1908). «Святой Даниил и сподвижники». Католическая энциклопедия. Том. 4 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 30 апреля 2024 г.
  22. ^ Нижний 2014 г. , с. 618.
  23. ^ Нижний 2014 г. , с. 610.
  24. ^ Нижний 2014 г. , с. 612.
  25. ^ Нижний 2014 г. , с. 620.
  26. ^ Нижний 2014 г. , с. 625.
  27. ^ О'Каллаган 2013 , с. 119.
  28. ^ Нижний 2016 г. , с. 119.
  29. ^ Нижний 2014 г. , стр. 629–630.
  30. ^ Jump up to: а б Гудал 1955 , с. 15.
  31. ^ Jump up to: а б Некроуф 1987 , с. 257.
  32. ^ Некроф 1987 , с. 261.
  33. ^ Некроуф 1987 , стр. 261–262.
  34. ^ Некроф 1987 , с. 262.
  35. ^ Jump up to: а б Некроуф 1987 , с. 263.
  36. ^ Вольф, Эрик Р. (1 января 1991 г.). Религиозные режимы и государственное формирование: перспективы европейской этнологии . СУНИ Пресс. п. 247. ИСБН  978-0-7914-0650-2 . Проверено 30 апреля 2024 г.
  37. ^ Блан, Поль-Луи (14 мая 2009 г.). «Землетрясения и цунами в ноябре 1755 года в Марокко: другое прочтение современных документальных источников» (PDF) . Природные опасности и науки о системе Земли . 9 (3): 725–738. doi : 10.5194/nhess-9-725-2009 . Проверено 30 апреля 2024 г.
  38. ^ Функ-Брентано, К. (1993). «Микнас» . Энциклопедия ислама, 2-е издание . Лейден – Нью-Йорк: Брилл. п. 39 . Проверено 30 апреля 2024 г.
  39. ^ Бум, Аомар; Парк, Томас К. (2 июня 2016 г.). Исторический словарь Марокко Роуман и Литтлфилд. п. 342. ИСБН  978-1-4422-6297-3 . Проверено 30 апреля 2024 г.
  40. ^ Альберт Хабиб Хурани, Малис Рутвен (2002). « История арабских народов ». Издательство Гарвардского университета. стр.323. ISBN   0-674-01017-5
  41. ^ Фальбуш, Эрвин; Бромили, Джеффри Уильям; Лохман, Ян Милич; Мбити, Джон; Пеликан, Ярослав; Вишер, Люк; Барретт, Дэвид Б. (2003). Энциклопедия христианства: JO Вм. Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-2415-8 . Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  42. ^ Петридес, Софрон (1913), « Тингис », Католическая энциклопедия , том. XIV, Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс .
  43. ^ «Танжер» . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). 1911. стр. 397–398.
  44. ^ Фостер и Гринберг 2023 , с. 114.
  45. ^ Jump up to: а б Фостер и Гринберг 2023 , с. 115.
  46. ^ Jump up to: а б Зенгарини, Лиза (18 декабря 2019 г.). «Марокко: Монастырь Посещения Тазерта обретает новую жизнь — Новости Ватикана» . www.vaticannews.va (на итальянском языке) . Проверено 21 апреля 2024 г.
  47. ^ Бикнелл 2022 .
  48. ^ TIME USA, LLC, 1969 г.
  49. ^ Веб-сайт католиков и культуры
  50. ^ «Папа в Марокко: «Экуменизм милосердия» позволяет религиозным людям быть соседями для всех – Новости Ватикана» . 31 марта 2019 г.
  51. ^ Англаде, Эрик. «Сестры-францисканки-миссионеры Марии больше не будут присматривать за Уарзазатом» . СудЭстМарок . Альмауджа . Проверено 5 января 2024 г.
  52. ^ Оливера, Бернардо (21 мая 2006 г.). «Тибхирин сегодня» . Тибиринский монастырь сегодня . Рим : Орден цистерцианцев строгого соблюдения.
  53. ^ Мэдди-Вайцман, Брюс; Зизенвин, Дэниел (2013). Современное государство, политика и общество Марокко при Мухаммеде VI . Рутледж. стр. 51–52. ISBN  9780415695466 . Проверено 15 декабря 2023 г.
  54. ^ Отчет Госдепартамента США за 2021 год.
  55. ^ Веб-сайт Ближнего Востока в Интернете

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Другой

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eb64f1ebd33bf563a2575fb8bdac4fff__1719146820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/ff/eb64f1ebd33bf563a2575fb8bdac4fff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Church in Morocco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)