Исламское стекло


Исламское стекло — это стекло, изготовленное в исламском мире , особенно в период до 19 века. Он основывался на доисламских культурах Ближнего Востока , особенно на древнеегипетском, персидском и римском стекле , и разработал отдельные стили, характеризующиеся внедрением новых техник и переосмыслением старых традиций. [1] К концу средневековья он попал под европейское влияние , а импорт венецианского стекла был зарегистрирован в конце 15 века. [2]
Он редко имеет религиозное содержание, кроме надписей, хотя лампа мечети в основном использовалась в религиозном контексте для освещения мечетей , но в ней используются декоративные стили исламского искусства того же времени и места. Создатели не обязательно сами были мусульманами.
Хотя большая часть стекла была простой и, по-видимому, дешевой, изделия тонкой формы и декора были дорогими изделиями и часто богато декорировались с использованием нескольких различных техник. [3] Мухаммед не одобрял использование посуды и сосудов для питья из драгоценных металлов, которое оставалось обычным для христианской элиты в Европе и Византийской империи . Исламская керамика и стекло выиграли от этого, развивая роскошные стили в отсутствие такой большой конкуренции со стороны посуды из других материалов, хотя некоторая исламская керамика достигла стандартов, необходимых для придворных развлечений.
Наиболее важными центрами были Персия, Египет , Месопотамия и Сирия на протяжении большей части периода , а позже к ним присоединились Турция и Индия.
Римское и сасанидское влияние
[ редактировать ]Исламское стекло не начало приобретать узнаваемое выражение до конца 8-го или начала 9-го века нашей эры, несмотря на то, что ислам распространился по Ближнему Востоку и Северной Африке в середине 7-го века нашей эры. [4] Несмотря на огромные религиозные и социально-политические изменения в регионе, это событие, похоже, не оказало радикального влияния на повседневную работу ремесленных производств и не вызвало «обширных разрушений или долгосрочных нарушений». [5] Византийская стекольная промышленность ( Левант и Египет) и сасанидская (Персия и Месопотамия) стекольная промышленность продолжалась почти так же, как и на протяжении веков, и стекло, по-видимому, все еще экспортировалось в Византийскую империю из традиционных центров, теперь находящихся под исламским контролем. [6] После объединения всего региона взаимодействие идей и методов облегчилось, что позволило объединить эти две отдельные традиции с новыми идеями, что в конечном итоге привело к созданию исламской стекольной промышленности. [4]
Римские традиции изготовления стекла, важные в исламский период, включают использование стеклянных дорожек в качестве украшения поверхности, а стилистические методы, заимствованные из Сасанидской империи, включают различные стили резки стекла. Возможно, это произошло из давних традиций резьбы по твердому камню в Персии и Месопотамии. [7] [8] Что касается технологии производства стекла, резервуарные печи, используемые в Леванте для производства плит необработанного стекла на экспорт в классический период, использовались в ранний исламский период в том же регионе до 10 или 11 веков нашей эры. [9] [10]
Технологические изменения
[ редактировать ]
В течение первых веков исламского правления стеклодувы в Восточном Средиземноморье продолжали использовать римский рецепт, состоящий из богатого кальцием песка (обеспечивающего кремнезем и известь) и минерального натрона (компонент соды) из Вади-эль-Натруна в Египте. исламского стекла на основе натрона находили в Леванте вплоть до конца 9 века нашей эры. [11] Большая часть римского стекла, очевидно, начиналась с огромных плит, изготовленных в Леванте, а затем отправлявшихся в Европу для разбивания и обработки. Археологические данные показали, что использование натрона прекратилось, а растительная зола стала источником соды для всего исламского стекла в последующие столетия. [12] [13] [14] [15] Причины этого технологического перехода остаются неясными, хотя предполагалось, что гражданские волнения в Египте в начале 9 века нашей эры привели к прекращению поставок натрона, что вынудило исламских производителей стекла искать альтернативные источники соды. [16]
Свидетельства экспериментов с основным рецептом стекла в Бет Шеариме (современный Израиль ) в начале 9 века нашей эры еще раз подтверждают этот аргумент. Стеклянная плита, изготовленная из формы резервуара с этого участка, содержала избыточное количество извести и могла быть результатом смешивания песка с растительной золой. [17] Хотя необработанное стекло было бы непригодным для использования из-за его состава, это позволяет предположить, что в это время исламские стеклодувы в Леванте сочетали аспекты сасанидских и римских традиций, пытаясь решить проблему, созданную отсутствием доступа к минеральному натрону. . Использование золы растений, особенно галофитных (солелюбивых) растений, которых в силу климата на Ближнем Востоке было много, [18] был хорошо известен в Персии и Месопотамии. Несомненно, производителям стекла на Ближнем Востоке не понадобится много времени , чтобы исправить свои производственные ошибки и начать использовать рецепт на основе растительной золы, используемый дальше на востоке.
Раннее исламское стекло: середина 7-го - конец 12-го века нашей эры.
[ редактировать ]
Стекольную промышленность в раннеисламский период можно изначально охарактеризовать как продолжение более старых традиций, совпадающих с халифатом Омейядов , первой исламской династией (Израиль 2003, 319). После возникновения халифата Аббасидов в 750 году нашей эры столица исламского мира была перенесена из Дамаска в Леванте в Багдад в Месопотамии. Это привело к культурному отходу от влияния классических традиций и позволило развить «исламское» выражение. [19]
Производство стекла в этот период сконцентрировано в трех основных регионах исламского мира. Во-первых, Восточное Средиземноморье, как и на протяжении веков, оставалось центром производства стекла. Раскопки в Калат-Семане на севере Сирии . [12] Тир в Ливане , [20] Бет Шеарим и Бет Элиэзер в Израиле , [10] и в Фустате (Старый Каир ) в Египте. [21] все они продемонстрировали доказательства производства стекла, включая многочисленные сосуды, необработанное стекло и связанные с ними печи. В Персии , бывшем Сасанидском регионе, археологическая деятельность обнаружила ряд мест с крупными месторождениями раннеисламского стекла, включая Нишапур , Сираф и Сузы . [22] Многочисленные печи позволяют предположить, что Нишапур был важным производственным центром, а обнаружение местного типа стекла в Сирафе предполагает то же самое и для этого места. [23]

В Месопотамии в ходе раскопок в Самарре, временной столице Аббасидского халифата в середине IX века нашей эры, был произведен широкий ассортимент стеклянных сосудов, а в ходе работ в Аль-Мадаине (бывший Ктесифон ) и Ракке (на реке Евфрат в современная Сирия) предоставляют доказательства производства стекла в регионе. [24] [25] Однако однозначно определить место изготовления изделия без наличия отходов (кусков, разбитых и выброшенных в процессе изготовления), свидетельствующих о том, что это место было местом изготовления стекла, сложно. Более того, во времена халифата Аббасидов производители стекла и их продукция перемещались по всей империи, что привело к рассредоточению стеклянной посуды и «универсальности стиля», что еще больше затрудняет определение места рождения изделия. Поскольку империя Сельджуков возникла в результате завоевания сельджукскими генералами земель под флагом Аббасидов лишь номинально, вполне вероятно, что технология, стиль и торговля стеклом могли продолжаться при Сельджуках так же, как и при Аббасидах. [26] Несмотря на растущие способности и стиль исламских производителей стекла в это время, лишь немногие изделия были подписаны или датированы, что, к сожалению, затрудняло определение места происхождения изделия. Стеклянные изделия обычно датируются путем стилистического сравнения с другими предметами той эпохи. [27]

Большинство декоративных традиций, использовавшихся в раннеисламский период, касались манипуляций с самим стеклом и включали нанесение следов, резьбу и выдувание форм. [19] Как упоминалось ранее, резьба по стеклу и аппликация являются продолжением старых техник, первая из которых связана с сасанидским производством стекла, а вторая - с римскими традициями. При рельефной резке, специализированной форме резьбы по стеклу, чаще всего используемой на бесцветном и прозрачном стекле, «область, окружающая декоративные элементы, вырезалась до земли, оставляя первую рельефной». [28]
В отличие от рельефной резки, нанесения стежков или протягивания резьбы допускается декорирование горячим стеклом. [29] Стеклодув манипулировал расплавленным стеклом, пока оно еще было податливым, и создавал узоры, ручки или фланцы. Хотя огранка достигла пика своей популярности в 9–11 веках нашей эры, [30] плетение нитей стало более широко использоваться в XI–XII веках, когда сельджукские стеклодувы считались вершиной своего мастерства. [31]
Выдувание форм, основанное на римских традициях I века нашей эры, является еще одной специализированной техникой, которая в этот период широко распространилась по всему исламскому средиземноморскому миру. Археологически известны два различных типа форм; форма, состоящая из двух частей, состоящая из отдельных половин, и форма для погружения, при которой вязкое стекло полностью помещается внутри одной формы. [32] Формы часто изготавливались из бронзы. [33] хотя есть примеры того, что некоторые из них являются керамическими. [34] Формы также часто имели резной узор; готовое изделие примет форму и стиль формы (Карбони и Адамджи, 2002). Благодаря этим достижениям в технологии изготовления стекла ремесленники начали стилизовать и упрощать свои изделия, подчеркивая дизайны «без переднего плана и фона» и «простые, но красивые сосуды». [29]
Последней декоративной технологией, которая является ярким признаком раннего исламского периода, является использование расписных блестящих украшений. Хотя некоторые учёные считают это чисто исламским изобретением, зародившимся в Фустате , [35] другие относят происхождение блестящих украшений к римскому и коптскому Египту в течение столетий, предшествовавших возникновению ислама . Витражи для сосудов медными и серебряными пигментами были известны примерно с III века нашей эры. [36] хотя настоящая технология блеска, вероятно, возникла где-то между 4 и 8 веками нашей эры. [37] [38] Глянцевая роспись по стеклу предполагает нанесение медных и серебряных пигментов с последующим специальным обжигом, обеспечивающим ионный обмен Ag+ и Cu+ со стеклом, в результате чего металлический блеск полностью связывается с сосудом. [39] Независимо от своего происхождения, люстровый декор был ключевой технологией в производстве стекла, которая продолжала развиваться на протяжении всего раннеисламского периода и распространялась не только географически, но и на другие отрасли промышленности в виде глазурованной керамики. [36]
- Блюдо VIII-IX веков с глянцевой краской, ширина 25,1 см (9,8 дюйма).
- Чаша 9-го века, миллефиори , ширина 5 5/8 дюйма (14,3 см).
- Стакан 9 века, Нишапур
- Фляга узорчатая, X или XI век, высота 19,8 см.
- Кувшин XI или XII века, выдувной, украшенный следами и обработанный, высота 18,2 см.
Среднеисламское стекло: конец 12 - конец 14 века нашей эры.
[ редактировать ]
Это «золотой век» исламского стеклоделия. [40] несмотря на капризный характер исламского мира. Персия и Месопотамия (вместе с некоторыми частями Сирии на некоторое время) перешли под контроль турок -сельджуков , а затем и монголов, в то время как в Восточном Средиземноморье Айюбидов и Мамлюков господствовали династии . Кроме того, в этот период европейцы вторглись на Ближний Восток из-за крестовых походов . [40] [41] Стекольное производство в Персии и Месопотамии, казалось бы, прекратило свое существование, и о причинах этого мало что известно. [40] Однако в более раннюю часть этого периода есть свидетельства существования производства стекла в Центральной Азии , например, в Куве в современном Узбекистане . [42] Эта традиция, предположительно, закончилась с монгольским нашествием в середине 13 века, которое разрушило другие памятники региона. [43]
Стекольные регионы Сирии и Египта продолжали свою промышленность. Речь идет о материалах, добытых и произведенных на таких объектах, как Самсат на юге Турции. [44] Алеппо и Дамаск в Сирии, [45] Хеврон в Леванте, [46] и Каир [47] [48] что этот период называют «золотым веком» исламского стекла. Для среднеисламского периода характерно совершенствование разнообразных полихромных декоративных традиций, важнейшими из которых являются чеканка, эмаль и золочение , тогда как рельефная резьба и люстровая роспись, по-видимому, вышли из моды. [49]
Марверинг предполагает нанесение непрерывного слоя непрозрачного стекла (различных цветов, например белого, красного, желтого или бледно-голубого) вокруг тела стеклянного предмета. Затем этим следом можно манипулировать, потянув за него, создавая характерный «волнистый» узор. Затем объект катили по камню (камню или железной плите), чтобы оставить след в самом стеклянном сосуде. [50] Эта техника, используемая на различных стеклянных предметах, от чаш и бутылок до шахматных фигур, была введена примерно в конце 12 века нашей эры. [50] но на самом деле это возрождение гораздо более древней традиции обработки стекла, берущей свое начало в позднем бронзовом веке в Египте. [51]

Позолота в этот период заключалась в нанесении небольшого количества золота в суспензии на стеклянный корпус с последующим обжигом при низкой температуре для сплавления двух материалов и было заимствовано из византийских традиций. [52] Учитывая, что золочение отдельных цветных эмалей имеет различный химический состав, мамлюкскими стеклоделами был разработан процесс обжига каждого цвета отдельно. Признавая, что постоянный обжиг и добавление эмалей разных цветов может привести к потере формы исходной формы. Они обнаружили, что при снижении температуры и использовании более богатых свинцовыми эмалями он смог приклеиться за один обжиг.
[53] Эту технику часто сочетали с эмалированием, нанесением матового стекла с красителем на традиционные и новые формы сосудов, и она представляет собой вершину исламского стеклоделия. [54] Эмалированное стекло , возрождение старых технологий, впервые стало практиковаться в исламском мире в Ракке (Сирия) в конце 12 века, но также распространилось и в Каире во время мамлюков . правления [47]
[55] Изучение различных эмалированных сосудов, в том числе мензурок и ламп в мечетях , позволяет предположить, что существуют две тонкие, но различные практики обжига, возможно, представляющие два разных производственных центра или традиции обработки стекла. [56] Из-за высокого спроса эмалированное стекло в этот период экспортировалось по всему исламскому миру, Европе и Китаю. [57] Эмалирование стекла в конечном итоге прекратилось в Сирии и Египте из-за различных монгольских вторжений с 13 по 15 века нашей эры. [58]
Особенностью стекла среднеисламского периода является усиление взаимодействия между Ближним Востоком и Европой. Крестовые походы позволили европейцам открыть исламские позолоченные и эмалированные сосуды. «Кубок восьми принцев», привезенный во Францию из Леванта, является одним из самых ранних примеров этой техники. [57] Кроме того, большое количество сырой растительной золы экспортировалось исключительно в Венецию , питая стекольную промышленность этого города. [59] Именно в Венеции эмалирование возродилось после его упадка в исламском мире. [56]
- Кубок с игроками в поло , Сирия, 1250-1300 гг., с золотом и эмалью, найден в Италии.
- Фляга с накладным декором и бирюзовыми шлейфами, Персия, XII или начало XIII века.
- Эмалированная и позолоченная бутылка высотой 17 1/8 дюйма (43,5 см), Египет или Сирия, конец 13 века.
- Уникальная чаша с двойными стенками и чеканкой, XIII-XIV века нашей эры.
- Многоярусные мензурки с эмалью и позолотой , середина 13 века нашей эры.
Позднеисламское стекло: 15-середина 19 века нашей эры.
[ редактировать ]
В позднеисламский период доминируют три основные империи и области производства стекла; османы ) в Турции, династия Сефевидов (а позже Занда и Каджара в Персии и Моголы в северной Индии. [60] Наиболее важной характеристикой производства стекла в этот период является «прямое влияние европейского стекла», в частности Венеции, Богемии (в 18 веке) и голландцев. [61]
Производство высококачественного тонкого стекла практически прекратилось в Египте, Сирии и Персии, и только в Индии в 17 веке исламское стекло вновь обрело высокий уровень художественного выражения после европейского влияния. [61] [62] Отсутствие покровительства двора стекольному производству, поскольку Османская империя поглотила большую часть Ближнего Востока, а также высокое качество европейского стекла способствовали упадку отрасли; однако утилитарное стекло все еще производилось в традиционных центрах. [60]

Исторические документы и отчеты, такие как Фамилия-и Хумаюн , показывают наличие стекольного производства и гильдии стеклодувов в Стамбуле , а также производство в Бейкозе на побережье Босфора в Османской империи. Стекло, изготовленное в этих центрах, не отличалось высоким качеством и находилось под сильным влиянием венецианских и богемных стилей и техник. [63]
В Персии свидетельства изготовления стекла после монгольского вторжения в 13 веке не появляются до периода Сефевидов (17 век). Европейские путешественники написали отчеты о стекольных заводах в Ширазе , и считается, что это возрождение было вызвано переселением итальянских мастеров. [64] В этот период в Персии не было введено и не возрождено никаких значительных декоративных обработок или технических характеристик стекла. Формы бутылок и кувшинов с простым накладным или ребристым декором, изготовленные из цветного прозрачного стекла, были обычным явлением и связаны с винодельческой промышленностью Ширази. [65] В этот период зародилась элегантная бутылка с лебединой шеей для подачи вина.
С другой стороны, в производстве стекла в Индии во времена Империи Великих Моголов произошло возвращение к традициям эмалирования и золочения среднеисламского периода, а также к методам резьбы по стеклу, использовавшимся в Персии в первые века исламского мира. [66] Стекольные мастерские и фабрики первоначально были обнаружены недалеко от столицы Великих Моголов Агры , Патны (восточная Индия) и в провинции Гуджарат (западная Индия), а к 18 веку распространились на другие регионы западной Индии. [67]
Новые формы были введены с использованием этих старых исламских техник обработки стекла, и из них наргиле (водопроводных труб). наиболее доминирующими стали основания [68] Квадратные бутылки, основанные на голландских формах, украшенные эмалью и позолотой в индийских мотивах, являются еще одним важным выражением стеклоделия Великих Моголов и производились в Бхудже , Катче и Гуджарате. [69] [70] Этнографическое исследование современного производства стекла в Джалесаре показывает фундаментальное сходство между этим местом и раннеисламскими резервуарными печами, найденными в Леванте , несмотря на различия в форме конструкций (круглая в Индии, прямоугольная в Бейт-Шеариме), подчеркивая технологическую преемственность. стекольной промышленности на протяжении всего исламского периода. [71]
- Бутылки периода Сефевидов
- Персидские бутылки с лебединой шейкой , 1600-1800 гг.
- Лампа сирийской мечети, 19 век.
- Персидская бутылка с портретами правителей Каджара , XIX век.
- Индийская кобальтово-синяя лампа, 1930-е годы.
Роли
[ редактировать ]

Гласс играл множество ролей на протяжении всей истории исламского мира. Как и в случае с другим старым стеклом, большинство археологических находок представлены фрагментами, простыми, не украшенными и утилитарными. [72] Помимо широкого спектра открытых форм - чашек, мисок и блюд, а также форм закрытых бутылок или ваз, конкретные конструкции включают лампы для мечетей среднеисламского периода, винные бутылки из Сефевидской Персии и подставки для наргиле из Индии Великих Моголов. Разнообразие форм сосудов, используемых для хранения самых разных материалов, составляет основную часть стеклянных предметов (миски, кубки, блюда, флаконы для духов и т. д.) и привлекло наибольшее внимание исламских ученых по стеклу. [73]
Некоторые из наиболее отличительных функций сосудов исламского периода включают чернильницы (Израиль 2003, 345), кумкум или разбрызгиватели духов, [74] [75] [76] и сосуды, связанные с исламской наукой и медициной, такие как перегонные кубы , пробирки и чашки. [77] [78] [79] [80] Стекло также использовалось в эстетических целях в виде декоративных статуэток. [81] [82] и для ювелирных изделий, таких как браслеты (Carboni 1994; Spaer 1992) и бусы. [83] [46] В частности, браслеты могут оказаться важным археологическим инструментом при датировке исламских памятников. [84]
Часть серии о |
Арабская культура |
---|
![]() |
Стекло также выполняло различные утилитарные функции, свидетельствуя о его использовании в качестве окон. [85] [86] и как вес монет. Это особая форма небольших штампованных дисков, очень распространенная в Египте с 8-го века, используемая для проверки веса монет; самый ранний известный датируется 708-709 гг. [87] [88] [89] Разнообразие функций, выполняемых стеклом, и огромная масса материала, найденного при раскопках, еще раз подчеркивают его значение как отдельной и высокоразвитой материальной промышленности во всем исламском мире.
Академическое обучение
[ редактировать ]Исламскому стеклу этого периода ученые уделяли относительно мало внимания. Единственным исключением из этого правила была работа Карла Дж. Ламма (1902–1987). [90] Ламм каталогизировал и классифицировал стеклянные находки с важных исламских памятников; например, Сузы в Иране (Ламм 1931) и Самарра в Ираке (Ламм 1928). Одним из наиболее важных открытий в области исламского стекла стало кораблекрушение, датируемое примерно 1036 годом нашей эры, на побережье Турции в Серче Лимане . В состав обнаруженного груза вошли фрагменты сосудов и стеклобой, вывезенные из Сирии. [91] Значение этих находок заключается в информации, которую они могут сообщить нам о производстве и распространении исламского стекла.
Несмотря на это, большинство исследований были сосредоточены на стилистической и декоративной классификации (Carboni 2001; Kröger 1995; Lamm 1928; Lamm 1931; Scanlon and Pinder-Wilson 2001) и, как таковых, технологических аспектах отрасли, а также неукрашенных сосудах и объекты, часто упускаемые из виду в поле. Это, в частности, разочаровывает, поскольку большинство стеклянных находок исламского периода не украшены и используются в утилитарных целях. [92]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 112.
- ^ Белый дом 1991, 45.
- ^ Белый дом 1991, 40-42.
- ^ Перейти обратно: а б Израильский 2003, 319
- ^ Шик 1998, 75.
- ^ Дженкинс, Мэрилин, «Исламское стекло: краткая история», Бюллетень Метрополитен-музея, новая серия, том 44, № 2 (осень 1986 г.), 6.
- ^ Углерод 2001, 15–17.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 115–122.
- ^ Олдсворт и др. 2002, 65
- ^ Перейти обратно: а б Фристоун 2006, 202
- ^ Белый дом 2002, 193–195.
- ^ Перейти обратно: а б Дюссар и др. 2004 г.
- ^ Фристоун 2002
- ^ Фристоун, 2006 г.
- ^ Белый дом 2002 г.
- ^ Белый дом 2002, 194.
- ^ Фристоун и Горин-Розин 1999, 116.
- ^ Баркуда и Хендерсон 2006, 297–298.
- ^ Перейти обратно: а б Израильский 2003, 320
- ^ Олдсворт и др. 2002 г.
- ^ Скэнлон и Пиндер-Уилсон, 2001 г.
- ^ Крёгер 1995, 1–6.
- ^ Крёгер 1995, 5-20.
- ^ Фристоун 2006, 203.
- ^ Крёгер 1995, 6–7.
- ^ Рагаб 2013
- ^ Люкенс 2013, 199.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 116.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинс 2013, 28
- ^ Люкенс 2013, 200.
- ^ Люкенс 2013, 207.
- ^ Карбони 2001, 198.
- ^ Углерод 2001, 197.
- ^ из Фолсаха и Уайтхауса, 1993, 149.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 124.
- ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 51
- ^ Кайгер-Смит 1985, 24.
- ^ Праделл и др. 2008, 1201
- ^ Праделл и др. 2008, 1204
- ^ Перейти обратно: а б с Израильский 2003, 321
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 126.
- ^ Иванов 2003, 211–212.
- ^ Анарбаев и Ререн 2009 г.
- ^ Редфорд 1994
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 131.
- ^ Перейти обратно: а б Спаер 1992, 46
- ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 323
- ^ Израильский 2003, 231.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 126–130.
- ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 291
- ^ Таттон-Браун и Эндрюс 1991, 26.
- ^ Омюр Бакырер, Скотт Редфорд 2017
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 130.
- ^ Углерод 2001, 323–325.
- ^ Гуденрат 2006, 42.
- ^ Перейти обратно: а б Гуденрат 2006, 47
- ^ Перейти обратно: а б Пиндер-Уилсон 1991, 135
- ↑ Израиль, 2003, 376.
- ^ Джейкоби 1993
- ^ Перейти обратно: а б Пиндер-Уилсон 1991, 136
- ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 371
- ^ Маркель 1991, 82–83.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 137.
- ^ Карбони 2001, 374.
- ^ Углерод 2001, 374–375.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 138.
- ^ Маркель 1991, 83.
- ^ Маркель 1991, 84.
- ^ Карбони 2001, 389.
- ^ Маркель 1991, 87.
- ^ Соде и Кок 2001
- ^ Карбони 2001, 139.
- ^ Карбони 2001; Израильский 2003 г.; Крегер 1995; Пиндер-Уилсон, 1991 г.; Скэнлон и Пиндер-Уилсон, 2001 г.
- ^ Углерод 2001, 350–351.
- ^ Израильский 2003, 378-382.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 128–129.
- ^ Карбони 2001, 375.
- ^ Израиль, 2003, 347.
- ^ Крёгер 1995, 186.
- ^ Пиндер-Уилсон 2001, 56–60.
- ^ Углерод 2001, 303
- ^ Израильский 2003, 383.
- ^ Скэнлон и Пиндер-Уилсон 2001, 119–123.
- ^ Спаер 1992, 54.
- ^ Крёгер 1995, 184.
- ^ Скэнлон и Пиндер-Уилсон 2001, 61.
- ^ Шик 1998, 95.
- ^ Белый дом 2002, 195.
- ^ Белый дом 1991, 40.
- ^ Израильский 2003, 322.
- ^ Пиндер-Уилсон 1991, 114.
- ^ Карбони 2001, 139.
Источники
[ редактировать ]- Олдсворт Ф., Хаггарти Г., Дженнингс С., Уайтхаус Д. 2002. «Средневековое производство стекла в Тире». Журнал исследований стекла 44, 49–66.
- Анарбаев А.А. и Ререн Т. 2009. Неопубликованные исследовательские заметки Ахсикета.
- Баркуда Ю., Хендерсон Дж. 2006. «Пепел растений из Сирии и производство древнего стекла: этнографические и научные аспекты». Журнал исследований стекла 48, 297–321.
- Кайгер-Смит, А. 1985. Глянцевая керамика: техника, традиции и инновации в исламе и западном мире . Нью-Йорк: Книги Нью-Амстердама.
- Карбони, С. 1994. «Стеклянные браслеты периода мамлюков в Метрополитен-музее». Журнал исследований стекла 36, 126–129.
- Карбони, С. 2001. Стекло из исламских стран . Лондон: Thames & Hudson, Ltd.
- Карбони, С. и Адамджи, К. 2002. «Стекло с выдувным декором из исламских стран». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–.
- Дюссар О., Вельде Б., Блан П., Содини Дж. 2004. «Стекло из Калат-Семана (Северная Сирия): обработка стекла во время перехода от римских к исламским композициям». Журнал исследований стекла 46, 67–83.
- Фристоун, IC 2002. «Состав и сходство стекла из печей на острове, Тир». Журнал исследований стекла 44, 67–77.
- Фристоун, IC 2006. «Производство стекла в поздней античности и раннем исламском периоде: геохимическая перспектива». В: М. Маггетти и Б. Мессига (ред.), Геоматериалы в истории культуры . Лондон: Лондонское геологическое общество, 201–216.
- Фристоун, И.К., Горин-Розин, Ю. 1999. «Большая плита в Бейт-Шеарим, Израиль: ранний исламский эксперимент по производству стекла?» Журнал исследований стекла 41, 105–116.
- Гуденрат, В. 2006. «Эмалированные стеклянные сосуды, 1425 г. до н.э. – 1800 г.: Процесс украшения». Журнал исследований стекла 48, 23–70.
- Израильтянин, Ю. 2003. Древнее стекло в Музее Израиля: Коллекция Элиаху Добкина и другие подарки . Иерусалим: Музей Израиля.
- Иванов Г. 2003. Раскопки в Куве (Ферганская долина, Узбекистан) . Иран 41, 205–216.
- Якоби, Д. 1993. Сырье для стекольной промышленности Венеции и Террафермы, около 1370 – около 1460 гг . Журнал исследований стекла 35, 65–90.
- Дженкинс, М. 1986. «Исламское стекло: краткая история». Бюллетень Метрополитен-музея . JSTOR, 1–52.
- Крегер, Дж. 1995. Нишапур: Стекло раннего исламского периода . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
- Ламм, CJ 1928. Кувшин Самарры: Раскопки Самарры . Берлин: Раймер/Вохсен.
- Ламм, К.Дж. 1931. Очки, найденные в Сузах . Сирия 12, 358–367.
- Люкенс, М.Г. 1965. «Средневековое исламское стекло». Бюллетень Метрополитен-музея 23.6. JSTOR, 198–208.
- Маркел, С. 1991. «Индийские и «индийские» стеклянные сосуды в Художественном музее округа Лос-Анджелес». Журнал исследований стекла 33, 82–92.
- Омюр Бакырер, Скотт Редфорд. Журнал исследований стекла; 2017, Том. 59, стр. 171-191, 21 стр. Кубадабадская тарелка: исследование исламского позолоченного и эмалированного стекла.
- Пиндер-Уилсон, Р. 1991. «Исламские земли и Китай». В: Х. Тейт (ред.), Пять тысяч лет стекла . Лондон: Издательство Британского музея, 112–143.
- Праделл Т., Молера Дж., Смит А.Д., Тите М.С. 2008. «Изобретение блеска: Ирак 9-го и 10-го веков нашей эры». Журнал археологической науки 35, 1201–1215.
- Рагаб, А. 2013. «Саладин (ум. 1193) и Ричард Львиное Сердце (ум. 1199): История хороших соперников». История науки 113 Лекция . Научный центр 469, Кембридж. Лекция.
- Редфорд, С. 1994. «Стекло Айюбид из Самсата, Турция». Журнал исследований стекла 36, 81–91.
- Скэнлон, Г.Т., Пиндер-Уилсон, Р. 2001. Фустатное стекло раннего исламского периода: находки, раскопанные Американским исследовательским центром в Египте в 1964–1980 годах . Лондон: Альтажирский мир ислама.
- Шик, Р. 1998. «Археологические источники по истории Палестины: Палестина в ранний исламский период: пышное наследие». Ближневосточная археология 61/2, 74–108.
- Соде Т., Кок Дж. 2001. Традиционное производство необработанного стекла в Северной Индии: заключительный этап древней технологии. Журнал исследований стекла 43, 155–169.
- Спаер, М. 1992. «Исламские браслеты Палестины: предварительные выводы». Журнал исследований стекла 34, 44–62.
- Таттон-Браун В., Эндрюс К. 1991. «До изобретения стеклодувного производства». В: Х. Тейт (ред.), Пять тысяч лет стекла . Лондон: Издательство Британского музея, 21–61.
- фон Фолаш К., Уайтхаус Д. 1993. «Три исламские формы». Журнал исследований стекла 35, 149–153.
- Уайтхаус, Дэвид . 2002. «Переход от натрона к растительной золе в Леванте». Журнал исследований стекла 44, 193–196.
- Уайтхаус, Дэвид , в Бэтти, Дэвид и Коттл, Саймон, ред., Краткая энциклопедия стекла Sotheby's , 1991, Conran Octopus, ISBN 1850296545
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карбони, Стефано; Уайтхаус, Дэвид (2001). Бокал султанов . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 0870999869 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]