Хамса

Хамса арабский ( «пять » : خمسة , латинизированный : хамса , букв. , имея в виду изображения «пяти пальцев руки»), [1] [2] [3] также известный как рука Фатимы , [4] в форме ладони, — амулет популярный в Северной Африке и на Ближнем Востоке и широко используемый в ювелирных украшениях и настенных коврах. [5] [6] изображающая открытую руку, распознаваемая и используемая в качестве защитного знака во многих случаях на протяжении всей истории, хамса, Традиционно считается, что обеспечивает защиту от сглаза .
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]
Раннее использование хамсы можно проследить до древних месопотамских артефактов в амулетах богини Инанны или Иштар. [ нужна ссылка ] Изображение раскрытой правой руки встречается и в Карфагене. [7] (современный Тунис ) и древней Северной Африке, а также в финикийских колониях на Пиренейском полуострове ( Испания и Португалия ). гробница VIII века до нашей эры была обнаружена израильская с рукописной надписью в виде хамсы В Хирбет-эль-Куме . [6]
Другие символы божественной защиты, основанные на руке, включают Руку Венеры (или Афродиты ), Руку Марии, которая использовалась для защиты женщин от сглаза и/или повышения фертильности и лактации, содействия здоровой беременности и укреплять слабых. [6] В то время женщины находились под огромным давлением и ожидали, что станут матерями. [8] Воспитание женщины было сосредоточено на том, чтобы стать матерью как на исключительной роли, и указывало на необходимость деторождения. [9] Считалось также, что брак — это чувство защиты как для мужчины, так и для женщины. [10]

Одна теория постулирует связь между хамсой и Мано Пантеа (или Рукой Всебогини), амулетом, известным древним египтянам как Два пальца. В этом амулете Два пальца представляют Исиду и Осириса , а большой палец — их ребенка Гора . Его использовали для вызова духов-защитников родителей над своим ребенком. [6] Другая теория прослеживает происхождение хамсы в Карфагене или Финикии , где рука (или в некоторых случаях вульва ) верховного божества Танит использовалась для защиты от сглаза. [11] По словам Бруно Барбатти , в то время [ когда? ] этот мотив был самым важным признаком апотропной магии в исламском мире, хотя многие современные изображения продолжают указывать на очевидное происхождение сексуальной символики. Это связано с верой в то, что Бог существует во всем. [ нужна ссылка ]

Другое значение этого символа связано с богом неба Гором. Это относится к Оку Гора , что означает, что люди не могут уйти от ока совести. Там сказано, что солнце и луна — глаза Гора. Рука Фатимы также олицетворяет женственность и называется святой рукой женщины. Считается, что он обладает необычайными свойствами, способными защитить людей от зла и других опасностей. [12] [ нужен лучший источник ]
Приспособление
[ редактировать ]
Предполагается, что евреи-сефарды были одними из первых, кто использовал этот амулет из-за своей веры в сглаз . [13] Символ руки появляется в каббалистических рукописях и амулетах, дублируя еврейскую букву « Шин », первую букву « Шаддай », одного из имен, относящихся к Богу . [14] Использование хамсы в еврейской культуре было периодическим, евреи часто использовали ее в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. [15] затем все меньше и меньше с течением времени до середины двадцатого века. Однако понятие защитной руки присутствовало в иудаизме еще с библейских времен, где оно упоминается во Второзаконии указано 5:15 и в Десяти заповедях как «сильная рука» Бога, выведшая евреев из Египта. [15] Позже в еврейском искусстве хамса рассматривается как рука Бога , нисходящая с небес. Его использование еврейскими общинами ашкенази того периода хорошо известно, также появились свидетельства того, что хамса использовалась евреями из средневековой Испании, что часто ассоциировалось с « симпатической магией ». [15] Историки, такие как Шалом Сабар, полагают, что после изгнания евреев из Испании в 1492 году изгнанные евреи, вероятно, использовали хамсу в качестве защиты в чужих землях, куда они были вынуждены переехать, однако это предположение было трудно доказать. [15] По словам Сабара, хамса позже использовалась и евреями в Европе «как отличительный знак священства, особенно когда они хотели показать, что человек имел священническое происхождение...» [15]
Хамса также пользуется признанием как приносящая удачу среди христиан региона. Левантийские христиане называют это рукой Марии (араб. Кеф Мирьям , или « Девы Марии »). Рука [16] [17] Спустя 34 года после окончания исламского правления в Испании его использование было достаточно значительным, чтобы побудить епископский комитет, созванный императором Карлом V, издать указ о запрете на Руку Фатимы и все открытые амулеты для правой руки в 1526 году. [6]
Рука также стала распространенным символом среди мусульман . Именно в этих группах она стала известна как Рука Фатимы , названная в честь Пророка Мухаммеда дочери . Пять пальцев руки стали ассоциироваться с пятью столпами ислама . [7] Сообщалось, что флаг Хамса использовался Османской империей во время австро-турецкой войны в 1788 году.
Символизм и использование
[ редактировать ]

Рука, особенно открытая правая рука, является знаком защиты, который также представляет благословение, власть и силу и считается мощным средством отражения сглаза. [6] [18] Один из наиболее распространенных компонентов золотых и серебряных украшений в регионе Ближнего Востока . [19] исторически и традиционно его чаще всего вырезали из стружки или изготавливали из серебра — металла, который, как считается, олицетворяет чистоту и обладает магическими свойствами. [6] [20] Его также рисуют красным цветом (иногда с использованием крови принесенного в жертву животного) на стенах домов для защиты. [21] [22] или рисовали или вешали на дверных проемах комнат, например, комнат будущей матери или новорожденного. [6] Руку можно изобразить с раздвинутыми пальцами, чтобы отогнать зло, или сомкнутыми вместе, чтобы принести удачу. [23] Точно так же его можно изобразить, указав пальцами вверх, защищая, или вниз, чтобы даровать благословения. В сильно стилизованных версиях может быть трудно распознать руки, и они могут состоять из пяти кругов, обозначающих пальцы, расположенных вокруг центрального круга, обозначающего ладонь. [23]

Хамса, используемая для защиты от сглаза, злобного взгляда, который, как полагают, может вызвать болезнь, смерть или просто несчастье, часто содержит символ глаза. [20] [24] Изображения руки, глаза или числа пять в арабской (и берберской ) традиции связаны с защитой от сглаза, о чем свидетельствует поговорка « хамса фи айнек» («пять [пальцев] в твоем глазу»). [24] Поднятие правой руки с открытой ладонью и слегка раздвинутыми пальцами является частью этого проклятия, означающего «ослепить агрессора». [21] Другая формула от сглаза, произносимая на арабском языке, но без жестов руками, — хамса ва-хамис («пять и четверг»). [25] [26] Как пятый день недели, четверг считается хорошим днем для магических обрядов и паломничества к гробницам почитаемых святых для противодействия воздействию сглаза. [27]
Благодаря своему значению как в арабской, так и в берберской культуре, хамса является одним из национальных символов Алжира и появляется на его эмблеме . Он также является самым популярным среди различных амулетов (таких как Глаз и Хирз — серебряная шкатулка, содержащая стихи Корана ) для защиты от сглаза в Египте . [19] Египетские женщины, живущие в балади («традиционных») городских кварталах, часто изготавливают хамайсу — амулеты, состоящие из пяти предметов ( хамса ), которые прикрепляют к волосам своих детей или черным фартукам. Пять предметов могут быть сделаны из перца, рук, кругов или звездочек, подвешенных на крючках. [22]
Еврейский народ также принял символ руки, который часто интерпретируется в связи с библейским отрывком, в котором говорится, что «Господь вывел израильтян из Египта сильной рукой и протянутой рукой». [28] «Сильная рука» является представителем хамсы, которая в то время укоренила свою значимость в обществе. Рука помощи продемонстрировала готовность Бога помочь Своему народу и вывести его из борьбы. Примерно в византийский период художники изображали руку Бога, протянувшуюся сверху. [29] Рука Бога с небес вывела еврейский народ из борьбы, и евреи быстро установили связь с хамсой и их культурой. Рука была идентифицирована в еврейских текстах и стала влиятельным символом во всей общине.Среди еврейского народа хамса является очень уважаемым, священным и распространенным символом. Иногда его использовали в качестве украшения Ктубы или брачного контракта, а также в качестве предметов, украшающих Тору, таких как указки и Пасхальная Агада . [30] Использование руки в качестве изображений как в синагоге, так и за ее пределами свидетельствует о важности и значимости, которую еврейский народ ассоциировал с хамсой. Рука украшала некоторые из самых религиозных и божественных предметов и с тех пор вышла из своей необычной фазы.
Во время создания Государства Израиль хамса стала более осуждаемой среди евреев из-за ее несовместимости со светской концепцией Израиля. [31] Он стал символом светскости и модным талисманом; талисман «удачи», появляющийся на ожерельях, брелках, открытках, телефонных и лотерейных карточках, а также в рекламе. Это также часто используемый символ евреями за пределами Ближнего Востока, особенно в еврейских общинах Соединенных Штатов. [31] Его также используют в элитных ювелирных изделиях, декоративной плитке и настенных украшениях. [31]
Подобно западному использованию фразы «стучать по дереву» или «прикоснуться к дереву», в Израиле распространено выражение «Хамса, Хамса, Хамса, тфу, тфу, тфу», звук плевания, предположительно для того, чтобы выплюнуть неудачу. . [32]
На Мимуне , еврейском празднике Магриби , который проводится после Песаха , столы накрываются различными символами удачи и плодородия с акцентом на цифру «5», например пять золотых украшений или пять бобов, разложенных на листе теста. Повторение цифры пять связано с амулетом хамса. [33]
В Марокко Хамса называется «Хамса» или «Хмиса» и широко используется для защиты от неудач и злых людей. Хамса . используется во многих предметах домашнего декора, но чаще всего ее используют в ювелирных изделиях У большинства марокканских женщин есть хотя бы одно украшение с хамсой . [34]
Символ U+1FAAC 🪬 ХАМСА был добавлен в Юникод в 2021 году (Юникод 14.0, Emoji 14.0). [35]
См. также
[ редактировать ]- Абхаямудра
- Сглаз
- Филактиум
- Рука Бога (искусство)
- Назар
- Скандола
- Мотив руки и глаза в культуре Миссисипи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Зеннер, 1988, с. 284 .
- ^ Всемирный институт перспективных феноменологических исследований и обучения (Бельмонт, Estados Unidos), 1991, стр. 219 .
- ^ Дразин, 2009, с. 268 .
- ^ Гонсалес-Випплер, Миген (1991). Полная книга амулетов и талисманов . Сент-Пол, Миннесота: Публикации Ллевеллина. п. 173. ИСБН 978-0-87542-287-9 .
- ^ Бернасек и др., 2008, с. 12 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Сонбол, 2005, стр. 355–359 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кашгар. «Хамса (Хамса)» . Кашгар . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ «Мир детского труда» . Лоретта Э. Басс . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ Вадуд, Амина (1999). Коран и женщина . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 64.
- ^ Зекцер, Джери (2004). « Ислам и женщина: где традиции встречаются с современностью»: история и интерпретации статуса исламских женщин». Сексуальные роли . 51 (5/6): 263–272. дои : 10.1023/B:SERS.0000046610.16101.e0 . S2CID 38184740 .
- ^ Сильвер, 2008, с. 201 .
- ^ Ленхарт, Сэнди. «Значение руки Фатимы – происхождение и вариации». Статьи в журнале. Нп и Интернет. 29 сентября 2013 г.
- ^ Энциклопедия еврейских символов , стр. 70, Эллен Франкель, Бетси Платкин Тойч. Роуман и Литтлфилд, 1992 г.
- ^ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, еврейский журнал. «Ангелы и Демоны» . Сайт Jewishmag.com . Проверено 25 июня 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Сабар, Шалом (2010). От священного символа к брелоку: Хамса в еврейском и израильском обществах . Литтманская библиотека еврейской цивилизации.
- ^ Многолетние книги, 1970, стр. 186 .
- ^ Трамбол, 1896, с. 77 .
- ^ Раджаб, 1989, с. 116.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бадави, 2004, стр. 510 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линч и Робертс, 2010, с. 8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Молд, с. 92 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Начало, 1993, с. 116
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гомес, 1996, с. 54 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэм и Бинг, 2007, с. 385 .
- ^ Лент и др., 1996, с. 189.
- ^ Шинар, 2004, с. 117 .
- ^ Хоутсма, 1993, с. 897.
- ^ Сабар, Шалом От священного символа к брелоку: Хамса в еврейском и израильском обществах, 141
- ^ Сабар, Шалом От священного символа к брелоку для ключей, 142
- ^ Сабар, Шалом От священного символа к брелоку, 144
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ноке, 2009, стр. 133–134 .
- ^ «Еврейская магия и суеверия в Израиле» . Abc.net.au. 22 мая 2010 г. Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Бин-Нун, Игаль (8 апреля 2007 г.). «Госпожа Удача» . Гаарец . Проверено 21 июня 2011 г.
- ^ «Марокканские украшения» . Марокканская изюминка . 22 августа 2018 г. Проверено 21 февраля 2019 г.
- ^ «🪬 Эмодзи Хамса» . Эмоджипедия . Проверено 10 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бадави, Черин (2004). След Египет (4-е, иллюстрированное изд.). Путеводители по следам. ISBN 978-1-903471-77-7 .
- Бернасек, Лиза; Музей археологии и этнологии Пибоди; Бургер, Гилель С. (2008). Художественность повседневности: красота и мастерство в берберском искусстве (Иллюстрированное издание). Издательство музея Пибоди, Гарвардский университет. ISBN 9780873654050 .
- Дразин, Израиль (2009). Маймонид и библейские пророки . ООО Издательский дом «Гефен» ISBN 9789652294302 .
- Эвелин А. Эрли (1993). Женщины балади в Каире: играют с яйцом и камнем (Иллюстрированное изд.). Издательство Линн Риннер. ISBN 9781555872687 .
- Гомес, Аурелия (1996). Ремесла многих культур: 30 аутентичных поделок со всего мира . Scholastic Inc. ISBN 9780590491822 .
- «Еврейская магия и суеверия в Израиле» . Abc.net.au. 22 мая 2010 г. Проверено 25 июня 2013 г.
- М. Че. Хоутсма (1993). М. Че. Хоутсма (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936 (переиздание). БРИЛЛ. ISBN 9789004097902 .
- Лент, Дж. М.; Бирман, Перри Дж .; Куреши, Хаким-Удден (1997). Энциклопедия ислама, новое издание (2-е изд.). Брилл. ISBN 978-90-04-10795-3 .
- Ленхарт, Сэнди (2011). «Рука Фатимы. Значение - происхождение и вариации». Статьи в журнале. 17 февраля 2011 г.
- Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я (2-е, исправленное изд.). Издательство информационной базы. ISBN 9781604134155 .
- МакГиннесс, Джастин (2002). Справочник Footprint Tunisia (3-е, иллюстрированное изд.). Путеводители по следам. ISBN 978-1-903471-28-9 .
- Ноке, Александра (2009). Место Средиземноморья в современной израильской идентичности (Иллюстрированное издание). БРИЛЛ. ISBN 9789004173248 .
- Многолетние книги (1970). Исследования по сравнительному религиоведению, тома 4–5 . Калифорнийский университет.
- Раджаб, Дж. (1989). Палестинский костюм . Университет Индианы. ISBN 978-0-7141-2517-6 .
- Шиммель, Аннемари (1994). Расшифровка знаков Бога: феноменологический подход к исламу . СУНИ Пресс. ISBN 9780791419823 .
- Шадур, Джозеф; Шадур, Иегудит (2002). Традиционные еврейские вырезки из бумаги: внутренний мир искусства и символов (Иллюстрированное издание). УПНЕ. ISBN 9781584651659 .
- Шинар, Песса (2004). Современный ислам в Магрибе . JSAI. ISBN 9789657258026 .
- Сильвер, Алан (2008). Евреи, миф и история: критическое исследование современной еврейской веры и ее истоков . Трубадор Паблишинг Лтд. ISBN 978-1-84876-064-6 .
- Сонбол, Амира Эль-Ажари (2005). За пределами экзотики: женские истории в исламских обществах . Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815630555 .
- Трамбалл, Генри Клей (1896). Пороговый завет: или Начало религиозных обрядов (2-е изд.). К. Скрибнера.
- Всемирный институт перспективных феноменологических исследований и обучения (Бельмонт, Estados Unidos) (1991). Анна-Тереза Тименецка (ред.). Эстетика Романа Ингардена в новом ключе и независимые подходы других: исполнительское искусство, изобразительное искусство и литература, Том 3 . Спрингер. ISBN 9780792310143 .
- Штайнмец, Сол (2005). Словарь еврейского употребления: руководство по употреблению еврейских терминов . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742543874 .
- Зеннер, Уолтер П. (1988). Настойчивость и гибкость: антропологические взгляды на опыт американских евреев (Иллюстрированный ред.). СУНИ Пресс. ISBN 9780887067488 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Хамсой, на Викискладе?