Джеймс Кэмерон (миссионер)
Джеймс Кэмерон XIX века, (1799–1875) был британским ремесленником миссионером- имевшим опыт столярного дела , который в течение двадцати трех лет службы на Мадагаскаре в Лондонском миссионерском обществе (1826–1835; 1861–1875) играл сыграл важную роль в христианизации и индустриализации этого островного государства, находившегося тогда под властью монархии Мерина .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кэмерон был крещен в Литл-Дункелде в Пертшире , Шотландия, 6 января 1800 года и был прямым потомком Макиэна , вождя Гленко. Его ранние годы прошли в замке Мертли и его окрестностях, где он научился столярному делу. Его отец Томас провел свою жизнь на службе у лэрда замка Мертли. Миссия LMS на Мадагаскаре, основанная в 1820 году, приняла прошение Кэмерона о назначении на службу пять лет спустя, когда ему было 25 лет. [1] До прибытия на Мадагаскар в сентябре 1826 года во время правления прогрессивного короля Радамы I он провел год в Манчестере, помогая в разработке оборудования, которое в конечном итоге будет установлено в Ампарибе, Мадагаскар, для модернизации производства хлопчатобумажной пряжи.
Первая миссия на Мадагаскар
[ редактировать ]Из резиденции Кэмерона в Амбатонаканге, где он построил первый христианский храм и первую школу в западном стиле на Мадагаскаре, он нанял и обучил 600 молодых малагасийцев строительству машин и другим проектам общественных работ. В 1826 году он представил технологию изготовления кирпича, которая позже была использована в новом малагасийском архитектурном стиле , получившем широкое распространение во всем высокогорье Мадагаскара. [2] Кирпичный дом Кэмерона в Амбатонаканге станет образцом нового архитектурного стиля. [3] Он сыграл важную роль в надзоре за установкой первого печатного станка на острове, который использовался для печати перевода Библии на малагасийский язык . Кэмерон также внес ключевой вклад в производство пороха в Имерине и внедрение гидравлической энергии на озере Аноси, искусственном озере в центре современного Антананариву, созданном для этой цели. [3]
После смерти Радамы I в 1828 году, восшествия на престол его жены, королевы Ранавалоны I , и ее последующей попытки избавить остров от иностранного влияния, христианский прозелитизм был запрещен, а исповедующие новую веру подвергались активным преследованиям. [4] Согласно речи, произнесенной на похоронах Кэмерона, именно благодаря его вмешательству LMS смогла сохранить свое присутствие на острове до 1835 года, хотя оно могло быть и ограниченным:
Миссионеров созвали вместе и спросили, не могут ли они научить людей чему-то более полезному, например изготовлению мыла из материалов, найденных в стране. Очевидно, правительство подумывало об их отправке, если не будет получен положительный ответ. Именно тогда миссионеры обратились за помощью к г-ну Кэмерону; и потратив неделю на обдумывание и изучение этого вопроса, он смог встретить посланников правительства с двумя небольшими кусками довольно хорошего белого мыла, с обещанием продолжить его производство... Нет никаких сомнений в том, что Продолжение миссии с 1829 по 1835 год было главным образом, если не полностью, обусловлено желанием правительства воспользоваться услугами г-на Кэмерона и одного или двух других ремесленников...» [1]
В 1835 году давление на миссионеров возросло до такой степени, что вся команда LMS покинула остров.
Годы в Южной Африке
[ редактировать ]С 1835 по 1863 год Кэмерон продолжал свою миссионерскую деятельность на мысе Доброй Надежды в Южной Африке, где жил с женой, детьми и внуками, занимался торговлей и работал геодезистом в Кейптаунской корпорации. Его сын преподобный Джеймс Кэмерон был первым регистратором Университета Мыса Доброй Надежды. В 1853 году правительство Маврикия наняло Кэмерона для успешных переговоров с Ранавалоной I относительно условий соглашения о восстановлении торговли между Мадагаскаром и Маврикием, которая была прервана в 1845 году нападениями Франции и Англии на восточный малагасийский торговый порт Тоамасина .
Вторая миссия на Мадагаскар
[ редактировать ]Смерть Ранавалоны в 1861 году и наследование ее сыном Радамой II вновь открыли Мадагаскар для иностранного влияния и деятельности там христианских миссионеров. Кэмерон немедленно вернулся и снова занялся разнообразной светской деятельностью в дополнение к своей постоянной миссионерской деятельности. Он построил несколько зданий на комплексе Рова в Антананариву , в том числе Манампизоа (1866 г.), королевскую гробницу (1868 г.) и каменный корпус Королевского дворца (Манджакамиадана) в 1869 году. Башни Манджакамиаданы похожи на башни Дом Муртли в Шотландии. Он руководил строительством Мемориальной церкви в Фаравохитре и еще одной в Аналакели, больницы, нескольких миссионерских домов и деревенских церквей, а также водяного колеса для снабжения завода по производству боеприпасов в Аносимахавелоне. Он также был первым, кто обследовал и нанес на карту Имерину и регион вокруг Фианаранцуа .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Сибри, Дж. (Ред.). (1875). «Покойный мистер Джеймс Кэмерон: его жизнь и труды. Похоронная речь преподобного Р. Тоя» в «Ежегоднике Антананариву» и журнале «Мадагаскар». (1). Антананариву: LMS Press.
- ^ Акье, Жан-Луи. (1997). Архитектура Мадагаскара . Париж: Берже-Левро.
- ^ Перейти обратно: а б Нативель, Дидье. (2005). Резиденции великих на Мадагаскаре . Karthala Editions, Париж. стр. 76–77
- ^ Мэтьюз, TT (1881). Заметки о миссионерской работе на Мадагаскаре. Лондон: Ходдер и Стоутон.
Архивы
[ редактировать ]Архивы Лондонского миссионерского общества и личные документы Джеймса Кэмерона хранятся в специальных коллекциях SOAS .