Jump to content

Евреи Магриби

(Перенаправлено с еврейского языка Магриби )
См. «Евреи-мизрахи» для получения дополнительной информации о восточных евреях.

Современные страны Союза арабского Магриба .

Из-за близости термины «евреи Магриби» ( марокканские евреи , алжирские евреи , тунисские евреи и ливийские евреи часто используются по отношению к египетским евреям . ) также

Евреи Магриби ( Магриб или Магрибимы ( североафриканские или евреи ) יהודי צפון אפריקה ‎ Йехудей Цфон Африка ) — этническая группа евреев , традиционно проживавших в регионе Магриба в Северной Африке ( аль-Магриб , по-арабски «запад») под властью арабов в средние века . [1] Устоявшиеся еврейские общины существовали в Северной Африке задолго до прибытия евреев-сефардов , изгнанных из Португалии и Испании. Термин «Мустаараби» также использовался средневековыми еврейскими авторами для обозначения евреев, традиционно живших в Магрибе. [2] Из-за близости термин «евреи Магриби» ( марокканские евреи , алжирские евреи , тунисские евреи и ливийские евреи ) иногда также относится и к египетским евреям , хотя между историей египетских евреев и евреев Магриби существуют важные культурные различия. [1] Эти евреи выходцы из Северной Африки составляют вторую по величине группу еврейской диаспоры . [3]

Первичные, вторичные и третичные еврейские центры в Магрибе.

Евреи Магриби жили в нескольких общинах Северной Африки более 2000 лет. [3] старейшие еврейские общины существовали во времена Римской империи и, возможно, еще в пунических колониях периода Древнего Карфагена . Евреи Магриба в значительной степени смешивались с вновь прибывшими евреями-сефардами, начиная с 13-го века по 16-й век, в конечном итоге были побеждены сефардами и в большинстве случаев приняли сефардскую еврейскую идентичность .

Смешанные магрибско-сефардские еврейские общины распались в середине 20-го века в результате исхода евреев из арабских стран , переехавших в основном в Израиль, Францию, Канаду и Венесуэлу. Сегодня потомки магрибско-сефардских евреев в Израиле в значительной степени приняли современную израильскую еврейскую идентичность и во многих случаях смешиваются с ашкенази и мизрахи местными еврейскими общинами . Большинство магрибско-сефардских евреев ( западных евреев) также считают себя частью еврейской общины Мизрахи ( восточных , или вавилонских евреев ), хотя прямой связи между двумя общинами нет. У них схожая история арабоязычного происхождения и параллельный исход и изгнание из арабских и мусульманских стран: мизрахимы покинули страны Ближнего Востока, а магриби-сефарды покинули страны Северной Африки в середине 20 века. Среди арабских стран самая большая еврейская община сейчас существует в Марокко, насчитывающая около 2000 евреев, и в Тунисе - около 1000. [4]

Ранняя история

[ редактировать ]
Синагога Эль-Гриба на острове Джерба, Тунис

Некоторые еврейские поселения в Северной Африке восходят к доримским временам, что, возможно, коррелирует с поздними пуническими поселениями в этом районе.Более ранние упоминания о еврейском присутствии восходят к Киренаике , греческой колонии на востоке Ливии, где проживала ранняя еврейская община. Известные киренские евреи той эпохи включают Симона Киринеянина, упомянутого в Новом Завете. После поражения евреев в Первой еврейско-римской войне в 70 году нашей эры римский генерал Тит депортировал многих евреев в Мавретанию , которая примерно соответствует современному Магрибу , и многие из них поселились на территории нынешнего Туниса. Эти поселенцы занимались земледелием, скотоводством и торговлей. Они были разделены на кланы или племена, управляемые своими главами, и должны были платить римлянам подушный налог в размере 2 шекелей .

Во время Китосской войны евреи, должно быть, понесли потери, но они продолжали процветать в некоторых частях Северной Африки под властью Поздней Римской империи . После 429 г. н. э., благодаря довольно терпимым вандалам , еврейское население североафриканской провинции увеличилось и процветало до такой степени, что советы африканской церкви решили принять против них ограничительные законы. Берберские земли к востоку от Александрии были относительно толерантными и исторически очень гостеприимными для христиан и евреев, особенно во времена Римской империи. После свержения вандалов Велизарием в 534 году н. э. Юстиниан I издал указ о преследованиях, в котором евреи были причислены к арианам и язычникам .

Сообщество поселилось на острове Джерба ​​у побережья южного Туниса во время римского периода. Состоящие в основном из коэнов , они, в частности, построили синагогу Гриба из камней, привезенных прямо из Иерусалима . «Ла Гриба» и по сей день ежегодно посещают многие евреи Северной Африки.

Под мусульманским господством еврейские общины развивались в важных городских центрах, таких как Кайруан и прибрежные города Туниса, в Тлемсене , Беджайе и Алжире в Центральном Магрибе и даже в крайнем Магрибе (современное Марокко), особенно в Фесе и в Атласских горах среди Берберское население. Отношения между мусульманами и евреями в Магрибе были относительно хорошими благодаря мирной эпохе Аль-Андалуса до прихода к власти Альмохадов , которые в значительной степени преследовали немусульман во время своего раннего правления. Позже к евреям относительно хорошо относились берберские мусульманские династии, а именно Мериниды , Зианиды и Зириды . [5]

В седьмом веке еврейское население пополнилось иберийскими еврейскими иммигрантами, которые, спасаясь от преследований вестготского короля Сисебута и его преемников, бежали в Магриб и поселились в местной Византийской империи . [6] Гораздо большая иммиграция сефардских евреев произошла между 1391 и 1492 годами из-за указа Альгамбры об изгнании и преследованиях в Испании и Португалии.

Фес и Тунис , соответственно в Марокко и Тунисе, стали важными сефардскими раввинскими центрами вплоть до начала 20 века, когда большая часть еврейского населения эмигрировала в Израиль, Францию, Канаду и Латинскую Америку.

Изгнание из Испании после 1492 г.

[ редактировать ]

Хотя в регионе Магриба Северной Африки евреи присутствовали как в берберских, так и в арабоязычных общинах на протяжении тысячелетий, многие испанские евреи были изгнаны из Испании во время испанской инквизиции 1492 года. [7]

Испанская инквизиция в конечном итоге была религиозно мотивированным движением, которое стремилось сохранить и укрепить католическое присутствие в Испании. Правители Фердинанд и Изабелла приказали изгнать испанских евреев в январе 1492 года, а 30 июля 1492 года сотни тысяч испанских евреев были изгнаны из Испании, переселившись в основном в регион Магриба из-за его непосредственной близости к Испании. но и в другие места, такие как Греция , Италия и Турция . [8]

Примерно во времена испанской инквизиции Контрреформация происходила . Контрреформация была католическим ответом на протестантскую Реформацию , движение в Европе, которое стремилось популяризировать новую секту христианства, протестантизм , по всей Европе. Контрреформация в основном происходила в Южной Европе, и это является важной причиной того, почему Южная Европа по большей части гораздо более католическая и гораздо менее протестантская, чем большая часть Северной Европы. [9] Контрреформация, будучи движением за сохранение и усиление католического влияния на общество, выступала против не только протестантизма, но и любых некатолических верований, которые рассматривались как угроза католическому обществу. [10] Таким образом, евреи Испании в подавляющем большинстве двинулись прямо на юг, в регион Магриба в Северной Африке, и быстро процветали.

Новейшая история

[ редактировать ]

Вторая мировая война и Холокост

[ редактировать ]

Накануне Второй мировой войны в Магрибе проживало 400 000 евреев; На протяжении всего этого времени каждая страна по-разному относилась к своему еврейскому населению. [1]

Алжирские евреи (около 35 000 человек) получили французское гражданство Указом Кремье в 1870 году. Французский режим Виши тогда контролировал еврейскую общину в Алжире во время Второй мировой войны и вводил антисемитские меры, такие как лишение евреев их гражданских прав, принуждение к носить опознавательные знаки и установить квоты на их прием в начальные школы. [11]

Тунис был единственной страной, имевшей прямой контакт с немецкой армией; Германия оккупировала страну в течение шести месяцев с 1942 по 1943 год, пока она не была отбита союзными войсками . [1] В условиях немецкой оккупации еврейское население, составлявшее тогда 89 000 человек, терпело нацистский режим и подвергалось жестокому обращению. [11]

В Марокко были приняты антиеврейские законы, и по меньшей мере 2100 евреев были насильственно интернированы в трудовые лагеря. [1]

Эмиграция

[ редактировать ]

Создание государства Израиль в 1948 году привело к тому, что многие страны начали пропагандировать антиеврейское поведение, особенно в регионах с мусульманским большинством. Это в значительной степени способствовало эмиграции евреев из стран Магриба. Этот исход представлял собой комбинацию толчков и притяжений, дополненную независимостью стран Магриба в 1950-х и начале 1960-х годов, поскольку считалось, что евреи поддерживали бывших колониальных французов.

Тунис был французским протекторатом с 1881 года, а страна боролась за независимость с 1952 по 1956 год, после чего многие из 105 000 евреев этой общины эмигрировали. [11] В последние десятилетия еврейская община продолжала сокращаться, поскольку многие эмигрировали в Израиль, Францию ​​и другие страны. [12]

После провозглашения независимости Марокко в 1956 году большинство из 225 000 евреев Марокко эмигрировали в Израиль, Францию ​​и Канаду. [11]

В Алжире Фронт национального освобождения боролся и завоевал независимость от Франции в 1961 году. После того, как Алжир завоевал независимость, еврейское население численностью 140 000 человек начало массовый и окончательный исход, главным образом во Францию, из-за возросшей враждебности к евреям. [11]

Евреи Магриби в Израиле

[ редактировать ]

Ранние сионисты составляли большинство евреев-ашкенази , которые твердо поддерживали Теодора Герцля , основателя современного сионизма . [13] Евреи Магриби, наряду с другими евреями-мизрахи и евреями-сефардами , не начали прибывать в массах, хотя некоторые из евреев Магриби уже были в Израиле к 18 веку и позже, как Аарон Мойал [ он ] , который заложил основы Телла. -Авив ; в Израиле до тех пор, пока Израиль не был создан как государство. [14] Ранние сионисты, как правило, были светскими, поскольку сионизм (в том виде, в котором его основал Герцль) был светским националистическим движением, признававшим евреев как целую нацию и рассматривавшим Землю Израиля как прародину евреев. [15]

В середине 20-го века арабский мир (в данном случае Северная Африка) начал претерпевать значительные внутренние изменения. Идея панарабизма возникла в первые годы 20-го века, и культурное, языковое и политическое влияние европейских колониальных держав в регионе начало резко снижаться. По мере того как арабское единство росло, росла и оппозиция любой форме колониализма. Благодаря этим новым настроениям североафриканские и арабские страны 20-го века решительно выступили против сионизма , и многие арабские лидеры рассматривали это движение просто как продолжение европейского колониализма из-за подавляющего большинства ранних сионистских мигрантов, прибывших из Европы. [13]

Евреи Магриби имеют огромное культурное влияние в Израиле. Фалафель широко известен как национальная еда Израиля. [16] а из-за происхождения фалафеля на Ближнем Востоке и в Северной Африке евреи Магриби вместе с другими евреями-сефардами и мизрахи с Ближнего Востока и Северной Африки сыграли огромную роль в превращении фалафеля в основной продукт Израиля. Музыка мизрахи , один из самых популярных жанров Израиля, несет в себе большое влияние евреев Магриби. Среди популярных исполнителей музыки Мизрахи магрибского происхождения: Эяль Голан , Сарит Хадад , Моше Перец , Дана Интернэшнл , Зехава Бен и Коби Перец , все марокканского происхождения.

В религиозном отношении евреи Магриби (вместе с евреями-сефардами/мизрахи в целом) в значительной степени классифицируются как масортимы , в отличие от израильтян еврейского происхождения ашкенази , которые являются более светскими. [17] В политическом плане евреи Магриби склонны голосовать за «Ликуд» . [18]

Сообщества

[ редактировать ]
Марокканские еврейские женщины

Марокко, североафриканская страна с самым большим еврейским населением как в начале 20-го века, так и сегодня. [19] Еврейское население составляло около 275 000 человек на пике своего развития примерно во время создания Израиля. [20] Значительное число марокканских евреев являются потомками бербероязычных евреев , некогда живших в Атласских горах . [21] Сегодня еврейское население Марокко оценивается примерно в 2000 человек. [22] После изгнания из Испании после 1492 года марокканские евреи разделяли многие обычаи повседневной жизни и общий разговорный язык ( берберский или марокканский арабский ) со своими соседями-мусульманами, что привело к богатому взаимному культурному наследию в виде музыки, поэзии, еды и ремесел. [23]

После создания Израиля начался массовый исход еврейского населения , и подавляющее большинство марокканских евреев эмигрировало в Израиль. [24] поскольку очень немногие марокканские евреи до этого уехали в Подмандатную Палестину . [24] Израиль начал серию операций по вывозу евреев, подвергшихся преследованиям [ нужна ссылка ] , в Израиль из различных стран Ближнего Востока и Северной Африки. Знаменитой операцией, которая привела почти 100 000 марокканских евреев в Израиль с 1961 по 1964 год, была операция «Ячин» .

Сегодня евреи марокканского происхождения в Израиле склонны идентифицировать себя со своим происхождением и оставаться на связи со своей традиционной культурой. Часть марокканской еврейской культуры вращается вокруг сефардской музыки и еды. Шакшука , традиционное блюдо Магриби, стало популярным в Израиле благодаря влиянию марокканских евреев.

Алжирские евреи во многом похожи на марокканских евреев из-за близости Алжира и Марокко. Обе общины были переплетены лингвистически, культурно и исторически. Еврейское присутствие в Алжире существовало еще до римской эпохи. [21] но большинство алжирских евреев ведут значительную часть своей истории к культуре Аль-Андалуса .

С 1848 года Алжир был частью французской родины , и Указом Кремье 1870 года алжирские евреи получили французское гражданство. Между тем, коренное мусульманское арабское и берберское население оставалось в статусе второго сорта, что привело к разногласиям между мусульманами, кульминацией которых стали беспорядки в Константине в 1934 году . [25] После вторжения Германии во Францию ​​Алжир попал под власть Виши : евреев лишили прав французских граждан, уволили с государственных должностей и наложили на них квоты и ограничения. [26]

Указ Кремье и, следовательно, еврейское гражданство были восстановлены после Второй мировой войны, сохраняя приверженность алжирских евреев своему французскому статусу на протяжении всей Алжирской войны . [27] в результате которого погибло около 1,5 миллиона алжирцев. [28] После войны, хотя большинство алжирских мусульман поддержали независимость, большинство алжирских евреев связали свою судьбу с Францией, причем многие из них поддержали ОАГ и даже присоединились к ней . [29] За последние 15 месяцев войны произошло более 130 нападений на евреев или еврейские учреждения; двумя наиболее символически значимыми из них являются разграбление Большой синагоги Алжира в декабре 1960 года. [29] [30] и убийство популярного певца Шейха Раймонда на публичном рынке в Константине в июне 1961 года. [29] Эти два инцидента, в частности, дали толчок еврейской иммиграции из Алжира, хотя и вошли в состав огромной массы переселенцев, покидающих Алжир во Францию. [29] [31]

Во время Второй мировой войны в Алжире проживало около 130 000 евреев. Совсем недавно их число оценивалось Государственным департаментом США менее чем в 200 человек. [32] Алжирские евреи уникальны тем, что они являются единственной общиной североафриканских евреев, которая не эмигрировала в Израиле в подавляющем большинстве во время исхода евреев из арабских и мусульманских стран ; вместо этого большинство алжирских евреев выбрали Францию ​​в качестве пункта назначения. [33] Их «репатриация» представляет собой уникальный случай в истории еврейской миграции, поскольку, несмотря на то, что они были психологически изгнаны из страны, они «вернулись» во Францию ​​как граждане, а не как беженцы. [33]

Большая синагога Хара в 1960 году.

Как и соседний Алжир, Тунис попал под власть Виши в июле 1940 года, в результате чего на тунисских евреев действовал тот же антисемитский Statut des Juifs, что и в материковой Франции, который ограничивал евреев на государственной службе, в учебных заведениях и журналистике, а также в свободных профессиях. В мае 1941 года самая жестокая вспышка насилия против евреев в Северной Африке во время Второй мировой войны произошла в Габесе в результате бунта, в результате которого семь евреев погибли и двадцать были ранены .

После вторжения союзников в Северную Африку Тунис был непосредственно оккупирован немецкими войсками в ноябре 1942 года. Нацисты немедленно арестовали Моисея Боргеля , президента еврейской общины Туниса, вместе с другими видными евреями. [34] до введения режима принудительного труда, конфискации имущества, захвата заложников, массового вымогательства, депортаций и казней. Тысячи сельских евреев были вынуждены носить желтый значок . [35] но ни один из них не был отправлен в лагеря смерти в Восточной Европе из-за удаленности от Туниса, а также короткого периода немецкой оккупации, завершившейся в мае 1943 года. [34]

Население тунисских евреев в 1948 году составляло около 105 000 человек. Вскоре после обретения независимости в 1956 году правительственный указ, направленный на ликвидацию всех конфессиональных трибуналов, включая суды, основанные на законах шариата , также упразднил раввинские трибуналы и советы еврейской общины, которые еврейская община понимала как ограничение их самостоятельности. [36] В то время как Хабиб Бургиба постоянно работал над тем, чтобы убедить евреев в их безопасном и равном положении в тунисском обществе, дошел до того, что включил в свой первый кабинет еврейского националиста Альберта Бессиса . [37] ему не удалось обуздать растущие случаи жестоких антиеврейских выступлений, особенно после Шестидневной войны в 1967 году, когда Большая синагога Туниса была разграблена и сожжена дотла. К 1967 году число тунисских евреев сократилось примерно до 20 000. Еще 7 000 евреев иммигрировали во Францию. По состоянию на 2021 год численность евреев в Тунисе составляет около 1000 человек. [22]

В 2018 году первый еврейский министр после Бессиса Рене Трабелси был назначен главой Министерства туризма. [38]

Ливийские евреи — самая маленькая община среди всех евреев Магриби, однако эта община по-прежнему богата историей, традициями и культурой. История ливийских евреев насчитывает около 2300 лет, а пик численности евреев в Ливии составил около 40 000 человек в 1945 году. [39]

Поскольку Ливия была оккупирована Италией на протяжении большей части первой половины 20-го века, в Ливии были приняты расовые законы , направленные против евреев и минимизировавшие их свободы. Поскольку итальянцы приняли законы, которые напрямую эксплуатировали и подавляли евреев, евреи Ливии более приветствовали прибытие союзников во Второй мировой войне , вступивших в Ливию. Италия считала евреев врагами, а Муссолини стремился очистить Ливию от еврейского населения, создав движение под названием Сфолламенто. Благодаря движению Сфолламенто ливийские евреи были отправлены в концентрационные лагеря; Расположение этих лагерей зависело от того, имели ли они британское, французское или ливийско-итальянское гражданство. [40]

Ливия была освобождена союзниками в январе 1943 года, но даже с отменой расовых законов условия жизни евреев не сильно улучшились. Антисемитизм был широко распространен среди ливийской культуры, которая только что подверглась сильному влиянию фашизма; в результате подавляющее большинство ливийских евреев эмигрировали, в первую очередь в Израиль, когда он стал государством. [40] Антиеврейские беспорядки 1945 года в Триполитании спровоцировали погром , в результате которого погибло 140 евреев. Беспорядки и антисемитское насилие не утихли, и у евреев Ливии не осталось иного выбора, кроме как покинуть страну. [41] Сегодня в Ливии больше не живут евреи. [39]

Генетика

[ редактировать ]

В 2012 году исследование Campbel et al. [42] обнаружили, что североафриканские евреи были более тесно связаны друг с другом, а также с европейскими и ближневосточными евреями, чем с принимающим их нееврейским населением. Полногеномное происхождение североафриканских еврейских групп сравнивалось с европейскими (баскскими) и магрибскими ( тунисского нееврейского) и ближневосточного ( Левантского ) происхождения. Было обнаружено, что ближневосточный компонент сопоставим во всех североафриканских еврейских и нееврейских группах (около 40%), в то время как североафриканские еврейские группы демонстрируют повышенный уровень европейского (35-40%) и пониженный уровень североафриканского (магребийского) происхождения ( 20%) [42] [43] при этом марокканские и алжирские евреи, как правило, генетически ближе к европейцам, чем евреи Джербана, причем последние являются весьма эндогамной группой . [42]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «Евреи Алжира, Марокко и Туниса» . Проверено 9 мая 2020 г.
  2. ^ Ландман, Исаак (2009). Том 2, Универсальная еврейская энциклопедия . Книги Варды. п. 81.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл, CL; Паламара, ПФ; Дубровский, М.; Ботиг, LR; Феллоус, М.; Ацмон, Г.; Одду, К.; Перлман, А.; Хао, Л. (6 августа 2012 г.). «Североафриканское еврейское и нееврейское население образует своеобразные ортогональные кластеры» . Труды Национальной академии наук . 109 (34): 13865–13870. Бибкод : 2012PNAS..10913865C . дои : 10.1073/pnas.1204840109 . ISSN   0027-8424 . ПМЦ   3427049 . ПМИД   22869716 .
  4. ^ Розенберг, Джерри М. (28 сентября 2009 г.). Возрождение Ближнего Востока . Книги Гамильтона. ISBN  978-0-7618-4846-2 .
  5. ^ Тайеб, Дж. (1 мая 2004 г.). «Евреи Магриба» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (26): 3952–3962. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.949 . ISSN   1015-7344 .
  6. ^  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). "Алжир". Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  7. ^ «Испанская инквизиция» . сайт Chabad.org . Проверено 16 декабря 2019 г.
  8. ^ «Евреи, изгнанные из Испании, отмечают 527 лет пребывания в Турции» . Дейли Сабах . 31 июля 2019 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
  9. ^ «История Европы – Реформация и Контрреформация» . Британская энциклопедия . Проверено 16 декабря 2019 г.
  10. ^ Мотт, М. (1 января 1998 г.). «Правило веры над разумом: роль инквизиции в Иберии и Новой Испании». Журнал церкви и государства . 40 (1): 57–81. дои : 10.1093/jcs/40.1.57 . ISSN   0021-969X .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «9. Евреи в Леванте и Магрибе» . Музей искусства и истории иудаизма . 3 апреля 2017 года . Проверено 4 декабря 2018 г.
  12. ^ «Синагога Эль-Гриба, Джерба, Тунис | Бейт-Хатфуцот » bh.org.etc . Получено 4 декабря.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Сионизм» . ИСТОРИЯ . 21 августа 2018 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
  14. ^ «Евреи-мизрахи в Израиле» . Мое еврейское образование . Проверено 16 декабря 2019 г.
  15. ^ «Книги и авторы – 96,11» . Атлантика . Проверено 16 декабря 2019 г.
  16. ^ «Независимо от того, где он появился, фалафель по-прежнему остается национальной едой Израиля» . Гаарец . 24 апреля 2012 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
  17. ^ Миллер, Стефан. «Традиционные евреи голосуют за Ликуд-Бейтену, а ортодоксальные выбирают Беннета» . Таймс Израиля . Проверено 17 декабря 2019 г.
  18. ^ «Этническая напряженность между израильскими евреями способствует победе Нетаньяху» . Новости Ассошиэйтед Пресс . Проверено 17 декабря 2019 г.
  19. ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Марокко» . jewishvirtuallibrary.org . Проверено 16 декабря 2019 г.
  20. ^ «Марокко – это кладезь еврейской истории, если знать, куда идти» . Новости Ассошиэйтед Пресс . 18 апреля 2019 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Конгресс, Всемирный еврейский конгресс. «Всемирный еврейский конгресс» . worldjewishcongress.org . Проверено 17 декабря 2019 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Еврейское население во всем мире выросло до 15,2 миллиона человек» . Еврейское агентство. 15 сентября 2021 г.
  23. ^ Тахар Бен Джеллун и Эдмонд А. Эль Малех (18 февраля 1980 г.). «Когда евреи и мусульмане пели вместе» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 23 ноября 2021 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чтату, доктор Мохамед (5 марта 2018 г.). «Эмиграция евреев Марокко в Израиль в ХХ веке – анализ» . Евразийское обозрение . Проверено 16 декабря 2019 г.
  25. ^ Коул, Джошуа (2019). Смертельная провокация: убийства Константина и политика Французского Алжира . Издательство Корнельского университета. дои : 10.7591/j.ctvfc5582 . ISBN  978-1-5017-3944-6 .
  26. ^ «Алжирские евреи, наконец признанные пережившими Холокост, рассказывают о своих преследованиях нацистами» . Гаарец . 25 февраля 2018 года . Проверено 17 декабря 2019 г.
  27. ^ Чой, Сун (2012). «Сложные соотечественники: евреи во французском Алжире после Виши». Журнал североафриканских исследований . 17 (5): 863–880. дои : 10.1080/13629387.2012.723433 . S2CID   144701723 .
  28. ^ «Франция признает пытки во время войны за независимость Алжира» . Аль Джазира . 13 сентября 2018 года . Проверено 23 ноября 2023 г.
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Кац, Итан Б. (2015). Бремя братства: евреи и мусульмане от Северной Африки до Франции . Издательство Гарвардского университета. п. 203. ИСБН  978-0-674-08868-9 – через Google Книги .
  30. ^ «Мусульмане разграбили синагогу» . Нью-Йорк Таймс . 13 декабря 1960 года.
  31. ^ Вуд, Нэнси (2003). «Вспоминая евреев Алжира». Французская цивилизация и ее недовольство: национализм, колониализм, раса . Лэнхэм: Лексингтонские книги. стр. 251–269. ISBN  978-0-7391-0646-4 .
  32. ^ «Алжир: Государственный департамент США» . Государственный департамент США . 20 марта 2023 г. Проверено 22 июля 2023 г.
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б С. Илан Троен, Бенджамин Пинкус (2020). Организация спасения еврейской национальной солидарности в современный период . Рутледж. п. 322. ИСБН  978-10-0004361-7 .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сильверман, Джулиан (2010). «Еврейские общины в Тунисе во время Второй мировой войны: влияние травмы поколений на сосуществование». Международный журнал разнообразия в организациях, сообществах и нациях . 9 (6): 201–210. дои : 10.18848/1447-9532/CGP/v09i06/39497 .
  35. ^ «Евреи Туниса» . jewishvirtuallibrary.org . Проверено 20 мая 2020 г.
  36. ^ Ласкиер, Майкл М. (1987). «От Хафсии до Бизерты: национальная борьба Туниса и история Туниса 1952–1961». Исторический обзор Средиземноморья . 2 (2): 188–222. дои : 10.1080/09518968708569527 .
  37. ^ Масри, Сафван М. (2017). Тунис: арабская аномалия .
  38. ^ «Следующим министром туризма Туниса будет еврей» . Algemeiner.com . Проверено 17 декабря 2019 г.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Диаспора: египетские и ливийские евреи во время Второй мировой войны» . arcgis.com . Проверено 17 декабря 2019 г.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Евреи Ливии | www.yadvashem.org» . the-jews-of-libya.html . Проверено 17 декабря 2019 г.
  41. ^ «Евреи Ливии» . jewishvirtuallibrary.org . Проверено 17 декабря 2019 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмпбелл С.Л., Паламара П.Ф., Дубровский М., Ботиге Л.Р., Феллоус М., Ацмон Г., Одду С., Перлман А., Хао Л., Хенн Б.М., Бернс Е., Бустаманте К.Д., Комас Д., Фридман Е., Пеер И., Острер Х. ( август 2012 г.). «Еврейское и нееврейское население Северной Африки образует своеобразные ортогональные кластеры» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 109 (34): 13865–70. Бибкод : 2012PNAS..10913865C . дои : 10.1073/pnas.1204840109 . ПМЦ   3427049 . ПМИД   22869716 .
  43. ^ Кэмпбел и др. 2012. Рис. 5. Фракция генома с предками, помеченная как референтная популяция.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f8a10995df97661cd6151a562ee9c879__1721394720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/79/f8a10995df97661cd6151a562ee9c879.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maghrebi Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)