Jump to content

Христианство в Марокко

Кафедральный собор Рабата

Христиане в Марокко составляют менее 1% [1] [2] населения страны 33 600 000 (перепись 2014 г.). Большинство христианских приверженцев — католики и протестанты .

Христианство в Марокко появилось во времена Римской империи , когда его практиковали христианские берберы в римской Мавритании Тингитана , хотя оно начало приходить в упадок после исламских завоеваний в 7 веке. [3] Коренное христианство в Северной Африке фактически продолжалось после мусульманского завоевания до начала 15 века. [4] [5]

Во время французского и испанского протекторатов в Марокко проживало значительное количество европейских католических поселенцев ; накануне независимости в Марокко проживало около 470 000 католиков. [6] С момента обретения независимости в 1956 году христианское население Европы существенно сократилось, и многие христиане уехали во Францию ​​или Испанию. До обретения независимости европейские католические поселенцы имели историческое наследие и мощное присутствие. [6] Независимость вызвала массовый исход европейских христианских поселенцев; после ряда событий 1959-1960 годов страну покинуло более 75% христианских поселенцев. [6]

По оценкам Госдепартамента США, в 2022 году нынешнее число марокканских христиан превысит 40 000 человек. [7] По оценкам Pew-Templeton, количество марокканских христиан составляет 20 000 человек. [8] Число марокканцев, принявших христианство (большинство из них тайные верующие), оценивается примерно в 8000 человек. [9] –50,000. [10] [11] С 1960 года все большее число марокканских мусульман обращаются в христианство. [12] [13] [14] [15] [16]

По оценкам, по состоянию на 2024 год в Марокко будет проживать от 500 000 до 600 000 марокканских христиан.

Уголовные запреты

[ редактировать ]

Статья 3 конституции Марокко «гарантирует всем свободу вероисповедания». Однако уголовный кодекс Марокко запрещает переход в другие религии, кроме ислама. Обращение мусульман в христианство (либо прозелитизм , либо отступничество ) часто происходило в колониальный период, когда не существовало законов против такого обращения.

Согласно статье 220 Уголовного кодекса Марокко, «любой, кто использует подстрекательство с целью поколебать веру мусульманина или обратить его в другую религию», наказывается тюремным заключением на срок от трех до шести месяцев и штрафом в размере от 200 до 500 дирхамов. Любая попытка склонить мусульманина к обращению является незаконной. Иностранные миссионеры либо ограничивают свою прозелитическую деятельность немусульманами, либо стараются вести свою работу осторожно. Несмотря на эти ограничения, исследование 2015 года оценивает около 3000 верующих во Христа мусульманского происхождения. [17]

В 2023 году Марокко вошло в число 30 стран мира, где быть христианином наиболее опасно. [18]

Икона Марокканской Богоматери.

Раннее христианство

[ редактировать ]

Христианство было введено в регион во 2 веке нашей эры и приобрело новообращенных в городах и среди рабов, а также среди берберских фермеров. К концу IV века романизированные территории были обращены в христианство, и произошло вторжение среди берберских племен, которые иногда массово обращались в христианство. Также развивались раскольнические и еретические движения, обычно как формы политического протеста. В этом районе также проживало значительное еврейское население. [19]

Со времени Тетрархии ( императором Диоклетианом реформы правительственных структур в 296 году) Мавретания Тингитана стала частью епархии Испанской в (множественное число на латыни) и, следовательно, в преторианскую префектуру галлов (Мавретания Цезарьская входила в Африканскую епархию, другая преторианская префектура в Западной империи) и оставалась таковой до ее завоевания вандалами. По преданию, мученическая кончина святого Марцелла произошла 28 июля 298 года в Тингисе ( Танжер ) во время правления Диоклетиана.

Картина Августина Гиппопотама, спорящего с мужчиной перед публикой.
Шарля-Андре ван Лоо Августин XVIII века спорит с донатистами

привело Преследование Диоклетиана к так называемой ереси донатизма , вызвавшей раскол в регионе. Названный в честь берберского христианского епископа Доната Магнуса , донатизм процветал в четвертом и пятом веках. [20]

Мусульманское завоевание

[ редактировать ]
Церковь Богоматери Победы в Тетуане

Археологические и научные исследования показали, что христианство существовало после мусульманских завоеваний. Католическая церковь постепенно пришла в упадок вместе с местным латинским диалектом. [21] [22] Однако существует другая точка зрения, заключающаяся в том, что христианство в Северной Африке фактически прекратилось вскоре после завоевания Северной Африки исламским халифатом Омейядов между 647–709 годами нашей эры. [23] [3]

Многие причины рассматриваются как ведущие к упадку христианства в Магрибе. Один из них – постоянные войны и завоевания, а также гонения. Кроме того, многие христиане также мигрировали в Европу. Церкви в то время не хватало основы монашеской традиции , и она все еще страдала от последствий ересей, включая так называемую донатистскую ересь, и это способствовало раннему уничтожению Церкви в современном Магрибе. Некоторые историки противопоставляют это сильной монашеской традиции в Коптском Египте , которая считается фактором, позволившим Коптской церкви оставаться религией большинства в этой стране примерно до конца 14 века, несмотря на многочисленные преследования. Кроме того, римляне не смогли полностью ассимилировать коренное население, подобное берберам. [24] [25]

Обращение и при правлении преследования христиан Альмохадов также претерпели радикальные изменения. [26] Многие христиане были убиты, вынуждены принять христианство или вынуждены бежать. [26] Некоторые христиане бежали в христианские королевства на Пиренейском полуострове и способствовали Реконкисте . [26]

Местный католицизм оказался под давлением, когда к власти пришли мусульманские фундаменталистские режимы Альморавидов и особенно Альмохадов , и записи свидетельствуют о преследованиях и требованиях, чтобы местные христиане Магриба были вынуждены принять ислам. [27] Письмо XIV века показывает, что в Северной Африке все еще оставалось четыре епископства, что, по общему признанию, резко сократилось по сравнению с более чем четырьмястами епископствами, существовавшими во время арабского завоевания. [28] Альмохад Абд аль-Мумин заставил христиан и евреев Туниса и Магриба принять христианство в 1159 году. [29] Берберские христиане продолжали жить в Магрибе до начала 15 века, и «[в] первой четверти пятнадцатого века мы даже читали, что коренные христиане Туниса, хотя и сильно ассимилировались, расширили свою церковь, возможно, потому, что последние преследуемых христиан со всего Магриба собрались там». [30] Другую группу христиан, приехавших в Северную Африку после депортации из исламской Испании, называли мосарабами . признал их членами Марокканской церкви Папа Иннокентий IV . [31]

Церковь Святых Мучеников в Марракеше

Другой этап христианства в Магрибе начался с приходом португальцев в 15 веке. [32] После окончания Реконкисты португальцы-христиане и испанцы захватили многие порты Северной Африки. [33]

В июне 1225 года папа Гонорий III издал буллу Vineae Domini custodes , которая разрешала двум монахам Доминиканского ордена , по имени Доминик и Мартин, основать миссию в Марокко и следить за делами христиан там. [34] Епископ Марокко Лопе Фернандес де Айн был назначен главой Африканской церкви, единственной церкви, официально разрешенной проповедовать на континенте, 19 декабря 1246 года Папой Иннокентием IV . [35] Иннокентий IV просил эмиров Туниса, Сеуты и Бугии разрешить Лопе и монахам-францисканцам присматривать за христианами в этих регионах. Он поблагодарил халифа аль-Саида за предоставленную защиту христианам и попросил разрешить им построить крепости вдоль берегов, но халиф отклонил эту просьбу. [36]

Епископство Марракеша продолжало существовать до конца 16 века и принадлежало суфражистам Севильи . Хуан де Прадо попытался восстановить миссию, но был убит в 1631 году. Тем не менее, в 1637 году францисканская миссия была продолжена, и ей официально разрешили заботиться о христианских пленниках и местных христианах. [37] Францисканские монастыри продолжали существовать в Мекнесе до 18 века. [38]

Европейское влияние (ок. 1912–1956)

[ редактировать ]
Марокканские англиканские христиане из Танжера

В эпоху испанского протектората и французского протектората над Марокко условия существования католической церкви процветали, католические церкви, школы и больницы по всей стране строились , а до 1961 года воскресные массовые гуляния транслировались по радио и телевидению. сети. [39]

До обретения независимости в Марокко проживало полмиллиона европейских христианских поселенцев. [40] Во время французского протектората в Марокко европейские христиане составляли почти половину населения города Касабланка . [41] До обретения независимости численность католиков во Французском Марокко достигала около 360 000, или около 4,1% населения. [39] Католики во Французском Марокко были в основном французского происхождения и в меньшей степени испанского и итальянского происхождения. [39] Некоторые марокканцы берберского или арабского происхождения обратились в христианство во время французского колониализма . [42] С момента обретения независимости в 1956 году население Европы существенно сократилось, и многие католики уехали во Францию ​​или Испанию. [39]

Между последними годами 19-го века и началом 20-го века проживало около 250 000 испанских католиков в Марокко . Большинство испанцев покинули Марокко после обретения независимости, и их число сократилось примерно до 13 000 человек. [43] В годы, предшествовавшие Первой мировой войне , европейские христиане составляли почти четверть населения Танжера . [44] [45] В 1950 году католики в испанском протекторате в Марокко и Танжере составляли 14,5% населения, а в испанском Марокко проживало 113 000 католических поселенцев. [39] Католики в испанском протекторате в Марокко и Танжере были в основном испанского происхождения и в меньшей степени португальского, французского и итальянского происхождения. [39]

Независимое Марокко (с 1956 г.)

[ редактировать ]

Независимость вызвала массовый исход европейских католических поселенцев; после 1956 г. страну покинули более 75% поселенцев-католиков. [6] Сегодня христианская община экспатриантов ( католиков и протестантов ) состоит из 40 000 практикующих членов. [46] хотя оценки христиан, проживающих в стране в любой конкретный момент времени, доходят до 40 000. Около 3000 иностранных жителей принадлежат к Русской и Греческой Православной Церкви. [47] Большинство христиан проживают в городских районах Касабланки , Танжера , Марракеша и Рабата . [48] Большинство христиан в Марокко — иностранцы, хотя «Голос мучеников» сообщает, что растет число коренных марокканцев (45 000), обращающихся в христианство, особенно в сельской местности. Многие из новообращенных крестятся тайно в церквях Марокко. [49] Согласно Отчету о международной религиозной свободе за 2021 год ; число марокканских граждан-христиан достигло примерно 31 500 человек, в то время как, по оценкам Марокканской ассоциации по правам человека, насчитывается около 25 000 марокканских граждан-христиан. [50]

С 1960 года все большее число марокканских мусульман обращаются в христианство. [12] [51] [14] [52] [16] Многие марокканские христиане берберского или арабского происхождения в основном обратились в религию в современную эпоху или во время и после французского колониализма . [42]

Номиналы

[ редактировать ]

католицизм

[ редактировать ]
Собор Святого Петра, Рабат

Христианство уже давно присутствует в Марокко, начиная с Римской империи. [6] Французская и испанская колонизация Северной Африки в девятнадцатом и двадцатом веках еще больше укрепила католицизм в регионе. [6] В эпоху испанского протектората и французского протектората над Марокко условия существования католической церкви процветали, католические церкви, школы и больницы по всей стране строились , а до 1961 года воскресные массовые гуляния транслировались по радио и телевидению. сети. [39]

Во время французского и испанского протекторатов в Марокко проживало значительное количество европейских католических поселенцев: накануне независимости в Марокко проживало около 470 000 католиков. [6] С момента обретения независимости в 1956 году католическое население Европы существенно сократилось, и многие католики уехали во Францию ​​или Испанию. До обретения независимости европейские католические поселенцы имели историческое наследие и мощное присутствие. [6] Независимость вызвала массовый исход европейских католических поселенцев; после ряда событий 1959-1960 годов страну покинуло более 75% поселенцев-католиков. [6]

насчитывается около 30 000 католиков Сегодня в Марокко . Большинство из них — европейские эмигранты, в основном французы и испанцы из-за исторических связей страны с Францией и Испанией. Другая группа состоит из иммигрантов из стран к югу от Сахары , в основном студентов. Страна разделена на две архиепархии ; Рабат и Танжер . обучалось более 12 000 учеников . В 2022 году в 16 католических школах по всей стране [6] Католические школы обычно используют французский язык в качестве языка обучения после начальной школы. [6]

протестантизм

[ редактировать ]

Англиканство

[ редактировать ]
Церковь Святого Андрея, Танжер

В то время как большинство районов Африки (включая восточную часть Северной Африки) имеют независимые англиканские епархии и провинции, западная часть Северной Африки, включая Англиканскую церковь Марокко, является частью Европейской епархии , которая сама является частью провинции Кентербери в церкви англиканской . Есть два постоянных капеллана: один в Касабланке и один в Танжере. Небольшие группы англиканцев вместе молились в Марракеше , но здесь нет англиканской церкви.

Англиканская церковь Святого Андрея в Танжере стала туристической достопримечательностью, отчасти благодаря тому, что на ее кладбище похоронены некоторые известные личности. [53] Церковь представляет собой замену более раннего здания меньшего размера, построенного в начале двадцатого века, которое было построено с явного разрешения короля Марокко на подаренной им земле.

Англиканская церковь Святого Иоанна Богослова в Касабланке расположена в центре города, недалеко от отеля Hyatt Regency . Он имеет хорошо развитую общину и каждое воскресное утро проводит две службы, чтобы вместить всех прихожан. Существует катехизическая программа для детей. [54]

Марокканские протестанты из Танжера.

27 марта 2010 года марокканский журнал TelQuel заявил, что тысячи марокканцев обратились в христианство. Указывая на отсутствие официальных данных, Service de presse Common Ground ссылается на неуказанные источники, в которых говорится, что в период с 2005 по 2010 год около 5000 марокканцев стали христианами. [55] По оценкам, христианская программа брата Рашида способствовала обращению в христианство многих мусульман в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в том числе 150 000 в Марокко. [56]

С 1960 года все большее число марокканских мусульман обращаются в христианство. [12] [51] [14] [57] [16] Многие марокканские христиане берберского или арабского происхождения в основном обратились в религию в современную эпоху или во время и после французского колониализма . [42]

Восточное православие

[ редактировать ]
Русская Православная Церковь в Рабате

В Марокко действуют три православные церкви : Греческая православная церковь в Касабланке и русские православные церкви в Рабате и Касабланке. [58]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
  2. ^ «Всемирная книга фактов — Центральное разведывательное управление» . www.cia.gov .
  3. ^ Перейти обратно: а б Асиваджу, А.И. (январь 1985 г.). Разделенные африканцы: этнические отношения через международные границы Африки . К. Херст и Ко. с. 237. ИСБН  0-905838-91-2 .
  4. ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, стр. 322
  5. ^ «Офис президента – Вефильский университет» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гринберг, Уди; А. Фостер, Элизабет (2023). Деколонизация и переделка христианства . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 105. ИСБН  9781512824971 .
  7. ^ Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2022 год - Государственный департамент США.
  8. ^ Пью Темплтон, 2013 г.
  9. ^ «Обращенные в христианство в Марокко боятся фетвы, призывающей к их казни» .
  10. ^ « Домашние церкви» и тихие мессы – обращенные христиане Марокко тайно молятся – VICE News» .
  11. ^ «Христиане хотят, чтобы браки были признаны в Марокко» . Рейтер. 8 июня 2018 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Карнс, Нат (2012). Аль-Магред, берберийский лев: взгляд на ислам . Издательство Кембриджского университета. п. 253. ИСБН  9781475903423 . . Всего около 40 000 марокканцев обратились в христианство.
  13. ^ « Домашние церкви» и тихие мессы – обращенные христиане Марокко тайно молятся – VICE News» . 23 марта 2015 г. Обращенные марокканцы – большинство из них тайные верующие, которых, по оценкам, насчитывается от 5 000 до 40 000 –
  14. ^ Перейти обратно: а б с «Скрытые» христиане Марокко борются за религиозную свободу» . Африканские новости. 30 января 2017 г. Официальной статистики нет, но лидеры говорят, что в Марокко проживает около 50 000 христиан, большинство из которых принадлежат к протестантской евангелической традиции.
  15. ^ «Отчет о свободе вероисповедания в Марокко за 2019 год» (PDF) . ОТЧЕТ О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ. 30 января 2019 г. По оценкам Марокканской ассоциации прав человека, насчитывается 25 000 граждан-христиан. Один источник СМИ сообщил, что, хотя большинство христиан в стране являются иностранцами, в стране проживает около 8000 христианских граждан и что «несколько тысяч» граждан обратились, в основном в протестантские церкви.
  16. ^ Перейти обратно: а б с «Обращенные в христианство Марокко выходят из тени» . Время Израиля. 30 апреля 2017 г. Принявшие христианство составляют незначительное меньшинство марокканцев. Хотя официальной статистики не существует, Государственный департамент США оценивает их число от 2000 до 6000.
  17. ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн Александр (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . Междисциплинарный журнал исследований религии . 11:14 . Проверено 20 октября 2015 г.
  18. Список наблюдения «Открытые двери 2023», дата обращения 5 июля 2023 г.
  19. ^ Готрайх, Эмили (2020). Еврейское Марокко: история от доисламских до постколониальных времен . Лондон. ISBN  978-1-83860-361-8 . OCLC   1139892409 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ Кантор, Норман Ф. (1995), Цивилизация Средневековья
  21. ^ Ближний и Средний Восток Хайнц Хальм, стр. 99.
  22. ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 332-334
  23. ^ «Офис президента – Вефильский университет» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 года.
  24. ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 336-338
  25. ^ Исчезновение христианства из Северной Африки в результате подъема исламаС. Дж. Спил, II История Церкви, Том. 29, № 4 (декабрь 1960 г.), стр. 379-397.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Вассерштейн, Дэвид Дж. (2020). «Интеллектуальная генеалогия политики Альмохадов по отношению к христианам и евреям» . В Гарсиа-Аренале — «Мерседес»; Глейзер-Эйтан, Йонатан (ред.). Принудительное обращение в христианство, иудаизм и ислам: принуждение и вера в досовременной Иберии и за ее пределами . Серия книг «Нумен». Том. 164. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 133–154. дои : 10.1163/9789004416826_007 . ISBN  978-90-04-41681-9 . ISSN   0169-8834 . S2CID   211665760 .
  27. ^ Абун-Наср, Джамиль (1987). История Магриба в исламский период . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521337674 .
  28. ^ Филлипс, отец Эндрю. «Последние христиане Северо-Западной Африки: некоторые уроки для современных православных» .
  29. ^ Бауэринг, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Касим (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. п. 34. ISBN  978-0-691-13484-0 .
  30. ^ «цитата по Мохамеду Талби, «Le Christianisme magrébin», в М. Герверсе и Р. Бихази, Коренные христианские общины в исламских странах ; Торонто, 1990; стр. 344-345» .
  31. ^ Ламин Санне (2012). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN  9789966150691 .
  32. ^ Ламин Санне (24 марта 2015 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN  9781608331499 .
  33. ^ Кевин Шиллингтон (январь 1995 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Международное высшее образование Макмиллана. ISBN  9781137524812 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  34. ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN  978-0812203066 .
  35. ^ Ольга Сесилия Мендес Гонсалес (апрель 2013 г.). Англия тринадцатого века XIV: Материалы конференции Аберистуита и Лампетера, 2011 г. Книги Орбис. ISBN  9781843838098 . , стр. 103-104
  36. ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN  978-0812203066 . , стр. 117-20
  37. ^ Гудал, Анастасиус (1 января 1955 г.). История францисканской миссии в Мекнесе и истоки культа Богородицы (на французском языке). Цифровое переиздание FeniXX. ISBN  978-2-402-19113-5 . Проверено 4 мая 2024 г.
  38. ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг., Том 5 . БРИЛЛ. 1993. ISBN  9004097910 .
  39. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ф. Найроп, Ричард (1972). Региональный справочник для Марокко . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн. п. 97. ИСБН  9780810884939 .
  40. ^ Де Азеведо, Раймондо Каджано (1994) Миграция и сотрудничество в целях развития. . Совет Европы. п. 25. ISBN   92-871-2611-9 .
  41. ^ Альберт Хабиб Хурани, Малис Рутвен (2002). « История арабских народов ». Издательство Гарвардского университета. стр.323. ISBN   0-674-01017-5
  42. ^ Перейти обратно: а б с Фальбуш, Эрвин; Бромили, Джеффри Уильям; Лохман, Ян Милич; Мбити, Джон; Пеликан, Ярослав; Вишер, Люк; Барретт, Дэвид Б. (2003). Энциклопедия христианства: JO ISBN  978-0-8028-2415-8 . Архивировано из оригинала 26 августа 2021 года . Проверено 20 апреля 2016 г.
  43. ^ Испания: Формирование иммиграционной политики , Источник миграционной информации
  44. ^ Петридес, Софрон (1913), « Тингис », Католическая энциклопедия , том. XIV, Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс .
  45. ^ «Танжер » энциклопедия Британская Том. 26 (11-е изд.). 1911. стр. 100-1. 397–398.
  46. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Марокко» (PDF) . Государственный департамент США — Государственный департамент США. 2 июня 2022 г. с. 3.
  47. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Марокко» (PDF) . Государственный департамент США — Государственный департамент США. 2 июня 2022 г. с. 3.
  48. ^ Отчет о международной религиозной свободе, 2008 г., Государственный департамент США.
  49. ^ «Обращенные христиане в Марокко нуждаются в молитвах - журнал Кретьен» . 21 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г.
  50. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2021 год: Марокко» (PDF) . Государственный департамент США — Государственный департамент США. 2 июня 2022 г. с. 2.
  51. ^ Перейти обратно: а б « Домашние церкви» и тихие мессы — обращенные христиане Марокко тайно молятся – VICE News» . 23 марта 2015 г. Обращенные марокканцы — большинство из них тайные верующие, которых, по оценкам, насчитывается от 5 000 до 40 000 —
  52. ^ «ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ МАРОККО ЗА 2019 ГОД» (PDF) . ОТЧЕТ О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ. 30 января 2019 г. По оценкам Марокканской ассоциации прав человека, насчитывается 25 000 граждан-христиан. Один источник СМИ сообщил, что, хотя большинство христиан в стране являются иностранцами, в стране проживает около 8000 христианских граждан и что «несколько тысяч» граждан обратились, в основном в протестантские церкви.
  53. ^ см. на туристическом сайте Танжера здесь . Подробности
  54. ^ Ссылка на этом сайте .
  55. ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld – Марокко: Общая ситуация с мусульманами, принявшими христианство, и особенно с теми, кто обратился в католицизм; обращение с ними со стороны исламистов и властей, включая государственную защиту (2008–2011 гг.)» .
  56. Международная обсерватория: «Искушение Христа». Архивировано 5 сентября 2014 г., archive.today , апрель 2010 г.
  57. ^ «ОТЧЕТ О МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ МАРОККО ЗА 2019 ГОД» (PDF) . ОТЧЕТ О РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЕ. 30 января 2019 г. По оценкам Марокканской ассоциации прав человека, насчитывается 25 000 граждан-христиан. Один источник СМИ сообщил, что, хотя большинство христиан в стране являются иностранцами, в стране проживает около 8000 христианских граждан и что «несколько тысяч» граждан обратились, в основном в протестантские церкви.
  58. ^ "Православная Церковь в Марокко: Communauté Orthodoxe au Maroc. Ορθόδοξη Κοινότητα Μαρόκου" . www.orthodox.ma .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Байда, Джамаа; Винсент Ферольди; Ибрагим Бу Талиб (2005). Христианское присутствие в Марокко, 19-20 вв. (на французском языке). Издательство и полиграфия Bouregreg communication. ISBN  9954-423-97-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1a19d22d3d46bc9b3a0921fa33a1e97__1722646620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/97/e1a19d22d3d46bc9b3a0921fa33a1e97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity in Morocco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)