Христианство в Ираке
Христианство по странам |
---|
Христианский портал |
Христиане Ирака считаются одной из старейших непрерывно действующих христианских общин в мире.
Подавляющее большинство иракских христиан — коренные восточно-арамейские этнические ассирийцы , происходящие из древней Ассирии и следующие сирийской христианской традиции. Некоторые из них также известны по названию своей религиозной конфессии, а также по своей этнической принадлежности, например, халдо-ассирийцы , халдейские католики или сирийцы (см. Термины для сирийских христиан ). Неассирийские иракские христиане — это в основном арабские христиане и армяне , а также очень небольшое меньшинство курдов , шабаков и иракских туркменских христиан. Большинство современных иракских христиан этнически, лингвистически, исторически и генетически отличаются от курдов, арабов, иранцев, турок и туркмен (а также от собратьев-сирийцев-христиан в Западной Сирии, Ливане, Иордании и юго-западной Турции). [ нужна ссылка ] Независимо от религиозной принадлежности ( Ассирийская Церковь Востока , Халдейская Католическая Церковь , Сирийская Православная Церковь , Сирийская Католическая Церковь , Ассирийская Пятидесятническая Церковь и др.) восточно-арамейскоязычные христиане Ирака и его окрестностей представляют собой один генетически однородный народ. Они идентифицируют себя как отдельный народ разного происхождения и с отдельной историей, восходящей к древней Ассирии и Месопотамии (см. «Ассирийская преемственность» и «История ассирийцев» ). [1] Ассирийцы-христиане также имеют общины на северо-востоке Сирии , юго-востоке Турции и северо-западе Ирана , а также в более широкой ассирийской диаспоре по всему миру .
Сирийское христианство впервые возникло в Месопотамии, а некоторые разновидности этой традиции (а именно Церковь Востока и ее преемницы) были основаны в северном и центрально-южном Ираке и в конечном итоге распространились и стали одной из самых популярных христианских церквей в Ираке. Ближний Восток и регион плодородного полумесяца и распространится до Индии и Китая .
Ирак вносит богатый и жизненно важный вклад в христианскую историю, и после Израиля Ирак имеет самую библейскую историю среди всех других стран мира. [2] Патриарх Авраам был родом из Ура , на юге Ирака, современной Насирии, а Ребекка была из северо-запада Ирака, в Ассирии . Кроме того, Дэниел большую часть своей жизни прожил в Ираке. Пророк Иезекииль был родом из южного Ирака, и там находится его святыня. Здесь также расположены святыни пророка Ионы и святого Георгия , и, как говорят, оттуда родом были и другие библейские пророки и святые. Также широко распространено мнение, что Адам и Ева были родом из Ирака, поскольку библейский Эдемский сад, как полагают, находился на юге Ирака. [2] [3]
До войны в Персидском заливе в 1991 году христиан в Ираке насчитывалось один миллион. [4] Это может быть наполовину занижено, как видно из данных переписи 1987 года. при Правление баасистов Саддаме Хусейне держало антихристианское насилие под контролем, но подвергло некоторых из них «программам переселения». [4] При этом режиме преимущественно этнически и лингвистически отличающиеся ассирийцы были вынуждены идентифицировать себя как арабы . в 2003 году христианское население сократилось примерно до 800 000 человек Во время войны в Ираке . [4]
Во время войны в Ираке 2013–2017 годов , когда ИГИЛ Ирака быстро распространилось по западным землям , ассирийцы-христиане и армяне бежали, опасаясь преследований со стороны террористической организации, поскольку они должны были «казнить» любого человека, который не верил в их суннитскую секту. Тысячи иракских христиан бежали в Багдад , столицу страны, где они нашли убежище и адекватное жилье, некоторые из которых решили сделать Багдад своим новым постоянным домом после полного разгрома ИГИЛ в Ираке. [5] Тысячи людей также бежали в другие части южного Ирака, такие как город Наджаф с шиитским большинством , который разместил тысячи христиан в священных исламских святынях после того, как они бежали от ИГИЛ, стремившегося их истребить. [6] Большое количество населения также массово вернулось в свои дома после разгрома ИГИЛ и смогло безопасно праздновать христианские праздники Рождества и Пасхи под защитой Ассирийских отрядов защиты равнины Ниневии и их союзников. [7] [8]
в настоящее время число христиан в Ираке составляет около 500 000 человек. По данным Исследовательской службы ЕС по меньшинствам в Ираке , [9] хотя цифры варьируются от источника к источнику, поскольку последняя перепись населения Ирака проводилась более 30 лет назад. В 2020 году планируется провести перепись населения, в ходе которой будет уточнено количество христиан в Ираке. [10] [9]
История
Ранняя Церковь
Христианство было принесено в Ирак в I веке апостолом Фомой и Маром Аддаем ( Аддаем Эдесским ) и его учениками Аггаем и Мари . Фома и Аддай принадлежали к двенадцати апостолам. [11] ассирийские общины Ирака Восточно-арамейскоязычные считаются одними из старейших в мире.
Ассирийский народ принял христианство в I веке. [4] и Ассирия на севере Ирака стала центром христианства восточного обряда и сирийской литературы с I века до средневековья. Христианство изначально жило рядом с древней месопотамской религией у ассирийцев, пока последняя не начала вымирать в IV веке.
В первые столетия после арабского исламского завоевания в VII веке Ассирия (также известная как Атура и Асористан ) была распущена арабами как геополитическое образование, однако коренные ассирийцы (известные арабами как Ашуриюн) учёные и врачи играли роль влиятельную роль в Ираке.
Возвышение ислама
В период до установления правления Аббасидов в 750 году нашей эры курды -скотоводы переселились в Верхнюю Месопотамию из Персидского Азербайджана , воспользовавшись нестабильной ситуацией. Города на севере и северо-востоке Ассирии подвергались набегам и нападениям со стороны курдов Персидского Азербайджана, «которые убивали, грабили и порабощали коренное население», а курды перемещались в различные регионы на востоке Ассирии . Летописец Ибн Хавкал говорил о состоянии, до которого был низведен регион Шахразур, описывая его как «город, который был захвачен курдами и чьи окрестности вплоть до Ирака процветали». Другой современный источник описал регион Адиабене следующим образом: «Равнина Хадиаб была полностью заселена несторианцами , но курды оккупировали ее и лишили ее жителей». [12] [ нейтралитет оспаривается ]
Позже сельджуки вторглись в Месопотамию при поддержке курдских вождей и племен. Они «уничтожали все, что встречали», захватывали и порабощали женщин . Историк Ибн Халдун писал, что «курды повсюду портят и сеют ужас». [12] Со временем Армения и Ассирия стали «Курдистаном». [13]
Ассирийская церковь Востока берет свое начало на территории нынешней юго-восточной Турции и Асористана (Сасанидская Ассирия ). К концу XIII века в полосе от Пекина до Самарканда насчитывалось двенадцать несторианских епархий . Северный Ирак оставался преимущественно ассирийским , восточно-арамейским и христианским до разрушения мусульманского военачальника 14-го века тюрко-монгольского происхождения Тимура (Тамерлана) , который завоевал Персию , Месопотамию и Сирию ; мирное население было уничтожено, а древний город Ассур был окончательно оставлен ассирийцами после 4000-летней истории. Тимур приказал обезглавить 70 000 ассирийцев-христиан в Тикрите и еще 90 000 в Багдаде . [14] [15] Тимур вознаградил курдов за поддержку, «поселив их в опустошенных регионах, которые до этого были населены последователями Церкви Востока ». [16]
Османское правление
В 16 веке османы укрепили свою восточную границу теми, кого они считали лояльными курдскими суннитскими племенами. Они поселили курдские племена в этих регионах , и в 1583 году султан Мурад III «отдал огромные провинции курдскому племени Мокри». стали полностью заселены курдами По словам Абуна, «многие регионы с многочисленными ассирийскими и армянскими памятниками и монастырями после Чалдырана », а курдские историки писали, что «земля в это время была очищена, ее коренные жители изгнаны силой». Курдский историк Али аль-Курани подтвердил, что Сарсинг «был ассирийским городом и что курды, поселившиеся там, были иммигрантами из персидского Азербайджана ». Фиби Марр отметила, что «на севере многие курдские племена Персии мигрировали в Ирак». Британский путешественник Джеймс Рич наблюдал в северном Ираке «быстрый приток курдов из Персии... и что их продвижение никогда не прекращалось». Он отметил, что "около десяти тысяч семей, включающих семьдесят тысяч душ, постоянно передвигаются через границу". Саутгейт также наблюдал «быстрое продвижение и заселение курдов из Персия в северный Ирак» примерно в это же время. [17] Доктор Грант дал показания очевидца: он заявил: «В Бет-Гаррнэ (район Эрбиль-Киркук) когда-то проживало большое население христиан-несторианцев, теперь они сократились до нескольких разрозненных деревень... За последние шесть лет Коорды Равандус и Амадия последовательно пронеслись над ним.» [18] Новая эпоха началась в 17 веке, когда эмир Басры Афрасиаб позволил португальцам построить церковь за пределами города.
Геноцид ассирийцев и эпоха после мировой войны
Во время Первой мировой войны ассирийцы северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и северо-западного Ирана пострадали от ассирийского геноцида , в результате которого погибло до 65% всего ассирийского населения. В 1933 году, в год формальной независимости Ирака, иракские военные устроили крупномасштабную резню против ассирийцев ( резня в Симеле ), которые до этого поддерживали британскую колониальную администрацию. [4]
В начале 1930-х годов иракские арабские министерства распространяли среди курдов листовки с призывом присоединиться к ним для резни ассирийцев. Этот призыв апеллировал к исламским убеждениям и объединил арабов и курдов против неверных христиан. [19] Незадолго до резни в Симеле 11 августа 1933 года курды начали кампанию грабежей ассирийских поселений. Ассирийцы бежали в Симеле, где их также преследовали. Согласно некоторым исследованиям, было много свидетельств свидетелей многочисленных зверств, совершаемых арабами и курдами в отношении ассирийских женщин. [19]
В 1987 году последняя перепись населения Ирака насчитала 1,4 миллиона христиан. [20] Их терпели при светском режиме Саддама Хусейна , который даже сделал одного из них, Тарика Азиза , своим заместителем. Однако гонения со стороны Саддама Хусейна на восточно-арамейских христиан, говорящих на этническом, культурном и расовом уровне, продолжались. Неоарамейский как язык и письменность были подавлены, присвоение сирийских христианских имен или аккадских / ассиро-вавилонских имен было запрещено (например, имя Тарика Азиза — Михаил Юханна), а Саддам эксплуатировал религиозные различия между конфессиями иракских христиан, такими Халдейская католическая церковь , Сирийская православная церковь , Ассирийская церковь Востока и Древняя церковь Востока . [ нужна ссылка ] Более 2000 иракских христиан подверглись этническим чисткам из своих городов и деревень во время кампании Анфаль 1988 года.
Иракская война
, по состоянию на 21 июня 2007 года По оценкам УВКБ ООН 2,2 миллиона иракцев были перемещены в соседние страны, а 2 миллиона были перемещены внутри страны, при этом почти 100 000 иракцев бегут в Сирию и Иорданию каждый месяц. Некоторые из этих беженцев и вынужденных переселенцев были христианами. [21] [22] В статье от 25 мая 2007 года отмечалось, что за предыдущие семь месяцев только 69 человек из Ирака получили статус беженцев в Соединенных Штатах . [23]
После вторжения в Ирак в 2003 году насилие против христиан возросло: появились сообщения о похищениях, пытках, взрывах и убийствах. [24] Некоторых христиан заставляли принять ислам под угрозой смерти или изгнания, а женщинам приказывали носить исламскую одежду. [24] [25]
В августе 2004 года Международный христианский концерн выразил протест против нападения исламистов на иракские христианские церкви, в результате которого погибли 11 человек. [26] В 2006 году православный священник Булос Искандер был обезглавлен и изуродован, несмотря на уплату выкупа, а в 2008 году ассирийский священнослужитель архиепископ Паулос Фарадж Раххо Халдейской католической церкви в Мосуле был убит после похищения. [24] В январе 2008 года бомбы взорвались возле девяти церквей. [24]
В 2007 году халдейский католический священник о. Рагид Азиз Ганни и иподьяконы Басман Юсеф Дауд, Вахид Ханна Ишо и Гассан Исам Бидавед были убиты в древнем городе Мосул. [27] Ганни ехал со своими тремя дьяконами, когда их остановили и потребовали принять ислам, а когда они отказались, их расстреляли. [27] Ганни был пастором Халдейской церкви Святого Духа в Мосуле и окончил Папский университет Святого Фомы Аквинского в Ангеликуме в Риме в 2003 году со степенью бакалавра экуменического богословия . Шесть месяцев спустя тело Паулоса Фараджа Раххо , архиепископа Мосула, было найдено похороненным недалеко от Мосула . Он был похищен 29 февраля 2008 года, когда были убиты его телохранители и водитель. [28]
В 2010 году в Мосуле появились сообщения о том, что людей останавливали на улицах, просили предъявить удостоверения личности и расстреливали, если у них было имя или фамилия, указывающие на ассирийское или христианское происхождение. [29] 31 октября 2010 г. 58 человек, в том числе 41 заложник и священник, были убиты в результате нападения на ассирийско -сирийскую католическую церковь в Багдаде. [30] Группа, связанная с «Аль-Каидой» ( Исламским государством Ирака) , заявила, что коренные христиане Ирака являются «законной целью». [31] В ноябре серия взрывов и минометных обстрелов подверглась христианским ассирийским районам Багдада. [31]
Нестабильность 2008-2017 годов и ИГИЛ
Во время наступления на север Ирака в 2014 году Исламское государство издало в июле указ, согласно которому все христиане в зоне его контроля должны заплатить специальный налог в размере примерно 470 долларов на семью, принять ислам или умереть. [32] Многие из них нашли убежище в близлежащих контролируемых курдами регионах Ирака. [33] Христианские дома были расписаны арабской буквой ن ( нун ), обозначающей Нассару (арабское слово, означающее «христианин»), и заявлением о том, что они являются собственностью Исламского государства. 18 июля джихадисты, похоже, изменили свое мнение и объявили, что всем христианам придется уйти, иначе они будут убиты. У большинства уехавших было украдено ценное имущество. [34] [33] По словам халдейского католического патриарха Луи Рафаэля I Сако , в 2015 году в Мосуле не осталось христиан, впервые в истории страны. Но после освобождения Мосула в 2017 году христианские семьи начали возвращаться.
Текущая ситуация
После вторжения в Ирак США многие и их союзников иракские христиане бежали из Багдада и других районов в Курдистан. Большинство из них прибыли как вынужденные переселенцы . Христиане, которые слишком бедны или не желают покидать свою древнюю родину, бежали в основном в Эрбиль , особенно в его христианский пригород Анкаву . [29] проживают 10 000, в основном ассирийские иракские христиане В Великобритании , которых возглавляет архиепископ Афанасиос Давуд , который призвал правительство принять больше беженцев. [35]
Помимо эмиграции , доля иракских христиан в населении также снижается из-за снижения рождаемости. [ нужна ссылка ] и более высокий уровень смертности, чем у его соотечественников-мусульман. Кроме того, после вторжения в Ирак ассирийцы и армяне стали объектами нападения исламистских экстремистских организаций. [36] Папа Франциск совершил апостольский визит в Ирак с 5 по 8 марта 2021 года, в ходе которого посетил города Наджаф , Багдад , Ур , Мосул , Каракош и Эрбиль . [37]
Отношения с нехристианами
С конца 13 века и по настоящее время ассирийцы-христиане подвергались как религиозным, так и этническим преследованиям, включая ряд массовых убийств и геноцидов. [29]
Смертный приговор бывшему министру иностранных дел Ирака Тарику Азизу (имя при рождении Майкл Юханна) не был подписан президентом Ирака в 2010 году, потому что президент «сочувствует Тарику Азизу, потому что он иракский христианин». [38] Это также произошло после призыва Святого Престола не приводить приговор в исполнение. [39] Он умер 5 июня 2015 года в больнице аль-Хусейн от депрессии, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и язвы. [40] [41]
Преследования
Иракские христиане стали жертвами казней, кампаний принудительного перемещения, пыток, насилия и объектами суннитских исламистских группировок, таких как Аль-Каида и ИГИЛ. После войны в Ираке 2003 года иракские христиане бежали из страны, и их население при демократическом правительстве резко сократилось. [42] Большинство христиан бежали либо в Иракский Курдистан, либо за границу. По оценкам демографического проекта фонда «Шлама» , по состоянию на июль 2020 года в Ираке осталось около 150 000 ассирийцев-христиан. [43] Это меньше, чем примерно 1 500 000 в 2003 году. [44]
В 2003 году иракские христиане стали основной мишенью экстремистских исламистов-суннитов. Многих похищенных христиан заставляли оставить христианство или подвергали пыткам.
1 августа 2004 г. во время воскресной вечерней мессы в церквях двух иракских городов, Багдада и Мосула, произошла серия взрывов заминированных автомобилей , в результате чего погибло и было ранено большое количество христиан. иорданско-иракский араб-суннит Абу Мусаб аз-Заркави В нападениях был обвинен .
В 2006 году православный священник Булос Искандер был схвачен на улице суннитского города Мосул суннитской группой, требовавшей выкуп. Позже его тело было найдено, руки и ноги священнику также были отрезаны.
В 2007 году появились сообщения о попытках изгнать христиан из исторически христианского пригорода Дора на юге Багдада, при этом некоторые арабы-мусульмане обвиняли христиан в том, что они являются союзниками американцев. Всего с 2007 по 2009 год полицией было зарегистрировано 239 подобных случаев. [45]
В 2008 году священник по имени Рагид Ганни был застрелен в своей церкви вместе с тремя своими товарищами. В том же году появились сообщения о притеснениях студентов-христиан.
В 2008 году благотворительная организация «Барнабас» провела исследование 250 иракских ВПЛ-христиан, которые бежали на север страны (Иракский Курдистан) в поисках статуса беженца, и обнаружила, что почти половина из них были свидетелями нападений на церкви или христиан или лично подвергались насилию.
В 2009 году Региональное правительство Курдистана (КРГ) сообщило, что более 40 000 христиан переехали из Багдада, Басры и Мосула в города Иракского Курдистана. В сообщениях также говорится, что число христианских семей, переезжающих в Иракский Курдистан, растет, и они оказывают поддержку и финансовую помощь 11 000 из этих семей, а некоторые из них работают в РПК. [46]
В 2010 году суннитские исламистские группы напали на сирийскую католическую церковь в Багдаде во время воскресной вечерней мессы 31 октября 2010 года, убив более 60 и ранив 78 иракских христиан. [47]
В 2011 году суннитские экстремисты случайно убили христианина из снайперской винтовки. [ нужна ссылка ] За два месяца до инцидента двое христиан были застрелены по неизвестным причинам в Багдаде, а еще двое христиан были застрелены суннитским джихадистом в Мосуле. [ нужна ссылка ]
30 мая 2011 года в Мосуле суннит обезглавил христианина. [48]
2 августа 2011 года суннитские экстремисты взорвали католическую церковь в туркменском районе Киркук , в результате чего более 23 христиан были ранены.
15 августа 2011 года боевики «Аль-Каиды» взорвали церковь в центре Киркука. [49]
24 ноября 2013 г. в Мосуле в результате целенаправленного нападения был застрелен христианский журналист.
25 декабря 2013 г. в Багдаде суннитские экстремисты взорвали две бомбы, направленные против христиан, празднующих Рождество в районе Аль-Дора округа Ар-Рашид . Сначала бомба была взорвана на преимущественно христианском рынке в районе Аториен (Хай Аль-Аториин), в результате чего по меньшей мере одиннадцать человек погибли и 40 получили ранения. Затем бомба была взорвана возле Римско-католической церкви Св. Иоанна, нацеленная на прихожан рождественской службы, в результате чего 27 человек погибли и получили ранения. 56. [50]
В 2014 году во время наступления на север Ирака в 2014 году Исламское Государство Ирак (ИГИЛ) приказало всем христианам в зоне своего контроля, где иракская армия развалилась, уплатить специальный налог в размере примерно 470 долларов на семью, принявшую суннитский ислам. или умереть. Многие из них нашли убежище в близлежащих регионах Ирака, контролируемых курдами и шиитами.
Курдификация
Многие ассирийские активисты заявляют, что они пострадали не только от арабизации , но и от курдификации в Иракском Курдистане , главным образом в районах, контролируемых ДПК . Ассирийские активисты утверждают, что число христиан, живущих в Иракском Курдистане, сократилось. [примечание 1] Известно, что Иракский Курдистан принял более 200 тысяч христиан-беженцев и вынужденных переселенцев , бежавших из других районов Ирака в период с 2012 по 2016 год. [54] Также известно, что сотрудники службы безопасности и власти, работающие на племя Барзани и его политическую партию ДПК, часто оскорбляли некоторых местных христиан и вынужденных переселенцев за недостаточную лояльность к ним.
Ассирийские организации также предъявляли претензии о том, что региональное правительство Курдистана препятствовало доставке международной помощи до ассирийцев-христиан и иногда пыталось помешать ассирийским арамейским школам. [55] Однако в ежегодном отчете Регионального правительства Курдистана (КРП) говорится, что КРГ восстановило и отремонтировало более 20 христианских церквей в регионе и реконструировало более 105 христианских деревень. [56]
Кроме того, было написано несколько отчетов о тех христианах, которые не имеют «политического» представительства и, следовательно, не преуспевают в расширении своих школ и лишены всего, кроме самого элементарного финансирования. Курдские власти это отрицают. В настоящее время в парламенте Иракского Курдистана заседают пять христиан. [57] Ассирийцы, прибывшие в Иракский Курдистан в качестве вынужденных переселенцев, потребовали от РПК дополнительных прав, и это привело к серьезным спорам. В 2014 году Международное информационное агентство ассирийцев заявило:
Учреждения и правительственные учреждения Иракского Курдистана используют оба языка. Конституция также предусматривает, что туркменский и сирийский языки являются официальными языками в административных единицах, где носители этих языков составляют значительную часть населения (закон также включил армянский язык наряду с туркменским и сирийским). В Конституции отмечается, что любой регион или провинция может принять дополнительный язык в качестве «местного официального языка», если большинство жителей региона или провинции согласятся на это на всеобщем референдуме.
Некоторые также жаловались, что взрослые должны вступать в партию ДПК в районах Иракского Курдистана, где проживает большинство ДПК, чтобы получить работу, и что представителям ДПК разрешено селиться в ассирийских деревнях. [55] Некоторые опрошенные ВПЛ-христиане рассказали, что арабы, курды и исламисты полностью осознают, что ассирийцы не имеют средств защиты перед лицом нападений. В 2005 году в докладе Государственного департамента по правам человека в Ираке за 2005 год говорилось, что на январских выборах поступали сообщения о том, что многие из преимущественно немусульманских жителей Ниневийских равнин не имели возможности голосовать, а во время война в Ираке . Сообщалось, что курдские силы безопасности также не позволили урнам для голосования пройти в некоторые христианские деревни, опасаясь, что они поддержат центральное правительство Ирака. [58] Сообщалось также о некоторых случаях незаконного захвата земли и собственности на христианских ассирийских землях членами ДПК. [58]
Майкл Юаш, ассирийский эксперт, заявил в своем отчете, что правительство Иракского Курдистана неспособно обеспечить убежище всем христианам. Он объяснил это тем, что ДПК пропагандирует, что десятки тысяч христианских ассирийских семей приезжают в безопасные места на север (курдские районы) из арабских районов, но «сотни тысяч» христиан полностью покидают страну (Ирак). Он утверждает, что это напрямую связано с проблемами "незаконных захватов земель". [58]
Поступали сообщения о том, что курдские силы безопасности также совершали злоупотребления в отношении некоторых христиан на севере Ирака во время войны в Ираке 2003 года. Они включали угрозы и запугивание, задержания и пытки. [59] В 1992 году ассирийцы, поддержавшие иракского диктатора Саддама, опубликовали коммюнике, в котором предостерегали против продолжающегося процесса курдификации на севере Ирака, в котором говорилось: «Курдское руководство в рамках хорошо спланированной программы начало заселять курдов в больших количествах вокруг Ассирийские регионы, такие как Сарсанк , Барвари Бала и другие. Они утверждали, что курдский жилищный проект был естественным, чтобы изменить демографическую, экономическую и гражданскую структуру христианских регионов всего за несколько коротких лет, что вынудило христиан эмигрировать из-за пустующих домов; были настигнуты «курдами». [60] Фрэнсис Юсуф Шабо был ассирийским христианским политиком, который занимался жалобами ассирийцев-христиан на деревни, из которых они были насильственно выселены во время арабизации и впоследствии переселены арабами и курдами. [60]
Хьюман Райтс Вотч сообщила, что между некоторыми курдами и меньшинствами, в том числе христианами, возникают споры о земле. Курдские жертвы кампании геноцида Саддама Хусейна, которые вернулись в свои деревни, имели глубокие проблемы с местным населением (включая ассирийцев-христиан), которых они обвиняли в поддержке кампании геноцида Саддама против них во время кампании Аль-Анфаль . По данным HRW, меньшинства в этих спорных деревнях стали жертвами жесткой тактики курдских властей, «включая произвольные аресты и задержания, а также запугивание, направленное на любого, кто сопротивляется курдским экспансионистским планам». Эти споры открыли возможности для арабских экстремистов-суннитов, которые продолжают свою кампанию по убийству меньшинств, особенно религиозных христианских меньшинств.
HRW сообщила, что для консолидации своего (курдского) контроля над территорией Ниневийских равнин и содействия ее включению в состав Курдистана курдские власти на Ниневийских равнинах приступили к реализации двойной стратегии: они предложили меньшинствам Ниневийских равнин средства поощрения, в то время как одновременно применяя репрессии, чтобы держать их на буксире. Считалось, что цель этой тактики состоит в том, чтобы подтолкнуть общины Шабака и езидов идентифицировать себя как этнических курдов, а также заставить христиан соблюдать план курдского правительства по обеспечению победы курдов на любом референдуме, касающемся будущего спорных территорий.
Курдские власти пытались завоевать расположение общин меньшинств, тратя миллионы иракских динаров на создание прокурдской системы патронажа в общинах меньшинств, делая их богаче, финансируя альтернативные организации гражданского общества, чтобы конкурировать, подрывать и бросать вызов авторитету меньшинств. сложившиеся группы, многие из которых выступают против курдского правления. РПК также финансирует частные ополчения, созданные якобы для защиты общин меньшинств от внешнего насилия, в чем иракские власти потерпели неудачу, но которые в основном служат укреплению курдского влияния. Наконец, курдское руководство обогатило казну христианских и езидских религиозных лидеров и заплатило за дорогие новые храмы, чтобы привлечь на свою сторону религиозные учреждения меньшинств.
В 2009 году, во время войны в Ираке, HRW заявила, что «власти РПК полагались на запугивание, угрозы и произвольные аресты и задержания, а не на фактическое насилие, в своих усилиях по обеспечению поддержки сообществ меньшинств в своих программах в отношении спорных территорий. Халдо-ассирийский лидер описал курдскую кампанию в интервью Хьюман Райтс Вотч как «всеобъемлющее, вездесущее влияние высокоэффективного и авторитарного режима, который держит большую часть населения под контролем посредством страха». [61]
Во время беспорядков в Дахуке в 2011 году группа курдских радикальных исламистов атаковала собственность ассирийцев-христиан, езидов и курдов-немусульман. Нападавшие были спровоцированы пятничными молитвенными проповедями радикальных священнослужителей, приехавших из других частей Ирака. [62] [63] [64] [65] [66] [67]
По словам Юаша Майкла, силы Пешмерга контролировали безопасность на Ниневийских равнинах в 2008 году, что позволило ДПК лишить меньшинства Ниневийских равнин возможности выразить свою волю на выборах. Он также заявил, что, по словам двух беженцев, с которыми он беседовал, «курды» захватили их земли, и региональное правительство Курдистана не будет выполнять никаких решений, требующих возвращения земель «коренным ассирийским жителям». [58]
Свобода религии
В 2023 году страна получила 1 балл из 4 по свободе вероисповедания. [68]
В том же году он занял 18-е место в мире среди худших мест для христиан. [69]
Демография
В 2022 году христианские лидеры сообщают, что число христиан сократилось с менее чем 1,5 миллиона до 2003 года до 150 000. [70] Однако из-за отсутствия официальной переписи численность оценить сложно. [71]
Наиболее широко распространенной деноминацией среди иракских христиан является Халдейская католическая церковь , последователи которой, несмотря на деноминационное название «халдейская», являются теми же этническими ассирийцами, что и последователи ассирийской и сирийской церквей. Однако Ассирийская церковь Востока, ответвлением которой является Халдейская католическая церковь 17-го века, играет важную роль в демографии. [72] До появления ислама большинство иракцев (месопотамцев) следовали сирийскому христианству, восточному православию, католицизму, иудаизму или древним месопотамским религиям. Около 60 000 иракских армян исповедуют либо Армянскую апостольскую церковь , либо Армянскую католическую церковь . Есть также несколько тысяч арабов-христиан, которые являются либо православными греками , либо католиками-мелькитами , и они в основном сконцентрированы в Багдаде . [73] Другие христиане живут в основном в Басре , Мосуле , Эрбиле и Киркуке , а также в родных регионах ассирийцев, таких как Ниневийские равнины , Духок и Заху на севере. [4]
Христианские общины
Большинство иракских христиан принадлежат к ветвям сирийского христианства , последователями которого являются в основном этнические ассирийцы, придерживающиеся как восточно-сирийского , так и западно-сирийского обрядов :
- Сирийская Православная Церковь
- Ассирийская церковь Востока
- Древняя церковь Востока
- Сирийская католическая церковь
- Халдейская католическая церковь
- Ассирийская евангелическая церковь
- Ассирийская пятидесятническая церковь
Последователями этих церквей являются исключительно этнические армяне , использующие армянский обряд :
Последователи этих церквей представляют собой этническую смесь, известную как мелькиты :
- Мелькитская Православная Церковь под юрисдикцией Багдадской Архиепископии .
- Мелькитская католическая церковь при Патриаршем экзархате Ирака
Другие церкви и общины
- Латинская церковь ( римский обряд )
- Протестантские церкви
Известные люди
- Тарик Азиз , заместитель премьер-министра Ирака и Ассирии (1979–2003 годы) и министр иностранных дел (1983–1991 годы).
- Бахнам Зая Булос , бывший министр транспорта Ирака и Ассирии
- Хайсам Юсиф , иракский ассирийский певец, которого в арабском мире называют «принцем любви».
- Сета Акопян , известная иракская армянская певица, которую называют «Теплым голосом Ирака» и «Файрузом Ирака».
- Хунайн ибн Исхак , араб-христианин-несторианец 9-го века, ключевая и фундаментальная фигура арабского золотого века, который происходил в Ираке, которого называют «шейхом переводчиков» из-за его работы по переводу арабских, сирийских и греческих текстов, уроженец Аль-Хира (Наджаф)
- Матфей Пустынник — ассирийский христианский святой IV века.
- Аммар аль-Басри , арабский сирийский богослов 9-го века, уроженец Басры.
- Симор Джалал , иракский ассирийский певец
- Беатрис Оганесян , иракская армянская пианистка
- Юсуф Салман Юсуф , также известный как «Товарищ Фахд», иракский ассириец, один из основателей и наиболее влиятельных деятелей Коммунистической партии Ирака.
- Альберт Эдвард Исмаил Йелда , иракский ассирийский активист и посол Ирака в Ватикане (2004 г.)
- Ормузд Рассам , иракский ассирийский ассириолог.
- Линда Джордж , иракская ассирийская певица
- Юра Эшая , иракско-ассирийский футболист.
- Нарен Анвейя , ассирийско-американская христианская активистка (с 1982 г. по настоящее время), первая женщина, сообщившая о вторжении ИГИЛ против христиан в национальные СМИ.
- Аммо Баба — иракский ассирийский футболист и тренер.
- Аюб Одишо — иракский ассирийский футболист и тренер.
- Джастин Мерам , иракский халдейско-ассирийский футболист
См. также
- Религия в Ираке
- Свобода религии в Ираке
- Преследование христиан в Ираке
- арабские христиане
- Ассирийский народ
- Халдейские католики
- Ассирийская церковь Востока
- Халдейская католическая церковь
- Католическая церковь в Ираке
- Демография Ирака
- Сирийская католическая церковь
- Сирийская Православная Церковь
- Курдские христиане
- Христианское влияние на исламский мир
- Христианство и ислам
- Христианство на Ближнем Востоке
- Религия на Ближнем Востоке
- Монастырь Мор Маттай
- Список церквей и монастырей в Ниневии
- Апостольская делегация Месопотамии, Курдистана и Армении
Примечания
- ^ По словам ассирийского историка Идена Наби , отношения между ассирийцами и курдами отмечены «горькой историей», поскольку вожди курдских племен в Ираке, юго-восточной Турции, северо-восточной Сирии и северо-западном Иране регулярно нападали и грабили христианские племена, и пишет Иден Наби. что во время Первой мировой войны курды были «ответственны за большинство злодеяний, совершенных против ассирийцев, в частности, из-за близости и давней традиции предполагаемых курдских прав грабить ассирийских христиан и увозить женщин и товары», и что «курдская экспансия произошла за счет ассирийцев». [51] [52] [53]
Ссылки
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 ноября 2013 г. Проверено 31 октября 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Северный Ирак, 2017 год: «Слишком многим неизвестно, что после Израиля Ирак является местом более библейской истории, чем любая другая страна. Великий патриарх Авраам происходил из Ура на юге Ирака, современные Насирия и Ревекка — из северо-западного Ирака. Кроме того, все сыновья Иакова, 12 колен Израилевых, родились в Ираке, и Даниил прожил в Ираке большую часть своей жизни». « ( PDF) .
- ^ «Где находился Эдемский сад?» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Долгая история иракских христиан» . Би-би-си . 13 марта 2008 года . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ «Иракские христиане, перемещенные ИГИЛ, находят утешение в Багдаде» . www.aljazeera.com . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Мамури, Али (7 августа 2014 г.). «Наджаф принимает христиан, перемещенных Исламским государством» . Аль-Монитор . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ «В Ираке христиане возвращаются домой, в том числе ради детей диаспоры» . Помощь нуждающейся Церкви . 21 февраля 2019 г. Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ НПУ (14.04.2019). «Большие торжества прошли по всей Ниневийской равнине в честь Вербного воскресенья. НПУ продолжит защищать наш народ и защищать его образ жизни. pic.twitter.com/4JcaBBIGIS» . @NinevehPU . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Меньшинства в Ираке – 500 000 христиан» (PDF) .
- ^ «Ирак готовится провести перепись населения в 2020 году» .
- ^ Суха Рассам (2005). Христианство в Ираке . Публикации Грейсвинга. ISBN 9780852446331 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Абуна, Х. (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи. Амхерст, Нью-Йорк: Cambria Press. п. 92 - 96
- ^ Абуна 2008 , стр. 92–112.
- ^ «Уничтожение Ирака в 14 веке» . Мерцахиноглу.com. Архивировано из оригинала 26 августа 2019 года . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ NUPI - Центр российских исследований. Архивировано 30 сентября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Абуна, Х. (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи. Амхерст, Нью-Йорк: Cambria Press. п. 92 - 97
- ^ Абуна, Х. (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи. Амхерст, Нью-Йорк: Cambria Press. п. 101-5
- ^ Абуна, Х. (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи. Амхерст, Нью-Йорк: Cambria Press. п. 177
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Саргон Джордж Донабед, Создание забытой истории: Ирак и ассирийцы в двадцатом веке (Кройдон, Великобритания: E dinburgh, 2015) и https://etd.ohiolink.edu/!etd.send_file?accession=akron1464911392&disposition=inline . Архивировано. 5 января 2017 г. на Wayback Machine "РЕЗНЯ В СИМЕЛЕ КАК ПРИЧИНА ИРАКСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА: КАК АССИРИЙСКИЙ ГЕНОЦИД СОЗДАЛ ИРАКСКИЙ ВОЕННЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ""
- ^ «Христиане живут в страхе перед эскадронами смерти» . Иринньюс.орг. 19 октября 2006 г. Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ «Иракские беженцы, изгнанные из домов, пытаются справиться с ситуацией» . Си-Эн-Эн. 20 июня 2007 года . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ ООН: 100 000 иракских беженцев бегут ежемесячно . Александр Г. Хиггинс, Boston Globe , 3 ноября 2006 г.
- ^ Энн МакФиттерс: Иракские беженцы не находят убежища в Америке . Сиэтл Пост-Разведчик, 25 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Харрисон, Фрэнсис (13 марта 2008 г.). «Христиане в осаде в Ираке» . Би-би-си . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ «В поисках убежища: «Нам сказали уйти, принять христианство или умереть» – BBC News» . Новости Би-би-си . Уэльс. 8 июня 2019 года . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Билл Уилсон (2005). Варшод . Ксулон Пресс. ISBN 9781597810371 . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Отец Рагид Ганни – The Independent (14 июня 2007 г.)» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 14 января 2008 года . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ «Кто такие халдейские христиане?» . Новости Би-би-си . 13 марта 2008 года . Проверено 22 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стоуртон, Эдвард (3 апреля 2010 г.). «Иракские христиане под огнем» . Телеграф . Лондон. Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
- ^ Сурк, Барбара; Джейкс, Лара (1 ноября 2010 г.). «Иракские христиане скорбят после того, как в результате осады церкви погибло 58 человек» . Yahoo.com. Ассошиэйтед Пресс . Проверено 2 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Христианские районы подверглись атакам в Багдаде» . Би-би-си . 10 ноября 2010 г. Проверено 10 ноября 2010 г.
- ^ Митчелл, Крис (8 сентября 2014 г.). «ИГИЛ поглощает Ирак: «Они убивают детей» » . Новости CBN .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тарабай, Джамал (22 июля 2014 г.). «В Ираке христиане, бегущие из Мосула, укрываются у курдов» . Аль Джазира Америка . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ «Почти все прошло» . Экономист . 26 июля 2014 года . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ «Лидер церкви призывает иракских христиан покинуть страну» . Новости Би-би-си . 7 ноября 2010 г. Проверено 7 ноября 2010 г.
- ^ Барнс, Тейлор (3 ноября 2010 г.). «Союзник «Аль-Каиды» в Ираке говорит, что все христиане — «законные цели» » . CSмонитор .
- ^ Мохаммед Тауфик, Бен Уэсткотт и Ивана Коттасова (6 марта 2021 г.). «Папа Франциск осуждает экстремизм как «предательство религии» » . CNN . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Талабани против казни Азиза , Аль-Джазира, английский
- ^ Фадель, Лейла (18 ноября 2010 г.). «Президент Ирака отказывается подписать смертный приговор экс-чиновнику» . Вашингтон Пост .
- ^ Мировые новости (5 июня 2015 г.). «Война в Ираке 10 лет спустя: где они сейчас? Тарик Азиз» . Новости Эн-Би-Си .
- ^ «Иракский Тарик Азиз «умер в тюрьме» » . Новости Би-би-си . 5 июня 2015 г.
- ^ «На уязвимой земле» . Хьюман Райтс Вотч . 10 ноября 2009 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ «Проект народонаселения» .
- ^ Льюис, Джонатан Эрик (июнь 2003 г.). «Иракские ассирийцы: барометр плюрализма» . Ближний Восток Ежеквартальный . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Барретт, Грег (2012). Евангелие Рутбы: война, мир и история доброго самаритянина в Ираке (на арабском языке). Книги Орбис. ISBN 978-1-60833-113-0 .
- ^ «cabinet.gov.krd/uploads/documents/Status_Christians_Kurdistan_Region_Dec_09__2009_12_22_h16m26s16.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 января 2017 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Шадид, Энтони (1 ноября 2010 г.). «Атака на церковь в Багдаде затронула сердце Ирака» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ Несира, Хани. «Религиозные меньшинства в арабском мире между терроризмом и кризисами хрупких государств» (PDF) . www.gchragd.org . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2017 г. Проверено 7 июня 2017 г.
- ^ CNN, Мохаммед Тауфик. «В результате взрыва церкви в Ираке ранены не менее 20 человек» . Проверено 7 июня 2017 г.
{{cite news}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Две бомбы в христианских районах иракской столицы Багдада убили по меньшей мере 35 человек, заявили официальные лица» . Новости Би-би-си . 25 декабря 2013 года . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ Джоан А. Арджентер, Р. Маккенна Браун (2004). На окраинах народов: языки под угрозой исчезновения и лингвистические права . Институт каталонских исследований. п. 199. ИСБН 9780953824861 .
- ^ «От Lingua Franca к языку, находящемуся под угрозой исчезновения. Правовые аспекты сохранения арамейского языка в Ираке», Иден Наби , В: На границах народов: языки, находящиеся под угрозой исчезновения, и лингвистические права , Фонд языков, находящихся под угрозой исчезновения. Редакторы: Джоан А. Арджентер, Р. Маккенна Браун PDF
- ^ Шанцер, Джонатан. (2004) «Ансар аль-Ислам: снова в Ираке», Middle East Quarterly.
- ^ «Оставленные и преданные, иракские христиане восстают, чтобы вернуть себе свою землю» . Национальный . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б На окраинах народов: языки под угрозой исчезновения и лингвистические права . Фонд исчезающих языков. 2007 Издательство Кембриджского университета, Джоан А. Арджентер, Р. Маккенна Браун – 2004.
- ^ «cabinet.gov.krd/uploads/documents/Status_Christians_Kurdistan_Region_Dec_09__2009_12_22_h16m26s16.pdf» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 января 2017 года . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ «Таблица количества голосов за кандидатов наших народных списков на выборах в региональный парламент Курдистана и количества процентов за список и кандидатов » . ishtartv.com . Проверено 18 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кризис меньшинства в Ираке и национальная безопасность США: защита прав меньшинств в Ираке, Майкл Юаш (2008) http://digitalcommons.wcl.american.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1090&context=auilr
- ^ «Отчет об Ираке за 2005 год: Бюро демократии, прав человека и труда» . Государственный департамент США .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Априм, Фред. «Коренные народы в беде» . www.atour.com .
- ^ «На уязвимой территории | Насилие в отношении меньшинств на спорных территориях провинции Ниневия» . Хьюман Райтс Вотч . 10 ноября 2009 г.
- ^ Исаак, Мардин (24 декабря 2011 г.). «Отчаянное положение ассирийцев Ирака и других меньшинств | Мардин Исаак» . Хранитель .
- ^ РУКОВОДСТВО УВКБ ООН ПО ОЦЕНКЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ ИРАКСКИХ ИЩИТЕЛЕЙ УБЕЖИЩА УВКБ ООН АГЕНТСТВО ООН ПО БЕЖЕНЦАМ Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) Женева, август 2007 г.»
- ^ РУКОВОДСТВО УВКБ ООН ПО ОЦЕНКЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ ИРАКСКИХ ИЩИТЕЛЕЙ УБЕЖИЩА УВКБ ООН АГЕНТСТВО ООН ПО БЕЖЕНЦАМ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Женева, август 2007 г.», см. USDOS, Отчеты стран о практике прав человека за 2005 г. – Ирак,
- ^ РУКОВОДСТВО УВКБ ООН ПО ОЦЕНКЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ ИРАКСКИХ ИЩИТЕЛЕЙ УБЕЖИЩА УВКБ ООН АГЕНТСТВО ООН ПО БЕЖЕНЦАМ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Женева, август 2007 г.», http://english.aljazeera.net/news/archive/archive?ArchiveId =19677 Архивировано 23 февраля 2007 г. в Wayback Machine , Этническая напряженность усиливается из-за голосования в северном иракском городе, 6 февраля 2006 г., http://www.institutkurde.org/en/info/index.php?subaction=showfull&id =1107790140&archive=&start_from=&ucat=2& ;
- ^ РУКОВОДСТВО УВКБ ООН ПО ОЦЕНКЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЕ ИРАКСКИХ ИЩИТЕЛЕЙ УБЕЖИЩА УВКБ ООН АГЕНТСТВО ООН ПО БЕЖЕНЦАМ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) Женева, август 2007 г.», См.: Патрик Мартин, телеграмма Государственного департамента подробно описывает этнические чистки, проводимые силами, поддерживаемыми США, в Ирак, 16 июня 2005 г., http://www.wsws.org/articles/2005/jun2005/kirk-j16.shtml .
- ^ «Ирак: нарушения прав человека в Иракском Курдистане с 1991 года», специальный отчет Amnesty International, индекс AI: MDE 14/01/95
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ↑ Веб-сайт Open Doors, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
- ^ «Христианские районы, пострадавшие от бомбардировок Багдада» . Новости Би-би-си . 25 декабря 2013 года . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ «Ирак» . Открытые двери США . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 6 октября 2018 г.
- ^ «Этнолог: Ирак» . www.ethnologue.com . Проверено 9 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Абуна, Хирмис (2008). Ассирийцы, курды и османы: межобщинные отношения на периферии Османской империи . Амхерст: Камбрия Пресс. ISBN 9781604975833 .
- Баарда, Теймен К. (2020). «Арабы и сирийские христиане в Ираке: три уровня лояльности арабистскому проекту (1920-1950)» . Арабский язык и его альтернативы: религиозные меньшинства и их языки в развивающихся национальных государствах Ближнего Востока (1920-1950) . Лейден-Бостон: Брилл. стр. 143–170. дои : 10.1163/9789004423220_007 . ISBN 9789004423220 . S2CID 216310663 .
- БарАбрахам, Абдулмесих (2018). «Сохранение Креста: появление христианских ополчений в Ираке и Сирии» . Христиане Ближнего Востока и Европа: историческое наследие и современные вызовы . Вена: ЛИТ Верлаг. стр. 217–238. ISBN 9783643910233 .
- Барбер, Мэтью (2016). «Они, которые остались: сирийские и иракские христианские общины в условиях сирийского конфликта и подъема Исламского государства» . Христианство и свобода . Том. 2. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 453–488. ISBN 9781107561885 .
- Брок, Себастьян П. (2009). «Монашество в Ираке: культурный вклад» . Христианское наследие Ирака . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 64–80. ISBN 9781607241119 .
- Брок, Себастьян П. (2010). «Два тысячелетия христианства в Ираке» . Ислам и христианско-мусульманские отношения . 21 (2): 175–184. дои : 10.1080/09596411003619822 . S2CID 145002661 .
- Корбон, Жан (1998). «Церкви Ближнего Востока: их истоки и идентичность, от корней в прошлом до их открытости настоящему» . Христианские общины на арабском Ближнем Востоке: вызов будущего . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 92–110. ISBN 978-0-19-829388-0 .
- Догерти, Бет К. (2019) [2004]. Исторический словарь Ирака (3-е изд.). Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781538120057 .
- Хабби, Джозеф (1998). «Христиане в Ираке» . Христианские общины на арабском Ближнем Востоке: вызов будущего . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 294–304. ISBN 978-0-19-829388-0 .
- Хили, Джон Ф. (2010). «Церковь за границей: Церковь Востока и ее халдейская ветвь» . Восточное христианство на современном Ближнем Востоке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 41–55. ISBN 9781135193713 .
- Хантер, компакт-диск Эрики (2019). «Изменение демографии: христиане в Ираке с 1991 года» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 783–796. ISBN 9781138899018 .
- Джозеф, Джон Б. (1983). Мусульманско-христианские отношения и межхристианское соперничество на Ближнем Востоке: случай якобитов в переходный период . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873956000 .
- Лалик, Кшиштоф (2018). «Этнические и религиозные факторы халдо-ассирийской идентичности во взаимодействии с курдами в Иракском Курдистане» . Открытие заново культуры и идентичности Курдистана: зов сверчка . Чам: Спрингер. стр. 213–257. ISBN 9783319930886 .
- Морони, Майкл Г. (1974). «Религиозные общины в позднесасанидском и раннем мусульманском Ираке» . Журнал экономической и социальной истории Востока . 17 (2): 113–135. дои : 10.2307/3596328 . JSTOR 3596328 .
- Морони, Майкл Г. (1984). Ирак после мусульманского завоевания . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691053950 .
- Морони, Майкл Г. (1991). «Арамейское население в экономической жизни раннего исламского Ирака» . Периодическое издание АРАМ . 3 (1): 1–6.
- Мюллер, Ханнелор (2018). «Ассирийские христиане в Ираке, Лига Наций и транснациональная христианская пропаганда (1920–1940-е годы)» . Сайфо 1915: Антология очерков о геноциде ассирийцев/арамейцев во время Первой мировой войны . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 253–304. ISBN 9781463207304 .
- Мурре ван ден Берг, Хелен (2009). «Халдеи и ассирийцы: Церковь Востока в период Османской империи» . Христианское наследие Ирака . Пискатауэй: Gorgias Press. стр. 146–164. ISBN 9781607241119 .
- Оганян, Седа Д. (2019). «Армяне Ирака» . За пределами ИГИЛ: история и будущее религиозных меньшинств в Ираке . Лондон: Транснациональная пресса. стр. 151–164. ISBN 9781912997152 .
- О'Махони, Энтони (2006). «Сирийское христианство на современном Ближнем Востоке» . Кембриджская история христианства: восточное христианство . Том. 5. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 511–536. ISBN 9780521811132 .
- О'Махони, Энтони (2008). «Патриархи и политика: Халдейская католическая церковь в современном Ираке» . Христианство на Ближнем Востоке: исследования по современной истории, теологии и политике . Лондон: Мелисенда. стр. 105–142. ISBN 9781901764499 .
- О'Махони, Энтони (2009). «Христианство в Ираке: современная история, теология, диалог и политика (до 2003 г.)» . Христианское наследие Ирака . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 237–284. ISBN 9781607241119 .
- Панченко, Константин А. (2021). Православие и ислам на Ближнем Востоке: с седьмого по шестнадцатый века . Джорданвилл, Нью-Йорк: Публикации Святой Троицы. ISBN 9781942699330 .
- Рассам, Суха (2005). Христианство в Ираке: его истоки и развитие до наших дней . Леоминстер: Издательство Gracewing. ISBN 9780852446331 .
- Рио Санчес, Франсиско дель (2007). «Арамейские спикеры Ирака в арабских источниках» . Восточный перекресток: очерки средневекового христианского наследия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 359–368.
- Руссос, Сотирис (2010). «Восточно-православное христианство на Ближнем Востоке» . Восточное христианство на современном Ближнем Востоке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 107–119. ISBN 9781135193713 .
- Руссос, Сотирис (2014). «Процессы глобализации и христиане на Ближнем Востоке: сравнительный анализ» . Журнал Ближнего Востока и Африки . 5 (2): 111–130. дои : 10.1080/21520844.2014.928924 . S2CID 154336287 .
- Саллум, Саад (2019). «Меньшинства в Ираке: национальная правовая база, политическое участие и будущее гражданства с учетом текущих изменений» . За пределами ИГИЛ: история и будущее религиозных меньшинств в Ираке . Лондон: Транснациональная пресса. стр. 11–32. ISBN 9781912997152 .
- Шмидингер, Томас (2019). «Христиане в Ираке» . За пределами ИГИЛ: история и будущее религиозных меньшинств в Ираке . Лондон: Транснациональная пресса. стр. 113–124. ISBN 9781912997152 .
- Теуле, Герман ГБ (2009). «Христианские меньшинства в Ираке: вопрос религиозной и этнической идентичности» . Промежуточные пространства: христианские и мусульманские меньшинства в переходный период в Европе и на Ближнем Востоке . Брюссель: Питер Ланг. стр. 45–57. ISBN 9789052015651 .
- Теуле, Герман ГБ (2012). «Христиане в Ираке: анализ некоторых недавних политических событий» (PDF) . Дер Ислам . 88 (1): 179–198. дои : 10.1515/ислам-2011-0010 . hdl : 2066/101464 . S2CID 156389791 .
- Теуле, Герман ГБ (2013). «Христианство в Ираке и его вклад в общество» . Сирийское христианство на Ближнем Востоке и в Индии: вклад и проблемы . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 37–55. дои : 10.31826/9781463235864-006 . ISBN 9781463235864 .
- Теуле, Герман ГБ (2015). «Христиане в Ираке: анализ некоторых последних событий» . Быть христианином в исламском мире . Висбаден: Harrassowitz Verlag. стр. 587–594. ISBN 9783447104418 .
- Теуле, Герман ГБ (2018). «Христиане в Ираке: переход от религиозной к светской идентичности» . Международный журнал азиатского христианства . 1 : 11–24. дои : 10.1163/25424246-00101002 . S2CID 158309301 .
- Винклер, Дитмар В. (2013). «Христианство на Ближнем Востоке: некоторые исторические замечания и предварительные демографические данные» . Сирийское христианство на Ближнем Востоке и в Индии: вклад и проблемы . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 107–125. дои : 10.31826/9781463235864-011 . ISBN 9781463235864 .
- Вули, Джон (2010). «Армянская церковь на современном Ближнем Востоке» . Восточное христианство на современном Ближнем Востоке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 78–106. ISBN 9781135193713 .
- Юхана, Эмануэль (2019). «Бегство от ИГИЛ: христиане, говорящие на арамейском языке, на равнинах Ниниве после ИГИЛ» . За пределами ИГИЛ: история и будущее религиозных меньшинств в Ираке . Лондон: Транснациональная пресса. стр. 125–150. ISBN 9781912997152 .
Внешние ссылки
- Официальный сайт Восточно-православной архиепархии Багдада, Кувейта и зависимых территорий
- Европейский центр права и справедливости (2011): Преследование восточных христиан, какой ответ со стороны Европы?
- Спенсер, Ричард (21 июня 2014 г.). «Осаждённые иракские христиане делают последний бой на линии фронта в Мосуле» . Телеграф .