Jump to content

Архитектура Палестины

Купол Скалы в Иерусалиме
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме

Архитектура Палестины охватывает обширный исторический период и множество различных стилей и влияний на протяжении веков. Городская архитектура региона Палестины до 1850 года была относительно сложной. Палестинский таунхаус разделял те же основные концепции относительно организации жилого пространства и типов квартир, которые обычно встречаются во всем Восточном Средиземноморье . Богатое разнообразие и лежащее в основе единство архитектурной культуры этого более широкого региона, простирающегося от Балкан до Северной Африки, было результатом обмена, которому способствовали караваны торговых путей , и распространения османского правления на большую часть этой территории, начиная с с начала 16 века до конца Первой мировой войны . [1]

Древняя архитектура

[ редактировать ]

Археологические артефакты, дающие информацию о природе монументальных сооружений, таких как городские стены, дворцы, гробницы и культовые центры, в древней Палестине изобилуют. [2] Недостаток письменных источников и неполнота археологических остатков древнего палестинского жилья, доступных ранним ученым, привели к тому, что библейские археологи часто обращались к современным палестинским домам, чтобы определить, как древние жилища в Палестине строились во времена Иудейского царства и Царство Израиль (Самария) . [2] Предостерегая от убедительности таких сравнений, Х. Кейт Биб пишет, что « арабские дома построены с учетом особых социальных обычаев и экономических условий, отличных от тех, что существовали в древней Палестине». [2] Биб отмечает, что полное описание архитектурных деталей древнего палестинского жилища редко возможно, но письменные записи и археологические находки, доступные ученым на момент написания (1968), дают «вполне достоверную картину домов в повседневной жизни палестинского народа». древняя Палестина». [2]

Раскопки в Бейде на территории современной Иордании показывают, что самые ранние палестинские дома были построены около 9000 лет назад. Состоящие из каменного фундамента с надстройкой из сырцового кирпича, они представляли собой простые постройки, чаще всего не состоявшие из одной комнаты с единственным дверным проемом и, вероятно, без окон. Были идентифицированы четыре различных плана этажа, сохранившиеся с этого периода времени: многоугольный круглый, настоящий круглый, квадратный и прямоугольный. Крыши обычно делались из деревянных опор, на которые укладывались плетеные циновки из тростника или щетки, а поверх них добавлялись слои глиняного раствора, гладко раскатанные для создания непроницаемой поверхности. Во многих из этих ранних домов под полом находились погребальные камеры. Еду готовили вне дома, где также располагались бункеры для хранения. Дома были сгруппированы близко друг к другу и иногда имели общую заднюю или боковую стену. [2]

Среди фундаментов, обнаруженных при раскопках в Бейде, были фундаменты шестигранного однокомнатного дома, датируемого 6800 годом до нашей эры. Круглые фундаменты домов в Бейде, датируемые примерно 6000 г. до н.э., напоминали фундаменты, найденные в докерамическом неолите А Иерихоне . Полы круглых домов Иерихона отличались тем, что они были утоплены ниже уровня земли, а в дом вели деревянные ступени. Эта затонувшая деталь интерпретируется как признак постоянного проживания этих домов в течение длительного периода времени. [2] К 5000 году до нашей эры дома в Иерихоне имели прямоугольную форму и имели более одной комнаты. В этих комнатах были прямые стены, но с закругленными углами, что может быть остатком прежней традиции строительства круглых домов. Некоторые дверные косяки были усилены древесиной , возможно, чтобы уменьшить износ конструкции из сырцового кирпича, который мог возникнуть в результате постоянного контакта с людьми. Полы были покрыты твердой известковой штукатуркой , доходящей до стен. К этому времени хранилища для воды и зерна переместились во внутренние помещения домов, а толстые слои древесного угля, обнаруженные во дворах домов, указывают на то, что там осуществлялось приготовление пищи. [2]

Классическая античность

[ редактировать ]

В римско-византийский период можно увидеть пять типов жилья. [3] Два из них, простой дом и дом во внутреннем дворе, олицетворяют домашнюю архитектуру Палестины на протяжении примерно трех тысячелетий до наших дней (см. раздел «Строительные материалы и технологии»). [3] Остальные три, характерные для римско-византийского периода, — это большой особняк ( domus ), фермерский дом и магазин. [3] Относительно большое количество построек домов , датированных поздним эллинистическим и римским периодами, показывает степень греко-римского влияния на внутреннюю архитектуру Палестины того времени. [4] Самые старые известные примеры такого рода построек в Галилее находились в Филотерии/Бет-Йере и относятся к позднему эллинистическому периоду. [4] Найденные до сих пор примеры фермерских домов относятся исключительно к периоду Ирода. [4]

Архитектурные остатки раннехристианского периода в Палестине скудны. Такие ученые, как Уолтер Э. Раст, объясняют это относительным бессилием ранних христианских общин до институционализации христианской церкви. Самое раннее известное здание этого периода, церковь восьмиугольной формы, датируется II или III веками нашей эры. Хотя есть свидетельства того, что христиане в это раннее время почитали ряд мест, связанных с Иисусом , было обнаружено очень мало построек, построенных в это время. Одним заметным исключением являются свидетельства постройки, существовавшей до IV века нашей эры, которая была найдена под мозаикой церкви Рождества Христова в Вифлееме . [5]

Период Арабского халифата (640–1099 гг.)

[ редактировать ]
Купол Скалы, вид через Старого города ( Хлопковые ворота Баб аль-Каттанин )

Серьезные изменения в монументальной архитектуре Палестины последовали за арабами -исламами завоеванием региона в 637 году нашей эры. К римским и византийским церквям, преобладавшим во многих городах и деревнях Палестины на протяжении предыдущих шести столетий, быстро присоединились мечети , хотя строительство церквей продолжалось. [6] [7] Большая часть строительства в этот период была сосредоточена в Иерусалиме . Одним из самых известных ранних памятников, выражающих новую роль ислама в регионе, был Купол Скалы ( Каббат ас-Сахра ). Построенное в 692 году н.э. сооружение было построено на скале, где, согласно исламской традиции, Авраам выполнил просьбу Бога принести в жертву своего сына. Мечеть Аль-Акса , построенная вскоре после этого, много раз реконструировалась с тех пор, как ее сегодняшняя форма возникла в результате реконструкции, проведенной в период крестоносцев в Палестине. [6]

Арабская Хирбат аль Омейядов мозаика из -Мафджара в Иерихоне.

Хотя эти здания и строительство Королевского дворца сделали Иерусалим религиозным и культурным центром ислама, административной столицей халифатов Омейядов и Аббасидов была Рамла , новый город, основанный в годы после арабского завоевания. [7] Белая мечеть была построена в этом городе халифом Сулейманом ибн Абд аль-Маликом в 715–717 годах и завершена его преемником Умаром II к 720 году. [8] [9]

Археологические находки свидетельствуют о том, что крупные города византийского периода ( Лидда , Бисан , Тверия , Газа , Кейсария и Акра был построен ряд новых поселений в Негеве продолжали быть оккупированы в этот период, а также за пределами городов, а также . Некоторые из них были сельскохозяйственными центрами, а другие были дворцами или летними курортами для элиты. Примеры включают дворец Хирбат аль-Мафджара, также известный как Дворец Хишама , за пределами Иерихона и Хирбат аль-Минья недалеко от Тверии. [7] Хирбат аль-Мафжар описывается как «самый изысканный дворец того периода [...] в государстве Палестина». У входа в роскошные бани стоит статуя халифа аль-Валида II, который, вероятно, заказал ее строительство между 743–748 годами. Архитектурная форма и детали представляют собой смесь сасанидского и сирийского стилей. [10] Один из первых дворцов Омейядов был известен как Аль-Синнабра и служил зимним курортом Муавии , Марвану I и другим халифам в Палестине эпохи Омейядов (ок. 650–704 гг. Н. Э.). [11] [12] Руины аль-Синнабры первоначально были ошибочно идентифицированы как принадлежащие византийско-римскому периоду; По мнению археологов, этот и другие памятники, находящиеся в процессе аналогичной передатировки, указывают на архитектурную преемственность между Римской и ранней арабской империями. [13]

Руины форта Кфар Лам

Монументальное строительство было более редким во время более поздних династий Аббасидов и Фатимидов из-за растущей политической раздробленности. Два крупных памятника, датируемые 10 и 11 веками, представляют собой укрепленные сооружения, предназначенные для защиты от византийского вторжения. Руины Кфар-Лама , форта, состоящего из прямоугольных ограждений, построенных из тонких плит камня куркар, с массивными угловыми башнями и полукруглыми контрфорсами , можно увидеть и сегодня, хотя одноименная деревня опустела во время палестинской войны 1948 года. . Другой форт в Ашдоде имеет такую ​​же базовую конструкцию, но включает в себя ряд мраморных колонн в центре, взятых из близлежащего классического памятника. Сразу за этим фортом лежат остатки здания, увенчанного куполом , в котором были прорезаны отверстия для проникновения света, которое, как полагают, служило баней . [14]

Период крестоносцев (1099–1291)

[ редактировать ]
Крепость Бельвуар, или Кавкаб аль-Хава.

Самым известным архитектурным наследием, оставленным крестоносцами, были укрепленные замки, построенные на видных местах по всей Палестине. Типичный замок крестоносцев представлял собой квадратную или прямоугольную башню, окруженную неровными стенами, повторяющими форму земли, а известные замки включают замки Бельвуар и Монфор . [14]

Еще одним важным направлением строительных усилий крестоносцев были церкви . Сотни церквей были построены в период крестоносцев в Палестине, из них 60 построено только в Иерусалиме. Некоторые из них были построены на руинах более ранних византийских церквей; в других случаях мечети были преобразованы в церкви. [ нужны разъяснения ] Купол Скалы был преобразован в церковь, переданную на попечение августинцев , мечеть Аль-Акса была преобразована во дворец Болдуином I. а Изящные резные капители и скульптура были отличительной чертой церквей крестоносцев. После того, как Иерусалим был отвоеван Айюбидами в 1187 году, присутствие крестоносцев в Палестине сократилось и сосредоточилось вокруг Акры , где были построены некоторые из лучших архитектурных сооружений крестоносцев до их окончательного поражения от мамлюков в 1291 году. [14]

Влияние архитектуры крестоносцев на последующую исламскую архитектуру Палестины было как прямым, так и косвенным. Прямое влияние можно увидеть в подушкообразных вуссуарах и складчатых крестовых сводах, которые были адаптированы для использования в мамлюкских зданиях Иерусалима. Кроме того, арабские замки, построенные после крестовых походов, такие как более поздние этапы замка Аджлун (Калат Рабад) и замка Нимрод (Калат Намруд), приняли неправильные формы, введенные крестоносцами. Это влияние можно было увидеть даже в религиозной архитектуре, например, минарет Великой мечети в Рамле поразительно похож на башню крестоносцев. Косвенное влияние проявилось в развитии контр-крестового похода, в ходе которого пропаганда была включена в архитектуру, в частности, посредством использования монументальных надписей и резных элементов. Например, на мосту Бейбарс недалеко от Лода можно увидеть льва Бейбарса , знаменитого вождя и воина мамлюков, ловящего мышь. [14]

Мамлюкский период (1250–1517 гг.)

[ редактировать ]
Мавзолей Абу Хурайры в Йибне.

Мамлюки сосредоточились на возрождении дорожной сети, которая была важна для их почтовой системы в Палестине . Были построены многочисленные мосты и ханы , некоторые из которых представляли собой более крупные комплексы с мечетью и минаретом. Впечатляющий пример одного из таких крупных ханских поселений можно увидеть в Хан-Юнисе в секторе Газа . Некоторые из мамлюкских мостов также сохранились, например, Джиср Джиндас («Мост Джиндас»), окруженный двумя львами и украшенными арабскими надписями. [15]

Также при правлении мамлюков в Палестине распространилось строительство религиозных зданий, таких как медресе , мечети, ханки и памятные мавзолеи , которые представляют собой одни из лучших образцов средневековой архитектуры на Ближнем Востоке . Архитектура мамлюков в Иерусалиме характеризовалась использованием зубчатых вуссуаров , каменной кладки аблак , мукарнас лепнины и инкрустации из разноцветного мрамора. [15]

В Рамле церковь крестоносцев была превращена в мечеть, а Великая мечеть была перестроена. Одним из самых красивых сооружений эпохи мамлюков является гробница Абу Хурайры в Йибне . Центральная часть с трехкупольным портиком перекрыта также куполом на косах . Украшение ограничивается михрабом и дверным проемом, которые покрыты инкрустацией из мрамора и надписями. [15]

Османский период (1516–1918)

[ редактировать ]
Вход в мечеть Эль-Джаззар, сабил справа от лестницы.

Новые архитектурные приемы, введенные османскими правителями, постепенно были приняты, хотя и не повсеместно. Иерусалим был перестроен под властью Османской империи, его стены были перестроены, Купол Скалы был украшен плиткой , а система водоснабжения отремонтирована. [15] За это время Акко также подвергся масштабной реконструкции, и это лучший образец городской османской архитектуры в Палестине с несколькими ханами, двумя банями, тремя главными базарами, как минимум десятью мечетями и цитаделью. Мечеть Эль-Джаззар особенно впечатляет своим минаретом в форме карандаша и большим центральным куполом. Хаммам аль-Баша отличается прекрасными декоративными деталями в виде армянской плитки и инкрустированных мраморных полов. Дома в Акко, построенные в этот период, варьируются от двух до четырех этажей, и многие из них имеют деревянные потолки, украшенные краской. Другие важные города периода османского владычества включают Хеврон , Наблус , Рамлу, Яффо , Сафад и Тверию . Большинство этих городов были окружены укреплениями, и лучшим сохранившимся примером этого периода является стена, реконструированная вокруг Тверии Захиром аль-Умаром . [15]

Жилье различалось в зависимости от региона, вдоль побережья распространены дома из сырцового кирпича, сохранившихся сегодня примеров мало. Преобладающими чертами каменных домов были куполообразные крыши, которые в XVIII в. часто украшались завитками, розетками и полукругами из резной штукатурки. Крыши в регионе Галилеи отличались использованием поперечных каменных арок, поддерживающих короткие балки, на которые накладывалась крыша. [15]

Османские крепости, служившие гарнизонами янычар ( османских войск), были в изобилии за пределами Иерусалима. Эти большие квадратные или прямоугольные сооружения с квадратными угловыми башнями до сих пор можно увидеть в Рас-эль-Айне недалеко от Тель-Авива (форт Бинар-Баши), Хан-ат-Туджаре возле Кафр-Канны и Калъат-эль-Бураке к югу от Иерусалима. [15]

Период британского мандата (1918–1948)

[ редактировать ]

Британцы отправили шесть градостроителей в подмандатную Палестину, чтобы попытаться справиться с межобщинной напряженностью, которая была характерной чертой этого периода. Одним из них был Чарльз Роберт Эшби , выдающийся британский дизайнер декоративно-прикладного искусства , который служил гражданским советником города Иерусалима (1919–1922) и профессиональным советником Комиссии по городскому планированию. Описанный как «самый проарабский и антисионистский » из шести планировщиков, взгляд Эшби на Иерусалим «был окрашен романтическим чувством народного языка». Стремясь защитить этот палестинский язык, а также светскую и традиционную структуру города, Эшби лично курировал консервационные и ремонтные работы в городе, а также возродил там ремесленную промышленность для ремонта поврежденного Купола Скалы. [16] Другими видными градостроителями того времени были британские архитекторы Клиффорд Холлидей и Остин Харрисон , а также немецко-еврейский архитектор Ричард Кауфманн .

Строительные материалы и технологии

[ редактировать ]

Со второго тысячелетия до нашей эры до современной эпохи в Палестине преобладали два типа домов: простой дом, обычно встречающийся в сельской местности , и дом с внутренним двором, встречающийся в основном в городских центрах. [3] Простые дома могли быть построены из камня или выдолблены в скале, но большинство домов этой формы, характерных для крестьян Палестины, скорее всего, были построены из высушенного на песке кирпича. [3] Большая часть традиционной внутренней архитектуры современной Палестины, особенно в сельской местности, была построена из высушенного на солнце кирпича , а не из камня. [17] Согласно Тауфику Ханаану , эта строительная традиция, использовавшаяся в начале 20-го века, была такой же, как и та, которая использовалась крестьянами в 1-м веке, которые жили в домах из высушенного на солнце кирпича, покрытых ветвями деревьев; верхний этаж служил жилым помещением семьи, а первый этаж использовался для содержания домашнего скота . [17]

Интерьер дома палестинской христианской семьи в Иерусалиме , изображенный на гравюре WH Bartlett , ок. 1850 г.

Наиболее характерным типом жилой постройки в Палестине, по мнению Халвора Мокснеса, был дворовый дом, состоявший из нескольких домов, обнесенных окружающей стеной, имевших общий двор, в который был один вход. Члены одной и той же или родственных семей, которые, как предполагается, жили в хорошем экономическом положении, жили в таких строениях, площадь которых обычно составляла от 200 до 300 метров. Каждый имел доступ к двум или более комнатам и использовал двор для домашних задач, таких как приготовление еды, изготовление и стирка одежды, а также для других аграрных и профессиональных задач. [3]

Петерсен определил, что основными строительными материалами, используемыми в Палестине в наше время, являются камень и необожженный кирпич, отметив, что дерево и обожженный кирпич почти никогда не используются. Он описывает некоторые основные типы камня, используемые в архитектуре Палестины, которые различаются в зависимости от региона. Например, куркар , кремнистый известняк , использовался при строительстве вдоль побережья Средиземного моря, в то время как базальтовые блоки использовались в северной части Иорданской рифтовой долины и Галилейского моря , часто в сочетании с известняком для архитектурных деталей. Известняк различных цветов, от белого до розового, использовался в Рамле , Хевроне и Иерусалиме , причем в последнем также использовались различные виды мрамора. Доломит , твердый известняк с магнием , использовался главным образом в Галилее . [7] Постройки из сырцового кирпича, как правило, были более распространены в долине реки Иордан и на прибрежных равнинах, где камень не был легкодоступен, а лучшие сохранившиеся образцы архитектуры из сырцового кирпича сегодня можно найти в Иерихоне . [7]

Уникальным для архитектуры Палестины было использование каменных крестовых сводов , покрытых глиной, поверх деревянной опалубки, поддерживаемой по центру, для создания куполообразных квадратных пространств. Использование сводов в строительстве часто было связано с нехваткой древесины, но им также отдавалось предпочтение из-за их долговечности. В то время как в других местах арабского мира своды предназначались для монументальных сооружений, таких как дворцы, мечети и гробницы, или для подземных складских помещений, в Палестине они также использовались при строительстве домов. Другой тип сводов, паховые своды из камня, слегка параболического сечения, по словам Фредерика Рагетта, являются стандартной строительной единицей в Палестине. [18]

Народная архитектура

[ редактировать ]

Сочинения Тауфика Ханаана , в которых описываются и исследуются народные традиции палестинских арабов, предоставили много материала для изучения народной архитектуры палестинских арабов . [19] Характерной чертой этой архитектуры является гармония между местом и структурой, которую отмечают и прославляют многие другие западные и арабские писатели и которая также становится темой в творчестве Ханаана. Например, отчет Ханаана о палестинском доме за 1930 год гласит:

Те, кто путешествовал по стране, отмечают главную характеристику, которой отмечено строительство большинства палестинских домов, а именно предпочтение прямых линий, проявляющееся в стенах, дверях, окнах и большинстве крыш. Благодаря этой характеристике, а также своей простой квадратной форме и сероватому цвету дом палестинского крестьянина превосходно гармонирует с ландшафтом и более приятен, чем большинство современных западных домов, встречающихся в недавно возникших современных колониях. в Палестине. Жилище феллаха также больше соответствует климату страны. [19]

Чувство «укорененности» и «непосредственной связи», которое характеризовало палестинскую арабскую народную архитектуру, также восхищало Йорама Сигала в его эссе «Традиционный дом в арабских деревнях Галилеи», опубликованном в израильском журнале Tvai . Описывая отношение феллаха к своему дому, который он строит и содержит своими руками, Сигал делает акцент на чувстве «принадлежности, отождествления и сильной эмоциональной привязанности». По словам Сандры Суфиан и Марка Левина, архитекторы- сабры , которые искали ощущение самобытности, в котором можно было бы укоренить свою работу, подражали этому местному стилю, присваивая местный стиль как свой собственный. Кроме того, чтобы израилизировать этот арабский народный стиль, его изображали «как библейскую архитектуру, как незагрязненное примитивное происхождение архитектуры или просто как средиземноморский». [20]

Палестинский деревенский дом

[ редактировать ]

Палестинский деревенский дом — самый известный тип домов западным ученым. Он описан и задокументирован в рассказах о путешествиях, очерках и фотографиях, начиная с 17 века. Дом был разделен на две части: нижний уровень, известный как ка аль-байт, рядом или у входа в дом, и возвышенный уровень, известный как мастаба, используемый для проживания и еды. [21]

Размер и использование нижнего уровня варьируются от дома к дому. В некоторых случаях это была небольшая площадка возле двери, всего на 10–15 сантиметров ниже остального этажа, где посетители снимали обувь перед входом в дом. В других случаях это будет большая территория для содержания животных с приподнятой галереей , позволяющей использовать пространство внизу, а пространство выше использовать для хранения. [21]

У них была ферма на крыше, потому что овощи были дешевыми и простыми, и они готовили на открытом воздухе, чтобы выпустить тепло.

Мастера-строители

[ редактировать ]

В палестинских деревнях до 1948 года был по крайней мере один аль-банна (опытный каменщик и строитель). Когда его навыки позволяли ему работать за пределами деревни, его называли муаллим аль-бина (мастер-строитель). Его строительные навыки были признаны обществом, труд которого способствовал строительству каменного дома. Сьюзен Слёмович пишет об одном мастере-строителе из клана Абу Эль-Хайджа, который построил большую часть каменных домов в Айн-Хауде . Мухаммед Абд аль-Кадир, 1916 года рождения, учился у мастера-строителя в Хайфе с восьми лет . За свою долгую карьеру он построил более 75 домов в Айн-Хауде и ряд школ в соседних деревнях и входил в число «ограниченного числа людей, [...] которые искали свои строительные навыки и эстетическую выразительность». [22]

Некоторым строителям было поручено работать за пределами Палестины под британским мандатом . Абу Фаваз аль-Малкави из деревни Умм Кайс на восточном берегу Тивериадского озера вспоминает, что его отец поручил двум мастерам из Сафада , Абу Салиму и Али Сафади, построить гостевой дом и мечеть в 1930-х годах. Али Сафади был известен своим мастерством в сводчатой ​​архитектуре и из материалов, привезенных из Сафада на осле, он построил двухэтажный летний гостевой дом с четырьмя отдельными акдами (сводчатыми комнатами), по одной для каждой из жен клиента. [23]

Фотографии

[ редактировать ]

Эрнст Бенеке сфотографировал землю и архитектуру Палестины в июне 1852 года, используя калотипический процесс, который, по словам Кэтлин Хоу, особенно подходил для данной темы. Об одном калотипе, озаглавленном « Вид на дворец Ирода, Дом Давида» , Хоу пишет, что «смягченные детали беспорядочных домов почти тактильно воссоздают грубую каменную кладку и обмазанную глиной конструкцию зданий». [24]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Рон Фукс в Нечипоглу, 1998, с. 173
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Х. Кейт Биб (май 1968 г.). «Древние палестинские жилища». Библейский археолог . 31 (2). Американские школы восточных исследований: 38–58. дои : 10.2307/3210940 . JSTOR   3210940 . S2CID   165797217 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Мокснес, 1997, стр 49–51. .
  4. ^ Jump up to: а б с Мокснес, 1997, стр. 53.
  5. ^ Раст, 1992, с. 179
  6. ^ Jump up to: а б Раст, 1992, с. 195 – 196.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Петерсен, 2002, с. 230.
  8. ^ «Белая мечеть» . Британская онлайн- энциклопедия . Проверено 26 декабря 2008 г.
  9. ^ , стр. 182–185 . Прингл, 1998
  10. ^ Флетчер, 1996, с. 584
  11. ^ Уиткомб в Шухмане, 2009, с. 241
  12. ^ «Руины, которые считались синагогой, были дворцом Омейядов: арабский дворец VII века, обнаруженный в Израиле» . Аль-Арабия . 16 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 23 марта 2010 года . Проверено 16 марта 2010 г.
  13. ^ «В Израиле найдены древние мусульманские руины... снова» . Фокс Ньюс. Ассошиэйтед Пресс. 17 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 17 августа 2011 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д Петерсен, 2002, с. 231.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Петерсен, 2002, с. 232.
  16. ^ Кинг, Энтони Д. (2004). Пространства глобальных культур: архитектура, урбанизм, идентичность . Нью-Йорк: Рутледж. п. 168. ИСБН  0-415-19619-1 . Проверено 29 ноября 2021 г.
  17. ^ Jump up to: а б Мокснес, 1997, стр. 60.
  18. ^ Рагетт, 2003, стр. 41–42 .
  19. ^ Jump up to: а б Слёмович, 1998, с. 84
  20. ^ Суфиан и Левин, 2007, стр. 226–228 .
  21. ^ Jump up to: а б Рон Фукс в Нечипоглу, 1998, с. 158
  22. ^ Слёмович, 1998, стр. 91–94 .
  23. ^ Слёмович, 1998, стр. 94–95 .
  24. ^ Хоу, 1997, с. 24

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbb13b7b0550dd417258b59c43cd6951__1718057220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/51/fbb13b7b0550dd417258b59c43cd6951.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Palestine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)