Палестинские христиане
Часть серии о |
палестинцы |
---|
Демография |
Политика |
|
Религия/религиозные объекты |
Культура |
Список палестинцев |
Палестинские христиане ( арабский : مَسِيحِيُّون فِلَسْطِينِيُّون Masīḥiyyūn Filasṭīniyyūn ) — религиозная община палестинского народа , состоящая из тех, кто идентифицирует себя как христиане , в том числе тех, кто является культурными христианами, а также тех, кто активно придерживается христианства . . Они являются религиозным меньшинством в Государстве Палестина и в Израиле , а также в палестинской диаспоре . Если применить более широкое определение, объединяющее людей с полным или частичным палестинским христианским происхождением, то в 2000 году этот термин применялся примерно к 500 000 человек во всем мире. [ 1 ] Поскольку большинство палестинцев являются арабами , подавляющее большинство палестинских христиан также идентифицируют себя как арабские христиане .
Палестинские христиане принадлежат к одной из многих христианских конфессий , включая восточное православие , восточное православие , католицизм (как Латинскую церковь , так и церкви восточного обряда ), протестантизм ( англиканство , лютеранство и т. д.) и другие. По оценкам профессора Бернарда Сабеллы из Вифлеемского университета в 1990-х годах , примерно 6,5% мирового палестинского населения были христианами, и что 56% из этого числа проживали за пределами Палестины и Израиля. [ 2 ]
По состоянию на 2015 год [update]Палестинские христиане составляют от 1% до 2,5% населения Западного берега и менее 1% населения сектора Газа . [ 3 ] [ 4 ] Согласно официальной статистике британского мандата , христиане составляли 9,5% от общей численности населения (и 10,8% арабов Палестины ) в 1922 году и 7,9% от общей численности населения в 1946 году. [ 5 ] В ходе палестинской войны 1947–1949 годов между палестинскими арабами и палестинскими евреями большое количество этих христиан — как часть арабской общины — бежало или было изгнано еврейскими ополченцами с территории, которая впоследствии стала признанной израильской территорией после Соглашения о перемирии 1949 года . После арабо-израильской войны 1967 года , которая привела к оккупации Израилем палестинских территорий (аннексированного Иорданией Западного берега и оккупированного Египтом сектора Газа ), палестинское христианское население увеличилось в целом, но уменьшилось в процентном отношении. всего палестинского населения. [ 6 ]
Многие представители палестинской диаспоры, считающие себя христианами, являются потомками палестинских христианских беженцев после 1948 года , которые бежали от арабо-израильского конфликта и поселились в странах с христианским большинством . [ 7 ] [ 8 ]
Этническая принадлежность
Большинство палестинских христиан сегодня считают себя арабскими христианами в культурном и языковом отношении , предки которых восходят к первым последователям Христа. Они заявляют, что произошли от римлян, -гассанидов арабов , византийцев и крестоносцев . [ 9 ]
То, что арабы-христиане в Палестине считают себя арабами с националистической точки зрения, отражает также тот факт, что к началу двадцатого века они разделяли многие из тех же обычаев, что и их мусульманские соседи. В некотором смысле это было следствием принятия христианами того, что по существу было исламскими обычаями, многие из которых были заимствованы из шариата . В других случаях обычаи, разделяемые как мусульманами, так и христианами, не произошли ни от веры, а, скорее, были результатом процесса синкретизации, в результате чего то, что когда-то было языческими обычаями, позже было переопределено как христианское и впоследствии принято мусульманами. . Это было особенно очевидно в том факте, что палестинские мусульмане и христиане часто отмечали одни и те же праздники в честь одних и тех же святых, даже если они называли их разными именами. «Например, святыни, посвященные святому Георгию, были преобразованы в святыни в честь Хидра-Ильяса, смесь пророка Илии и мифического духа Хидра». Вдобавок к этому, многие мусульмане считали местные христианские церкви святынями святых. Так, например, «мусульманские женщины, испытывающие трудности с зачатием, могут, например, поехать в Вифлеем, чтобы помолиться за ребенка перед Девой Марией». [ 10 ] Для мусульманина даже нередко крестили своего ребенка в христианской церкви во имя Хадра . [ 11 ]
Демография и конфессии
перепись 1922 года
По переписи 1922 года в Палестине насчитывалось около 73 000 палестинцев-христиан: 46% православных, 40% католиков (20% римско-католических и 20% восточнокатолических ).
Перепись зафиксировала более 200 населенных пунктов с христианским населением. [ 12 ] Общее количество по конфессиям для всей Подмандатной Палестины составило: греческие православные 33 369, сирийские православные (яковиты) 813, латино-католики 14 245, греко-католики (мелькиты) 11 191, сирийские католики 323, армянские католики 271, марониты 2382, армянские православные (григорианцы) 2939 , Коптская церковь 297, Абиссинская церковь 85, Англиканская церковь 4553, Пресвитерианская церковь 361, Протестанты 826, Лютеранская церковь 437, Сообщество тамплиеров 724, другие 208. [ 12 ]
Перепись также выявила 10 707 палестинских христиан, проживавших за границей, что составляло на тот момент самую большую часть палестинцев, проживавших за рубежом: 32 в Австралии , 17 в Африке , 1 в Австрии , 1 в Бельгии , 1 в Болгарии , 2 в Канаде , 242 в Канаде. Египет , 34 во Франции , 59 в Германии , 1 в Греции , 7 в Италии , 4 в Марокко , 1 в Месопотамии , 1 в Парагвае, Персии в 5 , 4 в России , 1 в Южной Африке , 11 в Восточной Африке , 7 в Судан , 6 в Швеции , 1 в Швейцарии , 2 в Испании , 122 в Сирии , 95 в Трансиордании , 8517 в Южной и Центральной Америки республиках , 17 в Турции , 6 в Великобритании , 1352 в США и 158 чьих мест были неизвестны. [ 13 ]
Современное географическое распространение
По оценкам, в 2009 году на палестинских территориях проживало около 50 000 христиан, в основном на Западном берегу, и около 3 000 в секторе Газа. [ 14 ] В 2022 году в секторе Газа проживало около 1100 христиан — по сравнению с более чем 1300 в 2014 году. [ 15 ] Около 80% палестинцев-христиан живут в городской среде. На Западном Берегу они сосредоточены в основном в Иерусалиме и его окрестностях: Вифлееме, Бейт-Джале, Бейт-Сахуре, Рамалле, Бир-Зайте, Джифне, Эйн-Арик, Тайбе. [ 16 ]
Из общего христианского населения Израиля , составляющего 185 000 человек , около 80% относятся к арабам, многие из которых идентифицируют себя как палестинцы. [ 17 ] [ 14 ] [ 18 ]
Большинство (56%) палестинских христиан проживают в палестинской диаспоре. [ 19 ]
Деноминации и церковное руководство
Около 50% палестинских христиан принадлежат к Греческой православной церкви Иерусалима. [ нужна ссылка ] , одна из 15 церквей восточного православия . Эта община также известна как арабские православные христиане. Есть также марониты , мелькиты , якобиты , халдеи , латино-католики , сирийские католики , православные копты , копты-католики , армянские православные , армянские католики , квакеры (Общество друзей), методисты , пресвитериане , англиканцы (епископальные), лютеране , евангелисты , пятидесятники. , Назаряне , Ассамблеи Бога , баптисты и другие протестанты ; помимо небольших групп Свидетелей Иеговы , членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и других.
Патриарх Феофил III является главой Иерусалимской Греческой Православной Церкви с 2005 года. Он сменил Иринея (на посту с 2001 года), который был свергнут церковным синодом после срока, сопровождавшегося спорами и скандалом по поводу продажи имущества, принадлежащего грекам. Православная церковь еврейским инвесторам. [ 20 ] Правительство Израиля первоначально отказалось признать назначение Феофила. [ 21 ] но, наконец, получил полное признание в декабре 2007 года, несмотря на судебный иск со стороны его предшественника Иренайоса. [ 22 ] Архиепископ Севастийский Феодосий (Анна) [ когда? ] самый высокопоставленный палестинский священнослужитель Иерусалимского греческого православного патриархата.
Латинский Патриарх Иерусалима является лидером латино-католиков в Иерусалиме , Палестине , Иордании , Израиле и на Кипре . Этот пост занимает Пьербаттиста Пиццабалла с момента его назначения Папой Франциском 6 ноября 2020 года. [ 23 ] Джордж Бакуни из Мелькитской греко-католической церкви является архиепископом Акки , под юрисдикцией которого находятся Хайфа , Акра и Галилея , и заменил Элиаса Чакура , палестинского беженца, в 2014 году. Мусса Эль-Хаге из Маронитской церкви занимает пост с 2012 года. одновременно Архиепископ Хайфской и Святой Земли и Патриарший экзарх Иерусалима и Палестины .
Англиканским епископом в Иерусалиме является Сухейл Давани . [ 24 ] который заменил епископа Риаха Абу Аль Ассаля . Епископ доктор Муниб Юнан является президентом Всемирной лютеранской федерации и епископом Евангелическо-лютеранской церкви Иордании и Святой Земли (ELCJHL).
Список церквей в Палестине
Международные христианские организации в Палестине
Различные международные христианские организации предоставляют услуги в Палестине палестинцам всех религиозных взглядов.
- YMCA в Газе и Иерусалиме
- Англиканская церковь управляет арабской больницей Аль-Ахли.
Христианская помощь развитию
Исследование показало, что христианские учреждения ежегодно тратят 416 миллионов долларов на палестинское общество в таких секторах, как здравоохранение, образование, социальные услуги, профессиональное обучение и помощь в целях развития во всех палестинских провинциях. [ 25 ]
История
Предыстория и ранняя история
Первые христианские общины в римской Иудее возникли из последователей Иисуса из Назарета , преданного смерти и распятого по приказу префекта Понтия Пилата в 30–33; это были арамейском языке , говорящие на евреи-христиане , а позже на латыни и греческом языке , говорящие римляне и греки , которые частично были потомками предыдущих поселенцев этих регионов, таких как сиро-финикийцы , арамеи , греки , персы и арабы , такие как набатейцы . [ 28 ] [ нужна проверка ]
В отличие от других групп восточных христиан, таких как преимущественно ассирийские несториане , подавляющее большинство палестинских христиан перешло под церковную юрисдикцию Вселенского Патриархата и римских императоров после Халкидонского собора в 451 году нашей эры (который стал частью Восточной Православной Церкви). после Великого раскола ), и были известны другим сирийским христианам как мелькиты (последователи царя). [ 29 ] мелькиты подверглись сильной эллинизации В последующие столетия , отказавшись от своих западно-арамейских языков в пользу греческого . К VII веку Иерусалим , Газа и Византийская Палестина стали эпицентрами греческой культуры на Востоке. [ 29 ]
В четвертом веке монах Иларион ввел монашество в окрестностях Газы, которая стала процветающим монашеским центром (включая монастырь Святого Илариона и монастырь Серид ), уступая только группе монастырей в Иудейской пустыне (к которым относится Мар Сабский монастырь ). [ 30 ]
После мусульманских завоеваний христиане, не говорящие по-арабски, подверглись постепенному процессу арабизации , в ходе которого они отказались от арамейского и греческого языков в пользу арабского языка . [ 31 ] [ 32 ] Мелькиты начали отказываться от греческого языка в пользу арабского , и этот процесс сделал их наиболее арабизированными христианами в Леванте. [ 29 ] Большинство арабских Гасанидов остались христианами и присоединились к мелькитским и сирийским общинам на территории нынешней Иордании , Израиля , Палестины , Сирии и Ливана . [ 33 ]
живший в одиннадцатом веке, Мелькитский епископ Газы Сулейман аль-Газзи, занимает уникальное место в истории арабской христианской литературы как автор первого дивана христианской религиозной поэзии на арабском языке. Его стихи дают представление о жизни палестинских христиан и преследованиях, которым они подвергались при фатимидском халифе аль-Хакиме . [ 34 ]
В конце шестнадцатого века христианство на юге Билад аш-Шама было преимущественно сельским, значительная часть населения проживала в деревнях и племенах. Христиане были рассеяны по многочисленным городам и деревням в окрестностях Иерусалима, некоторые из них были заселены христианами со времен византийского и франкского правления. Деревни с христианским населением включали Тайбе , Бейт-Рима , Джифна-ан-Насара , Рамаллах , Ябруд , Абуд , Суба , Туку , Нахалин и Артас . Христиане, проживавшие в этих деревнях, были в основном представителями греческой православной конфессии, хотя существовали и исключения, такие как сирийская христианская община в Абуде. [ 35 ]
Современная история
Во времена Османской империи иностранные державы пользовались опекунством над меньшинствами, в том числе французы над христианами Сирии , Ливана и Палестины . Православные христиане, в частности, попали под защиту Российской империи . Это предоставило палестинским христианам привилегии защиты и доступ к миссионерским школам, что позволило им участвовать в торговле с европейскими торговцами. Кроме того, у христианских купцов были более низкие ставки пошлины, чем у их мусульманских коллег, и поэтому они зарекомендовали себя как банкиры и ростовщики для мусульманских землевладельцев, ремесленников и крестьян. Этот растущий средний класс породил несколько владельцев и редакторов газет и сыграл ведущую роль в политической жизни Палестины. [ 36 ]
Категория «палестинские арабы-христиане» приобрела политическое измерение в XIX веке, когда международный интерес вырос и там появились иностранные институты. Городская элита начала строить современное многоконфессиональное арабское гражданское общество. Когда британцы получили от Лиги Наций мандат на управление Палестиной после Первой мировой войны , многие британские высокопоставленные лица в Лондоне были удивлены, обнаружив так много христианских лидеров в политических движениях палестинских арабов. Британские власти в Подмандатной Палестине с трудом понимали приверженность палестинских христиан палестинскому национализму . [ 37 ]
, принадлежащий палестинским христианам, Фаластин был основан в 1911 году в городе Яффо с арабским большинством населения . Газету часто называют одной из самых влиятельных газет в исторической Палестине и, вероятно, самым яростным и последовательным критиком сионистского движения в стране . Он помог сформировать палестинскую идентичность и национализм и несколько раз закрывался османскими и британскими властями, в основном из-за жалоб со стороны сионистов. [ 38 ] После британского захвата Палестины в 1918 году на заключительном этапе Первой мировой войны были сформированы группы под названием « Мусульманско-христианские ассоциации на территории новой Подмандатной Палестины », чтобы противостоять сионистскому движению и реализации Декларации Бальфура. [ 39 ] В 1920-е годы было отмечено, что жители Бейт-Кахила , Дайр-Абана и Таффуха изначально были христианами. [ 40 ]
Накба . привела в замешательство многоконфессиональные арабские христианские общины У них было мало богословского образования, их работа была преимущественно пастырской, и их непосредственной задачей была помощь тысячам бездомных беженцев. Но это также посеяло семена для развития теологии освобождения среди палестинских арабских христиан. [ 41 ] Существовала дифференцированная политика изгнания. Больше снисходительности было применено к христианам Галилеи, где изгнание в основном затронуло мусульман: в Таршихе , Меелии, Дайре-эль-Касси и Салабане христианам было разрешено остаться, в то время как мусульмане были изгнаны. [ нужна ссылка ] В Икрите и Бириме ЦАХАЛ приказал христианам на короткое время эвакуироваться, и этот приказ затем был подтвержден как окончательное изгнание. Иногда в смешанной друзско-христианской деревне, такой как Аль-Рама, сначала в сторону Ливана изгоняли только христиан, но благодаря вмешательству местных друзов им разрешалось вернуться. Важным христианским деятелям иногда разрешалось вернуться при условии, что они будут помогать Израилю в своих общинах. Архиепископу Хакиму со многими сотнями христиан было разрешено вернуться в страну, если он выразил готовность вести кампанию против коммунистов в Израиле и среди своей паствы. [ 42 ]
После войны 1948 года христианское население на Западном Берегу, находившемся под контролем Иордании, немного сократилось, в основном из-за экономических проблем. Это контрастирует с процессом, происходящим в Израиле, откуда христиане массово уезжали после 1948 года. Составляя 21% арабского населения Израиля в 1950 году, сейчас они составляют лишь 9% этой группы. Эти тенденции усилились после войны 1967 года, последовавшей за захватом Израилем Западного берега и сектора Газа. [ 43 ]
В Палестинской автономии (с 1994 г.)
Христиане в Палестинской автономии составляли примерно один из семидесяти пяти жителей. [ 44 ] В 2009 году агентство Reuters сообщило, что на Западном берегу осталось 47 000–50 000 христиан, из которых около 17 000 следуют различным католическим традициям, а большая часть остальных следует православной церкви и другим восточным конфессиям. [ 14 ] И Вифлеем, и Назарет , которые когда-то были преимущественно христианскими, теперь имеют мусульманское большинство. Сегодня около трех четвертей всех христиан Вифлеема живут за границей, и больше иерусалимских христиан живет в Сиднее , Австралия , чем в Иерусалиме. Христиане сейчас составляют 2,5 процента населения Иерусалима. Среди оставшихся есть несколько человек, родившихся в Старом городе, когда христиане там составляли большинство. [ 45 ]
В письме конгрессмена Генри Хайда президенту Джорджу Бушу в 2007 году Хайд заявил, что «христианская община дробится на мельнице ожесточенного израильско-палестинского конфликта» и что расширение еврейских поселений на Западном Берегу, включая Восточный Иерусалим, нанесли «необратимый ущерб сокращающейся христианской общине». [ 46 ] [ 47 ]
В ноябре 2009 года Берланти Аззам, палестинская студентка-христианка из Газы, была исключена из Вифлеема и ей не разрешили продолжить обучение. До завершения учебы у нее оставалось два месяца. Берланти Аззам рассказала, что израильские военные надели на нее наручники, завязали ей глаза и оставили ее часами ждать на контрольно-пропускном пункте, когда она возвращалась с собеседования в Рамалле. Она назвала инцидент «пугающим» и заявила, что израильские чиновники обращались с ней как с преступницей и отказали ей в образовании, потому что она палестинская христианка из Газы. [ 48 ]
В Израиле
В июле 2014 года во время операции «Защитная скала» в Хайфе прошла израильско-арабская христианская демонстрация в знак протеста против мусульманского экстремизма на Ближнем Востоке (по поводу подъема Исламского государства ) и в поддержку Израиля и ЦАХАЛа. [ 49 ]
Арабы-христиане — одна из самых образованных групп в Израиле. [ 50 ] [ 51 ] По статистике, арабы-христиане в Израиле имеют самый высокий уровень образования среди всех религиозных общин. Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля за 2010 год, 63% израильских арабов-христиан имели высшее или последипломное образование , что является самым высоким показателем среди всех религиозных и этнорелигиозная группа. [ 52 ] страны Несмотря на то, что арабы-христиане составляют лишь 2,1% от общей численности населения Израиля, в 2014 году они составляли 17,0% студентов университетов и 14,4% студентов колледжей . [ 53 ] У христиан пропорционально больше шансов получить степень бакалавра или более высокую академическую степень , чем в среднем по стране в Израиле. Арабы-христиане также имеют один из самых высоких показателей успешности вступительных экзаменов (73,9%) в 2017 году. [ 54 ] [ 55 ] как по сравнению с мусульманами и друзами, так и по сравнению со всеми учащимися еврейской системы образования как группой. [ 56 ] Арабские христиане также были в авангарде с точки зрения права на получение высшего образования . [ 56 ] и они получили степень бакалавра и ученую степень больше, чем среднее население Израиля. [ 56 ] Христианские школы в Израиле объявили забастовку в начале 2015 учебного года в знак протеста против направленного на них сокращения бюджета. Забастовка затронула 33 000 учеников, 40 процентов из которых были мусульманами. В 2013 году Израиль покрыл 65% бюджета палестинских христианских школ в Израиле, а в том же году эта цифра сократилась до 34%. Христиане говорят, что теперь они получили треть того, что получают еврейские школы, при недостатке в 53 миллиона долларов. [ 57 ]
Доля студентов, обучающихся в области медицины, также была выше среди студентов-арабов-христиан по сравнению со всеми студентами из других секторов. Процент арабских христианок , обучающихся в высших учебных заведениях, выше, чем в других секторах. [ 58 ]
В сентябре 2014 года министр внутренних дел Израиля подписал приказ, согласно которому самоидентифицированное «арамейское христианское» меньшинство в Израиле может регистрироваться как арамейцы, а не как арабы. [ 59 ] Приказ коснется около 200 семей. [ 59 ]
Первой местной женщиной-священнослужителем, рукоположенной на Святой Земле, была палестинка Салли Азар из лютеранской церкви в 2023 году. [ 60 ]
Война Израиля и Хамаса
С начала продолжающейся войны между Израилем и Хамасом в октябре 2023 года произошло несколько инцидентов с участием палестинских христиан в секторе Газа, в первую очередь авиаудар по церкви Святого Порфирия и убийство двух католичек израильским снайпером в Святом Семействе. Приход на севере Газы . [ 61 ] [ 62 ]
Политические и экуменические вопросы
Мэры Рамаллаха , Бирзеита , Вифлеема , Забабды , Джифны , Эйн-Арика , Абуда , Тайбе , Бейт-Джалы и Бейт-Сахура — христиане. Губернатор Тубаса Марван Тубасси — христианин. Бывший представитель Палестины в США Афиф Саффи является христианином, как и посол Палестинской автономии во Франции Хинд Хури. В женской футбольной команде Палестины большинство составляют девушки-мусульманки, но капитан Хани Тальджи - христианка из Вифлеема. Многие палестинские официальные лица, такие как министры, советники, послы, консульства, главы миссий, ПЛС, ПНА, ООП, лидеры Фатеха и другие, являются христианами. Некоторые христиане были частью богатых слоев палестинского общества, которые покинули страну во время арабо-израильской войны 1948 года . в Западном Иерусалиме более 50% палестинцев-христиан потеряли свои дома из-за израильтян. По словам историка Сами Хадави , [ 63 ]
Участие в палестинских воинственных действиях
Палестинские христиане играли роль в антисионистском движении и связанном с ним политическом насилии как до, так и после создания Израиля в 1948 году.
Во время восстания 1936-1939 годов в Британской Палестине палестинские арабские повстанцы несли флаги с крестом и полумесяцем , символизирующими христианство и ислам соответственно. В восстании приняли участие по меньшей мере 282 лидера повстанцев, четверо из которых были христианами. [ 64 ]
Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) был основан в 1967 году Джорджем Хабашом . христианином [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Хабаш однажды заявил, что, по его мнению, существует идеальная гармония между его христианской религией, его арабским национализмом, его исламской культурой и его марксистской политикой. [ 68 ] Вади Хаддад , лидер военного крыла НФОП, также был христианином. [ 69 ] [ 70 ] Сообщается, что восточно-православные священники благословляли группы угонщиков НФОП перед тем, как они отправлялись в атаку. [ 71 ]
Сирхан Сирхан , убивший Роберта Ф. Кеннеди в 1968 году, происходил из христианской семьи. [ 72 ] [ 73 ] а позже несколько раз менял церковные конфессии, присоединяясь к баптистской и адвентистской церквям седьмого дня . [ 74 ] Однако в 1966 году он присоединился к эзотерической организации Древний Мистический Орден Розы Креста , одному из Орденов Розенкрейцеров . [ 75 ]
Иорданский христианин Наиф Хаватме возглавляет палестинскую организацию « Демократический фронт освобождения Палестины» (ДФОП) , которая откололась от НФОП в 1969 году. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]
1972 года Мюнхенская резня была устроена организацией «Черный сентябрь» , которая назвала свою операцию « Икрит и Бирам ». [ 79 ] [ 80 ] после двух христианских деревень, жители которых были изгнаны ЦАХАЛом во время арабо-израильской войны 1948 года . [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] Сообщается, что у Люттифа Афифа , командира подразделения, устроившего резню, отец-христианин. [ 84 ] [ 85 ] и использовал псевдоним «Иисус». [ 86 ]
В « Бригадах мучеников Аль-Аксы» также присутствует христианское присутствие. Двое их боевиков, Крис Бандак и Даниэль Абу Хамама, оба христиане из Вифлеема, участвовали в антисионистском насилии. Бандак был заключен в тюрьму Израилем за стрельбу по израильским автомобилистам во время Второй интифады . [ 87 ] [ 88 ] и позже был освобожден в 2011 году в рамках обмена на освобождение израильского солдата Гилада Шалита . [ 89 ] Даниэль Абу Хамама, который также был старшим боевиком Танзима , был убит Израилем в 2006 году. [ 90 ] Позже была сделана фотография христианских похорон Хамамы в Вифлееме. [ 91 ]
Арабское православное движение
Арабское православное движение — политическое и общественное движение, стремящееся к арабизации Греческого православного патриархата Иерусалима , церкви, контролирующей православные общины в Палестине, Израиле и Иордании; к которому принадлежит там большинство христианского населения. [ 92 ]
В контексте роста арабского национализма в XIX веке движение было вдохновлено успешным прецедентом арабизации Сирии и Антиохийского Патриархата Ливана в 1899 году . Движение добивается назначения арабского патриарха, контроля арабских мирян над собственностью Иерусалимского патриархата в социальных и образовательных целях, а также использования арабского языка в качестве богослужебного языка . [ 93 ] Первоначально это церковное движение среди Палестины и Трансиордании православных арабских христиан патриархатом, в котором доминировали греки в конце 19 века, позже оно было поддержано как палестинское и арабское националистическое движение и поддержано некоторыми арабскими мусульманами из-за ранней поддержки сионизма . [ 93 ]
Православные миряне, в основном арабы, утверждают, что патриархат был насильственно эллинизирован в 1543 году, тогда как греческое духовенство утверждает, что патриархат исторически был греческим. [ 93 ] Оппозиция греческому духовенству приобрела жестокий характер в конце 19 века, когда оно подверглось физическому нападению со стороны арабских мирян на улицах. Впоследствии движение было сосредоточено на проведении арабских православных конференций, первая из которых состоялась в Яффе в 1923 году, а совсем недавно – в Аммане в 2014 году. Одним из результатов конференции 1923 года стало создание мирянами десятков православных церквей, клубов и школ в Палестина и Иордания на протяжении десятилетий. [ 94 ] Исторически также было несколько попыток разрешения конфликта со стороны османских , британских (1920–1948) и иорданских (1948–1967) властей, поскольку штаб-квартира патриархата находилась в Восточном Иерусалиме . [ 95 ]
Христиане, обращенные из ислама
Хотя их насчитывается всего несколько сотен, существует сообщество христиан, перешедших из ислама. Они не сосредоточены в одном конкретном городе и в основном принадлежат к различным евангелическим и харизматическим сообществам. Поскольку официальное обращение из ислама в христианство является незаконным в соответствии с законами исламского шариата в Палестине, эти люди склонны вести себя сдержанно. [ 96 ]
Центр экуменической теологии освобождения: Сабиль
Центр экуменической теологии освобождения «Сабиль» — христианская неправительственная организация, базирующаяся в Иерусалиме; была основана в 1990 году в результате конференции по «Теологии освобождения Палестины». [ 97 ] Согласно его веб-сайту, «Сабиль — это массовое экуменическое теологическое движение освобождения среди палестинских христиан. Вдохновленное жизнью и учением Иисуса Христа, это теология освобождения стремится углубить веру палестинских христиан, способствовать их единству для социальных действий. Сабиль стремится развивать духовность, основанную на любви, справедливости, мире, ненасилии, освобождении и примирении для различных национальных и религиозных общин. Слово «Сабиль» в переводе с арабского означает «путь», а также «канал» или «источник». живительная вода». [ 98 ]
Sabeel подверглась критике за убеждение, что «Израиль несет исключительную ответственность за возникновение и продолжение израильско-палестинского конфликта». [ 99 ] и за использование «антисемитских образов богоубийства против Израиля, а также за унижение иудаизма как «племенного», «примитивного» и «исключительного» в отличие от «универсализма» и «инклюзивности» христианства . » [ 99 ] [ 100 ] Кроме того, Дэниел Финк, пишущий от имени НПО Monitor , показывает, что лидер Sabeel Наим Атик назвал сионизм «шагом назад в развитии иудаизма», а сионистов - «угнетателями и военными». [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ]
Документ «Кайрос Палестина» (2009 г.)
В декабре 2009 года ряд видных палестинских христианских активистов, как духовенства, так и мирян, [ 104 ] выпустил документ Кайрос Палестина «Момент истины». Среди авторов документа Мишель Саббах , бывший Латинский Патриарх Иерусалима , архиепископ Аттала Ханна , отец Джамаль Хадер, преподобный Митри Рахеб , преподобный Наим Атик и Рифат Кассис, который является координатором и главным представителем группы.
Документ объявляет израильскую оккупацию Палестины «грехом против Бога» и против человечества. Он призывает церкви и христиан всего мира рассмотреть и принять его, а также призвать к бойкоту Израиля . Раздел 7 призывает к «началу применения системы экономических санкций и бойкота против Израиля». В нем говорится, что изоляция Израиля заставит Израиль отменить все то, что он называет « законами апартеида », которые дискриминируют палестинцев и неевреев. [ 105 ]
Христианский экуменический фонд Святой Земли
Христианский экуменический фонд Святой Земли (HCEF) был основан в 1999 году экуменической группой американских христиан с целью сохранения христианского присутствия на Святой Земле. Заявленная цель HCEF — попытаться продолжить присутствие и благополучие арабских христиан на Святой Земле, а также развивать узы солидарности между ними и христианами в других местах. HCEF предлагает материальную помощь палестинским христианам и церквям в этом районе. HCEF выступает за солидарность западных христиан с христианами Святой Земли. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
Христиане Газы
В 2022 году в секторе Газа проживало около 1100 христиан по сравнению с 1300 в 2013 году. [ 15 ] и с 5000 в середине 1990-х годов. [ 109 ] Христианская община Газы в основном проживает в городе, особенно в районах, соседних с тремя основными церквями: церковью Святого Порфирия , католическим приходом Святого Семейства на улице Зейтун и баптистской церковью Газы , а также англиканской часовней в Аль-Ахли Аль. -Арабская евангелическая больница Араби. Святой Порфирий — православная церковь, построенная в 12 веке. Баптистская церковь Газы - единственная евангелическая церковь в городе; он расположен недалеко от Законодательного совета (здания парламента). Хотя в некоторых сообщениях утверждается, что христиане в Газе свободно исповедуют свою религию и могут соблюдать все религиозные праздники в соответствии с христианскими календарями, которых придерживаются их церкви. [ 110 ] в других сообщениях говорится о насильственном обращении в ислам, публичных оскорблениях, похищениях людей, страхе перед радикальными исламистскими группировками, [ 111 ] и вандализм. [ 109 ]
Тем из них, кто работает государственными служащими в правительстве и частном секторе, предоставляется официальный отпуск в течение недели, который некоторые посвящают совместной молитве в церквях. Христианам разрешено получить любую работу, а также иметь все права и обязанности своих мусульманских коллег в соответствии с Палестинской декларацией независимости, режимом и всеми системами, преобладающими на территориях. Кроме того, места были выделены гражданам-христианам в Законодательном совете Палестины (ЗЗС) в соответствии с системой квот, которая распределяется на основе значительного христианского присутствия.
Перепись показала, что 40 процентов христианской общины работали в медицинском, образовательном, инженерном и юридическом секторах. Кроме того, церкви в Газе известны своими гуманитарными и образовательными услугами, которые они предлагают, и граждане-мусульмане участвуют в этих услугах. Палестинские граждане в целом пользуются этими услугами. Например, Школа Латинского Патриархата предлагает помощь в виде лекарств, социальных и образовательных услуг. Школа предлагает услуги уже почти 150 лет.
В 1974 году идею создания новой школы предложил отец Джалил Авад, бывший приходской священник в Газе, который признал необходимость расширения школы Латинского Патриархата и строительства нового комплекса. В 2011 году в школе Святого Семейства обучалось 1250 учеников, а в римско-католической начальной школе, которая является продолжением школы Латинского Патриархата, продолжает принимать все больше молодых учеников. Начальная школа была открыта около 20 лет назад. Помимо образования, мусульманам и христианам предлагаются и другие услуги без какой-либо дискриминации. Услуги включают женские группы, студенческие группы и молодежные группы, например, те, которые предлагаются в баптистской церкви в будние дни. [ нужна ссылка ] По состоянию на 2013 год только 113 из 968 учащихся этих христианских школ были христианами. [ 112 ]
В октябре 2007 года Рами Айяд , баптистский менеджер книжного магазина «Учитель», единственного христианского книжного магазина в секторе Газа, был убит после подрыва зажигательной бомбы в его книжном магазине и получения угроз смертью от мусульманских экстремистов. [ 113 ] [ 114 ]
В 2008 году были взорваны ворота Школы сестер Розария, взорвана библиотека молодежной христианской организации с похищением охранника. [ 109 ]
По оценкам, число христиан в Газе с тех пор уменьшилось, учитывая 3000 христиан в 2007 году, когда Израиль усилил осаду и изгнал их из бедного района. История этой страны уходит корнями в первое столетие, и 800–1000 христиан, которые, как полагают, все еще находятся в секторе Газа, представляют старейшую христианскую общину в мире. По меньшей мере восемнадцать человек погибли в результате бомбардировки Израилем церкви Святого Порфирия , старейшей в секторе Газа, 19 октября 2023 года. [ 115 ]
Христианская эмиграция
Помимо соседних стран, таких как Ливан и Иордания , многие палестинские христиане эмигрировали в страны Латинской Америки (особенно в Аргентину и Чили ), а также в Австралию , США и Канаду . Палестинская администрация не в состоянии вести точные подсчеты. [ 14 ] Доля христиан в населении также снизилась из-за того, что у палестинцев-мусульман в целом уровень рождаемости гораздо выше, чем у христиан. [ 20 ] [ 116 ]
Причины этого исхода христиан горячо обсуждаются, выдвигаются различные версии. [ 44 ] Многие из палестинских христиан в диаспоре — это те, кто бежал или был изгнан во время войны 1948 года, и их потомки. [ 19 ] После обсуждения между Йосефом Вайцем и Моше Шареттом Бен -Гурион санкционировал проект перевода христианских общин Галилеи в Аргентину, но это предложение провалилось из-за христианской оппозиции. [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] Агентство Reuters сообщило, что с тех пор эмигранты уехали в поисках лучшего уровня жизни. [ 14 ]
BBC также обвинила в исходе экономический спад в Палестинской автономии, а также давление со стороны израильско-палестинского конфликта. [ 116 ] В отчете о жителях Вифлеема говорится, что и христиане, и мусульмане хотели уехать, но у христиан были лучшие контакты с людьми за границей и более высокий уровень образования. [ 120 ] Ватикан и Католическая церковь обвинили израильскую оккупацию и конфликт на Святой Земле в исходе христиан со Святой Земли и Ближнего Востока в целом. [ 121 ]
Газета «Джерузалем Пост » (израильская газета) заявила, что «сокращение палестинской христианской общины на Святой Земле стало прямым результатом ее стандартов среднего класса» и что, по мнению самих жителей-христиан, давление мусульман не сыграло большой роли. . В докладе сообщается, что христиане имеют общественный имидж элитарности и классовых привилегий, а также ненасилия и открытых личностей, что делает их более уязвимыми для преступников, чем мусульман. Ханна Синьора, известная христианская палестинская правозащитница, приписывает преследования христиан «небольшим группам» «хулиганов», а не правительствам Хамаса и Фатха. [ 44 ] В своем последнем романе палестинский христианский писатель Эмиль Хабиби персонаж утверждает: «Нет разницы между христианами и мусульманами: мы все палестинцы в своем затруднительном положении». [ 122 ]
Согласно сообщению The Independent , тысячи палестинцев-христиан «эмигрировали в Латинскую Америку в 1920-х годах, когда Подмандатная Палестина пострадала от засухи и тяжелой экономической депрессии». [ 123 ]
Сегодня в Чили находится самая большая палестинская христианская община в мире за пределами Леванта. В Чили проживает около 350 000 палестинских христиан, большинство из которых прибыли из Бейт-Джалы , Вифлеема и Бейт-Сахура . [ 124 ] Кроме того, в Сальвадоре , Гондурасе , Бразилии , Колумбии , Аргентине, Венесуэле и других странах Латинской Америки имеются значительные палестинские христианские общины, некоторые из которых иммигрировали почти столетие назад, во времена Османской Палестины . [ 125 ]
По данным опроса христиан в Вифлееме, проведенного Палестинским центром исследований и культурного диалога в 2006 году, 90% сообщили, что у них есть друзья-мусульмане, 73% согласились с тем, что Палестинская администрация относится к христианскому наследию в городе с уважением, а 78% объяснили продолжающийся исход христиан от Вифлеема до израильской оккупации и ограничений на поездки в этот район. [ 126 ] Дэниел Россинг, главный специалист по связям с христианами Министерства по делам религии Израиля в 1970-х и 1980-х годах, заявил, что ситуация для них в секторе Газа стала намного хуже после избрания ХАМАС. Он также заявил, что Палестинская автономия, которая рассчитывает на финансовую поддержку христиан Запада, справедливо относится к меньшинству. Он назвал израильский барьер на Западном берегу главной проблемой для христиан. [ 44 ]
о В докладе Государственного департамента США свободе вероисповедания за 2006 год критиковались как Израиль за ограничения на поездки к христианским святыням, так и Палестинская администрация за неспособность искоренить антихристианскую преступность. В нем также сообщается, что первый предоставляет преференции в основных гражданских услугах евреям, а второй - мусульманам. В докладе говорится, что в целом между обычными гражданами-мусульманами и христианами хорошие отношения, в отличие от «натянутых» отношений между евреями и арабами. [ 20 ] за 2005 год В отчете BBC отношения между мусульманами и христианами также охарактеризовались как «мирные». [ 116 ]
Арабская ассоциация прав человека, арабская неправительственная организация в Израиле, заявила, что израильские власти отказали палестинским христианам в Израиле в доступе к святым местам, предотвратили ремонт, необходимый для сохранения исторических святых мест, и осуществили физические нападения на религиозных лидеров. [ 127 ]
Множественные факторы: внутреннее перемещение палестинцев в результате войн; создание трех смежных лагерей беженцев для перемещенных лиц; эмиграция мусульман из Хеврона; препятствия развитию в условиях израильской военной оккупации с конфискацией земель, а также слабая и коррумпированная судебная система ПНА, которая часто неспособна обеспечивать соблюдение законов, - все это способствовало христианской эмиграции, которая стала традицией со времен британского мандата. Это было оспорено, [ ВОЗ? ] Будучи основной причиной христианской эмиграции из Вифлеема, «Кайрос Палестина» — независимая коалиционная христианская организация, созданная для того, чтобы помочь донести до христианского мира то, что происходит в Палестине, — направила письмо в The Wall Street Journal, чтобы объяснить, что «в случае Вифлееме, например, на самом деле именно безудержное строительство израильских поселений, удушающая хватка, наложенная разделительной стеной, и конфискация израильским правительством палестинских земель вынудили многих христиан покинуть страну», — говорится в непечатанном письме, цитируемом газетой «Гаарец ». «В настоящее время всего 13 процентов земли в районе Вифлеема оставлено его палестинским жителям». [ 128 ]
Преследования
Большинство палестинских христиан покидают территории из-за арабо-израильского конфликта. [ 129 ] Поступали сообщения о нападениях на палестинских христиан в Газе со стороны мусульманских экстремистских группировок. Пастор Газы Мануэль Мусаллам выразил сомнение в том, что эти нападения имели религиозную мотивацию. [ 130 ]
Отец Пьербаттиста Пиццабалла, Хранитель Святой Земли, высокопоставленный католический представитель, заявил, что бездействие полиции и образовательная культура, которая поощряет еврейских детей относиться к христианам с «презрением», делают жизнь многих христиан все более «невыносимой». Заявление отца Пиццабаллы прозвучало после того, как экстремисты, поддерживающие поселенцев, напали на траппистский монастырь в городе Латрун, подожгли его дверь и покрыли стены антихристианскими граффити. Инцидент последовал за серией актов поджогов и вандализма, произошедших в 2012 году и направленных против мест христианского богослужения, в том числе иерусалимского монастыря Креста XI века, на стенах которого были нарисованы такие лозунги, как «Смерть христианам» и другие оскорбительные граффити. Согласно статье в Telegraph, христианские лидеры считают, что наиболее важной проблемой, которую Израиль не смог решить, является практика некоторых ультраортодоксальных еврейских школ учить детей тому, что религиозное обязательство — оскорблять любого члена Священного Ордена, с которым они сталкиваются в общественности, так что ультраортодоксальные евреи, в том числе дети в возрасте восьми лет, ежедневно плюют в представителей духовенства. [ 131 ]
После комментариев Папы Бенедикта XVI об исламе в сентябре 2006 года пять церквей различных конфессий подверглись бомбардировкам и обстрелам на Западном Берегу и в секторе Газа. Ответственность взяла на себя мусульманская экстремистская группировка под названием « Львы единобожия ». [ 132 ] Бывший премьер-министр Палестины и нынешний ХАМАС лидер Исмаил Хания осудил нападения, а присутствие полиции было усилено в Вифлееме , где проживает значительная христианская община. [ 133 ]
Армяне в Иерусалиме, идентифицированные как палестинские христиане или израильские армяне , также подвергались нападениям и угрозам со стороны еврейских экстремистов; В христиан и духовенство были оплеваны, а одного армянского архиепископа избили, а его многовековой крест сломали. В сентябре 2009 года двое армянских христианских священнослужителей были изгнаны из страны после того, как вспыхнула драка с еврейским экстремистом за то, что он плевал на христианские святыни. [ 134 ]
В феврале 2009 года группа христианских активистов на Западном Берегу написала открытое письмо с просьбой к Папе Бенедикту XVI отложить запланированную поездку в Израиль, если правительство не изменит свое отношение. [ 135 ] В качестве ключевых проблем они выделили улучшение доступа к местам отправления культа и прекращение налогообложения церковной собственности. [ 135 ] Папа начал свой пятидневный визит в Израиль и Палестинскую автономию в воскресенье, 10 мая, планируя выразить поддержку христианам региона. [ 14 ] В ответ на публичные заявления палестинцев официальный представитель министерства иностранных дел Израиля Игаль Палмор раскритиковал политическую поляризацию визита папы, отметив, что «[он] гораздо лучше послужит делу мира, если этот визит будет воспринят как паломничество, визит во имя мира и единства». [ 136 ]
- Вифлеем
Христианские семьи являются крупнейшими землевладельцами в Вифлееме и часто подвергаются краже имущества. Ядро Вифлеема, состоящее из традиционных христианских и мусульманских семей, говорит о появлении «иностранного», более консервативного исламского класса хевронитов как об изменении традиционной региональной идентичности города, как и о деревнях, в которых доминируют бедуинские кланы Таамре, недалеко от Вифлеема. Рост покупок земли мусульманами, которые, как утверждается, иногда финансируются Саудовской Аравией, а также случаи кражи земли по поддельным документам, за исключением Бейт-Сахура, где христиане и мусульмане разделяют сильное чувство местной идентичности, рассматриваются христианами как фактор, делающий их демографическое присутствие уязвимым. Христиан часто описывают как выходцев из Ямани (как и некоторые мусульманские кланы), а не мусульманских кланов аль-Кайси, соответственно, из южной и северной Аравии. Христиане с осторожностью относятся к международным средствам массовой информации и к публичному обсуждению этих вопросов, которые включают критику в адрес своих собратьев-палестинцев, поскольку существует риск того, что их высказываниями могут манипулировать посторонние, чтобы подорвать претензии палестинцев на государственность, отвлечь внимание от пагубных последствий израильской оккупации. и вызывают в воображении образ мусульманского движения по изгнанию христиан из Вифлеема. [ 137 ]
Христианская радиовещательная сеть (американская протестантская организация) заявила, что палестинские христиане страдают от систематической дискриминации и преследований со стороны преимущественно мусульманского населения и палестинского правительства, направленного на изгнание их населения с родины. [ 138 ] Однако палестинские христиане в Вифлееме и Бейт-Джале утверждают обратное: именно потеря сельскохозяйственных земель и экспроприация израильскими военными, преследования 1948 года и насилие в результате военной оккупации привели к бегству и массовому исходу христиан. [ 139 ]
26 сентября 2015 года был подожжен монастырь Мар Шарбель в Вифлееме, в результате чего сгорело множество помещений и были повреждены различные части здания. [ 140 ]
В сентябре 2016 года Иерусалиме базирующийся в Центр еврейско-христианского взаимопонимания и сотрудничества (CJCUC) учредил «Благословение Вифлеема» — благотворительную инициативу по сбору средств с целью помощи преследуемым христианам, живущим в городе Вифлеем и его окрестностях. [ 141 ]
См. также
- Список палестинских христиан
- арабские христиане
- Арабское православное движение
- Демографическая история Палестины (регион)
- Арабские христианские граждане Израиля
- Христианство в Израиле
Ссылки
- ^ Фарсун, Самих (2004). Культура и обычаи палестинцев .
- ^ Бернард Сабелла. «Палестинские христиане: вызовы и надежды» . Вифлеемский университет. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 25 апреля 2004 г.
- ^ «Всемирная книга фактов» . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ ИМЭУ. «Палестинские христиане на Святой Земле» . Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Доклад Лиге Наций о Палестине и Трансиордании, 1937 год» . Британское правительство. 1937. Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 14 июля 2013 г.
- ^ Еврейский совет по связям с общественностью. «Справочный документ JCPA о палестинских христианах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2012 года . Проверено 23 июля 2013 г.
- ^ Хроники – Том 26 . Рокфордский институт. 2002. с. 7.
- ^ Палестинская диаспора , с. 43 года, Хелена Линдхольм Шульц, 2005 г.
- ^ «Палестинские гены демонстрируют арабское, еврейское, европейское и черно-африканское происхождение» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Фрис, Эрик (2016). Мусульманско-христианские отношения в позднеосманской Палестине, где пересекаются национализм и религия . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 70–71. ISBN 978-1-137-57041-3 .
- ↑ Лэнс Д. Лэрд, «Границы и Барака : христиане, мусульмане и палестинский святой», в книге Маргарет Кормак (редактор), «Мусульмане и другие в священном пространстве», архивировано 1 ноября 2022 года в Wayback Machine Oxford University Press, 2013, стр. 40–73, с. 61.
- ^ Jump up to: а б Дж. Б. Бэррон, изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины. Таблицы XII–XVI.
- ^ Палестинская перепись (1922 г.) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ФАКТЫ – Христиане в Израиле, на Западном Берегу и в секторе Газа» . Рейтер . 10 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 г. Проверено 11 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Израиль отказывает христианам Газы в разрешении праздновать Рождество с семьями» . Глаз Ближнего Востока . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ «Население Палестины» . Фанак.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
- ^ «Мнение: они палестинцы, а не «израильские арабы» » . Лос-Анджелес Таймс . 27 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2019 г. . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ «Арабско-израильская деревня празднует чеченские корни» . Форвард . Архивировано из оригинала 11 апреля 2015 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Сабелла, Бернар (12 февраля 2003 г.). «Палестинские христиане: вызовы и надежды» . Аль-Бушра. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 11 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Отчет о международной религиозной свободе за 2006 год: Израиль и оккупированные территории. Архивировано 16 мая 2021 года в Wayback Machine . Государственный департамент США . По состоянию на 10 мая 2009 г.
- ^ Мерон Рапопорт (11 февраля 2007 г.). «Предварительное условие правительства для назначения православного патриарха: «Продавать церковное имущество только израильтянам» » . Архивировано из оригинала 18 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ «Дела Иерусалима: Религиозно-политические» . «Джерузалем Пост» . 20 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 г. Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ «Патриарх Пиццабалла вступает во владение престолом Латинского Патриархата Иерусалима» . Латинский Патриархат Иерусалима . 6 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 2 марта 2021 г.
- ^ Смотри, приди и. «Сухейль Давани возведен на престол англиканского епископа Иерусалима» . Приходите и посмотрите . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ Хадил Аль Гербави (21 декабря 2021 г.). «Немногие христиане в секторе Газа поднимают экономику» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ↑ Человеческое лицо Бога: Икона Христа Кристофа Шенборна, 1994 г. ISBN 0-89870-514-2 стр. 154
- ^ Синай и монастырь Святой Екатерины Джона Гали, 1986 г. ISBN 977-424-118-5 стр. 92
- ^ Тайссен, Г. (1978). Социология раннего палестинского христианства . Крепость Пресс. п. 1. ISBN 978-0-8006-1330-3 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Томас, доктор медицинских наук (2001). Сирийские христиане под исламом: первая тысяча лет . БРИЛЛ. стр. 16–18. ISBN 978-90-04-12055-6 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Хиршфельд, Ижар (2004). «Монастыри Газы: археологический обзор» . В Броурии Биттон-Ашкелони; Арье Кофски (ред.). Христианская Газа в поздней античности . Брилл. стр. 61–62, 87. ISBN. 9789004138681 . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Масалха, Нур (2016). «Концепция Палестины: концепция Палестины от позднего бронзового века до современного периода» . Журнал исследований Святой Земли и Палестины . 15 (2): 143–202. дои : 10.3366/hlps.2016.0140 . ISSN 2054-1988 .
В середине VII века население Палестины состояло преимущественно из христиан, в основном из палестинских крестьян-христиан, говорящих на арамейском языке, которые продолжали говорить на языке Иисуса при исламе.
- ^ Томас, доктор медицинских наук (2001). Сирийские христиане под исламом: первая тысяча лет . БРИЛЛ. стр. 16–18. ISBN 978-90-04-12055-6 .
- ^ Бауэрсок, Джорджия; Браун, Питер; Грабарь, Олег (1998). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674511705 .
Поздняя античность – Бауэрсок/Браун/Грабарь.
- ^ Благородный, Сэмюэл; Трейгер, Александр (15 марта 2014 г.). Православная церковь в арабском мире, 700–1700: Антология источников . Издательство Корнельского университета. стр. 160–162. ISBN 978-1-5017-5130-1 . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Трамонтана, Феличита (2014). «Глава I «Христиане в Палестине семнадцатого века» ». Отрывки веры: обращение в палестинских деревнях (17 век) (1-е изд.). Харрасовиц Верлаг. стр. 24–25. дои : 10.2307/j.ctvc16s06.6 . ISBN 978-3-447-10135-6 . JSTOR j.ctvc16s06 .
- ^ Бернард Риган (30 октября 2018 г.). Декларация Бальфура: Империя, мандат и сопротивление в Палестине . Книги Версо. п. 57.
- ^ Лаура Робсон, Колониализм и христианство в подмандатной Палестине, Техасский университет Press, 2011, стр. 159
- ^ Рашид Халиди (9 января 2006 г.). Железная клетка: история палестинской борьбы за государственность . Маяк Пресс. ISBN 9780807003084 . Проверено 25 января 2016 г.
Рашид Халиди Железная клетка.
- ^ Кайяли, Абдул-Ваххаб Саид (1981). Палестина: современная история . Крумский шлем. ISBN 086199-007-2 .
- ^ Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 409–410.
- ^ Нур Масалха, Лиза Ишервуд, Теологии освобождения в Палестине и Израиле: коренные, контекстуальные и постколониальные перспективы, Архивировано 1 ноября 2022 г. в Wayback Machine The Lutterworth Press, 2014, стр. 21–22.
- ↑ Мотти Голани, Адель Манна, Две стороны медали: независимость и Накба 1948, Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine , 2011, стр. 120, 130. Институте исторической справедливости и примирения
- ^ Лаура Робсон, Колониализм и христианство в подмандатной Палестине , с. 162
- ^ Jump up to: а б с д Дерфнер, Ларри (7 мая 2009 г.). «Преследуемые христиане?» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ Джонатан Адельман и Агота Куперман (24 мая 2006 г.). «Христианский исход с Ближнего Востока» (PDF) . Фонд защиты демократии . Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2006 года . Проверено 17 августа 2009 г.
- ^ Шела, Офер (29 мая 2006 г.). «Иисус и разделительная ограда» . Инет . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 7 мая 2007 г.
- ^ Роберт Новак (25 мая 2006 г.). «Призыв к палестинским христианам» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года . Проверено 7 мая 2007 г. Перепечатано в «Церквях Ближнего Востока».
- ^ Флауэр, Кевин (9 декабря 2009 г.). «Израильский суд: депортированный палестинский студент не может вернуться» . Новости CNN . Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Проверено 1 января 2010 г.
- ^ TLV1 (21 января 2016 г.). «Израильско-арабские христиане вышли на улицы Хайфы с необычной акцией протеста» . ТЛВ1 РАДИО . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 года . Проверено 21 января 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Христиане в Израиле: меньшинство внутри меньшинства» . Еврейское телеграфное агентство. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ «Христианское пробуждение Израиля» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
- ^ «Арабы-христиане превосходят израильских евреев в образовании » . Бокра . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ «Вала! Новости» . Вуаля! Новости . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ «Взгляд изнутри на христианское меньшинство Израиля» . Аруц Шева . 24 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 7 января 2019 г.
- ^ «Арабы-христиане возглавляют рейтинги поступления в страну» . Таймс Израиля . Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 24 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Друкман, Ярон (20 июня 1995 г.). «Христиане в Израиле: сильные в образовании – Новости Израиля, Ynetnews» . Инетньюс . Инет. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ «Палестинские школы Израиля бастуют в поддержку христиан», Архивировано 11 сентября 2015 г. в информационном агентстве Wayback Machine Ma'an, 7 сентября 2015 г.
- ^ "Новости - в Израиле NRG - ...самый успешный арабско-христианский сектор в системе" . Nrg.co.il. 25 декабря 2011. Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Джонатан Лис (17 сентября 2014 г.). «Израиль признает арамейское меньшинство в Израиле как отдельную национальность» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Нелл, Иоланда (22 января 2023 г.). «Посвящена первая женщина-пастор на Святой Земле» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Две христианки убиты снайперским огнем ЦАХАЛа, - сообщает Латинский Патриархат» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 18 декабря 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
- ^ «Две женщины убиты в результате нападения Израиля на приход Святого Семейства в секторе Газа – Новости Ватикана» . www.vaticannews.va . 16 декабря 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Вагнер, Дон (12 марта 2002 г.). «Палестинские христиане: историческое сообщество в опасности?» . Аль-Бушра. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 11 января 2014 г.
- ^ Коэн, Гилель (2008). Армия теней: сотрудничество Палестины с сионизмом, 1917–1948 гг . Беркли, Калифорния: Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN 978-0-520-25989-8 .
- ^ «Палестина, кто есть кто (CM)» . Арабские ворота . Архивировано из оригинала 21 апреля 2007 года.
- ^ Райх, Бернард (1990). Политические лидеры современного Ближнего Востока и Северной Африки: Биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 528. ИСБН 978-0-313-26213-5 .
- ^ Маклауд/Каир, Скотт (28 января 2008 г.). «Христианский крестный отец терроризма» . ВРЕМЯ . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Джордж Хабаш» . Интерактивная энциклопедия палестинского вопроса .
- ^ Томас Риглер (2020). «Когда начался современный терроризм. Захват заложников ОПЕК в 1975 году» . В Даге Харальде Клаасе; Джулиано Гаравини (ред.). Справочник ОПЕК и Глобального энергетического порядка. Проблемы прошлого, настоящего и будущего . Лондон: Рутледж . п. 291. дои : 10.4324/9780429203190 . ISBN 9780429203190 . S2CID 211416208 .
- ^ Марк Энсалако (2008). Ближневосточный терроризм: от «черного сентября» до 11 сентября . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . п. 16. ISBN 978-0-8122-4046-7 .
- ^ Дженкинс, Филип. «Знаете ли вы, что радикалы Ближнего Востока были христианами?» . Сеть исторических новостей . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Осужденный убийца РФК Сирхан Сирхан добивается освобождения из тюрьмы» . Си-Эн-Эн. 26 ноября 2011 г.
- ^ Мартинес, Майкл (1 марта 2011 г.). «Сирхан Сирхан, осужденный за убийство РФК, предстанет перед комиссией по условно-досрочному освобождению» . CNN . Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
- ^ «Сирхан Сирхан: Биография» . 6 ноября 2019 г.
- ^ Мэл Эйтон. «Убийство Роберта Кеннеди: разоблачение теорий заговора» . Криминальный журнал . Архивировано из оригинала 3 января 2010 года.
- ^ «Хаватме, Наиф (Абуль Нуф) (1938-)» . Палестинское академическое общество по изучению международных отношений . Архивировано из оригинала 12 октября 2023 года . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Аджи, Альберт (22 февраля 2013 г.). «Лидер палестинской группировки пострадал в результате взрыва бомбы в Сирии» . Сиэтл Таймс . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 11 октября 2023 г.
- ^ Иванович, Давид (12 сентября 1984 г.). «Палестинцы-христиане разделяют надежды мусульман» . Пресс-Курьер . Район Окснард-Камарильо-Порт-Уэнеме.
- ^ Блэк, Ян; Моррис, Бенни (1991). Тайные войны Израиля: история израильских спецслужб . Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд. ISBN 978-0-8021-1159-3 .
- ^ Сайлас, Элума Икемефуна (2006). Терроризм: глобальное бедствие . АвторДом. ISBN 978-1-4259-0530-9 . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 7 июня 2010 г.
- ^ Бенвеништи, Мерон (2000). Священный пейзаж: затерянная история Святой Земли с 1948 года . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23422-2 . стр. 325–326.
- ↑ «Справедливость для Икрита и Бирама». Архивировано 12 октября 2017 года в Wayback Machine , «Гаарец» , 10 октября 2001 года.
- ^ Элиас Чакур с Дэвидом Хазардом: Братья по крови: борьба палестинцев за примирение на Ближнем Востоке . ISBN 978-0-8007-9321-0 . Предисловие госсекретаря Джеймса А. Бейкера III. 2-е расширенное изд. 2003. стр. 44–61.
- ^ Дэвид Клэй Лардж (2012). Мюнхен 1972: трагедия, террор и триумф на Олимпийских играх . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742567399 .
- ^ «Индиана Спилберг и его еврейская проблема» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Большой, Дэвид Клэй (2012). Мюнхен 1972: трагедия, террор и триумф на Олимпийских играх . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-6739-9 .
- ^ Бедная Майя (5 июля 2009 г.). «Министр ПА: мусульмане и христиане вместе борются с евреями» . Аруц Шева . Израиль Получено 18 июня.
- ^ «Министр ПА посещает семью заключенного палестинского христианина» . Информационное агентство Маан . Палестинские территории. 4 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 г. Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Аджбаили, Мустафа (18 октября 2011 г.). «Палестинские женщины-заключенные сопротивляются депортации в Газу» . Новости Аль-Арабии .
- ^ «Старший оперативник Танзима убит во время ареста в Вифлееме» . embassies.gov.il . 23 апреля 2006 года . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Палестинские священники и скорбящие молятся над телом Даниэля Абу Хамамы…» Getty Images . 21 сентября 2023 г. Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ Кац, Итамар; Карк, Рут (4 ноября 2005 г.). «Греческий православный патриархат Иерусалима и его конгрегация: разногласия по поводу недвижимости» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 37 (4). Издательство Кембриджского университета: 509–534. дои : 10.1017/S0020743805052189 . ISSN 0020-7438 . JSTOR 3879643 . S2CID 159569868 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 10 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Робсон 2011 , с. 77.
- ^ Хайдук-Дейл, Ной (2013). Арабские христиане в Палестине под британским мандатом: коммунализм и национализм, 1917-1948 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 174. дои : 10.3366/edinburgh/9780748676033.001.0001 . ISBN 9780748676033 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Неве, Нориг (2021). «Православные клубы и ассоциации: культурные, образовательные и религиозные сети между Палестиной и Трансиорданией, 1925–1950». В Санчесе Саммерере, Карен; Зананири, Сари (ред.). Европейская культурная дипломатия и арабские христиане в Палестине, 1918–1948: между раздором и связью . Пэлгрейв Макмиллан Чам. стр. 37–62. дои : 10.1007/978-3-030-55540-5_3 . ISBN 978-3-030-55539-9 . S2CID 229454185 .
- ^ Миллер, Дуэйн Александр (апрель 2014 г.). «Свобода религии в Израиле и Палестине: могут ли мусульмане стать христианами, и имеют ли христиане свободу приветствовать таких новообращенных?» . Журнал Святого Франциска . 10 (1): 17–24. Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
- ^ «О Сабиле» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «sabeel.org» . Архивировано из оригинала 5 мая 2007 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Джейкоб Эделист (3 июля 2012 г.). «Отчет: правительства западных стран финансируют антиизраильскую церковную активность» . Еврейская пресса . Архивировано из оригинала 25 декабря 2017 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Дебаты об отмывании евреев – за пределами идеологии» . Ежедневный зверь . 13 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Финк, Дэниел (26 октября 2007 г.). «Фасад мира Сабиля» . Инетньюс . Инет. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Обновление древней инфраструктуры христианского презрения» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Атик, Наэм С. (1982). «К стратегии епископальной церкви в Израиле с особым акцентом на ... - Наем С. Атик - Google Книги» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2024 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Лоу, Малькольм (апрель 2010 г.). «Палестинский документ Кайрос: закулисный анализ» . Новый английский обзор . Архивировано из оригинала 25 февраля 2015 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ↑ Кумсия, Мазин (25 декабря 2009 г.). «16 христианских лидеров призывают положить конец израильской оккупации Палестины». Аль-Джазира: межкультурное взаимопонимание. ccun.org. Архивировано 7 апреля 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Христианский экуменический фонд «Святая Земля»» . Благотворительный навигатор . Архивировано из оригинала 28 октября 2017 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Христианский экуменический фонд Святой Земли (ХЭФ)» . Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Возможности волонтерской деятельности Христианского экуменического фонда «Святая Земля»» . Волонтерский матч. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Асмаа аль-Гуль (18 апреля 2013 г.). «Чувствуют ли христиане Газы себя в безопасности?» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Христиане в секторе Газа: неотъемлемая часть общества» . Ашарк аль-Аусат . 20 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2010 г. . Проверено 10 января 2011 г.
- ^ Салех Джадалла (26 июля 2012 г.). «Христиане Газы и ХАМАС расходятся во мнениях по поводу обращения в ислам» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Школа Святого Семейства в Газе растет» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 10 февраля 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Христиане Газы отмечают мрачное Рождество после убийства» . 25 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 г. Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Ризк, Филип (15 октября 2007 г.). «Убийство Рами Айяда» . Палестинская хроника . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 19 июня 2012 г.
- ^ Марси, Федерика (10 ноября 2023 г.). «Христианская община Газы сталкивается с «угрозой исчезновения» на фоне войны с Израилем» . Аль-Джазира. Архивировано из оригинала 10 ноября 2023 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Путеводитель: христиане на Ближнем Востоке» . Би-би-си . 15 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 15 января 2008 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Али Абунима, Одна страна: смелое предложение положить конец израильско-палестинскому тупику , Metropolitan Books 2006, стр. 97.
- ↑ Элейн К. Хагопян, «Палестинские беженцы: жертвы сионистской идеологии», в книге Морин и Роберта Тобина (д.с.), Как долго, Господи?: Христианские, еврейские и мусульманские голоса с мест и видение будущего в Израиле/ Палестина, Cowley Publications, 2003, стр. 29–50, 36–37.
- ^ Масалха, Нур (1996). Израильский план по переселению христиан Галилеи в Южную Америку: Йосеф Вайц и «Операция Йоханан», 1949–53 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Шарп, Хизер (22 декабря 2005 г.). «Христиане Вифлеема цепляются за надежду» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 19 мая 2019 года . Проверено 17 августа 2009 г.
- ^ «Израильско-палестинский конфликт обвиняют в исходе христиан» . «Джерузалем Пост» . 6 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Хабиби, Эмиль (2006). Сарайя, дочь людоеда: Палестинская сказка . Ибис Издания. п. 169.
- ^ Мэтью Кальман в Бейт-Джале (12 апреля 2011 г.). «Разрушенный дворец, символизирующий надежду на мир» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ «Вы видите, сколько нас!». Дэвид Адамс lworldcommunication.org. Архивировано 17 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Палестина в Южной Америке. Путеводители В!ВА. vivatravelsguides.com. Архивировано 18 марта 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ «Американцы не уверены, где находится Вифлеем, как показывают исследования» . Экклесия . 20 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 7 мая 2007 г.
- ^ «Отрицание святости: разрушение и злоупотребление христианскими святыми местами в Израиле» (на арабском языке). arabhra.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ «Палестинцы-христиане: Израиль «манипулирует фактами», заявляя, что нам рады» . Гаарец . Архивировано из оригинала 20 августа 2015 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Винтур, Патрик (2 мая 2019 г.). «Преследование христиан «близко к геноциду» на Ближнем Востоке – репортаж» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 года . Проверено 17 октября 2023 г.
- ↑ Мусаллам, Мануэль (27 ноября 2007 г.). «Христиане и мусульмане сосуществуют в Газе». Новости ИПС. ipsnews.net. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Бломфилд, Адриан (7 сентября 2012 г.). «Чиновник Ватикана заявляет, что Израиль поощряет нетерпимость к христианству» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года.
- ^ «Отчет: Рим ужесточает меры безопасности Папы после гнева по поводу высказываний ислама». Архивировано 1 декабря 2008 г. в Wayback Machine , «Гаарец» , 16 сентября 2006 г.
- ^ Фишер, Ян (17 сентября 2006 г.). «Папа извиняется за высказывания об исламе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 21 мая 2010 г.
- ↑ Агопян, Артур (9 сентября 2009 г.). «Армянский Патриархат протестует против депортации семинаристов». uruknet.de. Архивировано 19 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Христиане Святой Земли призывают Папу отменить визит [ мертвая ссылка ] . MSNBC.com . Опубликовано 22 февраля 2009 г.
- ^ «Палестинцы стремятся оказать папскому давлению на Израиль» . Хранитель . Лондон. 8 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 г. . Проверено 10 мая 2009 г.
- ^ Борд Картвейт, «Земля, закон и защита семьи на Западном берегу», в Ань Нга Лонгва, Анн Софи Роальд (ред.), Религиозные меньшинства на Ближнем Востоке: доминирование, расширение прав и возможностей, приспособление, Архивировано 1 ноября 2022 г. на сайте the Wayback Machine Brill, 2011, стр. 97–121, особенно. стр. 116ф.
- ^ «Почему христиане на самом деле покидают Вифлеем?» . КБН. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
- ^ Одинокие в это Рождество. Взгляд на жизнь последних христиан Западного берега. Архивировано 22 августа 2019 г. в Wayback Machine , Дина Крафт, 26 декабря 2017 г., Гаарец.
- ^ «Вифлеем: поджог монастыря Мар-Шарбель» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ ЭЛИ ПОЛЛАК, ИЗРАИЛЬ МЕДАД (28 сентября 2018 г.). «КОММЕНТАРИЙ СМИ: ПОЗИТИВНАЯ СТОРОНА» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 7 июля 2019 года . Проверено 1 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
- Моррис, Бенни, 1948: История первой арабо-израильской войны , (2009) Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-15112-1
- Рейтер, Ицхак, Национальное меньшинство, региональное большинство: палестинские арабы против евреев в Израиле (Сиракузские исследования мира и разрешения конфликтов) , (2009) Syracuse Univ Press (Sd). ISBN 978-0-8156-3230-6
- Робсон, Лаура (2011). Колониализм и христианство в подмандатной Палестине . Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/726536 . ISBN 978-0-292-72653-6 .
Внешние ссылки
в этой статье Использование внешних ссылок может не соответствовать политике и рекомендациям Википедии . ( январь 2023 г. ) |
- Палестинские христиане на Святой Земле и в диаспоре . Латинский Патриархат Иерусалима, 21 октября 2014 г.
- Палестинские христиане на Святой Земле . Институт ближневосточного взаимопонимания, 17 декабря 2012 г.
- Христианское присутствие в Палестине и диаспоре: статистика, проблемы и возможности. Архивировано 16 октября 2015 года в Wayback Machine . Глобальные министерства, 31 августа 2012 г.
- Христиане Ближнего Востока: пастор Газы (интервью с Ханной Массад). Новости Би-би-си . Опубликовано 21 декабря 2005 г.
- Христиане на Ближнем Востоке – 11 мая 2009 г. – Часть 1 – Риз Хан на YouTube в Аль-Джазире
- Христиане на Ближнем Востоке – 11 мая 2009 г. – Часть 2 – Риз Хан на YouTube в Аль-Джазире
- Вифлеемский университет
- «Каково быть палестинским христианином?» на сайте Beliefnet.com
- Религия в новостях – израильтяне и палестинцы
- Трудные времена в доме хлеба
- Аль-Бушра. Архивировано 1 апреля 2004 г. в Wayback Machine (арабо-американская католическая точка зрения).
- Палестинские христиане: вызовы и надежды Бернар Сабелла
- Соль земли: палестинские христиане на Северном Западном берегу реки Иордан , сериал документальных фильмов.
- Арабские христиане в Израиле угрожают закрыть свои церкви . МЕМО, 28 сентября 2015 г.