Католическая церковь в Марокко
Католическая церковь в Марокко | |
---|---|
Тип | Национальное устройство |
Классификация | Католическая церковь |
Ориентация | Латинская церковь |
Папа Римский | Фрэнсис |
Апостольский нунций | Альфред Сюреб [ 1 ] |
Область | Марокко |
Члены | что. 25 000 [ 2 ] |
Начальные школы | 16 [ 3 ] |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Католическая церковь в Марокко — часть всемирной католической церкви (в частности, церкви ), находящейся под духовным руководством Папы Римского Латинской . Католики составляют менее 1% от общей численности населения, насчитывающей более 31 миллиона человек. Страна разделена на две архиепархии ; Рабат и Танжер .
Христианство, первоначально появившееся в регионе во 2 веке нашей эры, уменьшилось после мусульманского завоевания Магриба в 7 веке. В течение XII и XIII веков новоприбывшие христиане, прибывшие в качестве пленников, наемников или торговцев, возродили христианство с помощью миссий францисканцев и поддержки папы. [ 4 ] Эти миссии, продолжавшиеся до 18 века, были сосредоточены в первую очередь на пастырской заботе о местных христианах, хотя иногда они также стремились обратить в свою веру мусульман. Временами католики подвергались преследованиям со стороны местных властей или местного населения.
Когда испанцы и французы разделили Марокко на соответствующие протектораты, положение католической церкви процветало благодаря притоку около 470 000 католиков. [ 3 ] Католические церкви, школы и больницы были построены по всей стране, и до 1961 года воскресные массовые праздники транслировались по радио и телевидению. После обретения независимости католическое население значительно сократилось, поскольку многие католики уехали во Францию или Испанию. [ 5 ] С тех пор Католическая церковь продолжает оказывать пастырскую опеку оставшимся католикам и ведет межрелигиозный диалог .
История
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]Христианство было введено в регион во 2 веке нашей эры и приобрело новообращенных в городах и среди рабов, а также среди берберских фермеров. К концу IV века романизированные территории были обращены в христианство, и произошло вторжение среди берберских племен, которые иногда массово обращались в христианство. Согласно традиции, Марцелл Танжерский был замучен в Тинги (Танжер) во время преследований Диоклетиана в 298 году после того, как заявил, что больше не может служить в армии , и сегодня католическая церковь считает его святым. [ 6 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Исчезновение коренных христианских общин в Магрибе остается загадкой, хотя ученые начали разрабатывать модели, позволяющие лучше понять это. [ 7 ] Обычно предполагается, что коренное христианское население Марокко исчезло, вероятно, во время правления халифата Альмохадов, во время которого также многие евреи ушли в изгнание. [ 8 ] Тем не менее христианские общины сохранялись среди берберских племен до двенадцатого и тринадцатого веков, когда в Марокко пришли новые группы христиан, которые можно разделить на три группы.
Первая состояла из пленников-христиан, в первую очередь тех, кто был депортирован Альморавидами в первой половине двенадцатого века и включал как мосарабов из Аль-Андалуса, так и христиан из королевств северной Иберии. [ 4 ] Они часто становились рабами, если не обращались в ислам или не были выкуплены своими семьями или тринитарианскими и мерседарианскими орденами , основанными для этой цели в конце двенадцатого века. [ 9 ] Ко второму относились христианские наемники и изгнанная иберийская знать, такие как кастильский граф Фернандо Нуньес де Лара или португальский инфанте Педро Коимбрский, которые пересекли Гибралтарский пролив, чтобы предложить свои военные услуги в Северной Африке, особенно во время господства Альмохадов в Магрибе между 1147 и 1248. [ 10 ] [ 11 ] Третью группу составляли купцы из Каталонии, Прованса и итальянских морских республик , закрепившие торговые связи. [ 4 ] Хотя информации о размере этих новых сообществ нет, похоже, они были значительными. [ 12 ] Такие источники, как архиепископ Родриго Хименес, сообщают, что за пределами Марракеша существовал викус (пригород или деревня), известный как Эбора или Эльбора , где исключительное христианское население, которое мусульмане презрительно называли бени Фархан , жило, окруженное крепкими стенами и собственной церковью. [ 13 ] Даже пуритане-альмохады терпимо относились к этим христианским группам из-за экономической ценности торговли и военной мощи, которую они обеспечивали, хотя и запрещали прозелитизм . [ 14 ]
Возникла проблема, поскольку этим группам требовался священник для проведения обрядов, но к тому времени в Марокко не осталось латинского духовенства. Хотя христианские дворяне или купцы приводили капелланов , а тринитарии и мерседарианцы заботились о пленниках с конца двенадцатого века, структура Церкви была разобщена, и хотя пленники не были свободны, наемники и купцы часто появлялись лишь периодически. в регионе духовное обеспечение неформально и неразвито. [ 15 ] Усилия тринитаристов привлекли внимание папы к этому региону, и в 1192 году папа Целестина III отправил священника в Марокко. [ 12 ] [ 16 ] В 1198 году папа Иннокентий III написал письмо с просьбой к халифу Альмохадов разрешить тринитариям осуществлять свою работу в регионе и послал двух тринитариев со значительной суммой средств для выкупа свободы христианских пленников (по данным источников, было освобождено 186 узников). ). [ 16 ] [ 17 ] Самым влиятельным папой был Гонорий III, чья политика защиты существующих христианских общин и привлечения новообращенных среди мусульманского населения оставалась заметной в папской курии до 1250-х годов. [ 18 ] В своей папской булле Vineae Domini custodes от 1225 года он призывал и давал разрешение монахам как недавно основанного доминиканского, так и францисканского орденов поехать в Марокко и не только для духовной заботы о христианах, но и для обращения мусульман, что является изменением позиции его предшественники. [ 19 ]
В этом он также последовал примеру францисканцев , которые отправили миссионеров в мусульманские страны после Второго генерального капитула в 1219 году по предложению Франциска Ассизского . Пока Франциск отправился в Египет, пять миссионеров, среди них говорящий по-арабски Берард из Карбио , отправились через Испанию и Португалию в Марокко. Здесь они проповедовали Евангелие, но были заключены в тюрьму султаном, поскольку прозелитизм противоречил исламским законам, а затем обезглавлены после отказа принять ислам. Эти пять миссионеров позже были канонизированы, и их праздник отмечается 16 января. [ 20 ] [ 11 ] Новая миссия состоялась в 1227 году, когда после смерти Франциска Ассизского шесть монахов под предводительством Даниила , министра провинции Калабрия, были отправлены по их просьбе с новой миссией в Марокко. Их тоже заключили в тюрьму за проповедь и обезглавили, когда они отказались отвергнуть христианство. [ 21 ]
Кроме того, Гонорий III попросил архиепископа Родриго Хименеса назначить одного из нищих миссионеров новым епископом недавно созданной епархии Марокко . [ 16 ] [ 22 ] Во время династической борьбы после смерти халифа Юсуфа II в 1224 году его возможный преемник аль-Мамун начал больше полагаться на христианскую поддержку, а также порвал с традиционной политикой Альмохадов. Он заявил, что Иисус был Махди, тем самым отказавшись от притязаний Ибн Тумарта , основателя династии Альмохадов. Аль-Мамун обратился за поддержкой к королю Кастилии Фердинанду III , который в 1229 году послал около 500 рыцарей в обмен на уступку, согласно которой христианам было разрешено построить церковь в Эборе и звонить в ее колокола. Кроме того, хотя ранее им был запрещен въезд в Марракеш, теперь им разрешено находиться внутри его стен в дневное время. [ 23 ] После того, как аль-Мамун умер в 1232 году, его племянник и соперник разграбил Марракеш и Эбору, уничтожив их христианское население, включая пять монахов-францисканцев. [ 24 ] Сын Аль-Мамуна Абд аль-Вахид II смог восстановить королевство, опять же с помощью христианских солдат, и к 1237 году папа Григорий IX радовался, что марокканская церковь процветает, а епископ Феса , как известно, существует с 1233 года. . [ 25 ]
Однако к концу 1240-х годов ситуация изменилась, поскольку династия Альмохадов теряла контроль над Маринидами, и был выбран более традиционалистский халиф аль-Муртада , который меньше полагался на христианские войска и подтвердил традиционную доктрину халифской власти Альмохадов. [ 26 ] Хотя он снова запретил евангелизацию, аль-Муртада продолжал полагаться на христианских наемников и позволял католическим священникам заботиться об их духовных потребностях. Он также отклонил прошение Папы Иннокентия IV о разрешении христианам жить в укрепленных местах, которые позволили бы им быть защищенными во время продолжающихся войн в Марокко. [ 27 ]
После распада династии Альмохадов в 1269 году последующие династии Хафсидов и Маринидов продолжали нанимать христианских солдат, и христианские общины продолжали существовать. Когда эмир Маринидов Абу Юсуф Якуб основал Новый Фес в 1270-х годах, он выделил квартал для своих христианских наемников, чтобы они жили отдельно от мусульман. [ 28 ] Участие Папы стало меньше, за исключением папы Николая IV , бывшего генерального министра францисканцев , который назначил нового епископа Марокко в декабре 1289 года и призвал христианских солдат действовать как христианские образцы для подражания. [ 29 ]
Францисканские миссии
[ редактировать ]В 17 веке появились новые францисканские миссии, и хотя Хуан де Прадо умер в 1631 году мученической смертью при султане Аль-Валиде бен Зидане , преемник Валида Мохаммед эс-Сегир дал францисканцам разрешение обосноваться в Марокко. [ 30 ] Основным направлением миссии было оказание духовной и пастырской помощи христианским пленникам и христианам, живущим в Марракеше. Когда 2 июня 1672 года Мулай Исмаил заставил своего племянника и конкурента Ахмеда Бен-Мареза бежать и вошел в Марракеш, он приказал францисканцам переместить свой монастырь в Мекнес , якобы для их защиты. [ 30 ] [ 31 ] По прибытии 2 июля 1672 года монахи поселились среди христианских пленников, где построили хижину, включавшую часовню, три кельи и трапезную . [ 31 ] Число пленников-христиан, которых держали в Мекнесе для строительства зданий для Мулая Исмаила в качестве рабов, насчитывало около 3000 человек. Когда Мулай Исмаил решил переместить их в восточный квартал города, он также заставил францисканцев перебраться в другое место. [ 32 ] На этот раз францисканцам удалось купить три соседних дома и разместить там миссию и больницу, открытие которой состоялось 3 мая 1693 года. [ 33 ] Через два года миссии был присвоен статус женского монастыря, а отец Диего де Лос-Анджелес стал настоятелем с правом голоса в капитуле. Благодаря своей хорошей репутации у Мулая Исмаила последний издал дахир , в котором разрешил францисканцам остаться в стране с тринадцатью монахами и в дальнейшем основывать церкви в Фесе, Тетуане и Сале. [ 34 ] Под защитой Мулая Исмаила францисканцы поддерживали дружеские отношения с известными марокканцами и предлагали свои услуги и медицинскую помощь как пленным христианам, так и бедным марокканцам. [ 35 ] Кроме того, они также выступали в качестве дипломатических посредников и помогали вести переговоры о возвращении христианских заключенных. [ 36 ] [ 37 ] Хотя они получили некоторую помощь от местного населения, они получили финансирование в основном за счет пожертвований Испании и францисканской провинции Сан-Диего в Андалусии. [ 35 ] Миссия прекратилась в 18 веке после землетрясения, разрушившего их церковь, монастырь и хоспис в 1755 году, а также после преследования христиан со стороны Мулая Язида . [ 38 ] [ 39 ]
Во время французского и испанского протектората
[ редактировать ]До обретения независимости численность католиков во Французском Марокко достигала около 360 000, или около 4,1% населения. [ 5 ] в то время как в Касабланке европейские христиане составляли почти половину населения. [ 40 ] Католики во Французском Марокко были в основном французского происхождения и в меньшей степени испанского и итальянского происхождения. [ 5 ] Некоторые марокканцы берберского или арабского происхождения обратились в христианство во время французского колониализма . [ 41 ]
В 1950 году католики в испанском протекторате в Марокко и Танжере составляли 14,5% населения, а в Испанском Марокко проживало 113 000 католических поселенцев. [ 5 ] Католики в испанском протекторате в Марокко и Танжере были в основном испанского происхождения и в меньшей степени португальского, французского и итальянского происхождения. [ 5 ] В годы, предшествовавшие Первой мировой войне , европейские христиане составляли почти четверть населения Танжера. [ 42 ] [ 43 ]
Во время борьбы Марокко за независимость католическая и протестантская церкви были солидарны с марокканским народом. [ 44 ] Еще до обретения независимости католики, такие как монсеньор Лефевр, епископ Рабата, представляли себе роль католической церкви как роль присутствия и служения мусульманскому населению, а не сосредоточения внимания исключительно на европейских поселенцах. На этих католиков повлияли идеи католического мистика и исследователя пустыни Шарля де Фуко , который пропагандировал уважение к мусульманской религии, христианско-мусульманский диалог и тесное общение с мусульманским населением. [ 45 ] Шарль де Фуко также вдохновил многих католиков жить среди берберского населения в качестве отшельников или монашеских общин, таких как Шарль-Андре Пуассонье, который основал монастырь Тазерт . [ 46 ]
После обретения независимости
[ редактировать ]С момента обретения независимости в 1956 году население Европы существенно сократилось, и многие католики уехали во Францию или Испанию. [ 5 ] Независимость вызвала массовый исход европейских католических поселенцев; после 1956 г. страну покинули более 75% поселенцев-католиков. [ 3 ]
По приглашению архиепископа Лефевра в 1952 году был основан монастырь Тумлилин , который стал местом проведения международных встреч , конференций по современным проблемам и межконфессиональному диалогу, в которых приняли участие христианские, иудейские и мусульманские ученые. [ 47 ] Им пришел конец, когда в « Годы руководства» монастырь был вынужден закрыться, а общине пришлось покинуть его. [ 48 ] Тем не менее, церковь продолжила христианско-мусульманский диалог, открыв межконфессиональный исследовательский центр в Рабате в 1980-81 годах и поддержав создание Исламо-Шетьенской группы исследований в 1977 году, которая существует до сих пор. [ 45 ]
В 2020 году в Марокко проживает около 25 000 католиков; в их число входили 53 священника и 155 монахинь. [ 49 ] Две архиепархии состоят из 35 приходов. [ 46 ] Большинство католиков были европейскими эмигрантами, причем подавляющее большинство французов и испанцев были выходцами из колонизации и после обретения независимости. Вторая группа состоит из иммигрантов из стран южнее Сахары , в основном студентов. Помимо арабского, все европейцы могут говорить на испанском и французском языках, на которых также говорят арабы-католики, берберы и мавры, и эти языки используются при отправлении мессы, на молитвенных собраниях и в образовании. [ нужна ссылка ] Во время своего визита в Марокко 31 марта 2019 года Папа Франциск открыто признал, что там католики, в том числе работники католической церкви, составляют меньшинство в стране. [ 50 ] несколько монашеских орденов В стране действует , в том числе францисканские миссионеры Марии. [ 51 ] и трапписты . [ 52 ]
Хотя христианская прозелитация запрещена в Марокко, [ 5 ] есть также новообращенные из ислама , доминирующей религии страны. Те, кто обращаются, держат свою веру в секрете, поскольку часто принуждают к дискриминации и судебным обвинениям, как и те, кто обратился в шиизм . [ 53 ]
В стране также проживает от 3000 до 10 000 протестантов, большинство из них из стран Африки к югу от Сахары. [ 54 ] [ 55 ]
Список соборов и церквей
[ редактировать ]Архиепископия Рабата
[ редактировать ]Архиепископия Рабата разделена на 4 региона:
Регион Рабат
[ редактировать ]Рабат
- Собор Святого Петра
- Церковь Святого Пия X
- Церковь Святого Франциска Ассизского
- Богоматерь Мира
Регион Касабланка
[ редактировать ]Касабланка
- Церковь Богоматери Лурдской
- Церковь Анфа-Маариф
- Церковь Кармель Святого Иосифа
- Церковь Христа Царя
- Церковь Святого Франциска Ассизского
- Собор Святого Сердца
- Церковь Святого Иакова
Эль-Джадида
- Церковь Сен-Бернара
Регион Восток
[ редактировать ]Фес
- Церковь Святого Франциска Ассизского
Мекнес
- Богоматерь Оливковая
Мидельт
Регион Юг
[ редактировать ]Агадир
- Церковь Святой Анны
Эс-Сувейра
- Церковь Успения Богоматери
Марракеш
- Церковь Святых Мучеников
- Монастырь Тазерт
Уарзазат
- Церковь Святой Терезы
Танжерская архиепископия
[ редактировать ]Танжер
Тетуан
- Церковь Богоматери Победы
Асила
- Церковь Сан-Бартоломе
Хронология католических епархий
[ редактировать ]- 40-100 Толедо – Испания (Тамазга, Марокко)
- 300-400 Толедо (метр.) – Испания (Тамазга, Марокко)
- 1226 г. Фес (основан из Толедо)
- 1234 г. Марракеш (частичное продолжение епархии Феса после подавления последней)
- 1469 г. Танжер / Танжер (отделился от Сеуты и от Марракеша)
- 1487 г. Сафи (отделился от Марракеша до 1487 г.) - (Алгарве за морем)
- 1542 г. Сафим (основан в Танжере) - (Алгарве за морем)
- 1566 г. Марракеш (подавлен)
- 1570 г. Танжер (подавлен) - (Алгарве за морем)
- 1630 г. Марокко / Marruecos (AP, см. в Танжере) - (штат Фес, штат Марокко)
- 1908 Марокко / Marueccos (AV) - (Испанское Марокко, Французское Марокко)
- 1923 Рабат (АВ, отделен от Марокко) - (Французское Марокко)
- 1955 Рабат (н.э.)
- 1956 г. Танжер (н.э. и новое название, ранее Марокко)
Справочная хронология католических епархий: Марокко
См. также
[ редактировать ]- Религия в Марокко
- Христианство в Марокко
- Протестантизм в Марокко
- Свобода религии в Марокко
- Список соборов в Марокко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Марокко (нунциатура) [католическая иерархия]» . catholic-hierarchy.org . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ «Католическая церковь в Марокко» . gcatholic.org . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Гринберг, Уди; А. Фостер, Элизабет (2023). Деколонизация и переделка христианства . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 105. ИСБН 9781512824971 .
- ^ Jump up to: а б с Нижний 2014 , с. 614.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ф. Найроп, Ричард (1972). Региональный справочник для Марокко . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн. п. 97. ИСБН 9780810884939 .
- ^ Адамяк, Станислав. «Мученичество Марцелла» . csla.history.ox.ac.uk . Оксфордский университет . Проверено 5 мая 2024 г.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 613.
- ^ Готтрайх, Эмили Бенишу (20 февраля 2020 г.). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Издательство Блумсбери. п. 10. ISBN 978-1-83860-361-8 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ О'Каллаган 2013 , стр. 117–118.
- ^ Бартон 2005 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б О'Каллаган 2013 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Нижний 2014 , с. 615.
- ^ Бартон 2005 , с. 121.
- ^ Санне, Ламин О. (1983). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Лондон: Аллен и Анвин. п. 15. ISBN 978-0-04-276001-8 . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 615–616.
- ^ Jump up to: а б с Фоннесберг-Шмидт 2007 , с. 169.
- ^ Лупприан 1981 , с. 20.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 616.
- ^ Фоннесберг-Шмидт 2007 , стр. 168–169.
- ^ Донован, Стивен (1907). «Святой Берард Карбио». Католическая энциклопедия. Том. 2 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Донован, Стивен (1908). «Святой Даниил и сподвижники». Католическая энциклопедия. Том. 4 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 618.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 610.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 612.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 620.
- ^ Нижний 2014 г. , с. 625.
- ^ О'Каллаган 2013 , с. 119.
- ^ Нижний 2016 г. , с. 119.
- ^ Нижний 2014 г. , стр. 629–630.
- ^ Jump up to: а б Гудал 1955 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б Некроуф 1987 , с. 257.
- ^ Некроф 1987 , с. 261.
- ^ Некроуф 1987 , стр. 261–262.
- ^ Некроф 1987 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Некроуф 1987 , с. 263.
- ^ Вольф, Эрик Р. (1 января 1991 г.). Религиозные режимы и государственное формирование: перспективы европейской этнологии . СУНИ Пресс. п. 247. ИСБН 978-0-7914-0650-2 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Блан, Поль-Луи (14 мая 2009 г.). «Землетрясения и цунами в ноябре 1755 года в Марокко: другое прочтение современных документальных источников» (PDF) . Природные опасности и науки о системе Земли . 9 (3): 725–738. doi : 10.5194/nhess-9-725-2009 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Функ-Брентано, К. (1993). «Микнас» . Энциклопедия ислама, 2-е издание . Лейден – Нью-Йорк: Брилл. п. 39 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Бум, Аомар; Парк, Томас К. (2 июня 2016 г.). Исторический словарь Марокко Роуман и Литтлфилд. п. 342. ИСБН 978-1-4422-6297-3 . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ Альберт Хабиб Хурани, Малис Рутвен (2002). « История арабских народов ». Издательство Гарвардского университета. стр.323. ISBN 0-674-01017-5
- ^ Фальбуш, Эрвин; Бромили, Джеффри Уильям; Лохман, Ян Милич; Мбити, Джон; Пеликан, Ярослав; Вишер, Люк; Барретт, Дэвид Б. (2003). Энциклопедия христианства: JO Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2415-8 . Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
- ^ Петридес, Софрон (1913), « Тингис », Католическая энциклопедия , том. XIV, Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс .
- ^ Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). 1911. стр. 397–398. .
- ^ Фостер и Гринберг 2023 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б Фостер и Гринберг 2023 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Зенгарини, Лиза (18 декабря 2019 г.). «Марокко: Монастырь Посещения Тазерта обретает новую жизнь — Новости Ватикана» . www.vaticannews.va (на итальянском языке) . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Бикнелл 2022 .
- ^ TIME USA, LLC, 1969 г.
- ^ Веб-сайт католиков и культуры
- ^ «Папа в Марокко: «Экуменизм милосердия» позволяет религиозным людям быть соседями для всех – Новости Ватикана» . 31 марта 2019 г.
- ^ Англаде, Эрик. «Сестры-францисканки-миссионеры Марии больше не будут присматривать за Уарзазатом» . СудЭстМарок . Альмауджа . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Оливера, Бернардо (21 мая 2006 г.). «Тибхирин сегодня» . Тибиринский монастырь сегодня . Рим : Орден цистерцианцев строгого соблюдения.
- ^ Мэдди-Вайцман, Брюс; Зизенвин, Дэниел (2013). Современное государство, политика и общество Марокко при Мухаммеде VI . Рутледж. стр. 51–52. ISBN 9780415695466 . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США за 2021 год.
- ^ Веб-сайт Ближнего Востока в Интернете
Источники
[ редактировать ]- Бартон, Саймон (2005). «От наемника до крестоносца: пересмотр карьеры Альвара Переса де Кастро (ум. 1239)». В Харрисе, Дж.; Мартин, Т. (ред.). Церковь, государство, пергамент и камень: очерки средневековой Испании в честь Джона Уильямса . Лейден: Brill Academic Press. стр. 111–129 . Проверено 5 мая 2024 г.
- Бикнелл, Джулия (9 ноября 2022 г.). « Межконфессиональное расследование «Духа Тумлилина» живет спустя 50 лет после закрытия марокканского монастыря» . Религия отключена . Институт некоммерческих новостей . Проверено 23 января 2024 г.
- Фоннесберг-Шмидт, Ибен (2007). Папы и Балтийские крестовые походы: 1147-1254 гг . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-15502-2 . Проверено 5 мая 2024 г.
- Фостер, Элизабет А.; Гринберг, Уди (29 августа 2023 г.). Деколонизация и переделка христианства . Издательство Пенсильванского университета. стр. 114–115. ISBN 978-1-5128-2497-1 . Проверено 23 января 2024 г.
- Гудал, Анастасиус (1 января 1955 г.). История францисканской миссии в Мекнесе и истоки культа Богородицы (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. ISBN 978-2-402-19113-5 . Проверено 4 мая 2024 г.
- Лоуэр, Майкл (2014). «Папство и христианские наемники Северной Африки тринадцатого века». Зеркало . 89 (3 ИЮЛЯ). Издательство Чикагского университета: 601–631. дои : 10.1017/S0038713414000761 . S2CID 154773840 .
- Лоуэр, Майкл (20 октября 2016 г.). «Средневековые европейские наемники в Северной Африке». Во Франции Джон; ДеВрис, Келли; Роджерс, Клиффорд Дж. (ред.). Журнал средневековой военной истории . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-78327-130-6 . Проверено 11 мая 2024 г.
- Лупприан, Карл Эрнст (1981). Отношения пап с исламскими и монгольскими правителями в XIII веке на основе их переписки (на немецком языке). Апостольская библиотека Ватикана. ISBN 978-88-210-0575-6 . Проверено 7 мая 2024 г.
- Некроуф, Юнес (1 января 1987 г.). Бурная дружба: Мулай Исмаил и Людовик XIV (на французском языке). ФениXX. ISBN 978-2-402-50699-1 . Проверено 4 мая 2024 г.
- О'Каллаган, Джозеф Ф. (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0306-6 . Проверено 5 мая 2024 г.
- «Монашество: Конец приключения» . Время . ТАЙМ США, ООО. 23 мая 1969 года . Проверено 23 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Католическая церковь в Марокко
- Архиепископия Рабата
- Танжерская архиепископия
- Марокканская конференция католических епископов
Другой
- Служение католического кампуса в Марокко (AECAM: капелланство студентов-католиков в Марокко)
- Католическое обучение в Марокко: католические школы, архивированные 1 сентября 2015 г. в Wayback Machine (Enseignement Catholique au Maroc)
- Церковный справочник Марокко
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Церковь Святого Андрея, Танжер (Англиканская церковь Марокко)