Jump to content

Исламское стекло

Лампа египетской мечети с эмалированным стеклом и позолотой , 1360 год.
Стакан Хедвиг с орлом, Рейксмузеум , рельеф в форме колеса с заштрихованными деталями, XII век. Имитирует горный хрусталь и экспортируется в Европу.

Исламское стекло — это стекло, изготовленное в исламском мире , особенно в период до 19 века. Он основывался на доисламских культурах Ближнего Востока , особенно на древнеегипетском, персидском и римском стекле , и разработал отдельные стили, характеризующиеся внедрением новых техник и переосмыслением старых традиций. [1] К концу средневековья он попал под европейское влияние , а импорт венецианского стекла был зарегистрирован в конце 15 века. [2]

Он редко имеет религиозное содержание, кроме надписей, хотя лампа мечети в основном использовалась в религиозном контексте для освещения мечетей , но в ней используются декоративные стили исламского искусства того же времени и места. Создатели не обязательно сами были мусульманами.

Хотя большая часть стекла была простой и, по-видимому, дешевой, изделия тонкой формы и декора были дорогими изделиями и часто богато декорировались с использованием нескольких различных техник. [3] Мухаммед не одобрял использование посуды и сосудов для питья из драгоценных металлов, которое оставалось обычным для христианской элиты в Европе и Византийской империи . Исламская керамика и стекло выиграли от этого, развивая роскошные стили в отсутствие такой большой конкуренции со стороны посуды из других материалов, хотя некоторая исламская керамика достигла стандартов, необходимых для придворных развлечений.

Наиболее важными центрами были Персия, Египет , Месопотамия и Сирия на протяжении большей части периода , а позже к ним присоединились Турция и Индия.

Римское и сасанидское влияние

[ редактировать ]

Исламское стекло не начало приобретать узнаваемое выражение до конца 8-го или начала 9-го века нашей эры, несмотря на то, что ислам распространился по Ближнему Востоку и Северной Африке в середине 7-го века нашей эры. [4] Несмотря на огромные религиозные и социально-политические изменения в регионе, это событие, похоже, не оказало радикального влияния на повседневную работу ремесленных производств и не вызвало «обширных разрушений или долгосрочных нарушений». [5] Византийская стекольная промышленность ( Левант и Египет) и сасанидская (Персия и Месопотамия) стекольная промышленность продолжалась почти так же, как и на протяжении веков, и стекло, по-видимому, все еще экспортировалось в Византийскую империю из традиционных центров, теперь находящихся под исламским контролем. [6] После объединения всего региона взаимодействие идей и методов облегчилось, что позволило объединить эти две отдельные традиции с новыми идеями, что в конечном итоге привело к созданию исламской стекольной промышленности. [4]

Римские традиции изготовления стекла, важные в исламский период, включают использование стеклянных дорожек в качестве украшения поверхности, а стилистические методы, заимствованные из Сасанидской империи, включают различные стили резки стекла. Возможно, это произошло из давних традиций резьбы по твердому камню в Персии и Месопотамии. [7] [8] Что касается технологии производства стекла, резервуарные печи, используемые в Леванте для производства плит необработанного стекла на экспорт в классический период, использовались в ранний исламский период в том же регионе до 10 или 11 веков нашей эры. [9] [10]

Технологические изменения

[ редактировать ]
Бутылка XIV века с эмалированными животными в китайском стиле, Сирия или Египет.

В течение первых веков исламского правления стеклодувы в Восточном Средиземноморье продолжали использовать римский рецепт, состоящий из богатого кальцием песка (обеспечивающего кремнезем и известь) и минерального натрона (компонент соды) из Вади-эль-Натруна в Египте. исламского стекла на основе натрона находили в Леванте вплоть до конца 9 века нашей эры. [11] Большая часть римского стекла, очевидно, начиналась с огромных плит, изготовленных в Леванте, а затем отправлявшихся в Европу для разбивания и обработки. Археологические данные показали, что использование натрона прекратилось, а растительная зола стала источником соды для всего исламского стекла в последующие столетия. [12] [13] [14] [15] Причины этого технологического перехода остаются неясными, хотя предполагалось, что гражданские волнения в Египте в начале 9 века нашей эры привели к прекращению поставок натрона, что вынудило исламских производителей стекла искать альтернативные источники соды. [16]

Свидетельства экспериментов с основным рецептом стекла в Бет Шеариме (современный Израиль ) в начале 9 века нашей эры еще раз подтверждают этот аргумент. Стеклянная плита, изготовленная из формы резервуара с этого участка, содержала избыточное количество извести и могла быть результатом смешивания песка с растительной золой. [17] Хотя необработанное стекло было бы непригодным для использования из-за его состава, это позволяет предположить, что в это время исламские стеклодувы в Леванте сочетали аспекты сасанидских и римских традиций, пытаясь решить проблему, созданную отсутствием доступа к минеральному натрону. . Использование золы растений, особенно галофитных (солелюбивых) растений, которых в силу климата на Ближнем Востоке было много, [18] был хорошо известен в Персии и Месопотамии. Несомненно, производителям стекла на Ближнем Востоке не понадобится много времени , чтобы исправить свои производственные ошибки и начать использовать рецепт на основе растительной золы, используемый дальше на востоке.

Раннее исламское стекло: середина 7-го - конец 12-го века нашей эры.

[ редактировать ]
Чаша с краской, конец 10 – начало 11 века, высота 4 3/16 дюйма (10,7 см).

Стекольную промышленность в раннеисламский период можно изначально охарактеризовать как продолжение более старых традиций, совпадающих с халифатом Омейядов , первой исламской династией (Израиль 2003, 319). После возникновения халифата Аббасидов в 750 году нашей эры столица исламского мира была перенесена из Дамаска в Леванте в Багдад в Месопотамии. Это привело к культурному отходу от влияния классических традиций и позволило развить «исламское» выражение. [19]

Производство стекла в этот период сконцентрировано в трех основных регионах исламского мира. Во-первых, Восточное Средиземноморье, как и на протяжении веков, оставалось центром производства стекла. Раскопки в Калат-Семане на севере Сирии . [12] Тир в Ливане , [20] Бет Шеарим и Бет Элиэзер в Израиле , [10] и в Фустате (Старый Каир ) в Египте. [21] все они продемонстрировали доказательства производства стекла, включая многочисленные сосуды, необработанное стекло и связанные с ними печи. В Персии , бывшем Сасанидском регионе, археологическая деятельность обнаружила ряд мест с крупными месторождениями раннеисламского стекла, включая Нишапур , Сираф и Сузы . [22] Многочисленные печи позволяют предположить, что Нишапур был важным производственным центром, а обнаружение местного типа стекла в Сирафе предполагает то же самое и для этого места. [23]

Бутылки ранней огранки и гравировки

В Месопотамии в ходе раскопок в Самарре, временной столице Аббасидского халифата в середине IX века нашей эры, был произведен широкий ассортимент стеклянных сосудов, а в ходе работ в Аль-Мадаине (бывший Ктесифон ) и Ракке (на реке Евфрат в современная Сирия) предоставляют доказательства производства стекла в регионе. [24] [25] Однако однозначно определить место изготовления изделия без наличия отходов (кусков, разбитых и выброшенных в процессе изготовления), свидетельствующих о том, что это место было местом изготовления стекла, сложно. Более того, во времена халифата Аббасидов производители стекла и их продукция перемещались по всей империи, что привело к рассредоточению стеклянной посуды и «универсальности стиля», что еще больше затрудняет определение места рождения изделия. Поскольку империя Сельджуков возникла в результате завоевания сельджукскими генералами земель под флагом Аббасидов лишь номинально, вполне вероятно, что технология, стиль и торговля стеклом могли продолжаться при Сельджуках так же, как и при Аббасидах. [26] Несмотря на растущие способности и стиль исламских производителей стекла в это время, лишь немногие изделия были подписаны или датированы, что, к сожалению, затрудняло определение места происхождения изделия. Стеклянные изделия обычно датируются путем стилистического сравнения с другими предметами той эпохи. [27]

Фрагмент, нарисованный и надписанный, Фатимид , 10 век.

Большинство декоративных традиций, использовавшихся в раннеисламский период, касались манипуляций с самим стеклом и включали нанесение следов, резьбу и выдувание форм. [19] Как упоминалось ранее, резьба по стеклу и аппликация являются продолжением старых техник, первая из которых связана с сасанидским производством стекла, а вторая - с римскими традициями. При рельефной резке, специализированной форме резьбы по стеклу, чаще всего используемой на бесцветном и прозрачном стекле, «область, окружающая декоративные элементы, вырезалась до земли, оставляя первую рельефной». [28]

Сидящий принц на Кубке Палмера , 1200-1215 гг., Сирия или Ирак, по мотивам керамики.

В отличие от рельефной резки, нанесения стежков или протягивания резьбы допускается декорирование горячим стеклом. [29] Стеклодув манипулировал расплавленным стеклом, пока оно еще было податливым, и создавал узоры, ручки или фланцы. Хотя огранка достигла пика своей популярности в 9–11 веках нашей эры, [30] плетение нитей стало более широко использоваться в XI–XII веках, когда сельджукские стеклодувы считались вершиной своего мастерства. [31]

Выдувание форм, основанное на римских традициях I века нашей эры, является еще одной специализированной техникой, которая в этот период широко распространилась по всему исламскому средиземноморскому миру. Археологически известны два различных типа форм; форма, состоящая из двух частей, состоящая из отдельных половин, и форма для погружения, при которой вязкое стекло полностью помещается внутри одной формы. [32] Формы часто изготавливались из бронзы. [33] хотя есть примеры того, что некоторые из них являются керамическими. [34] Формы также часто имели резной узор; готовое изделие примет форму и стиль формы (Карбони и Адамджи, 2002). Благодаря этим достижениям в технологии изготовления стекла ремесленники начали стилизовать и упрощать свои изделия, подчеркивая дизайны «без переднего плана и фона» и «простые, но красивые сосуды». [29]

Последней декоративной технологией, которая является ярким признаком раннего исламского периода, является использование расписных блестящих украшений. Хотя некоторые учёные считают это чисто исламским изобретением, зародившимся в Фустате , [35] другие относят происхождение блестящих украшений к римскому и коптскому Египту в течение столетий, предшествовавших возникновению ислама . Витражи для сосудов медными и серебряными пигментами были известны примерно с III века нашей эры. [36] хотя настоящая технология блеска, вероятно, возникла где-то между 4 и 8 веками нашей эры. [37] [38] Глянцевая роспись по стеклу предполагает нанесение медных и серебряных пигментов с последующим специальным обжигом, обеспечивающим ионный обмен Ag+ и Cu+ со стеклом, в результате чего металлический блеск полностью связывается с сосудом. [39] Независимо от своего происхождения, люстровый декор был ключевой технологией в производстве стекла, которая продолжала развиваться на протяжении всего раннеисламского периода и распространялась не только географически, но и на другие отрасли промышленности в виде глазурованной керамики. [36]

Среднеисламское стекло: конец 12 - конец 14 века нашей эры.

[ редактировать ]
Стакан XIII века под названием « Удача Иденхолла », в Европе к XV веку ( Музей Виктории и Альберта )

Это «золотой век» исламского стеклоделия. [40] несмотря на капризный характер исламского мира. Персия и Месопотамия (вместе с некоторыми частями Сирии на некоторое время) перешли под контроль турок -сельджуков , а затем и монголов, в то время как в Восточном Средиземноморье Айюбидов и Мамлюков господствовали династии . Кроме того, в этот период европейцы вторглись на Ближний Восток из-за крестовых походов . [40] [41] Стекольное производство в Персии и Месопотамии, казалось бы, прекратило свое существование, и о причинах этого мало что известно. [40] Однако в более раннюю часть этого периода есть свидетельства существования производства стекла в Центральной Азии , например, в Куве в современном Узбекистане . [42] Эта традиция, предположительно, закончилась с монгольским нашествием в середине 13 века, которое разрушило другие памятники региона. [43]

Стекольные регионы Сирии и Египта продолжали свою промышленность. Речь идет о материалах, добытых и произведенных на таких объектах, как Самсат на юге Турции. [44] Алеппо и Дамаск в Сирии, [45] Хеврон в Леванте, [46] и Каир [47] [48] что этот период называют «золотым веком» исламского стекла. Для среднеисламского периода характерно совершенствование разнообразных полихромных декоративных традиций, важнейшими из которых являются чеканка, эмаль и золочение , тогда как рельефная резьба и люстровая роспись, по-видимому, вышли из моды. [49]

Марверинг предполагает нанесение непрерывного слоя непрозрачного стекла (различных цветов, например белого, красного, желтого или бледно-голубого) вокруг тела стеклянного предмета. Затем этим следом можно манипулировать, потянув за него, создавая характерный «волнистый» узор. Затем объект катили по камню (камню или железной плите), чтобы оставить след в самом стеклянном сосуде. [50] Эта техника, используемая на различных стеклянных предметах, от чаш и бутылок до шахматных фигур, была введена примерно в конце 12 века нашей эры. [50] но на самом деле это возрождение гораздо более древней традиции обработки стекла, берущей свое начало в позднем бронзовом веке в Египте. [51]

Банка с именем султана Йемена , вероятно, Сирии или Египта, 1290-е гг.

Позолота в этот период заключалась в нанесении небольшого количества золота в суспензии на стеклянный корпус с последующим обжигом при низкой температуре для сплавления двух материалов и было заимствовано из византийских традиций. [52] Учитывая, что золочение отдельных цветных эмалей имеет различный химический состав, мамлюкскими стеклоделами был разработан процесс обжига каждого цвета отдельно. Признавая, что постоянный обжиг и добавление эмалей разных цветов может привести к потере формы исходной формы. Они обнаружили, что при снижении температуры и использовании более богатых свинцовыми эмалями он смог приклеиться за один обжиг.

[53] Эту технику часто сочетали с эмалированием, нанесением матового стекла с красителем на традиционные и новые формы сосудов, и она представляет собой вершину исламского стеклоделия. [54] Эмалированное стекло , возрождение старых технологий, впервые стало практиковаться в исламском мире в Ракке (Сирия) в конце 12 века, но также распространилось и в Каире во время мамлюков . правления [47]

[55] Изучение различных эмалированных сосудов, в том числе мензурок и ламп в мечетях , позволяет предположить, что существуют две тонкие, но различные практики обжига, возможно, представляющие два разных производственных центра или традиции обработки стекла. [56] Из-за высокого спроса эмалированное стекло в этот период экспортировалось по всему исламскому миру, Европе и Китаю. [57] Эмалирование стекла в конечном итоге прекратилось в Сирии и Египте из-за различных монгольских вторжений с 13 по 15 века нашей эры. [58]

Особенностью стекла среднеисламского периода является усиление взаимодействия между Ближним Востоком и Европой. Крестовые походы позволили европейцам открыть исламские позолоченные и эмалированные сосуды. «Кубок восьми принцев», привезенный во Францию ​​из Леванта, является одним из самых ранних примеров этой техники. [57] Кроме того, большое количество сырой растительной золы экспортировалось исключительно в Венецию , питая стекольную промышленность этого города. [59] Именно в Венеции эмалирование возродилось после его упадка в исламском мире. [56]

Позднеисламское стекло: 15-середина 19 века нашей эры.

[ редактировать ]
Основание для водопроводной трубы наргиле ( хукка ), Лакхнау , Индия, ок. 17.00-17.50

В позднеисламский период доминируют три основные империи и области производства стекла; османы ) в Турции, династия Сефевидов (а позже Занда и Каджара в Персии и Моголы в северной Индии. [60] Наиболее важной характеристикой производства стекла в этот период является «прямое влияние европейского стекла», в частности Венеции, Богемии (в 18 веке) и голландцев. [61]

Производство высококачественного тонкого стекла практически прекратилось в Египте, Сирии и Персии, и только в Индии в 17 веке исламское стекло вновь обрело высокий уровень художественного выражения после европейского влияния. [61] [62] Отсутствие покровительства двора стекольному производству, поскольку Османская империя поглотила большую часть Ближнего Востока, а также высокое качество европейского стекла способствовали упадку отрасли; однако утилитарное стекло все еще производилось в традиционных центрах. [60]

Группа персидских кувшинов XIX века.

Исторические документы и отчеты, такие как Фамилия-и Хумаюн , показывают наличие стекольного производства и гильдии стеклодувов в Стамбуле , а также производство в Бейкозе на побережье Босфора в Османской империи. Стекло, изготовленное в этих центрах, не отличалось высоким качеством и находилось под сильным влиянием венецианских и богемных стилей и техник. [63]

В Персии свидетельства изготовления стекла после монгольского вторжения в 13 веке не появляются до периода Сефевидов (17 век). Европейские путешественники написали отчеты о стекольных заводах в Ширазе , и считается, что это возрождение было вызвано переселением итальянских мастеров. [64] В этот период в Персии не было введено и не возрождено никаких значительных декоративных обработок или технических характеристик стекла. Формы бутылок и кувшинов с простым накладным или ребристым декором, изготовленные из цветного прозрачного стекла, были обычным явлением и связаны с винодельческой промышленностью Ширази. [65] В этот период зародилась элегантная бутылка с лебединой шеей для подачи вина.

С другой стороны, в производстве стекла в Индии во времена Империи Великих Моголов произошло возвращение к традициям эмалирования и золочения среднеисламского периода, а также к методам резьбы по стеклу, использовавшимся в Персии в первые века исламского мира. [66] Стекольные мастерские и фабрики первоначально были обнаружены недалеко от столицы Великих Моголов Агры , Патны (восточная Индия) и в провинции Гуджарат (западная Индия), а к 18 веку распространились на другие регионы западной Индии. [67]

Новые формы были введены с использованием этих старых исламских техник обработки стекла, и из них наргиле (водопроводных труб). наиболее доминирующими стали основания [68] Квадратные бутылки, основанные на голландских формах, украшенные эмалью и позолотой в индийских мотивах, являются еще одним важным выражением стеклоделия Великих Моголов и производились в Бхудже , Катче и Гуджарате. [69] [70] Этнографическое исследование современного производства стекла в Джалесаре показывает фундаментальное сходство между этим местом и раннеисламскими резервуарными печами, найденными в Леванте , несмотря на различия в форме конструкций (круглая в Индии, прямоугольная в Бейт-Шеариме), подчеркивая технологическую преемственность. стекольной промышленности на протяжении всего исламского периода. [71]

Кобальтово-синие чашки Великих Моголов, 18 век.
Пресс-масса для монеты, 2,22 см, VII или VIII век.

Гласс играл множество ролей на протяжении всей истории исламского мира. Как и в случае с другим старым стеклом, большинство археологических находок представлены фрагментами, простыми, не украшенными и утилитарными. [72] Помимо широкого спектра открытых форм - чашек, мисок и блюд, а также форм закрытых бутылок или ваз, конкретные конструкции включают лампы для мечетей среднеисламского периода, винные бутылки из Сефевидской Персии и подставки для наргиле из Индии Великих Моголов. Разнообразие форм сосудов, используемых для хранения самых разных материалов, составляет основную часть стеклянных предметов (миски, кубки, блюда, флаконы для духов и т. д.) и привлекло наибольшее внимание исламских ученых по стеклу. [73]

Некоторые из наиболее отличительных функций сосудов исламского периода включают чернильницы (Израиль 2003, 345), кумкум или разбрызгиватели духов, [74] [75] [76] и сосуды, связанные с исламской наукой и медициной, такие как перегонные кубы , пробирки и чашки. [77] [78] [79] [80] Стекло также использовалось в эстетических целях в виде декоративных статуэток. [81] [82] и для ювелирных изделий, таких как браслеты (Carboni 1994; Spaer 1992) и бусы. [83] [46] В частности, браслеты могут оказаться важным археологическим инструментом при датировке исламских памятников. [84]

Стекло также выполняло различные утилитарные функции, свидетельствуя о его использовании в качестве окон. [85] [86] и как вес монет. Это особая форма небольших штампованных дисков, очень распространенная в Египте с 8-го века, используемая для проверки веса монет; самый ранний известный датируется 708-709 гг. [87] [88] [89] Разнообразие функций, выполняемых стеклом, и огромная масса материала, найденного при раскопках, еще раз подчеркивают его значение как отдельной и высокоразвитой материальной промышленности во всем исламском мире.

Академическое обучение

[ редактировать ]

Исламскому стеклу этого периода ученые уделяли относительно мало внимания. Единственным исключением из этого правила была работа Карла Дж. Ламма (1902–1987). [90] Ламм каталогизировал и классифицировал стеклянные находки с важных исламских памятников; например, Сузы в Иране (Ламм 1931) и Самарра в Ираке (Ламм 1928). Одним из наиболее важных открытий в области исламского стекла стало кораблекрушение, датируемое примерно 1036 годом нашей эры, на побережье Турции в Серче Лимане . В состав обнаруженного груза вошли фрагменты сосудов и стеклобой, вывезенные из Сирии. [91] Значение этих находок заключается в информации, которую они могут сообщить нам о производстве и распространении исламского стекла.

Несмотря на это, большинство исследований были сосредоточены на стилистической и декоративной классификации (Carboni 2001; Kröger 1995; Lamm 1928; Lamm 1931; Scanlon and Pinder-Wilson 2001) и, как таковых, технологических аспектах отрасли, а также неукрашенных сосудах и объекты, часто упускаемые из виду в поле. Это, в частности, разочаровывает, поскольку большинство стеклянных находок исламского периода не украшены и используются в утилитарных целях. [92]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 112.
  2. ^ Белый дом 1991, 45.
  3. ^ Белый дом 1991, 40-42.
  4. ^ Перейти обратно: а б Израильский 2003, 319
  5. ^ Шик 1998, 75.
  6. ^ Дженкинс, Мэрилин, «Исламское стекло: краткая история», Бюллетень Метрополитен-музея, новая серия, том 44, № 2 (осень 1986 г.), 6.
  7. ^ Углерод 2001, 15–17.
  8. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 115–122.
  9. ^ Олдсворт и др. 2002, 65
  10. ^ Перейти обратно: а б Фристоун 2006, 202
  11. ^ Белый дом 2002, 193–195.
  12. ^ Перейти обратно: а б Дюссар и др. 2004 г.
  13. ^ Фристоун 2002
  14. ^ Фристоун, 2006 г.
  15. ^ Белый дом 2002 г.
  16. ^ Белый дом 2002, 194.
  17. ^ Фристоун и Горин-Розин 1999, 116.
  18. ^ Баркуда и Хендерсон 2006, 297–298.
  19. ^ Перейти обратно: а б Израильский 2003, 320
  20. ^ Олдсворт и др. 2002 г.
  21. ^ Скэнлон и Пиндер-Уилсон, 2001 г.
  22. ^ Крёгер 1995, 1–6.
  23. ^ Крёгер 1995, 5-20.
  24. ^ Фристоун 2006, 203.
  25. ^ Крёгер 1995, 6–7.
  26. ^ Рагаб 2013
  27. ^ Люкенс 2013, 199.
  28. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 116.
  29. ^ Перейти обратно: а б Дженкинс 2013, 28
  30. ^ Люкенс 2013, 200.
  31. ^ Люкенс 2013, 207.
  32. ^ Карбони 2001, 198.
  33. ^ Углерод 2001, 197.
  34. ^ из Фолсаха и Уайтхауса, 1993, 149.
  35. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 124.
  36. ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 51
  37. ^ Кайгер-Смит 1985, 24.
  38. ^ Праделл и др. 2008, 1201
  39. ^ Праделл и др. 2008, 1204
  40. ^ Перейти обратно: а б с Израильский 2003, 321
  41. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 126.
  42. ^ Иванов 2003, 211–212.
  43. ^ Анарбаев и Ререн 2009 г.
  44. ^ Редфорд 1994
  45. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 131.
  46. ^ Перейти обратно: а б Спаер 1992, 46
  47. ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 323
  48. ^ Израильский 2003, 231.
  49. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 126–130.
  50. ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 291
  51. ^ Таттон-Браун и Эндрюс 1991, 26.
  52. ^ Омюр Бакырер, Скотт Редфорд 2017
  53. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 130.
  54. ^ Углерод 2001, 323–325.
  55. ^ Гуденрат 2006, 42.
  56. ^ Перейти обратно: а б Гуденрат 2006, 47
  57. ^ Перейти обратно: а б Пиндер-Уилсон 1991, 135
  58. Израиль, 2003, 376.
  59. ^ Джейкоби 1993
  60. ^ Перейти обратно: а б Пиндер-Уилсон 1991, 136
  61. ^ Перейти обратно: а б Углерод 2001, 371
  62. ^ Маркель 1991, 82–83.
  63. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 137.
  64. ^ Карбони 2001, 374.
  65. ^ Углерод 2001, 374–375.
  66. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 138.
  67. ^ Маркель 1991, 83.
  68. ^ Маркель 1991, 84.
  69. ^ Карбони 2001, 389.
  70. ^ Маркель 1991, 87.
  71. ^ Соде и Кок 2001
  72. ^ Карбони 2001, 139.
  73. ^ Карбони 2001; Израильский 2003 г.; Крегер 1995; Пиндер-Уилсон, 1991 г.; Скэнлон и Пиндер-Уилсон, 2001 г.
  74. ^ Углерод 2001, 350–351.
  75. ^ Израильский 2003, 378-382.
  76. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 128–129.
  77. ^ Карбони 2001, 375.
  78. ^ Израиль, 2003, 347.
  79. ^ Крёгер 1995, 186.
  80. ^ Пиндер-Уилсон 2001, 56–60.
  81. ^ Углерод 2001, 303
  82. ^ Израильский 2003, 383.
  83. ^ Скэнлон и Пиндер-Уилсон 2001, 119–123.
  84. ^ Спаер 1992, 54.
  85. ^ Крёгер 1995, 184.
  86. ^ Скэнлон и Пиндер-Уилсон 2001, 61.
  87. ^ Шик 1998, 95.
  88. ^ Белый дом 2002, 195.
  89. ^ Белый дом 1991, 40.
  90. ^ Израильский 2003, 322.
  91. ^ Пиндер-Уилсон 1991, 114.
  92. ^ Карбони 2001, 139.

Источники

[ редактировать ]
  • Олдсворт Ф., Хаггарти Г., Дженнингс С., Уайтхаус Д. 2002. «Средневековое производство стекла в Тире». Журнал исследований стекла 44, 49–66.
  • Анарбаев А.А. и Ререн Т. 2009. Неопубликованные исследовательские заметки Ахсикета.
  • Баркуда Ю., Хендерсон Дж. 2006. «Пепел растений из Сирии и производство древнего стекла: этнографические и научные аспекты». Журнал исследований стекла 48, 297–321.
  • Кайгер-Смит, А. 1985. Глянцевая керамика: техника, традиции и инновации в исламе и западном мире . Нью-Йорк: Книги Нью-Амстердама.
  • Карбони, С. 1994. «Стеклянные браслеты периода мамлюков в Метрополитен-музее». Журнал исследований стекла 36, 126–129.
  • Карбони, С. 2001. Стекло из исламских стран . Лондон: Thames & Hudson, Ltd.
  • Карбони, С. и Адамджи, К. 2002. «Стекло с выдувным декором из исламских стран». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–.
  • Дюссар О., Вельде Б., Блан П., Содини Дж. 2004. «Стекло из Калат-Семана (Северная Сирия): обработка стекла во время перехода от римских к исламским композициям». Журнал исследований стекла 46, 67–83.
  • Фристоун, IC 2002. «Состав и сходство стекла из печей на острове, Тир». Журнал исследований стекла 44, 67–77.
  • Фристоун, IC 2006. «Производство стекла в поздней античности и раннем исламском периоде: геохимическая перспектива». В: М. Маггетти и Б. Мессига (ред.), Геоматериалы в истории культуры . Лондон: Лондонское геологическое общество, 201–216.
  • Фристоун, И.К., Горин-Розин, Ю. 1999. «Большая плита в Бейт-Шеарим, Израиль: ранний исламский эксперимент по производству стекла?» Журнал исследований стекла 41, 105–116.
  • Гуденрат, В. 2006. «Эмалированные стеклянные сосуды, 1425 г. до н.э. – 1800 г.: Процесс украшения». Журнал исследований стекла 48, 23–70.
  • Израильтянин, Ю. 2003. Древнее стекло в Музее Израиля: Коллекция Элиаху Добкина и другие подарки . Иерусалим: Музей Израиля.
  • Иванов Г. 2003. Раскопки в Куве (Ферганская долина, Узбекистан) . Иран 41, 205–216.
  • Якоби, Д. 1993. Сырье для стекольной промышленности Венеции и Террафермы, около 1370 – около 1460 гг . Журнал исследований стекла 35, 65–90.
  • Дженкинс, М. 1986. «Исламское стекло: краткая история». Бюллетень Метрополитен-музея . JSTOR, 1–52.
  • Крегер, Дж. 1995. Нишапур: Стекло раннего исламского периода . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
  • Ламм, CJ 1928. Кувшин Самарры: Раскопки Самарры . Берлин: Раймер/Вохсен.
  • Ламм, К.Дж. 1931. Очки, найденные в Сузах . Сирия 12, 358–367.
  • Люкенс, М.Г. 1965. «Средневековое исламское стекло». Бюллетень Метрополитен-музея 23.6. JSTOR, 198–208.
  • Маркел, С. 1991. «Индийские и «индийские» стеклянные сосуды в Художественном музее округа Лос-Анджелес». Журнал исследований стекла 33, 82–92.
  • Омюр Бакырер, Скотт Редфорд. Журнал исследований стекла; 2017, Том. 59, стр. 171-191, 21 стр. Кубадабадская тарелка: исследование исламского позолоченного и эмалированного стекла.
  • Пиндер-Уилсон, Р. 1991. «Исламские земли и Китай». В: Х. Тейт (ред.), Пять тысяч лет стекла . Лондон: Издательство Британского музея, 112–143.
  • Праделл Т., Молера Дж., Смит А.Д., Тите М.С. 2008. «Изобретение блеска: Ирак 9-го и 10-го веков нашей эры». Журнал археологической науки 35, 1201–1215.
  • Рагаб, А. 2013. «Саладин (ум. 1193) и Ричард Львиное Сердце (ум. 1199): История хороших соперников». История науки 113 Лекция . Научный центр 469, Кембридж. Лекция.
  • Редфорд, С. 1994. «Стекло Айюбид из Самсата, Турция». Журнал исследований стекла 36, 81–91.
  • Скэнлон, Г.Т., Пиндер-Уилсон, Р. 2001. Фустатное стекло раннего исламского периода: находки, раскопанные Американским исследовательским центром в Египте в 1964–1980 годах . Лондон: Альтажирский мир ислама.
  • Шик, Р. 1998. «Археологические источники по истории Палестины: Палестина в ранний исламский период: пышное наследие». Ближневосточная археология 61/2, 74–108.
  • Соде Т., Кок Дж. 2001. Традиционное производство необработанного стекла в Северной Индии: заключительный этап древней технологии. Журнал исследований стекла 43, 155–169.
  • Спаер, М. 1992. «Исламские браслеты Палестины: предварительные выводы». Журнал исследований стекла 34, 44–62.
  • Таттон-Браун В., Эндрюс К. 1991. «До изобретения стеклодувного производства». В: Х. Тейт (ред.), Пять тысяч лет стекла . Лондон: Издательство Британского музея, 21–61.
  • фон Фолаш К., Уайтхаус Д. 1993. «Три исламские формы». Журнал исследований стекла 35, 149–153.
  • Уайтхаус, Дэвид . 2002. «Переход от натрона к растительной золе в Леванте». Журнал исследований стекла 44, 193–196.
  • Уайтхаус, Дэвид , в Бэтти, Дэвид и Коттл, Саймон, ред., Краткая энциклопедия стекла Sotheby's , 1991, Conran Octopus, ISBN   1850296545

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16382061807d64376110df73290a0a61__1718510460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/61/16382061807d64376110df73290a0a61.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islamic glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)