Омейядская архитектура
Вверху: Купол Скалы (688–692); В центре: Великая мечеть Дамаска (705–715 гг.); Внизу: Каср аль-Харана (7-8 века). | |
Годы активности | 661–750 гг. н.э. |
---|
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
Архитектура Омейядов развивалась в Халифате Омейядов между 661 и 750 годами, в основном в его сердце Сирии и Палестины . Он во многом опирался на архитектуру более старых цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья, включая Сасанидскую империю и Византийскую империю , но привнес инновации в декор и форму. [1] [2] Под патронажем Омейядов исламская архитектура начала созревать и приобретать собственные традиции, такие как появление михрабов в мечетях, тенденция к аниконизму в отделке, а также большее ощущение масштаба и монументальности по сравнению с предыдущими исламскими зданиями. [1] [3] [4] Наиболее важные образцы архитектуры Омейядов сосредоточены в столице Дамаске и регионе Великой Сирии , включая Купол Скалы , Великую мечеть Дамаска и светские здания, такие как дворец Мшатта и Кусайр Амра . [1] [2]
Историческая справка
[ редактировать ]
Халифат Омейядов был основан в 661 году после того, как Али , зять Мухаммеда , был убит в Куфе . Муавия I , правитель Сирии, стал первым халифом Омейядов . [5] Омейяды сделали Дамаск своей столицей. [6] При Омейядах Арабская империя продолжала расширяться, в конечном итоге распространившись на Среднюю Азию и границы Индии на востоке, Йемена на юге, атлантическое побережье нынешнего Марокко и Пиренейский полуостров на западе. [7] Омейяды строили новые города, часто неукрепленные военные лагеря, которые служили базами для дальнейших завоеваний. Васит в современном Ираке был самым важным из них и включал квадратную пятничную мечеть с гипостильной крышей. [7]
Империя была терпима к существующим обычаям на завоеванных землях, вызывая недовольство среди тех, кто стремился к более теократическому государству. началась революция . В 747 году в Хорасане , на востоке, [7] К 750 году Омейяды были свергнуты Аббасидами , которые перенесли столицу в Месопотамию . Ветвь династии Омейядов продолжала править Иберией до 1051 года. [7]
Характеристики
[ редактировать ]
Омейяды переняли методы строительства византийской и сасанидской архитектуры . [8] Повторное использование элементов классического римского и византийского искусства было особенно очевидным, поскольку политическая власть и покровительство были сосредоточены в Сирии, ранее входившей в состав Византийской (Восточно-Римской) империи . [1] Почти все сохранившиеся памятники периода Омейядов находятся в Сирии и Палестине. [7] Они также часто повторно использовали существующие здания. Были некоторые новшества в отделке и типах построек. [7] Значительное количество экспериментов произошло, когда покровители Омейядов нанимали мастеров со всей империи, а архитекторам разрешалось или даже поощрялось смешивать элементы разных художественных традиций и игнорировать традиционные условности и ограничения. [1]
Большинство зданий в Сирии были построены из высококачественной тесаной кладки с использованием крупных плотно соединенных блоков, иногда с резьбой на фасаде. Каменные цилиндрические своды использовались только для покрытия небольших пролетов. Деревянные крыши использовались для больших пролетов, а древесину в Сирии привозили из лесов Ливана . Эти крыши обычно имели пологий скат и опирались на деревянные фермы. Деревянные купола были построены для мечети Аль-Акса и Купола Скалы в Иерусалиме . [9] В Месопотамии из-за отсутствия камня использовались обожженный кирпич и сырцовый кирпич. Там, где в Сирии использовался кирпич, работа была выполнена в более изысканном месопотамском стиле, а не в более грубом византийском стиле. [9]
Архитектура Омейядов отличается масштабами и разнообразием декора, включая мозаику, настенную роспись, скульптуру и резные рельефы с исламскими мотивами. [9] Омейяды использовали местных рабочих и архитекторов. Некоторые из их построек невозможно отличить от построек предыдущего режима. Однако во многих случаях восточные и западные элементы были объединены, чтобы создать особый новый исламский стиль. Например, стены Каср Мшатты построены из тесаного камня на сирийский манер, своды имеют месопотамский дизайн, а коптские и византийские элементы. в декоративной резьбе присутствуют [9] В то время как фигуральные сцены особенно присутствовали в таких памятниках, как Кусайр Амра , бесфигурные украшения и более абстрактные сцены стали очень популярными, особенно в религиозной архитектуре. [10] [11] Подковообразная арка появляется впервые в архитектуре Омейядов, а затем приобрела свою наиболее совершенную форму в Аль-Андалусе . [12]
Купол Скалы
[ редактировать ]
Святилище Купола Скалы , стоящее на Харам аш-Шарифе (Храмовой горе) в Иерусалиме, является старейшим сохранившимся крупным исламским зданием. [7] [13] Это также исключительный памятник в контексте Омейядов и более широкой исламской архитектуры как по форме, так и по функциям. [2] Это была не мечеть, а скорее святыня или памятный памятник, вероятно, построенный в честь древних религиозных ассоциаций с этим местом, таких как сотворение Адама и жертвоприношение Авраама . Со временем оно приобрело дополнительные уровни значения и чаще всего стало ассоциироваться с « Ночным путешествием » Мухаммеда. Он также был построен как визуальный символ исламского господства, и его высокий купол, вероятно, был спроектирован так, чтобы конкурировать за известность с куполом близлежащей христианской церкви Гроба Господня . [2] [13]
Здание построено по образцу византийского мартириума . [2] [13] Он состоит из восьмиугольной конструкции, внутри которой находится еще один восьмиугольник, образованный опорами и колоннами, и, наконец, внутреннее круглое кольцо опор и колонн в центре. [13] Хотя внешний вид здания теперь покрыт османской плиткой 16-го века , как снаружи, так и внутри изначально была украшена роскошная мозаика, а внутренняя мозаика в основном сохранилась и сегодня. [2] [13] Мозаики полностью аниконичны , и эта характеристика сохранится и в более поздних исламских украшениях . [2] Образы состоят из растительных мотивов и других объектов, таких как вазы и чаши. [13] Здание также было украшено длинными надписями, содержащими коранические надписи, выбранные для того, чтобы подчеркнуть превосходство ислама над предшествующими авраамическими религиями . [13]
Мечети
[ редактировать ]Общее развитие
[ редактировать ]Самые ранние мечети часто были временными. В Ираке они произошли от квадратных молитвенных ограждений. [7] Руины двух больших мечетей Омейядов были найдены в Самарре , Ирак. Один имеет размеры 240 на 156 футов (73 на 48 м), а другой — 213 на 135 метров (699 на 443 фута). Оба имели гипостильный дизайн с крышами, поддерживаемыми искусно спроектированными колоннами. [14]
В Сирии Омейяды сохранили общую концепцию двора, окруженного портиками, с более глубоким святилищем, разработанную в Медине. Вместо того, чтобы сделать святилище гипостильным залом, как это было сделано в Ираке, они разделили его на три нефа. Возможно, это было заимствовано из церковной архитектуры, хотя все проходы были одинаковой ширины. [3] В Сирии церкви превратили в мечети, заблокировав западную дверь и сделав входы в северной стене. Направление молитвы было на юг, в сторону Мекки, поэтому длинная ось здания находилась под прямым углом к направлению молитвы. [15]
Омейяды ввели трансепт , который разделил молитвенную комнату по ее более короткой оси. [3] Они также добавили михраб в дизайн мечети. [3] в Мечеть Пророка Медине , построенная аль-Валидом. У меня был первый михраб, ниша на стене киблы, которая, по-видимому, представляла собой место, где Пророк стоял во время молитвы. Это почти сразу стало стандартной чертой всех мечетей. [3] Минбар . также начал появляться в мечетях в городах или административных центрах — троноподобное сооружение, имеющее скорее царственный, чем религиозный подтекст [3]
Великая мечеть Дамаска
[ редактировать ]Великая мечеть Дамаска была построена халифом аль-Валидом I около 706–715 годов. [6] Некоторые ученые утверждают, что первая омейядская версия мечети аль-Акса в Иерусалиме, начатая Абд аль-Маликом (отцом аль-Валида) и теперь замененная более поздними постройками, имела планировку, очень похожую на нынешнюю мечеть Омейядов в Дамаске и что оно, вероятно, послужило образцом для последнего. [16] [17] Планировка практически не изменилась, сохранилась часть декора. Великая мечеть была построена на территории римского теменоса первого века. [6] Внешние стены более раннего здания, когда-то храма Юпитера, а затем церкви, были сохранены, хотя южные входы были замурованы, а в северной стене сделаны новые входы. Интерьер был полностью перестроен. [18]
Мечеть Дамаска имеет прямоугольную форму, 157,5 на 100 метров (517 на 328 футов), с крытой площадью 136 на 37 метров (446 на 121 фут) и двором 122,5 на 50 метров (402 на 164 фута), окруженным портиком. [6] Молитвенный зал имеет три прохода, параллельных стене киблы , что является обычным явлением в мечетях Омейядов в Сирии. [6] Суд занимает небольшое восьмиугольное здание на колоннах. Это была сокровищница мусульман, возможно, лишь символическая, которая традиционно хранилась в главной мечети города. [19] Мечеть была богато украшена мозаикой и мрамором . Нижние стены покрывала богатая композиция из мраморных панелей, хотя сегодня возле восточных ворот сохранились лишь незначительные образцы оригинального мрамора. [20] Мраморные оконные решетки в большой мечети, рассеивающие свет, выполнены в виде переплетающихся кругов и квадратов, предшественников стиля арабески , который стал характерным для исламского декора. [21]

Обширные части стен мечети были украшены мозаикой, от которой сохранились некоторые оригинальные фрагменты, в том числе изображающие дома, дворцы и речную долину Дамаска. [18] Сообщается, что для их создания были привлечены византийские мастера, а их изображения отражают позднеримский стиль. [23] [24] [25] Они отражали широкое разнообразие художественных стилей, используемых мозаичистами и художниками с I века нашей эры, но совместное использование всех этих разных стилей в одном месте было новаторским для того времени. [26] Подобно Куполу Скалы, построенному ранее Абд аль-Маликом, растительность и растения были наиболее распространенным мотивом, но в мечети Дамаска они более натуралистичны. [26] Помимо крупных пейзажных изображений, -то проходил мозаичный фриз с замысловатым мотивом виноградной лозы (называемый исторических источниках кармой ). в арабских по стенам молитвенного зала, над уровнем михраба , когда [27] Единственное заметное упущение — отсутствие фигур людей и животных, что, вероятно, было новым ограничением, наложенным мусульманским покровителем. [26] Ученые уже давно спорят о значении мозаичных изображений. Некоторые исторические мусульманские писатели и некоторые современные ученые интерпретировали их как изображение всех городов известного мира (или в пределах Халифата Омейядов в то время), в то время как другие ученые интерпретировали их как изображение Рая . [26]
Другие мечети
[ редактировать ]Великая мечеть Дамаска послужила образцом для более поздних мечетей. [7] Подобные макеты, в уменьшенном виде, были найдены в мечети, раскопанной в Тверии , на Галилейском море , и в мечети во дворце Хирбат аль-Минья . [6] План Белой мечети в Рамле отличается формой, а молитвенный зал разделен всего на два нефа. [а] Это можно объяснить строительством подземных цистерн в период Аббасидов, что привело к сужению первоначальной структуры. [17]
Мечеть Сиди Окба близ Бискры (современный Алжир ) принадлежит к большому комплексу, построенному вокруг могилы правителя Ифрикии « Укбы ибн Нафи » (ум. 683). Эта мечеть является одной из старейших в Северной Африке , хотя в более поздние периоды она была значительно видоизменена. [30] Его гипостильная планировка напоминает ранние мечети Медины: семь нефов идут параллельно стене киблы. Этот тип поперечной конфигурации нефов напоминает мечети Омейядов или ранней Медины. [31] [32]
Дворцы пустыни
[ редактировать ]
Омейяды известны своими дворцами в пустыне, некоторые из которых были новыми, а некоторые были переоборудованы из более ранних фортов. Самый крупный — Каср аль-Хайр аль-Шарки . Дворцы символически защищались стенами, башнями и воротами. В некоторых случаях на внешних стенах были декоративные фризы. [9] Во дворцах будут баня, мечеть и главный замок. Вход в замок обычно был тщательно продуман. В башнях вдоль стен часто располагались трех- или пятикомнатные квартиры. [33] Эти комнаты были простыми, что указывало на то, что они представляли собой не более чем места для сна. [9] Во дворцах часто был второй этаж, на котором располагались официальные залы для собраний и официальные апартаменты. [33]
Внешний вид крепости вводил в заблуждение. Таким образом, в Каср Харане , похоже, были бойницы , но они были чисто декоративными. [34] План крепости был заимствован из римских фортов, построенных в Сирии, а строительство в основном следовало более ранним сирийским методам с некоторыми византийскими и месопотамскими элементами. Бани произошли от римских моделей, но имели меньшие по размеру отапливаемые помещения и большие богато украшенные помещения, которые, предположительно, использовались для развлечений. [33] Во дворцах были напольные мозаики, а на стенах были фрески или картины, дизайн которых демонстрирует как восточное, так и западное влияние. Одна фреска в бане Кусайра Амры изображает шесть царей. Надписи ниже на арабском и греческом языках идентифицируют первых четырех как правителей Византии, Испании (в то время вестготов), Персии и Абиссинии. [35] Лепные скульптуры иногда украшали дворцовые постройки. [36]
Каср аль-Хайр аль-Шарки находится примерно в 100 километрах (62 миль) к северо-востоку от Пальмиры , на главной дороге из Алеппо в Ирак. Большой загон размером 7 на 4 километра (4,3 на 2,5 мили), предположительно, использовался для содержания домашних животных. [37] В обнесенной стеной медине , или городе, находились мечеть, пресс для оливкового масла и шесть больших домов. Рядом была баня и несколько домиков попроще. Согласно надписи, датированной 728 годом, халиф предоставил значительные средства на его развитие. [37] Поселение имеет средиземноморский дизайн поздней античности, но вскоре было изменено. было Изначально в медине четыре ворот, по одному в каждой стене, но вскоре трое были замурованы. Основная планировка была формальной, но здания часто не соответствовали плану. [37] Большинство пустынных дворцов были заброшены после падения власти Омейядов и остались в виде руин. [9]
Яркие примеры
[ редактировать ]Иордания
[ редактировать ]- Каср Амра
- Каср аль-Халабат
- Каср аль-Муваккар
- Каср аль-Кастал
- Каср Хаммам в роли Сары
- Каср Джебель-аль-Кала , Амман
- Каср Харана
- Замок Мшатта
- Каср Туба
Сирия
[ редактировать ]- Мечеть Аль-Омари , Босра
- Великая мечеть Хамы
- Мечеть Мабрак ан-Нака , Босра
- Каср аль-Хайр аль-Гарби
- Каср аль-Хайр аль-Шарки
- Мечеть Омейядов , Дамаск
Палестина и Израиль
[ редактировать ]- Мечеть Аль-Акса
- Аль-Синнабра
- Купол Скалы , Иерусалим
- Купол Цепи , Иерусалим
- Хирбат аль-Мафжар
- Хирбат аль-Минья
- Белая мечеть , Рамла
Алжир
[ редактировать ]Ливан
[ редактировать ]- Город Анджар , Ливан.
Саудовская Аравия
[ редактировать ]Тунис
[ редактировать ]- Великая мечеть Кайруана или мечеть Укбы
Галерея
[ редактировать ]- Купол Цепи (Куббет ас-Сильсилла) на Храмовой горе в Иерусалиме, значительно отреставрированная версия сооружения, впервые построенная в 691 году.
- Мечеть Аль-Омари после ремонта
- Мечеть в Каср аль-Халлабате
- Каср аль-Хайр аль-Гарби , замок, построенный халифом Хишамом ибн Абд аль-Маликом в 727 году в византийском стиле.
- Каср Харана в Иордании
- Двор Каср Хараны
- Каср аль-Хайр аль-Шарки в сирийской пустыне
- Каср Амра в Иордании, с юга
- Руины города Анджар, Ливан.
- Деталь фасада Мшатты
- Центральный свод бани Ас Сара Каср Хаммам
- Руины Хирбат аль-Минья в Галилее
- Украшение из Хирбат аль-Минья
- Омейяд Каср, Амман, Иордания
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура (III. 661–ок. 750)». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN 1873-9830 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 24.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Хоутинг 2002 , с. 30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Цитрин-Сильверман 2009 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Петерсен 1996 , с. 295.
- ^ Талгам 2004 , стр. 48 и далее.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсен 1996 , с. 296.
- ^ Петерсен 1996 , стр. 295–296.
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура (III. 661–ок. 750)». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Али 1999 , с. 35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Иерусалим". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Альдосари 2006 , с. 217.
- ^ Петерсен 1996 , с. 295-296.
- ^ Графман и Розен-Аялон 1999 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цитрин-Сильверман 2009 , с. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 705.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 23.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 25.
- ^ Али 1999 , с. 36.
- ^ Бернс 2009 , стр. 102.
- ^ Розенвейн 2014 , с. 56 .
- ^ Кляйнер 2013 , с. 264 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Дамаск». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 26.
- ^ Наводнение 1997 года .
- ^ Мерфи-О'Коннор 2008 , с. 447.
- ^ Петерсен 1996 , с. 245.
- ^ Архитектура света: Искусство ислама в Алжире . Музей без границ. 2017. с. 58. ИСБН 978-3-902782-22-9 .
- ^ Лафер, Али. «Сиди Укба (мечеть, минарет и гробница)» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Кантара – мавзолей и мечеть Сайиди (Сиди) Укбы » www.qantara-med.org . Получено 1 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 41.
- ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 39.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 706-707.
- ^ Петерсен 1996 , с. 297.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 37.
Источники
[ редактировать ]- Альдосари, Али (2006). Ближний Восток, Западная Азия и Северная Африка . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-7571-2 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Али, Видждан (1999). Вклад арабов в исламское искусство: с седьмого по пятнадцатый века . Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-424-476-6 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Бернс, Росс (2009) [1992]. Памятники Сирии: Путеводитель . ИБ Таурис. ISBN 9781845119478 .
- Цитрин-Сильверман, Катя (31 октября 2009 г.). «Мечеть Омейядов в Тверии» . Мукарнас . БРИЛЛ. п. 49. ИСБН 978-90-04-17589-1 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Эндерляйн, Фолькмар (2011). «Сирия и Палестина: Халифат Омейядов». В Хаттштайне, Маркус; Делиус, Питер (ред.). Ислам: искусство и архитектура . ХФ Ульманн. стр. 58–87. ISBN 9783848003808 .
- Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300088670 .
- Наводнение, Финбарр Бэрри (1997). «Пережитки Омейядов и возрождение мамлюков: архитектура Калавунидов и Великая мечеть Дамаска». Мукарнас . 14 . Бостон: Брилл: 57–79. дои : 10.2307/1523236 . JSTOR 1523236 .
- Графман, Рафи; Розен-Аялон, Мириам (1999). «Две великие сирийские мечети Омейядов: Иерусалим и Дамаск». Мукарнас . 16 . Бостон: Брилл: 1–15. дои : 10.2307/1523262 . JSTOR 1523262 .
- Хоутинг, Дж. Р. (4 января 2002 г.). Первая династия ислама: халифат Омейядов, 661-750 гг. н.э. Рутледж . п. 30. ISBN 978-0-203-13700-0 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Холт, Питер Малкольм; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (21 апреля 1977 г.). Кембриджская история ислама . Том. 2. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-29138-5 . Проверено 17 марта 2013 г.
- Кляйнер, Фред (2013). Искусство Гарднера сквозь века, Vol. Я. Cengage Обучение. ISBN 9781111786441 .
- Мерфи-О'Коннор, Джером (2008). Святая Земля: Оксфордский археологический справочник с древнейших времен до 1700 года (5-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199236664 .
- Петерсен, Эндрю (1996). Словарь исламской архитектуры . Рутледж. ISBN 978-0-203-20387-3 . Проверено 16 марта 2013 г.
- Розенвейн, Барбара Х. (2014). Краткая история средних веков . Университет Торонто Пресс. ISBN 9781442606142 .
- Талгам, Рина (2004). Стилистическое происхождение скульптуры и архитектурного декора Омейядов . Том. 1. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-04738-8 . Проверено 13 июля 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]