Христианство на Мадагаскаре
Христианство по странам |
---|
Христианский портал |
на 2020 год, христианство на Мадагаскаре исповедуют 85,3% населения Мадагаскара По данным Исследовательского центра Pew . [1] Однако другие исследования показывают, что эта цифра составляет 58%. [2] Малагасийское христианство обычно исповедуется в синкретической форме с традиционными религиозными практиками . [3]
Фон
[ редактировать ]Протестантизм был введен первыми посланниками Лондонского миссионерского общества в 1818 году, которые занимались прозелитизмом и обучали грамоте с помощью Библии на малагасийском языке в государственных школах, которые они открыли в высокогорье по просьбе короля Радамы I. Число новообращенных оставалось небольшим, но постепенно росло под репрессиями во время правления его преемницы, королевы Ранавалоны I , и более либеральной религиозной политики ее сына Радамы II и его вдовы, королевы Расохерины .
Распространение протестантизма среди высших классов Мерины к середине 19 века, включая королеву Ранавалону II , в сочетании с растущим политическим влиянием британских миссионеров, побудило премьер-министра Райнилайаривони принять закон о преобразовании королевского двора. Это спровоцировало широкомасштабное обращение населения в протестантизм по всей горной местности в конце 19 века.
Католицизм был представлен в основном через французских дипломатов и миссионеров, начиная с середины 19 века, но приобрел значительное число новообращенных только во время французской колонизации Мадагаскара, начиная с 1896 года. Раннее распространение протестантизма среди элиты Мерины привело к определенной классовой и этнической дифференциации среди практикующих. христианства с ассоциацией протестантизма с высшими классами и этнической группой мерина , а католицизм привлекает больше приверженцев среди народных классов и прибрежных регионов. Практикующих протестантизм немного больше, чем приверженцев католицизма.
История
[ редактировать ]Начальный спред
[ редактировать ]Португальцы и французы начали первую христианизацию Мадагаскара в 17 веке. Они проповедовали в юго-восточных частях страны.Антаносийский принц Андриандрамака — первый известный малагасийский принц, получивший крещение. [4] Первая официальная школа европейского типа была основана в 1818 году на восточном побережье Мадагаскара в Тоамасине членами Лондонского миссионерского общества (LMS). Король Радама I, первый суверен, поднявший под свою власть около половины острова Мадагаскар, был заинтересован в укреплении связей с европейскими державами; с этой целью он пригласил миссионеров LMS открыть школу в его столице в Антананариву на территории дворца Рова , чтобы обучать королевскую семью грамоте, чтению и базовому образованию. Эта первая школа, известная как Дворцовая школа, была основана миссионером LMS Дэвидом Джонсом 8 декабря 1820 года в Бесакане, здании Рова, имеющем большое историческое и культурное значение. Через несколько месяцев классы были переведены в более крупное, специально построенное здание на территории Ровы. [5]
Начиная с декабря 1820 г. [6] Миссионеры LMS открыли в Антананариву мастерские по обучению ремеслам и техническим навыкам, а также создали сеть государственных школ . [7] К 1822 году миссионеры LMS успешно переписали диалект малагасийского языка Мерина, используя латинский алфавит . Этот диалект, на котором говорят в центральных высокогорьях вокруг Антананариву, был объявлен в том же году официальной версией малагасийского языка – статус, который горный диалект сохраняет с тех пор. [8] Библия, постепенно переводившаяся на этот диалект и напечатанная в типографии, [9] была первой книгой, напечатанной на малагасийском языке и ставшей стандартным учебником для обучения грамоте. [10]
Убежденный, что западное школьное образование имеет жизненно важное значение для развития политической и экономической мощи Мадагаскара, в 1825 году Радама объявил начальное образование обязательным для андриан (дворян) на всей территории Имерины . Школы были построены в крупных городах по всему центральному нагорью и укомплектованы учителями из LMS и других миссионерских организаций. К концу правления Радамы в 1829 году 38 школ давали базовое образование более чем 4000 ученикам в дополнение к 300 ученикам, обучавшимся в Дворцовой школе. [8] преподавание двойного послания о верности и послушании правлению Радамы и основам христианского богословия. [10] Эти школы также предоставили Радаме готовый резерв образованных призывников для его военной деятельности; следовательно, некоторые семьи Андрианы отправляли детей-рабов, чтобы избавить свое потомство от опасностей военной жизни, подвергая образованное меньшинство среди низших классов общества Мерины принципам христианства. [11] Еще 600 студентов прошли профессиональную подготовку под руководством шотландского миссионера Джеймса Кэмерона . [8] Несмотря на высокую посещаемость школ, LMS поначалу не удалось обратить учеников в христианство. Ближе к концу правления Радамы король считал немногих обращенных малагасийцев непочтительными по отношению к королевской власти. Он запретил малагасийцам креститься и посещать христианские службы. [12]
Репрессии
[ редактировать ]Радама умер в 1828 году, и ему наследовала его вдова Ранавалона I. Ее преемственность первоначально привела к ослаблению государственного контроля над христианством. Первый печатный станок на острове, который был импортирован миссионерами LMS в конце правления Радамы, был эффективно введен в эксплуатацию только в 1828 году. Наиболее интенсивно печатный станок использовался в течение первых нескольких лет правления Ранавалоны, когда тысячи гимнов и других материалов были переписаны и напечатаны. [6] Перевод Нового Завета был завершен на втором году ее правления, а в период с 1829 по 1830 год было напечатано и распространено 3000 экземпляров. [14] С самого начала своего правления Ранавалона запретила распространение книг в армии, чтобы предотвратить подрывную деятельность и сохранить дисциплину. Однако она предоставила миссионерам полную свободу действий в управлении печатным станком и освободила от военной службы весь малагасийский персонал, обученный работе с печатным станком. В 1835 году был завершен перевод Ветхого Завета и напечатаны первые экземпляры. [6] Свобода, позволившая LMS и малагасийским христианам печатать религиозные материалы и преподавать религию в государственных школах в течение первых шести лет правления Ранавалоны, позволила христианству прочно утвердиться среди небольшой, но растущей группы новообращенных в столице и ее окрестностях. [6] В 1831 году Ранавалона разрешила малагасийцам посещать церковные службы, совершать причастие и крестить своих подданных. [15] В течение года крестились первые 100 малагасийцев. [16] из примерно 200 практикующих христиан; эти новообращенные были взяты из всех социальных классов, включая рабов, простолюдинов, уважаемых старейшин, придворных чиновников и даже опекунов-сампи, которые считались оплотом традиционной культуры. [17]
Обращение крупных религиозных, политических и общественных лидеров вызвало негативную реакцию [17] это привело к тому, что Ранавалона стала все более настороженно относиться к политическим и культурным последствиям христианства, которое, по ее мнению, привело малагасийцев к отказу от предков и своих традиций. [18] В октябре и ноябре 1831 года королева ввела запрет на христианские браки, церковные службы и крещения для солдат и членов правительства, обучающихся в школах. [19] В декабре 1831 года она распространила запрет на посещение церковных служб на всех малагасийцев. [20] С 1832 по 1834 год крещения и церковные службы продолжались, все чаще тайно. [21] В это время несколько христиан каждый год обвинялись в колдовстве и сосылались или подвергались испытанию тангена . [21] и Ранавалона потребовала отъезда трех миссионеров, оставив только тех, чьи особые технические навыки она считала ценными для государства. [22] В 1835 году королева попыталась закрыть типографию, не нацелившись напрямую на LMS, запретив малагасийскому персоналу работать в типографии. Миссионерам LMS, воспользовавшись отсутствием законодательных постановлений, запрещающих их собственную работу в печати, удавалось продолжать самостоятельно печатать и распространять материалы. [6]
Христианство предполагало отказ от исконных обычаев страны, установленных предыдущими монархами, которые были ее предками. Легитимность королевы полностью зависела от ее отношения к своим предшественникам, которые передали ей королевство. Более того... она была королевой, потому что была потомком королевских предков, которые в мистическом смысле были предками всех меринов. Отрицать ее мистическую силу значило отвергнуть не только ее, но и предков, квинтэссенцию добра и благословений... Она была хранительницей святого доверия... Таким образом, христианство было предательством... по словам Ранавалоны, оно было " замена уважения ее предков, Андрианампоимерины и Радамы , на уважение предка белых: Иисуса Христа ». Введение новой религии она рассматривала как политический акт, и нет никаких сомнений в ее правоте.
Морис Блох, От благословения к насилию (1986) [23]
В речи кабари 26 февраля 1835 года королева Ранавалона официально запретила исповедовать христианство среди своих подданных. В своих выступлениях она старалась проводить различие между своим народом, для которого новая религия была запрещена, а ее практика каралась смертной казнью, и иностранцами, которым она предоставляла свободу религии и совести. Кроме того, она признала ценный интеллектуальный и технологический вклад, который европейские миссионеры внесли в развитие ее страны, и предложила им продолжать работать в этом направлении при условии, что их прозелитизм прекратится: [24]
«Английским или французским иностранцам: я благодарю вас за добро, которое вы сделали на моей земле и в моем королевстве, где вы раскрыли европейскую мудрость и знание. Не беспокойтесь — я не изменю обычаев и обрядов нашей предки. Тем не менее, тот, кто нарушит законы моего королевства, будет предан смерти — кем бы он ни был. Я приветствую всю мудрость и все знания, которые полезны для этой страны. Было бы пустой тратой времени и усилий, чтобы завладеть обычаями и обычаями. Что касается религиозных обрядов — крещения или собраний — моему народу, населяющему эту землю, запрещено принимать в них участие ни в воскресенье, ни в будние дни. Что касается вас, иностранцев, вы можете совершать их согласно своим обычаям и обычаям. Тем не менее, если существуют искусное ремесло и другие практические навыки, которые могут принести пользу нашему народу, применяйте эти навыки, и это принесет пользу. Вот мои наставления, которые я вам сообщу».
- Ранаваломанджака, Кабари, 26 февраля 1835 г. [24]
Большинство миссионеров Лондонского миссионерского общества, основной деятельностью которых было преподавание христианского богословия и грамотности в недавно созданных школах с использованием Библии в качестве основного текста на малагасийском языке, покинули остров. [25] Джеймс Кэмерон и другие ключевые миссионеры предпочли покинуть остров, чем оставаться на острове без разрешения на пропаганду. Два последних оставшихся миссионера решили продолжить обучение практическим навыкам в надежде, что ограничения могут ослабиться, но год спустя, получив косвенную информацию о том, что правительство желает их отъезда, они закрыли миссию LMS и покинули Мадагаскар. [26]
В соответствии с указом от 26 февраля те, кто владел Библией, поклонялся в собрании или продолжал исповедовать христианство, были оштрафованы, заключены в тюрьму, закованы в кандалы, подвергнуты тангене или другому испытанию тяжелыми испытаниями или казнены. [27] [28] Мрачные рассказы о казнях и пытках христиан передавали миссионеры с информаторами на острове, которые подчеркивали то, что они воспринимали как жестокость действий королевы. [29] Например, они сообщили о публичной казни пятнадцати христианских лидеров возле дворца королевы, которые подвешивались на веревках на высоте 150 футов над каменистым ущельем, прежде чем веревки были перерезаны из-за их отказа отречься от христианства. [28] На этом обнажении был построен собор Андохало в память о первых малагасийских христианах, замученных на этом месте. [30] Число малагасийских граждан, казненных по религиозным мотивам во время правления Ранавалоны, неизвестно. Британский миссионер на Мадагаскаре У.Э. Камминс оценивает число казненных между 60 и 80. Гораздо большее число людей было приговорено к каторжным работам или лишено земли и имущества, и многие из них умерли. Гонения на христиан усилились; в 1849 году 1900 человек были оштрафованы, заключены в тюрьму или иным образом наказаны за свою христианскую веру, из них 18 были казнены. [28]
Легитимация и массовое обращение
[ редактировать ]После смерти Ранавалоны в 1861 году ей наследовал ее сын-реформатор Радама II , который быстро отменил многие политики своей матери. Была провозглашена свобода религии, прекратились преследования христиан, на остров вернулись миссионеры, а их школы было разрешено вновь открыть. [31] Однако игнорирование Радамой совета своих советников, предостерегающих против слишком резкого процесса модернизации, привело к государственному перевороту, в результате которого Радама предположительно был убит, а власть фактически передана премьер-министру Райнивонинахитриниони . Его сменил Райнилайаривони , который женился на вдове Радамы Расохерине и правил с 1864 года до своего изгнания в 1895 году после французами захвата столицы в сентябре 1894 года. Вторая королевская жена Райнилайаривони, Ранавалона II (коронована 3 сентября 1868 года после смерти Расохерины), [32] был учеником протестантских миссионеров и принял христианство. Райнилайаривони признал растущую мощь христианства на острове и осознал необходимость взять его под свое влияние, чтобы предотвратить дестабилизирующую культурную и политическую борьбу за власть. Премьер-министр призвал новую королеву христианизировать двор посредством публичной церемонии крещения в Андохало 21 февраля 1869 года, в день их свадьбы. [33] На этой церемонии сверхъестественные королевские талисманы было приказано уничтожить и заменить Библией. Христианизация двора и создание независимой королевской протестантской часовни на территории дворца вызвали широкомасштабное обращение сотен тысяч малагасийцев. [34]
Эти обращения обычно были мотивированы желанием выразить политическую преданность Короне и, как таковые, были в основном номинальными, поскольку большинство новообращенных исповедовали синкретическую смесь христианской и традиционной религий. [34] Биографы Райнилайаривони приходят к выводу, что его обращение также было во многом политическим жестом и, скорее всего, не означало настоящего духовного сдвига до конца его жизни, если вообще когда-либо. [35] Некоторые местные чиновники пытались принудить к обращению в протестантизм, требуя посещения церкви и преследуя католиков, но Райнилайаривони быстро отреагировал, чтобы подавить эту чрезмерную практику. Введение премьер-министром уголовной ответственности за многоженство и употребление алкоголя , а также объявление воскресенья днем отдыха также были вдохновлены растущим протестантским влиянием в стране. [33]
Синкретическая практика
[ редактировать ]примерно 4,5% населения исповедовали традиционные верования . По данным исследовательского центра Pew в 2010 году, [3] Опрос, проведенный в 2020 году, показал, что этот показатель составляет 39,22%. [36] Эта традиционная религия приписывает все творение одному богу, которого зовут Занахари или Андриаманитра. [37] Кроме того, он имеет тенденцию подчеркивать связи между живыми и разаной (предками). Почитание предков привело к широко распространенной традиции строительства гробниц, а также к распространенной в горах практике фамадихана , при которой останки умершего члена семьи могут быть эксгумированы и периодически повторно завернуты в свежие шелковые саваны, прежде чем их снова поместят в гробницу. [38] В 2010 году многие христиане объединили свои религиозные верования с традиционными, связанными с почитанием предков; например, малагасийцы могут благословить своих умерших в церкви перед тем, как приступить к традиционным обрядам погребения, или пригласить христианского священника освятить перезахоронение фамадиханы . [38]
Конфессии и организации
[ редактировать ]В 2022 году Всемирная база данных религий заявила, что 58% населения страны являются христианами; 30,88% населения были протестантами, 25,28% - католиками и было несколько последователей других христианских групп. [39] Другие опросы показали, что примерно 34% были католиками, а 36,5% - протестантами. [40]
Совет малагасийских церквей включает в себя четыре старейшие и наиболее известные христианские конфессии (католическую, Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре , лютеранскую и англиканскую ) и является влиятельной силой в малагасийской политике. [41] На спорных президентских выборах 2001 года совет сплотился вокруг протестантского кандидата Раваломананы, чьим предвыборным лозунгом было «Не бойся, только верь». [42]
Церковь Иисуса Христа на Мадагаскаре , реформатская протестантская церковь, в 2004 году насчитывала 2,5 миллиона приверженцев; [43] бывший президент Марк Раваломанана был его вице-президентом. [44]
действовала 21 католическая епархия В 2013 году на Мадагаскаре , в том числе пять архиепархий . [45]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Религии на Мадагаскаре | PEW-GRF» .
- ↑ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 8 августа 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Религии на Мадагаскаре | PEW-GRF» . Globalreligiousfutures.org . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ «Антаносия - Мадагаскар l'Île Empreinte» . rob-histo.e-monsite.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 года.
- ^ Ралибера, Дэниел (1993). Мадагаскар и христианство (на французском языке). Картала Издания. п. 196. ИСБН 9789290282112 . Проверено 7 января 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 208–209
- ^ Шарп (2002) , с. 43
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кернер (1999), с.
- ^ Лондонское миссионерское общество (1877 г.). «Наш ежемесячный опрос» . Воскресный журнал . Лондон: Daldy, Isbister & Co., стр. 647–648 . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарп (2011), с.
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1988). «Рабство и фаномпоана: структура принудительного труда в Имерине (Мадагаскар), 1790–1861». Журнал африканской истории . 29 (3): 463–486. дои : 10.1017/s0021853700030589 . S2CID 162792561 .
- ^ Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 206
- ^ Лондонское миссионерское общество, изд. (1869). Плоды труда Лондонского миссионерского общества . Лондон: Джон Сноу и компания, с. 48 . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 196
- ^ Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 221
- ^ Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 210
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 222
- ^ Ларсон, Пир (1997). «Способности и способы мышления: интеллектуальная деятельность и подчиненная гегемония в ранней истории малагасийского христианства». Американский исторический обзор . 102 (4): 996–1002. дои : 10.2307/2170626 . JSTOR 2170626 .
- ^ Эллис (1870), с. 71
- ^ Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 222–223
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ралибера и Де Таффин (1993) , с. 223
- ^ Кэмпбелл (2012) , с. 184–186
- ^ Блох (1986), стр. 18–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кощорко (2007), с. 199
- ^ Кэмпбелл, Гвин (1987). «Принятие автаркии в Императорском Мадагаскаре, 1820–1835». Журнал африканской истории . 28 (3): 395–411. дои : 10.1017/S0021853700030103 . S2CID 162901304 .
- ^ Кэмпбелл (2012), стр. 185–186.
- ^ Оливер (1886), стр. 60–63.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Казинс, МЫ (1877–1878). «С 1800 года на Мадагаскаре» . Воскресный журнал для семейного чтения . Том. 1. Лондон: Далди, Исбистер и Ко, стр. 405–410.
- ^ Лайдлер (2005), с.
- ^ Эндрю, Блонд, Паркинсон и Андерсон (2008), с. 79
- ^ Оливер (1886), с.
- ^ Дешам (1994), с. 413
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томпсон и Адлофф (1965), стр. 9–10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дотон (2006), с. 172
- ^ Чапус и Монден (1953), стр. 91–93.
- ↑ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Брэдт (2011) , с. 13–20
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Беарак, Барри (5 сентября 2010 г.). «Мертвые присоединяются к живым на семейном празднике» . Нью-Йорк Таймс . п. А7. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Проверено 13 января 2012 г.
- ^ База данных мировых религий на веб-сайте ARDA, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
- ^ «Отчет о международной религиозной свободе: Мадагаскар» . Государственный департамент США: Бюро демократии, прав человека и труда. 2006 год . Проверено 22 января 2012 г.
- ^ Резон-Журд, Франсуаза; Причина, Жан-Пьер (2002). «Раваломанана и третья независимость?» . Африканская политика (на французском языке). 86 (Мадагаскар, урны для голосования и улицы). Париж: Издания Карталы: 5–17. дои : 10.3917/polaf.086.0005 . ISBN 978-2-8111-0064-3 . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Маркус, Ричард Р. (август 2004 г.), «Политические изменения на Мадагаскаре: популистская демократия или неопатримониализм под другим названием?» (PDF) , Документ Института исследований безопасности , 89 : 1–19, заархивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2012 г. , получено 7 июля 2012 г.
- ^ Галиберт (2009), стр. 101-1. 451–452
- ^ «Католическая церковь на Мадагаскаре» . Catholic-hierarchy.org. 2013 . Проверено 15 октября 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аде Аджайи, Джейкоб Фестус (1989). Общая история Африки: Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 978-0-520-03917-9 .
- Эндрю, Дэвид; Блондинка, Бекка; Паркинсон, Том; Андерсон, Аарон (2008). Одинокая планета Мадагаскар и Коморские острова . Лондон: Одинокая планета. ISBN 978-1-74104-608-3 .
- Блох, Морис (1986). От благословения к насилию: история и идеология ритуала обрезания Мерины Мадагаскара . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31404-6 .
- Брэдт, Хилари (2011). Мадагаскар, 10-е изд.: Путеводитель Брэдта . Лондон: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-84162-341-2 .
- Кэмпбелл, Гвин (2012). Дэвид Гриффитс и миссионерская «История Мадагаскара» . Лейден, Нидерланды: Brill. ISBN 978-90-04-20980-0 .
- Чапус, Г.С.; Монден, Г. (1953). Малагасийский государственный деятель: Райнилайаривони (на французском языке). Париж: Editions Diloutremer.
- Дотон, JP (2006). Разделенная империя: религия, республиканизм и становление французского колониализма, 1880–1914 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530530-2 .
- Дешам, Х. (1994). «Традиции и перемены на Мадагаскаре: 1790–1870». Во Флинте, Дж. Э. (ред.). С 1790 по 1870 год: Том 5 Кембриджской истории Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-20701-0 .
- Эллис, Уильям (1870). Церковь мучеников . Лондон: Дж. Сноу.
- Галибер, Дидье (2009). Люди у власти на Мадагаскаре - постколониальное государство, легитимность и территория (1956-2002) (на французском языке). Антананариву: Karthala Editions. ISBN 978-2-8111-3143-2 .
- Кернер, Фрэнсис (1999). История частного и официального образования на Мадагаскаре (1820–1995): религиозные и политические последствия в формировании народа (на французском языке). Париж: Харматтан. ISBN 978-2-7384-7416-2 .
- Кощорко, Клаус; Людвиг, Фридер; Дельгадо, Мариано (2007). История христианства в Азии, Африке и Латинской Америке, 1450-1990 гг . Кембридж, Великобритания: Wm. B. Eerdmans Publishing Co. ISBN издательства 978-0-8028-2889-7 .
- Лейдлер, Кейт (2005). Женщина-Калигула: Ранавалона, Безумная королева Мадагаскара . Лондон: Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-02226-9 .
- Оливер, Сэмюэл (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимых территориях, Том 1 . Нью-Йорк: Макмиллан и компания . Проверено 3 февраля 2011 г.
- Ралибера, Дэниел; Де Таффин, Габриэль (1993). Мадагаскар и христианство (на французском языке). Париж: Karthala Editions. ISBN 978-92-9028-211-2 .
- Шарп, Лесли (2002). Принесенное в жертву поколение: молодежь, история и колонизированный разум на Мадагаскаре . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22951-8 . Проверено 2 февраля 2011 г.
- Томпсон, В.; Адлофф, Р. (1965). Малагасийская Республика: Мадагаскар сегодня . Сан-Франциско, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0279-9 .