Jump to content

Христианство в Афганистане

Христиане исторически составляли небольшую общину в Афганистане . общее число христиан в Афганистане в настоящее время оценивается в 15 000–20 000 человек По данным International Christian Concern, . Почти все афганские христиане обратились из ислама . По оценкам Исследовательского центра Пью, в 2010 году в Афганистане проживало 40 000 афганских христиан. [ 1 ] Исламская Республика Афганистан не признала ни одного афганского гражданина христианином, за исключением многих эмигрантов (хотя Рула Гани , первая леди страны с 2014 по 2021 год, является христианкой- марониткой из Ливана ). [ 2 ] [ 3 ] Христиан мусульманского происхождения можно найти в Афганистане , их численность оценивается в 500-8 000 человек. [ 4 ] [ 5 ] или от 10 000 до 12 000. [ 6 ]

Текущий статус

[ редактировать ]

Правило Талибана

[ редактировать ]

Афганистан занял первое место в списке мирового наблюдения 2022 года, составленном организацией «Открытые двери» — ежегодном рейтинге 50 стран, где христиане сталкиваются с наиболее жестокими преследованиями. [ 7 ] В 2023 году страна заняла 9-е место; [ 8 ] В основном это произошло из-за того, что Талибан сосредоточил внимание на политике, а не на немусульманах.

После того, как Талибан вернул себе контроль над страной в августе 2021 года, USCIRF предупредил, что христиане в стране находятся в «чрезвычайной опасности». [ 9 ] Многие бежали и искали убежища, а немногие христиане, оставшиеся в стране, сообщили, что скрываются от зачисток Талибана. Талибан ложно утверждает, что в Афганистане «не осталось христиан». [ 10 ]

Скрытые христиане

[ редактировать ]

Несмотря на социальные ограничения, многие источники утверждают, что в Афганистане существует тайная подпольная община афганских христиан. [ 11 ] [ 12 ] Госдепартамент США заявил, что оценки численности этой группы колеблются от 500 до 8000 человек. [ 12 ] Однако оценки размера афганской христианской общины в Афганистане ненадежны. [ 13 ] Из-за враждебной правовой среды Афганистана афганские христиане тайно исповедуют свою веру в частных домах. [ 14 ] [ 13 ] Полная Библия доступна в Интернете на пушту , на диалекте Юсуфзай . [ 15 ]

новообращенные христиане

[ редактировать ]

Есть ряд афганских христиан (как новообращенных, так и их потомков), которые живут за пределами Афганистана, включая христианские общины в Индии, [ 16 ] Соединенные Штаты, [ 17 ] Соединенное Королевство, [ 18 ] Канада, [ 19 ] Австрия, [ 20 ] Финляндия, [ 21 ] и Германия. [ 22 ] [ 23 ]

Апостол Фома и раннее христианство

[ редактировать ]
Согласно традиции, индо-парфянскому царю Гондофару проповедовал апостол Фома , который продолжил путь до южной Индии и, возможно, до Малайзии или Китая.

Согласно Деяниям апостолов ( Деяния 2:9 ) в Библии этнические евреи и обращенные в иудаизм из Парфянской империи (в которую входили части западного Афганистана) [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] ) присутствовали на Пятидесятнице . Согласно записи Евсевия были назначены апостолы Фома и Варфоломей , в Парфию . [ 27 ]

Легенда, содержащаяся в апокрифическом Евангелии от Фомы и других древних документах, предполагает, что святой Фома проповедовал в Бактрии , древнем регионе в Центральной Азии , расположенном на равнине, охватывающей современный северный Афганистан. [ 28 ] Сирийское произведение начала третьего века, известное как Деяния Фомы. [ 27 ] связывает служение апостола с двумя царями, одним на севере, а другим на юге. Согласно Деяниям , Фома сначала неохотно принял эту миссию, но Господь явился ему в ночном видении и заставил сопровождать индийского купца Аббанеса (или Хаббана) в его родные места на северо-западе Индии. Там Фома оказался на службе у индопарфянского (Южный Афганистан, Пакистан и Северная Индия) царя Гондофара. Служение апостола привело к обращению многих людей по всему королевству, включая короля и его брата. [ 27 ]

Вардаисан , писавший около 196 года, говорит о христианах в Мидии , Парфии и Бактрии. [ 29 ] и, согласно Тертуллиану (ок. 160–230), к 220 году в Персидской империи уже существовало несколько епископств. [ 30 ] существовали епископы Церкви Востока Ко времени основания Второй Персидской империи (226 г. н.э.) на северо-западе Индии, в Афганистане и Белуджистане , причем миссионерской деятельностью занимались как миряне, так и духовенство. [ 27 ]

Церковь Востока

[ редактировать ]

В 409 году Церковь Востока (также иногда называемая Несторианской церковью) получила государственное признание от короля Йездигерда I. [ 31 ] (годы правления 399–409 гг.) Иранской империи Сасанидов , которая правила территорией современного Афганистана с 224 по 579 гг.

В 424 году епископ Сакастана Африд , территории, охватывающей южный Афганистан, включая Зарандж и Кандагар, [ 32 ] присутствовал на Синоде Дадешу. [ 33 ] Этот синод был одним из самых важных советов Церкви Востока и постановил, что не будет возможности обращаться по дисциплинарным или богословским проблемам к какой-либо другой власти, особенно к какому-либо церковному собору в Римской империи. [ 34 ]

424 год также знаменует собой учреждение епископа в Герате . [ 35 ] В VI веке Герат считался митрополитом Апостольской церкви Востока. [ 35 ] [ 36 ] а с IX века Герат также был резиденцией сирийского православного митрополита. [ 36 ] Значение христианской общины в Герате можно увидеть в том, что до сих пор за пределами города существует район под названием Инджиль . [ 37 ] Слово Евангелие на арабском/дари/пушту. Христианская община присутствовала в Герате как минимум до 1310 года. [ 38 ]

Текудер, христианин, принявший ислам. [ 39 ] принимает посольство. Из «Тарих-и Джахангушай-и Джувайни» Ата -Малика Джувейни .

Апостольская церковь Востока поставила епископов в девяти городах Афганистана, включая Герат (424–1310 гг.), Фарах (544–1057 гг.), [ 38 ] Зарандж (544 г.), Бушандж (585 г.), Бадгис (585 г.) , Кандагар и Балх . [ 35 ] [ 38 ] Есть также руины несторианского монастыря VI–VII веков, недалеко от Пянджа, Таджикистан, на северном берегу Амударьи, очень близко к границе с Афганистаном, недалеко от Кундуза . Комплекс был обнаружен и идентифицирован советскими археологами в 1967 году. Он состоит из десятков небольших помещений, высеченных в скале. [ 40 ]

Ахмед Текудер , также известный как Султан Ахмад (годы правления 1282–1284), был султаном Ильханской империи , монгольской империи, которая простиралась от восточной Турции до Пакистана и охватывала большую часть Афганистана. Текудер родился Николас Текудер Хан в семье христианина-несторианца ; однако позже Текудер принял ислам. [ 41 ] и изменил свое имя на Ахмед Текудер. Когда Текудер вступил на престол в 1282 году, он превратил Ильханскую империю в султанат. Текудар ревностно пропагандировал свою новую веру и строго требовал от своих высокопоставленных чиновников делать то же самое. Ильханская империя в конечном итоге приняла ислам в качестве государственной религии в 1295 году. Церковь Востока была почти полностью искоренена в Афганистане и Персии во время правления Тимура (1336–1405). [ 42 ]

Ранние исследователи-иезуиты

[ редактировать ]

В 1581 и 1582 годах соответственно иезуиты и испанцы Монтессерат и португальцы Бенту де Гойс были тепло приняты исламским императором Акбаром , но иезуиты не имели длительного присутствия в стране. [ 43 ] [ 44 ]

Армянская Апостольская Церковь

[ редактировать ]

жили армянские купцы Еще в 1667 году в Кабуле , которые поддерживали контакты с иезуитами в Моголове (современная Индия). [ 45 ] Неясно, были ли эти армянские купцы христианами, но их присутствие предполагает наличие армянской общины в Кабуле в 17 веке. Кабул находился под церковной юрисдикцией Персо-Индийской епархии Армянской Апостольской Церкви в Новой Джульфе , Исфахане (современный Иран), [ 46 ] который направил в общину армянских священников; однако после 1830 года ни один армянский священник не приехал. [ 47 ]

В 1755 году миссионеры-иезуиты в Лахоре Джозеф Тифенталер сообщили, что султан Ахмад Шах Бахадур вывез нескольких армянских оружейников из Лахора в Кабул . [ 48 ] Англиканский миссионер Джозеф Вольф проповедовал своим потомкам в Кабуле на персидском языке в 1832 году; По его словам, община насчитывала около 23 человек. [ 47 ] [ 49 ] В 1839 году, когда лорд Кин отправился в Кабул, капеллан преподобный Дж. Пиготт крестил двоих детей в армянской церкви. [ 50 ] А в 1842 году преподобный Дж. Н. Аллен, капеллан отряда генерала Уильяма Нотта , крестил еще троих. [ 46 ] [ 51 ]

Сообщается, что единственным зарегистрированным крещением этнического афганца в Армянской церкви было грабитель, который ворвался в церковь через крышу и трижды упал, пытаясь уйти с хранившимися там ценными серебряными сосудами. Когда его обнаружили, он молил о пощаде, а позже попросил креститься. [ 52 ] Здание армянской церкви возле Бала-Гиссара было разрушено во время Второй англо-афганской войны британскими войсками; община получила компенсацию от Министерства иностранных дел Великобритании за утрату, но церковь так и не была восстановлена.

Еще в 1870 году британские отчеты показали, что в Кабуле осталось 18 армян-христиан. [ 47 ] В 1896 году Абдур Рахман Хан , эмир Афганистана , даже направил письмо армянской общине Калькутты, Индия (ныне Калькутта ), с просьбой отправить десять или двенадцать семей в Кабул, чтобы «облегчить одиночество» своих собратьев-армян, чьи численность продолжала сокращаться. [ 53 ] Однако, несмотря на первоначальный ответ заинтересованности, в конце концов ни один из армян Калькутты не принял это предложение. [ 54 ] В следующем году последние остатки армян были изгнаны после письма османского султана Абдул-Хамида II афганскому правителю, в котором ставилось под сомнение лояльность армян. [ 55 ]

Армяне Кабула укрылись в Пешаваре. Эти беженцы везли с собой свои религиозные книги и древние рукописи. В статье по этому поводу в «Англичанине» (Калькутта) от 11 февраля 1907 г. говорилось: «Эти люди во времена покойного Амира Абдул Рахмана сократились до десяти семей. По неизвестным причинам они были сосланы в Пешавар и привезли с собой коллекцию рукописей, которые, как говорят, имеют огромную древность. В любом случае исследование экспертами рукописей, которые, как утверждается, сейчас находятся в Пешаваре, должно дать некоторые ценные результаты. Сами семьи не знают истории первого поселения в Пешаваре. Кабул, за исключением того, что он восходит к самым древним временам». [ 56 ] Армянский архиепископ Саак Айвадян после этой публикации отправился в Пешавар с пастырским визитом к этим армянам, а также для изучения книг и рукописей. По возвращении в Калькутту он подарил Библиотеке Армянской церкви несколько книг, которые он получил от беженцев. [ 57 ]

20 век и далее

[ редактировать ]

До 2021 года, когда все религиозные учреждения меньшинств перестали признаваться, единственная юридически признанная церковь в Афганистане находилась на территории посольства Италии . Италия была первой страной, признавшей независимость Афганистана в 1919 году, и афганское правительство спросило, чем оно может отблагодарить Италию. Рим запросил право построить католическую часовню, о чем просили международные технические специалисты, жившие тогда в столице Афганистана. Пункт, дающий Италии право построить часовню при своем посольстве, был включен в итало-афганский договор 1921 года, и в том же году прибыли варнавиты , чтобы начать пастырское окормление. [ 58 ] Настоящая пастырская работа началась в 1933 году, когда была построена часовня, о строительстве которой просили международные специалисты. [ 59 ] В 1950-х годах была закончена простая цементная часовня. [ 60 ]

Кортеж во время визита президента Эйзенхауэра в Кабул, Афганистан. Президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр посетил Афганистан в 1959 году.

С 1990 по 1994 год отец Джузеппе Моретти служил единственным католическим священником в Афганистане. [ 61 ] но он был вынужден уехать в 1994 году после ранения шрапнелью во время нападения на итальянское посольство во время гражданской войны , и ему пришлось вернуться в Италию. [ 62 ] После 1994 года « Маленькие сестры Иисуса» были единственными католическими религиозными деятелями, которым разрешили остаться в Афганистане, поскольку они находились там с 1955 года и их работа была известна. [ 63 ] Официальный представитель правительства президента Мохаммеда Наджибуллы в 1992 году посетил Моретти для планирования строительства нового церковного комплекса, но из этого ничего не вышло, поскольку вскоре после этого Наджибулла был свергнут повстанцами во время конфликта. [ 64 ]

В 1959 году президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр посетил Афганистан. Исламский центр Вашингтона недавно был построен в Вашингтоне, округ Колумбия, для тамошних мусульманских дипломатов, и президент Эйзенхауэр запросил у короля Захир Шаха разрешение на строительство протестантской церкви в Кабуле на взаимной основе для использования дипломатического корпуса и диаспоры в Кабуле. Афганистан. В его строительстве внесли свой вклад христиане со всего мира. При его открытии на краеугольном камне, высеченном из афганского алебастра мрамора, было написано: «Во славу Бога, «Который любит нас и освободил нас от наших грехов Своей кровью», это здание посвящено как «дом молитвы для всех народов» во время правления Его Величества Захир Шаха, 17 мая 1970 года нашей эры». Сам Иисус Христос является краеугольным камнем». [ 65 ] [ 66 ] Однако здание церкви было разрушено 17 июня 1973 года. [ 66 ] во время республиканского государственного переворота Мохаммеда Дауда Хана против монархии. С тех пор христианам-протестантам не было разрешено ни одно место богослужения.

Христиане подверглись преследованиям после прихода к власти Талибана в середине 1990-х годов. [ 67 ] Число обращенных в христианство увеличилось по мере увеличения присутствия США после падения Талибана в 2001 году. Большинство обращенных в христианство проживало в городских районах, поэтому угроза со стороны Талибана была минимальной. Но примерно в 2005 году многие новообращенные христиане начали бежать из Афганистана (в основном в Индию), опасаясь, что их личности могут стать достоянием общественности. [ 68 ] По данным исследования 2015 года, в стране проживают около 3300 верующих во Христа мусульманского происхождения. [ 69 ]

В Исламской Республике Афганистан Конституция Афганистана разрешала исповедовать другие религии, кроме ислама , при условии, что это находится в рамках правовых рамок исламских законов и не угрожает исламской религии. Однако мусульмане, принявшие христианство, подвергались общественному и официальному давлению. [ 14 ] [ 70 ] которые могут привести к конфискации имущества, тюремному заключению или смерти . [ 71 ] «Христианское меньшинство здесь никогда не было известно и не зарегистрировано», — Инамулла Самангани в 2022 году представитель Талибана заявил «Голосу Америки» . Он также добавил: «В Афганистане есть только сикхское и индуистское религиозное меньшинство, которое совершенно свободно и безопасно исповедовать свою религию». [ 72 ]

Антихристианские инциденты с 2001 года

[ редактировать ]
  • 24 сотрудника неправительственной организации Shelter Now International арестовал 5 августа 2001 года правящий Талибан . Благотворительная организация построила дома для беженцев и бедных. [ 73 ] 16 были афганцами и 8 - жителями Запада. В конце концов, рабочие были освобождены после спасательной операции в ноябре 2001 года. Жителями Запада были шесть женщин и двое мужчин из Германии, Америки и Австралии. Сотрудников Shelter Now обвинили в обращении афганских мусульман в христианство. [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ]
  • В 2002 году Афганистан принял новый закон о прессе, который содержал санкции за публикацию «материалов, противоречащих принципам ислама или оскорбительных для других религий и сект». [ 76 ]
  • В 2003 году мулла Дадулла ( пушту : ملا دادالله آخوند ), высокопоставленный командир Талибана , заявил, что они будут продолжать сражаться до тех пор, пока «евреи и христиане, все иностранные крестоносцы» не будут изгнаны из Афганистана. [ 77 ]
  • В январе 2004 года Афганистан принял новую конституцию, которая предоставляет свободу немусульманским религиозным группам исповедовать свою веру и заявляет, что государство будет соблюдать Устав ООН , международные договоры, международные конвенции и Всеобщую декларацию прав человека . Однако конституция не распространяет явную защиту права на свободу религии или убеждений на каждого человека, особенно на отдельных мусульман, подавляющее большинство населения Афганистана или религиозные меньшинства. [ 78 ]
  • В 2005 году президент Хамид Карзай выразил свое почтение, присутствовав на похоронах Папы Иоанна Павла II . [ 79 ]
  • В феврале 2006 года был арестован афганский христианин Абдул Рахман ( персидский : عبدالرحمن ) (род. 1965) и ему угрожали смертной казнью за переход в христианство . [ 80 ] [ 81 ] 26 марта 2006 года под сильным давлением со стороны иностранных правительств суд вернул его дело прокуратуре, сославшись на «пробелы в расследовании» и подозрения в том, что он «психически неуравновешен». [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ] Его выпустили из тюрьмы к семье в ночь на 27 марта. [ 85 ] 29 марта Абдул Рахман прибыл в Италию после того, как итальянское правительство предложило ему убежище. [ 86 ]
  • 19 июля 2007 года 23 южнокорейских миссионера были схвачены и взяты в заложники членами Талибана при проезде через провинцию Газни . Двое заложников-мужчин были казнены до того, как было достигнуто соглашение между талибами и правительством Южной Кореи. Группа, состоящая из шестнадцати женщин и семи мужчин, была схвачена во время поездки на автобусе из Кандагара в Кабул в рамках миссии, спонсируемой пресвитерианской церковью Саммул. [ 87 ] Из 23 захваченных заложников двое мужчин, Пэ Хён Гю, 42-летний южнокорейский пастор церкви Сэммуль, и Шим Сон Мин, 29-летний южнокорейец, были казнены 25 и 30 июля. , соответственно. Позже, когда переговоры продвинулись вперед, две женщины, Ким Кён Чжа и Ким Джина, были освобождены 13 августа, а остальные 19 заложников - 29 и 30 августа. [ 88 ]
  • В сентябре 2008 года афганский парламент принял новый закон о СМИ, который запрещает произведения и материалы, противоречащие принципам ислама, произведения и материалы, оскорбительные для других религий и сект, а также пропаганду религий, отличных от ислама. [ 89 ]
  • В октябре 2008 года Гейл Уильямс (1974? – 20 октября 2008), сотрудница гуманитарной организации SERVE Афганистан, имеющая совместное британское и южноафриканское гражданство, была застрелена по дороге на работу в Кабуле двумя мужчинами на мотоцикле. Забиулла Муджахид , представитель Талибана , взял на себя ответственность за ее смерть и заявил, что она была убита, «потому что работала на организацию, проповедовавшую христианство в Афганистане». [ 90 ]
  • В мае 2009 года стало известно, что христианские группы опубликовали Библии на пуштунском языке и языке дари с целью обратить афганцев из ислама в христианство. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] Библию разослали солдатам на авиабазе Баграм . Американские военные власти сообщают, что распространение Библии не было официальной политикой, и когда капеллан узнал о планах солдат, Библии были конфискованы и в конечном итоге сожжены.
  • В марте 2010 года были разрушены оставшиеся здания на арендованном участке, где стояла протестантская церковь, построенная в 1970 году. [ 95 ] Здания неофициально использовались международной христианской общиной как место встреч. 99-летняя аренда собственности, оплаченная золотом в 1970 году, не была удовлетворена афганскими судами. [ 95 ]
  • В июне 2010 года небольшой афганский телеканал Noorin TV показал кадры, на которых мужчины, по его словам, читали христианские молитвы на языке дари и крестились . Телеканал сообщил, что эти мужчины были афганцами, принявшими христианство. Работа двух гуманитарных организаций, Норвежской церковной помощи и Всемирной церковной службы США, была приостановлена ​​после того, как в этом отчете было высказано предположение, что они обратили афганских мусульман в христианство. Позже Noorin TV подтвердила, что против этих двух агентств нет никаких доказательств и что они были названы из-за слова «церковь» в их названиях. [ 96 ] Этот доклад вызвал антихристианские протесты в Кабуле и Мазари-Шарифе . [ 97 ] В парламенте Абдул Саттар Хаваси, депутат нижней палаты, призвал казнить мусульман, принявших христианство, а Кази Назир Ахмад, депутат от западной провинции Герат, заявил, что убийство обращенного мусульманина «не является преступлением». [ 98 ] Одним из мужчин, показанных на видео, среди 25 арестованных христиан был Саид Муса (также пишется Сайед Мусса), сотрудник афганского Красного Креста, который позже был приговорен к смертной казни за переход в христианство. [ 99 ] [ 100 ]
  • 5 августа 2010 года десять членов команды Международной миссии помощи Нуристан Eye Camp были убиты в районе Куран ва Мунджан провинции Бадахшан в Афганистане. [ 101 ] [ 102 ] На команду напали, когда она возвращалась из Нуристана в Кабул. Одного члена команды удалось спасти, остальные члены команды сразу погибли. Погибшими оказались шесть американцев, двое афганцев, один британец и один немец. [ 103 ] как «Хизб-и Ислами» , так и « Талибан» . Ответственность за нападение первоначально взяли на себя [ 102 ] обвинив врачей в прозелитизме и шпионаже. [ 104 ] [ 105 ] [ 106 ] Эти утверждения были позже опровергнуты лидерами Талибана в Нуристане и Бадахшане, которые заявили, что они подтвердили, что погибшие были добросовестными сотрудниками гуманитарных организаций, осудили убийства как убийства и выразили соболезнования семьям погибших. [ 107 ] Это нападение стало самым смертоносным ударом по иностранным гуманитарным работникам в войне в Афганистане . [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] Убийства подчеркнули подозрительность, с которой сталкиваются христианские группы со стороны некоторых афганцев и оппонентов правительства, а также более широкие риски, с которыми сталкиваются сотрудники гуманитарных организаций в стране. [ 113 ]
  • 9 августа 2010 года двое афганцев и двое сотрудников гуманитарных организаций были арестованы за проповедь христианства в западной провинции Герат. Двое сотрудников НПО были депортированы из страны, а афганца удержали под стражей на более длительный срок. После долгих переговоров правительство освободило их в Кабуле.
  • В ноябре 2010 года еще один человек, Шоаиб Асадулла Мусави, был заключен в тюрьму в северном городе Мазари-Шариф по обвинению в том, что он передал Новый Завет другу, который затем сдал его. [ 114 ] Шоаиб Асадулла был освобожден из тюрьмы 30 марта 2011 года, 14 апреля 2011 года получил паспорт и покинул Афганистан. [ 115 ]
  • В феврале 2011 года Международный христианский концерн приветствовал освобождение Саида Мусы (также пишется Сайед Мусса), афганца, который был заключен в тюрьму на девять месяцев за переход в христианство. [ 116 ]

Свобода религии после 2021 года

[ редактировать ]

Талибан вернул себе власть в сентябре 2021 года. В отчете за 2022 год отмечалось, что они заявили, что страна является исламским эмиратом, законы и управление которого должны соответствовать законам шариата . Немусульманские меньшинства сообщали о продолжающихся преследованиях со стороны мусульман, в то время как бахаи и христиане продолжали жить в постоянном страхе разоблачения. [ 117 ]

В 2022 году Freedom House оценила свободу вероисповедания в Афганистане на 1 из 4. [ 118 ]

В 2023 году сообщалось, что после сентября 2021 года нарушения в отношении меньшинств участились. В частности, многие меньшинства бежали в соседние страны, такие как Иран и Пакистан. [ 119 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Глобальное христианство – отчет о размере и распределении христианского населения в мире» (PDF) . Исследовательский центр Пью.
  2. ^ Бургер, Джон (13 января 2016 г.). «Познакомьтесь с Рулой Гани, первой христианской первой леди Афганистана» . Алетейя . Проверено 26 января 2020 г. .
  3. ^ «Первая леди Афганистана Рула Гани оказывается в центре внимания» . Би-би-си . 15 октября 2014 года . Проверено 26 января 2020 г. .
  4. ^ Эль Шафи, Маджед (2012). Борец за свободу: борьба одного человека за один свободный мир . Издательство Destiny Image. ISBN  9780768487732 . По оценкам, численность христианской общины Афганистана составляет от 500 до 8000 человек. С практической точки зрения, коренных афганских христиан нет; все они — обращенные из ислама, которые поклоняются тайно, чтобы не быть убитыми за отступничество.
  5. ^ Международный доклад о свободе вероисповедания за 2011 год . Издательство Калифорнийского университета. 2018. с. 86. ИСБН  9780160905346 . все коренные христиане (число которых невозможно определить, но, по оценкам Госдепартамента, они составляют 500–8 000 человек) являются новообращенными из ислама.
  6. ^ «Талибан заявляет, что в Афганистане не живут христиане; обеспокоены группы США» . Новости «Голоса Америки». 16 мая 2022 г. Официальных данных о христианстве в Афганистане нет, но USCIRF со ссылкой на ICC сообщает о 10 000–12 000 обращенных христиан в этой мусульманской стране.
  7. ^ «Афганистан занимает первое место в списке мирового наблюдения» .
  8. Веб-сайт Open Doors, получено 28 августа 2023 г.
  9. ^ «Христиане в крайней опасности в Афганистане» . USCIRF . 28 января 2022 г.
  10. ^ «Талибан заявляет, что в Афганистане не живут христиане; обеспокоены группы США» . VOA . 16 мая 2022 г. Проверено 17 июля 2022 г.
  11. ^ «Христиане в Афганистане: сообщество веры и страха» . Дер Шпигель . 30 марта 2006 г. Проверено 10 марта 2017 г.
  12. ^ Jump up to: а б USSD Бюро демократии, прав человека и труда (2009). «Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2009 г.» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 года . Проверено 6 марта 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Jump up to: а б USSD Бюро демократии, прав человека и труда (2016). «Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2016 г.» . Проверено 23 января 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Jump up to: а б Лайонс, Кейт; Блайт, Гарри (27 июля 2015 г.). «Где в мире самое худшее место для христианина?» . Хранитель .
  15. ^ «Афганский медиацентр» . www.afghanmediacentre.org . Проверено 16 сентября 2020 г.
  16. ^ Фароки, Нейаз (22 июля 2013 г.). «В Дели растет афганская церковь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 июля 2014 г. В южном районе Дели звук человека, читающего дари, диалект фарси , на котором говорят в Афганистане, через громкоговоритель, прикрепленный к скромному двухэтажному зданию, перекрывал шум разносчиков овощей. Это здание представляло собой церковь, которой управляли афганские беженцы , принявшие христианство. Это был молодой афганский священник, который читал Библию перед воскресной службой в подвале дома. От 200 до 250 афганцев, перешедших из ислама в христианство, опасавшихся преследований со стороны афганских властей и талибов, нашли убежище в Дели.
  17. ^ «Афганское христианское братство, Лос-Анджелес» . Афганчерч.нет. Архивировано из оригинала 8 августа 2018 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  18. ^ Мохаммади, Реза (6 марта 2009 г.). «Бедственное положение афганского христианина» . Хранитель . Лондон.
  19. ^ «Иранские христианские церкви в Канаде, Иранская христианская церковь в Торонто, Канада, Иранская христианская церковь в Монреале, Канада, Иранская христианская церковь в Ванкувере, Канада, Персидская церковь в Канаде, Церковь фарси в Канаде, Церковь фарси в Торонто, Церковь фарси в Ванкувере, Всемирный справочник иранских/персидских христианских церквей – иранские христианские церкви в Торонто, Ванкувере, Монреале» . Фарсинет.com . Проверено 1 апреля 2011 г.
  20. ^ «Афганская баптистская церковь» [ABC О нас]. Худаванд.com. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  21. ^ Сотни просителей убежища в Финляндии переходят из ислама в христианство . Проверено 13 августа 2017 г.
  22. ^ Мусульмане, обращающиеся в христианство сотнями в Финляндии . Проверено 13 августа 2017 г.
  23. ^ Обращенные в христианство беженцы в Германии подвергаются жестоким нападениям . Проверено 13 августа 2017 г.
  24. ^ «Карта Парфянской империи, I век до н.э.» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 22 января 2018 г.
  25. ^ «Афганистан, историческое начало (до VII века н.э.)» . Проверено 22 января 2018 г.
  26. ^ «Легендарные всадники и боевые тактики, готовые преодолевать огромные расстояния и наносить удары в любой момент, парфяне воспользовались разваливающейся империей Селевкидов, чтобы создать империю в период с конца 3-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры, которая на пике своего развития , охватывала обширный регион — от Каспийского моря на севере до Сирии на западе, Персидского залива на юге и западной половины современного Афганистана на востоке — что делало его вторым после Римской империи по размеру и экономической эффективности. мощь." Учебный модуль консультативной группы по наследию/культуре ЦЕНТКОМа. «Парфянское, индо-греческое, индо-парфянское, вторжение юэчжи и индо-скифское правление (около 200 г. до н.э. - около 100 г. н.э.)» . Государственный университет Колорадо. Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 22 января 2018 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д А. Е. Медликотт, Индия и Апостол Фома, стр. 18–71; М. Р. Джеймс, Апокрифический Новый Завет, стр. 364–436; А. Е. Медликотт, Индия и Апостол Фома, стр. 1–17, 213–97; Евсевий, История, глава 4:30; Дж. Н. Фаркуар , Апостол Фома в Северной Индии, глава 4:30; В. А. Смит, Ранняя история Индии, стр. 235; Л. В. Браун, Индийские христиане Св. Фомы, стр. 49-59.
  28. ^ Мерийлат, Герберт Кристиан (1997). «Странствие по Востоку» . Гностический апостол Фома . Архивировано из оригинала 27 сентября 2004 года . Проверено 11 августа 2009 г.
  29. ^ «Мы христиане по одному имени Мессии. Что касается наших обычаев, наши братья воздерживаются от всего, что противоречит их исповеданию. ... Парфянские христиане не берут двух жен. ... Наши бактрийские сестры не практикуют распущенность. с чужеземцами персы не берут своих дочерей в жены, мидяне не бросают своих умирающих родственников и не хоронят их заживо. Христиане в Эдессе не убивают своих жен и сестер, совершающих блуд , а разлучают их и предают на суд Божий. Христиане в Хатре не побивают камнями воров» (цитата по книге Марка Диккенса: Церковь Востока. Архивировано 25 апреля 2017 года в Wayback Machine ).
  30. ^ http://Диккенс [ постоянная мертвая ссылка ] , Отметка. Церковь Востока www.oxuscom.com/Church_of_the_east.pdf
  31. ^ Уиллисон, Уокер (1985). История христианской церкви . Саймон и Шустер. п. 91. ИСБН  978-0-684-18417-3 .
  32. ^ Сакастан
  33. ^ Санасарян, Элиз (лето – осень 1998 г.). «Баби-бахаи, христиане и евреи в Иране». Журнал Ассирийского академического общества . 31 (3–4): 615–624. JSTOR   4311193 .
  34. ^ «Христианство в Иране, краткая история» . Культура Ирана . Проверено 1 апреля 2011 г.
  35. ^ Jump up to: а б с «Местоположение несторианских епископов» . Несториан.орг. Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  36. ^ Jump up to: а б «Хронология католических епархий: Афганистан» (на норвежском языке). Католск.но. 15 мая 2008 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  37. ^ «Архивная копия» (PDF) . www.aims.org.af. ​Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2006 года . Проверено 13 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  38. ^ Jump up to: а б с «Азия вкратце» . Архивировано из оригинала 18 августа 2000 года . Проверено 3 июня 2014 г.
  39. ^ История крестовых походов, Стивен Рансиман, стр. 397
  40. ^ Мария Аделаида. «Несторианство в Центральной Азии в первом тысячелетии: археологические свидетельства» (PDF) . Журнал Ассирийского академического общества : 17/34. Архивировано из оригинала (PDF) 9 декабря 2012 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  41. ^ История крестовых походов Стивен Рансиман, стр. 397
  42. ^ Апостольская церковь Востока
  43. ^ «Иезуиты в Афганистане?» . Электронная информационная служба SJ . 17 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 14 мая 2006 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  44. ^ «Через 400 лет иезуиты возвращаются в Афганистан» . Австралийские иезуиты . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 11 августа 2009 г.
  45. ^ Цитируется по: MJSeth, Армяне в Индии, Нью-Дели-Бомбей-Калькутта, Oxford & IHB Publishing Co., 1983, стр. 207 https://www.angelfire.com/hi/Azgaser/kabul.html .
  46. ^ Jump up to: а б «Армяне в Кабуле» . Angelfire.com . Проверено 1 апреля 2011 г.
  47. ^ Jump up to: а б с Сет 1992 , с. 208
  48. ^ Сет 1992 , с. 207
  49. ^ Путешествия и приключения преподобного Джозефа Вольфа, доктора медицинских наук, доктора права, викария Иль-Брюэрс, недалеко от Тонтона; И поздний миссионер среди евреев и мусульман в Персии, Бухаре, Кашмире и т. д. стр. 362 1861 https://archive.org/stream/travelsofwolff00wolfuoft/travelsofwolff00wolfuoft_djvu.txt
  50. В отчете преподобного Дж. Н. Аллена о своем посещении Армянской церкви в Кабуле в 1842 году говорится: «1 октября 1842 года. Я вошел в город и в сопровождении капитана Босуэлла из 2-го полка Бенгальского НИ отправился навести справки относительно небольшого община армянских христиан, о которой я слышал от моего друга преподобного Дж. Пиготта, который крестил двоих их детей, когда он посетил Кабул в 1839 году в качестве капеллана бомбейской армии под командованием лорда Кина. После некоторого расследования мы обнаружили их на улице в Бала-Хиссаре, ведущей от Джеллалабадских ворот; их здания находились на северной стороне улицы. Мы прошли по переулку и свернули слева в небольшой двор, окруженный зданиями и наполненный орудиями их ремесла. Маленькая дверь вела из этого двора в их церковь, маленькое темное здание, но, добудив освещение, я обнаружил, что оно застелено коврами и содержится в чистоте, по-видимому, с большой тщательностью» . /Азгасер/kabul.html
  51. ^ Хьюз 1893 , с. 456
  52. ^ Сет 1992 , с. 209
  53. ^ Сет 1992 , с. 210
  54. ^ Сет 1992 , с. 217
  55. ^ Сет 1992 , с. 218
  56. ^ [1] Архивировано 1 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  57. ^ Энни Бэзил, Армянские поселения в Индии: с древнейших времен до наших дней, Калькутта, Армянский колледж, без даты, стр.69
  58. ^ «Азия/Афганистан – 70 лет службы отцов-барнавитов в Афганистане: первый шаг Кабульской миссии к росту поместной церкви», — говорит нунций в Пакистане архиепископ Алессандро Д'Эррико» . Фидес . 29 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 11 июня 2005 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  59. ^ «Общественная» церковь в Афганистане? Прошлое дает надежду на настоящее (Обзор)» . Asianews.it . 12 октября 2005 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  60. ^ «В афганской столице снова отпраздновали мессу» . зенит.орг . 27 января 2002 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2002 г. Проверено 11 августа 2009 г.
  61. ^ «Сестры Матери Терезы прибывают в Кабул» . Asianews.it . 2 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 12 января 2008 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  62. ^ «Афганистан теперь может стать страной без священников» . зенит.орг . 8 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2001 г. Проверено 11 августа 2009 г.
  63. ^ «Католическое присутствие расширяется, прибывают иезуитская неправительственная организация и сестры Матери Терезы» . Asianews.it . 23 мая 2005 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2005 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  64. ^ «Общественная» церковь в Афганистане? Прошлое дает надежду на настоящее (Обзор)» . Asianews.it . 12 октября 2005 г. Проверено 18 июня 2006 г.
  65. ^ «Нерассказанная история Афганистана» . Я. 26 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  66. ^ Jump up to: а б Флойд МакКлунг (1 сентября 1996 г.). Жизнь на пороге дьявола: от Кабула до Амстердама . Издательство YWAM. стр. 67–. ISBN  978-0-927545-45-7 . Проверено 1 апреля 2011 г.
  67. ^ ШПИГЕЛЬ, Матиас Гебауэр, DER (30 марта 2006 г.). «Христиане в Афганистане: сообщество веры и страха – Der Spiegel – International» . Зеркало . Проверено 4 июня 2020 г. {{cite news}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  68. ^ В Дели растет афганская церковь . 22 июля 2013 г. Проверено 4 февраля 2015 г.
  69. ^ Джонстон, Патрик; Миллер, Дуэйн Александр (2015). «Верующие во Христа мусульманского происхождения: глобальная перепись» . IJRR . 11 (10): 1–19 . Проверено 30 октября 2015 г.
  70. ^ Ахмед, Азам (21 июня 2014 г.). «Обращенный христианин, скрывающийся в Афганистане» . Нью-Йорк Таймс .
  71. ^ «Христиане общины» , Возможна ли вера после войны , The Lutterworth Press, стр. 178–185, 28 августа 2008 г., doi : 10.2307/j.ctt1cg4mhg.40 , получено 17 июля 2022 г.
  72. ^ «Талибан заявляет, что в Афганистане не живут христиане; обеспокоены группы США» . Голос Америки . 16 мая 2022 г.
  73. ^ Jump up to: а б http://www.shelter-now.org/about-shelter/our-work/ Архивировано 28 сентября 2018 г. в Wayback Machine | accessdate=23 сентября 2010 г.
  74. ^ http://www.aim.org/guest-column/murder-in-the-mountains/ Архивировано 18 августа 2010 г. в Wayback Machine | accessdate=23 сентября 2010 г.
  75. ^ «Афганистан: Восемь иностранных сотрудников Shelter Now International принимают делегатов Международного комитета Красного Креста» . www.icrc.org . Архивировано из оригинала 29 октября 2006 года . Проверено 23 сентября 2010 г.
  76. ^ Отчет USCIRF о свободе религии за 2005 г., стр. 122.
  77. ^ «Главный командир Талибана «арестован» » . news.bbc.co.uk. ​19 мая 2006 года . Проверено 23 сентября 2010 г.
  78. ^ Отчет USCIRF о свободе религии за 2009 г., стр. 144.
  79. ^ «Чрезвычайные миссии присутствовали на торжественных похоронах Папы Иоанна Павла II» . Ватикан.ва. Архивировано из оригинала 19 февраля 2008 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  80. ^ «Афганские священнослужители хотят, чтобы новообращенных отправили обратно» . Аль Джазира . 4 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2020 г.
  81. ^ Афганские священнослужители призывают убить новообращенных христиан, несмотря на возмущение Запада , AP Archive , 23 марта 2006 г.
  82. ^ «Афганский новообращенный христианин нашел убежище» . Новости Эн-Би-Си . Ассошиэйтед Пресс. 29 марта 2006 г. Проверено 27 августа 2010 г.
  83. ^ Констебль, Памела (23 марта 2006 г.). «Для афганцев, союзников, столкновение ценностей» . Вашингтон Пост . Проверено 30 апреля 2010 г.
  84. ^ Мунади, Султан М. (26 марта 2006 г.). «Афганское дело против новообращенных христиан терпит неудачу» . Нью-Йорк Таймс .
  85. ^ «Понедельник, 27 марта» . Си-Эн-Эн. 28 марта 2006 г.
  86. ^ Винчи, Алессио (29 марта 2006 г.). «Афганский новообращенный прибыл в Италию за убежищем» . Си-Эн-Эн.
  87. ^ «Корейские миссионеры под огнем» . Время . 27 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
  88. ^ Шах, Амир (29 апреля 2007 г.). «Талибан освободит 19 южнокорейских заложников» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 9 сентября 2007 года . Проверено 29 августа 2007 г.
  89. ^ Отчет USCIRF о свободе религии за 2009 г., стр. 145.
  90. Сотрудник благотворительной организации Великобритании убит в Кабуле , BBC News , 20 октября 2008 г.
  91. ^ «США сжигают Библии в Афганистане» . Аль Джазира . 22 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2009 г.
  92. ^ «Военные сжигают нежелательные Библии, отправленные в Афганистан» . Си-Эн-Эн. 22 мая 2009 года . Проверено 26 мая 2009 г. «Это была безответственная и опасная журналистская деятельность, делающая сенсацию кадры годовой давности религиозной службы для американских солдат на американской базе и делающая вывод о том, что войска проповедуют евангелизацию афганцам», - сказал полковник Грегори Джулиан.
  93. ^ «Военные США обвинены в раздаче Библии в Афганистане» . Фокс Ньюс . 4 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 9 мая 2009 г. . Проверено 25 мая 2009 г.
  94. ^ «Недобросовестные попытки в Баграме» . Форвард . 6 мая 2009 года . Проверено 25 мая 2009 г. Эти ребята из спецназа — они в основном охотятся на мужчин», «Мы делаем то же самое, что и христиане, мы охотимся за людьми ради Иисуса. Да, мы их выслеживаем.
  95. ^ Jump up to: а б Отчет USCIRF о свободе религии, 2010 г.
  96. ^ Нордланд, Род; Вафа, Абдул Вахид (31 мая 2010 г.). «Афганистан приостанавливает деятельность двух групп помощи» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 сентября 2010 г.
  97. ^ «Афганцы протестуют против групп христианской помощи» . cbn.com . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 23 сентября 2010 г.
  98. ^ http://www.rawa.org/temp/runews/2010/06/05/afghan-lawmaker-calls-for-execution-of-christian-converts-from-islam.html получено 23 сентября 2010 г. | quote=Тех афганцев, которые появились в этом видеофильме, следует казнить публично, Палата должна приказать генеральному прокурору и НУБ (разведывательное агентство) арестовать и казнить этих афганцев. | издатель = РАВА | accessdate=23 сентября 2010 г.
  99. ^ http://www.nationalreview.com/corner/260050/america-quiet-execution-afghan-christian-said-musa-paul-marshall# получено 26 мая 2012 г. | quote=Есть сообщения, что Саид Муса, чью ситуацию я описал на Рождество, скоро будет казнен за «преступление», решившее стать христианином. Муса был одним из примерно 25 христиан, арестованных 31 мая 2010 года после того, как 27 мая в телевизионной программе «Нурин» была показана видеозапись богослужения, проводимого коренными афганскими христианами; он был арестован при попытке попросить убежища в посольстве Германии. Он принял христианство восемь лет назад, является отцом шестерых маленьких детей, ему ампутировали ногу после того, как он наступил на мину во время службы в афганской армии, и теперь у него протез ноги. Его старшей дочери восемь лет, одна из них инвалид (она не может говорить). Он работал в Красном Кресте/Красном Полумесяце в качестве консультанта для других людей с ампутированными конечностями. | работа = Национальное обозрение | accessdate=26 мая 2012 г.
  100. ^ Матиулла Мати (21 ноября 2010 г.). «Афганскому христианину грозит суд по обвинению в обращении из ислама» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 26 мая 2012 г.
  101. ^ Ганнон, Кэти (8 августа 2010 г.). «Британский гуманитарный работник погиб в резне в Афганистане» . Вестник . Архивировано из оригинала 29 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2010 г.
  102. ^ Jump up to: а б Нордланд, Род (7 августа 2010 г.). «В Афганистане найдены убитыми 10 медицинских работников» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 августа 2010 г.
  103. ^ Ганнон, Кэти (7 августа 2010 г.). «Афганская медицинская миссия закончилась смертью 10 человек» . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года . Проверено 7 августа 2010 г.
  104. ^ «Убийство британского врача в Афганистане «трусливый поступок», - говорит Уильям Хейг» . «Дейли телеграф» . Лондон. 8 августа 2010 г.
  105. ^ «Иностранные медицинские работники среди 10 погибших в Афганистане» . Новости Би-би-си . 7 августа 2010 г.
  106. ^ «Восемь иностранных медицинских работников убиты в Афганистане» . Рейтер . 7 августа 2010 г.
  107. Сеть аналитиков Афганистана : Десять погибших в Бадахшане 6: Местные талибы говорят, что это было убийство. Архивировано 6 марта 2012 года в Wayback Machine.
  108. ^ Мотлах, Джейсон (9 августа 2010 г.). «Положит ли конец гражданскому населению убийства сотрудников гуманитарных организаций?» . Время . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 10 августа 2010 г.
  109. ^ Партлоу, Джошуа (8 августа 2010 г.). «Талибан убил 10 медицинских работников на севере Афганистана» . Вашингтон Пост . Проверено 8 августа 2010 г.
  110. ^ Кинг, Лаура (7 августа 2010 г.). «Шесть американцев среди десяти работников благотворительной организации погибли в засаде талибов» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 августа 2010 г.
  111. ^ Йонссон, Патрик (7 августа 2010 г.). «Убийства в рамках Международной миссии содействия: часть военной стратегии Талибана» . Христианский научный монитор . Проверено 7 августа 2010 г.
  112. ^ «Война в Афганистане: смертельная засада медицинской миссии потрясла одну из самых безопасных провинций» . Христианский научный монитор . 7 августа 2010 г. Проверено 1 апреля 2011 г.
  113. ^ «Смерть сотрудников гуманитарных организаций в Афганистане подчеркивает деликатное положение групп, связанных с христианством» . Христианский научный монитор . 9 августа 2010 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  114. ^ Рэй Ривера (5 февраля 2011 г.). «Афганские права не соответствуют требованиям новообращенных христиан» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 мая 2012 г.
  115. ^ «Афганский христианин освобожден из тюрьмы и благополучно покинул страну» . Преследование.орг. 20 апреля 2011 года . Проверено 26 мая 2012 г.
  116. ^ Адам Шрек; Хайди Фогт (25 февраля 2011 г.). «Афганское дело против новообращенных христиан терпит неудачу» . Вашингтон Пост . Проверено 25 мая 2012 г.
  117. ^ Отчет Госдепартамента США за 2021 год.
  118. Freedom House, дата обращения 25 апреля 2023 г.
  119. ^ Христианская солидарность во всем мире, отчет за март 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Хьюз, Томас П. (1893), «Двадцать лет на афганской границе» , The New York Independent , 45 : 455–456 , получено 26 июля 2009 г.
  • Сет, Месровб Джейкоб (1992), «Глава XVI: Армяне в Кабуле - христианская колония в Афганистане», Армяне в Индии, с древнейших времен до наших дней: оригинальное исследование , Asian Educational Services, стр. 207– 224, ISBN  978-81-206-0812-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d36826c1274516ac26791e6c428f843__1722694080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/43/9d36826c1274516ac26791e6c428f843.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianity in Afghanistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)