Багдадские евреи
![]() Выдающийся еврейский патриарх Багдади Дэвид Сассун (сидит) и его сыновья Элиас Давид , Альберт (Абдулла) и Сассун Дэвид Сассун | |
Общая численность населения | |
---|---|
50 000 в 1900 году [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индия 100 (в основном Мумбаи и Калькутта ) Израиль , Великобритания , Канада , Австралия , Сингапур , Гонконг и США . | |
Языки | |
Традиционно арабский , персидский , иудео-урду и бенгальский . Сейчас в основном английский и иврит | |
Религия | |
иудаизм |
Бывшие общины еврейских мигрантов и их потомков из Багдада и других стран Ближнего Востока традиционно называются багдадскими евреями или иракскими евреями. Они селились главным образом в портах и вдоль торговых путей вокруг Индийского океана и Южно-Китайского моря .
Начиная с Империи Великих Моголов в 18 веке, купцы-торговцы из Багдада и Алеппо основали первоначально на иудео-арабском языке еврейские общины, говорящие , в Индии , а затем в торговой сети по всей Азии , следуя еврейским обычаям. [2] Они процветали при Британской империи в 19 веке, становясь англоязычными и ориентированными на Великобританию. [2]
Они превратились в тесную торговую и родственную сеть по всей Азии, при этом более мелкие общины Багдади возникли за пределами Индии в середине девятнадцатого века в Бирме , Сингапуре , Гонконге и Шанхае . [3] [4] Торговые посты Багдади были созданы по всей Юго-Восточной Азии и Океании, а семьи поселились в Малайзии , Японии , Индонезии и Австралии . [5] До Второй мировой войны эти общины привлекали скромный поток еврейских эмигрантов из Ирака , меньшее количество было выходцами из Сирии , Египта , Йемена , Ирана и Турции . [6]
Вторая мировая война принесла раздор в Индию , японскую оккупацию Бирмы , Гонконга и Шанхая , а затем быстрый конец Британской империи в Азии. Нарушенный войной, насилием при разделении Индии , растущим национализмом и неуверенностью в независимости как в Индии , так и в Бирме , начался исход в недавно основанное государство Израиль , Великобританию и Австралию . [2] Их старые торговые пути были перерезаны первой коммунистической победой в Китае , океанская торговля в Индии и Бирме была подавлена постколониальной национализацией и торговыми ограничениями, евреи Багдади почти полностью эмигрировали к 1970-м годам. [7] Семьи багдадского еврейского происхождения продолжают играть важную роль в еврейской жизни, особенно в Великобритании , где такие семьи, как Сассоны и Рубены, пользуются большой известностью в бизнесе и политике. [8] [9]
происхождение Доколониальное
Хотя еврейские торговцы с Ближнего Востока пересекали Индийский океан со времен Древнего Рима , источники из Империи Великих Моголов впервые упоминают еврейских купцов из Багдада, торговавших с Индией в 17 веке. [10]

Индия была далеко не неизвестна еврейским купцам Ближнего Востока . Со времен Древнего Рима караванный путь из Индии заканчивался в Алеппо , а торговля пряностями связывала Басру , Йемен и Каир с Малабарским побережьем . [11] Однако именно персидскоязычные еврейские купцы, близкие торговые союзники евреев Багдада , Басры и евреев . Алеппо, первыми нанесли удар в центр Индии [12]
Как авантюристы, мистики и торговцы, они отправлялись в Индию со времен Средневековья в результате вторжений на субконтинент, предпринятых персидскоязычными правителями из нынешних Ирана и Афганистана . И персидские, и могольские источники сообщают о еврейских торговцах после вторжения Великих Моголов в Индию в 16 веке, предпринятого императором Бабуром . [12]
Они выросли и стали торговцами и придворными Великих Моголов. Еврейские советники при дворе Акбара Великого в Агре сыграли значительную роль в либеральной религиозной политике Акбара. [13] В Дели синкретический еврейский мистик Сармад Хасани был наставником наследного принца Дара Шико до того, как оба были казнены Аурангзебом . [14] было достаточно евреев На землях Великих Моголов , чтобы британские путешественники могли сообщить, что там были построены синагоги, но от которых не осталось никаких следов или еврейских записей. [12] Эта горстка евреев так и не создала постоянной общины, но оставила легенды и пути для будущих поселенцев изАрабоязычные страны. [15]
Записи о еврейских торговцах, путешествующих из Багдада, относятся к началу 17 века. Эти торговые аванпосты и возникающие сообщества мигрантов также стали свидетелями того, как евреи стали придворными правителей Великих Моголов . [15] Эти купцы широко странствовали по субконтиненту. Шалом Коэн, основавший общину Калькутты , был придворным ювелиром наваба Авада и отправился в Пенджаб , где носил тот же титул при дворе Ранджита Сингха, лидера сикхской империи . [16] Коэну, как позже вспоминала община Калькутты , даже была оказана честь ездить с навабом Авада на его личном слоне. [17]

Первая постоянная торговая колония Багдади в Индии была основана в 1730 году в Сурате , после того как Британская Ост-Индская компания начала торговлю с Басрой в 1723 году. [18] В начале 18 века торговля между Басрой и Суратом росла, в то время как индийский порт был главной базой Британской Ост -Индской компании, пока она не перешла в Бомбей . Джозеф Сима из Багдада Сурата открыл синагогу и кладбище в 1730 году. [19] Община Багдади в Сурате росла, и к концу XVIII века около 100 евреев из Багдада , Алеппо и Басры составили иудео-арабоязычную торговую колонию Сурат . [20] Это должно было стать первым из ряда общин Багдади, простирающихся от Бомбея до Кобе , основанных в Азии .
Но примерно в начале 19 века, в ответ на тираническое правление Давуда-паши , османского губернатора Багдада , который преследовал, вымогал и заключал в тюрьмы ведущие еврейские семьи города, целые кланы начали пересекать Индийский океан в поисках безопасности. и удача в Азии . [21] Ошибка Давуда-паши заключалась в том, что иммиграция Багдади в Бомбей и Калькутту усилилась, когда ведущие семьи Сассуна , Эзры и Иуды отправились в Индию. [5] Этот эпизод преследований положил начало еврейской диаспоре Багдади, когда появились записи о том, что целые кланы покидали город в Бомбей , Калькутту , Алеппо , Александрию и Сидней . [5]
Еврейская жизнь в древних общинах Ближнего Востока в середине 19 века резко ухудшилась. [22] Погром и насильственное обращение евреев Мешхеда в 1839 году, страх, посеянный тремя кровавыми наветами в Алеппо между 1841 и 1860 годами, и вспышка чумы, сначала поразившей Багдад в 1831 году, а затем вернувшейся с местью в Басру и Багдад в 1841 году. поощрял еврейские кланы в приходящей в упадок Османской империи искать счастья в других местах. [23] [24] [25] [26]
Колониальная Азия [ править ]
Поскольку евреи, в основном из Багдада , Басры и Алеппо, прибыли в Индию в качестве торговцев вслед за португальцами, голландцами и британцами, то, что стало известно как багдадские общины, быстро росло. к середине XIX века торговля между Багдадом и Индией полностью находилась в руках евреев. Считалось, что [27] В течение одного поколения евреи Багдада основали производственные и торговые дома сказочного богатства, в первую очередь семьи Сассун, Эзра, Элиас, Белилиос, Иуда и Мейер. [28]

С ростом британской власти в Индии значение Сурата снизилось, поскольку контролируемые британцами Калькутта и Бомбей стали более важными в торговле. [20] Поселение Багдади переместилось сначала в Бомбей , а затем главным образом в Калькутту , тогдашнюю столицу Британской Индии и центр торговли джутом , муслином и опиумом . [20] Еврейские купцы из Алеппо , традиционно являвшегося концом исторического караванного пути из Индии , сыграли важную роль в основании еврейского кладбища Калькутты , открытого в 1812 году. [29] [ ненадежный источник? ]
Под влиянием иммиграции некоторых ведущих еврейских семей Багдада, спасавшихся от преследований Давуда-паши , в 1823 году была открыта первая синагога, заменившая небольшую молитвенную комнату, а в 1856 году, по мере быстрого расширения общины, последовала вторая. проживало более 1800 евреев-багдади В XIX веке в Калькутте . [20] была открыта третья синагога, которая должна была стать крупнейшей в Азии В 1884 году в Калькутте . [30] Евреи Багдади также жили и торговали в Чинсуре и Чандернагоре за пределами Калькутты. [5]
Рост известности Калькутты в колониальную эпоху совпал с ростом торговли опиумом с Китаем . Ост -Индская компания установила монополию на продажу индийского опиума в 1773 году, активно способствуя экспорту опиума в Китай , игнорируя запретительное законодательство цинского правительства . [31] Багдадские еврейские торговцы доминировали в торговле опиумом: большая часть ящиков с опиумом, проданных с аукциона у колониальных властей, экспортировалась в Китай багдадскими еврейскими купцами, которые конкурировали Марвари и парсами . за торговлю с торговцами [31] Семья Сассун в конечном итоге контролировала 70 процентов торговли опиумом из Индии. [26] Большие состояния были также заработаны на торговле индиго, шелком и муслином с Даккой , где евреи Багдади сотрудничали с бенгальскими купцами-мусульманами. [31]
еврейские общины Багдади в Индии Вокруг этих быстро развивающихся проблем начали формироваться , которые искали и привлекали еврейских иммигрантов со всего Ближнего Востока для работы на них. [2] После смещения центра британского правления из Бомбея в Бенгалию община Багдади в Бомбее поначалу отставала от общины, возникшей в Калькутте . Судьба общины изменилась, когда в 1833 году прибыл Дэвид Сассун и его семья. [32]
При поддержке семьи Сассун первая синагога открылась в 1861 году, а вторая — в 1888 году. [33] В отличие от Калькутты , население которой составляли в основном иракские евреи и сирийские евреи , еврейская община Багдади в Бомбее привлекла значительную еврейскую иммиграцию из персоязычных общин в Афганистане , Бухаре и Иране , а также еврейских семей из Йемена . Еврейских мигрантов привлекали со всего Ближнего Востока для работы на фабриках и коммерческих предприятиях семьи Сассун . [32] За пределами Бомбея община Багдади была основана в Пуне основал синагогу, школу и больницу , где Дэвид Сассун и на иврите . действовала типография [5] Присутствие Багдади также зафиксировано в Мадрасе . [5]

Из Индии сообщество расширилось до Бирмы и портов Сингапура , Гонконга и Шанхая . Они были созданы вдоль опиумного маршрута, который пролегал между Индией и Китаем . [34] В Сингапуре старейшинами общины первоначально были сыновья Иезекииля Иуды из Калькутты . [35] Между тем, первым евреем- багдади , поселившимся в Бирме, был Азария Самуэль, прибывший в порт Ситтве на Бенгальском заливе в 1841 году. [36] Примерно в то же время два брата Иуда и Авраам Рафаэль Иезекииль поселились в Мандалае и работали бухгалтерами при бирманском королевском дворе. [34] С 1880 года община была создана на постоянной основе, торговый успех других багдадских евреев в торговле опиумом, тиком, джутом и торговых магазинах привлек других багдадских евреев в Мандалай , и общины возникли в Рангуне и Патейне . [36]
После запрета на торговлю опиумом в начале двадцатого века багдадские еврейские купцы инвестировали в продукцию из хлопка и джута как основные статьи экспорта. [31] Внезапный всплеск спроса на джутовые мешки с песком, строительные блоки для траншей на Западном фронте (Первая мировая война) , принес еврейским купцам Калькутты огромные состояния . [37]
На пике своего развития общины Бомбея и Калькутты находились в центре общинной сети родства, связанной портами Индийского океана и Южно-Китайского моря . Один наблюдатель описал общины евреев Багдади как «почти так же знакомых друг с другом, как евреи Манчестера с Ливерпулем». [38] Двигателями еврейской торговой сети Багдади были тесно связанные семейные фирмы, такие как «Дэвид Сассун и Ко» или «Братья Мейер», основанные сэром Манассией Мейером , с офисами и агентами, созданными членами семьи в каждом порту сети. [38]
До Второй мировой войны в Азии проживало более 11 000 евреев Багдади. [39] Накануне войны население Багдади в Калькутте достигло 3500, а в Бомбее — 3000. [40] На другом берегу Бенгальского залива в Бирме Рангун . и Патейн избрали еврейских мэров Багдади, а еврейское население Багдади достигло пика в 2500 евреев в 1930-х годах [36] Однако не все еврейские общины Багади той эпохи были созданы на постоянной основе: иудо-арабоязычная община в Сиднее была основана семьями, бежавшими от Давуда-паши и распустившими свою общину в 1890-х годах. [5]

Эти общины, основанные за пределами Британской Индии, евреями Багдади процветали во времена Британской империи и достигли пика численности незадолго до Второй мировой войны : 1500 человек в Сингапуре, 1000 человек в Шанхае и 150 человек в Гонконге перед Второй мировой войной . [40] Сингапурское сообщество — сообщество процветало под руководством сэра Менассе Мейера , а гонконгское под влиянием Э. Р. Белилиоса . [5] Оба были торговцами опиумом и участвовали в значительной благотворительной деятельности, открывая школы и синагоги. Сообщается также, что аванпосты Багдади были созданы в Кантоне и Тяньцзине . [5]
В то время как Сингапур , Гонконг и Шанхай были единственными поселениями Багдади, которые действительно превратились в крупные общины, помимо небольшого торгового форпоста, крошечные портовые поселения существовали в Малайзии , Индонезии и Японии как сателлиты более сильных общин в Индии , Бирме , Сингапуре и Китае. . [41]
На пути между Индией и Сингапуром находилась крошечная община Багдади на Пенанге с синагогой и еврейским кладбищем, основанная в 1870-х годах, но на протяжении большей части своей истории никогда не превышавшая 50 семей. [42] Южнее Сингапура , в Индонезии , а затем в Голландской Ост-Индии была основана крошечная багдадская община торговцев специями . в Сурабае на острове Ява , в 1880-х годах [43]

Самые отдаленные аванпосты Багдади, насчитывавшие никогда не более пятидесяти семей, были созданы в Японии, на самых дальних участках опиумного маршрута. Багдадские евреи из Ирака , Сирии и Египта , первоначально привлеченные уступками Дэвида Сассуна, обосновались в Нагасаки , Иокогаме и Кобе . [44] Единственной багдадской синагогой в Японии, объединявшей небольшие молитвенные группы, была Оэль Шеломо, открытая евреями из Алеппо в 1912 году. [44] Первоначально обосновавшиеся в Нагасаки и Иокогаме , багдадские торговцы после землетрясения 1923 года переехали в Кобе , который стал их центром. [45]
По мере консолидации имперских юрисдикций евреи Багдади оказались в пороговой ситуации в колониальной Азии . Их не считали ни индийскими, ни западными, ни азиатскими, ни европейскими, и они были партнерами как западных, так и индийских интересов. [46] Юридически они жили в подвешенном состоянии, их гражданство часто было неясным, поскольку они унаследовали политический порядок раннего Нового времени. [ нужна ссылка ]
До Первой мировой войны евреи Багдади по большей части формально были подданными Османской империи . Начиная с 1870 года лидеры общин начали агрессивное лоббирование у британских колониальных властей с целью регистрации в качестве европейских. [ нужна ссылка ] Им этого никогда не предоставлялось. [ нужна ссылка ] Не допускался, за немногими исключениями, и доступ в европейские клубы, которые были центром жизни европейских колониальных обществ по всей Азии. Евреям Багдади было отказано в доступе к европейским избирательным спискам в Индии. [47] Как аутсайдеры, так и инсайдеры, они яростно цеплялись за свою еврейскую идентичность. [47]
За пределами Индии евреи Багдади добивались легального статуса лиц, находящихся под защитой Франции или Великобритании, в Китае . За редким исключением самых богатых людей, британские правительственные чиновники регулярно это отрицали. Беспокойство по поводу их правового статуса возросло в преддверии Второй мировой войны . [47]
В результате евреи Багдади были полны решимости доказать свою лояльность британским властям на протяжении всего колониального периода. Еврейские купцы Багдади действовали в качестве конфиденциальных агентов Ост-Индской компании , предлагали помощь британским солдатам во время инцидента 1756 года, известного как « Черная дыра в Калькутте » , и, как многие иностранные и индийские купцы и махараджи, делали значительные пожертвования британской армии во время так называемой «черной дыры» в Калькутте. 1857 года» под названием «Индийское восстание . [30] «Боже, храни королеву » пели в честь далекого имперского государя в школах, основанных Дэвидом Сассуном , который сам никогда не говорил по-английски. [48] [26]
Культура Багдади [ править ]
Евреи Багдади, хотя и разбросаны по континентам, управляли сетью родства и доверия на торговых постах Индийского океана . Их тесно объединяли религиозные, языковые и семейные узы. В частности, браки связывали общины Багдади вместе. Невест, а иногда и женихов отправляли из одной общины в другую. Бизнес часто пересекался с семейными связями, создавая прочные альянсы. Синагоги, школы и специальные фонды создали сети поддержки, спонсируемые богатыми купцами. Эта сеть родства означала, что иудео-арабские общины, обычно основанные еврейскими мигрантами из тех же семей и кланов с Ближнего Востока , которые возникли в Бирме , Сингапуре , Малайзии и Китае , были тесно вплетены в общину Багдади. [34]

Жизнь родственной сети Багдади на опиумном маршруте лучше всего видна на примере сэра Манассии Мейера . [36] Он родился в Багдаде в 1846 году и получил начальное образование в Калькутте , среднее образование в Сингапуре , прежде чем вернуться в Калькутту, чтобы изучить бухгалтерский учет, а затем переехать в Рангун , Бирма , чтобы основать малый бизнес. Оттуда он вернулся в Сингапур , наладил импортно-экспортный бизнес, основанный на опиумной монополии с Индией. В 1906 году он был посвящен в рыцари за заслуги перед Сингапуром , спонсировавшие строительство двух синагог и крупномасштабное строительство недвижимости. Однако на протяжении всего своего движения он твердо оставался в сети Багдади, говорящей на иудео-арабском языке . [34]

В этих общинах Багдади большинство имели иракское еврейское происхождение, но семьи из Сирии , Йемена , Египта , Афганистана , Ирана и горстка евреев-сефардов из Италии и Турции присоединились и ассимилировались с общиной Багдади. Для большинства это была просто восточная экспансия с тесно связанными моделями транснационального еврейского родства, торговли и обмена, которые существовали веками, переместилась с Ближнего Востока и Средиземноморья в колониальную Азию. В еврейском мире Ближнего Востока евреи Багдади считались авантюристами и предпринимателями. [39]
В отличие от евреев-ашкенази, отправлявшихся в Америку , которые, как правило, были бедны и презирались за это своими религиозными старейшинами, евреи Ближнего Востока, отправившиеся в Индию, включали некоторые из ведущих еврейских семей Багдада и считались уважаемыми фигурами, покровителями и покровителями. и спонсоры религиозной жизни в Ираке . [49] И семья Сассун , обосновавшаяся в Бомбее не позднее 1832 года, и семья Иуды, уехавшая в Калькутту в 1825 году, считались ведущими еврейскими семьями Багдада . [50] [51] Иезекииль Иуда, основавший две синагоги в Калькутте, был потомком Соломона Матука . [5]
Однако эти огромные состояния багдадских евреев обманчивы, когда речь идет о том, какой была жизнь подавляющего большинства общины. Далеко не богатые, они жили на грани бедности , работая разносчиками, владельцами ларьков, фабричными рабочими, рикшами и другими подобными профессиями. Евреи среднего класса спекулировали опиумом и выступали в качестве брокеров. [17] Между ведущими семьями багдадских евреев, такими как семья Эзра и семья Сассун , которые в этот период становились все богаче и более ориентированными на британцев, и остальной частью общины существовала огромная дистанция. [52] В политическом отношении евреи Багдада напоминали олигархию , где вся власть и полномочия представлять общину перед колониальными властями принадлежали ведущим семьям, как это было традиционно на Ближнем Востоке . [48]
Первоначально еврейские общины Багдади, возникшие в Индии. [53] сохранили тесные культурные и религиозные связи с Багдадом . Интеллектуальная жизнь была достаточно сильна в середине-конце XIX века, чтобы поддерживать печатную прессу в Индии на багдадском еврейском диалекте иудео-арабского языка . [54] Небольшие еврейские издательства Багдади , сосредоточенные в Калькутте, переводили литературные, исторические, религиозные и антимиссионерские трактаты на иудео-арабский язык , в то время как религиозные тексты также печатались на иврите . [55] Багдади Газеты и периодические издания на иудео-арабском языке , с некоторыми частями на иврите , также издавались в Индии . [56] Эта печатная пресса Багдади началась в 1855 году: при поддержке Дэвида Сассуна началось периодическое издание, в Бомбее обслуживающее торговую элиту общества. [54] К этому присоединились еще четыре багдадских иудео-арабских газеты и периодические издания в Калькутте . [54] Романы и литература европейских сионистских движений и движений Хаскала переводились на иудео-арабский язык в Калькутте . На рубеже 20-го века еврейская интеллектуальная жизнь в Калькутте, похоже, пошла на убыль. [55]

В 20 веке Багдад пришел в упадок, и Британская империя стала более важной для багдадских евреев. Более богатые багдадцы переняли европейскую одежду и стремились получить британское образование для своих детей, в то время как более бедные багдадцы, особенно женщины, продолжали носить арабскую одежду. [55] Рост британского образования и работы в Британской империи привел к тому, что евреи Багдади обратились к английскому как к своему родному языку как ради международной торговли, так и ради культурного престижа в Индии . [54] В 20 веке евреи Багдади хотели ассимилироваться в колониальном европейском обществе и считаться культурно и этнически европейскими . Помимо религиозных обрядов, евреи Багдади начали перенимать элементы западноевропейского образа жизни. [55] Но Багдадцы оставались маргиналами в колониальном европейском обществе и на время правления Раджа были исключены из многих социальных клубов, которые ограничивали доступ европейцев . [55]
Такая вестернизация привела к закрытию всех иудео-арабских изданий в Индии к началу 20 века. [54] На смену им в Калькутте в 1920-х и 1940-х годах пришли три англоязычные общинные газеты, симпатизирующие сионизму . [55] В то время как многие из самых богатых семей Багдади оставались в стороне от сионизма в конце 19-го и начале 20-го века, средний класс общины основал сионистские ассоциации в Бомбее и Калькутте . [55]
В религиозном отношении евреи Багдада не обучали своих собственных раввинов , а искали руководства и решения по вопросам еврейского закона у раввинов Багдада, сохраняя традиции и ритуалы иракских евреев . [57] Проповеди вплоть до Первой мировой войны читались на иудео-арабском языке , после чего преобладающим стало использование английского языка . [57] После Первой мировой войны евреи Багдади начали обращаться со своими религиозными вопросами к главному сефардскому раввину Великобритании . [20] Обряды обрезания, обручения и защиты новорожденного сохранили иракские еврейские обычаи. [20] В 20 веке еврейские свадебные торжества в Багдаде постепенно стали менее ближневосточными и более европейскими по стилю. [58]
На протяжении всего этого периода ведущие еврейские семьи Багдади выступали в роли спонсоров еврейской религиозной жизни на Ближнем Востоке . [50] По всей Сирии и Ираку школы, синагоги, ешивы и благотворительные фонды поддерживались багдадскими еврейскими купцами из Бомбея и Калькутты . [50] Борющиеся общины на Ближнем Востоке искали поддержки у покровителей в Азии , например, когда Моисея Сассуна из Калькутты призвали ливанские евреи спонсировать строительство синагоги Маген Авраам в Бейруте . Почти все эти произведения были уничтожены после того, как начавшийся израильско-арабский конфликт привел к бегству и изгнанию этих древних еврейских общин на арабских землях. Сегодня сохранилась только иешива « Порат Йосеф» в Иерусалиме, основанная на пожертвования евреев-багдади из Калькутты.
упадок Постколониальный

Когда во время Второй мировой войны большинство багдадских евреев Бирмы , а также отдельные семьи со всей Азии , оккупированной японцами бежали из Бирмы , еврейское население Калькутты , сердца сети Багдади, увеличилось за счет беженцев и превысило 5000 человек. . [40] Небольшое количество евреев бежало после погрома Фархуда в Багдаде в в Бомбей 1941 году . Даже некоторые из ведущих еврейских семей Багдади, поселившихся в Британии, решили вернуться в Индию, поскольку Холокост положил начало резне европейских евреев. Несмотря на то, что Индия предложила это место убежища, Вторая мировая война стала началом конца старого мира Багдади.
Японская оккупация Бирмы , Шанхая , Гонконга , Сингапура и Индонезии привела к тому, что большая часть общины Багдади была интернирована японской армией. [59] Когда война закончилась, остальному багдадскому миру чудесным образом стало известно, что в самой Японии Рахмо Сассун, лидер крошечной багдадской еврейской общины в Кобе, умело вел переговоры с японскими властями, чтобы гарантировать, что ни один евреи не пострадали во время Второй мировой войны. . [60] Несмотря на это, единственная в Японии багдадская синагога в Кобе была сожжена во время американского воздушного налета. [44]
В самом сердце мира Багдади, в Индии, окончание войны положило начало краху старого порядка. В этот момент в Индии накануне независимости Индии были широко распространены этнические распри, политическое насилие и страх перед гражданской войной . Жестокий взрыв убийств и беженцев после раздела Индии усилил опасения Багдади за будущее. [30] Разрушенная войной, когда многие опасались, что Индия и Бирма станут коммунистическими или враждебно настроены по отношению к бизнесу, не находящемуся в руках Индии или Бирмы, после ухода британцев, община Багдади начала покидать Азию. [61] Между тем, на Ближнем Востоке создание государства Израиль и начало арабо-израильского конфликта положили начало исходу евреев из арабских и мусульманских земель . В Ираке , под давлением официальных преследований, к 1950 году почти вся древняя иракская еврейская община уехала в Израиль. [50]

Сначала ведущие семьи, а затем и остальная часть общины начали массово эмигрировать. Это положило начало непрерывному исходу из Бомбея и Калькутты . Более богатые последовали по пути семьи Сассун в Великобританию , в то время как более бедные были привлечены новым государством Израиль или ослаблением иммиграционных ограничений в Австралии . [62] Бомбей и Калькутта были сердцем мира Багдади, центрами торговли, культуры и общественной жизни. Когда они пришли в упадок, за ними последовали и отдаленные общины.
После войны имперская система и открытые границы, которые сделали возможным транснациональный мир Багдади, исчезли. В Шанхае победа коммунистов в гражданской войне в Китае в 1949 году положила конец торговым связям, от которых зависело сообщество. Те, кто бежал от японской оккупации, предпочли не возвращаться. К 1950 году община практически исчезла. Между тем, в Гонконге , несмотря на благоприятные условия британского правления , в результате эмиграции число евреев Багдади к 1960-м годам упало до менее чем 70.
В Бирме обретение независимости в 1947 году аналогичным образом наложило торговые барьеры и создало националистический режим, в котором евреи Багдади чувствовали, что им мало места. [39] В Сингапуре , где торговля с Китаем , Индией и Бирмой была заблокирована, еврейская община сократилась до 180 человек к 1960-м годам.
Последняя волна эмиграции, которая привела к фактическому вымиранию значительно сократившихся общин в Индии и Бирме , была вызвана волной постколониальных национализаций и торговых ограничений в Индии и Бирме в 1960-х годах. На выборах в Западной Бенгалии пришло правительство, в котором доминировала Коммунистическая партия Индии (марксистская). к власти в Калькутте в 1967 году менее 100 к 1970-м годам. [39] Тем временем в результате национализации в Бирме в 1960-е годы были закрыты синагоги и последний раввин покинул страну в 1969 году. [63]
Несмотря на столь стремительный упадок и рассредоточение еврейских общин Багдади, горстка отдельных багдадских евреев сыграет ключевую роль в новых независимых государствах Азии. Первый первый министр Сингапура . Дэвид Маршалл был евреем-багдади [64] В Индии генерал-лейтенант Дж.Ф.Р. Джейкоб , багдадский еврей из Калькутты, получил национальную известность как генерал-майор и начальник штаба индийской армии, разгромившей пакистанскую армию в Восточном Пакистане в Освободительной войне Бангладеш в 1971 году, а затем занимавший пост губернатора Индии. Индийские штаты Гоа и Пенджаб . [65]
Однако община Багдади никогда не считала их исход трагедией. В мемуарах, написанных еврейскими авторами Багдади, с любовью говорилось о Бирме , Сингапуре , Шанхае и Гонконге, а также о том факте, что в Индии они никогда не сталкивались с антисемитизмом , который считался уникальным сокровищем. [2] Сеть багдадских еврейских школ, как английских, так и еврейских, а также амбициозных по направленности, подготовила их к жизни в Британии или Израиле, а не в постколониальной Азии . Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что подтолкнуло, эти мемуары сосредоточены на том, что заставило багдадских евреев покинуть Азию , главным образом на ощущении того, что возможности, которые привлекли туда их предков, иссякли, и на Западе лежат новые блестящие призы. [2]
В начале XXI века общины Багдади в Индии и Бирме находятся на грани полного исчезновения. Однако небольшие багдадские общины в Гонконге и Сингапуре выжили, и багдадские синагоги все еще действуют в обоих городах, хотя сейчас их численность значительно превосходит их численность, особенно из Соединенных Штатов , Израиля , Франции и Соединенного Королевства, привлекаемых к бизнесу в современной Азии .
Сегодня синагоги и ассоциации, поддерживающие еврейские традиции Багдади, существуют в Великобритании , Израиле , Австралии и США . Но в исторических общинах Багдади в Азии только синагоги, первоначально основанные евреями Багдади в Гонконге и Сингапуре, продолжают проводить регулярные службы. [66] [67]

Семьи багдадского еврейского происхождения продолжают играть важную роль в еврейской жизни, особенно в Великобритании , куда ведущие семьи перебрались после Второй мировой войны . , обосновавшаяся в Лондоне, Семья Сассун пользовалась дружбой с Эдуардом VII, получила титул баронета и увидела, как Филип Сассон стал министром. [8] Между тем, другие семьи Багдади, такие как Рубенсы, сыграли важную роль в британской экономике , в то время как другие получили заметную известность в искусстве и журналистике, например Джерри Джуда и Тим Джуда . [68]
Кухня [ править ]
Традиционная еврейская кухня Багдади представляет собой гибридную кухню со многими арабскими , турецкими , персидскими и индийскими влияниями. [69] Известные багдадские блюда включают карри из говядины , багдадское бирьяни и багдадские еврейские паратхи . Также популярна багдадская версия курицы тандури (для приготовления курицы вместо сливок, используемых в обычном индийском рецепте, используется лимонный сок). Другие еврейские общины Багдади в Юго-Восточной Азии смешали свои оригинальные иракские еврейские блюда с элементами местной кухни.
Синагоги [ править ]
Общины Багдади в Азии до Второй мировой войны
Город | Синагога | Год открытия |
---|---|---|
Мумбаи | Кнессет Элияху | 1884 |
Мумбаи | Белли Дэвид | 1864 |
Калькутта | Белли Дэвид | 1884 |
Гонконг | Охель Лия | 1902 |
Пенанг | Синагога Пенанга [70] | 1926 год; Закрыт в 1976 г. |
Пуна | Охель Дэвид | 1867 |
Шанхай | Охель Рэйчел | 1921 |
Сингапур | Служить Аботу | 1878 |
Сингапур | Хесед Эль | 1905 |
Янгон (Рангун) | Мусмеа Иешуа | 1896 |
Янгон (Рангун) | Что Эл | 1932 год; закрыт к концу Второй мировой войны |
После Второй мировой войны более широкая багдадская и иракская еврейская диаспора.
Город | Синагога | Год открытия |
---|---|---|
Лондон | Восточная синагога Охеля Давида | 1959 |
Лос-Анджелес | Конгрегация Кахала Джозефа | 1959 |
Нью-Йорк | Конгрегация Бене Нахараим | 1983 |
Нью-Йорк | Вавилонский еврейский центр | 1997 |
Сидней | Синагога Бет Исраэль | 1962 |
Багдади Известные евреи
- Йосеф Хайим (Бен Иш Чай)
- Дэвид Абрахам (исполнительный директор) , генеральный директор Channel Four .
- Эстер Виктория Абрахам , индийская модель и актриса.
- Шалом Обадия Коэн , лидер общины и основатель еврейской общины Калькутты.
- Сассун Дж. Дэвид , банкир (основатель Банка Индии ) и член Муниципальной корпорации Бомбея .
- Брайан Элиас , композитор.
- Эли Амир , писатель
- Эдвард Исаак Эзра , торговец опиумом и застройщик.
- Брайан Джордж , характерный актер израильского происхождения багдадско-индийского еврейского происхождения; наиболее известен по роли пакистанского владельца магазина «Бхабу» в Сайнфелд ». американском сериале «
- Сайлас Аарон Хардун , магнат недвижимости.
- Авраам Гилель , раввин.
- Дэвид и Саймон Рубены , [71] магнаты.
- Шеломо Бехор Хусейн , раввин и издатель.
- Джо Баласс , кинорежиссер
- Генерал-лейтенант Дж.Ф.Р. Джейкоб , индийский военачальник во время Освободительной войны Бангладеш 1971 года; бывший губернатор Гоа и Пенджаба.
- Хахам Эзра Рубен Барук , первосвященник в Иерусалиме в 1856 году; он отправился в Индию и поселился в Калькутте. Его имя упоминается в книге раввина Иезекииля Ниссима Муслии «На берегах Ганги: Пребывание евреев в Калькутте». [2]
- Джерри Джуда , художник и дизайнер.
- Тим Джуда , журналист и историк.
- Лорд Кадури
- Аниш Капур , британский азиатский скульптор; Мать-еврейка Багдади.
- Дэвид Сол Маршалл , первый главный министр Сингапура.
- Надира , актриса Болливуда .
- Руби Майерс , актриса Болливуда .
- Альберт Абдулла Дэвид Сассун , купец.
- Дэвид Сассун , торговец и основатель семьи Сассун .
- Сассун Дэвид Сассун , английский купец.
- Габи Деллал , кинорежиссер
- Алан Йентоб , телеведущий и руководитель
- Саманта Эллис , писатель
- Зигфрид Сассун , английский поэт времен Первой мировой войны, внук Дэвида Сассуна. [72]
- Авраам Софаер , актер.
- Марина Бенджамин , автор
- Джаэль Силлиман , феминистский ученый и историк.
- Дэвид Мордекай , фотограф.
- Ходжа Исраэль Сархад и Ходжа Фанус Калантар , землевладельцы, дипломаты и магнаты (см. Ходжа ). [73]
- Авраам Дэвид Софаер , бывший федеральный судья Окружного суда США Южного округа Нью-Йорка, научный сотрудник Института Гувера и юрисконсульт Государственного департамента США.
- Нахум Исраэль Мордехай , основатель пекарни Nahoum & Sons, Калькутта, Индия.
- Шломо Твена , раввин, учёный, писатель, переводчик и журналист. Редактор еженедельной газеты «Магид Мишри».
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 66 . Проверено 11 июля 2016 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Муслея, Иезекииль Н. (21 июля 1975 г.). На берегах Ганги: пребывание евреев в Калькутте . Кристофер Паб. Дом. ISBN 9780815803133 – через Google Книги.
- ^ «Калькутта» , Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ Музеон, Израиль (1995). Евреи Индии: история трех общин . Университетское издательство Новой Англии. стр.74. ISBN 965-278-179-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сассун, Дэвид (ноябрь 2006 г.). История евреев в Багдаде . Саймон Валленберг Пресс. ISBN 978-1-84356-002-9 .
- ^ «Виртуальный еврейский тур по Индии» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 22 февраля 2015 г.
- ^ «Взлет и падение евреев Калькутты» , The Forward
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз, Дамиан (2 июня 2016 г.). Очарованная жизнь: Феноменальный мир Филипа Сассуна . Издательство ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-812761-9 .
- ^ «Послание раввина» (PDF) . www.kahaljoseph.org . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2018 года.
- ^ «Еврейские торговцы в Империи Великих Моголов» , Ишрат Илам, Труды Индийского исторического конгресса, том. 65 (2004), стр. 267–276.
- ^ В античной стране , Амитав Гош, 1992, стр.19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карп, Джонатан; Сатклифф, Адам (30 ноября 2017 г.). Кембриджская история иудаизма: Том 7, Мир раннего Нового времени, 1500–1815 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108139069 – через Google Книги.
- ^ Фишель, Уолтер Дж. (21 июля 2018 г.). «Евреи и иудаизм при дворе императоров Великих Моголов в средневековой Индии». Труды Американской академии еврейских исследований . 18 : 137–177. дои : 10.2307/3622197 . JSTOR 3622197 .
- ^ «Сармад Великолепно обнаженный еврейский мистик 17 века - журнал для планшетов» . tablemag.com . 16 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Последние евреи в Индии и Бирме» Натана Каца и Эллен С. Голдберг» . Проверено 23 марта 2016 г.
- ^ «Вспоминая еврейскую Калькутту | Шаломе Аарон Коэн, член семьи-основателя · 03 известных члена общины и из нее» . Архивировано из оригинала 8 июля 2018 г. Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Певец, Исидор; Адлер, Кир (1916). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс.
- ^ Нововавилонская диаспора . Брилл. 28 августа 2017 г. ISBN 9789004354012 .
- ^ М. Аврум Эрлих (2009). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN 9781851098736 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Багдадские евреи Индии» .
- ^ Авраам, Исаак Силас (21 июля 1969 г.). «Происхождение и история евреев Калькутты» . Доу Сен – через Google Книги.
- ^ «Пасха в Багдаде» . 1 июля 2003 г.
- ^ «Алеппо» . jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Еврейская община Мешхеда» . Музей еврейского народа — Бейт Хатфуцот: «Бейт Хатфуцот — Музей еврейского народа» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ «Путешествия по Израилю – на английском языке» . выпуску . 5 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Станский, Питер; Станский, профессор Питер (21 июля 2018 г.). Сассун: Миры Филиппа и Сивиллы . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300095470 – через Google Книги.
- ^ Бенджамин, Дж. (1859). Восемь лет в Азии и Африке: с 1846 по 1855 год. Издано автором . стр.118.
- ^ « Последние евреи в Индии и Бирме» Натана Каца и Эллен С. Голдберг» . www.jcpa.org .
- ^ «Еврейское кладбище в Калькутте/Калькутте» , блог Рангандатты
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Калькутта» . jewishvirtuallibrary.org .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Шодганга: хранилище индийских тезисов @ INFLIBNET» (PDF) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Еврейская община Мумбаи-Бомбея» . Музей еврейского народа — Бейт Хатфуцот: «Бейт Хатфуцот — Музей еврейского народа» . Архивировано из оригинала 8 июля 2018 г. Проверено 8 июля 2018 г.
- ^ «Мумбаи» . Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чернеа, Рут Фредман (21 июля 2018 г.). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN 9780739116470 – через Google Книги.
- ^ «ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗИИ И АФРИКИ С 1846 ПО 1855 ГОД» . выпуску . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чернеа, Рут Фредман (2007). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN 9780739116470 .
- ^ Иконы индийской промышленности . Книги Суры. ISBN 9788174786852 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дана, Лео-Поль (01 января 2010 г.). Предпринимательство и религия . Издательство Эдварда Элгара. ISBN 978-1-84980-632-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чернеа, Рут Фредман (21 июля 2018 г.). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN 9780739116470 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маркс, Зак (24 октября 2013 г.). «Последние евреи Калькутты» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Купфер, Питер (21 июля 2018 г.). Ютай – присутствие и восприятие евреев и иудаизма в Китае . Питер Лэнг. ISBN 9783631575338 – через Google Книги.
- ^ «Пример еврейской диаспоры на Пенанге (1830-1970-е годы)» (PDF) .
- ^ Фридфельд, Л.; Метуди, Филипп (31 июля 2015 г.). Израиль и Китай: от Шелкового пути к шоссе инноваций . Издательство Партридж. ISBN 9781482851601 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Евреи Кобе» . xenon.stanford.edu .
- ^ Фридфельд, Л.; Метуди, Филипп (31 июля 2015 г.). Израиль и Китай: от Шелкового пути к шоссе инноваций . Издательство Партридж. ISBN 9781482851601 – через Google Книги.
- ^ За пределами стратегий: культурная динамика в азиатских связях: культурная динамика . KW Publishers Pvt Ltd. 15 января 2014 г. ISBN 9789385714535 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сингх, г-жа Прия; Чаттерджи, г-жа Сучандана; Сенгупта, г-жа Анита (15 января 2014 г.). За пределами стратегий: культурная динамика в азиатских связях: культурная динамика в азиатских связях . KW Publishers Pvt Ltd. ISBN 9789385714535 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чернеа, Рут Фредман (21 июля 2018 г.). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN 9780739116470 – через Google Книги.
- ^ Дешен, Шломо (21 июля 2018 г.). «Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме (обзор)». Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 26 (4): 192–194. дои : 10.1353/шо.0.0213 . S2CID 145588515 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Иегуда, Цви (28 августа 2017 г.). Нововавилонская диаспора: взлет и падение еврейской общины в Ираке, 16-20 века CE BRILL. ISBN 9789004354012 – через Google Книги.
- ^ Охеда-Мата, Майте (20 декабря 2017 г.). Современная Испания и сефарды: легитимизация идентичностей . Лексингтонские книги. ISBN 9781498551755 – через Google Книги.
- ^ Бетта, Кьяра (21 июля 2018 г.). «От жителей Востока к воображаемым британцам: евреи Багдади в Шанхае». Современные азиатские исследования . 37 (4): 999–1023. дои : 10.1017/S0026749X03004104 . JSTOR 3876534 . S2CID 145597159 .
- ^ Вейл, С. 2019 (ред.) Евреи Багдади в Индии: поддержание сообществ, согласование идентичности и создание сверхразнообразия , Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Снир, Реувен (26 февраля 2015 г.). Кому нужна арабо-еврейская идентичность?: запрос, исключение и несущественная солидарность . БРИЛЛ. ISBN 9789004289109 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Израиль, Музеон (21 июля 1995 г.). Евреи Индии: история трех общин . УПНЕ. ISBN 9789652781796 – через Google Книги.
- ^ Леви, Литал (октябрь 2010 г.). «Мевассер (Калькутта)» . Энциклопедия евреев в исламском мире .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Вспоминая еврейскую Калькутту | Хахам Твена · 03 известных члена общины» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 г. Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ «Заметка о еврейских свадьбах». Архивировано 30 июля 2018 г. в Wayback Machine , еврейская Калькутта.
- ^ Эрлих, М. Аврум (21 июля 2018 г.). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . АВС-КЛИО. ISBN 9781851098736 – через Google Книги.
- ^ «Рахмо_Сассун — еврейская община Кансай (город Кобе, Япония)» . jcckobe.org .
- ^ Камин, Дебра (3 апреля 2012 г.). «Детский проезд в Израиль для багдадских евреев Индии» (блог).
- ^ «Вспоминая еврейскую Калькутту» . jewishcalcutta.in .
- ^ https://books.google.com/books?id=PVCzxtaSCXAC&pg=PR8 В Бирме и Рангун , и Патейн избрали еврейских мэров Багдади, и в 1930-х годах население достигло пика в 2500 евреев. https://books.google.com/books?id=PVCzxtaSCXAC&pg=PR8
- ^ Грин, Дэвид Б. (12 марта 2015 г.). «Этот день еврейской истории, 1908 год: родился иракский еврей, который возглавит Сингапур» . Гаарец .
- ^ «Сумма его многих частей» . Журнал ОТКРЫТЫЙ . Июнь 2012.
- ^ «О нашей истории». Архивировано 4 января 2018 г. в Wayback Machine , Охейаллеа.
- ^ "ДОМ" . Singaporejews.com .
- ^ «Еврейский художник Джерри Джуда и распятие Святого Павла» . thejc.com . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Купер, Джуди и Джон Купер. «Жизненный цикл багдадских евреев Индии», в книге « Еврейское наследие Индии: ритуалы, искусство и жизненный цикл» , (редактор) Шалва Вейл, Мумбаи: Публикации Марга [впервые опубликовано в 2002 году; 3-е изд.], 2009. С. 100–109.
- ^ «Евреи Пенанга» . История Пенанга . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Джохари, Аарефа (26 апреля 2016 г.). «На фотографиях: Еврейская община Мумбаи Багдади, породившая братьев, возглавивших список богатых людей Великобритании» .
- ^ Вейль, С. 2022b. « Зигфрид Сассун и Сассоны» . Обзор Клэр Холл, стр. 52–3.
- ^ Хусейн, Рукия К. (2004). «Хваджа Исраэль Сархад: армянский купец и дипломат» . Труды Индийского исторического конгресса . 65 : 258–266. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44144740 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Багдадская еврейская община» . Иракские еврейские архивы . США: Национальное управление архивов и документации США . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 г. Проверено 10 ноября 2013 г.
- Индийские евреи - Еврейская энциклопедия
- Евреи Калькутты - Еврейская энциклопедия