Jump to content

Хамса

Висящая хамса в Тунисе

Хамса арабский ( «пять » : خمسة , латинизированный : хамса , букв. , имея в виду изображения «пяти пальцев руки»), [1] [2] [3] также известный как рука Фатимы , [4] в форме ладони, — амулет популярный в Северной Африке и на Ближнем Востоке и широко используемый в ювелирных украшениях и настенных коврах. [5] [6] изображающая открытую руку, распознаваемая и используемая в качестве защитного знака во многих случаях на протяжении всей истории, хамса, Традиционно считается, что обеспечивает защиту от сглаза .

Источник

[ редактировать ]
Пуническая стела из Карфагена, посвященная Тиннит и Баал-Хаммону с вырезанной открытой правой рукой, а также знаком Тиннит , знаком Баала-Хаммона вверху, Кадуцеем и военно-морскими символами.

Раннее использование хамсы можно проследить до древних месопотамских артефактов в амулетах богини Инанны или Иштар. [ нужна ссылка ] Изображение раскрытой правой руки встречается и в Карфагене. [7] (современный Тунис ) и древней Северной Африке, а также в финикийских колониях на Пиренейском полуострове ( Испания и Португалия ). гробница VIII века до нашей эры была обнаружена израильская с рукописной надписью в виде хамсы В Хирбет-эль-Куме . [6]

Другие символы божественной защиты, основанные на руке, включают Руку Венеры (или Афродиты ), Руку Марии, которая использовалась для защиты женщин от сглаза и/или повышения фертильности и лактации, содействия здоровой беременности и укреплять слабых. [6] В то время женщины находились под огромным давлением и ожидали, что станут матерями. [8] Воспитание женщины было сосредоточено на том, чтобы стать матерью как на исключительной роли, и указывало на необходимость деторождения. [9] Считалось также, что брак — это чувство защиты как для мужчины, так и для женщины. [10]

Рисунок с изображением хамсы

Одна теория постулирует связь между хамсой и Мано Пантеа (или Рукой Всебогини), амулетом, известным древним египтянам как Два пальца. В этом амулете Два пальца представляют Исиду и Осириса , а большой палец — их ребенка Гора . Его использовали для вызова духов-защитников родителей над своим ребенком. [6] Другая теория прослеживает происхождение хамсы в Карфагене или Финикии , где рука (или в некоторых случаях вульва ) верховного божества Танит использовалась для защиты от сглаза. [11] По словам Бруно Барбатти , в то время [ когда? ] этот мотив был самым важным признаком апотропной магии в исламском мире, хотя многие современные изображения продолжают указывать на очевидное происхождение сексуальной символики. Это связано с верой в то, что Бог существует во всем. [ нужна ссылка ]

Старый амулет Хамса
Хамса Амулет

Другое значение этого символа связано с богом неба Гором. Это относится к Оку Гора , что означает, что люди не могут уйти от ока совести. Там сказано, что солнце и луна — глаза Гора. Рука Фатимы также олицетворяет женственность и называется святой рукой женщины. Считается, что он обладает необычайными свойствами, способными защитить людей от зла ​​и других опасностей. [12] [ нужен лучший источник ]

Приспособление

[ редактировать ]
Флаг руки, окруженный круглыми звездами, на центральном фоне, используемый османской армией.

Предполагается, что евреи-сефарды были одними из первых, кто использовал этот амулет из-за своей веры в сглаз . [13] Символ руки появляется в каббалистических рукописях и амулетах, дублируя еврейскую букву « Шин », первую букву « Шаддай », одного из имен, относящихся к Богу . [14] Использование хамсы в еврейской культуре было периодическим, евреи часто использовали ее в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. [15] затем все меньше и меньше с течением времени до середины двадцатого века. Однако понятие защитной руки присутствовало в иудаизме еще с библейских времен, где оно упоминается во Второзаконии указано 5:15 и в Десяти заповедях как «сильная рука» Бога, выведшая евреев из Египта. [15] Позже в еврейском искусстве хамса рассматривается как рука Бога , нисходящая с небес. Его использование еврейскими общинами ашкенази того периода хорошо известно, также появились свидетельства того, что хамса использовалась евреями из средневековой Испании, что часто ассоциировалось с « симпатической магией ». [15] Историки, такие как Шалом Сабар, полагают, что после изгнания евреев из Испании в 1492 году изгнанные евреи, вероятно, использовали хамсу в качестве защиты в чужих землях, куда они были вынуждены переехать, однако это предположение было трудно доказать. [15] По словам Сабара, хамса позже использовалась и евреями в Европе «как отличительный знак священства, особенно когда они хотели показать, что человек имел священническое происхождение...» [15]

Керамическая хамса с изображением Иисуса и его учеников.

Хамса также пользуется признанием как приносящая удачу среди христиан региона. Левантийские христиане называют это рукой Марии (араб. Кеф Мирьям , или « Девы Марии »). Рука [16] [17] Спустя 34 года после окончания исламского правления в Испании его использование было достаточно значительным, чтобы побудить епископский комитет, созванный императором Карлом V, издать указ о запрете на Руку Фатимы и все открытые амулеты для правой руки в 1526 году. [6]

Рука также стала распространенным символом среди мусульман . Именно в этих группах она стала известна как Рука Фатимы , названная в честь Пророка Мухаммеда дочери . Пять пальцев руки стали ассоциироваться с пятью столпами ислама . [7] Сообщалось, что флаг Хамса использовался Османской империей во время австро-турецкой войны в 1788 году.

Символизм и использование

[ редактировать ]
Хамса с тиснением слов Священнического благословения на иврите.
Амулет с двумя руками Фатимы с надписями «Бог-хранитель», «Бог приносит утешение во всех испытаниях».

Рука, особенно открытая правая рука, является знаком защиты, который также представляет благословение, власть и силу и считается мощным средством отражения сглаза. [6] [18] Один из наиболее распространенных компонентов золотых и серебряных украшений в регионе Ближнего Востока . [19] исторически и традиционно его чаще всего вырезали из стружки или изготавливали из серебра — металла, который, как считается, олицетворяет чистоту и обладает магическими свойствами. [6] [20] Его также рисуют красным цветом (иногда с использованием крови принесенного в жертву животного) на стенах домов для защиты. [21] [22] или рисовали или вешали на дверных проемах комнат, например, комнат будущей матери или новорожденного. [6] Руку можно изобразить с раздвинутыми пальцами, чтобы отогнать зло, или сомкнутыми вместе, чтобы принести удачу. [23] Точно так же его можно изобразить, указав пальцами вверх, защищая, или вниз, чтобы даровать благословения. В сильно стилизованных версиях может быть трудно распознать руки, и они могут состоять из пяти кругов, обозначающих пальцы, расположенных вокруг центрального круга, обозначающего ладонь. [23]

Серебряный амулет хамса берберской традиции ( хмисса )

Хамса, используемая для защиты от сглаза, злобного взгляда, который, как полагают, может вызвать болезнь, смерть или просто несчастье, часто содержит символ глаза. [20] [24] Изображения руки, глаза или числа пять в арабской (и берберской ) традиции связаны с защитой от сглаза, о чем свидетельствует поговорка « хамса фи айнек» («пять [пальцев] в твоем глазу»). [24] Поднятие правой руки с открытой ладонью и слегка раздвинутыми пальцами является частью этого проклятия, означающего «ослепить агрессора». [21] Другая формула от сглаза, произносимая на арабском языке, но без жестов руками, — хамса ва-хамис («пять и четверг»). [25] [26] Как пятый день недели, четверг считается хорошим днем ​​для магических обрядов и паломничества к гробницам почитаемых святых для противодействия воздействию сглаза. [27]

Благодаря своему значению как в арабской, так и в берберской культуре, хамса является одним из национальных символов Алжира и появляется на его эмблеме . Он также является самым популярным среди различных амулетов (таких как Глаз и Хирз — серебряная шкатулка, содержащая стихи Корана ) для защиты от сглаза в Египте . [19] Египетские женщины, живущие в балади («традиционных») городских кварталах, часто изготавливают хамайсу — амулеты, состоящие из пяти предметов ( хамса ), которые прикрепляют к волосам своих детей или черным фартукам. Пять предметов могут быть сделаны из перца, рук, кругов или звездочек, подвешенных на крючках. [22]

Еврейский народ также принял символ руки, который часто интерпретируется в связи с библейским отрывком, в котором говорится, что «Господь вывел израильтян из Египта сильной рукой и протянутой рукой». [28] «Сильная рука» является представителем хамсы, которая в то время укоренила свою значимость в обществе. Рука помощи продемонстрировала готовность Бога помочь Своему народу и вывести его из борьбы. Примерно в византийский период художники изображали руку Бога, протянувшуюся сверху. [29] Рука Бога с небес вывела еврейский народ из борьбы, и евреи быстро установили связь с хамсой и их культурой. Рука была идентифицирована в еврейских текстах и ​​стала влиятельным символом во всей общине.Среди еврейского народа хамса является очень уважаемым, священным и распространенным символом. Иногда его использовали в качестве украшения Ктубы или брачного контракта, а также в качестве предметов, украшающих Тору, таких как указки и Пасхальная Агада . [30] Использование руки в качестве изображений как в синагоге, так и за ее пределами свидетельствует о важности и значимости, которую еврейский народ ассоциировал с хамсой. Рука украшала некоторые из самых религиозных и божественных предметов и с тех пор вышла из своей необычной фазы.

Во время создания Государства Израиль хамса стала более осуждаемой среди евреев из-за ее несовместимости со светской концепцией Израиля. [31] Он стал символом светскости и модным талисманом; талисман «удачи», появляющийся на ожерельях, брелках, открытках, телефонных и лотерейных карточках, а также в рекламе. Это также часто используемый символ евреями за пределами Ближнего Востока, особенно в еврейских общинах Соединенных Штатов. [31] Его также используют в элитных ювелирных изделиях, декоративной плитке и настенных украшениях. [31]

Подобно западному использованию фразы «стучать по дереву» или «прикоснуться к дереву», в Израиле распространено выражение «Хамса, Хамса, Хамса, тфу, тфу, тфу», звук плевания, предположительно для того, чтобы выплюнуть неудачу. . [32]

На Мимуне , еврейском празднике Магриби , который проводится после Песаха , столы накрываются различными символами удачи и плодородия с акцентом на цифру «5», например пять золотых украшений или пять бобов, разложенных на листе теста. Повторение цифры пять связано с амулетом хамса. [33]

В Марокко Хамса называется «Хамса» или «Хмиса» и широко используется для защиты от неудач и злых людей. Хамса . используется во многих предметах домашнего декора, но чаще всего ее используют в ювелирных изделиях У большинства марокканских женщин есть хотя бы одно украшение с хамсой . [34]

Символ U+1FAAC 🪬 ХАМСА был добавлен в Юникод в 2021 году (Юникод 14.0, Emoji 14.0). [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Зеннер, 1988, с. 284 .
  2. ^ Всемирный институт перспективных феноменологических исследований и обучения (Бельмонт, Estados Unidos), 1991, стр. 219 .
  3. ^ Дразин, 2009, с. 268 .
  4. ^ Гонсалес-Випплер, Миген (1991). Полная книга амулетов и талисманов . Сент-Пол, Миннесота: Публикации Ллевеллина. п. 173. ИСБН  978-0-87542-287-9 .
  5. ^ Бернасек и др., 2008, с. 12 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Сонбол, 2005, стр. 355–359 .
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кашгар. «Хамса (Хамса)» . Кашгар . Проверено 10 января 2021 г.
  8. ^ «Мир детского труда» . Лоретта Э. Басс . Проверено 15 сентября 2013 г.
  9. ^ Вадуд, Амина (1999). Коран и женщина . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 64.
  10. ^ Зекцер, Джери (2004). « Ислам и женщина: где традиции встречаются с современностью»: история и интерпретации статуса исламских женщин». Сексуальные роли . 51 (5/6): 263–272. дои : 10.1023/B:SERS.0000046610.16101.e0 . S2CID   38184740 .
  11. ^ Сильвер, 2008, с. 201 .
  12. ^ Ленхарт, Сэнди. «Значение руки Фатимы – происхождение и вариации». Статьи в журнале. Нп и Интернет. 29 сентября 2013 г.
  13. ^ Энциклопедия еврейских символов , стр. 70, Эллен Франкель, Бетси Платкин Тойч. Роуман и Литтлфилд, 1992 г.
  14. ^ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, еврейский журнал. «Ангелы и Демоны» . Сайт Jewishmag.com . Проверено 25 июня 2013 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сабар, Шалом (2010). От священного символа к брелоку: Хамса в еврейском и израильском обществах . Литтманская библиотека еврейской цивилизации.
  16. ^ Многолетние книги, 1970, стр. 186 .
  17. ^ Трамбол, 1896, с. 77 .
  18. ^ Раджаб, 1989, с. 116.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бадави, 2004, стр. 510 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линч и Робертс, 2010, с. 8 .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Молд, с. 92 .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Начало, 1993, с. 116
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гомес, 1996, с. 54 .
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэм и Бинг, 2007, с. 385 .
  25. ^ Лент и др., 1996, с. 189.
  26. ^ Шинар, 2004, с. 117 .
  27. ^ Хоутсма, 1993, с. 897.
  28. ^ Сабар, Шалом От священного символа к брелоку: Хамса в еврейском и израильском обществах, 141
  29. ^ Сабар, Шалом От священного символа к брелоку для ключей, 142
  30. ^ Сабар, Шалом От священного символа к брелоку, 144
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ноке, 2009, стр. 133–134 .
  32. ^ «Еврейская магия и суеверия в Израиле» . Abc.net.au. 22 мая 2010 г. Проверено 25 июня 2013 г.
  33. ^ Бин-Нун, Игаль (8 апреля 2007 г.). «Госпожа Удача» . Гаарец . Проверено 21 июня 2011 г.
  34. ^ «Марокканские украшения» . Марокканская изюминка . 22 августа 2018 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
  35. ^ «🪬 Эмодзи Хамса» . Эмоджипедия . Проверено 10 февраля 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бадави, Черин (2004). След Египет (4-е, иллюстрированное изд.). Путеводители по следам. ISBN  978-1-903471-77-7 .
  • Бернасек, Лиза; Музей археологии и этнологии Пибоди; Бургер, Гилель С. (2008). Художественность повседневности: красота и мастерство в берберском искусстве (Иллюстрированное издание). Издательство музея Пибоди, Гарвардский университет. ISBN  9780873654050 .
  • Дразин, Израиль (2009). Маймонид и библейские пророки . ООО Издательский дом «Гефен» ISBN  9789652294302 .
  • Эвелин А. Эрли (1993). Женщины балади в Каире: играют с яйцом и камнем (Иллюстрированное изд.). Издательство Линн Риннер. ISBN  9781555872687 .
  • Гомес, Аурелия (1996). Ремесла многих культур: 30 аутентичных поделок со всего мира . Scholastic Inc. ISBN  9780590491822 .
  • «Еврейская магия и суеверия в Израиле» . Abc.net.au. 22 мая 2010 г. Проверено 25 июня 2013 г.
  • М. Че. Хоутсма (1993). М. Че. Хоутсма (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 (переиздание). БРИЛЛ. ISBN  9789004097902 .
  • Лент, Дж. М.; Бирман, Перри Дж .; Куреши, Хаким-Удден (1997). Энциклопедия ислама, новое издание (2-е изд.). Брилл. ISBN  978-90-04-10795-3 .
  • Ленхарт, Сэнди (2011). «Рука Фатимы. Значение - происхождение и вариации». Статьи в журнале. 17 февраля 2011 г.
  • Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я (2-е, исправленное изд.). Издательство информационной базы. ISBN  9781604134155 .
  • МакГиннесс, Джастин (2002). Справочник Footprint Tunisia (3-е, иллюстрированное изд.). Путеводители по следам. ISBN  978-1-903471-28-9 .
  • Ноке, Александра (2009). Место Средиземноморья в современной израильской идентичности (Иллюстрированное издание). БРИЛЛ. ISBN  9789004173248 .
  • Многолетние книги (1970). Исследования по сравнительному религиоведению, тома 4–5 . Калифорнийский университет.
  • Раджаб, Дж. (1989). Палестинский костюм . Университет Индианы. ISBN  978-0-7141-2517-6 .
  • Шиммель, Аннемари (1994). Расшифровка знаков Бога: феноменологический подход к исламу . СУНИ Пресс. ISBN  9780791419823 .
  • Шадур, Джозеф; Шадур, Иегудит (2002). Традиционные еврейские вырезки из бумаги: внутренний мир искусства и символов (Иллюстрированное издание). УПНЕ. ISBN  9781584651659 .
  • Шинар, Песса (2004). Современный ислам в Магрибе . JSAI. ISBN  9789657258026 .
  • Сильвер, Алан (2008). Евреи, миф и история: критическое исследование современной еврейской веры и ее истоков . Трубадор Паблишинг Лтд. ISBN  978-1-84876-064-6 .
  • Сонбол, Амира Эль-Ажари (2005). За пределами экзотики: женские истории в исламских обществах . Издательство Сиракузского университета. ISBN  9780815630555 .
  • Трамбалл, Генри Клей (1896). Пороговый завет: или Начало религиозных обрядов (2-е изд.). К. Скрибнера.
  • Всемирный институт перспективных феноменологических исследований и обучения (Бельмонт, Estados Unidos) (1991). Анна-Тереза ​​Тименецка (ред.). Эстетика Романа Ингардена в новом ключе и независимые подходы других: исполнительское искусство, изобразительное искусство и литература, Том 3 . Спрингер. ISBN  9780792310143 .
  • Штайнмец, Сол (2005). Словарь еврейского употребления: руководство по употреблению еврейских терминов . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9780742543874 .
  • Зеннер, Уолтер П. (1988). Настойчивость и гибкость: антропологические взгляды на опыт американских евреев (Иллюстрированный ред.). СУНИ Пресс. ISBN  9780887067488 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e83413e4aea0053e90a42ba8d91a652__1720284360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/52/0e83413e4aea0053e90a42ba8d91a652.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hamsa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)