Jump to content

Палестинские христиане

Статья с расширенной защитой

Палестинские христиане ( арабский : مَسِيحِيُّون فِلَسْطِينِيُّون Masīḥiyyūn Filasṭīniyyūn ) — религиозная община палестинского народа , состоящая из тех, кто идентифицирует себя как христиане , в том числе тех, кто является культурными христианами, а также тех, кто активно придерживается христианства . . Они являются религиозным меньшинством в Государстве Палестина и в Израиле , а также в палестинской диаспоре . Если применить более широкое определение, объединяющее людей с полным или частичным палестинским христианским происхождением, то в 2000 году этот термин применялся примерно к 500 000 человек во всем мире. [ 1 ] Поскольку большинство палестинцев являются арабами , подавляющее большинство палестинских христиан также идентифицируют себя как арабские христиане .

Палестинские христиане принадлежат к одной из многих христианских конфессий , включая восточное православие , восточное православие , католицизм (как Латинскую церковь , так и церкви восточного обряда ), протестантизм ( англиканство , лютеранство и т. д.) и другие. По оценкам профессора Бернарда Сабеллы из Вифлеемского университета в 1990-х годах , примерно 6,5% мирового палестинского населения были христианами, и что 56% из этого числа проживали за пределами Палестины и Израиля. [ 2 ]

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

По состоянию на 2015 год Палестинские христиане составляют от 1% до 2,5% населения Западного берега и менее 1% населения сектора Газа . [ 3 ] [ 4 ] Согласно официальной статистике британского мандата , христиане составляли 9,5% от общей численности населения (и 10,8% арабов Палестины ) в 1922 году и 7,9% от общей численности населения в 1946 году. [ 5 ] В ходе палестинской войны 1947–1949 годов между палестинскими арабами и палестинскими евреями большое количество этих христиан — как часть арабской общины — бежало или было изгнано еврейскими ополченцами с территории, которая впоследствии стала признанной израильской территорией после Соглашения о перемирии 1949 года . После арабо-израильской войны 1967 года , которая привела к оккупации Израилем палестинских территорий (аннексированного Иорданией Западного берега и оккупированного Египтом сектора Газа ), палестинское христианское население увеличилось в целом, но уменьшилось в процентном отношении. всего палестинского населения. [ 6 ]

Многие представители палестинской диаспоры, считающие себя христианами, являются потомками палестинских христианских беженцев после 1948 года , которые бежали от арабо-израильского конфликта и поселились в странах с христианским большинством . [ 7 ] [ 8 ]

Этническая принадлежность

Большинство палестинских христиан сегодня считают себя арабскими христианами в культурном и языковом отношении , предки которых восходят к первым последователям Христа. Они заявляют, что произошли от римлян, -гассанидов арабов , византийцев и крестоносцев . [ 9 ]

То, что арабы-христиане в Палестине считают себя арабами с националистической точки зрения, отражает также тот факт, что к началу двадцатого века они разделяли многие из тех же обычаев, что и их мусульманские соседи. В некотором смысле это было следствием принятия христианами того, что по существу было исламскими обычаями, многие из которых были заимствованы из шариата . В других случаях обычаи, разделяемые как мусульманами, так и христианами, не произошли ни от веры, а, скорее, были результатом процесса синкретизации, в результате чего то, что когда-то было языческими обычаями, позже было переопределено как христианское и впоследствии принято мусульманами. . Это было особенно очевидно в том факте, что палестинские мусульмане и христиане часто отмечали одни и те же праздники в честь одних и тех же святых, даже если они называли их разными именами. «Например, святыни, посвященные святому Георгию, были преобразованы в святыни в честь Хидра-Ильяса, смесь пророка Илии и мифического духа Хидра». Вдобавок к этому, многие мусульмане считали местные христианские церкви святынями святых. Так, например, «мусульманские женщины, испытывающие трудности с зачатием, могут, например, поехать в Вифлеем, чтобы помолиться за ребенка перед Девой Марией». [ 10 ] Для мусульманина даже нередко крестили своего ребенка в христианской церкви во имя Хадра . [ 11 ]

Демография и конфессии

перепись 1922 года

Христианские секты в Палестине по данным переписи населения Палестины 1922 года.

По переписи 1922 года в Палестине насчитывалось около 73 000 палестинцев-христиан: 46% православных, 40% католиков (20% римско-католических и 20% восточнокатолических ).

Перепись зафиксировала более 200 населенных пунктов с христианским населением. [ 12 ] Общее количество по конфессиям для всей Подмандатной Палестины составило: греческие православные 33 369, сирийские православные (яковиты) 813, латино-католики 14 245, греко-католики (мелькиты) 11 191, сирийские католики 323, армянские католики 271, марониты 2382, армянские православные (григорианцы) 2939 , Коптская церковь 297, Абиссинская церковь 85, Англиканская церковь 4553, Пресвитерианская церковь 361, Протестанты 826, Лютеранская церковь 437, Сообщество тамплиеров 724, другие 208. [ 12 ]

Перепись также выявила 10 707 палестинских христиан, проживавших за границей, что составляло на тот момент самую большую часть палестинцев, проживавших за рубежом: 32 в Австралии , 17 в Африке , 1 в Австрии , 1 в Бельгии , 1 в Болгарии , 2 в Канаде , 242 в Канаде. Египет , 34 во Франции , 59 в Германии , 1 в Греции , 7 в Италии , 4 в Марокко , 1 в Месопотамии , 1 в Парагвае, Персии в 5 , 4 в России , 1 в Южной Африке , 11 в Восточной Африке , 7 в Судан , 6 в Швеции , 1 в Швейцарии , 2 в Испании , 122 в Сирии , 95 в Трансиордании , 8517 в Южной и Центральной Америки республиках , 17 в Турции , 6 в Великобритании , 1352 в США и 158 чьих мест были неизвестны. [ 13 ]

Современное географическое распространение

По оценкам, в 2009 году на палестинских территориях проживало около 50 000 христиан, в основном на Западном берегу, и около 3 000 в секторе Газа. [ 14 ] В 2022 году в секторе Газа проживало около 1100 христиан — по сравнению с более чем 1300 в 2014 году. [ 15 ] Около 80% палестинцев-христиан живут в городской среде. На Западном Берегу они сосредоточены в основном в Иерусалиме и его окрестностях: Вифлееме, Бейт-Джале, Бейт-Сахуре, Рамалле, Бир-Зайте, Джифне, Эйн-Арик, Тайбе. [ 16 ]

Из общего христианского населения Израиля , составляющего 185 000 человек , около 80% относятся к арабам, многие из которых идентифицируют себя как палестинцы. [ 17 ] [ 14 ] [ 18 ]

Большинство (56%) палестинских христиан проживают в палестинской диаспоре. [ 19 ]

Вид на Гроба Господня , Восточный Иерусалим , оккупированный Израилем Западный берег реки Иордан.

Деноминации и церковное руководство

Около 50% палестинских христиан принадлежат к Греческой православной церкви Иерусалима. [ нужна ссылка ] , одна из 15 церквей восточного православия . Эта община также известна как арабские православные христиане. Есть также марониты , мелькиты , якобиты , халдеи , латино-католики , сирийские католики , православные копты , копты-католики , армянские православные , армянские католики , квакеры (Общество друзей), методисты , пресвитериане , англиканцы (епископальные), лютеране , евангелисты , пятидесятники. , Назаряне , Ассамблеи Бога , баптисты и другие протестанты ; помимо небольших групп Свидетелей Иеговы , членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и других.

Патриарх Феофил III является главой Иерусалимской Греческой Православной Церкви с 2005 года. Он сменил Иринея (на посту с 2001 года), который был свергнут церковным синодом после срока, сопровождавшегося спорами и скандалом по поводу продажи имущества, принадлежащего грекам. Православная церковь еврейским инвесторам. [ 20 ] Правительство Израиля первоначально отказалось признать назначение Феофила. [ 21 ] но, наконец, получил полное признание в декабре 2007 года, несмотря на судебный иск со стороны его предшественника Иренайоса. [ 22 ] Архиепископ Севастийский Феодосий (Анна) [ когда? ] самый высокопоставленный палестинский священнослужитель Иерусалимского греческого православного патриархата.

Латинский Патриарх Иерусалима является лидером латино-католиков в Иерусалиме , Палестине , Иордании , Израиле и на Кипре . Этот пост занимает Пьербаттиста Пиццабалла с момента его назначения Папой Франциском 6 ноября 2020 года. [ 23 ] Джордж Бакуни из Мелькитской греко-католической церкви является архиепископом Акки , под юрисдикцией которого находятся Хайфа , Акра и Галилея , и заменил Элиаса Чакура , палестинского беженца, в 2014 году. Мусса Эль-Хаге из Маронитской церкви занимает пост с 2012 года. одновременно Архиепископ Хайфской и Святой Земли и Патриарший экзарх Иерусалима и Палестины .

Англиканским епископом в Иерусалиме является Сухейл Давани . [ 24 ] который заменил епископа Риаха Абу Аль Ассаля . Епископ доктор Муниб Юнан является президентом Всемирной лютеранской федерации и епископом Евангелическо-лютеранской церкви Иордании и Святой Земли (ELCJHL).

Список церквей в Палестине

Международные христианские организации в Палестине

Различные международные христианские организации предоставляют услуги в Палестине палестинцам всех религиозных взглядов.

Христианская помощь развитию

Исследование показало, что христианские учреждения ежегодно тратят 416 миллионов долларов на палестинское общество в таких секторах, как здравоохранение, образование, социальные услуги, профессиональное обучение и помощь в целях развития во всех палестинских провинциях. [ 25 ]

История

Предыстория и ранняя история

Старейшая сохранившаяся икона Христа Вседержителя , VI век, монастырь Святой Екатерины. [ 26 ] [ 27 ]
Изображение Христа конца XI века.
Иерусалимский крест
Интерьер дома христианской семьи в Иерусалиме. Автор: WH Bartlett , ок. 1850 г.

Первые христианские общины в римской Иудее возникли из последователей Иисуса из Назарета , преданного смерти и распятого по приказу префекта Понтия Пилата в 30–33; это были арамейском языке , говорящие на евреи-христиане , а позже на латыни и греческом языке , говорящие римляне и греки , которые частично были потомками предыдущих поселенцев этих регионов, таких как сиро-финикийцы , арамеи , греки , персы и арабы , такие как набатейцы . [ 28 ] [ нужна проверка ]

В отличие от других групп восточных христиан, таких как преимущественно ассирийские несториане , подавляющее большинство палестинских христиан перешло под церковную юрисдикцию Вселенского Патриархата и римских императоров после Халкидонского собора в 451 году нашей эры (который стал частью Восточной Православной Церкви). после Великого раскола ), и были известны другим сирийским христианам как мелькиты (последователи царя). [ 29 ] мелькиты подверглись сильной эллинизации В последующие столетия , отказавшись от своих западно-арамейских языков в пользу греческого . К VII веку Иерусалим , Газа и Византийская Палестина стали эпицентрами греческой культуры на Востоке. [ 29 ]

В четвертом веке монах Иларион ввел монашество в окрестностях Газы, которая стала процветающим монашеским центром (включая монастырь Святого Илариона и монастырь Серид ), уступая только группе монастырей в Иудейской пустыне (к которым относится Мар Сабский монастырь ). [ 30 ]

После мусульманских завоеваний христиане, не говорящие по-арабски, подверглись постепенному процессу арабизации , в ходе которого они отказались от арамейского и греческого языков в пользу арабского языка . [ 31 ] [ 32 ] Мелькиты начали отказываться от греческого языка в пользу арабского , и этот процесс сделал их наиболее арабизированными христианами в Леванте. [ 29 ] Большинство арабских Гасанидов остались христианами и присоединились к мелькитским и сирийским общинам на территории нынешней Иордании , Израиля , Палестины , Сирии и Ливана . [ 33 ]

живший в одиннадцатом веке, Мелькитский епископ Газы Сулейман аль-Газзи, занимает уникальное место в истории арабской христианской литературы как автор первого дивана христианской религиозной поэзии на арабском языке. Его стихи дают представление о жизни палестинских христиан и преследованиях, которым они подвергались при фатимидском халифе аль-Хакиме . [ 34 ]

В конце шестнадцатого века христианство на юге Билад аш-Шама было преимущественно сельским, значительная часть населения проживала в деревнях и племенах. Христиане были рассеяны по многочисленным городам и деревням в окрестностях Иерусалима, некоторые из них были заселены христианами со времен византийского и франкского правления. Деревни с христианским населением включали Тайбе , Бейт-Рима , Джифна-ан-Насара , Рамаллах , Ябруд , Абуд , Суба , Туку , Нахалин и Артас . Христиане, проживавшие в этих деревнях, были в основном представителями греческой православной конфессии, хотя существовали и исключения, такие как сирийская христианская община в Абуде. [ 35 ]

Современная история

Палестинские христианские скауты в канун Рождества перед церковью Рождества в Вифлееме (2006 г.)

Во времена Османской империи иностранные державы пользовались опекунством над меньшинствами, в том числе французы над христианами Сирии , Ливана и Палестины . Православные христиане, в частности, попали под защиту Российской империи . Это предоставило палестинским христианам привилегии защиты и доступ к миссионерским школам, что позволило им участвовать в торговле с европейскими торговцами. Кроме того, у христианских купцов были более низкие ставки пошлины, чем у их мусульманских коллег, и поэтому они зарекомендовали себя как банкиры и ростовщики для мусульманских землевладельцев, ремесленников и крестьян. Этот растущий средний класс породил несколько владельцев и редакторов газет и сыграл ведущую роль в политической жизни Палестины. [ 36 ]

Категория «палестинские арабы-христиане» приобрела политическое измерение в XIX веке, когда международный интерес вырос и там появились иностранные институты. Городская элита начала строить современное многоконфессиональное арабское гражданское общество. Когда британцы получили от Лиги Наций мандат на управление Палестиной после Первой мировой войны , многие британские высокопоставленные лица в Лондоне были удивлены, обнаружив так много христианских лидеров в политических движениях палестинских арабов. Британские власти в Подмандатной Палестине с трудом понимали приверженность палестинских христиан палестинскому национализму . [ 37 ]

Четыре вифлеемские христианки, 1911 год.

, принадлежащий палестинским христианам, Фаластин был основан в 1911 году в городе Яффо с арабским большинством населения . Газету часто называют одной из самых влиятельных газет в исторической Палестине и, вероятно, самым яростным и последовательным критиком сионистского движения в стране . Он помог сформировать палестинскую идентичность и национализм и несколько раз закрывался османскими и британскими властями, в основном из-за жалоб со стороны сионистов. [ 38 ] После британского захвата Палестины в 1918 году на заключительном этапе Первой мировой войны были сформированы группы под названием « Мусульманско-христианские ассоциации на территории новой Подмандатной Палестины », чтобы противостоять сионистскому движению и реализации Декларации Бальфура. [ 39 ] В 1920-е годы было отмечено, что жители Бейт-Кахила , Дайр-Абана и Таффуха изначально были христианами. [ 40 ]

Накба . привела в замешательство многоконфессиональные арабские христианские общины У них было мало богословского образования, их работа была преимущественно пастырской, и их непосредственной задачей была помощь тысячам бездомных беженцев. Но это также посеяло семена для развития теологии освобождения среди палестинских арабских христиан. [ 41 ] Существовала дифференцированная политика изгнания. Больше снисходительности было применено к христианам Галилеи, где изгнание в основном затронуло мусульман: в Таршихе , Меелии, Дайре-эль-Касси и Салабане христианам было разрешено остаться, в то время как мусульмане были изгнаны. [ нужна ссылка ] В Икрите и Бириме ЦАХАЛ приказал христианам на короткое время эвакуироваться, и этот приказ затем был подтвержден как окончательное изгнание. Иногда в смешанной друзско-христианской деревне, такой как Аль-Рама, сначала в сторону Ливана изгоняли только христиан, но благодаря вмешательству местных друзов им разрешалось вернуться. Важным христианским деятелям иногда разрешалось вернуться при условии, что они будут помогать Израилю в своих общинах. Архиепископу Хакиму со многими сотнями христиан было разрешено вернуться в страну, если он выразил готовность вести кампанию против коммунистов в Израиле и среди своей паствы. [ 42 ]

После войны 1948 года христианское население на Западном Берегу, находившемся под контролем Иордании, немного сократилось, в основном из-за экономических проблем. Это контрастирует с процессом, происходящим в Израиле, откуда христиане массово уезжали после 1948 года. Составляя 21% арабского населения Израиля в 1950 году, сейчас они составляют лишь 9% этой группы. Эти тенденции усилились после войны 1967 года, последовавшей за захватом Израилем Западного берега и сектора Газа. [ 43 ]

В Палестинской автономии (с 1994 г.)

Женатый восточно-православный священник из Иерусалима со своей семьей (три поколения), ок. 1893 г.

Христиане в Палестинской автономии составляли примерно один из семидесяти пяти жителей. [ 44 ] В 2009 году агентство Reuters сообщило, что на Западном берегу осталось 47 000–50 000 христиан, из которых около 17 000 следуют различным католическим традициям, а большая часть остальных следует православной церкви и другим восточным конфессиям. [ 14 ] И Вифлеем, и Назарет , которые когда-то были преимущественно христианскими, теперь имеют мусульманское большинство. Сегодня около трех четвертей всех христиан Вифлеема живут за границей, и больше иерусалимских христиан живет в Сиднее , Австралия , чем в Иерусалиме. Христиане сейчас составляют 2,5 процента населения Иерусалима. Среди оставшихся есть несколько человек, родившихся в Старом городе, когда христиане там составляли большинство. [ 45 ]

В письме конгрессмена Генри Хайда президенту Джорджу Бушу в 2007 году Хайд заявил, что «христианская община дробится на мельнице ожесточенного израильско-палестинского конфликта» и что расширение еврейских поселений на Западном Берегу, включая Восточный Иерусалим, нанесли «необратимый ущерб сокращающейся христианской общине». [ 46 ] [ 47 ]

В ноябре 2009 года Берланти Аззам, палестинская студентка-христианка из Газы, была исключена из Вифлеема и ей не разрешили продолжить обучение. До завершения учебы у нее оставалось два месяца. Берланти Аззам рассказала, что израильские военные надели на нее наручники, завязали ей глаза и оставили ее часами ждать на контрольно-пропускном пункте, когда она возвращалась с собеседования в Рамалле. Она назвала инцидент «пугающим» и заявила, что израильские чиновники обращались с ней как с преступницей и отказали ей в образовании, потому что она палестинская христианка из Газы. [ 48 ]

В Израиле

В июле 2014 года во время операции «Защитная скала» в Хайфе прошла израильско-арабская христианская демонстрация в знак протеста против мусульманского экстремизма на Ближнем Востоке (по поводу подъема Исламского государства ) и в поддержку Израиля и ЦАХАЛа. [ 49 ]

Арабы-христиане — одна из самых образованных групп в Израиле. [ 50 ] [ 51 ] По статистике, арабы-христиане в Израиле имеют самый высокий уровень образования среди всех религиозных общин. Согласно данным Центрального статистического бюро Израиля за 2010 год, 63% израильских арабов-христиан имели высшее или последипломное образование , что является самым высоким показателем среди всех религиозных и этнорелигиозная группа. [ 52 ] страны Несмотря на то, что арабы-христиане составляют лишь 2,1% от общей численности населения Израиля, в 2014 году они составляли 17,0% студентов университетов и 14,4% студентов колледжей . [ 53 ] У христиан пропорционально больше шансов получить степень бакалавра или более высокую академическую степень , чем в среднем по стране в Израиле. Арабы-христиане также имеют один из самых высоких показателей успешности вступительных экзаменов (73,9%) в 2017 году. [ 54 ] [ 55 ] как по сравнению с мусульманами и друзами, так и по сравнению со всеми учащимися еврейской системы образования как группой. [ 56 ] Арабские христиане также были в авангарде с точки зрения права на получение высшего образования . [ 56 ] и они получили степень бакалавра и ученую степень больше, чем среднее население Израиля. [ 56 ] Христианские школы в Израиле объявили забастовку в начале 2015 учебного года в знак протеста против направленного на них сокращения бюджета. Забастовка затронула 33 000 учеников, 40 процентов из которых были мусульманами. В 2013 году Израиль покрыл 65% бюджета палестинских христианских школ в Израиле, а в том же году эта цифра сократилась до 34%. Христиане говорят, что теперь они получили треть того, что получают еврейские школы, при недостатке в 53 миллиона долларов. [ 57 ]

Доля студентов, обучающихся в области медицины, также была выше среди студентов-арабов-христиан по сравнению со всеми студентами из других секторов. Процент арабских христианок , обучающихся в высших учебных заведениях, выше, чем в других секторах. [ 58 ]

В сентябре 2014 года министр внутренних дел Израиля подписал приказ, согласно которому самоидентифицированное «арамейское христианское» меньшинство в Израиле может регистрироваться как арамейцы, а не как арабы. [ 59 ] Приказ коснется около 200 семей. [ 59 ]

Первой местной женщиной-священнослужителем, рукоположенной на Святой Земле, была палестинка Салли Азар из лютеранской церкви в 2023 году. [ 60 ]

Война Израиля и Хамаса

С начала продолжающейся войны между Израилем и Хамасом в октябре 2023 года произошло несколько инцидентов с участием палестинских христиан в секторе Газа, в первую очередь авиаудар по церкви Святого Порфирия и убийство двух католичек израильским снайпером в Святом Семействе. Приход на севере Газы . [ 61 ] [ 62 ]

Политические и экуменические вопросы

Мэры Рамаллаха , Бирзеита , Вифлеема , Забабды , Джифны , Эйн-Арика , Абуда , Тайбе , Бейт-Джалы и Бейт-Сахура — христиане. Губернатор Тубаса Марван Тубасси — христианин. Бывший представитель Палестины в США Афиф Саффи является христианином, как и посол Палестинской автономии во Франции Хинд Хури. В женской футбольной команде Палестины большинство составляют девушки-мусульманки, но капитан Хани Тальджи - христианка из Вифлеема. Многие палестинские официальные лица, такие как министры, советники, послы, консульства, главы миссий, ПЛС, ПНА, ООП, лидеры Фатеха и другие, являются христианами. Некоторые христиане были частью богатых слоев палестинского общества, которые покинули страну во время арабо-израильской войны 1948 года . в Западном Иерусалиме более 50% палестинцев-христиан потеряли свои дома из-за израильтян. По словам историка Сами Хадави , [ 63 ]

Участие в палестинских воинственных действиях

Палестинские повстанцы во время восстания 1936-1939 годов несут флаг с крестом и полумесяцем.

Палестинские христиане играли роль в антисионистском движении и связанном с ним политическом насилии как до, так и после создания Израиля в 1948 году.

Во время восстания 1936-1939 годов в Британской Палестине палестинские арабские повстанцы несли флаги с крестом и полумесяцем , символизирующими христианство и ислам соответственно. В восстании приняли участие по меньшей мере 282 лидера повстанцев, четверо из которых были христианами. [ 64 ]

Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) был основан в 1967 году Джорджем Хабашом . христианином [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Хабаш однажды заявил, что, по его мнению, существует идеальная гармония между его христианской религией, его арабским национализмом, его исламской культурой и его марксистской политикой. [ 68 ] Вади Хаддад , лидер военного крыла НФОП, также был христианином. [ 69 ] [ 70 ] Сообщается, что восточно-православные священники благословляли группы угонщиков НФОП перед тем, как они отправлялись в атаку. [ 71 ]

Сирхан Сирхан , убивший Роберта Ф. Кеннеди в 1968 году, происходил из христианской семьи. [ 72 ] [ 73 ] а позже несколько раз менял церковные конфессии, присоединяясь к баптистской и адвентистской церквям седьмого дня . [ 74 ] Однако в 1966 году он присоединился к эзотерической организации Древний Мистический Орден Розы Креста , одному из Орденов Розенкрейцеров . [ 75 ]

Иорданский христианин Наиф Хаватме возглавляет палестинскую организацию « Демократический фронт освобождения Палестины» (ДФОП) , которая откололась от НФОП в 1969 году. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]

1972 года Мюнхенская резня была устроена организацией «Черный сентябрь» , которая назвала свою операцию « Икрит и Бирам ». [ 79 ] [ 80 ] после двух христианских деревень, жители которых были изгнаны ЦАХАЛом во время арабо-израильской войны 1948 года . [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] Сообщается, что у Люттифа Афифа , командира подразделения, устроившего резню, отец-христианин. [ 84 ] [ 85 ] и использовал псевдоним «Иисус». [ 86 ]

В « Бригадах мучеников Аль-Аксы» также присутствует христианское присутствие. Двое их боевиков, Крис Бандак и Даниэль Абу Хамама, оба христиане из Вифлеема, участвовали в антисионистском насилии. Бандак был заключен в тюрьму Израилем за стрельбу по израильским автомобилистам во время Второй интифады . [ 87 ] [ 88 ] и позже был освобожден в 2011 году в рамках обмена на освобождение израильского солдата Гилада Шалита . [ 89 ] Даниэль Абу Хамама, который также был старшим боевиком Танзима , был убит Израилем в 2006 году. [ 90 ] Позже была сделана фотография христианских похорон Хамамы в Вифлееме. [ 91 ]

Арабское православное движение

Вторая арабская православная конференция состоялась в Яффо , Подмандатная Палестина , 28 октября 1931 года с участием делегатов из различных палестинских и трансиорданских городов.

Арабское православное движение — политическое и общественное движение, стремящееся к арабизации Греческого православного патриархата Иерусалима , церкви, контролирующей православные общины в Палестине, Израиле и Иордании; к которому принадлежит там большинство христианского населения. [ 92 ]

В контексте роста арабского национализма в XIX веке движение было вдохновлено успешным прецедентом арабизации Сирии и Антиохийского Патриархата Ливана в 1899 году . Движение добивается назначения арабского патриарха, контроля арабских мирян над собственностью Иерусалимского патриархата в социальных и образовательных целях, а также использования арабского языка в качестве богослужебного языка . [ 93 ] Первоначально это церковное движение среди Палестины и Трансиордании православных арабских христиан патриархатом, в котором доминировали греки в конце 19 века, позже оно было поддержано как палестинское и арабское националистическое движение и поддержано некоторыми арабскими мусульманами из-за ранней поддержки сионизма . [ 93 ]

Православные миряне, в основном арабы, утверждают, что патриархат был насильственно эллинизирован в 1543 году, тогда как греческое духовенство утверждает, что патриархат исторически был греческим. [ 93 ] Оппозиция греческому духовенству приобрела жестокий характер в конце 19 века, когда оно подверглось физическому нападению со стороны арабских мирян на улицах. Впоследствии движение было сосредоточено на проведении арабских православных конференций, первая из которых состоялась в Яффе в 1923 году, а совсем недавно – в Аммане в 2014 году. Одним из результатов конференции 1923 года стало создание мирянами десятков православных церквей, клубов и школ в Палестина и Иордания на протяжении десятилетий. [ 94 ] Исторически также было несколько попыток разрешения конфликта со стороны османских , британских (1920–1948) и иорданских (1948–1967) властей, поскольку штаб-квартира патриархата находилась в Восточном Иерусалиме . [ 95 ]

Христиане, обращенные из ислама

Хотя их насчитывается всего несколько сотен, существует сообщество христиан, перешедших из ислама. Они не сосредоточены в одном конкретном городе и в основном принадлежат к различным евангелическим и харизматическим сообществам. Поскольку официальное обращение из ислама в христианство является незаконным в соответствии с законами исламского шариата в Палестине, эти люди склонны вести себя сдержанно. [ 96 ]

Центр экуменической теологии освобождения: Сабиль

Центр экуменической теологии освобождения «Сабиль» — христианская неправительственная организация, базирующаяся в Иерусалиме; была основана в 1990 году в результате конференции по «Теологии освобождения Палестины». [ 97 ] Согласно его веб-сайту, «Сабиль — это массовое экуменическое теологическое движение освобождения среди палестинских христиан. Вдохновленное жизнью и учением Иисуса Христа, это теология освобождения стремится углубить веру палестинских христиан, способствовать их единству для социальных действий. Сабиль стремится развивать духовность, основанную на любви, справедливости, мире, ненасилии, освобождении и примирении для различных национальных и религиозных общин. Слово «Сабиль» в переводе с арабского означает «путь», а также «канал» или «источник». живительная вода». [ 98 ]

Sabeel подверглась критике за убеждение, что «Израиль несет исключительную ответственность за возникновение и продолжение израильско-палестинского конфликта». [ 99 ] и за использование «антисемитских образов богоубийства против Израиля, а также за унижение иудаизма как «племенного», «примитивного» и «исключительного» в отличие от «универсализма» и «инклюзивности» христианства . » [ 99 ] [ 100 ] Кроме того, Дэниел Финк, пишущий от имени НПО Monitor , показывает, что лидер Sabeel Наим Атик назвал сионизм «шагом назад в развитии иудаизма», а сионистов - «угнетателями и военными». [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ]

Документ «Кайрос Палестина» (2009 г.)

В декабре 2009 года ряд видных палестинских христианских активистов, как духовенства, так и мирян, [ 104 ] выпустил документ Кайрос Палестина «Момент истины». Среди авторов документа Мишель Саббах , бывший Латинский Патриарх Иерусалима , архиепископ Аттала Ханна , отец Джамаль Хадер, преподобный Митри Рахеб , преподобный Наим Атик и Рифат Кассис, который является координатором и главным представителем группы.

Документ объявляет израильскую оккупацию Палестины «грехом против Бога» и против человечества. Он призывает церкви и христиан всего мира рассмотреть и принять его, а также призвать к бойкоту Израиля . Раздел 7 призывает к «началу применения системы экономических санкций и бойкота против Израиля». В нем говорится, что изоляция Израиля заставит Израиль отменить все то, что он называет « законами апартеида », которые дискриминируют палестинцев и неевреев. [ 105 ]

Христианский экуменический фонд Святой Земли

Христианский экуменический фонд Святой Земли (HCEF) был основан в 1999 году экуменической группой американских христиан с целью сохранения христианского присутствия на Святой Земле. Заявленная цель HCEF — попытаться продолжить присутствие и благополучие арабских христиан на Святой Земле, а также развивать узы солидарности между ними и христианами в других местах. HCEF предлагает материальную помощь палестинским христианам и церквям в этом районе. HCEF выступает за солидарность западных христиан с христианами Святой Земли. [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]

Христиане Газы

Церковь Святого Семейства в Газе, ноябрь 2022 г.

В 2022 году в секторе Газа проживало около 1100 христиан по сравнению с 1300 в 2013 году. [ 15 ] и с 5000 в середине 1990-х годов. [ 109 ] Христианская община Газы в основном проживает в городе, особенно в районах, соседних с тремя основными церквями: церковью Святого Порфирия , католическим приходом Святого Семейства на улице Зейтун и баптистской церковью Газы , а также англиканской часовней в Аль-Ахли Аль. -Арабская евангелическая больница Араби. Святой Порфирий — православная церковь, построенная в 12 веке. Баптистская церковь Газы - единственная евангелическая церковь в городе; он расположен недалеко от Законодательного совета (здания парламента). Хотя в некоторых сообщениях утверждается, что христиане в Газе свободно исповедуют свою религию и могут соблюдать все религиозные праздники в соответствии с христианскими календарями, которых придерживаются их церкви. [ 110 ] в других сообщениях говорится о насильственном обращении в ислам, публичных оскорблениях, похищениях людей, страхе перед радикальными исламистскими группировками, [ 111 ] и вандализм. [ 109 ]

Тем из них, кто работает государственными служащими в правительстве и частном секторе, предоставляется официальный отпуск в течение недели, который некоторые посвящают совместной молитве в церквях. Христианам разрешено получить любую работу, а также иметь все права и обязанности своих мусульманских коллег в соответствии с Палестинской декларацией независимости, режимом и всеми системами, преобладающими на территориях. Кроме того, места были выделены гражданам-христианам в Законодательном совете Палестины (ЗЗС) в соответствии с системой квот, которая распределяется на основе значительного христианского присутствия.

Перепись показала, что 40 процентов христианской общины работали в медицинском, образовательном, инженерном и юридическом секторах. Кроме того, церкви в Газе известны своими гуманитарными и образовательными услугами, которые они предлагают, и граждане-мусульмане участвуют в этих услугах. Палестинские граждане в целом пользуются этими услугами. Например, Школа Латинского Патриархата предлагает помощь в виде лекарств, социальных и образовательных услуг. Школа предлагает услуги уже почти 150 лет.

Церковь Святого Порфирия в 2022 году, перед авиаударом Израиля.

В 1974 году идею создания новой школы предложил отец Джалил Авад, бывший приходской священник в Газе, который признал необходимость расширения школы Латинского Патриархата и строительства нового комплекса. В 2011 году в школе Святого Семейства обучалось 1250 учеников, а в римско-католической начальной школе, которая является продолжением школы Латинского Патриархата, продолжает принимать все больше молодых учеников. Начальная школа была открыта около 20 лет назад. Помимо образования, мусульманам и христианам предлагаются и другие услуги без какой-либо дискриминации. Услуги включают женские группы, студенческие группы и молодежные группы, например, те, которые предлагаются в баптистской церкви в будние дни. [ нужна ссылка ] По состоянию на 2013 год только 113 из 968 учащихся этих христианских школ были христианами. [ 112 ]

В октябре 2007 года Рами Айяд , баптистский менеджер книжного магазина «Учитель», единственного христианского книжного магазина в секторе Газа, был убит после подрыва зажигательной бомбы в его книжном магазине и получения угроз смертью от мусульманских экстремистов. [ 113 ] [ 114 ]

В 2008 году были взорваны ворота Школы сестер Розария, взорвана библиотека молодежной христианской организации с похищением охранника. [ 109 ]

По оценкам, число христиан в Газе с тех пор уменьшилось, учитывая 3000 христиан в 2007 году, когда Израиль усилил осаду и изгнал их из бедного района. История этой страны уходит корнями в первое столетие, и 800–1000 христиан, которые, как полагают, все еще находятся в секторе Газа, представляют старейшую христианскую общину в мире. По меньшей мере восемнадцать человек погибли в результате бомбардировки Израилем церкви Святого Порфирия , старейшей в секторе Газа, 19 октября 2023 года. [ 115 ]

Христианская эмиграция

Празднование праздника Святого Ильи до 1948 года в монастыре Стелла Марис на горе Кармель , 20 июля.

Помимо соседних стран, таких как Ливан и Иордания , многие палестинские христиане эмигрировали в страны Латинской Америки (особенно в Аргентину и Чили ), а также в Австралию , США и Канаду . Палестинская администрация не в состоянии вести точные подсчеты. [ 14 ] Доля христиан в населении также снизилась из-за того, что у палестинцев-мусульман в целом уровень рождаемости гораздо выше, чем у христиан. [ 20 ] [ 116 ]

Причины этого исхода христиан горячо обсуждаются, выдвигаются различные версии. [ 44 ] Многие из палестинских христиан в диаспоре — это те, кто бежал или был изгнан во время войны 1948 года, и их потомки. [ 19 ] После обсуждения между Йосефом Вайцем и Моше Шареттом Бен -Гурион санкционировал проект перевода христианских общин Галилеи в Аргентину, но это предложение провалилось из-за христианской оппозиции. [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] Агентство Reuters сообщило, что с тех пор эмигранты уехали в поисках лучшего уровня жизни. [ 14 ]

BBC также обвинила в исходе экономический спад в Палестинской автономии, а также давление со стороны израильско-палестинского конфликта. [ 116 ] В отчете о жителях Вифлеема говорится, что и христиане, и мусульмане хотели уехать, но у христиан были лучшие контакты с людьми за границей и более высокий уровень образования. [ 120 ] Ватикан и Католическая церковь обвинили израильскую оккупацию и конфликт на Святой Земле в исходе христиан со Святой Земли и Ближнего Востока в целом. [ 121 ]

Газета «Джерузалем Пост » (израильская газета) заявила, что «сокращение палестинской христианской общины на Святой Земле стало прямым результатом ее стандартов среднего класса» и что, по мнению самих жителей-христиан, давление мусульман не сыграло большой роли. . В докладе сообщается, что христиане имеют общественный имидж элитарности и классовых привилегий, а также ненасилия и открытых личностей, что делает их более уязвимыми для преступников, чем мусульман. Ханна Синьора, известная христианская палестинская правозащитница, приписывает преследования христиан «небольшим группам» «хулиганов», а не правительствам Хамаса и Фатха. [ 44 ] В своем последнем романе палестинский христианский писатель Эмиль Хабиби персонаж утверждает: «Нет разницы между христианами и мусульманами: мы все палестинцы в своем затруднительном положении». [ 122 ]

Согласно сообщению The Independent , тысячи палестинцев-христиан «эмигрировали в Латинскую Америку в 1920-х годах, когда Подмандатная Палестина пострадала от засухи и тяжелой экономической депрессии». [ 123 ]

Сегодня в Чили находится самая большая палестинская христианская община в мире за пределами Леванта. В Чили проживает около 350 000 палестинских христиан, большинство из которых прибыли из Бейт-Джалы , Вифлеема и Бейт-Сахура . [ 124 ] Кроме того, в Сальвадоре , Гондурасе , Бразилии , Колумбии , Аргентине, Венесуэле и других странах Латинской Америки имеются значительные палестинские христианские общины, некоторые из которых иммигрировали почти столетие назад, во времена Османской Палестины . [ 125 ]

По данным опроса христиан в Вифлееме, проведенного Палестинским центром исследований и культурного диалога в 2006 году, 90% сообщили, что у них есть друзья-мусульмане, 73% согласились с тем, что Палестинская администрация относится к христианскому наследию в городе с уважением, а 78% объяснили продолжающийся исход христиан от Вифлеема до израильской оккупации и ограничений на поездки в этот район. [ 126 ] Дэниел Россинг, главный специалист по связям с христианами Министерства по делам религии Израиля в 1970-х и 1980-х годах, заявил, что ситуация для них в секторе Газа стала намного хуже после избрания ХАМАС. Он также заявил, что Палестинская автономия, которая рассчитывает на финансовую поддержку христиан Запада, справедливо относится к меньшинству. Он назвал израильский барьер на Западном берегу главной проблемой для христиан. [ 44 ]

о В докладе Государственного департамента США свободе вероисповедания за 2006 год критиковались как Израиль за ограничения на поездки к христианским святыням, так и Палестинская администрация за неспособность искоренить антихристианскую преступность. В нем также сообщается, что первый предоставляет преференции в основных гражданских услугах евреям, а второй - мусульманам. В докладе говорится, что в целом между обычными гражданами-мусульманами и христианами хорошие отношения, в отличие от «натянутых» отношений между евреями и арабами. [ 20 ] за 2005 год В отчете BBC отношения между мусульманами и христианами также охарактеризовались как «мирные». [ 116 ]

Арабская ассоциация прав человека, арабская неправительственная организация в Израиле, заявила, что израильские власти отказали палестинским христианам в Израиле в доступе к святым местам, предотвратили ремонт, необходимый для сохранения исторических святых мест, и осуществили физические нападения на религиозных лидеров. [ 127 ]

Множественные факторы: внутреннее перемещение палестинцев в результате войн; создание трех смежных лагерей беженцев для перемещенных лиц; эмиграция мусульман из Хеврона; препятствия развитию в условиях израильской военной оккупации с конфискацией земель, а также слабая и коррумпированная судебная система ПНА, которая часто неспособна обеспечивать соблюдение законов, - все это способствовало христианской эмиграции, которая стала традицией со времен британского мандата. Это было оспорено, [ ВОЗ? ] Будучи основной причиной христианской эмиграции из Вифлеема, «Кайрос Палестина» — независимая коалиционная христианская организация, созданная для того, чтобы помочь донести до христианского мира то, что происходит в Палестине, — направила письмо в The Wall Street Journal, чтобы объяснить, что «в случае Вифлееме, например, на самом деле именно безудержное строительство израильских поселений, удушающая хватка, наложенная разделительной стеной, и конфискация израильским правительством палестинских земель вынудили многих христиан покинуть страну», — говорится в непечатанном письме, цитируемом газетой «Гаарец ». «В настоящее время всего 13 процентов земли в районе Вифлеема оставлено его палестинским жителям». [ 128 ]

Преследования

Большинство палестинских христиан покидают территории из-за арабо-израильского конфликта. [ 129 ] Поступали сообщения о нападениях на палестинских христиан в Газе со стороны мусульманских экстремистских группировок. Пастор Газы Мануэль Мусаллам выразил сомнение в том, что эти нападения имели религиозную мотивацию. [ 130 ]

Отец Пьербаттиста Пиццабалла, Хранитель Святой Земли, высокопоставленный католический представитель, заявил, что бездействие полиции и образовательная культура, которая поощряет еврейских детей относиться к христианам с «презрением», делают жизнь многих христиан все более «невыносимой». Заявление отца Пиццабаллы прозвучало после того, как экстремисты, поддерживающие поселенцев, напали на траппистский монастырь в городе Латрун, подожгли его дверь и покрыли стены антихристианскими граффити. Инцидент последовал за серией актов поджогов и вандализма, произошедших в 2012 году и направленных против мест христианского богослужения, в том числе иерусалимского монастыря Креста XI века, на стенах которого были нарисованы такие лозунги, как «Смерть христианам» и другие оскорбительные граффити. Согласно статье в Telegraph, христианские лидеры считают, что наиболее важной проблемой, которую Израиль не смог решить, является практика некоторых ультраортодоксальных еврейских школ учить детей тому, что религиозное обязательство — оскорблять любого члена Священного Ордена, с которым они сталкиваются в общественности, так что ультраортодоксальные евреи, в том числе дети в возрасте восьми лет, ежедневно плюют в представителей духовенства. [ 131 ]

После комментариев Папы Бенедикта XVI об исламе в сентябре 2006 года пять церквей различных конфессий подверглись бомбардировкам и обстрелам на Западном Берегу и в секторе Газа. Ответственность взяла на себя мусульманская экстремистская группировка под названием « Львы единобожия ». [ 132 ] Бывший премьер-министр Палестины и нынешний ХАМАС лидер Исмаил Хания осудил нападения, а присутствие полиции было усилено в Вифлееме , где проживает значительная христианская община. [ 133 ]

Армяне в Иерусалиме, идентифицированные как палестинские христиане или израильские армяне , также подвергались нападениям и угрозам со стороны еврейских экстремистов; В христиан и духовенство были оплеваны, а одного армянского архиепископа избили, а его многовековой крест сломали. В сентябре 2009 года двое армянских христианских священнослужителей были изгнаны из страны после того, как вспыхнула драка с еврейским экстремистом за то, что он плевал на христианские святыни. [ 134 ]

В феврале 2009 года группа христианских активистов на Западном Берегу написала открытое письмо с просьбой к Папе Бенедикту XVI отложить запланированную поездку в Израиль, если правительство не изменит свое отношение. [ 135 ] В качестве ключевых проблем они выделили улучшение доступа к местам отправления культа и прекращение налогообложения церковной собственности. [ 135 ] Папа начал свой пятидневный визит в Израиль и Палестинскую автономию в воскресенье, 10 мая, планируя выразить поддержку христианам региона. [ 14 ] В ответ на публичные заявления палестинцев официальный представитель министерства иностранных дел Израиля Игаль Палмор раскритиковал политическую поляризацию визита папы, отметив, что «[он] гораздо лучше послужит делу мира, если этот визит будет воспринят как паломничество, визит во имя мира и единства». [ 136 ]

Вифлеем

Христианские семьи являются крупнейшими землевладельцами в Вифлееме и часто подвергаются краже имущества. Ядро Вифлеема, состоящее из традиционных христианских и мусульманских семей, говорит о появлении «иностранного», более консервативного исламского класса хевронитов как об изменении традиционной региональной идентичности города, как и о деревнях, в которых доминируют бедуинские кланы Таамре, недалеко от Вифлеема. Рост покупок земли мусульманами, которые, как утверждается, иногда финансируются Саудовской Аравией, а также случаи кражи земли по поддельным документам, за исключением Бейт-Сахура, где христиане и мусульмане разделяют сильное чувство местной идентичности, рассматриваются христианами как фактор, делающий их демографическое присутствие уязвимым. Христиан часто описывают как выходцев из Ямани (как и некоторые мусульманские кланы), а не мусульманских кланов аль-Кайси, соответственно, из южной и северной Аравии. Христиане с осторожностью относятся к международным средствам массовой информации и к публичному обсуждению этих вопросов, которые включают критику в адрес своих собратьев-палестинцев, поскольку существует риск того, что их высказываниями могут манипулировать посторонние, чтобы подорвать претензии палестинцев на государственность, отвлечь внимание от пагубных последствий израильской оккупации. и вызывают в воображении образ мусульманского движения по изгнанию христиан из Вифлеема. [ 137 ]

Христианская радиовещательная сеть (американская протестантская организация) заявила, что палестинские христиане страдают от систематической дискриминации и преследований со стороны преимущественно мусульманского населения и палестинского правительства, направленного на изгнание их населения с родины. [ 138 ] Однако палестинские христиане в Вифлееме и Бейт-Джале утверждают обратное: именно потеря сельскохозяйственных земель и экспроприация израильскими военными, преследования 1948 года и насилие в результате военной оккупации привели к бегству и массовому исходу христиан. [ 139 ]

26 сентября 2015 года был подожжен монастырь Мар Шарбель в Вифлееме, в результате чего сгорело множество помещений и были повреждены различные части здания. [ 140 ]

В сентябре 2016 года Иерусалиме базирующийся в Центр еврейско-христианского взаимопонимания и сотрудничества (CJCUC) учредил «Благословение Вифлеема» — благотворительную инициативу по сбору средств с целью помощи преследуемым христианам, живущим в городе Вифлеем и его окрестностях. [ 141 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ Фарсун, Самих (2004). Культура и обычаи палестинцев .
  2. ^ Бернард Сабелла. «Палестинские христиане: вызовы и надежды» . Вифлеемский университет. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 25 апреля 2004 г.
  3. ^ «Всемирная книга фактов» . Архивировано из оригинала 22 июля 2021 года . Проверено 21 января 2016 г.
  4. ^ ИМЭУ. «Палестинские христиане на Святой Земле» . Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  5. ^ «Доклад Лиге Наций о Палестине и Трансиордании, 1937 год» . Британское правительство. 1937. Архивировано из оригинала 23 сентября 2013 года . Проверено 14 июля 2013 г.
  6. ^ Еврейский совет по связям с общественностью. «Справочный документ JCPA о палестинских христианах» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2012 года . Проверено 23 июля 2013 г.
  7. ^ Хроники – Том 26 . Рокфордский институт. 2002. с. 7.
  8. ^ Палестинская диаспора , с. 43 года, Хелена Линдхольм Шульц, 2005 г.
  9. ^ «Палестинские гены демонстрируют арабское, еврейское, европейское и черно-африканское происхождение» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2023 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  10. ^ Фрис, Эрик (2016). Мусульманско-христианские отношения в позднеосманской Палестине, где пересекаются национализм и религия . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 70–71. ISBN  978-1-137-57041-3 .
  11. Лэнс Д. Лэрд, «Границы и Барака : христиане, мусульмане и палестинский святой», в книге Маргарет Кормак (редактор), «Мусульмане и другие в священном пространстве», архивировано 1 ноября 2022 года в Wayback Machine Oxford University Press, 2013, стр. 40–73, с. 61.
  12. ^ Jump up to: а б Дж. Б. Бэррон, изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины. Таблицы XII–XVI.
  13. ^ Палестинская перепись (1922 г.) .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж «ФАКТЫ – Христиане в Израиле, на Западном Берегу и в секторе Газа» . Рейтер . 10 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2021 г. Проверено 11 января 2014 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Израиль отказывает христианам Газы в разрешении праздновать Рождество с семьями» . Глаз Ближнего Востока . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
  16. ^ «Население Палестины» . Фанак.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 11 декабря 2022 г.
  17. ^ «Мнение: они палестинцы, а не «израильские арабы» » . Лос-Анджелес Таймс . 27 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2019 г. . Проверено 28 сентября 2019 г.
  18. ^ «Арабско-израильская деревня празднует чеченские корни» . Форвард . Архивировано из оригинала 11 апреля 2015 года . Проверено 5 апреля 2015 г.
  19. ^ Jump up to: а б Сабелла, Бернар (12 февраля 2003 г.). «Палестинские христиане: вызовы и надежды» . Аль-Бушра. Архивировано из оригинала 15 апреля 2010 года . Проверено 11 января 2014 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Отчет о международной религиозной свободе за 2006 год: Израиль и оккупированные территории. Архивировано 16 мая 2021 года в Wayback Machine . Государственный департамент США . По состоянию на 10 мая 2009 г.
  21. ^ Мерон Рапопорт (11 февраля 2007 г.). «Предварительное условие правительства для назначения православного патриарха: «Продавать церковное имущество только израильтянам» » . Архивировано из оригинала 18 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
  22. ^ «Дела Иерусалима: Религиозно-политические» . «Джерузалем Пост» . 20 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 г. Проверено 25 ноября 2018 г.
  23. ^ «Патриарх Пиццабалла вступает во владение престолом Латинского Патриархата Иерусалима» . Латинский Патриархат Иерусалима . 6 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 27 октября 2022 года . Проверено 2 марта 2021 г.
  24. ^ Смотри, приди и. «Сухейль Давани возведен на престол англиканского епископа Иерусалима» . Приходите и посмотрите . Архивировано из оригинала 19 ноября 2018 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
  25. ^ Хадил Аль Гербави (21 декабря 2021 г.). «Немногие христиане в секторе Газа поднимают экономику» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
  26. Человеческое лицо Бога: Икона Христа Кристофа Шенборна, 1994 г. ISBN   0-89870-514-2 стр. 154
  27. ^ Синай и монастырь Святой Екатерины Джона Гали, 1986 г. ISBN   977-424-118-5 стр. 92
  28. ^ Тайссен, Г. (1978). Социология раннего палестинского христианства . Крепость Пресс. п. 1. ISBN  978-0-8006-1330-3 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 марта 2016 г.
  29. ^ Jump up to: а б с Томас, доктор медицинских наук (2001). Сирийские христиане под исламом: первая тысяча лет . БРИЛЛ. стр. 16–18. ISBN  978-90-04-12055-6 . Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 марта 2016 г.
  30. ^ Хиршфельд, Ижар (2004). «Монастыри Газы: археологический обзор» . В Броурии Биттон-Ашкелони; Арье Кофски (ред.). Христианская Газа в поздней античности . Брилл. стр. 61–62, 87. ISBN.  9789004138681 . Проверено 12 ноября 2023 г.
  31. ^ Масалха, Нур (2016). «Концепция Палестины: концепция Палестины от позднего бронзового века до современного периода» . Журнал исследований Святой Земли и Палестины . 15 (2): 143–202. дои : 10.3366/hlps.2016.0140 . ISSN   2054-1988 . В середине VII века население Палестины состояло преимущественно из христиан, в основном из палестинских крестьян-христиан, говорящих на арамейском языке, которые продолжали говорить на языке Иисуса при исламе.
  32. ^ Томас, доктор медицинских наук (2001). Сирийские христиане под исламом: первая тысяча лет . БРИЛЛ. стр. 16–18. ISBN  978-90-04-12055-6 .
  33. ^ Бауэрсок, Джорджия; Браун, Питер; Грабарь, Олег (1998). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674511705 . Поздняя античность – Бауэрсок/Браун/Грабарь.
  34. ^ Благородный, Сэмюэл; Трейгер, Александр (15 марта 2014 г.). Православная церковь в арабском мире, 700–1700: Антология источников . Издательство Корнельского университета. стр. 160–162. ISBN  978-1-5017-5130-1 . Проверено 15 января 2024 г.
  35. ^ Трамонтана, Феличита (2014). «Глава I «Христиане в Палестине семнадцатого века» ». Отрывки веры: обращение в палестинских деревнях (17 век) (1-е изд.). Харрасовиц Верлаг. стр. 24–25. дои : 10.2307/j.ctvc16s06.6 . ISBN  978-3-447-10135-6 . JSTOR   j.ctvc16s06 .
  36. ^ Бернард Риган (30 октября 2018 г.). Декларация Бальфура: Империя, мандат и сопротивление в Палестине . Книги Версо. п. 57.
  37. ^ Лаура Робсон, Колониализм и христианство в подмандатной Палестине, Техасский университет Press, 2011, стр. 159
  38. ^ Рашид Халиди (9 января 2006 г.). Железная клетка: история палестинской борьбы за государственность . Маяк Пресс. ISBN  9780807003084 . Проверено 25 января 2016 г. Рашид Халиди Железная клетка.
  39. ^ Кайяли, Абдул-Ваххаб Саид (1981). Палестина: современная история . Крумский шлем. ISBN  086199-007-2 .
  40. ^ Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 409–410.
  41. ^ Нур Масалха, Лиза Ишервуд, Теологии освобождения в Палестине и Израиле: коренные, контекстуальные и постколониальные перспективы, Архивировано 1 ноября 2022 г. в Wayback Machine The Lutterworth Press, 2014, стр. 21–22.
  42. Мотти Голани, Адель Манна, Две стороны медали: независимость и Накба 1948, Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine , 2011, стр. 120, 130. Институте исторической справедливости и примирения
  43. ^ Лаура Робсон, Колониализм и христианство в подмандатной Палестине , с. 162
  44. ^ Jump up to: а б с д Дерфнер, Ларри (7 мая 2009 г.). «Преследуемые христиане?» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 10 мая 2009 г.
  45. ^ Джонатан Адельман и Агота Куперман (24 мая 2006 г.). «Христианский исход с Ближнего Востока» (PDF) . Фонд защиты демократии . Архивировано из оригинала (PDF) 24 мая 2006 года . Проверено 17 августа 2009 г.
  46. ^ Шела, Офер (29 мая 2006 г.). «Иисус и разделительная ограда» . Инет . Архивировано из оригинала 2 февраля 2023 года . Проверено 7 мая 2007 г.
  47. ^ Роберт Новак (25 мая 2006 г.). «Призыв к палестинским христианам» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 апреля 2007 года . Проверено 7 мая 2007 г. Перепечатано в «Церквях Ближнего Востока».
  48. ^ Флауэр, Кевин (9 декабря 2009 г.). «Израильский суд: депортированный палестинский студент не может вернуться» . Новости CNN . Архивировано из оригинала 24 сентября 2022 года . Проверено 1 января 2010 г.
  49. ^ TLV1 (21 января 2016 г.). «Израильско-арабские христиане вышли на улицы Хайфы с необычной акцией протеста» . ТЛВ1 РАДИО . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 года . Проверено 21 января 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  50. ^ «Христиане в Израиле: меньшинство внутри меньшинства» . Еврейское телеграфное агентство. Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 4 мая 2009 г.
  51. ^ «Христианское пробуждение Израиля» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 27 декабря 2013 г.
  52. ^ «Арабы-христиане превосходят израильских евреев в образовании » . Бокра . Архивировано из оригинала 13 марта 2016 года . Проверено 28 декабря 2011 г.
  53. ^ «Вала! Новости» . Вуаля! Новости . Архивировано из оригинала 15 марта 2017 года . Проверено 28 сентября 2019 г.
  54. ^ «Взгляд изнутри на христианское меньшинство Израиля» . Аруц Шева . 24 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 7 января 2019 г.
  55. ^ «Арабы-христиане возглавляют рейтинги поступления в страну» . Таймс Израиля . Архивировано из оригинала 21 января 2019 года . Проверено 24 декабря 2013 г.
  56. ^ Jump up to: а б с Друкман, Ярон (20 июня 1995 г.). «Христиане в Израиле: сильные в образовании – Новости Израиля, Ynetnews» . Инетньюс . Инет. Архивировано из оригинала 1 октября 2018 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
  57. ^ «Палестинские школы Израиля бастуют в поддержку христиан», Архивировано 11 сентября 2015 г. в информационном агентстве Wayback Machine Ma'an, 7 сентября 2015 г.
  58. ^ "Новости - в Израиле NRG - ...самый успешный арабско-христианский сектор в системе" . Nrg.co.il. 25 декабря 2011. Архивировано из оригинала 3 декабря 2017 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
  59. ^ Jump up to: а б Джонатан Лис (17 сентября 2014 г.). «Израиль признает арамейское меньшинство в Израиле как отдельную национальность» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
  60. ^ Нелл, Иоланда (22 января 2023 г.). «Посвящена первая женщина-пастор на Святой Земле» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 22 января 2023 года . Проверено 22 января 2023 г.
  61. ^ «Две христианки убиты снайперским огнем ЦАХАЛа, - сообщает Латинский Патриархат» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 18 декабря 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
  62. ^ «Две женщины убиты в результате нападения Израиля на приход Святого Семейства в секторе Газа – Новости Ватикана» . www.vaticannews.va . 16 декабря 2023 г. Проверено 8 января 2024 г.
  63. ^ Вагнер, Дон (12 марта 2002 г.). «Палестинские христиане: историческое сообщество в опасности?» . Аль-Бушра. Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 11 января 2014 г.
  64. ^ Коэн, Гилель (2008). Армия теней: сотрудничество Палестины с сионизмом, 1917–1948 гг . Беркли, Калифорния: Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN  978-0-520-25989-8 .
  65. ^ «Палестина, кто есть кто (CM)» . Арабские ворота . Архивировано из оригинала 21 апреля 2007 года.
  66. ^ Райх, Бернард (1990). Политические лидеры современного Ближнего Востока и Северной Африки: Биографический словарь . Издательская группа Гринвуд. п. 528. ИСБН  978-0-313-26213-5 .
  67. ^ Маклауд/Каир, Скотт (28 января 2008 г.). «Христианский крестный отец терроризма» . ВРЕМЯ . Проверено 9 июля 2024 г.
  68. ^ «Джордж Хабаш» . Интерактивная энциклопедия палестинского вопроса .
  69. ^ Томас Риглер (2020). «Когда начался современный терроризм. Захват заложников ОПЕК в 1975 году» . В Даге Харальде Клаасе; Джулиано Гаравини (ред.). Справочник ОПЕК и Глобального энергетического порядка. Проблемы прошлого, настоящего и будущего . Лондон: Рутледж . п. 291. дои : 10.4324/9780429203190 . ISBN  9780429203190 . S2CID   211416208 .
  70. ^ Марк Энсалако (2008). Ближневосточный терроризм: от «черного сентября» до 11 сентября . Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . п. 16. ISBN  978-0-8122-4046-7 .
  71. ^ Дженкинс, Филип. «Знаете ли вы, что радикалы Ближнего Востока были христианами?» . Сеть исторических новостей . Проверено 9 июля 2024 г.
  72. ^ «Осужденный убийца РФК Сирхан Сирхан добивается освобождения из тюрьмы» . Си-Эн-Эн. 26 ноября 2011 г.
  73. ^ Мартинес, Майкл (1 марта 2011 г.). «Сирхан Сирхан, осужденный за убийство РФК, предстанет перед комиссией по условно-досрочному освобождению» . CNN . Архивировано из оригинала 6 декабря 2011 года . Проверено 4 ноября 2011 г.
  74. ^ «Сирхан Сирхан: Биография» . 6 ноября 2019 г.
  75. ^ Мэл Эйтон. «Убийство Роберта Кеннеди: разоблачение теорий заговора» . Криминальный журнал . Архивировано из оригинала 3 января 2010 года.
  76. ^ «Хаватме, Наиф (Абуль Нуф) (1938-)» . Палестинское академическое общество по изучению международных отношений . Архивировано из оригинала 12 октября 2023 года . Проверено 5 июля 2024 г.
  77. ^ Аджи, Альберт (22 февраля 2013 г.). «Лидер палестинской группировки пострадал в результате взрыва бомбы в Сирии» . Сиэтл Таймс . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 11 октября 2023 г.
  78. ^ Иванович, Давид (12 сентября 1984 г.). «Палестинцы-христиане разделяют надежды мусульман» . Пресс-Курьер . Район Окснард-Камарильо-Порт-Уэнеме.
  79. ^ Блэк, Ян; Моррис, Бенни (1991). Тайные войны Израиля: история израильских спецслужб . Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд. ISBN  978-0-8021-1159-3 .
  80. ^ Сайлас, Элума Икемефуна (2006). Терроризм: глобальное бедствие . АвторДом. ISBN  978-1-4259-0530-9 . Архивировано из оригинала 1 августа 2023 года . Проверено 7 июня 2010 г.
  81. ^ Бенвеништи, Мерон (2000). Священный пейзаж: затерянная история Святой Земли с 1948 года . Издательство Калифорнийского университета. ISBN   978-0-520-23422-2 . стр. 325–326.
  82. «Справедливость для Икрита и Бирама». Архивировано 12 октября 2017 года в Wayback Machine , «Гаарец» , 10 октября 2001 года.
  83. ^ Элиас Чакур с Дэвидом Хазардом: Братья по крови: борьба палестинцев за примирение на Ближнем Востоке . ISBN   978-0-8007-9321-0 . Предисловие госсекретаря Джеймса А. Бейкера III. 2-е расширенное изд. 2003. стр. 44–61.
  84. ^ Дэвид Клэй Лардж (2012). Мюнхен 1972: трагедия, террор и триумф на Олимпийских играх . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9780742567399 .
  85. ^ «Индиана Спилберг и его еврейская проблема» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 августа 2015 г.
  86. ^ Большой, Дэвид Клэй (2012). Мюнхен 1972: трагедия, террор и триумф на Олимпийских играх . Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-0-7425-6739-9 .
  87. ^ Бедная Майя (5 июля 2009 г.). «Министр ПА: мусульмане и христиане вместе борются с евреями» . Аруц Шева . Израиль Получено 18 июня.
  88. ^ «Министр ПА посещает семью заключенного палестинского христианина» . Информационное агентство Маан . Палестинские территории. 4 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 г. Проверено 18 июня 2015 г.
  89. ^ Аджбаили, Мустафа (18 октября 2011 г.). «Палестинские женщины-заключенные сопротивляются депортации в Газу» . Новости Аль-Арабии .
  90. ^ «Старший оперативник Танзима убит во время ареста в Вифлееме» . embassies.gov.il . 23 апреля 2006 года . Проверено 9 июля 2024 г.
  91. ^ «Палестинские священники и скорбящие молятся над телом Даниэля Абу Хамамы…» Getty Images . 21 сентября 2023 г. Проверено 9 июля 2024 г.
  92. ^ Кац, Итамар; Карк, Рут (4 ноября 2005 г.). «Греческий православный патриархат Иерусалима и его конгрегация: разногласия по поводу недвижимости» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 37 (4). Издательство Кембриджского университета: 509–534. дои : 10.1017/S0020743805052189 . ISSN   0020-7438 . JSTOR   3879643 . S2CID   159569868 . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 10 января 2023 г.
  93. ^ Jump up to: а б с Робсон 2011 , с. 77.
  94. ^ Хайдук-Дейл, Ной (2013). Арабские христиане в Палестине под британским мандатом: коммунализм и национализм, 1917-1948 гг . Издательство Эдинбургского университета. п. 174. дои : 10.3366/edinburgh/9780748676033.001.0001 . ISBN  9780748676033 . Архивировано из оригинала 14 января 2023 года . Проверено 13 января 2023 г.
  95. ^ Неве, Нориг (2021). «Православные клубы и ассоциации: культурные, образовательные и религиозные сети между Палестиной и Трансиорданией, 1925–1950». В Санчесе Саммерере, Карен; Зананири, Сари (ред.). Европейская культурная дипломатия и арабские христиане в Палестине, 1918–1948: между раздором и связью . Пэлгрейв Макмиллан Чам. стр. 37–62. дои : 10.1007/978-3-030-55540-5_3 . ISBN  978-3-030-55539-9 . S2CID   229454185 .
  96. ^ Миллер, Дуэйн Александр (апрель 2014 г.). «Свобода религии в Израиле и Палестине: могут ли мусульмане стать христианами, и имеют ли христиане свободу приветствовать таких новообращенных?» . Журнал Святого Франциска . 10 (1): 17–24. Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 года . Проверено 16 декабря 2014 г.
  97. ^ «О Сабиле» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
  98. ^ «sabeel.org» . Архивировано из оригинала 5 мая 2007 года . Проверено 12 декабря 2010 г.
  99. ^ Jump up to: а б Джейкоб Эделист (3 июля 2012 г.). «Отчет: правительства западных стран финансируют антиизраильскую церковную активность» . Еврейская пресса . Архивировано из оригинала 25 декабря 2017 года . Проверено 21 января 2016 г.
  100. ^ «Дебаты об отмывании евреев – за пределами идеологии» . Ежедневный зверь . 13 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  101. ^ Финк, Дэниел (26 октября 2007 г.). «Фасад мира Сабиля» . Инетньюс . Инет. Архивировано из оригинала 2 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  102. ^ «Обновление древней инфраструктуры христианского презрения» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Архивировано из оригинала 6 февраля 2023 года . Проверено 21 января 2016 г.
  103. ^ Атик, Наэм С. (1982). «К стратегии епископальной церкви в Израиле с особым акцентом на ... - Наем С. Атик - Google Книги» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2024 года . Проверено 21 января 2016 г.
  104. ^ Лоу, Малькольм (апрель 2010 г.). «Палестинский документ Кайрос: закулисный анализ» . Новый английский обзор . Архивировано из оригинала 25 февраля 2015 года . Проверено 9 марта 2016 г.
  105. Кумсия, Мазин (25 декабря 2009 г.). «16 христианских лидеров призывают положить конец израильской оккупации Палестины». Аль-Джазира: межкультурное взаимопонимание. ccun.org. Архивировано 7 апреля 2016 г. на Wayback Machine.
  106. ^ «Христианский экуменический фонд «Святая Земля»» . Благотворительный навигатор . Архивировано из оригинала 28 октября 2017 года . Проверено 21 января 2016 г.
  107. ^ «Христианский экуменический фонд Святой Земли (ХЭФ)» . Архивировано из оригинала 19 января 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  108. ^ «Возможности волонтерской деятельности Христианского экуменического фонда «Святая Земля»» . Волонтерский матч. Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  109. ^ Jump up to: а б с Асмаа аль-Гуль (18 апреля 2013 г.). «Чувствуют ли христиане Газы себя в безопасности?» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
  110. ^ «Христиане в секторе Газа: неотъемлемая часть общества» . Ашарк аль-Аусат . 20 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2010 г. . Проверено 10 января 2011 г.
  111. ^ Салех Джадалла (26 июля 2012 г.). «Христиане Газы и ХАМАС расходятся во мнениях по поводу обращения в ислам» . Аль-Монитор . Архивировано из оригинала 5 ноября 2023 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
  112. ^ «Школа Святого Семейства в Газе растет» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 10 февраля 2016 года . Проверено 21 января 2016 г.
  113. ^ «Христиане Газы отмечают мрачное Рождество после убийства» . 25 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 г. Проверено 21 января 2016 г.
  114. ^ Ризк, Филип (15 октября 2007 г.). «Убийство Рами Айяда» . Палестинская хроника . Архивировано из оригинала 4 апреля 2018 года . Проверено 19 июня 2012 г.
  115. ^ Марси, Федерика (10 ноября 2023 г.). «Христианская община Газы сталкивается с «угрозой исчезновения» на фоне войны с Израилем» . Аль-Джазира. Архивировано из оригинала 10 ноября 2023 года . Проверено 10 ноября 2023 г.
  116. ^ Jump up to: а б с «Путеводитель: христиане на Ближнем Востоке» . Би-би-си . 15 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 15 января 2008 г. Проверено 6 мая 2007 г.
  117. ^ Али Абунима, Одна страна: смелое предложение положить конец израильско-палестинскому тупику , Metropolitan Books 2006, стр. 97.
  118. Элейн К. Хагопян, «Палестинские беженцы: жертвы сионистской идеологии», в книге Морин и Роберта Тобина (д.с.), Как долго, Господи?: Христианские, еврейские и мусульманские голоса с мест и видение будущего в Израиле/ Палестина, Cowley Publications, 2003, стр. 29–50, 36–37.
  119. ^ Масалха, Нур (1996). Израильский план по переселению христиан Галилеи в Южную Америку: Йосеф Вайц и «Операция Йоханан», 1949–53 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  120. ^ Шарп, Хизер (22 декабря 2005 г.). «Христиане Вифлеема цепляются за надежду» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 19 мая 2019 года . Проверено 17 августа 2009 г.
  121. ^ «Израильско-палестинский конфликт обвиняют в исходе христиан» . «Джерузалем Пост» . 6 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 года . Проверено 21 января 2016 г.
  122. ^ Хабиби, Эмиль (2006). Сарайя, дочь людоеда: Палестинская сказка . Ибис Издания. п. 169.
  123. ^ Мэтью Кальман в Бейт-Джале (12 апреля 2011 г.). «Разрушенный дворец, символизирующий надежду на мир» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 сентября 2017 года . Проверено 21 января 2016 г.
  124. ^ «Вы видите, сколько нас!». Дэвид Адамс lworldcommunication.org. Архивировано 17 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
  125. ^ Палестина в Южной Америке. Путеводители В!ВА. vivatravelsguides.com. Архивировано 18 марта 2018 г. в Wayback Machine.
  126. ^ «Американцы не уверены, где находится Вифлеем, как показывают исследования» . Экклесия . 20 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 7 мая 2007 г.
  127. ^ «Отрицание святости: разрушение и злоупотребление христианскими святыми местами в Израиле» (на арабском языке). arabhra.org. Архивировано из оригинала 23 февраля 2010 года . Проверено 10 мая 2009 г.
  128. ^ «Палестинцы-христиане: Израиль «манипулирует фактами», заявляя, что нам рады» . Гаарец . Архивировано из оригинала 20 августа 2015 года . Проверено 21 января 2016 г.
  129. ^ Винтур, Патрик (2 мая 2019 г.). «Преследование христиан «близко к геноциду» на Ближнем Востоке – репортаж» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 года . Проверено 17 октября 2023 г.
  130. Мусаллам, Мануэль (27 ноября 2007 г.). «Христиане и мусульмане сосуществуют в Газе». Новости ИПС. ipsnews.net. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine.
  131. ^ Бломфилд, Адриан (7 сентября 2012 г.). «Чиновник Ватикана заявляет, что Израиль поощряет нетерпимость к христианству» . «Дейли телеграф» . Лондон. Архивировано из оригинала 12 января 2022 года.
  132. ^ «Отчет: Рим ужесточает меры безопасности Папы после гнева по поводу высказываний ислама». Архивировано 1 декабря 2008 г. в Wayback Machine , «Гаарец» , 16 сентября 2006 г.
  133. ^ Фишер, Ян (17 сентября 2006 г.). «Папа извиняется за высказывания об исламе» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 21 мая 2010 г.
  134. Агопян, Артур (9 сентября 2009 г.). «Армянский Патриархат протестует против депортации семинаристов». uruknet.de. Архивировано 19 июля 2011 г. на Wayback Machine.
  135. ^ Jump up to: а б Христиане Святой Земли призывают Папу отменить визит [ мертвая ссылка ] . MSNBC.com . Опубликовано 22 февраля 2009 г.
  136. ^ «Палестинцы стремятся оказать папскому давлению на Израиль» . Хранитель . Лондон. 8 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 г. . Проверено 10 мая 2009 г.
  137. ^ Борд Картвейт, «Земля, закон и защита семьи на Западном берегу», в Ань Нга Лонгва, Анн Софи Роальд (ред.), Религиозные меньшинства на Ближнем Востоке: доминирование, расширение прав и возможностей, приспособление, Архивировано 1 ноября 2022 г. на сайте the Wayback Machine Brill, 2011, стр. 97–121, особенно. стр. 116ф.
  138. ^ «Почему христиане на самом деле покидают Вифлеем?» . КБН. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 года . Проверено 2 июня 2018 г.
  139. ^ Одинокие в это Рождество. Взгляд на жизнь последних христиан Западного берега. Архивировано 22 августа 2019 г. в Wayback Machine , Дина Крафт, 26 декабря 2017 г., Гаарец.
  140. ^ «Вифлеем: поджог монастыря Мар-Шарбель» . Латинский Патриархат Иерусалима . Архивировано из оригинала 8 октября 2015 года . Проверено 21 января 2016 г.
  141. ^ ЭЛИ ПОЛЛАК, ИЗРАИЛЬ МЕДАД (28 сентября 2018 г.). «КОММЕНТАРИЙ СМИ: ПОЗИТИВНАЯ СТОРОНА» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 7 июля 2019 года . Проверено 1 октября 2019 г.

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff324d49562bb558caff53acc501a3af__1722596160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/af/ff324d49562bb558caff53acc501a3af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Palestinian Christians - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)