Хевронское стекло

Часть серии о |
палестинцы |
---|
![]() |
Демография |
Политика |
|
Религия/религиозные объекты |
Культура |
Список палестинцев |
Хевронское стекло ( араб . زجاج الخليل , заджадж аль-Халили ) относится к стеклу, производимому в Хевроне как часть процветающей художественной промышленности, созданной в городе во время римского правления в Палестине , но его происхождение восходит к старой финикийской стекольной промышленности. [1] [2] В Старом городе Хеврона до сих пор есть квартал, названный «Квартал стеклодувов» (Харет Кезазин, арабский : حارة القزازين ), а стекло Хеврона продолжает служить туристической достопримечательностью города.
Традиционно стекло плавили с использованием местного сырья, в том числе песка из соседних деревень, карбоната натрия (Мёртвого моря ), [3] и красящие добавки, такие как оксид железа и оксид меди . В настоящее время переработанное стекло вместо него часто используется . Производство стекла в Хевроне — семейное дело, секреты которого хранят и передают по наследству несколько палестинских семей, управляющих стекольными заводами, расположенными недалеко от города. [2] [4] В число производимых изделий входят стеклянные украшения , такие как бусы , браслеты и кольца. [5] а также витражи и стеклянные лампы. Однако из-за палестино-израильского конфликта производство стекла пришло в упадок. [4]
История
[ редактировать ]

Стекольная промышленность в Хевроне была основана во времена римского правления в Палестине. [1] Поскольку древняя финикийская стекольная промышленность покинула незащищенные города вдоль восточного побережья Средиземного моря , эта промышленность мигрировала вглубь страны, в частности, в Хеврон. [6] Были найдены стеклянные артефакты из Хеврона, датируемые I и II веками, которые выставлены как часть коллекции Дрейка. [1] Витражи из хевронского стекла, датируемые 12 веком, найдены в мечети Ибрагими , служившей церковью в эпоху крестоносцев в Палестине. [7] Еще одним примером витражей, изготовленных в Хевроне, являются витражи, украшающие Купол Скалы в Старом городе Иерусалима . [2]
«Средневековая репутация Хеврона в производстве стекла подтверждается некоторыми из многочисленных христианских паломников, посещавших город на протяжении веков. Между 1345 и 1350 годами францисканский монах Никколо да Поджибонси отмечал, что «они создают великие произведения искусства из стекла». В этом «необъятном древнем городе» монах . Феликс Фабер и его спутники также остановились и описали, как «мы вышли из нашей гостиницы и прошли через длинную городскую улицу, на которой жили рабочие разных ремесел» , а точнее рабочие стекольной промышленности; ибо здесь делают стекло, не прозрачное, а черное, цвета между темным и светлым». [8]
Признавая, что производство стекла в Палестине восходит к римскому периоду, Назми Джубе, директор RIWAQ: Центра архитектурной консервации , утверждает, что сегодняшняя практика стекольной промышленности в Хевроне, скорее всего, возникла в 13 веке нашей эры. [4] Это соответствует тому, что наблюдали иностранцы, например Жак де Витри , который около 1080 года упомянул Акру и Тир (но не Хеврон) как города-производители стекла. [9] в то время как к 1483 году, когда Феликс Фабри посетил город, он описал прохождение «по длинной улице города, на которой жили рабочие различных ремесел, но особенно рабочие по стеклу; ибо в этом месте делают стекло, а не прозрачное стекло. , но черный и из цветов между темным и светлым». [10]
Джубе отмечает, что альтернативная теория относит сегодняшние методы к традиции венецианского стекла и что другие исследователи утверждают, что они уже существовали во времена крестовых походов и были перенесены в Европу из Хеврона, возможно, зародившись в Сирии . [4]
Стекло, производимое на этих фабриках, обычно представляло собой функциональные предметы, включая сосуды для питья и еды, а также лампы для оливкового масла, а затем и бензиновые лампы, хотя фабрики также производили украшения и аксессуары. Бедуины Негева были основными покупателями ювелирных изделий, но крупный экспорт дорогих стеклянных изделий из (Накаба), Аравийской пустыни и Синая Хеврона отправлялся охраняемыми верблюжьими караванами в Египет , Сирию и Трансиоранию . Сообщества по сбыту стекла Хеврона были созданы в Аль-Караке (Крак) на юге Иордании и в Каире в Египте к 16 веку. [4]
Стекольная промышленность была основным работодателем и источником богатства для своих владельцев. [4] путешественники, посетившие Палестину в XVIII и XIX веках, хорошо известны производством стекла во всем арабском мире . Западные Они также предоставили описания стекольной промышленности Хеврона. Например, Вольней в 1780-х годах писал, что: «Изготовляют там огромное количество цветных колец, браслетов для запястий и ног и для руки выше локтей, кроме множества других безделушек, которые отправляют даже в Константинополь . " [11] Ульрих Яспер Зитцен во время своего путешествия по Палестине в 1807–1809 годах отметил, что в стекольной промышленности Хеврона было занято 150 человек. [12] в то время как Си Джей Ирби и Дж. Манглс посетили завод по производству стеклянных ламп в Хевроне в 1818 году, и им сказали, что лампы были экспортированы в Египет. [13] [14]
Позже в том же веке производство сократилось из-за конкуренции со стороны импортной европейской стеклянной посуды. Однако продукция Хеврона продолжала продаваться, особенно среди беднейшего населения, особенно путешествующими еврейскими торговцами из города. [15] На Всемирной выставке 1873 года в Вене Хеврон был представлен стеклянными украшениями. В отчете французского консула 1886 года говорится, что производство стекла оставалось важным источником дохода для Хеврона: четыре фабрики приносили 60 000 франков в год. [16]
Традиция выдувания стекла продолжается и в 21 веке на трех фабриках, расположенных за пределами традиционного квартала Старого города, к северу от Хеврона и к югу от соседнего города Халхул , которые обычно производят функциональные сувениры для дома. Две фабрики принадлежат семье Натше. Они выставлены в больших залах рядом с каждой фабрикой. [4]
Хевронское стекло привлекает как отечественных, так и иностранных туристов. Однако сегодня из-за продолжающихся проблем с экспортом, спада туризма и ограничений свободы передвижения палестинцев после Второй интифады промышленное производство пострадало. По словам Назми аль-Джубы, директора RIWAQ: Центра архитектурной консервации , в этих обстоятельствах выживание стекольной промышленности Хеврона находится под вопросом. [4]
Производство
[ редактировать ]
Хевронское стекло традиционно производилось с использованием песка из деревни Бани Наим , к востоку от Хеврона, и карбоната натрия, добытого из Мертвого моря . Вместо песка основным сырьем, используемым сегодня для производства стекла в Хевроне, является переработанное стекло. [4]
Сообщалось, что в XIX веке арабы срезали и сжигали Salicornia fruticosa (син. Arthrocnemium fruticosum ), растущую у Мертвого моря , а затем продавали пепел стекольным производителям Хеврона. [17] [18]
Точный производственный процесс является коммерческой тайной, которую хранят несколько палестинских семей, которые управляют фабриками, которые продолжают производить стекло в Хевроне и сегодня. [2] передавался из поколения в поколение, обучая детей. Как сказал один мастер своего дела: «Научиться играть на уде можно в любом возрасте, но если вы не начнете [стекольное дело] в детстве, вы никогда не станете мастером...» [4]
По данным Кооперативного общества ремесленников Святой Земли, используемая техника выдувания такая же, как и древние финикийцы . [2] хотя археологи и историки стекла сходятся во мнении, что выдувание стекла не было обычным явлением до последних нескольких столетий до нашей эры. Расплавленное стекло извлекается из печи на конце железной трубы, которую выдувают, а металлический инструмент, называемый каммаша для придания формы стеклу используется . Его возвращают в печь и изменяют форму с помощью того же процесса, а затем отсоединяют от трубы и помещают в охлаждающую камеру. [4] [19]
Ювелирные изделия
[ редактировать ]
Стеклянные бусины для украшений традиционно изготавливались в Хевроне. Синие бусины и стеклянные бусины с «глазами» ( овайне ) использовались в качестве амулетов, поскольку считались особенно эффективными против сглаза . [4] [21] В коллекциях Музея человечества имеется несколько стеклянных ожерелий, изготовленных в Хевроне в период мандата или ранее. Помимо ожерелья из синих и зеленых бус и бус «глаз», есть примеры бус в виде маленьких рук, также называемых Хамса , представляющих руку Фатимы , дочери Мухаммеда . [22] Большую часть украшений женщины передавали ей при замужестве; В начале 1920-х годов в Байт-Даджане стеклянный браслет ( гвайшат ), изготовленный в Хевроне, считался необходимой частью украшений приданого невесты . [23]
Хевронские торговые бусы
[ редактировать ]В 1799 году английский путешественник Уильям Джордж Браун упомянул о производстве «грубых стеклянных бус... называемых Херш и Мунджир» в Палестине; «Мунджир» ( Монгур ) представляли собой крупные бусы, а Херш ( Хариш ) — меньшие. [24] Эти стеклянные бусины Хеврона использовались для торговли и экспортировались в основном в Африку с начала до середины 19 века. Распространенные по всей Западной Африке , в Кано , Нигерия , их шлифовали по краям, чтобы круглые бусины лучше сочетались друг с другом на нити. Там они получили название «Бусины Кано», хотя изначально они не производились в Кано. К 1930-м годам их стоимость снизилась; В 1937 году Эй Джей Аркелл продавали «за бесценок» записал бусы, которые суданские женщины торговцам хауса в Дафуре . [25]
См. также
[ редактировать ]- Стеклянное искусство
- Резьба по перламутру в Вифлееме
- Мыло Набулси
- Палестинские ремесла
- Римское стекло
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сполдинг и Уэлч, 1994, стр 200–201 . .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Вазы» . Кооператив ремесленников «Святая Земля». Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г. Проверено 13 апреля 2008 г.
- ^ «Хевронские бусины» . Dphjewelry.com. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Назми аль-Джуба (25 января 2008 г.). «Хевронское стекло: многовековая традиция» . Институт ближневосточного взаимопонимания (оригинал на этой неделе в Палестине). Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 года . Проверено 31 марта 2012 г.
- ^ Борода, 1862, с. 19
- ^ Перро, Чипьез и Армстронг, 1885, с. 328
- ^ Комай, 2001, с. 13.
- ^ Симмонс, Гейл. 2013. «История стекла Хеврона». Саудовская Арамко Мир. Январь/февраль 2013 г. Страница 5.
- ↑ Vitry, 1896, pp. 92-93
- ^ Фабри, 1893, с. 411
- ^ Волней, 1788, том II, с. 325
- ^ Зитцен, 1855, том. 3, с. 5 -6. Шёльх, 1993, с. 161
- ^ Ирби и Манглс, 1823, с. 344
- ^ Сирс, 1849, с. 260
- ^ Дельпюже, 1866, с. 26 . Цитируется по Schölch, 1993, стр. 161–162.
- ^ Цитируется по Schölch, 1993, стр. 161–162.
- ^ Перро, Чипьез и Армстронг, 1885, с. 331
- ^ Лоре, 1884, с. 327 и далее
- ^ Томсон, 1861, с. 584
- ^ Вейр, 1989, стр. 192, 193.
- ^ Вейр, 1989, с. 194. См. также Палестинские украшения . [узурпировал]
- ^ Вейр, 1989, с. 201.
- ^ Вейр, 1989, с. 230.
- ^ Браун, 1799, с. 303 ; упоминается в Хевроне как мастер по изготовлению бус. Архивировано 12 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Аркелл, 1937, стр. 300-305. [ постоянная мертвая ссылка ] ; упоминается в Хевроне как мастер по изготовлению бус. Архивировано 12 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
Библиография
[ редактировать ]- Аркелл, Эй Джей (1937). «Четы из Хеврона в Дафуре» . Суданские заметки и записи . 40 (2): 300–305. JSTOR 41716267 .
- Борода, младший (1862). Народный словарь Библии . Том. 2. Оксфордский университет .
- Браун, WG (1799). Путешествие по Африке, Египту и Сирии С 1792 по 1798 год . Т. Каделл-младший и У. Дэвис, Стрэнд.
- Дельпюже, Дэвид (1866). Евреи Александрии, Яффы и Иерусалима в 1865 году . Бордо.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Комай, Джоан (2001). Кто есть кто в Ветхом Завете . Рутледж . ISBN 0-415-26031-0 .
- Фабри, Ф. (1893). Феликс Фабри (около 1480–1483 гг. н. э.), том II, часть II . Общество текстов палестинских паломников .
- Гумппенберг, Стефан фон (1561). Правдивое описание морского путешествия . Раб и Хан.
- Ирби, CL ; Манглс, Дж. (1823). Путешествия по Египту и Нубии, Сирии и Малой Азии; в 1817 и 1818 годах . Лондон: Отпечатано для частного распространения компанией T. White & Co.
- Лоре, Л. (1884). Сирия сегодня . Топор.
- Перро, Г .; Чипьез, К. ; Армстронг, В. (1885). История искусства в Финикии и ее зависимостях . Чепмен и Холл.
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Бостон: Крокер и Брюстер . (стр. 441 )
- Шёльх, Александр (1993). Палестина в трансформации, 1856-1882 гг . Институт палестинских исследований. ISBN 0-88728-234-2 .
- Сирс, Роберт (1849). Новая и полная история Библии, содержащаяся в Ветхом и Новом Заветах . Издательство Гарвардского университета .
- Зитцен, UJ (1855). Путешествие Ульриха Яспера Зитцена по Сирии, Палестине, Финикии, странам Трансиордании, Петрейской Аравии и Нижнему Египту (на немецком языке). Том 3. Берлин: Г. Реймер.
- Сполдинг, Мэри; Уэлч, Пенни (1994). Воспитание вчерашнего ребенка: изображение коллекции детской истории Дрейка . Дандурн Пресс Лтд. ISBN 0-920474-91-8 .
- Томпсон, WM (1861). Земля и книга: или библейские иллюстрации, взятые из нравов и обычаев, сцен и пейзажей Святой Земли . Харпер и братья.
- Туниси, или эль-Тунси (1845 г.). Поездка в Дарфур . Париж. (стр. 41н , 209 )
- Витри, Ж. де (1896). История Иерусалима, 1180 год нашей эры . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Волней, К.-Ф. (1788). Путешествие по Сирии и Египту в 1783, 1784 и 1785 годах: описание нынешнего естественного и политического состояния этих стран, их продукции, искусства, мануфактуры и торговли: с наблюдениями за нравами, обычаями и правительством турок. и арабы: Иллюстрировано . Том. 2.
- Вейр, Шелаг (1989). Палестинский костюм . British Museum Publications Ltd. ISBN 0-7141-2517-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наоми Шихаб Най и Хевронское стекло: стихотворение о хевронском стекле
- Симмонс, Гейл. 2013. «История стекла Хеврона». Саудовская Арамко Мир. Январь/февраль 2013 г. Страницы 3–9.