Jump to content

Омейядская архитектура

Омейядская архитектура
Вверху: Купол Скалы (688–692); В центре: Великая мечеть Дамаска (705–715 гг.); Внизу: Каср аль-Харана (7-8 века).
Годы активности 661–750 гг. н.э.

Архитектура Омейядов развивалась в Халифате Омейядов между 661 и 750 годами, в основном в его сердце Сирии и Палестины . Он во многом опирался на архитектуру более старых цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья, включая Сасанидскую империю и Византийскую империю , но привнес инновации в декор и форму. [1] [2] Под патронажем Омейядов исламская архитектура начала созревать и приобретать собственные традиции, такие как появление михрабов в мечетях, тенденция к аниконизму в отделке, а также большее ощущение масштаба и монументальности по сравнению с предыдущими исламскими зданиями. [1] [3] [4] Наиболее важные образцы архитектуры Омейядов сосредоточены в столице Дамаске и регионе Великой Сирии , включая Купол Скалы , Великую мечеть Дамаска и светские здания, такие как дворец Мшатта и Кусайр Амра . [1] [2]

Историческая справка

[ редактировать ]
Империя Омейядов в ее наибольшем масштабе

Халифат Омейядов был основан в 661 году после того, как Али , зять Мухаммеда , был убит в Куфе . Муавия I , правитель Сирии, стал первым халифом Омейядов . [5] Омейяды сделали Дамаск своей столицей. [6] При Омейядах Арабская империя продолжала расширяться, в конечном итоге распространившись на Среднюю Азию и границы Индии на востоке, Йемена на юге, атлантическое побережье нынешнего Марокко и Пиренейский полуостров на западе. [7] Омейяды строили новые города, часто неукрепленные военные лагеря, которые служили базами для дальнейших завоеваний. Васит в современном Ираке был самым важным из них и включал квадратную пятничную мечеть с гипостильной крышей. [7]

Империя была терпима к существующим обычаям на завоеванных землях, вызывая недовольство среди тех, кто стремился к более теократическому государству. началась революция . В 747 году в Хорасане , на востоке, [7] К 750 году Омейяды были свергнуты Аббасидами , которые перенесли столицу в Месопотамию . Ветвь династии Омейядов продолжала править Иберией до 1051 года. [7]

Характеристики

[ редактировать ]
Часть фасада Каср Мшатта в Иордании, сейчас хранится в Пергамском музее в Берлине.

Омейяды переняли методы строительства византийской и сасанидской архитектуры . [8] Повторное использование элементов классического римского и византийского искусства было особенно очевидным, поскольку политическая власть и покровительство были сосредоточены в Сирии, ранее входившей в состав Византийской (Восточно-Римской) империи . [1] Почти все сохранившиеся памятники периода Омейядов находятся в Сирии и Палестине. [7] Они также часто повторно использовали существующие здания. Были некоторые новшества в отделке и типах построек. [7] Значительное количество экспериментов произошло, когда покровители Омейядов нанимали мастеров со всей империи, а архитекторам разрешалось или даже поощрялось смешивать элементы разных художественных традиций и игнорировать традиционные условности и ограничения. [1]

Большинство зданий в Сирии были построены из высококачественной тесаной кладки с использованием крупных плотно соединенных блоков, иногда с резьбой на фасаде. Каменные цилиндрические своды использовались только для покрытия небольших пролетов. Деревянные крыши использовались для больших пролетов, а древесину в Сирии привозили из лесов Ливана . Эти крыши обычно имели пологий скат и опирались на деревянные фермы. Деревянные купола были построены для мечети Аль-Акса и Купола Скалы в Иерусалиме . [9] В Месопотамии из-за отсутствия камня использовались обожженный кирпич и сырцовый кирпич. Там, где в Сирии использовался кирпич, работа была выполнена в более изысканном месопотамском стиле, а не в более грубом византийском стиле. [9]

Архитектура Омейядов отличается масштабами и разнообразием декора, включая мозаику, настенную роспись, скульптуру и резные рельефы с исламскими мотивами. [9] Омейяды использовали местных рабочих и архитекторов. Некоторые из их построек невозможно отличить от построек предыдущего режима. Однако во многих случаях восточные и западные элементы были объединены, чтобы создать особый новый исламский стиль. Например, стены Каср Мшатты построены из тесаного камня на сирийский манер, своды имеют месопотамский дизайн, а коптские и византийские элементы. в декоративной резьбе присутствуют [9] В то время как фигуральные сцены особенно присутствовали в таких памятниках, как Кусайр Амра , бесфигурные украшения и более абстрактные сцены стали очень популярными, особенно в религиозной архитектуре. [10] [11] Подковообразная арка появляется впервые в архитектуре Омейядов, а затем приобрела свою наиболее совершенную форму в Аль-Андалусе . [12]

Купол Скалы

[ редактировать ]
Интерьер Купола Скалы, Иерусалим.

Святилище Купола Скалы , стоящее на Харам аш-Шарифе (Храмовой горе) в Иерусалиме, является старейшим сохранившимся крупным исламским зданием. [7] [13] Это также исключительный памятник в контексте Омейядов и более широкой исламской архитектуры как по форме, так и по функциям. [2] Это была не мечеть, а скорее святыня или памятный памятник, вероятно, построенный в честь древних религиозных ассоциаций с этим местом, таких как сотворение Адама и жертвоприношение Авраама . Со временем оно приобрело дополнительные уровни значения и чаще всего стало ассоциироваться с « Ночным путешествием » Мухаммеда. Он также был построен как визуальный символ исламского господства, и его высокий купол, вероятно, был спроектирован так, чтобы конкурировать за известность с куполом близлежащей христианской церкви Гроба Господня . [2] [13]

Здание построено по образцу византийского мартириума . [2] [13] Он состоит из восьмиугольной конструкции, внутри которой находится еще один восьмиугольник, образованный опорами и колоннами, и, наконец, внутреннее круглое кольцо опор и колонн в центре. [13] Хотя внешний вид здания теперь покрыт османской плиткой 16-го века , как снаружи, так и внутри изначально была украшена роскошная мозаика, а внутренняя мозаика в основном сохранилась и сегодня. [2] [13] Мозаики полностью аниконичны , и эта характеристика сохранится и в более поздних исламских украшениях . [2] Образы состоят из растительных мотивов и других объектов, таких как вазы и чаши. [13] Здание также было украшено длинными надписями, содержащими коранические надписи, выбранные для того, чтобы подчеркнуть превосходство ислама над предшествующими авраамическими религиями . [13]

Общее развитие

[ редактировать ]

Самые ранние мечети часто были временными. В Ираке они произошли от квадратных молитвенных ограждений. [7] Руины двух больших мечетей Омейядов были найдены в Самарре , Ирак. Один имеет размеры 240 на 156 футов (73 на 48 м), а другой — 213 на 135 метров (699 на 443 фута). Оба имели гипостильный дизайн с крышами, поддерживаемыми искусно спроектированными колоннами. [14]

В Сирии Омейяды сохранили общую концепцию двора, окруженного портиками, с более глубоким святилищем, разработанную в Медине. Вместо того, чтобы сделать святилище гипостильным залом, как это было сделано в Ираке, они разделили его на три нефа. Возможно, это было заимствовано из церковной архитектуры, хотя все проходы были одинаковой ширины. [3] В Сирии церкви превратили в мечети, заблокировав западную дверь и сделав входы в северной стене. Направление молитвы было на юг, в сторону Мекки, поэтому длинная ось здания находилась под прямым углом к ​​направлению молитвы. [15]

Омейяды ввели трансепт , который разделил молитвенную комнату по ее более короткой оси. [3] Они также добавили михраб в дизайн мечети. [3] в Мечеть Пророка Медине , построенная аль-Валидом. У меня был первый михраб, ниша на стене киблы, которая, по-видимому, представляла собой место, где Пророк стоял во время молитвы. Это почти сразу стало стандартной чертой всех мечетей. [3] Минбар . также начал появляться в мечетях в городах или административных центрах — троноподобное сооружение, имеющее скорее царственный, чем религиозный подтекст [3]

Великая мечеть Дамаска

[ редактировать ]

Великая мечеть Дамаска была построена халифом аль-Валидом I около 706–715 годов. [6] Некоторые ученые утверждают, что первая омейядская версия мечети аль-Акса в Иерусалиме, начатая Абд аль-Маликом (отцом аль-Валида) и теперь замененная более поздними постройками, имела планировку, очень похожую на нынешнюю мечеть Омейядов в Дамаске и что оно, вероятно, послужило образцом для последнего. [16] [17] Планировка практически не изменилась, сохранилась часть декора. Великая мечеть была построена на территории римского теменоса первого века. [6] Внешние стены более раннего здания, когда-то храма Юпитера, а затем церкви, были сохранены, хотя южные входы были замурованы, а в северной стене сделаны новые входы. Интерьер был полностью перестроен. [18]

Мечеть Дамаска имеет прямоугольную форму, 157,5 на 100 метров (517 на 328 футов), с крытой площадью 136 на 37 метров (446 на 121 фут) и двором 122,5 на 50 метров (402 на 164 фута), окруженным портиком. [6] Молитвенный зал имеет три прохода, параллельных стене киблы , что является обычным явлением в мечетях Омейядов в Сирии. [6] Суд занимает небольшое восьмиугольное здание на колоннах. Это была сокровищница мусульман, возможно, лишь символическая, которая традиционно хранилась в главной мечети города. [19] Мечеть была богато украшена мозаикой и мрамором . Нижние стены покрывала богатая композиция из мраморных панелей, хотя сегодня возле восточных ворот сохранились лишь незначительные образцы оригинального мрамора. [20] Мраморные оконные решетки в большой мечети, рассеивающие свет, выполнены в виде переплетающихся кругов и квадратов, предшественников стиля арабески , который стал характерным для исламского декора. [21]

Часть западной стены двора со значительными остатками оригинальной мозаики эпохи Омейядов, изображающей пейзажи и здания. [20] [22]

Обширные части стен мечети были украшены мозаикой, от которой сохранились некоторые оригинальные фрагменты, в том числе изображающие дома, дворцы и речную долину Дамаска. [18] Сообщается, что для их создания были привлечены византийские мастера, а их изображения отражают позднеримский стиль. [23] [24] [25] Они отражали широкое разнообразие художественных стилей, используемых мозаичистами и художниками с I века нашей эры, но совместное использование всех этих разных стилей в одном месте было новаторским для того времени. [26] Подобно Куполу Скалы, построенному ранее Абд аль-Маликом, растительность и растения были наиболее распространенным мотивом, но в мечети Дамаска они более натуралистичны. [26] Помимо крупных пейзажных изображений, -то проходил мозаичный фриз с замысловатым мотивом виноградной лозы (называемый исторических источниках кармой ). в арабских по стенам молитвенного зала, над уровнем михраба , когда [27] Единственное заметное упущение — отсутствие фигур людей и животных, что, вероятно, было новым ограничением, наложенным мусульманским покровителем. [26] Ученые уже давно спорят о значении мозаичных изображений. Некоторые исторические мусульманские писатели и некоторые современные ученые интерпретировали их как изображение всех городов известного мира (или в пределах Халифата Омейядов в то время), в то время как другие ученые интерпретировали их как изображение Рая . [26]

Другие мечети

[ редактировать ]

Великая мечеть Дамаска послужила образцом для более поздних мечетей. [7] Подобные макеты, в уменьшенном виде, были найдены в мечети, раскопанной в Тверии , на Галилейском море , и в мечети во дворце Хирбат аль-Минья . [6] План Белой мечети в Рамле отличается формой, а молитвенный зал разделен всего на два нефа. [а] Это можно объяснить строительством подземных цистерн в период Аббасидов, что привело к сужению первоначальной структуры. [17]

Мечеть Сиди Окба близ Бискры (современный Алжир ) принадлежит к большому комплексу, построенному вокруг могилы правителя Ифрикии « Укбы ибн Нафи » (ум. 683). Эта мечеть является одной из старейших в Северной Африке , хотя в более поздние периоды она была значительно видоизменена. [30] Его гипостильная планировка напоминает ранние мечети Медины: семь нефов идут параллельно стене киблы. Этот тип поперечной конфигурации нефов напоминает мечети Омейядов или ранней Медины. [31] [32]

Дворцы пустыни

[ редактировать ]
Мозаика в зале для приемов бани дворца Хишама , Палестина.

Омейяды известны своими дворцами в пустыне, некоторые из которых были новыми, а некоторые были переоборудованы из более ранних фортов. Самый крупный — Каср аль-Хайр аль-Шарки . Дворцы символически защищались стенами, башнями и воротами. В некоторых случаях на внешних стенах были декоративные фризы. [9] Во дворцах будут баня, мечеть и главный замок. Вход в замок обычно был тщательно продуман. В башнях вдоль стен часто располагались трех- или пятикомнатные квартиры. [33] Эти комнаты были простыми, что указывало на то, что они представляли собой не более чем места для сна. [9] Во дворцах часто был второй этаж, на котором располагались официальные залы для собраний и официальные апартаменты. [33]

Внешний вид крепости вводил в заблуждение. Таким образом, в Каср Харане , похоже, были бойницы , но они были чисто декоративными. [34] План крепости был заимствован из римских фортов, построенных в Сирии, а строительство в основном следовало более ранним сирийским методам с некоторыми византийскими и месопотамскими элементами. Бани произошли от римских моделей, но имели меньшие по размеру отапливаемые помещения и большие богато украшенные помещения, которые, предположительно, использовались для развлечений. [33] Во дворцах были напольные мозаики, а на стенах были фрески или картины, дизайн которых демонстрирует как восточное, так и западное влияние. Одна фреска в бане Кусайра Амры изображает шесть царей. Надписи ниже на арабском и греческом языках идентифицируют первых четырех как правителей Византии, Испании (в то время вестготов), Персии и Абиссинии. [35] Лепные скульптуры иногда украшали дворцовые постройки. [36]

Каср аль-Хайр аль-Шарки находится примерно в 100 километрах (62 миль) к северо-востоку от Пальмиры , на главной дороге из Алеппо в Ирак. Большой загон размером 7 на 4 километра (4,3 на 2,5 мили), предположительно, использовался для содержания домашних животных. [37] В обнесенной стеной медине , или городе, находились мечеть, пресс для оливкового масла и шесть больших домов. Рядом была баня и несколько домиков попроще. Согласно надписи, датированной 728 годом, халиф предоставил значительные средства на его развитие. [37] Поселение имеет средиземноморский дизайн поздней античности, но вскоре было изменено. было Изначально в медине четыре ворот, по одному в каждой стене, но вскоре трое были замурованы. Основная планировка была формальной, но здания часто не соответствовали плану. [37] Большинство пустынных дворцов были заброшены после падения власти Омейядов и остались в виде руин. [9]

Яркие примеры

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. За исключением следов плана этажа, от первоначальной постройки Омейядов Белой мечети до наших дней почти ничего не сохранилось. [28] [29]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура (III. 661–ок. 750)». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Табба, Ясир (2007). "Архитектура" Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три Брилл. ISSN   1873-9830 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 24.
  4. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Михраб». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  5. ^ Хоутинг 2002 , с. 30.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Цитрин-Сильверман 2009 , с. 49.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Петерсен 1996 , с. 295.
  8. ^ Талгам 2004 , стр. 48 и далее.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Петерсен 1996 , с. 296.
  10. ^ Петерсен 1996 , стр. 295–296.
  11. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура (III. 661–ок. 750)». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  12. ^ Али 1999 , с. 35.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). "Иерусалим". Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  14. ^ Альдосари 2006 , с. 217.
  15. ^ Петерсен 1996 , с. 295-296.
  16. ^ Графман и Розен-Аялон 1999 , стр. 8–9.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Цитрин-Сильверман 2009 , с. 51.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 705.
  19. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 23.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 25.
  21. ^ Али 1999 , с. 36.
  22. ^ Бернс 2009 , стр. 102.
  23. ^ Розенвейн 2014 , с. 56 .
  24. ^ Кляйнер 2013 , с. 264 .
  25. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Дамаск». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 26.
  27. ^ Наводнение 1997 года .
  28. ^ Мерфи-О'Коннор 2008 , с. 447.
  29. ^ Петерсен 1996 , с. 245.
  30. ^ Архитектура света: Искусство ислама в Алжире . Музей без границ. 2017. с. 58. ИСБН  978-3-902782-22-9 .
  31. ^ Лафер, Али. «Сиди Укба (мечеть, минарет и гробница)» . Откройте для себя исламское искусство, Музей без границ . Проверено 19 марта 2022 г.
  32. ^ «Кантара – мавзолей и мечеть Сайиди (Сиди) Укбы » www.qantara-med.org . Получено 1 марта 2022 г.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 41.
  34. ^ Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 39.
  35. ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1977 , с. 706-707.
  36. ^ Петерсен 1996 , с. 297.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина 2001 , с. 37.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6606958162dbc554115b6cef870b6f0b__1718074980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/0b/6606958162dbc554115b6cef870b6f0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Umayyad architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)