Jump to content

Багдадские евреи

Багдадские евреи
Выдающийся еврейский патриарх Багдади Дэвид Сассун (сидит) и его сыновья Элиас Давид , Альберт (Абдулла) и Сассун Дэвид Сассун
Общая численность населения
50 000 в 1900 году [1]
Регионы со значительной численностью населения
Индия 100 (в основном Мумбаи и Калькутта )
Израиль , Великобритания , Канада , Австралия , Сингапур , Гонконг и США .
Языки
Традиционно арабский , персидский , иудео-урду и бенгальский . Сейчас в основном английский и иврит
Религия
иудаизм

Бывшие общины еврейских мигрантов и их потомков из Багдада и других стран Ближнего Востока традиционно называются багдадскими евреями или иракскими евреями. Они селились главным образом в портах и ​​вдоль торговых путей вокруг Индийского океана и Южно-Китайского моря .

Начиная с Империи Великих Моголов в 18 веке, купцы-торговцы из Багдада и Алеппо основали первоначально на иудео-арабском языке еврейские общины, говорящие , в Индии , а затем в торговой сети по всей Азии , следуя еврейским обычаям. [2] Они процветали при Британской империи в 19 веке, становясь англоязычными и ориентированными на Великобританию. [2]

Они превратились в тесную торговую и родственную сеть по всей Азии, при этом более мелкие общины Багдади возникли за пределами Индии в середине девятнадцатого века в Бирме , Сингапуре , Гонконге и Шанхае . [3] [4] Торговые посты Багдади были созданы по всей Юго-Восточной Азии и Океании, а семьи поселились в Малайзии , Японии , Индонезии и Австралии . [5] До Второй мировой войны эти общины привлекали скромный поток еврейских эмигрантов из Ирака , меньшее количество было выходцами из Сирии , Египта , Йемена , Ирана и Турции . [6]

Вторая мировая война принесла раздор в Индию , японскую оккупацию Бирмы , Гонконга и Шанхая , а затем быстрый конец Британской империи в Азии. Нарушенный войной, насилием при разделении Индии , растущим национализмом и неуверенностью в независимости как в Индии , так и в Бирме , начался исход в недавно основанное государство Израиль , Великобританию и Австралию . [2] Их старые торговые пути были перерезаны первой коммунистической победой в Китае , океанская торговля в Индии и Бирме была подавлена ​​постколониальной национализацией и торговыми ограничениями, евреи Багдади почти полностью эмигрировали к 1970-м годам. [7] Семьи багдадского еврейского происхождения продолжают играть важную роль в еврейской жизни, особенно в Великобритании , где такие семьи, как Сассоны и Рубены, пользуются большой известностью в бизнесе и политике. [8] [9]

происхождение Доколониальное

Хотя еврейские торговцы с Ближнего Востока пересекали Индийский океан со времен Древнего Рима , источники из Империи Великих Моголов впервые упоминают еврейских купцов из Багдада, торговавших с Индией в 17 веке. [10]

Карта Малабарского побережья, около 1672 года.

Индия была далеко не неизвестна еврейским купцам Ближнего Востока . Со времен Древнего Рима караванный путь из Индии заканчивался в Алеппо , а торговля пряностями связывала Басру , Йемен и Каир с Малабарским побережьем . [11] Однако именно персидскоязычные еврейские купцы, близкие торговые союзники евреев Багдада , Басры и евреев . Алеппо, первыми нанесли удар в центр Индии [12]

Как авантюристы, мистики и торговцы, они отправлялись в Индию со времен Средневековья в результате вторжений на субконтинент, предпринятых персидскоязычными правителями из нынешних Ирана и Афганистана . И персидские, и могольские источники сообщают о еврейских торговцах после вторжения Великих Моголов в Индию в 16 веке, предпринятого императором Бабуром . [12]

Они выросли и стали торговцами и придворными Великих Моголов. Еврейские советники при дворе Акбара Великого в Агре сыграли значительную роль в либеральной религиозной политике Акбара. [13] В Дели синкретический еврейский мистик Сармад Хасани был наставником наследного принца Дара Шико до того, как оба были казнены Аурангзебом . [14] было достаточно евреев На землях Великих Моголов , чтобы британские путешественники могли сообщить, что там были построены синагоги, но от которых не осталось никаких следов или еврейских записей. [12] Эта горстка евреев так и не создала постоянной общины, но оставила легенды и пути для будущих поселенцев изАрабоязычные страны. [15]

Записи о еврейских торговцах, путешествующих из Багдада, относятся к началу 17 века. Эти торговые аванпосты и возникающие сообщества мигрантов также стали свидетелями того, как евреи стали придворными правителей Великих Моголов . [15] Эти купцы широко странствовали по субконтиненту. Шалом Коэн, основавший общину Калькутты , был придворным ювелиром наваба Авада и отправился в Пенджаб , где носил тот же титул при дворе Ранджита Сингха, лидера сикхской империи . [16] Коэну, как позже вспоминала община Калькутты , даже была оказана честь ездить с навабом Авада на его личном слоне. [17]

Еврейская могила Багдади в Сурате, Гуджарат.

Первая постоянная торговая колония Багдади в Индии была основана в 1730 году в Сурате , после того как Британская Ост-Индская компания начала торговлю с Басрой в 1723 году. [18] В начале 18 века торговля между Басрой и Суратом росла, в то время как индийский порт был главной базой Британской Ост -Индской компании, пока она не перешла в Бомбей . Джозеф Сима из Багдада Сурата открыл синагогу и кладбище в 1730 году. [19] Община Багдади в Сурате росла, и к концу XVIII века около 100 евреев из Багдада , Алеппо и Басры составили иудео-арабоязычную торговую колонию Сурат . [20] Это должно было стать первым из ряда общин Багдади, простирающихся от Бомбея до Кобе , основанных в Азии .

Но примерно в начале 19 века, в ответ на тираническое правление Давуда-паши , османского губернатора Багдада , который преследовал, вымогал и заключал в тюрьмы ведущие еврейские семьи города, целые кланы начали пересекать Индийский океан в поисках безопасности. и удача в Азии . [21] Ошибка Давуда-паши заключалась в том, что иммиграция Багдади в Бомбей и Калькутту усилилась, когда ведущие семьи Сассуна , Эзры и Иуды отправились в Индию. [5] Этот эпизод преследований положил начало еврейской диаспоре Багдади, когда появились записи о том, что целые кланы покидали город в Бомбей , Калькутту , Алеппо , Александрию и Сидней . [5]

Еврейская жизнь в древних общинах Ближнего Востока в середине 19 века резко ухудшилась. [22] Погром и насильственное обращение евреев Мешхеда в 1839 году, страх, посеянный тремя кровавыми наветами в Алеппо между 1841 и 1860 годами, и вспышка чумы, сначала поразившей Багдад в 1831 году, а затем вернувшейся с местью в Басру и Багдад в 1841 году. поощрял еврейские кланы в приходящей в упадок Османской империи искать счастья в других местах. [23] [24] [25] [26]

Колониальная Азия [ править ]

Поскольку евреи, в основном из Багдада , Басры и Алеппо, прибыли в Индию в качестве торговцев вслед за португальцами, голландцами и британцами, то, что стало известно как багдадские общины, быстро росло. к середине XIX века торговля между Багдадом и Индией полностью находилась в руках евреев. Считалось, что [27] В течение одного поколения евреи Багдада основали производственные и торговые дома сказочного богатства, в первую очередь семьи Сассун, Эзра, Элиас, Белилиос, Иуда и Мейер. [28]

Дэвид Сассун, 1792–1864.

С ростом британской власти в Индии значение Сурата снизилось, поскольку контролируемые британцами Калькутта и Бомбей стали более важными в торговле. [20] Поселение Багдади переместилось сначала в Бомбей , а затем главным образом в Калькутту , тогдашнюю столицу Британской Индии и центр торговли джутом , муслином и опиумом . [20] Еврейские купцы из Алеппо , традиционно являвшегося концом исторического караванного пути из Индии , сыграли важную роль в основании еврейского кладбища Калькутты , открытого в 1812 году. [29] [ ненадежный источник? ]

Под влиянием иммиграции некоторых ведущих еврейских семей Багдада, спасавшихся от преследований Давуда-паши , в 1823 году была открыта первая синагога, заменившая небольшую молитвенную комнату, а в 1856 году, по мере быстрого расширения общины, последовала вторая. проживало более 1800 евреев-багдади В XIX веке в Калькутте . [20] была открыта третья синагога, которая должна была стать крупнейшей в Азии В 1884 году в Калькутте . [30] Евреи Багдади также жили и торговали в Чинсуре и Чандернагоре за пределами Калькутты. [5]

Рост известности Калькутты в колониальную эпоху совпал с ростом торговли опиумом с Китаем . Ост -Индская компания установила монополию на продажу индийского опиума в 1773 году, активно способствуя экспорту опиума в Китай , игнорируя запретительное законодательство цинского правительства . [31] Багдадские еврейские торговцы доминировали в торговле опиумом: большая часть ящиков с опиумом, проданных с аукциона у колониальных властей, экспортировалась в Китай багдадскими еврейскими купцами, которые конкурировали Марвари и парсами . за торговлю с торговцами [31] Семья Сассун в конечном итоге контролировала 70 процентов торговли опиумом из Индии. [26] Большие состояния были также заработаны на торговле индиго, шелком и муслином с Даккой , где евреи Багдади сотрудничали с бенгальскими купцами-мусульманами. [31]

еврейские общины Багдади в Индии Вокруг этих быстро развивающихся проблем начали формироваться , которые искали и привлекали еврейских иммигрантов со всего Ближнего Востока для работы на них. [2] После смещения центра британского правления из Бомбея в Бенгалию община Багдади в Бомбее поначалу отставала от общины, возникшей в Калькутте . Судьба общины изменилась, когда в 1833 году прибыл Дэвид Сассун и его семья. [32]

При поддержке семьи Сассун первая синагога открылась в 1861 году, а вторая — в 1888 году. [33] В отличие от Калькутты , население которой составляли в основном иракские евреи и сирийские евреи , еврейская община Багдади в Бомбее привлекла значительную еврейскую иммиграцию из персоязычных общин в Афганистане , Бухаре и Иране , а также еврейских семей из Йемена . Еврейских мигрантов привлекали со всего Ближнего Востока для работы на фабриках и коммерческих предприятиях семьи Сассун . [32] За пределами Бомбея община Багдади была основана в Пуне основал синагогу, школу и больницу , где Дэвид Сассун и на иврите . действовала типография [5] Присутствие Багдади также зафиксировано в Мадрасе . [5]

Анимированная карта, показывающая перемещение евреев Багдади по Южной и Восточной Азии.

Из Индии сообщество расширилось до Бирмы и портов Сингапура , Гонконга и Шанхая . Они были созданы вдоль опиумного маршрута, который пролегал между Индией и Китаем . [34] В Сингапуре старейшинами общины первоначально были сыновья Иезекииля Иуды из Калькутты . [35] Между тем, первым евреем- багдади , поселившимся в Бирме, был Азария Самуэль, прибывший в порт Ситтве на Бенгальском заливе в 1841 году. [36] Примерно в то же время два брата Иуда и Авраам Рафаэль Иезекииль поселились в Мандалае и работали бухгалтерами при бирманском королевском дворе. [34] С 1880 года община была создана на постоянной основе, торговый успех других багдадских евреев в торговле опиумом, тиком, джутом и торговых магазинах привлек других багдадских евреев в Мандалай , и общины возникли в Рангуне и Патейне . [36]

После запрета на торговлю опиумом в начале двадцатого века багдадские еврейские купцы инвестировали в продукцию из хлопка и джута как основные статьи экспорта. [31] Внезапный всплеск спроса на джутовые мешки с песком, строительные блоки для траншей на Западном фронте (Первая мировая война) , принес еврейским купцам Калькутты огромные состояния . [37]

На пике своего развития общины Бомбея и Калькутты находились в центре общинной сети родства, связанной портами Индийского океана и Южно-Китайского моря . Один наблюдатель описал общины евреев Багдади как «почти так же знакомых друг с другом, как евреи Манчестера с Ливерпулем». [38] Двигателями еврейской торговой сети Багдади были тесно связанные семейные фирмы, такие как «Дэвид Сассун и Ко» или «Братья Мейер», основанные сэром Манассией Мейером , с офисами и агентами, созданными членами семьи в каждом порту сети. [38]

До Второй мировой войны в Азии проживало более 11 000 евреев Багдади. [39] Накануне войны население Багдади в Калькутте достигло 3500, а в Бомбее — 3000. [40] На другом берегу Бенгальского залива в Бирме Рангун . и Патейн избрали еврейских мэров Багдади, а еврейское население Багдади достигло пика в 2500 евреев в 1930-х годах [36] Однако не все еврейские общины Багади той эпохи были созданы на постоянной основе: иудо-арабоязычная община в Сиднее была основана семьями, бежавшими от Давуда-паши и распустившими свою общину в 1890-х годах. [5]

Синагога Охель Лия , первоначально синагога Багдади в Гонконге.

Эти общины, основанные за пределами Британской Индии, евреями Багдади процветали во времена Британской империи и достигли пика численности незадолго до Второй мировой войны : 1500 человек в Сингапуре, 1000 человек в Шанхае и 150 человек в Гонконге перед Второй мировой войной . [40] Сингапурское сообщество — сообщество процветало под руководством сэра Менассе Мейера , а гонконгское под влиянием Э. Р. Белилиоса . [5] Оба были торговцами опиумом и участвовали в значительной благотворительной деятельности, открывая школы и синагоги. Сообщается также, что аванпосты Багдади были созданы в Кантоне и Тяньцзине . [5]

В то время как Сингапур , Гонконг и Шанхай были единственными поселениями Багдади, которые действительно превратились в крупные общины, помимо небольшого торгового форпоста, крошечные портовые поселения существовали в Малайзии , Индонезии и Японии как сателлиты более сильных общин в Индии , Бирме , Сингапуре и Китае. . [41]

На пути между Индией и Сингапуром находилась крошечная община Багдади на Пенанге с синагогой и еврейским кладбищем, основанная в 1870-х годах, но на протяжении большей части своей истории никогда не превышавшая 50 семей. [42] Южнее Сингапура , в Индонезии , а затем в Голландской Ост-Индии была основана крошечная багдадская община торговцев специями . в Сурабае на острове Ява , в 1880-х годах [43]

Дэвид Джозеф Эзра, багдадский еврейский купец и общественный деятель Калькутты, конец 19 века.

Самые отдаленные аванпосты Багдади, насчитывавшие никогда не более пятидесяти семей, были созданы в Японии, на самых дальних участках опиумного маршрута. Багдадские евреи из Ирака , Сирии и Египта , первоначально привлеченные уступками Дэвида Сассуна, обосновались в Нагасаки , Иокогаме и Кобе . [44] Единственной багдадской синагогой в Японии, объединявшей небольшие молитвенные группы, была Оэль Шеломо, открытая евреями из Алеппо в 1912 году. [44] Первоначально обосновавшиеся в Нагасаки и Иокогаме , багдадские торговцы после землетрясения 1923 года переехали в Кобе , который стал их центром. [45]

По мере консолидации имперских юрисдикций евреи Багдади оказались в пороговой ситуации в колониальной Азии . Их не считали ни индийскими, ни западными, ни азиатскими, ни европейскими, и они были партнерами как западных, так и индийских интересов. [46] Юридически они жили в подвешенном состоянии, их гражданство часто было неясным, поскольку они унаследовали политический порядок раннего Нового времени. [ нужна ссылка ]

До Первой мировой войны евреи Багдади по большей части формально были подданными Османской империи . Начиная с 1870 года лидеры общин начали агрессивное лоббирование у британских колониальных властей с целью регистрации в качестве европейских. [ нужна ссылка ] Им этого никогда не предоставлялось. [ нужна ссылка ] Не допускался, за немногими исключениями, и доступ в европейские клубы, которые были центром жизни европейских колониальных обществ по всей Азии. Евреям Багдади было отказано в доступе к европейским избирательным спискам в Индии. [47] Как аутсайдеры, так и инсайдеры, они яростно цеплялись за свою еврейскую идентичность. [47]

За пределами Индии евреи Багдади добивались легального статуса лиц, находящихся под защитой Франции или Великобритании, в Китае . За редким исключением самых богатых людей, британские правительственные чиновники регулярно это отрицали. Беспокойство по поводу их правового статуса возросло в преддверии Второй мировой войны . [47]

В результате евреи Багдади были полны решимости доказать свою лояльность британским властям на протяжении всего колониального периода. Еврейские купцы Багдади действовали в качестве конфиденциальных агентов Ост-Индской компании , предлагали помощь британским солдатам во время инцидента 1756 года, известного как « Черная дыра в Калькутте » , и, как многие иностранные и индийские купцы и махараджи, делали значительные пожертвования британской армии во время так называемой «черной дыры» в Калькутте. 1857 года» под названием «Индийское восстание . [30] «Боже, храни королеву » пели в честь далекого имперского государя в школах, основанных Дэвидом Сассуном , который сам никогда не говорил по-английски. [48] [26]

Культура Багдади [ править ]

Евреи Багдади, хотя и разбросаны по континентам, управляли сетью родства и доверия на торговых постах Индийского океана . Их тесно объединяли религиозные, языковые и семейные узы. В частности, браки связывали общины Багдади вместе. Невест, а иногда и женихов отправляли из одной общины в другую. Бизнес часто пересекался с семейными связями, создавая прочные альянсы. Синагоги, школы и специальные фонды создали сети поддержки, спонсируемые богатыми купцами. Эта сеть родства означала, что иудео-арабские общины, обычно основанные еврейскими мигрантами из тех же семей и кланов с Ближнего Востока , которые возникли в Бирме , Сингапуре , Малайзии и Китае , были тесно вплетены в общину Багдади. [34]

Раввин Шломо Твена из Калькутты, 1885–1913 гг.

Жизнь родственной сети Багдади на опиумном маршруте лучше всего видна на примере сэра Манассии Мейера . [36] Он родился в Багдаде в 1846 году и получил начальное образование в Калькутте , среднее образование в Сингапуре , прежде чем вернуться в Калькутту, чтобы изучить бухгалтерский учет, а затем переехать в Рангун , Бирма , чтобы основать малый бизнес. Оттуда он вернулся в Сингапур , наладил импортно-экспортный бизнес, основанный на опиумной монополии с Индией. В 1906 году он был посвящен в рыцари за заслуги перед Сингапуром , спонсировавшие строительство двух синагог и крупномасштабное строительство недвижимости. Однако на протяжении всего своего движения он твердо оставался в сети Багдади, говорящей на иудео-арабском языке . [34]

Маггид Мешарим, иудео-арабская газета Калькутты, 1890–1901 гг.

В этих общинах Багдади большинство имели иракское еврейское происхождение, но семьи из Сирии , Йемена , Египта , Афганистана , Ирана и горстка евреев-сефардов из Италии и Турции присоединились и ассимилировались с общиной Багдади. Для большинства это была просто восточная экспансия с тесно связанными моделями транснационального еврейского родства, торговли и обмена, которые существовали веками, переместилась с Ближнего Востока и Средиземноморья в колониальную Азию. В еврейском мире Ближнего Востока евреи Багдади считались авантюристами и предпринимателями. [39]

В отличие от евреев-ашкенази, отправлявшихся в Америку , которые, как правило, были бедны и презирались за это своими религиозными старейшинами, евреи Ближнего Востока, отправившиеся в Индию, включали некоторые из ведущих еврейских семей Багдада и считались уважаемыми фигурами, покровителями и покровителями. и спонсоры религиозной жизни в Ираке . [49] И семья Сассун , обосновавшаяся в Бомбее не позднее 1832 года, и семья Иуды, уехавшая в Калькутту в 1825 году, считались ведущими еврейскими семьями Багдада . [50] [51] Иезекииль Иуда, основавший две синагоги в Калькутте, был потомком Соломона Матука . [5]

Однако эти огромные состояния багдадских евреев обманчивы, когда речь идет о том, какой была жизнь подавляющего большинства общины. Далеко не богатые, они жили на грани бедности , работая разносчиками, владельцами ларьков, фабричными рабочими, рикшами и другими подобными профессиями. Евреи среднего класса спекулировали опиумом и выступали в качестве брокеров. [17] Между ведущими семьями багдадских евреев, такими как семья Эзра и семья Сассун , которые в этот период становились все богаче и более ориентированными на британцев, и остальной частью общины существовала огромная дистанция. [52] В политическом отношении евреи Багдада напоминали олигархию , где вся власть и полномочия представлять общину перед колониальными властями принадлежали ведущим семьям, как это было традиционно на Ближнем Востоке . [48]

Первоначально еврейские общины Багдади, возникшие в Индии. [53] сохранили тесные культурные и религиозные связи с Багдадом . Интеллектуальная жизнь была достаточно сильна в середине-конце XIX века, чтобы поддерживать печатную прессу в Индии на багдадском еврейском диалекте иудео-арабского языка . [54] Небольшие еврейские издательства Багдади , сосредоточенные в Калькутте, переводили литературные, исторические, религиозные и антимиссионерские трактаты на иудео-арабский язык , в то время как религиозные тексты также печатались на иврите . [55] Багдади Газеты и периодические издания на иудео-арабском языке , с некоторыми частями на иврите , также издавались в Индии . [56] Эта печатная пресса Багдади началась в 1855 году: при поддержке Дэвида Сассуна началось периодическое издание, в Бомбее обслуживающее торговую элиту общества. [54] К этому присоединились еще четыре багдадских иудео-арабских газеты и периодические издания в Калькутте . [54] Романы и литература европейских сионистских движений и движений Хаскала переводились на иудео-арабский язык в Калькутте . На рубеже 20-го века еврейская интеллектуальная жизнь в Калькутте, похоже, пошла на убыль. [55]

Рафаэль Эмануэль Белилиос, родившийся в Гонконге, а затем обосновавшийся в Великобритании, 1881–1922 гг.

В 20 веке Багдад пришел в упадок, и Британская империя стала более важной для багдадских евреев. Более богатые багдадцы переняли европейскую одежду и стремились получить британское образование для своих детей, в то время как более бедные багдадцы, особенно женщины, продолжали носить арабскую одежду. [55] Рост британского образования и работы в Британской империи привел к тому, что евреи Багдади обратились к английскому как к своему родному языку как ради международной торговли, так и ради культурного престижа в Индии . [54] В 20 веке евреи Багдади хотели ассимилироваться в колониальном европейском обществе и считаться культурно и этнически европейскими . Помимо религиозных обрядов, евреи Багдади начали перенимать элементы западноевропейского образа жизни. [55] Но Багдадцы оставались маргиналами в колониальном европейском обществе и на время правления Раджа были исключены из многих социальных клубов, которые ограничивали доступ европейцев . [55]

Такая вестернизация привела к закрытию всех иудео-арабских изданий в Индии к началу 20 века. [54] На смену им в Калькутте в 1920-х и 1940-х годах пришли три англоязычные общинные газеты, симпатизирующие сионизму . [55] В то время как многие из самых богатых семей Багдади оставались в стороне от сионизма в конце 19-го и начале 20-го века, средний класс общины основал сионистские ассоциации в Бомбее и Калькутте . [55]

В религиозном отношении евреи Багдада не обучали своих собственных раввинов , а искали руководства и решения по вопросам еврейского закона у раввинов Багдада, сохраняя традиции и ритуалы иракских евреев . [57] Проповеди вплоть до Первой мировой войны читались на иудео-арабском языке , после чего преобладающим стало использование английского языка . [57] После Первой мировой войны евреи Багдади начали обращаться со своими религиозными вопросами к главному сефардскому раввину Великобритании . [20] Обряды обрезания, обручения и защиты новорожденного сохранили иракские еврейские обычаи. [20] В 20 веке еврейские свадебные торжества в Багдаде постепенно стали менее ближневосточными и более европейскими по стилю. [58]

На протяжении всего этого периода ведущие еврейские семьи Багдади выступали в роли спонсоров еврейской религиозной жизни на Ближнем Востоке . [50] По всей Сирии и Ираку школы, синагоги, ешивы и благотворительные фонды поддерживались багдадскими еврейскими купцами из Бомбея и Калькутты . [50] Борющиеся общины на Ближнем Востоке искали поддержки у покровителей в Азии , например, когда Моисея Сассуна из Калькутты призвали ливанские евреи спонсировать строительство синагоги Маген Авраам в Бейруте . Почти все эти произведения были уничтожены после того, как начавшийся израильско-арабский конфликт привел к бегству и изгнанию этих древних еврейских общин на арабских землях. Сегодня сохранилась только иешива « Порат Йосеф» в Иерусалиме, основанная на пожертвования евреев-багдади из Калькутты.

упадок Постколониальный

Дом Мойзе Авраама Сассуна в Калькутте. Одна из величественных резиденций еврейской торговой элиты Багдади в начале 20 века.

Когда во время Второй мировой войны большинство багдадских евреев Бирмы , а также отдельные семьи со всей Азии , оккупированной японцами бежали из Бирмы , еврейское население Калькутты , сердца сети Багдади, увеличилось за счет беженцев и превысило 5000 человек. . [40] Небольшое количество евреев бежало после погрома Фархуда в Багдаде в в Бомбей 1941 году . Даже некоторые из ведущих еврейских семей Багдади, поселившихся в Британии, решили вернуться в Индию, поскольку Холокост положил начало резне европейских евреев. Несмотря на то, что Индия предложила это место убежища, Вторая мировая война стала началом конца старого мира Багдади.

Японская оккупация Бирмы , Шанхая , Гонконга , Сингапура и Индонезии привела к тому, что большая часть общины Багдади была интернирована японской армией. [59] Когда война закончилась, остальному багдадскому миру чудесным образом стало известно, что в самой Японии Рахмо Сассун, лидер крошечной багдадской еврейской общины в Кобе, умело вел переговоры с японскими властями, чтобы гарантировать, что ни один евреи не пострадали во время Второй мировой войны. . [60] Несмотря на это, единственная в Японии багдадская синагога в Кобе была сожжена во время американского воздушного налета. [44]

В самом сердце мира Багдади, в Индии, окончание войны положило начало краху старого порядка. В этот момент в Индии накануне независимости Индии были широко распространены этнические распри, политическое насилие и страх перед гражданской войной . Жестокий взрыв убийств и беженцев после раздела Индии усилил опасения Багдади за будущее. [30] Разрушенная войной, когда многие опасались, что Индия и Бирма станут коммунистическими или враждебно настроены по отношению к бизнесу, не находящемуся в руках Индии или Бирмы, после ухода британцев, община Багдади начала покидать Азию. [61] Между тем, на Ближнем Востоке создание государства Израиль и начало арабо-израильского конфликта положили начало исходу евреев из арабских и мусульманских земель . В Ираке , под давлением официальных преследований, к 1950 году почти вся древняя иракская еврейская община уехала в Израиль. [50]

Могила Дэвида Сассуна в Пуне, Индия.

Сначала ведущие семьи, а затем и остальная часть общины начали массово эмигрировать. Это положило начало непрерывному исходу из Бомбея и Калькутты . Более богатые последовали по пути семьи Сассун в Великобританию , в то время как более бедные были привлечены новым государством Израиль или ослаблением иммиграционных ограничений в Австралии . [62] Бомбей и Калькутта были сердцем мира Багдади, центрами торговли, культуры и общественной жизни. Когда они пришли в упадок, за ними последовали и отдаленные общины.

После войны имперская система и открытые границы, которые сделали возможным транснациональный мир Багдади, исчезли. В Шанхае победа коммунистов в гражданской войне в Китае в 1949 году положила конец торговым связям, от которых зависело сообщество. Те, кто бежал от японской оккупации, предпочли не возвращаться. К 1950 году община практически исчезла. Между тем, в Гонконге , несмотря на благоприятные условия британского правления , в результате эмиграции число евреев Багдади к 1960-м годам упало до менее чем 70.

В Бирме обретение независимости в 1947 году аналогичным образом наложило торговые барьеры и создало националистический режим, в котором евреи Багдади чувствовали, что им мало места. [39] В Сингапуре , где торговля с Китаем , Индией и Бирмой была заблокирована, еврейская община сократилась до 180 человек к 1960-м годам.

Последняя волна эмиграции, которая привела к фактическому вымиранию значительно сократившихся общин в Индии и Бирме , была вызвана волной постколониальных национализаций и торговых ограничений в Индии и Бирме в 1960-х годах. На выборах в Западной Бенгалии пришло правительство, в котором доминировала Коммунистическая партия Индии (марксистская). к власти в Калькутте в 1967 году менее 100 к 1970-м годам. [39] Тем временем в результате национализации в Бирме в 1960-е годы были закрыты синагоги и последний раввин покинул страну в 1969 году. [63]

Несмотря на столь стремительный упадок и рассредоточение еврейских общин Багдади, горстка отдельных багдадских евреев сыграет ключевую роль в новых независимых государствах Азии. Первый первый министр Сингапура . Дэвид Маршалл был евреем-багдади [64] В Индии генерал-лейтенант Дж.Ф.Р. Джейкоб , багдадский еврей из Калькутты, получил национальную известность как генерал-майор и начальник штаба индийской армии, разгромившей пакистанскую армию в Восточном Пакистане в Освободительной войне Бангладеш в 1971 году, а затем занимавший пост губернатора Индии. Индийские штаты Гоа и Пенджаб . [65]

Однако община Багдади никогда не считала их исход трагедией. В мемуарах, написанных еврейскими авторами Багдади, с любовью говорилось о Бирме , Сингапуре , Шанхае и Гонконге, а также о том факте, что в Индии они никогда не сталкивались с антисемитизмом , который считался уникальным сокровищем. [2] Сеть багдадских еврейских школ, как английских, так и еврейских, а также амбициозных по направленности, подготовила их к жизни в Британии или Израиле, а не в постколониальной Азии . Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что подтолкнуло, эти мемуары сосредоточены на том, что заставило багдадских евреев покинуть Азию , главным образом на ощущении того, что возможности, которые привлекли туда их предков, иссякли, и на Западе лежат новые блестящие призы. [2]

В начале XXI века общины Багдади в Индии и Бирме находятся на грани полного исчезновения. Однако небольшие багдадские общины в Гонконге и Сингапуре выжили, и багдадские синагоги все еще действуют в обоих городах, хотя сейчас их численность значительно превосходит их численность, особенно из Соединенных Штатов , Израиля , Франции и Соединенного Королевства, привлекаемых к бизнесу в современной Азии .

Сегодня синагоги и ассоциации, поддерживающие еврейские традиции Багдади, существуют в Великобритании , Израиле , Австралии и США . Но в исторических общинах Багдади в Азии только синагоги, первоначально основанные евреями Багдади в Гонконге и Сингапуре, продолжают проводить регулярные службы. [66] [67]

Багдадский еврей в Калькутте размышляет о своем наследии. Конец двадцатого века.

Семьи багдадского еврейского происхождения продолжают играть важную роль в еврейской жизни, особенно в Великобритании , куда ведущие семьи перебрались после Второй мировой войны . , обосновавшаяся в Лондоне, Семья Сассун пользовалась дружбой с Эдуардом VII, получила титул баронета и увидела, как Филип Сассон стал министром. [8] Между тем, другие семьи Багдади, такие как Рубенсы, сыграли важную роль в британской экономике , в то время как другие получили заметную известность в искусстве и журналистике, например Джерри Джуда и Тим Джуда . [68]

Кухня [ править ]

Традиционная еврейская кухня Багдади представляет собой гибридную кухню со многими арабскими , турецкими , персидскими и индийскими влияниями. [69] Известные багдадские блюда включают карри из говядины , багдадское бирьяни и багдадские еврейские паратхи . Также популярна багдадская версия курицы тандури (для приготовления курицы вместо сливок, используемых в обычном индийском рецепте, используется лимонный сок). Другие еврейские общины Багдади в Юго-Восточной Азии смешали свои оригинальные иракские еврейские блюда с элементами местной кухни.

Синагоги [ править ]

Общины Багдади в Азии до Второй мировой войны

Город Синагога Год открытия
Мумбаи Кнессет Элияху 1884
Мумбаи Белли Дэвид 1864
Калькутта Белли Дэвид 1884
Гонконг Охель Лия 1902
Пенанг Синагога Пенанга [70] 1926 год; Закрыт в 1976 г.
Пуна Охель Дэвид 1867
Шанхай Охель Рэйчел 1921
Сингапур Служить Аботу 1878
Сингапур Хесед Эль 1905
Янгон (Рангун) Мусмеа Иешуа 1896
Янгон (Рангун) Что Эл 1932 год; закрыт к концу Второй мировой войны

После Второй мировой войны более широкая багдадская и иракская еврейская диаспора.

Город Синагога Год открытия
Лондон Восточная синагога Охеля Давида 1959
Лос-Анджелес Конгрегация Кахала Джозефа 1959
Нью-Йорк Конгрегация Бене Нахараим 1983
Нью-Йорк Вавилонский еврейский центр 1997
Сидней Синагога Бет Исраэль 1962

Багдади Известные евреи

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Кюине, Виталь (1894). Азиатская Турция (на французском языке). Полет. 3. Париж. п. 66 . Проверено 11 июля 2016 г. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Муслея, Иезекииль Н. (21 июля 1975 г.). На берегах Ганги: пребывание евреев в Калькутте . Кристофер Паб. Дом. ISBN  9780815803133 – через Google Книги.
  3. ^ «Калькутта» , Еврейская виртуальная библиотека.
  4. ^ Музеон, Израиль (1995). Евреи Индии: история трех общин . Университетское издательство Новой Англии. стр.74. ISBN   965-278-179-7
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Сассун, Дэвид (ноябрь 2006 г.). История евреев в Багдаде . Саймон Валленберг Пресс. ISBN  978-1-84356-002-9 .
  6. ^ «Виртуальный еврейский тур по Индии» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 22 февраля 2015 г.
  7. ^ «Взлет и падение евреев Калькутты» , The Forward
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз, Дамиан (2 июня 2016 г.). Очарованная жизнь: Феноменальный мир Филипа Сассуна . Издательство ХарперКоллинз. ISBN  978-0-00-812761-9 .
  9. ^ «Послание раввина» (PDF) . www.kahaljoseph.org . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2018 года.
  10. ^ «Еврейские торговцы в Империи Великих Моголов» , Ишрат Илам, Труды Индийского исторического конгресса, том. 65 (2004), стр. 267–276.
  11. ^ В античной стране , Амитав Гош, 1992, стр.19.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Карп, Джонатан; Сатклифф, Адам (30 ноября 2017 г.). Кембриджская история иудаизма: Том 7, Мир раннего Нового времени, 1500–1815 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108139069 – через Google Книги.
  13. ^ Фишель, Уолтер Дж. (21 июля 2018 г.). «Евреи и иудаизм при дворе императоров Великих Моголов в средневековой Индии». Труды Американской академии еврейских исследований . 18 : 137–177. дои : 10.2307/3622197 . JSTOR   3622197 .
  14. ^ «Сармад Великолепно обнаженный еврейский мистик 17 века - журнал для планшетов» . tablemag.com . 16 декабря 2016 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б « Последние евреи в Индии и Бирме» Натана Каца и Эллен С. Голдберг» . Проверено 23 марта 2016 г.
  16. ^ «Вспоминая еврейскую Калькутту | Шаломе Аарон Коэн, член семьи-основателя · 03 известных члена общины и из нее» . Архивировано из оригинала 8 июля 2018 г. Проверено 8 июля 2018 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Певец, Исидор; Адлер, Кир (1916). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс.
  18. ^ Нововавилонская диаспора . Брилл. 28 августа 2017 г. ISBN  9789004354012 .
  19. ^ М. Аврум Эрлих (2009). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN  9781851098736 .
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Багдадские евреи Индии» .
  21. ^ Авраам, Исаак Силас (21 июля 1969 г.). «Происхождение и история евреев Калькутты» . Доу Сен – через Google Книги.
  22. ^ «Пасха в Багдаде» . 1 июля 2003 г.
  23. ^ «Алеппо» . jewishvirtuallibrary.org .
  24. ^ «Еврейская община Мешхеда» . Музей еврейского народа — Бейт Хатфуцот: «Бейт Хатфуцот — Музей еврейского народа» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 г. Проверено 9 июля 2018 г.
  25. ^ «Путешествия по Израилю – на английском языке» . выпуску . 5 сентября 2011 г.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Станский, Питер; Станский, профессор Питер (21 июля 2018 г.). Сассун: Миры Филиппа и Сивиллы . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300095470 – через Google Книги.
  27. ^ Бенджамин, Дж. (1859). Восемь лет в Азии и Африке: с 1846 по 1855 год. Издано автором . стр.118.
  28. ^ « Последние евреи в Индии и Бирме» Натана Каца и Эллен С. Голдберг» . www.jcpa.org .
  29. ^ «Еврейское кладбище в Калькутте/Калькутте» , блог Рангандатты
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Калькутта» . jewishvirtuallibrary.org .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Шодганга: хранилище индийских тезисов @ INFLIBNET» (PDF) .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Еврейская община Мумбаи-Бомбея» . Музей еврейского народа — Бейт Хатфуцот: «Бейт Хатфуцот — Музей еврейского народа» . Архивировано из оригинала 8 июля 2018 г. Проверено 8 июля 2018 г.
  33. ^ «Мумбаи» . Еврейская виртуальная библиотека.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чернеа, Рут Фредман (21 июля 2018 г.). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN  9780739116470 – через Google Книги.
  35. ^ «ВОСЕМЬ ЛЕТ НАЗИИ И АФРИКИ С 1846 ПО 1855 ГОД» . выпуску . Проверено 23 июля 2018 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чернеа, Рут Фредман (2007). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN  9780739116470 .
  37. ^ Иконы индийской промышленности . Книги Суры. ISBN  9788174786852 – через Google Книги.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дана, Лео-Поль (01 января 2010 г.). Предпринимательство и религия . Издательство Эдварда Элгара. ISBN  978-1-84980-632-9 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чернеа, Рут Фредман (21 июля 2018 г.). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN  9780739116470 – через Google Книги.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Маркс, Зак (24 октября 2013 г.). «Последние евреи Калькутты» . Нью-Йорк Таймс .
  41. ^ Купфер, Питер (21 июля 2018 г.). Ютай – присутствие и восприятие евреев и иудаизма в Китае . Питер Лэнг. ISBN  9783631575338 – через Google Книги.
  42. ^ «Пример еврейской диаспоры на Пенанге (1830-1970-е годы)» (PDF) .
  43. ^ Фридфельд, Л.; Метуди, Филипп (31 июля 2015 г.). Израиль и Китай: от Шелкового пути к шоссе инноваций . Издательство Партридж. ISBN  9781482851601 – через Google Книги.
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Евреи Кобе» . xenon.stanford.edu .
  45. ^ Фридфельд, Л.; Метуди, Филипп (31 июля 2015 г.). Израиль и Китай: от Шелкового пути к шоссе инноваций . Издательство Партридж. ISBN  9781482851601 – через Google Книги.
  46. ^ За пределами стратегий: культурная динамика в азиатских связях: культурная динамика . KW Publishers Pvt Ltd. 15 января 2014 г. ISBN  9789385714535 .
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сингх, г-жа Прия; Чаттерджи, г-жа Сучандана; Сенгупта, г-жа Анита (15 января 2014 г.). За пределами стратегий: культурная динамика в азиатских связях: культурная динамика в азиатских связях . KW Publishers Pvt Ltd. ISBN  9789385714535 – через Google Книги.
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чернеа, Рут Фредман (21 июля 2018 г.). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN  9780739116470 – через Google Книги.
  49. ^ Дешен, Шломо (21 июля 2018 г.). «Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме (обзор)». Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 26 (4): 192–194. дои : 10.1353/шо.0.0213 . S2CID   145588515 .
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Иегуда, Цви (28 августа 2017 г.). Нововавилонская диаспора: взлет и падение еврейской общины в Ираке, 16-20 века CE BRILL. ISBN  9789004354012 – через Google Книги.
  51. ^ Охеда-Мата, Майте (20 декабря 2017 г.). Современная Испания и сефарды: легитимизация идентичностей . Лексингтонские книги. ISBN  9781498551755 – через Google Книги.
  52. ^ Бетта, Кьяра (21 июля 2018 г.). «От жителей Востока к воображаемым британцам: евреи Багдади в Шанхае». Современные азиатские исследования . 37 (4): 999–1023. дои : 10.1017/S0026749X03004104 . JSTOR   3876534 . S2CID   145597159 .
  53. ^ Вейл, С. 2019 (ред.) Евреи Багдади в Индии: поддержание сообществ, согласование идентичности и создание сверхразнообразия , Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
  54. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Снир, Реувен (26 февраля 2015 г.). Кому нужна арабо-еврейская идентичность?: запрос, исключение и несущественная солидарность . БРИЛЛ. ISBN  9789004289109 – через Google Книги.
  55. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Израиль, Музеон (21 июля 1995 г.). Евреи Индии: история трех общин . УПНЕ. ISBN  9789652781796 – через Google Книги.
  56. ^ Леви, Литал (октябрь 2010 г.). «Мевассер (Калькутта)» . Энциклопедия евреев в исламском мире .
  57. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Вспоминая еврейскую Калькутту | Хахам Твена · 03 известных члена общины» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2016 г. Проверено 26 октября 2017 г.
  58. ^ «Заметка о еврейских свадьбах». Архивировано 30 июля 2018 г. в Wayback Machine , еврейская Калькутта.
  59. ^ Эрлих, М. Аврум (21 июля 2018 г.). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . АВС-КЛИО. ISBN  9781851098736 – через Google Книги.
  60. ^ «Рахмо_Сассун — еврейская община Кансай (город Кобе, Япония)» . jcckobe.org .
  61. ^ Камин, Дебра (3 апреля 2012 г.). «Детский проезд в Израиль для багдадских евреев Индии» (блог).
  62. ^ «Вспоминая еврейскую Калькутту» . jewishcalcutta.in .
  63. ^ https://books.google.com/books?id=PVCzxtaSCXAC&pg=PR8 В Бирме и Рангун , и Патейн избрали еврейских мэров Багдади, и в 1930-х годах население достигло пика в 2500 евреев. https://books.google.com/books?id=PVCzxtaSCXAC&pg=PR8
  64. ^ Грин, Дэвид Б. (12 марта 2015 г.). «Этот день еврейской истории, 1908 год: родился иракский еврей, который возглавит Сингапур» . Гаарец .
  65. ^ «Сумма его многих частей» . Журнал ОТКРЫТЫЙ . Июнь 2012.
  66. ^ «О нашей истории». Архивировано 4 января 2018 г. в Wayback Machine , Охейаллеа.
  67. ^ "ДОМ" . Singaporejews.com .
  68. ^ «Еврейский художник Джерри Джуда и распятие Святого Павла» . thejc.com . Проверено 23 июля 2018 г.
  69. ^ Купер, Джуди и Джон Купер. «Жизненный цикл багдадских евреев Индии», в книге « Еврейское наследие Индии: ритуалы, искусство и жизненный цикл» , (редактор) Шалва Вейл, Мумбаи: Публикации Марга [впервые опубликовано в 2002 году; 3-е изд.], 2009. С. 100–109.
  70. ^ «Евреи Пенанга» . История Пенанга . Проверено 18 августа 2022 г.
  71. ^ Джохари, Аарефа (26 апреля 2016 г.). «На фотографиях: Еврейская община Мумбаи Багдади, породившая братьев, возглавивших список богатых людей Великобритании» .
  72. ^ Вейль, С. 2022b. « Зигфрид Сассун и Сассоны» . Обзор Клэр Холл, стр. 52–3.
  73. ^ Хусейн, Рукия К. (2004). «Хваджа Исраэль Сархад: армянский купец и дипломат» . Труды Индийского исторического конгресса . 65 : 258–266. ISSN   2249-1937 . JSTOR   44144740 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1af98ac36d6448aab5b4f7bce4a9a75__1716216900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/75/c1af98ac36d6448aab5b4f7bce4a9a75.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baghdadi Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)